КПП Камаз 154 технические характеристики

Коробка передач КПП 154 для автомобиля КамАЗ

На грузовиках, произведенных в ПАО “КамАЗ”, используются различные модели коробок передач, которые отличаются по своему устройству и ключевым параметрам функционирования. КПП выполняют в автомобиле функцию передачи крутящего момента. В ходе работы механизма изменяются такие показатели, как величина и направление крутящего момента. Также происходит отсоединение силового агрегата от трансмиссии и отбор мощности для привода.

Современные автомобили КамАЗ имеют в своем оснащении обновленные версии механизмов, которые рассчитаны для двигателей с крутящим моментом в 1100 Нм. КПП 154 на автомобилях КАМАЗ представляют собой улучшенную версию механизмов, которые обладают повышенной износоустойчивостью, улучшенным управлением и мощностью.

Как устроена трансмиссия

Коробка 154 для автомобилей КамАЗ состоит из основной коробки с пятью ступенями и делителя с двумя ступенями (мультипликатор). Если рассматривать по отдельным составляющим механизмам, она будет состоять из следующих элементов: ведущий, промежуточный и ведомый вал; передача с шестернями; несколько синхронизаторов; муфта; картеры; привод.

Составляющие артикул комплектации 154.1700056
Вилка сцепления, картер сцепления: 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10
Крышка первичного вала: 14.1701039-50
Вилка выключения сцепления: 19.1601203-10
Вал вилки: 19.1601215
Рычаг вала вилки: 19.1601217-20
Обозначение кп без делителя: 154.1700150
Опора рычага переключения передач: 530-1702200
Фланец: 154.1701240
Делитель: 154.1770010-10
Первичный вал делителя: 154.1700044
Первичный вал кп: 154.1701027
Промежуточный вал кп: 154.1701048
Крышка подшипника вторичного вала: 154.1701201

Схемы КПП для автомобилей различных модификаций 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605:

  • Вариант при разгоне автомобиля выглядит так 1В-2В-ЗВ-4Н-4В-5Н-5В.
  • При движении по пересечённой местности и в случае передвижения по участкам с плохой проходимостью схема коробки передач 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.

Изменение передачи производится водителем только при отключении сцепления. Передача изменяется за счёт изменения положения рычага (возможно перемещение в позицию B или H).

Переключатель делителя размещен в левой части картера. Привод состоит из нескольких элементов: опорный механизм для рычага, уплотнительные кольца, реактивная тяга, ось с рычагом, изолятор.

Принцип работы КПП 154

При включении прямой передачи в механизме муфта с зубьями сразу обеспечивает соединение ведущих валов и устройства, преобразующего крутящий момент. В этом случае происходит перенаправление крутящего момента с сохранением его величины от силовой установки к КПП. Когда задействуется рычаг повышения передачи, осуществляется постановка зубьев на ведущий вал делителя при помощи синхронизаторов. Проходя через колёса, уменьшается крутящий момент, что приводит к увеличению количества оборотов. Представленный принцип работы повышает КПД работы автомобиля, способствует увеличению скорости грузовика и позволяет экономить топливо за счёт снижения его расхода.

Отличие КПП 154 от КПП 152

Модель КПП 154 представляет собой обновление модели 152. Среди ключевых положительных моментов новой трансмиссии выделяют:

  • Усиленный тип синхронизаторов.
  • Улучшенные механизмы фиксации шестерен.
  • Мультипликатор имеет более удобное управление.

Пневматическая система автомобиля КАМАЗ считается сложным устройством, для работы с которым требуется специально обученный человек. Ключевым отличительным элементом коробки передач 152 от новой версии служит применение в опорах валов подшипников конусовидной формы.

Технические характеристики

Среди основных ТТХ КПП 154 выделяют:

  • Механический тип, 3-ходовый, с 10 ступенями.
  • Установлен картер 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
  • Основные номера передач с их числами следующие: 1Н — 7,82; 1В — 6,38; 2Н — 4,03; 2В — 3,29; 3Н — 2,5; 3В — 2,04; 4Н — 1,53; 4В — 1,25; 5Н -1; 5В — 0,815; 3ХН — 7,38; 3ХВ — 6,02.

Обслуживание и ремонт

Чаще всего неисправности в грузовиках КАМАЗ возникают при изнашивании шестерёнок и подшипников, расположенных в КПП. За счёт активного движения и постоянного механического воздействия детали быстро перетираются и изнашиваются. При таком повреждении понадобится комплексная замена батарей, поскольку их ремонт не осуществить.

Основные признаки, указывающие на плохую работу КПП 154:

  • Отключение передачи без видимых причин.
  • Повышенный уровень шума и характерный стук при эксплуатации.
  • Трудности при запуске механизма.
  • Фиксация механизма в одной позиции без возможности его переключения.

Для ремонта коробки передач с делителем следует выполнить представленную ниже последовательность действий:

  1. Следует разобрать устройство.
  2. Провести осмотр для обнаружения дефектов.
  3. Заменить детали, пришедшие в негодность, отрегулировать параметры функционирования систем.
  4. Произвести замену масла в трансмиссии.
  5. В противоположной последовательности выполнить сборку.
  6. Выполнить тест-драйв для проверки исправности функционирования автомобиля.

При выполнении ремонта необходимо отрегулировать расстояние между крышкой с торца и механизмом ограничения хода, расположенным у клапана запуска делителя; настроить ход переключающего устройства и откорректировать его привод управления.

