Как выбрать моторное масло для автомобиля?

Как выбрать моторное масло

Калькулятор расчета нормы расхода масла в двигателе

Расчет расхода масла двигателем. Онлайн калькулятор нормы угара масла на 100л и 1000 км

Подбор моторного масла для автомобиля всегда необходимо выполнять на основе требований его производителя, однако также стоит учитывать вязкость, соответствия стандартам, условия эксплуатации машины, температурный режим работы двигателя, ну и конечно, соотношения цены/качества выбранного вами бренда масла. Существует немало характеристик моторных масел, однако в общем случае можно не вникать в большинство из них для того, чтобы подобрать оптимальное в конкретном случае масло для двигателя автомобиля.

Вязкость моторного масла

Ответом на вопрос: “какое моторное масло лучше выбрать”, даже если учесть все требования, всегда регулируйтесь таким ответом — оригинал, а не подделка и по стоимости выше среднего.

Первое, что нужно учитывать, чтобы правильно выбрать моторное масло — рекомендации завода изготовителя. В мануале автомобиля всегда четко прописываются значения вязкости, стандарты, типы масел, которые допускается заливать в двигатель. Однако тонкость здесь заключается в том, что зачастую даже для одного мотора допускается использование масел с различными вязкостями.

Так как выбрать вязкость моторного масла для автомобиля на зиму, лето и межсезонье? В первую очередь необходимо понимать, что вязкость напрямую зависит от температуры и изношенности масла (пробега двигателя с ним). Поэтому, опуская подробности, можно сказать так — для зимы лучше подойдет маловязкое масло с подходящей низкотемпературной вязкостью (проще говоря — более жидкое). Например, 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30. В данном случае чем ниже первая цифра — тем на меньшую температуру рассчитан состав.

Если машина используется в средних или южных широтах, то имеет смысл подобрать масло для двигателя с большой низкотемпературной и высокотемпературной вязкостью. Например, 5W-40, 10W-30, 10W-40. Однако в данном случае подразумевается, что мотор имеет относительно небольшой пробег, поскольку в противном случае нужно ориентироваться и на высокотемпературную вязкость.

Для межсезонья выбор вязкости по большей части зависит от изношенности мотора, то есть, от второго числа. Так, чем оно больше — тем более густое масло в изначальном (неиспользованном) виде. Поэтому оптимальными вариантами будут 5W-30 или 5W-40.

Чем больше изношен двигатель (имеет большой пробег, например, 150…200 тысяч километров и более без капитального ремонта) — тем большую высокотемпературную вязкость должно иметь масло. Например, 5W-40, 5W-50 и даже 5W-60 (в последнем случае использовать подобный состав можно перед выполнением капитального ремонта).

Во многих современных двигателях (особенно европейских производителей) конструкцией предусмотрены тонкие масляные каналы, поэтому для них масла с высокой вязкостью не подойдут. Наоборот, для них нужно использовать средства наподобие 5W-20, 5W-30. И напротив, старые, например, советские машины, рассчитанные, в том числе, на использование минеральных масел старого образца вполне могут «кушать» вязкие масла, например, 5W-40, 5W-50, 10W-40, 15W-40, 15W-50 и им подобные.

Несколько слов о турбированных двигателях… Дело в том, что в процессе своей работы турбина разгоняется до очень большой угловой скорости, что приводит к ее значительному разогреву. Именно по этой причине все автопроизводители рекомендуют использовать для турбированных двигателей более вязкие масла, например, 0W-40, 5W-40, 5W-50, 10W-40. Это обусловлено тем, что масло в процессе своей работы разжижается, а рабочие каналы не забиваются продуктами его сгорания.

