КПП типтроник что это такое?

Что такое АКПП Tiptronic и как она работает

Главное предназначение любой коробки передач – обеспечение необходимого диапазона изменения крутящего момента при различных режимах движения автомобиля. Одной из видов АКПП с функцией ручного режима переключения передач является Типтроник. В статье разберем, что такое Типтроник, чем она отличается от обычного автомата, определим ее основные плюсы и минусы. Не оставим без внимания и устройство, а также принцип работы Tiptronic.

  1. Типтроник и ее основная функция
  2. Устройство и принцип работы Типтроник
  3. Плюсы и минусы АКПП Типтроник

Типтроник и ее основная функция

Термин «Типтроник» имеет двойственное значение. С одной стороны, это название торгового бренда, зарегистрированного в 1989 году и принадлежащего производителю спортивных автомобилей Porshe. С другой – это коробка автомат, сочетающая функции автоматической КПП с ручным управлением.

Изначально система Типтроник была создана для автоспорта с целью обеспечения быстрого переключения передач за счет того, что селектор управления имеет минимальный ход.

Заблуждением является мнение, что понятие «Типтроник» обозначает отдельную конструкцию АКПП, включающую функцию ручного переключения передач. Типтроник является только функцией автомата, которая предназначена для контроля динамики автомобиля в различных режимах работы двигателя. Для классической автоматической трансмиссии это недоступно.

С начала 2000-х годов в автомобильной промышленности коробка Tiptronic стала получать широкое распространение.

Первый “Типтроник” в разрезе

Сегодня этот термин стал нарицательным в связи с использованием АКПП с типтроником в автомобилях многих производителей. В настоящее время под этой коробкой может подразумеваться любая КПП с возможностью имитации ручного управления. С другой стороны, не каждая коробка автомат с возможностью ручного переключения передач копирует разработку Porsche и подпадает под условия товарного знака Tiptronic.

Сегодня АКПП с функцией Типтроник используется в следующих автомобилях:

1. Концерн Volkswagen:

  • Audi;
  • VW;
  • Skoda;
  • Seat;
  • Porshe.

2. BMW – здесь данная функция носит несколько иное название – Стептроник.

Такая же функция ручного переключения используется в роботизированных КПП DSG и S-Tronic, а также в вариаторе Multitronic.

Схема АКПП Tiptronic от ZF

Устройство и принцип работы Типтроник

Устройство Tiptronic практически ничем не отличается от устройства классической АКПП. Да и движение в автомобиле с типтроником идентично движению машины, в которой установлен обычный автомат. Разница лишь в том, что коробка Типтроник позволяет водителю при необходимости быстро перевести селектор управления в ручной режим работы.

Работает система Типтроник при помощи переключателей в селекторе КПП и переключателей (при наличии) на рулевом колесе.

Селектор КПП может быть оснащен переключателями в количестве от одного до трех: один – для включения режима, второй и третий – для переключения на пониженную и повышенную передачи. Сигналы от переключателей передаются в электронный блок управления трансмиссией, который запускает алгоритм программы и обеспечивает переключение скоростей.

Особенность алгоритма смены передач в коробке Tiptronic следующая: при повышении передач селектор занимает переднее не фиксируемое положение, при понижении– селектор переходит в заднее не фиксируемое положение. Этот алгоритм отличается от общепринятого переключения скоростей, когда селектор толкается назад для повышения передачи и вперед для ее понижения.

Схема переключения передач

Коробка Типтроник работает в двух режимах: полного автомата и ручного управления. В ручном режиме водитель не просто ограничивает АКПП использованием некоторого диапазона передач (например, не выше третьей), а самостоятельно решает, какая конкретная передача должна быть включена.

Автоматический режим имеет те же позиции – D, N, R, P, но сбоку есть специальный вырез под ручной режим. Когда селектор при переключении скоростей перемещается в этот паз, осуществляется ручное управление работой КПП. Регулировать передачу можно перемещением рычага в положение «+» или «-».

Выключается Tiptronic обратным перемещением селектора передач в положение D. На некоторых моделях автомобилей переключение выполняется с помощью подрулевых переключателей (лепестков). Установленная передача отображается на панели приборов.