Для снятия стоит воспользоваться представленной ниже инструкцией:

  1. Слейте остатки обработанной жидкости из картера.
  2. Прочистите магнитный элемент в пробке.
  3. Опустите запаску.
  4. Отключите провод, отвечающий за работку лампочки контроля; трубки вентиляции; кронштейны, на которых крепится глушитель.
  5. Открутите гайки, фиксирующие фланцы.
  6. Ослабьте тройники хомута.
  7. Демонтируйте пневматический усилитель сцепления, а после этого отсоедините карданный вал.
  8. Снимите болты, фиксирующие стартер.
  9. Отодвиньте КП назад, спустите её на тележку, аккуратно уберите из-под автомобиля.

Процесс ремонта состоит из нескольких основных моментов:

  1. Снятие воздушного переключателя и крепежных болтов.
  2. Извлечение валика.
  3. Отсоединение вилки, отвечающей за изменение скорости.
  4. Снятие синхронизатора.
  5. Снятие вала и вилки сцепления.
  6. На поверхности крышки у заднего подшипника производится снятие фиксирующих элементов, а затем снятие крышки.
  7. Со стакана подшипника выполняется снятие шайбы, а затем разборка основных элементов.
  8. Удаление вала и самого подшипника из основной части делителя.
  9. Крепление в тисках лицевой части ведущего вала.
  10. Снятие стяжной и маслонагнетательной гаек.
  11. Демонтаж роликоподшипника, втулки и шестерёнок.

После этого проводится ремонт и замена элементов, затем собирается делитель. В противоположной последовательности производится сборка механизма. После завершения выполняется поверка автомобиля, которая проводится в режиме с нагрузкой и без нагрузки.

Как обслуживать КПП 154

Для обслуживания проводят регулирование привода переключения скорости, корректировку просвета в клапане активации делителя, периодическую замену масла.

  1. Изначально производится корректировка расстояния между торцом крышки и ограничителем хода. Для этого проверяют регулирование привода отключения сцепления, в случае необходимости его регулируют. Откручивают крепёжные гайки упора штока клапана. Контур четвертого привода подключается к прибору для измерения давления (в норме показатели давления повышают до 7-7,5 кгс/см). Полностью выжимают сцепление, упор штока должен соприкасаться с ограничителем. Образовавшийся зазор должен составлять от 0,2 до 0,3 мм, в таком положении он фиксируется. Шток с крышкой накрываются резиновым предохранителем.
  2. Этап проверки масла заключается в откручивании пробки и установке указателя в заливное отверстие до упора. Закручивать пробку не нужно.
  3. Процесс смены масла в грузовике КАМАЗ осуществляется не менее одного раза в год. Это правило работает в том случае, когда автомобиль проходит за год расстояние не более 90 тысяч километров. При работе в тяжёлых условиях с повышенной нагрузкой частота смены масла увеличивается. На этапе замены разогретое масло удаляется через специальные сливные отверстия. Пробки откручиваются, а магниты очищаются от загрязнений. Происходит чистка картера новым маслом, затем оно заливается в КПП 154. Двигатель при этом работает на нейтральной передаче 10 минут. После этого закручиваются пробки, а внутрь заливается смазка ТСп-1.5К. В заключительном этапе проводят проверку уровня жидкости. Если жидкости недостаточно, её доливают до отметки. Масло необходимо поддерживать в подогретом состоянии, поскольку это снижает его вязкость.

В чём разница между 154, 152 и 15 КПП КАМАЗ

Основное отличие заключается в опоре механизма, располагающейся в верхней части. Для КПП 154 используется переключатель делителя МПДП-1771010А. Новая модель коробки передач имеется в формате 154.1700051 и 154.1700056, которые отличаются по рычагам активации сцепления. В первом случае устанавливается прямой рычаг 19.1601217-10, а во втором случае используется изогнутый вариант 19.1601217-20. Выпускаются модели старого образца (15.1771010, 15.1771010-10 и 15.1771010-20), имеющие существенные визуальные отличия. Детали старого образца используются только в КПП 152.

Отличия КПП 15 от КПП 152 заключаются в следующем:

  • В новой модификации применяется упрощённая система управления делителем.
  • Увеличена высота зубьев для усиления шлицев.
  • Более простая пневмосистема, используемая для управления делителем. Она изготовлена из пластмассовых воздухопроводов.
  • Отсутствие шпона в креплении шестерёнок и промежуточного вала.
  • Исправлена ошибка, приводящая к автоматическому выключению 4 и 5 передач.
  • Использование более прочного подшипника в новой модели.
  • В новой версии производители увеличили зубчатый венец шестерни четвёртой передачи.
  • Разработчики удалили замковый механизм в шлицевом соединении вала с кареткой синхронизаторов на четвертой и пятой передаче.

Цена новой КПП модели 154 от завода ПАО КАМАЗ составляет 276 тысяч рублей, рекомендуется приобретаться у официальных дилеров или проверенных продавцов. Есть варианты от Ремзаводов, стоимость около 150 тысяч и капитально отремонтированные в районе 100-120 тысяч рублей. Все варианты есть у нас в каталоге, можете приобрести у нас.

Коробка передач модели 154

Коробка передач — это агрегат трансмиссии автомобиля, предназначенный для изменения передаточного отношения трансмиссии.

Коробки передач служат для передачи крутящего момента, изменения крутящего момента по величине и направлению, длительного отсоединения двигателя от трансмиссии и отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов.

Коробка передач модели 154 — механическая, трехходовая, десятиступенчатая, состоит из основного редуктора и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.

Коробка передач модели 142 — механическая, пятиступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.

Коробка передач модели 144 — механическая, пятиступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.

Коробка передач модели ЯМЗ-2392 — механическая, состоит из основного пятиступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.

Коробка передач модели ZF-16S151 — механическая, шестнадцатиступенчатая, состоящая из основной четырехступенчатой коробки с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки, и двухступенчатого планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.

