Цепи на колеса какие выбрать?

Какие цепи противоскольжения выбрать для автомобиля

В жизни автовладельца возникают ситуации, когда он преодолевает бездорожье или снежные заносы. Проблем не возникнет, если автомобиль – внедорожник, и на нем установили шипованные шины. Что же касается обычных авто, то попытки проехать грязь или снег зимой заканчиваются неудачно.

Цепи противоскольжения. Назначение, достоинства и недостатки

Чтобы повысить внедорожные качества автомобиля, используются цепи противоскольжения или антипробуксовочные цепи. Задача этих аксессуаров – повысить проходимость авто. Они играют роль универсальных грунтозацепов.

После их установки водитель получает:

  • хорошие показатели проходимости по заснеженной дороге;
  • возможность преодолевать подъемы и спуски с меньшей вероятностью потери управления;
  • улучшенная управляемость авто на обледенелом покрытии;
  • повышенные гребные свойства при преодолении грязи.

Благодаря противобуксовочным цепям на колесах авто преодолевает серьезное бездорожье. Но отметим, что проходимость при этом зависит от клиренса.

Недостатки цепей противоскольжения:

  1. Повышение нагрузки на рулевой механизм, элементы трансмиссии.
  2. Невозможность быстрого перемещения (не удастся ехать на скорости свыше 40 км/ч).
  3. Интенсивный износ шин.
  4. Сильный шумовой эффект.

Цепи для легкового автомобиля помогут в бездорожье или снежный занос, но длительная эксплуатация не рекомендуется.

Разновидности цепей

Несмотря на негативные качества, цепи противоскольжения увеличивают проходимость машины.

Между собой эти средства различаются по:

  • материалу изготовления;
  • геометрии рисунка.

Указанные различия влияют на поведение автомобиля на дороге и внедорожные качества.

Материал изготовления

По материалу изготовления цепи делятся на:

  1. Жесткие.
  2. Мягкие.

Изначально такие средства повышения проходимости изготавливались из металла – жесткие цепи на колеса. Материалом изготовления выступали сталь, алюминий, титан. При этом на прочность такого изделия влияет металл, размеры и толщина звеньев. Чем больше звенья, тем выше показатели проходимости.

Видео: Азбука офф-роуд. Цепи противоскольжения

Достоинства жесткой конструкции — улучшенная проходимость авто и улучшенные противобуксовочные и противогололедные показатели на ледяном покрытии. Такая цепь в виде браслета лучше «выгребает» из-под колес. При этом они сильно шумят и ускоряют износ шин. У таких браслетов на колесах ограничение по скорости составляет 40 к/ч. Изделие с крупными звеньями обладает значительной массой, да и далеко не на всех авто пространство арок позволяет их использовать.

Конструктивно они могут полностью выполняться из металлической цепи, без жесткой основы, к которой крепятся поперечные элементы.

Мягкие цепи отличаются тем, что для их создания используется неметаллические материалы:

  • резина;
  • пластик;
  • полиуретан.

Для прочности таких аксессуаров применяется армирование. Они хорошо сцепляются с дорогой и меньше изнашивают шины. Для них скоростной предел составляет уже 80 км/ч, при этом сильного шумового эффекта у них нет. К недостаткам же их относятся показатели при движении по льду.

Для движения в городских условиях в зимний период лучше подобрать мягкие противобуксовочные автоцепи, например, резиновые. А вот при выездах за город, где высока вероятность попадания на грязевой участок или лед, пользуются жестким типом.

Геометрия рисунка

Что касается геометрии рисунка, то выпускаются три типа:

  1. «Лесенка».
  2. «Ромб».
  3. «Соты».


«Лесенка» состоит из основы – двух продольных веток, и располагается она по окружности колеса с обеих сторон. Для закрепления на колесе на основе устанавливаются замки. К ней перпендикулярно крепятся рабочие элементы. Внешне расправленная цепь похожа на веревочную лестницу, отсюда и название.

«Лесенка» — самый простой тип средства повышения проходимости, поэтому такие изделия стоят недорого. Но у такой цепи существует ряд недостатков:

  • рабочие элементы параллельны друг другу. Из-за этого контакт с дорогой у такой цепи – переменный, из-за чего авто на рыхлой почве или снегу может «зарыться»;
  • «Лесенка», из-за особенностей расположения рабочих элементов, хороша только при продольном движении, поперечная же устойчивость у таких грунтозацепов низкая;
  • из-за переменного контакта высокая нагрузка на элементы трансмиссии.

Лучше в эксплуатационном плане цепи типа «ромб». В их конструкции используются продольные ветки, рабочие элементы формируют ромбовидный узор.

У «сот» тоже сформированные поперечными ветками ромбы имеют периодичное расположение, при этом между собой они еще дополнительно связаны линейным соединением.

В отличие от «лесенки», у «ромба» и «сот» контакт рабочих веток с покрытием происходит постоянно, что снижает негативные воздействия на покрышки и трансмиссию. Они обеспечивают сопротивление поперечным воздействиям, то есть автомобиль меньше сносит в стороны.

Что нужно учитывать при выборе

При выборе цепей противоскольжения обращайте внимание на материал изготовления, геометрический рисунок и на размеры цепи. Она должна плотно обтягивать колесо. Поэтому когда выбираете обязательно узнайте диаметр и ширину колеса.