Стандарты соответствия

Выбор моторного масла всегда должен соответствовать международным стандартам, которые указывает в мануале автопроизводитель. Основные стандарты следующие:

  • SAE J300. Этот стандарт описывает вязкостные характеристики, описанные в предыдущем разделе. Указывает на низкотемпературную и высокотемпературную вязкость.
  • API. Этот стандарт описывает эксплуатационные характеристики. Актуальные бензиновые категории — это SJ, SL, SM, SN. Актуальные дизельные категории — CH-4, CI-4, CJ-4. Использование более современных категорий в двигателях допускается, однако обратное использование исключается. Обратите внимание, что большинство современных масел являются универсальными, то есть, их можно использовать и в бензиновых и в дизельных двигателях. Однако иногда можно встретить составы, специально предназначенные для того или другого типа мотора, и это разница будет как раз отражаться в API.
  • ACEA. Европейский стандарт. В мануале автомобиля четко прописывается, какие категории масел по нему допускается использовать в конкретном двигателе. Поэтому при подборе масла для двигателя нужно смотреть на маркировку этикетки, так как определенных моторов и систем выхлопа требуются специфические технические требования.

Типы масел

Все моторные масла делятся на три основных типа — минеральные, полусинтетические и полностью синтетические.

Минеральные составы — уже практически нигде не используются, ну разве что для мягкой промывки, так как они обладают наихудшими характеристиками и имеют большую вязкость. Из соображений рентабельности и технических показателей двигателей часто заливаются в старые автомобили (или моторы старых конструкций). Например, для ВАЗ-классики, «Москвичей», классических УАЗов и другой еще советской техники. Для автомобилей выпуска от 1990-х годов и моложе его лучше не использовать.

Полусинтетические составы — наиболее распространенный тип масел для двигателей машин у рядовых автовладельцев. Они обеспечивают оптимальные характеристики, такие как вязкость, пробег до очередной замены и цена. Поэтому, если в мануале автомобиля прямо не указано, что в двигателе нужно использовать синтетику, то наиболее оптимальным вариантом будет использование «полусини».

Синтетическое масло имеет наиболее прогрессивные показатели, обеспечивает не только максимальную защиту двигателя, но и длительный пробег. При подборе такого масла стоит детально ознакомиться с его эксплуатационными характеристиками и требованиями двигателя. В новенькую иномарку ничего кроме синтетики лить не стоит.

Масло для двигателя на газу

Специальное «газовое» масло

Владельцы машин с газобаллонным оборудованием (ГБО) зачастую интересуются вопросом — какое масло заливать в двигатель на газу? Многие производители моторных масел специально выпускают отдельные составы, которые, якобы, лучше приспособлены для работы с газом. Главный аргумент использования подобных составов — разница в температуре воспламенения газа и бензина в камере сгорания. Так, соответствующая температура у бензина составляет порядка +2000°С…+2500°С. У метана — +2050°С…+2200°С, а у пропана/бутана — +2400°С…+2700°С. Отсюда следует первый вывод — если двигатель работает на метане, то нужно использовать то же масло, что предписывается для бензина, и «не заморачиваться».

Что касается пропана и бутана, то многое зависит от примесей, находящихся как в масле, так и непосредственно в газе. В частности, при сгорании топливной смеси в камере сгорания при высоких температурах на стенках со временем может отложиться большее количество золы, что загрязнит двигатель. Многие современные автопроизводители выпускают машины, рассчитанные на использование малозольных масел. Задача таких смазочных материалов — снизить зольность в двигателе и обеспечить чистоту выхлопа. Аналогично можно поступить и в случае использования ГБО.

Однако тут существует две проблемы. Первая заключается в том, что малозольные масла можно использовать не во всех моторах, поэтому всегда нужно ориентироваться на допуски по стандарту ACEA, предписанные автопроизводителем. Энергосберегающие (малозольные) масла имеют обозначения С1, С2 и С3 (Low SAPS и Middle SAPS). Вторая проблема заключается в том, что малозольные масла стоят дороже, чем стандартные смазывающие составы. Поэтому их покупка ставит под сомнение использование ГБО как таковое.