Коробка передач модели 154

Техническая характеристика коробки передач модели 154

1Н — 7,82 4Н — 1,53

1В — 6,38 4В — 1,25

2Н — 4,03 5Н — 1,00

2В — 3,29 5В — 0,815

3Н — 2,5 ЗХН — 7,38

3В — 2,04 ЗХВ — 6,02

шариковые, роликовые конические однорядные

роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора

инерционного типа, пальчиковые, с латунными конусными кольцами

с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления

комбинированная. Все детали смазывается разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства

Читайте также  Как залить супротек в АКПП?

от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323; с правой стороны — от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой — от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала; специальная комплектация с отбором мощности от промежуточного вала.

Управление коробкой передач

механическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневмомеханическое преселекторное для делителя

Десятиступенчатая коробка передач модели 154 (рис. 3-10) состоит из основной пятиступенчатой коробки 43 передач и переднего двухступенчатого делителя 46 передач.

Основная пятиступенчатая коробка передач состоит из следующих основных узлов: картера 41 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 5, ведомый 42 и промежуточный 40 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 21 заднего хода; верхней крышки 25 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен делитель 46 передач.

Подшипники валов закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 10 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера делителя. Крышка 27 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 29 ведомого вала. В задней части крышки установлена манжета 32 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.

Рис. 3-10. Коробка передач десятиступенчатая модели 154: 1 — вал ведущий делителя; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала делителя, а) вариант с одной манжетой; 3, 9, 30 — прокладки регулировочные; 4 — подшипник передний роликовый ведущего вала; 5 — вал ведущий; 6 — гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 — муфта синхронизатора; 10 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 11 — роликовый подшипник; 18 — опора рычага переключения передач; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20 -шайбы упорные; 21 — блок шестерен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт со штифтом; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верхняя; 26 — прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника ведомого вала; 29 — роликоподшипник задний ведомого вала; 31 — червяк привода спидометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 36 — крышка подшипника; 37 — роликоподшипник; 40 — вал промежуточный; 41 — картер коробки передач; 42 — вал ведомый; 43 — коробка передач основная пятиступенчатая; 45 — прокладка уплотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выключения сцепления; 49 — вал вилки выключения сцепления.

В приливах правой стенки картера коробки передач выполнена расточка, в которую запрессована ось 19 (рис. 3-10) блока шестерен заднего хода. Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 24, привернутой болтом 23, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.

Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом. В нижней части картера в бобышки ввернута сливная пробка, в пробку вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле. С двух сторон картера имеются люки для установки коробок отбора мощности. Люки закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Люки выполнены по ГОСТ 12323. Допустимый отбор мощности по 22064, 97 Вт (30 л.с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.

В правой верхней части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.

Шестерни коробки передач скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.

Ведущий вал коробки передач (рис. 3-11) выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является игольчатый подшипник.

Детали 7, 8, 11 стянуты кольцевой гайкой 6, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала (рис. 3-10).

Рис. 3-11. Ведущий вал в сборе: 1 — вал первичный; 2 — кольцо; 3 — кольцо внутреннее с сепаратором и роликами подшипника; 4 — кольцо наружное подшипника.

Промежуточный вал 1 (рис. 3-12) выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы шестерни 2 и 3 третьей и четвертой передач и шестерня 4 привода промежуточного вала.

Рис. 3-12. Промежуточный вал в сборе: 1 — вал промежуточный; 2 — шестерня третьей передачи; 3 — шестерня четвертой передачи; 4 -шестерня привода промежуточного вала; 5 — втулка распорная; 6 — кольцо внутреннее с сепаратором и роликами подшипника.

Ведомый вал 16 (рис. 3-13) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом.

На переднем конце вала установлен подшипник 2, наружная обойма которого установлена в ведущий вал (поз. 4 на рис.3-11). Все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора. Шестерни 18 и 7 четвертой и третьей передач в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21. По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.

Рис. 3-13. Ведомый вал в сборе: 1 — кольцо упорное; 2 — подшипник передний роликовый;3 — синхронизатор IV и V передач; 4 — кольцо упорное; 5 — ролики подшипника IV передачи; 6 — втулка шестерни IV передачи;7 — шестерня III передачи; 8 — подшипник роликовый; 9 — синхронизатор II и III передач; 10 — шестерня II передачи; 11 — шестерня заднего хода: 12 — муфта включения I передачи и заднего хода; 13 — втулка шестерни I передачи; 14 — шестерня I передачи; 16 — вал ведомый; 17 — втулка шестерни заднего хода; 18 — шестерня IV передачи; 19 — пружина: 20 — втулка промежуточная; 21 — шпонка замковая.

Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.

Делитель передач (рис. 3-14) — механический редуктор, состоящий из одной пары цилиндрических шестерен, ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.

Осевой ход ведущего вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружной обоймой шарикоподшипника 4. На конце вала эвольвентные шлицы под пальчиковый синхронизатор двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе. Шестерня 8 ведущего вала вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы ведущего и ведомого валов основной коробки передач.

Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на сдвоенном роликовом подшипнике12.

Рис. 3-14. Делитель передач: 1 — прокладки регулировочные; 2 — вал ведущий; 3 — кольцо маслонагнетающее; 4 — шарикоподшипник; 5 — крышка задняя подшипника ведущего вала; 6 — крышка люка; 7 — синхронизатор делителя в сборе; 8 — шестерня ведущего вала; 10 — подшипник задний; 9 — подшипники шестерни ведущего вала; 11 — вал промежуточный; 12 — подшипник; 13 — вал вилки; 14 — вилка; 15 — сухарь вилки; 16 — рычаг вилки; а) вариант с одной манжетой.

Механизм (рис. 3-15) переключения делителя передач закреплен на картере делителя слева.