Обратите внимание на размеры самых звеньев. Мелкие составные элементы обеспечивают проходимость в условиях снега или гололеда, но хуже справляются с грязью – для нее нужны крупные звенья.

Как одевать цепи на колеса?

Монтировать на колеса нужно заранее, до выезда на проблемный участок. Если же машина уже завязла в грязи или сугробе, надеть их на колеса проблематично.

Чтобы одеть цепи на колеса нужно:

  1. Перед колесами ведущей оси на землю укладываем цепи продольно движению и расправляем. Фиксирующие элементы (крюки, замки, карабины и т. д.) должны смотреть в сторону движения.
  2. Наезжаем колесами на цепи так, чтобы впереди колеса оставалось 20-30 см изделия.
  3. Накидываем на колесо часть, расположенную за колесом.
  4. Соединяем фиксирующим элементом сначала внутреннюю продольную ветку, и только затем – внешнюю.
  5. Если имеется механизм натяжения цепи – используем его.
  6. Проезжаем на авто 20-30 метров, чтобы изделие нормально село на колесо и расправилось.

Видео: Как надеть цепь на колесо не наезжая и без домкрата

И только после этого пробуем преодолевать бездорожье. При этом делать это нужно на низкой передаче и с повышенными оборотами двигателя, чтобы колеса могли «выгребать» из-под себя. В городских же условиях на цепях передвигаемся в обычном режиме, но перед этим лучше сделать тестовый заезд, чтобы определить поведение авто, причем сделать это следует на дороге с разными условиями – снег, лед. И главное – нельзя превышать скоростной режим, иначе потеряете управление или разорвёте цепь.

Как самостоятельно сделать цепи на колеса

Выбор цепей противоскольжения сейчас на рынке очень большой, но приобретать их не обязательно, поскольку они не сложные в изготовлении и сделать вполне можно и самому. Но в домашних условиях изготавливаем только жесткую цепь.

В первую очередь определимся с геометрией рисунка. Самым простым будет «лесенка», но при желании можно сделать и «ромб», хотя он и сложнее в изготовлении. Из материалов потребуется:

  • металлическая цепь, звенья которой соединяются при помощи сварки. При этом сразу же определяемся с размерами звеньев;
  • крепление;
  • натяжное устройство.

Видео: Делаем ЦЕПИ на колёса

Что касается инструментов, то понадобиться:

  • угловая шлиф. машинка с отрезным кругом («болгарка»);
  • сварочный аппарат;
  • измерительный инструмент;
  • тиски.

Имея это, приступаем к работам:

  1. Делаем замеры. В первую очередь следует по колесу отмерить продольные ветки, обе они должны быть одной длины.
  2. Отрезаем «болгаркой» требуемые участки.
  3. Замеряем длину поперечных элементов и нарезаем их в нужном количестве (чем больше поперечин, тем лучше).
  4. В концевых звеньях поперечных веток в месте сварного шва делаем разрез и немного разгибаем. Делаем так со всеми подготовленными элементами.
  5. Укладываем на землю продольные ветки и разрезами звеньев поперечин зацепляемся к ним. Следим, чтобы поперечины располагались перпендикулярно основам и на одном расстоянии друг от друга.
  6. При помощи сварочного аппарата завариваем проделанные прорези.
  7. На передние концы продольных веток таким же образом крепим крюки или карабины.
  8. При надобности на ту ветку, которая будет располагаться с внутренней стороны, устанавливаем натяжное устройство.
  9. Изготовленное изделие устанавливаем на колесо и проверяем, как она садится (при надобности наращиваем или укорачиваем продольные ветки).

Можно при сборке использовать и болтовые соединения поперечин с продольными ветками, но сварной шов надёжнее.

На что обратить внимание при выборе цепей противоскольжения?

Цепь противоскольжения – одно из средств увеличения проходимости для автомобилей и других ТС. Они надеваются на ведущие колеса машины и повышают ее сцепление с дорогой. Перед тем как выбрать цепи противоскольжения, необходимо больше узнать об их видах, размерах, материале изготовления и пр.

Для чего нужны цепи противоскольжения на колеса автомобиля?

Автомобильные цепи противоскольжения используются в качестве съемного грунтозацепа, который существенно увеличивает проходимость машины на бездорожье. Благодаря им автомобиль может без заносов двигаться по скользкой дороге, а при прохождении поворотов и при торможении он не потеряет траектории движения.

Цепи помогают выбираться из сугробов, преодолевать обледеневшие подъемы и скользкие глинистые дороги во время дождя, двигаться в условиях глубокой грязи и не зарываться в песок.

Принцип работы и устройство

При оснащении устройством у автомобиля появляется дополнительный протектор, который за счет малой площади соприкосновения деталей изделия с поверхностью земли и за счет силы давления машины на дорогу повышает сцепление колеса с грунтом. Шина с установленным на него грунтозацепом начинает грести снег, песок или грязь так же, как это делают гребные колеса старинных пароходов.