При нажатии на подрулевые переключатели система управления переводит коробку в ручной режим, минуя переключение рычага селектора. Если подрулевые лепестки не используются водителем, то система управления сама переводит коробку в автоматический режим работы.

Плюсы и минусы АКПП Типтроник

По сути, коробка Tiptronic – это автоматическая коробка передач с функцией ручного управления. Но это не обычная АКПП, это все же принципиально новая коробка, которая, например, в отличие от автомата может тормозить двигателем.

Tiptronic эффективен в любых условиях. Например, можно быстро перейти на понижающую передачу и повысить тем самым динамику автомобиля. АКПП себе такое позволить не может. Помимо этого, в неблагоприятных дорожных условиях можно заранее выбрать пониженную передачу, а значит, чувствовать себя более уверенно на дороге.

Современный типтроник в разрезе

Режим Типтроник в АКПП предоставляет водителю больше возможностей при управлении транспортным средством.

В коробке Tiptronic переключение в ручной режим абсолютно безопасно, электронная система заблокирует все недопустимые для автомобиля условия работы. В то же время при торможении компьютер автоматически понизит передачу, и движение транспортного средства будет осуществляться с первой передачи.

Какие еще положительные стороны можно найти у Tiptronic?

  1. Экономия топлива.
  2. Улучшенная динамика автомобиля.

А как же с минусами? Немного, но они есть!

  1. Сложность конструкции.
  2. Система Типтроник увеличивает стоимость АКПП.

Что такое АККП Tiptronic и чем отличается от вариатора?

Что такое Типтроник


Типтроник – АКПП (автоматическая коробка передач автомобиля), которая дарит возможность ручного переключения, когда это нужно. Механизм был создан и запатентован концерном Porsche, как вариация «спортивного» режима: изначально исключительно для трансмиссии спортивных авто он и был изобретен. По сравнению со стандартной механикой, типтроник был проще в освоении и удобнее в эксплуатации.

Первоначально типтроник создавался для 4-ступенчатой АКПП, современные наработки позволили устанавливать его на 8-ступенчатых автоматах, например в Porsche Panamera с полным и задним приводом. Естественно, типтроник не остался уникальным – на рынок со временем пришли его вариации, а само слово «Типтроник» стало нарицательным.

Параллельно с Porsche, разработкой подобной АКПП занималась компания Chrysler (США). Свое детище они назвали Ultradrive. Со временем от идеи отказались: рассчитывавший на массовый рынок Chrysler, не смог финансово позволить себе полномасштабное производство такой КПП (коробка передач автомобиля). На данный момент доработанная версия Ultradrive, названная Autostick, занимает в рядах разработок Chrysler свое почетное место.

Идеи типтроника воплотились в ряде аналогов от других производителей: применение подобных автоматических КПП можно обнаружить у Audi, Volkswagen, BMW, Honda. Разработка велась под левый руль, что не помешало выпускать и праворульные автомобили с типтроником, например, Mitsubishi для японского рынка.

Особенности функционирования Типтроника

Несмотря на возможность ручного управления, коробка передач по-прежнему оставалась автоматической, что выражается в полном контроле переключения передач бортовым компьютером. Таким образом, предотвращается слишком высокая нагрузка на мотор, например, при подъеме вверх.

В более современных моделях авто бортовой компьютер использует информацию, полученную в ходе поездок. ЭБУ (электронный блок управления) способен самостоятельно оценить манеру управления, и повлиять на контроль коробки передач. На основе полученных данных, компьютер может предотвращать как аварийные ситуации, так и проблемы с механизмами под капотом – та или иная передача не включается, если она не соответствует повадкам водителя, замеченными ЭБУ. Это позволит водителю эксплуатировать КПП типтроник с максимальным комфортом.

Использование коробки Типтроник

Данная коробка передач – идеальный вариант для опытного водителя, который ценит АКПП за простоту и надежность, а механику – за широту возможностей. Правильное использование типтроника позволит не только лихо кататься:

  • наличие дополнительных режимов позволит стартовать на снегу, не увязнув в каше из воды, земли и грязи;
  • на обгоне типтроник зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны, обладая отличной динамичностью, не будет подергиваться или «проваливаться»;
  • при необходимости проехать на участке с плохой или отсутствующей дорогой, АКПП этого типа также отлично подойдет.