Рис. 3-15. Механизм переключения делителя передач: 1,5- винты установочные; 2 — корпус механизма переключения; 3 — крышка смотрового люка; 4 — контргайка; 6, 17 — кольца уплотнительные; 7 — крышка цилиндра; 10 — прокладки уплотнительные.

Рис. 3-16. Воздухораспределитель В2111-4: 1,2- крышка цилиндра; 3 — прокладка; 4 — золотник; 5 — упор; 6 — поршень; 7, 8, 9 — пружина; 10 — транспортная пластина; 11 — пробка; 12 — втулка воздухораспределителя; 14 — винт; 15 — корпус; 21, 22, 23, 25- кольцо; 24 -табличка.

Рис. 3-17. Пневматическая схема системы управления делителем передач: 1 — воздухораспределитель; 7, 38 (цвет синий), 40 (цвет белый), В (цвет синий), П (цвет белый) — трубка; 9 — болт; 12 — втулка трубки; 13 — лента спиральная; 15 — болт; 16, 17, 36 — гайка; 19, 22 — шайба; 24 — хомут; 34 — кран пневматический; Г — хомут.

Рис. 3-18. Редукционный клапан: 1 — корпус пружины; 2 — пружина впускного клапана; 3 — прокладка; 4 — клапан впускной; 5 — шток впускного клапана; 6 — корпус; 7 — гайка накидная; 8 — мембрана; 9 — шайба; 10 — крышка корпуса; 11 -пружина уравновешивающая; 12 — пробка; 13 — шайба регулировочная.

Характеристики и устройство коробки переключения передач КПП-154 для автомобилей КамАЗ

На грузовых машинах производства ПАО «КамАЗ» («Камский автомобильный завод») устанавливаются разные коробки переключения передач (КПП) для изменения передаточного отношения. Они передают крутящий момент, изменяют его по величине и направлению, позволяют отсоединять силовой агрегат от трансмиссионной системы и отбирать мощность на привод дополнительных узлов.

Современные грузовики оборудованы новыми механическими устройствами, разработанными для моторов с крутящим моментом 1100 Нм. КПП-154 на КамАЗ — более надежные, выносливые и управляемые агрегаты.

Устройство

Коробка передач КамАЗ-154 включает:

  • основную 5-ступенчатую коробку;
  • 2-ступенчатый делитель, или мультипликатор;

В разобранном виде устройство выглядит так:

  • ведущий вал;
  • шестерная передача;
  • синхронизаторы;
  • муфта;
  • ведомый вал;
  • промежуточные валы;
  • картеры;
  • привод.

Схема КПП на КамАЗ 154 для моделей 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605:

  • при разгоне — 1В-2В-ЗВ-4Н-4В-5Н-5В;
  • на пересеченной местности или при езде в сложных условиях — 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.

Переключение передач происходит только при отключенном сцеплении и подбирается перемещением кранового рычага в позицию В или Н с помощью распределительного золотника.

Переключатель делителя смонтирован на картере с левой стороны. Привод управления включает:

  • опору рычага переключения передач;
  • кольца для уплотнения;
  • реактивную тягу;
  • ось;
  • рычаг;
  • вибрационный изолятор.

Принцип работы

Как только включается прямая передача, зубчатая муфта жестко соединяет ведущие валы мультипликатора и коробки. От силовой установки к КПП направляется крутящий момент, не меняющийся по величине. При нажатии на рычаг повышающей передачи происходит фиксация зубьев синхронизаторами на ведущем валу делителя. Вращение проходит через колеса на промежуточный вал КПП, в результате чего передаваемый момент понижается, количество оборотов увеличивается.

Читайте также  Пежо партнер заливная пробка МКПП

Данный процесс способствует эффективности работы транспортного средства, увеличению скорости передвижения и экономии топлива.

Отличие КПП-152 модели от 154

КПП-154 — улучшенная модификация коробки передач 152 на КамАЗ. Основными преимуществами являются:

  • усиленные синхронизаторы;
  • усовершенствованные крепления шестерен;
  • улучшенное управление мультипликатором.

При этом сама пневмосистема управления делителем считается механизмом, характеризующимся сложным обслуживанием. Для проведения сервисных работ необходим специально обученный мастер.

Главное отличие КПП-152 от модели 154 — наличие подшипников конической формы в опорах валов.

Технические характеристики

Технические характеристики КПП-154:

  1. Тип — механическая 3-ходовая 10- ступенчатая.
  2. Картер сцепления — 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
  3. Номер передачи и передаточные числа:
    • 1Н — 7,82;
    • 1В — 6,38;
    • 2Н — 4,03;
    • 2В — 3,29;
    • 3Н — 2,5;
    • 3В — 2,04;
    • 4Н — 1,53;
    • 4В — 1,25;
    • 5Н -1;
    • 5В — 0,815;
    • 3ХН — 7,38;
    • 3ХВ — 6,02.

Габаритно-весовые параметры

Покупая коробку передач, необходимо знать, сколько она весит. КПП 154 состоит из 5-ступенчатой коробки и делителя, вес с делителем – 330 кг. Вес без делителя – 220 кг.

Объем всего устройства – 0,35 м³.

  • Ширина – 60 см
  • Длина – 50 см
  • Высота – 120 см

Обслуживание и ремонт

Самой распространенной проблемой в коробке является износ шестерен и подшипников. Детали постоянно находятся в движении, из-за трения изнашиваются. В таких случаях восстановить или отремонтировать КПП невозможно, элементы меняют на новые.

Признаки плохого функционирования КПП-154:

  • самопроизвольное выключение передачи;
  • повышенный шум и стук;
  • сложное включение механизма;
  • блокировка в одном положении.

Ремонт коробки с делителем включает 6 этапов:

  1. Разборка механизма.
  2. Выявление дефектов.
  3. Замена изношенных деталей или регулировка параметров.
  4. Замена масла трансмиссии.
  5. Сборка.
  6. Тест-драйв.