Преимущества и недостатки

Основными недостатками цепей или браслетов противоскольжения являются:

  • повышенные нагрузки на подвеску и рулевое управление (если изделия установлены на передние колеса), приводящие к их ускоренному износу;
  • скорость движения ограничивается величиной в 50 км/ч (для мягких цепей – 80 км/ч);
  • увеличенная нагрузка на коробку передач и детали трансмиссии;
  • повышенный износ покрышки и сокращение срока ее службы;
  • сильный шум во время движения.
  • увеличение проходимости по грязи, песку и снегу;
  • улучшение управляемости на льду и скользких поверхностях;
  • доступная цена;
  • простота и скорость установки – при должном навыке их можно надеть за 2-3 минуты.
Читайте также  Мотоцикл туристический эндуро какой выбрать?

Какие виды цепей бывают?

Устройства противоскольжения бывают жесткими и мягкими. Кроме того, они различаются по размеру: в прилагаемом к ним описании указывается, на какой диаметр и ширину шины и диска их можно устанавливать.

В зависимости от рисунка существуют следующие разновидности:

  • лесенкой;
  • сотами;
  • треугольниками;
  • ромбами;
  • диагоналями.

Из какого материала изготавливают?

Мягкие устройства производят из износоустойчивой армированной резины, пластмассы или пластика из полиуретана. Поверхность изделий оснащается пластиковыми или металлическими шипами. Существуют мягкие резиновые модификации без шипов – их называют эспандерами.

Жесткие изделия выполнены из стали, реже из алюминия или титана. Звенья могут иметь круглую или граненую форму. Первая лучше подходит для движения по снегу, вторая – по льду.

Инструкция по эксплуатации и хранение

При движении с установленными цепями противоскольжения следует строго соблюдать правила езды и не превышать допустимую скорость, обозначенную их производителем.

Перед монтажом изделия заранее удалите колесные колпаки во избежание их повреждения. А при установке цепи на колесо с легкосплавным диском не допускайте контакта с ним деталей и креплений.

Надевайте устройства только на ведущие колеса автомобиля. Установка изделия на неведущее колесо ничего, кроме проблем, не принесет.

На автомобили с постоянным полным приводом цепи следует монтировать на передние колеса. Опыт эксплуатации показывает, что так устройства оказывают лучшее воздействие. На машины с автоматическим подключением переднего моста грунтозацепы рекомендуется устанавливать на задние колеса.

При движении старайтесь избегать резких поворотов, больших ям и неровностей. Не допускайте торможения с заблокированными колесами.

После использования цепи демонтируются, промываются в горячей воде и насухо вытираются.

Хранить их следует в специальных чехлах или прочных полиэтиленовых пакетах. Сетки и ремни кладут отдельно.

Как правильно надевать цепи?

Перед монтажом изделие раскладывается на дороге и расправляется. После этого автомобиль колесом наезжает на цепное полотно до его середины и ставится на ручной тормоз. В конце процедуры края цепного полотна соединяются и сцепляются крючками.

Другой способ установки заключается в том, что заранее расправленное изделие накидывается на колесо сверху так, чтобы боковые участки равномерно свисали с обеих сторон. После этого колесо чуть проворачивается либо автомобиль немного проезжает вперед или назад, наезжая на свисающий участок цепного полотна. Края изделия соединяются и пристегиваются друг к другу. Затем они обязательно затягиваются с помощью специального инструмента или бандажного шнура как можно туже. После того как автомобиль проедет 500 м, их следует еще раз подтянуть.

Критерии выбора

Устройства противоскольжения выбираются по размеру колеса и по материалу изготовления. Но их рисунок и форма тоже выполняет важные функции.

По рисунку

Изделия с рисунком в форме лесенки дешевы и доступны для изготовления своими руками. Они подходят для движения по грязи, но склонны к самозарыванию на снегу.

Устройства с рисунком ромбы и соты улучшают поперечную устойчивость автомобиля. Однако они ограничивают скорость его движения.

Цепи с рисунком в форме треугольника позволяют легко преодолевать глубокий снег, но малоэффективны при езде по сильной грязи.

Изделия с диагональным рисунком одинаково хорошо подойдут для всех видов бездорожья: снега, льда и грязи.

По форме

Устройства противоскольжения по форме делятся на цепи и браслеты. Процесс монтажа первых более быстрый и чистый во всех смыслах этого слова в отличие от браслетов.

Цепи ломаются редко и только в случаях, когда они неправильно подобраны под размер колеса. Браслеты же рвутся чаще и оказывают сильное ударное воздействие на трансмиссию.

Единственное преимущество браслетов перед цепями – это их низкая стоимость.

Рейтинг лучших цепей противоскольжения на колеса

Ряд специалистов при выборе устройств противоскольжения составили топ 5 лучших цепей:

  1. Pewag Servo SUV – самозатягивающиеся, подходят для кроссоверов.
  2. Weissenfels Clack&Go Quattro F10 – комбинированные, для низкопрофильных шин.
  3. Thule Easy-fit CU-9 – наиболее простые в монтаже.
  4. Konig Zip Ultra – для автомобилей с низким дорожным просветом.
  5. Taurus Diament 4×4 – для внедорожников и легких грузовиков.

Тестирование цепей противоскольжения

При тестировании автомобилей с цепями испытатели журнала «За рулем» замеряли усилие на динамометре при попытке тронуться на разных типах покрытий.

При старте на льду без цепей тяга автомобиля была почти нулевая, с ними же вырастала до 10 кН. При запуске машины по укатанном снегу тяга с цепями увеличивалась в 2-3 раза по сравнению с таковой при их отсутствии. На влажном грунте тяга автомобиля возрастает в 4-5 раз.