Типтроник в свое время стал воплощением сочетания автомата с механикой. Основное его отличие от обычной АКПП – дополнительная возможность самостоятельно переключать передачи. В остальном он остается автоматом, просто немного доработанным.

Устройство и принцип работы Типтроника


Многие считают, что любая коробка, сочетающая автоматное и механическое управление по умолчания является типтроником, но это не так. Разницу между ними покажут составляющие данной АКПП. Устройство автомата под этим именем имеет такие черты:

  • гидравлическая АКПП;
  • безвальный тип;
  • на планетарных редукторах;
  • гидротрансформатор, блокирующий каждую передачу;
  • обязательный ЭБУ.

Принцип работы типтроника вызывает у некоторых удивление и непонимание, хотя он предельно прост. Переход с автомата на «механику» в типтронике осуществляется самим рычагом. Стандартный диапазон P-R-N-D (парковка, задний ход, нейтральный режим, движение соответственно) получил специальное дополнение: отсек в виде повернутой на 90 градусов буквы Т, с отметками «плюс» и «минус». Движение рычага вперед повышало передачу, а назад — снижало. Переключение последовательное: перепрыгнуть со второй на четвертую невозможно. Со временем появился более комфортный вариант: смена режима происходила благодаря «лепесткам» установленным либо под рулем, либо прямо на нем. Кроме того, рычаг селектора оснащен специальной кнопкой: переключаться с P на R, а также с N на R и P можно только при ее нажатии.

Чтобы переключиться обратно к автоматическому режиму, необходимо вернуть рычаг управления в положение D .С лепестками сбрасывание происходит автоматически – когда система замечает, что ручная КПП не использовалась некоторое время.

Плюсы и минусы Типтроника

Коробка переключения передач типтроник имеет свои хорошие и плохие стороны. К плюсам можно отнести:

  1. Возможность перехода к ручному управлению трансмиссией. Некоторые ситуации на дороге требуют именно управления руками, например, при торможении двигателем.
  2. При переключении передач машину не будет дергать, все происходит мягко и плавно.
  3. Особая защита, предотвращающая повреждение двигателя. Ручная коробка передач такого не имеет.
  4. Даже в «ручном» режиме бортовой компьютер продолжает контролировать коробку передач – это дополнительно предотвращает от внезапных переключений. Если такое случится, электроника просто проигнорирует заданную случайно команду.
  5. Сниженный расход топлива. По сравнению со стандартной автоматической коробкой, типтроник помогает экономить на заправке, хоть и не так сильно, как при МКПП (механическая коробка передач).
  6. Сам по себе типтроник весьма прочен, что обеспечивает долгосрочное надежное использование.
  7. Режимы эксплуатации. Современные автомобили благодаря этой АКПП обладают несколькими режимами – спортивным, зимним. В зависимости от условий, водитель получает возможность подобрать оптимальный вариант, чтобы повысить комфорт управления и езды.
  8. Комфорт и простота управления. Некоторые модели авто оснащены лепестками, расположенными под рулевым колесом или на нем, что значительно повышает комфортабельность вождения.
Читайте также  Как поставить гидротрансформатор на АКПП?

В целом, типтроник предлагает отличный вариант совмещения ручного и автоматического управления. Для новичков это позволяет улучшить свои навыки, для опытных водителей – возможность качественно и комфортно управлять машиной. В то же время, медаль типтроника имеет и обратную сторону, которая выражается рядом негативных моментов, например:

  1. Большой размер. Коробка передач типтроник из-за внушительных, по сравнению со стандартной АКПП, размеров прибавляет вес автомобилю в целом.
  2. Задержка при ручном переключении скоростей. Это трудно назвать недостатком, но для некоторых является проблемой. Задержка может составить от 0,1 до 0,7 секунды.
  3. Дорогостоящее производство. Стоимость изготовления КПП типтроник довольно высока, что сказывается на цене автомобиля, оснащенного данной коробкой. Соответственно, заменить детали или отремонтировать КПП будет очень недешево.
  4. Сложно осваивать. Многие не сразу понимают, как правильно пользоваться типтроником.

О типтронике также существует ряд негативных отзывов. Для некоторых возможность ручного управления кажется лишней. Якобы, в городе, особенно маленьком, необходимость механической КПП стремится к нулю, достаточно стандартного «автомата».