Таким образом, ответом на вопрос о том, какое масло заливать с ГБО, будет следующим — то же самое, что и для бензина. Любое современное масло (если это не откровенный фальсификат) способно работать при повышенных температурах, особенно в краткосрочном режиме. Главное не забывать вовремя его менять.

Читайте также  Газоблок d400 или d500 что выбрать?

Производители масел

На полках автомагазинов представлена продукция различных производителей автомобильных масел, например — Shell, Mobil, Castrol, «Роснефть», «Лукойл» и многих других. Причем у каждого из производителей есть свои собственные линейки с особыми характеристиками масел, входящих в них. Какой бренд выбирать в конкретном случае — решать только автовладельцу. Однако есть несколько советов по этому поводу.

В частности, многие автолюбители, сталкиваясь с фальсификатом, обвиняют в плохом качестве бренд, под которым было выпущено то или иное масло, не подозревая о том, что у них в руках подделка. Поэтому, первое, о чем стоит упомянуть — выбирать того производителя, который максимально хорошо защищает свою продукцию. Соответствующие технологии постоянно развиваются, в частности, в настоящее время для проверки используются приложения на смартфоне, сайты производителя с проверкой одноразового кода на канистре, СМС-сообщения, ультрафиолетовые фонарики и так далее.

Импортные моторные масла могут выпускаться как на территории стран СНГ, так и за их пределами. Практика показывает, что в последнем случае количество подделок значительно меньше. Поэтому старайтесь покупать масла, выпущенные где-нибудь на территории Евросоюза, в Японии, США и других развитых странах. Информацию о стране-производителе можно найти на канистре в прямом или зашифрованном виде.

Как выбрать моторное масло: советы экспертов

Для многих водителей выбор моторного масла — задача непростая. Кто-то обращается за советом к друзьям или на интернет-форумы, а кто-то просто доверяет выбор специалистам СТО. Мы собрали популярные вопросы автолюбителей на эту тему и попросили экспертов компании «Лукойл» доступно на них ответить

В России официально представлены десятки автомобильных марок, сотни моделей и тысячи двигателей. И под каждый необходимо правильно подобрать масло, ориентируясь на многообразие допусков автопроизводителей и вязкостей моторных масел. Но все не так сложно, как кажется на первый взгляд, если просто ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, которые, в свою очередь, базируются на двух основных моментах: тип двигателя и температура окружающей среды.

ВЯЗКОСТЬ

В обозначение вязкости масла по SAE входят две цифры. Первая, рядом с буквой W, обозначает низкотемпературную вязкость (0W, 5W, 10W, 15W, 20W). Чем ниже этот показатель, тем при более низкой температуре можно завести двигатель. В средней полосе России достаточно класса вязкости 5W-X, но в районах Крайнего Севера, где температура может опускаться ниже –30° С, рекомендуется использовать масло с классом вязкости 0W-X.

Вторая цифра в обозначении класса вязкости — это высокотемпературная вязкость (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60). Двигатели различных автопроизводителей имеют самые разные требования к этому параметру. Некоторые конструкционно рассчитаны под маловязкие масла, как, например, японские и корейские автомобили. А некоторые, наоборот, требуют применения масел с вязкостью XW-40. В любом случае при выборе класса вязкости необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя.

КАК РАЗОБРАТЬСЯ В «СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ» И «ОДОБРЕНИЯХ»?

Автопроизводители могут иметь самые разные требования к маслам. Европейские и американские зачастую имеют собственные допуски на масла и разрешают заливать в свои двигатели только продукцию, получившую одобрение и прошедшую тестирование в независимых или собственных лабораториях. Японские, китайские и корейские автопроизводители не имеют собственных допусков для моторных масел, но требуют наличия соответствия требованиям международных классификаций API или ILSAC.