Нацепим? 10 вопросов о колесных цепях

Что представляют собой колесные цепи?

Функционально колесные цепи (или, если говорить более точно, цепи противоскольжения) – это, по сути, съемный протектор, дающий возможность превратить обычную шоссейную покрышку в колесо для бездорожья. Конструктивно это цепь, часто армированная, связанная так, чтобы равномерно оплетать шину по всей окружности. Состоит такая конструкция из двух продольных цепей или тросов – внешнего и внутреннего, проходящих по окружности колеса, которые соединяются поперечными цепями или резиновыми «грунтозацепами».

2. Зачем они нужны?

Назначение цепей – значительно увеличить сцепные свойства колес (и, соответственно, проходимость автомобиля) на льду, по рыхлому снегу, глубокой грязи и пр. На практике это может выглядеть так. Вы едете на рыбалку – проезжаете 100 км по асфальтовому покрытию на обычных шинах, а потом сворачиваете на проселок, где начинается то самое «жесткое бездорожье». Тогда надеваются колесные цепи – и можно ехать дальше, имея гораздо меньше шансов забуксовать или застрять в грязи. А такие места, как, например, обледеневшие крутые подъемы, без колесных цепей преодолевать суперпроблематично даже на шипованной резине.

3. Какие существуют разновидности цепей?

Прежде всего, колесные цепи делятся на два класса: «жесткие» и «мягкие». У первых в качестве поперечин используются собственно цепи, а у вторых – армированные резиновые «грунтозацепы».

Существуют два базовых вида рисунка: «лесенка» и «ромб/соты». В первом продольные цепи/тросы соединяют прямыми поперечными кусочками, на манер веревочной лестницы. В «ромбе» их соединяют наискосок, получая «паутинный» рисунок. Также цепи отличаются по размерам и форме звена (или грунтозацепа). Для цепей используют разные материалы – сталь, титан (дорого), алюминий и армированный пластик. Иногда цепи дополнительно армируют металлическими шипами.

4. Какой вид лучше?

Все индивидуально и зависит, преж­де всего, от условий езды. Так, «жесткие» цепи лучше приспособлены под бездорожье, чем «мягкие», зато не позволяют двигаться со скоростью свыше 40 км/ч. «Мягкие» дают возможность ехать со скоростью до 80 км/ч и гораздо меньше, чем «жесткие», «едят» резину. Поэтому тому, кто съехал с шоссе и пошел месить глубокое бездорожье, лучше подойдет «жесткий» вариант. Тому же, кто ездит так, где постоянно чередуются участки ровной дорог и раскисшего проселка (например, в области), больше подойдут «мягкие».

То же можно сказать о размерах звеньев цепей. Чем больше звено – тем больше «бездорожных» качеств, но больше вес, хуже езда по ровной дороге и выше износ резины.

5. Цепи можно использовать на любом
автомобиле с любыми шинами?

Что касается автомобилей, то практически на любом. Кроме, может быть, некоторых спортивных машин. (Хотя вряд ли кому придет в голову ехать на охоту на спорткаре…) Если же говорить о шинах, то здесь точно можно сказать, что «жесткие» цепи не годятся для сверхнизкопрофильных колес размером от 50 дюймов и меньше. А вот «мягкую» модель даже в этом случае можно найти.

6. Отличаются ли цепи для разных
автомобилей и размеров колес?

Цепи различаются по классам – для легковых автомобилей, для внедорожников и для грузовиков. Но тут играет роль, в первую очередь, размер колеса: цепь покрывает от двух до четырех типоразмеров по радиусу. Кроме того, для внедорожников и грузовиков цепи делают с большими звеньями, часто ставят дополнительные шипы.

7. Цепи надо ставить на все колеса?

Необязательно: можно ставить только на ведущую ось. Это целесообразно при езде по не очень «крутому» бездорожью, при использовании от случая к случаю «по погоде», а также для преодоления проблемных участков загородной дороги.

8. Как надевать цепи?

Да, регулярно. 2,6%

Крайне редко. 3,2%

Нет, никогда. 78,1%

А зачем они
вообще нужны. 16,1

Цепи раскладываются перед колесами одной оси точно вдоль оси движения – так, чтобы замки на внешней боковой цепи находились с наружной стороны (по борту) и «смотрели» вперед. Крючок задней боковой цепи должен быть с внутренней стороны (к днищу). Далее нужно заехать колесами на цепи так, чтобы остановиться в 20-30 см от их конца. После этого следует надеть большую часть цепи на колесо и зацепить крючок с внутренней стороны. Потом нужно расправить все звенья на колесе (у «мягких» – надеть регулировочный трос/цепь), после чего зацепить замок внешней боковой цепи. Вытереть пот со лба. Подышать на замерзшие руки…

Обрадовались? Но это не все! Затем нужно сделать «прокатку», проехав 10-50 м, чтобы цепь улеглась, после чего снова подтянуть замки.

Завзятые «джипперы» надевают цепи на ура, и для них это не сложнее, чем завязать шнурки на ботинках. Но для многих автомобилистов, особенно поначалу, надевание цепей оказывается главным «камнем преткновения», и есть немало тех, кто именно из-за сей процедуры отказывается от их использования. В любом случае, перед «боевым» использованием цепей стоит сначала потренироваться надевать их где-нибудь на площадке – на дороге будет проще.