Поломки и ремонт

Ничто не идеально и коробка передач типтроник не является исключением. Устройство данной КПП немногим отличается от стандартной АКПП. Типтроник нуждается в правильной эксплуатации и должном уходе. Порой даже корректное использование не способно уберечь коробку от проблем. Самые распространенные неполадки типтроника таковы:

  • Сбой в работе электронного блока управления;
  • Проблемы с маслом;
  • Механические поломки, износ деталей (например, сальника, масляного насоса).

С большинством данных проблем помогают справиться сотрудники автосервиса.

Самостоятельный ремонт не рекомендуется – даже заливать масло в типтронике порой бывает не так просто, что уже говорить о замене деталей. В лучшем случае, попытка отремонтировать коробку не увенчается успехом, в худшем – приведет авто в нерабочее состояние.

Отличия АКПП Типтроник от вариатора


Автоматическая коробка передач возникла, когда появилась необходимость увеличить комфорт от управления автомобилем в городских условиях. Владелец может не отвлекаться – за него все сделает компьютер. В этом же был и своеобразный минус, поскольку ряд ситуаций требовал ручной смены передач, и в целом, для некоторых автомат – скорее ограничение, чем помощник.

Вариатор – еще одна версия автомата. Разница между типтроником и вариатором при этом огромна, от остальных типов КПП он тоже существенно отличается. Причина в том, что это бесступенчатая коробка. В этом ее несомненное преимущество, особенно на фоне стандартных механик и автоматов. Плавный постоянный разгон, без рывков, подергиваний, провалов и всего остального, с чем сталкиваются как опытные водители, так и новички. Не обошлось без минусов, у вариатора он один, но серьезный – передаточное звено нагрузки. Большинство автомобилей с вариаторной АКПП используют в качестве этой детали ремень. Его высокая изнашиваемость требует аккуратного передвижения с минимальным количеством нагрузок. То есть, никакого сильного буксирования, никаких полных багажников и уж тем более серьезных прицепов.

Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку

Механическая коробка передач известна многим автолюбителям с богатым опытом вождения. Данный тип КПП предлагает водителю принимать непосредственное участие в переключении передач, тем самым полностью контролируя процесс управления, что и является плюсом. Очевидное преимущество перед АКПП – нет необходимости в гидротрансформаторе, который был создан из-за невозможности воздушного охлаждения. Минус механики в том, что в городских условиях необходимость ее использования мала: разогнаться негде – кругом либо знаки со светофорами и постами ГАИ, либо пробки: долго стоять в них тяжело, любое движение требует переключения передачи. Для некоторых водителей МКПП не дает безграничные возможности, а наоборот – заставляет отвлекаться, мешает сконцентрироваться на дороге.

Стоит упомянуть еще один тип, совмещающий механическую коробку передач с автоматической, но разработанный на основе МКПП. Речь идет о роботизированной коробке переключения передач или «роботе». Пожалуй, лучшим примером является разработка Opel под названием Easytronic (Изитроник). От МКПП была взята, собственно, механическая часть, автомат представлен электронным блоком, который отвечает за сцепление и самостоятельно решает, когда переключать передачи.

К сожалению, хороший замысел оказался плохо реализован. Стали намного заметнее рывки при нагрузке, порой включение новой передачи занимает кучу времени, даже с зажатой до упора педалью газа. Переключать передачи мгновенно (как на механике) эта коробка не может, плавность переключения (как у автоматной коробке) тоже отсутствует. Применять автомобиль с роботом можно только в условиях города, для тихой, аккуратной езды.

Масло для заливки в Типтроник

Вариации типтроника от разных производителей имеют свои особенности и отличия: о том, какое масло заливать, подробно расскажет инструкция по эксплуатации – очевидно, что температура кипения или вязкость «напитка» для Porsche вряд ли подойдет для Audi. Также помочь могут консультации сотрудников сервисных центров. Кстати, саму процедуру замены масла тоже лучше доверить им.

Руководство пользователя советует совершать замену примерно после 60-80 тысяч км пробега. Некоторые опытные водители советуют сделать это раньше, на вдвое меньшем сроке. Решение, конечно же, исключительно за владельцем, главное – замена должна быть регулярной.