Чтобы получить допуск автопроизводителя, необходимо провести ряд стендовых и моторных испытаний в независимых лабораториях. На основе успешных испытаний выдается допуск на масло, подтверждающий уровень эксплуатационных свойств, и автомобильная компания вносит масло в список официально одобренных. Наличие официального одобрения от автопроизводителя гарантирует исправную работу масла в двигателе. Если какая-либо поломка все же произошла, и ее причиной стало именно масло, заявленное как одобренное, то автопроизводитель обязан компенсировать расходы на ремонт.

МАСЛО ПЕРВОЙ ЗАЛИВКИ И СЕРВИСНОЙ ЗАЛИВКИ

Первое масло в двигатели автомобилей заливают на сборочном конвейере и, как правило, требования, которые автопроизводители к нему предъявляют, выше, чем к маслам сервисной заливки. Такие масла обладают меньшей вязкостью, чтобы излишне не препятствовать «сглаживанию» трущихся поверхностей при обкатке и стендовых испытаниях двигателя. После того как мотор обкатан, он с залитым маслом отправляется на сборочную линию.

Масло, которое попадает в двигатель при его гарантийном обслуживании, принято называть маслом сервисной заливки. Многие считают, что необходимо использовать исключительно оригинальные моторные масла в таре с этикеткой автопроизводителя. Однако стоит отметить, что сейчас ни одна автомобильная компания не занимается самостоятельным производством масел, а прибегает к помощи специализированных компаний. Поэтому масло в фирменной упаковке отличается лишь логотипом на этикетке и завышенным ценником. Соответственно, при замене масла можно использовать продукт любого бренда при наличии необходимого допуска и уровня эксплуатационных свойств, рекомендуемых автопроизводителем в руководстве по эксплуатации к автомобилю.

МАСЛО В ПОСТГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД

В постгарантийный период, когда пробег автомобиля может достигать более 100–200 тыс. км, в первую очередь увеличиваются зазоры между стенкой цилиндра и поршнем. Если продолжать использовать маловязкие масла, то создаваемой толщины масляной пленки может оказаться недостаточно, и будет происходить прорыв газов сгорания в масляный картер. В этой связи, имеет смысл перейти на более вязкие масла, которые будут обеспечивать большую толщину масляной пленки и продлят жизнь двигателя.

КАК ЧАСТО МЕНЯТЬ МАСЛО?

На вопрос «Когда менять масло?» нельзя ответить однозначно, поскольку этот момент зависит от большого количества факторов — от условий эксплуатации до качества топлива. В руководстве по эксплуатации автомобилей, как правило, приведены несколько заниженные цифры — до 15 тыс. км. На самом деле качественные масла от крупных компаний, имеющие официальные одобрения автопроизводителей, вполне могут проработать гораздо дольше. Поэтому ничего страшного не произойдет, если затянуть с заменой масла на 500–1000 км. Но делать этого все же не следует, так как в случае поломки автопроизводитель имеет право отказать в гарантийном ремонте.

Большое влияние на ресурс моторного масла оказывает режим, при котором эксплуатируется автомобиль

ИТОГИ

Итак, для того чтобы самостоятельно правильно подобрать моторное масло, нужно выполнить следующие действия:

  1. Проверить руководство по эксплуатации своего автомобиля и найти раздел с требованиями к маслу.
  2. В зависимости от типа двигателя и режима эксплуатации определить требуемый уровень свойств моторного масла.
  3. Выбрать класс вязкости масла по SAE в зависимости от температуры окружающей среды, в которой эксплуатируется автомобиль, и пробега автомобиля.
  4. Выбрать желаемый бренд масла, внимательно изучить заявленные уровни свойств, допуски и соответствия требованиям автопроизводителей.
  5. По возможности проверить наличие у производителя масел лицензий и одобрений онлайн или запросить официальные документы.

Моторное масло: как выбирать и когда менять. Советы экспертов ЗР

Какое масло мне годится?