Читайте также  Литые диски какой фирмы лучше выбрать?

9. Кто производит колесные цепи
и сколько они стоят?

Поскольку изготовить цепь достаточно просто, то их делают очень многие металлообрабатывающие предприятия. Из известных зарубежных марок можно назвать такие, как RUD (Германия) и Pewag (Австрия). Из российских – «Металлист» и «Красный якорь».

Средняя цена комплекта из двух цепей для легкового автомобиля – 5 000-7 000 руб. Для внедорожника – 7 000-9 000 руб. Впрочем, легко можно найти и более дешевые цепи азиатского либо российского производства. Существуют и более дорогие, «навороченные» цепи из нержавеющей стали, армированные дополнительными шипами. Верх «крутизны» – титановые цепи, которые делаются на заказ.

10. Не может ли цепь повредить
шины и сам автомобиль?

Насчет шин скажем сразу: все цепи «едят» резину. «Жесткие» больше, «мягкие» – меньше. Износ также зависит от частоты использования цепей. Активно начинает «съедаться» резина при продолжительной езде «в цепях» по твердой дороге, резких торможениях и ускорениях, при слишком слабом прилегании к колесу.

Что касается автомобиля, то здесь главную опасность представляет нарушение инструкций и неисправные зам­ки цепей. Нельзя превышать скорость, которую предписывает инструкция к цепи. В этом случае под действием центробежной силы цепь может «отрываться» от колеса и бить по колесной арке.

В наихудшем варианте порвется замок цепи, и она зацепится за детали подвески (например, за рычаг), что может привести к серьезной поломке и даже к аварии. Состояние звеньев, замков и надежность крепления надо тщательно проверять.

Лучшие из цепей противоскольжения отечественных и зарубежных производителей

Чтобы правильно выбрать цепи противоскольжения на колеса легкового или грузового транспорта, важно определить цель и частоту их эксплуатации. Необходимо знать, из каких материалов изготовлены грунтозацепы, срок эксплуатации устройства, размеры, а также форму и тип крепления.

Чтобы подобрать лучшие цепи противоскольжения для своего автомобиля, необходимо понимать, какие существуют виды и чем они отличаются, а также знать, в каких условиях грунтозацепы будут эксплуатироваться.

Для чего нужны цепи противоскольжения на колеса автомобиля

Никто не застрахован от ситуации, когда машина может застрять в сугробе, размытом грунте, болотистой почве. И зачастую условия бездорожья наглухо обездвиживают автомобиль, не позволяя автовладельцу самостоятельно справиться с проблемой. С целью повышения проходимости авто на сложных участках разработаны специальные цепи противоскольжения. С их помощью автомобиль способен преодолевать заснеженные зимние дороги, а также грязь, которая круглогодично встречается в лесах и на проселочных путях.

Грунтозацепы актуально использовать при поездке на горнолыжные курорты, зимнюю рыбалку, охоту и иные места, где обычные шипы теряют свои функции сцепления.

Принцип работы и устройство

Грунтозацепы представляют собой армированные продольные цепочки, соединенные поперечными тросами и звеньями и равномерно оплетающие шину по окружности. Они устанавливаются на ведущие колеса, выполняя роль дополнительного съемного протектора. Благодаря контакту звеньев цепи с неблагоприятным дорожным покрытием, грунтозацепы словно «вгрызаются» в лед, грязь, снег и гребут по принципу лопастей пароходного колеса.

Монтаж цепей на колеса

Надевать цепи противоскольжения нужно перед началом сложного участка, так как колесо уже застрявшего автомобиля оборудовать устройством будет затруднительно.

В случае езды по рыхлому снегу рекомендуется отключить автоматическую пробуксовочную систему, чтобы небольшая пробуксовка самостоятельно очищала цепь от налипшего снега.

Преимущества и недостатки

Со дня изобретения цепей противоскольжения прошло немало десятков лет, и их конструкция неоднократно модернизировалась для достижения максимального эффекта сцепления. Грунтозацепы успешно используются на любых автомобилях и имеют следующие преимущества:

  • Универсальность. Цепи применяются зимой, летом, а также в межсезонье.
  • Компактность. Устройство не занимает много места и свободно помещается в багажник.
  • Легкость монтажа. Грунтозацепы не требуют усилий при монтаже и довольно быстро надеваются и снимаются.
  • Высокое сцепление. Благодаря цепям автомобиль имеет легкую управляемость на льду и отличную проходимость по грязи и сугробам.

Несмотря на достоинства даже лучшие цепи противоскольжения имеют ряд недостатков:

  • Уменьшение скорости. При движении автомобиля, оснащенного цепями, возникает необходимость в снижении скорости.
  • Износ шин. Использование грунтозацепов негативно влияет на износ протектора шин. А в случае неправильной эксплуатации цепь портит элементы подвески и трансмиссии автомобиля.
  • Сильный шум при движении транспорта.

Несмотря на имеющиеся недостатки цепи являются незаменимыми помощниками при езде по бездорожью.