Во время проведения ремонтных работ регулируют:

  • величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя;
  • ход переключателя;
  • привод управления механизмом переключения.

Снимают КПП следующим образом:

  1. Сливают масло из картера.
  2. Очищают магнит пробки.
  3. Опускают запаску.
  4. Отключают провод выключателя контрольной лампы, вентиляционные трубки, кронштейны крепления глушителя.
  5. Отворачивают гайки крепления фланцев.
  6. Ослабляют тройники хомута.
  7. Снимают пневмоусилитель сцепления, затем карданный вал.
  8. Выворачивают болты крепления стартера.
  9. Отодвигают КПП назад, опускают на тележку и выкатывают из-под машины.

Ремонт КПП выполняют так:

  • снимают воздушный переключатель;
  • выкручивают крепежные болты;
  • извлекают валик;
  • открепляют вилку переключения скоростей;
  • снимают синхронизатор;
  • демонтируют вал и вилку выжимного устройства;
  • откручивают крепежи, которые удерживают на ведущем валу крышку заднего подшипника;
  • снимают крышку, демонтируют задний подшипник и вал;
  • откручивают опорную роликовую шайбу и болты стакана подшипника, снимают детали;
  • деревянным бруском выбивают вал, извлекают подшипник из корпуса делителя;
  • зажимают в тиски шлицевую часть ведущего вала;
  • откручивают стяжную гайку и маслонагнетательную гайку с вала;
  • снимают роликоподшипник, втулку и шестерни.

Затем выполняют ремонт или замену деталей, собирают делитель. Все операции по сборке осуществляют в обратной последовательности.

Испытания проводят в 2 режимах — с нагрузкой и без нее. При тестировании без нагрузки проверяют, как работает делитель, и включаются передачи.

Определение причин неисправностей коробки на КамАЗ

Наиболее часто возникающие проблемы КПП 154 и их возможные причины:

  1. Все передачи включаются с большим усилием: возможно, сцепление выключено не полностью
  2. Рычаг переключения передач двигается с большим усилием: недостаточное количество смазки или ее низкое качество
  3. Передачи со 2 по 5 включаются со скрежетом: износ частей синхронизатора/пониженное усилие вывода кареток
  4. Передачи в делителе включаются с ударами, посторонними звуками: высокое давление в пневмосистеме/разрыв мембраны редукционного клапана/неисправность синхронизатора
  5. Передачи переключаются без причины: поломка фиксаторов механизма переключения/износ лапок, вилок сухарей/сломался замок шлиц ведомого вала
  6. Передачи не включаются: поломка дистанционного привода/износ подшипников и шестерней
  7. Высокий уровень шума в КПП: поломка зубьев шестерен/износ сальников, шестерен/недостаточное количество смазки

Советы по выбору масла

Качественная смазка всех деталей коробки передач – залог длительного срока эксплуатации, точности в переключении передач. Трансмиссионные масла отличаются составом, а также назначением. Минеральные и синтетические масла принципиально отличаются изменением своих свойств от условий эксплуатации: синтетическое масло более стабильно, устойчиво к высоким и низким температурам, минеральное масло дешевле.

Производителем рекомендуется использовать масла класса API GL-3/4/5. Подойдут всесезонные масла SAE 80W-85, 80W-90, 75W-90. Хорошим вариантом будут синтетические или полусинтетические трансмиссионные масла, так как они обладают отличными смазывающими свойствами, не ослабляющимися даже при низких температурах.

Замена подшипников

Необходимость поменять подшипник КПП возникает при износе этой детали, который можно определить по следующим признакам:

  • шумы в двигателе
  • самопроизвольное отключение передачи
  • заклинивание подшипника при включении сцепления
  • шумы в КПП

Износ подшипников может привести к критическим поломкам всей КПП: если на подшипнике есть трещины, разломы, то шестерни могут заклинивать. Также это может привести к неисправности диска сцепления.

Как поменять подшипник на КПП 154

Рекомендуется производить замену этой детали в специализированном центре, однако при наличии навыков и нужных инструментов это можно сделать самостоятельно.

Необходимо иметь съемник для подшипника, фиксатор пружин, устройство для блокирования первичного вала.

Для замены нужно совершить следующие действия:

  • снять КПП
  • застопорить валы
  • вытащить подшипник из установочного гнезда
  • очистить от загрязнений гнездо и вал
  • поставить и опрессовать новый подшипник
  • смазать все трущиеся детали
  • заменить сальники привода

Другие модели КПП, устанавливаемые на КамАЗ

Коробки передач отличаются не только количеством скоростей, но и типом трансмиссии. Изначально на грузовики Камского АЗ устанавливались камазовские КПП 14 и 15, прототипы КП 142 и 152 соответственно. КП 14 имеет 5 скоростей, модель 15 имеет делитель и в два раза больше скоростей – 10.

Более современные версии КПП имеют синхронизаторы. От того, сколько синхронизаторов имеет КПП, зависит плавность переключения скоростей, иногда устанавливают столько же синхронизаторов, сколько передач, включая задние.

На армейские модели, например, 6350, устанавливается восьмиступенчатая КП 161.

Основные вариации КПП на КамАЗ – модификации серии 14 и 15.Также широко применяются импортные коробки передач ZF. В каталогах на сайте производителя можно узнать, какая именно модель коробки передач установлена на том или ином шасси.

КПП серии 14

Коробка передач КамАЗ-14 была одной из первых моделей, устанавливаемых на автомобили производителя. В настоящее время используется только на старых моделях, так как имеет низкую износостойкость. Отсутствие делителя лишает автомобиль с такой коробкой повышающей и понижающей скорости. 5 ступеней переднего и 1 ступень заднего хода.