Если кратко, то использовать можно только моторные масла, которые рекомендованы производителем автомобиля. Эти сведения содержатся в инструкции по эксплуатации. Самые важные параметры — группа вязкости и класс качества масла. Любые рекомендации масленщиков носят характер вторичных.

Вязкость и цифры

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре или банке — это классификация вязкости по SAE. Два числа, разделенных буквой W, обозначают, что масло всесезонное. Именно всесезонные чаще всего и выпускают.

Читайте также  Infiniti g25 или mazda 6 что выбрать?

Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, у масла 0W‑40 нижний температурный порог равен —35ºС, а у 15W‑40 он составляет —20ºС. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100ºС. Так, для «тридцатки» вязкость может меняться в диапазоне от 9,3 до 12,5 сСт (сантистокс — единица измерения вязкости), для «сороковки» — от 12,5 до 16,3 сСт. Если производитель допускает вилку параметров (например, 5W‑30 или 5W‑40), то для новых машин лучше брать 5W‑30: немножко выиграем в расходе топлива. А для пожилых — 5W‑40. Почему так? У новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники нормально работают и при меньшей вязкости. А вот при больших износах несущую способность компенсируют ростом вязкости.

Качество и буквы

О классе качества масла говорят обозначения SM, SN, СJ, CF.

Так обозначают качество масел согласно американской классификации API. Этот индекс состоит из двух букв. Первая определяет тип двигателя: S (Service Station) — бензиновые двигатели, или C (Commercial) — дизели.

Вторая (от A до N) информирует об уровне эксплуатационных свойств. Обозначение может быть «дробью», тогда масло подходит для бензиновых и дизельных двигателей.

Чем дальше последняя буква от начала алфавита, тем лучше масло. Сегодня самый высокий класс — SN/СF. Это масло можно использовать вместо любого другого.

А прочие буквы?

Обозначения вроде АСЕА А3/В4 также говорят о качестве масла, но по другой классификации — европейской.

Часто они полностью дублируют классификацию по API. Например, обозначения А3/В3/В4 равнозначны индексам SN/CF классификации API. Существует еще японско-американская классификация ILSAC, и градация качества, которую ввело министерство обороны США, — MIL-L, и даже российский ГОСТ. Но таких обозначений уже практически нигде не найти.

Надписи: авансы и реальность

Производители любят сообщать потребителю, что их масла подходят для автомобилей известных концернов. Об этом говорят надписи на упаковках с упоминанием популярных марок. Однако следует четко различать стиль подобных заявлений.

Слово meets (или российское «соответствует») сообщает, что масло полностью отвечает требованиям конкретного производителя автомобилей (например, Meets: Porsche). Возможно, так и есть, только это заявление изготовителя масла, а вовсе не автопроизводителя. Это такой хитрый рекламный ход.

А слово approved (одобрено, проверено) свидетельствует о том, что автопроизводитель провел испытания этого масла и официально разрешил заливать его в двигатели своих машин. Проверить правдивость подобного утверждения несложно: достаточно зайти на официальный сайт автопроизводителя и уточнить, выдавал ли тот одобрение. Но даже известные маслопроизводители порой стараются экономить на подобных испытаниях (это миллионы долларов), а потому частенько получают одобрение только на одно масло, а в рекламных проспектах мы читаем, что статус approved якобы получила вся гамма. Поэтому для верности каждую линейку следует проверять отдельно.

Название

Какой бренд предпочесть? Мы советуем только те продукты, чье качество подтверждают наши экспертизы.

Часто отечественные масла известных марок выглядят на уровне иностранных брендов — ведь при их производстве используют современные базовые масла и пакеты присадок. К сожалению, наиболее распространенные марки чаще подделывают. Не слишком раскрученные, но заведомо качественные бренды в этом плане надежнее.