Какие виды цепей бывают

Всего существует два вида противоскользящих цепей: мягкие и жесткие. Мягкие грунтозацепы оснащены резиновыми, пластиковыми или полиуретановыми поперечными устройствами, которые соединяют цепи, натянутые по окружности шины. Они минимизируют износ покрышек, но создают трудности при монтаже в зимнее время, так как на морозе происходит «затвердевание» резины.

Мягкие цепи противоскольжения

В жестких грунтозацепах используются стальные поперечные цепи, которые классифицируются по размеру и рисунку.

На что стоит обратить внимание при выборе цепей

Чтобы правильно выбрать цепи противоскольжения на колеса легкового или грузового транспорта, важно определить цель и частоту их эксплуатации. Необходимо знать, из каких материалов изготовлены грунтозацепы, срок эксплуатации устройства, размеры, а также форму и тип крепления.

Материал изготовления

Для изготовления грунтозацепов используется пластик, полиуретан, резина, алюминиевые сплавы, сталь. Жесткие противоскользящие цепи подходят для езды при крайне плохих погодных условиях и в гололедицу. В случае, когда основным препятствием для водителя служат снежные дороги и грязь, в качестве материала следует выбирать резиновые или пластиковые модели.

Цепи противоскольжения из стали

Выбирая цепь противоскольжения, следует учитывать и способ обработки ее звеньев при изготовлении. Металл, не подвергавшийся термообработке, более пластичен и в случае наезда колеса на бордюр или острый камень не лопается. Срок службы мягкого металла небольшой, так как он быстро истирается. Каленая сталь превосходно противостоит соприкосновению с гравием и асфальтом, но служит недолго по причине своей хрупкости.

Срок эксплуатации

У противоскользящих цепей есть срок эксплуатации, который отличается в зависимости от вида устройства. Стальные грунтозацепы используются для преодоления коротких расстояний, например, при движении по сложному участку или при необходимости вытаскивания автомобиля из ямы. Мягкие изделия можно надевать при прохождении длительного отрезка пути и применять их регулярно, исключая необходимость шипования авторезины.

Подбор цепей

Важным аспектом является подбор цепи противоскольжения по размеру колеса. Современный рынок предлагает автовладельцам широкий ассортимент грунтозацепов, но большая их часть разрабатывается для легковых авто со стандартным радиусом колес. Поэтому для крупного транспорта такие устройства не подойдут – они не справятся со своей задачей и в процессе движения могут съехать с колеса, повредив автомобиль. Цепи противоскольжения подбираются по параметрам конкретного авто: чем шире колесо, тем длиннее должна быть оплетка.

Различия по форме и типу крепления

Грунтозацепы имеют существенные различия по форме и типу крепления, что отражается не только на внешнем виде колеса, но и на дополнительных характеристиках устройства. По данному параметру существуют такие разновидности цепей, как треугольник, соты, лесенка. И чтобы понять, что лучше: цепи противоскольжения сота или лесенка, грунтозацепы треугольник или сота, необходимо понимать, какими свойствами они наделяют колеса автомобиля:

  • Тип крепления «треугольник» заключается в соединении продольных полос боковыми тягами, формирующими узловые точки. Натяжение происходит под углом, вследствие чего образуются линии зигзага. Такое изделие имеет высокую эффективность при езде по глубокому снегу, но в грязи автомобиль может застрять.
  • В случае с типом крепления «соты» колесо обматывается цепными звеньями, перекрещивающимися по диагонали. Данное приспособление постоянно соприкасается с дорогой, благодаря чему автомобиль имеет высокую устойчивость. Но «соты» ограничивают скорость передвижения транспорта.
  • «Лесенка» представляет собой оплетку протектора ремнями, которые располагаются перпендикулярно колесу. Такой тип крепления имеет «загребающие» свойства, что обеспечивает хорошую проходимость по грязевым участкам, но обладает малоэффективными свойствами при прохождении глубокого снега. А в связи с небольшой площадью контактирования с колесом грунтозацепы «лесенка» способны саморазрываться. Использовать эти цепи противоскольжения лучше для зимы.

Плетение цепей скольжения — лесенка и ромб

Становится понятно, что выбор конкретной разновидности опирается на цели использования грунтозацепа.

Лучшие цепи противоскольжения отечественного производства

Выбирая цепи противоскольжения на колеса от российских производителей, многие автовладельцы отдают предпочтение комплекту «Сорокин 28.4». Эти грунтозацепы подходят для авто разного размера. Удобное крепление обеспечивает возможность надевания цепочки на колесо даже в условиях ограниченного пространства. А наличие дополнительных тросов повышает надежность, гарантируя длительный срок службы изделия.

Цепи противоскольжения «Сорокин 28.4»

К лучшим цепям противоскольжения для легковых автомобилей относятся грунтозацепы «Промстроп Медведь 76». Они состоят из металлических сегментов, к которым прикрепляются цепи «лесенка». Металлический вал служит механизмом крепления, который вставляется в диск машины и зажимается с внешней и внутренней стороны гайками. «Медведь 76» повышает управляемость авто, а также обеспечивает безопасность езды.

Грунтозацепы «Лесенка LT» российского производства разработаны для легковых авто с неполным приводом. Они подходят для движения по наледи, превосходно справляются с заболоченными участками дороги и легко преодолевают заснеженную местность.