Модель 141 – модернизация КП 14. Также пятиступенчатая, без делителя, но более износостойкая. Имеет ускоряющую передачу, позволяющую развивать несколько большую скорость, но с падением тягового усилия.

КамАЗ 142 одна из популярных моделей. На этой КП установлен синхронизатор 4 и 5 передачи, что позволяет делать переключение скоростей плавным, продлевает срок эксплуатации всей коробки за счет меньшего трения некоторых деталей.

Модель КПП 144 также имеет 5 ступеней, не оснащена делителем. Добавлены синхронизаторы, подшипники изменены на конические. Все это позволяет осуществлять эксплуатацию в сложных условиях, продлевает срок работы. Именно поэтому КП 144 применяется на военных моделях Мустанг.

КПП КамАЗ 161

КПП 161 устанавливается на КамАЗы 6350 Мустанг, также возможна установка на автомобили с двигателями 740.50-360 и 740.51-320.

Восьмиступенчатая коробка передач оснащена делителем, имеет планетарный тип демультипликатора. В ее составе также есть 4-ступенчатый редуктор.

КПП серии ZF

КПП ZF выпускается заводом «ZF KAMA» — совместным производством Камского АЗ и немецкой компании Friedrichshafen AG. Коробки передач ZF отличаются надежностью, имеют понижающие и повышающие передачи, что делает их отличным оснащением для грузовых автомобилей.

ZF-9S1310 используется на среднетоннажных грузовых автомобилях (65115, 53605 и т.д.). Она имеет 9 ступеней, демультипликатор. Также коробка может работать от резервного насоса с приводом от колес, в случае, если у ГУР возникла неисправность.

Цена нового КПП-154 от завода-изготовителя составляет 248 тыс. руб. Вторичный рынок автомобильной техники предлагает устройство после капитального ремонта за 90 тыс. руб.

Пользовались ли Вы КПП 154? Какие преимущества и недостатки Вы можете выделить?

Коробка переключения передач КПП-154 для автомобиля КамАЗ

Автотехника, выпущенная «Камским автомобильным заводом», комплектуется коробками переключения передач разных типов, наиболее удачной следует отметить модель КПП 154-1700056. Она обеспечивает подачу крутящего момента, регулировку последнего, помогает отключать силовую установку от трансмиссии автомашины и подавать мощность на разного рода вспомогательные цели.
КПП 154 КамАЗ разработана под тяговые характеристики, без труда переносит крутящий момент до 110 Н·м, и это обеспечивает ее широкое применение на грузовых машинах повышенной проходимости с колесной формулой 6х6. Конструкция коробки – десятиступенчатая, рассчитанная под сцепление однодискового типа. Является механической, есть делитель. Вес ее составляет 330 кг, а передаточные числа в пределах 7,82- 0815.

Используется на следующих моделях: 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605, 43114.

Как устроена трансмиссия

Основные ее составляющие – это пятиступенчатая коробка и двухступенчатый мультипликатор. При разборке от нее отсоединяются:

  • ведущий вал;
  • шестерная передача;
  • синхронизаторы;
  • муфта;
  • ведомый вал;
  • промежуточные валы;
  • картеры;
  • привод.

Возможность переключать передачи сохраняется, только если сцепление находится в выключенном положении, с этой целью кран-рычаг переводится в позицию В либо Н.

Компоненты привода управления:

  • рычажная опора, с помощью которой производится переключение;
  • кольца-уплотнители;
  • реактивная тяга;
  • ось;
  • рычажное приспособление;
  • виброизолятор.

Принцип работы КП 154

Когда включена прямая передача, происходит жесткое сцепление муфты с зубцами валов. Мотор передает на КП крутящий момент постоянной величины. Как только подается усилие на рычажную часть повышающей передачи, зубья фиксируются на делительном валу. Обороты поступают на промежуточный вал, происходит снижение полученного момента и рост частоты оборотов.

Это техническое решение позволяет более эффективно использовать автомобиль, повышает сего скорость и сокращает трату горючего.

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 43118, 65115, 4350, 43505, 5350, 53605

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 43118, 65115, 4350, 43505, 5350, 53605

Отличие КПП 154 от КПП 152

154-я представляет собой усовершенствованную модификацию 152-й. Среди ее первоочередных плюсов:

  • подверглись усилению синхронизаторы;
  • шестеренки фиксируются надежнее;
  • доработан контроль мультипликатора.

В то же время пневматическое управляющее приспособление – достаточно непростое в обращении. Поэтому к его техобслуживанию допустимо привлекать лишь подготовленный персонал.

Читайте также  Ремонт МКПП шкода октавия а5

Основная разница между описываемыми модификациями коробок – появление более продвинутой версии конусообразных подшипников в опорных участках.

Первое существенное различие заключается в приспособлении, переключающем передачи. Если присутствует МПП последних вариантов (МПДП 1771010А) – то это КПП 152 либо 154.

При этом нужно подчеркнуть: КП 154-й серии производятся в различных конструкционных вариантах, в том числе герметизированные. По наружному оформлению распознать версии можно по рычагам управления сцеплением – герметичная коробка оснащена рычажным приводом изогнутой формы.

Наряду с этим нередко встречаются МПП старых типов, их нетрудно опознать по трубкам, подключенным к делительному клапану. Подобного рода технические решения чаще свойственны коробкам 15 и 152 серий.

Поговорим чуть подробнее о различиях между коробками передач 15 и 152 серий. Характерная черта 152-й – менее громоздкий способ контроля делителя передач. Различия отчетливо видны по наличию трубок у 15-й версии.