«Скользкая» тема: как выбрать моторное масло

Тема моторного масла — в буквальном смысле самая скользкая среди всех автомобильных, всегда вызывающая горячие споры. Практически у каждого автомобилиста есть собственное мнение на этот счёт, основанное либо на личном опыте, либо на информации из Интернета, рекламе масел или знаниях «гаражных гуру». В этой статье мы рассмотрим основные критерии выбора масла, разберём популярные мифы и заблуждения.

Базовые масла и «синтетический маркетинг»

Даже далёкому от автомобилей человеку знакомы термины «минеральное», «полусинтетическое» и «синтетическое» масло, настолько прочно они вошли в обиход. Что за ними стоит? Удивительно, но на сегодняшний день — почти ничего, кроме маркетинга.

В 1999 году между корпорациями Castrol и ExxonMobil возник спор из-за надписей «Fully Synthetic» на канистрах с «не совсем синтетическим» маслом. Точку в конфликте поставило Национальное бюро по рекламе США, решив, что «синтетический — это маркетинговый термин, а не описание химического состава». Сегодня этим подходом руководствуются все производители масел.

Любое моторное масло состоит из так называемого базового масла и присадок в соотношении примерно 80/20. Базовые масла делятся на 5 групп, в зависимости от технологии производства и характеристик.

Масла, не вошедшие в группы I–IV

Группа I — минеральные базовые масла, получаемые простой вакуумной перегонкой мазута (одной из фракций нефти). Отличаются большим количеством серы и слабой окислительной стабильностью, быстро теряют свойства и работают в узком диапазоне температур.

Группы II и III — продукты дальнейшей переработки минеральных масел первой группы. Специальная обработка водородом (гидроочистка, гидрокрекинг, гидроизомеризация) даёт им хорошую окислительную стабильность и улучшает низкотемпературные свойства. Друг от друга отличаются индексом вязкости.

Производители активно смешивают базовые масла групп I, II и III, называя получившиеся продукты то «минеральным» маслом, то «полусинтетическим» — в зависимости от соотношения базовых масел и стоимости присадок. Масла на основе третьей группы часто именуют и «синтетическими», несмотря на изначально минеральную базу. По сути, название указывает не на реальный химический состав масла, а на его положение в линейке производителя.

Группа IV — синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Отличаются широким температурным диапазоном и высокой окислительной стабильностью, но имеют ряд недостатков. В них плохо растворяются присадки, они «не дружат» с резиновыми сальниками и очень дороги в производстве. Поэтому синтетические масла исключительно на основе ПАО никто не производит, это всегда смесь с базовым маслом одной из трёх первых групп.

К группе V относятся все остальные базовые масла, не вошедшие в первые четыре группы. Среди них — масла на основе сложных эфиров, так называемые «эстеры» (калька с английского «ester» — эфир). Это полностью синтетическая база, во многом превосходящая ПАО, образующая прочную масляную плёнку на металлических деталях благодаря полярности молекул. Но, как и в случае с ПАО, масла только на базе «эстеров» никто не производит, это слишком дорого; обычно их смешивают с базовым маслом третьей группы.

Доля синтетической базы в составе «полностью синтетического» моторного масла не превышает 30–40%, а может и полностью отсутствовать! В составе «полусинтетического» — тем более.

Производители не раскрывают, какие базовые масла входят в состав того или иного продукта, поэтому ориентироваться на их названия нет смысла. Важнее другие, «не маркетинговые» характеристики масел: вязкость и спецификации.

Вязкость

Одна из базовых характеристик моторного масла — его вязкость, обычно она указана на этикетке большими цифрами и хорошо заметна. Вязкость отражает способность масла сохранять текучесть при разных температурах, оставаясь при этом на трущихся деталях двигателя и обеспечивая их смазывание.

Традиционно вязкость масла указывают согласно международной классификации SAE. Сегодня практически все моторные масла являются всесезонными и маркируются сдвоенным номером, например 0W-20, 5W-30, 10W-40 и др. Первая цифра обозначает низкотемпературную вязкость, вторая — высокотемпературную, буква «W» (winter) — возможность использования зимой.