Зарубежные цепи противоскольжения

Известный итальянский бренд Konig занимает лидирующие позиции по производству лучших цепей противоскольжения, отличающихся высоким качеством, надежностью и удобством использования. Грунтозацепы Konig ZIP Ultra изготовлены из закаленной марганцево-никелевой легированной стали, которая характеризуется высокой износостойкостью. Ромбовидный рисунок цепочки обеспечивает автомобилю легкое вхождение в крутые повороты даже в бездорожье. Использование звеньев меньшего размера минимизирует отдачу вибрации в систему рулевого управления и подвески. А система автоматического натяжения на колесо в разы упрощает монтаж и демонтаж изделия.

Читайте также  Ступичный подшипник какой фирмы лучше выбрать?

Цепи противоскольжения Konig ZIP Ultra

Австрийская оплетка Pewag SXP 550 Snox PRO 88989 пользуется популярностью благодаря высокому качеству изделия, превосходному сцеплению с грунтом на участках с рыхлым снегом и глубокой грязью, простому монтажу. Производителем разработан особый профиль, предусматривающий защиту для обода. К тому же конструкция устройства пригодна для езды даже по твердым дорожным участкам и не вредит резине авто. Согласно отзывам автовладельцев, это наилучшее решение для машин с передним приводом.

Одной из лучших цепей противоскольжения для легковых автомобилей, по мнению автовладельцев, является CarCommerce KN9-100, произведенная в Польше. Грунтозацепы отличаются недорогой стоимостью, универсальностью и отличными характеристиками.

Они могут использоваться круглогодично, так как превосходно справляются с грязью, глиной, песком, снегом. Отличие от предыдущих моделей заключается в отсутствии автоматической системы надевания. Но при наличии небольшого опыта процедура монтажа занимает не более 15 минут.

Школа кроссоверов. Часть V. Уроки цепного радикализма

Один из самых простых способов радикально улучшить проходимость кроссовера — колёсные цепи и браслеты противоскольжения. О них наш сегодняшний урок

Известные с незапамятных времён, применяемые на всех континентах, обязательные к использованию в отдельных регионах мира, колёсные цепи (или их вариация — браслеты) должны быть у каждого владельца кроссовера, выбирающегося на бездорожье. При этом большинство автолюбителей представляют цепи исключительно как зимнее средство повышения проходимости. Отчасти это верно, и большинство цепей, которые можно купить в обычных магазинах, по сути зимние. Но если и понятие «зимние цепи» вам тоже не очень знакомо, то я позволю себе несколько углубиться в тему.

Демисезонные цепи, как правило, толще и мощнее

У цепей для зимнего использования, пруток звена квадратный в сечении

Да, кстати, надо обязательно упомянуть про конструкцию. В общем виде, цепи бывают трёх типов: лестничные, сотовые и треугольные, что соответствует форме переплетения цепочек их центральной части. Лучше гребут лестничные. Сотовые обеспечивают оптимальное удержание, включая боковые сносы. Треугольных я никогда не видел, кроме как на старинных картинах

ДЛЯ ВСЕГО НАЙДЁТСЯ ЦЕПЬ

Деление колёсных цепей на зимние и все остальные довольно условно, хотя, надо признать, имеет под собой определённые основания. К слову, и так называемые «остальные» тоже можно разделить на несколько типов, видов и предназначений. Причём принципиально они отличаются друг от друга не сильно, а вот конструктивно могут быть очень разными. Например, цепи для харвестеров и другой тяжёлой техники, работающей на вырубках, — очень плотного плетения, из толстого прутка и покрывают колесо от диска до диска. А быстросъёмные для легковой машины, помогающие ей преодолеть, к примеру, заснеженный подъём в горах, могут быть вообще из резины или пластика. По крайней мере, частично. Но поскольку мы говорим о кроссоверах и наша планируемая эксплуатация далека от уровня канадских лесорубов, то будем придерживаться соответствующих стандартов, видов и типов. Кроме того, помня об экономии бюджета, мы не станем рассматривать разного рода экзотические системы с автоматической посадкой, напоминающие инопланетных насекомых, из кевлара и высокомодульного полиэтилена. Наши цепи, скорее всего, будут из стали, и хорошо, если нержавеющей. На российском рынке полно вариантов от 2 до 12 тыс. рублей за пару, составляющую комплект. Причём при выборе следует обратить внимание на три фактора. Во-первых, сезонность. И хотя, как я уже говорил, это понятие условное, но различия всё же есть. Цепи для зимы, как правило, сделаны из квадратного или прямоугольного в сечении прутка и почти всегда сотовой конструкции. Да, кстати, надо обязательно упомянуть про конструкцию. В общем виде, цепи бывают трёх типов: лестничные, сотовые и треугольные, что соответствует форме переплетения цепочек их центральной части. Лучше гребут лестничные. Сотовые обеспечивают оптимальное удержание, включая боковые сносы. Треугольных я никогда не видел, кроме как на старинных картинах. У нас цепи лестничного и сотового типов. Причём «соты» — зимние, а «лестница» — всесезонные. И поскольку сейчас не зима, то мы рассмотрим последние, тем более к ним, как правило, и возникает больше всего вопросов. Кроме разницы в сечении прутка звена (на зимних он квадратный, против круглого у летних), есть различие и в толщине. Зимой цепи не испытывают таких нагрузок, как в грязи, поэтому толщина прутка звена в легковом варианте может быть скромные 3 мм, а в грязевом и для внедорожников — 5–6 мм. Очень важно обращать внимание на размерность цепей. Они выпускаются с очень небольшим допуском по диаметру и ширине колеса. Цепь должна сидеть плотно, а механизм регулировки не всегда позволяет установить её правильно, если не попасть в размер. Процедура установки может радикально различаться. Наиболее распространены полуавтоматические цепи, которые нужно завести за колесо, соединить сзади, потом спереди, немного проехать и подтянуть, переставив поводок. Наши грязевые цепи представляют собой здоровый анахронизм: их нужно выложить перед колёсами по возможности точно, что почти никогда не получается. Есть, правда, небольшая хитрость: часть можно положить перед колесом, а часть отвести в сторону. Соединить концы цепи позади колеса в этом случае настоящая эквилибристика, сопровождаемая крайне экспрессивными выражениями, особенно если колесо грязное. Ну и затянуть всю эту гремящую металлом, как Judas Priest, конструкцию. Прежде чем крепить цепи, важно определить, на какую именно ось вы их ставите, и проверить, не задевают ли они стойки подвески, элементы ходовой, суппорт, тормозной щит или провод ABS. Просто накиньте и пощупайте. А вообще, рекомендуем хоть раз поставить цепи на сухом тёплом асфальте под расслабляющую музыку. Да, Judas Priest подойдёт, если он вас расслабляет… Что касается оси, то понятно, что четыре цепи на двух осях в принципе лучше, чем две на одной. Особенно если другая ось подключается через какую-нибудь муфту. Ведь нагрузка на ходовую возрастает значительно, и муфта может не выдержать, да и крепление дифференциала тоже. Например, на Subaru Forester я бы рекомендовал ставить цепи только на передние колёса. Во-первых крутящий момент на них постоянно максимальный, во‑вторых, они управляемые. И только если дело совсем плохо, можно поставить цепи (или браслеты) и назад. Кстати, о браслетах…