  • в 152-й имеются укрепленные шлицы первичного вала делителя каретки и муфты синхронизаторов, кроме того, производитель сделал зубья крупнее;
  • заметное упрощение пневматики – присутствуют полимерные воздуховоды, причем на 152-й отсутствуют коробка фиксации воздуховодов и пара воздушных трубок.
  • промежуточный вал соединяется с шестеренками бесшпоночно при помощи увеличенного натяга;
  • в конструкции КПП 152 изготовитель убрал замковое соединение со вторичного вала, что позволило сделать коробку долговечнее.
  • приняты меры, чтобы исключить самопроизвольное отключение 4 и 5 передач. При этом характерно, что зубья на муфтах стали крупнее;
  • в конструкции КПП 152 предусмотрен подшипник повышенной прочности на основании вторичного вала;
  • заметно повышены несущие свойства шестерни 4-й передачи с помощью расширения ее зубчатого венца.

Необходимо также сказать, что нередко встречается точка зрения: на КПП 15 якобы допустимо устанавливать комплектующие от КПП 152 (причем обратная замена невозможна). Это мнение является ошибочным, потому что детали единой конструкции создаются комплексным методом, для применения в конкретных устройствах. По этой причине описываемая замена допустима исключительно в паре.

Технические характеристики

КПП КАМАЗ 154 является представителем механического типа коробок, это трехходовая десятиступенчатая модель.

7,82
6,38
4,03
3,29
2,5
2,04
1,53
1,25
1
0,815
3ХН 7,38
3ХВ 6,02

Обслуживание и ремонт

Наиболее характерная неполадка в работе – выход КП из строя вследствие изношенности ее шестеренок и подшипников. Они постоянно двигаются, трутся и поэтому постепенно возрастает их износ. Его устранить или провести локальный ремонт нет возможности, и эти детали следует заменить на новые.

Что должно насторожить вас:

  • самостоятельно выключаются передачи;
  • при работке оборудование стучит и шумит;
  • включить его затруднительно;
  • КП стопорится в одном положении.

Для того чтобы отремонтировать коробку с делителем, потребуется шесть последовательных операций:

  • Разбираем ее.
  • Устанавливаем причину выхода его из строя.
  • Заменяем неисправные компоненты и настраиваем.
  • Заменяем трансмиссионное масло.
  • Заново собираем.
  • Проводим испытательный запуск.

В процессе обычного ремонта следует отрегулировать размер отступа между торцевым краем крышки и ограничителем движения клапанного штока включения делителя. Кроме того, отрегулировать следует ход переключателя и контролирующий его привод.

Для того чтобы снять КП, следует выполнить следующие операции: сначала нужно слить масло из картера, зачем очистить пробочный магнит. После опустить запаску, отсоединить проводку выключателя контрольной лампы. Затем отсоединяются трубки вентиляции и кронштейны, которыми фиксируется глушитель. Отвинчиваем крепеж, скрепляющие фланцы. Отделяем пневмоусилитель сцепления и карданный вал. Вывинчиваем крепеж со стартера. После этого надлежит сдвинуть механизм, поместить его на тележку и вынуть из-под днища.

Последовательность ремонтных операций

Сначала снимается воздушный переключатель и вывинчиваются фиксирующие болты. Затем внимаем валик и отделяем вилку, с помощью которой переключаются скоростные режимы. Отделяем синхронизатор, а также вал и вилку выжимателя. Вслед за этим следует открутить крепеж, фиксирующий верхнюю панель тыльного подшипника. Убираем крышку, отделяем тыльный подшипник и вал. Далее пора отвинтить ролл-шайбу и крепеж подшипникового стакана. При помощи бруса из дерева вышибается вал, из самой силовой установки вынимается подшипник. Фиксируем в тисках шлиц, свинчиваем с последнего гайку-маслонагнетатель. Затем потребуется вынуть подшипник, втулку и шестерни.

После вышеуказанных операций производится ремонт и установка новых комплектующих и сборка — причем все приведенные выше этапы производятся в обратной последовательности.

Тестирование производится в 2 различных режимах:

  • при наличии нагрузки;
  • в разгруженном режиме.

Во втором случае производится проверка работы мотора и переключение передач.

Плановое ТО

Для обеспечения надлежащего ухода требуется регулировать приводное устройство переключателя скоростей и размер отступа в активирующем клапане, кроме того, надо регулярно обновлять масло.

Для того, чтобы отрегулировать зазор между торцевым краем крышки и ограничителем прохода клапанного штока, первым делом необходимо проверить, как отрегулирован привод, выключающий сцепления. Фиксирующие гайки на клапанном штоке, размещенные на толкающей части пневмоусилительного поршня, следует расстопорить и отвинтить. Контролирующий выход контура четвертого привода дополнительного тормозного устройства подключаем к манометру. Нужно добиться давления порядка 7-7,5 кгс/см.

Далее необходимо полностью выжать педаль сцепления. Клапанный упор подводим вперед, пока он не коснется поверхности клапанного штока. Образовавшееся пространство от торцовой части клапанной крышки до штокового ограничителя не следует в этом случае держать шире 0,3 мм. В этой позиции крепим шток гаечным крепежом и стопорим шайбами. Если уровень давления в четвертом приводе снизился до 6,2 кгс/см, то отступ надлежит сделать пошире – до 0,6 мм. Вслед за этим надо прикрыть шток и клапанную крышку предохранителем из резины.

Проверяем масло. Вынимаем заглушку из соответствующего отверстия, контрольный щуп протираем сухой и чистой ветошью или губкой и вставляем в горловину до упора щупа в резьбу.