Читайте также  Rangergrip 79 или forester что выбрать?

Самое важное, что нужно знать рядовому автолюбителю о вязкости — она должна соответствовать рекомендациям производителя автомобиля, ведь система смазки двигателя проектируется под определённые параметры масла. Не нужно думать, что производитель специально рекомендует «не ту» вязкость.

Желание экспериментировать с вязкостью обычно вызвано распространёнными мифами.

Миф 1: «Я езжу быстро, и мне нужно „спортивное“ масло с высокой вязкостью».

Двигатель спроектирован с определёнными зазорами в трущихся парах, диаметром масляных каналов и производительностью масляного насоса — в расчёте на определённую вязкость масла. Высоковязкое масло не сможет эффективно проникать в пары трения, если двигатель не рассчитан на это. В итоге такая «забота» о своей машине приведёт к печальным последствиям.

Миф 2: «У меня старая машина, и рекомендации производителя устарели, ведь в то время ещё не было новых современных масел».

Да, не было, поэтому двигатель и не рассчитывался под их эксплуатацию. Попытка «осовременить» старый двигатель новым маслом (например, энергосберегающим) может привести к внеплановому обновлению всего автомобиля.

Рекомендуемая вязкость обычно указана на масляной крышке двигателя, на специальной наклейке под капотом и в инструкции автомобиля. Отходить от указаний производителя можно всего в двух случаях:

1. Температура воздуха в вашем регионе бывает ниже, чем допустимо для рекомендованной вязкости.

Если производитель рекомендует для вашей машины масло 10W-30, но в ваших краях зимой случаются морозы «под тридцатку», то в зимнее время нужно использовать масло с меньшей низкотемпературной вязкостью.

Низкотемпературная вязкость

Допустимая температура, °С

Как выбрать моторное масло для легкового автомобиля

На рынке представлено огромное количество моторных масел. Да еще и каждый год появляются новые производители. Все они говорят о том, что их продукция лучшая. Но кому верить? Чтобы не навредить двигателю, следует ориентироваться не только по качеству, но и по типу моторных масел. Проблема еще и в том, что хороших производителей часто подделывают. Поэтому подходить к вопросу нужно серьезно. Ведь от этого напрямую зависит правильная работа всех элементов двигателя.

Назначение

Если говорить коротко, масло служит для смазки. Оно обволакивает все трущиеся детали, защищая их от преждевременного износа и коррозии. Но у масла есть и другие функции. Например, оно хорошо охлаждает систему и впитывает часть продуктов сгорания. Когда приходит время замены, вся эта грязь из двигателя успешно удаляется. В первую очередь следует оградить себя от подделок. Покупать продукцию лучше в специализированных магазинах. А еще лучше, если у фирмы есть официальный представитель. Он работает напрямую с производителем, поэтому подделки в этом случае полностью исключены. Не стоит забывать и про особенности работы автомобиля. Масло, которое хорошо подходит одному двигателю, для другого может быть противопоказано. Обычно об этом пишут в инструкции по эксплуатации. Иногда там встречаются даже конкретные производители масел. Но этой информации бывает недостаточно.

Виды масел по их типу

Минеральное

Принцип создания масла основан на дистилляции. Сырую нефть нагревают, получая из нее разные соединения. Это зависит от температуры. Такой процесс называется «крекинг» (Cracking — расщепление). Тяжелые соединения опускаются, легкие, наоборот, поднимаются. Минеральные масла бывают нафтеновыми и парафиновыми. По характеристикам лучше парафиновые, поэтому следует выбирать именно их. Чтобы улучшить качество, производители часто используют гидрокрекинг. Он позволяет сделать масло, которое похоже на синтетическое. Только вот срок работы такого продукта значительно снижается. Вообще все минеральные виды быстро теряют смазывающие свойства, так как содержат много присадок. Зато цена такого масла достаточно низкая.