При езде с цепями и браслетами в глубокой грязи,
на песке и, конечно, зимой, надо быть аккуратнее с педалью газа,
иначе они в секунды закопают машину

Хорошая самоочищаемость — важное преимущество «цепного привода»

Убедитесь, что крепёж браслетов не задевает
за суппорт, диск и элементы подвески

Не теряйте крючок из комплекта браслетов — без него вам не обойтись

Сколько бы вы не затягивали ремень крепежа,
он всё равно сместится. Главное, чтобы его не перекрутило

Замок способен поцарапать литой диск.
Снизить вероятность повреждений поможет
подкладка и аккуратное педалирование

Свободный конец стропы можно заправить в петлю,
но, как правило, это не слишком помогает

БРАСЛЕТЫ КОРОЛЯ

Импровизировать с кусками цепи, троса или простой верёвки автомобилисты начали давно. В современном виде браслеты противоскольжения появились лет пять назад и почти сразу обогнали по популярности цепи. Почему-то большинству казалось, что их проще надеть, да и стоят они меньше. На самом деле это лишь часть правды, и если вы надеваете по одному браслету на колесо, то действительно выйдет быстрее. А если браслетов по четыре? А потом снимать их, забитые грязью… Да и стоит нормальный комплект из 6–8 браслетов уж точно не меньше цепей. Так что тут надо выбирать исходя из предполагаемой тяжести бездорожья и частоты его посещения. Выбирая браслеты, помните, что они тоже могут задевать за элементы подвески и тормозные механизмы, а штампованные диски запросто могут разрезать их монтажные ленты. Разумеется, браслеты тоже бывают разных размеров, хотя это и не так критично, как в случае с цепями. А ещё у браслетов есть одно глобальное преимущество перед цепями. Вы, наверное, уже догадались… Да, их можно установить уже застряв, только бы торчал краешек колеса. С цепями такой номер проходит разве что со специальными версиями, типа «паук», или на поднятой на домкрате машине, да и то не всегда. Минимальный комплект браслетов должен составлять четыре штуки. По паре на колесо, в крайнем случае — по одному на все четыре. При движении с браслетами нужно придерживаться тех же правил, что и с цепями. Главный враг и тех и других — скорость. Причём на твёрдом покрытии это скорость движения автомобиля, а в грязи — скорость вращения колеса. В первом случае они могут порваться и повредить машину, во втором — закопать её быстрее роторного экскаватора. Поэтому включаем X–Mode, первую передачу в трансмиссии и очень аккуратно работаем газом. Все остальные приёмы управления, о которых мы говорили ранее, цепи и браслеты не отменяют: и раскачка, и педалирование с учётом рельефа, и поисковое руление, и даже «контроль тяги» возможны и необходимы. Надо сказать, кроме упомянутых врагов, у браслетов и цепей есть ещё два — нетерпеливость и неосмотрительность. Безусловно, с помощью этих простых и недорогих средств можно значительно улучшить проходимость, но если вы будете неаккуратны, то велика вероятность серьёзно повредить автомобиль. Ну, или в лучшем случае потребуются уже совсем другие ассистенты, вроде лебёдки. Но об этом в следующем уроке…

Снимать грязные браслеты — отдельное удовольствие,
особенно, если забит или смёрзся замок

Текст Игорь Губарь
Фото Юрий Талызин