Масло необходимо заменять каждые 12 месяцев – но только при условии, что автомобиль преодолевает не более 90000 км за этот срок. Однако если грузовик активно эксплуатируется, то замена понадобится в несколько раз чаще. По этой причине, решая вопрос об освежении смазки, надлежит ориентироваться не на советы изготовителя, а на фактическую интенсивность использования машины. Заменяемое масло высокой температуры выливают через специальные отверстия, размещенные снизу картеров самой коробки и картера делителя передач. Затем нужно удалить загрязнение с магнитов сливных коробок, а картеры промыть свежим маслом. Его наливают в КП, прокручиваемую на нейтралке примерно десять минут. Затем необходимо слить состав, закрыть отверстия для его слива и до самой высокой отметки наполнить КП специальной смесью ТСп-1.5К. Далее – продолжить прокручивать КП на нейтралке в течение пяти минут. После этого проверяем уровень – если он ниже нормы, то добавьте масла. При этом заливайте его непременно горячим, чтобы масло было как можно менее вязким.

Стоимость новой КПП 154 – 280 тыс. руб. В продаже имеются коробки передач, поставляемые ремзаводами по цене 150 тыс. руб., а также прошедшие капремонт — за 100-120 тыс. руб. Мы готовы предложить все 3 варианта.

КПП 154 с делителем для моторов Евро 2 3 4 5 КамАЗ 4350, 43505, 5350, 53605 и других

Описание

КПП КамАЗ 154 с делителем для моторов Евро-2 и выше, выполнена как пятиступенчатая коробка. Количество передач — 12: десять передних и две задних. Используется на большегрузных тягачах и самосвалах, на полноприводных грузовиках-вездеходах. Обозначается КамАЗ 65115 КПП 154 и для армейского авто — КПП КамАЗ 43114 с делителем.

КПП 154 устанавливается на автомобилях КамАЗ: 4350, 43505, 5350, 53605 и других.

Технические характеристики
Характеристика Значение
Серия 15
Тип КПП Механическая
Типы исполнения Однодисковое сцепление типа MFZ-430
*Бывает редкая модификация с двухдисковым сцеплением
Количество передач 10
Передаточные числа 7,82 – 0,815
Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м): 1100 (112)
Объем 0,35 куб.м.
Вес устройства 330 кг.
Габариты, Ширина x Длина x Высота, мм 600 x 500 x 1200

Модификации:
154.1700050
154.1700051
154.1700051-20
154.1700051-30

Иногда обозначается, как 154-1700056.

Коробка передач КПП ZF 16S1820 16 передач КамАЗ 6520, 6522, 65201, 5460, 6460, 6350, 6450

Коробка передач КамАЗ ZF 16S1820 серии Ecosplit с электропневматическим управлением и механическим делителем, третьего поколения с 16 скоростями.

КПП ZF 16S1820 устанавливается на:

КамАЗ 6520, 6522, 65201, 5460, 6460, 6350, 6450
MAN F2000, TGA, TGS, TGM, TGX, TGL
а так же DAF, IVECO, RENAULT

Технические характеристики

Максимальный входной крутящий момент, Н*м: 1600/1850
Передаточные числа, Н*м: 1 L-13,80 / S-11,54
2 L-9,49 / S-7,93
3 L-6,53 / S-5,46
4 L-4,57 / S-3,82
5 L-3,02 / S-2,53
6 L-2,08 / S-1,74
7 L-1,43 / S-1,20
8 L-1,00 / S-0,84
задний L-12,92 / S-10,80
Вес устройства *289 кг.(*Зависит от заправки маслом и типа упаковки)
Габариты, Ширина x Длина x Высота, мм 1100 x 500 x 500

1315051712
1341002074
1341002117
1341.002.089

Всё это модификации 16s1820, отличия минимальные.

КПП 152 с делителем КамАЗ ЕВРО 1 ЕВРО 2 КамАЗ 4326, 43114, 53205, 43118, 55111, 53215, 43253, 65115 и других

Коробка передач КамАЗ 152 с делителем состоит из пятиступенчатой кпп и двухступенчатого редуктора и является десятиступенчатой. На выходе получаем 10 передних скоростей и 2 задних. Применяется в автомобилях-тягачах, автопоездах и самосвалах. Является обновлённой усиленной моделью КПП 15.

КПП 152 устанавливается на автомобилях КамАЗ, включая ЕВРО -1, -2: 4326, 43114, 53205, 43118, 55111, 53215, 43253, 65115 и других.

Технические характеристики
Характеристика Значение
Серия 15
Тип КПП Механическая
Типы исполнения Под однодисковое сцепление (редко)
В основном под двухдисковое сцепление (двигатели КамАЗ евро-1, евро-2)
Под моторы ЯМЗ (в модификации)
Количество передач 10
Передаточные числа 7,82 – 0,815
Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м): 850 (87)
Объем 0,36 куб.м.
Вес устройства 296 кг.
Габариты, Ширина x Длина x Высота, мм 600 x 500 x 1200

Модификации:
152.1700025-40
152.1700027
152.1700027-40
152.1700028
152.1700050
152.1700071-82
152.1700075
152.1700075-30
152.1700250-60
152.1700250-70
152.1700275-20

Иногда обозначается, как 152-1700025.

Коробка передач ZF 9S 1310 КамАЗ 65115, 65116, 65117, 53605, 43114, 43118, 5308 и другие

Коробка передач ZF 9S1310 на КамАЗ, как правило, устанавливается на на шасси средней грузоподъемности и самосвалы.

КПП ZF 9S1310 можно встретить на КамАЗ: 65115, 65116, 65117, 53605, 43114/118, 5308 и другие.

Технические характеристики
Характеристика Значение
Передаточные числа, Н*м: 1 – 6.58;
2 – 4.68;
3 – 3.48;
4 – 2.62;
5 – 1.89;
6 – 1.35;
7 – 1.00;
8 – 0.75;
R – 8,97.
Вес устройства *230 кг.(*Зависит от заправки маслом и типа упаковки)
Габариты, Ширина x Длина x Высота, мм 1000 x 500 x 500