Синтетическое

Создание такого масла подразумевает проведение химических реакций. Они позволяют получить более чистый продукт. Он выдерживает низкие температуры, лучше омывает детали и дольше служит. Можно даже сказать, что это альтернативный способ получения масла. Только с большими преимуществами:

  • двигатель хорошо работает не только при низких, но и при высоких температурах, нагрузка при этом минимальная;
  • хорошая текучесть позволяет лучше смазывать детали, а также уменьшать трение – это немного сокращает расход топлива и даже слегка увеличивает мощность двигателя;
  • синтетическое масло практически не теряет своих свойств на протяжении всего периода эксплуатации;
  • хорошо противостоит образованию нагара, вредных отложений и окислений.

Высокая цена на такие масла связана с тем, что производить его гораздо сложнее.

Полусинтетическое

Является средним вариантом между этими видами масел. Чтобы его получить, смешивают компоненты синтетических и минеральных масел. Такой продукт получается более дешевым, но с хорошими характеристиками.

Какой класс по SAE предпочтительнее

SAE — это международный стандарт вязкости. Здесь речь не идет о качестве или каких-то преимуществах. Только вязкость. Ведь именно от нее зависит легкость запуска двигателя. И здесь есть 3 типа масел: летнее, зимнее и всесезонное. Производители автомобилей часто указывают, какой класс SAE предпочтительнее. Например, в современных японских, европейских и американских двигателях советуют использовать масло 5W-30.

Летнее

Этот вид принято обозначать числами. Например, SAE 20, 30, 40. Чем меньше этот показатель, тем более жидкая консистенция масла.

Зимнее

Оно тоже обозначается числами, но после них стоит символ W. Например, SAE 5W, 15W, 20W. Этот показатель означает порог минусовой температуры, при котором масло продолжит хорошо смазывать двигатель. Если стоит маркировка SAE 10W, двигатель должен запуститься и работать при температуре не ниже -20 градусов.

Всесезонные

Данные масла обозначают сочетанием летних и зимних маркировок. Например, SAE 5W-40, 10W-30, 20W-40. Этот вид можно подобрать так, чтобы он одинаково хорошо работал и при нагреве, и при охлаждении.

Как выбрать моторное масло по классу качества

Можно выделить три вида классификаций, которые применяют для определения качества. Это API, АСЕА и ILSAC.

Американский институт нефти. Такая классификация обозначается двумя латинскими символами. Они определяют тип двигателя и класс качества. После символов пишут год создания этой классификации. Тип определяют по маркировке S или C. Например, SH (1993) говорит о том, что такое масло используют в бензиновых двигателях. А CJ-4 (2010) — в дизельных. Чем ближе второй символ к началу алфавита, тем хуже качество. Цифра 4 в маркировке CJ-4 означает, что это масло подходит высокоскоростным четырехтактным двигателям.

Ассоциация европейских производителей автомобилей. У этой классификации более полные обозначения. Маркируются при помощи буквы и цифры. Чем меньше цифра, тем ниже класс. После них через дефис указывают год. Букву A пишут на маслах, которые предназначены для бензиновых двигателей. Например, A3-96 или A5-2002. Легковым автомобилям и фургонам, которые работают на дизеле, нужно масло с символом B. Для грузовых — E. Существует также маркировка C, которая предназначена для самых современных моторов. Она используется и в бензиновых, и в дизельных обозначениях. Класс C указывает, что в таком масле мало серы, фосфора и золы.

ILSAC

Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов. Эта классификация расширяет обозначения API, да и подход к разработке практически одинаковый. Хотя отличия все же есть. Это более новые классы качества, которые предъявляют достаточно серьезные требования.

Встретить эти классификации можно в инструкциях по эксплуатации автомобилей, которые выпущены после 1990 года. От качества масла напрямую зависит защита двигателя и его срок службы. Но идеальной продукции не существует. Для каждого автомобиля она своя.