Обслуживание и увеличение срока эксплуатации

Регулярный техосмотр и выполнение инструкций производителя позволяют автомобилю с АКПП Типтроник ездить без проблем довольно долго. Игнорирование возникших неполадок обходится дорогостоящим ремонтом и переходом в касту пешеходов на некоторое время.

Обладая автомобилем с типтроником, не забывайте своевременно проверять его на наличие проблем и повреждений. АКПП этого типа хоть и выносливая, но все же не бессмертная. Заметив тревожные звоночки (увеличилось время переключения передач, автомобиль начинает дергаться), обращайтесь в автосервис. Регулярный техосмотр поможет не только предотвратить серьезные поломки, но и даст возможность насладиться вождением.

КПП ТИПТРОНИК- Что это такое и принцип работы

Трансмиссия – один из основных элементов автомобиля, позволяющая изменять поступающий на колеса авто крутящий момент. Исторически с этой целью применялась ручная, или механическая, коробка передач, но со временем была изобретена автоматическая. Разновидность коробки передач «типтроник» — одно из ответвлений в эволюции систем АКПП.

Что собой представляет типтроник

Для понимания сути работы рассматриваемой технологии нужно знать, что такое типтроник. Итак, коробка передач системы Типтроник – что это такое?

Коробка передач типтроник – подвид АКПП, оснащенный возможностью перехода на ручной режим управления. Название коробки «Типтроник», вместе с самой технологией, были запатентованы в 1990 году концерном Porsche. Впервые этот тип АКПП был внедрен в конструкцию спорткаров Porsche серии 911. Коробки ставились в исполнении:

  • гидромеханическая конструкция;
  • 4 ступени переключения;
  • коробка управлялась встроенным ЭБУ.

Позднее агрегат был внедрен в автомобили моделей Cayenne и Panamera. Эти коробки имели уже 8 ступеней переключения.

Автомат типтроник – хорошо это или плохо? Говоря об этом, важно понимать задачи, которые ставились разработчиками перед агрегатом. Немецкие конструкторы хотели создать автомобиль, имеющий на борту полностью автоматическую КПП, но с возможностью для водителя переключаться на спорт-режим, приближаясь в этом к широко применяемым в автоспорте секвентальным коробкам передач. Преследовалось две цели:

  • высокая динамика авто;
  • повышенный контроль водителя над процессом езды, схожий с таковым для механических коробок.

Интересно: параллельно с немцами конструкцию, устройство и принцип которой схожи, разрабатывали и в американском автопроме: компания Chrysler создавала четырехступенчатую коробку Ultradrive. Но в США хотели добиться иных целей: если режим типтроник от Porsche делал упор на динамику, то «Крайслер» ставил во главу угла снижение потребления машиной топлива.

«Ультрадрайв» в первых версиях не позволял ручного переключения передач, но зато имел адаптивные режимы езды. «Ручной» перевод был добавлен в следующих моделях, выпущенных на рынок под именемAutoStick. Но созданный инженерами Порше вариант переключения передач стал более удачным, а название «Типтроник» вошло в лексикон как нарицательное. Эти АКПП сегодня ставятся на автомобили многих ведущих производителей, а у концерна BMW есть свой вариант конструкции коробки с названием Steptronic.

Принцип работы типтроника

Для соответствия товарному знаку «Типтроника» коробка передач должна удовлетворять нескольким условиям:

  • АКПП гидравлическая;
  • безвальная;
  • собрана на планетарных редукторах;
  • снабжена блокировкой гидротрансформатора на каждой из передач;
  • оснащена электронным блоком управления.

Чтобы производить ручное переключение, автомобиль должен иметь жесткую связь колес с мотором, что было недостижимо на моделях АКПП образца восьмидесятых годов. Коробки тех лет при блокировке гидротрансформатора страдали от ударных нагрузок, увеличивающихся по мере понижения передач. Это изнашивало и планетарную систему, и пакеты, и другие элементы конструктива коробки. Но технический прогресс позволил создать материалы и узлы, решившие эту проблему и давшие «зеленый свет» изобретению типтроника.

Сегодня АКПП Типтроник могут переключать передачи с помощью подрулевых лепестков или специальной секции на селекторе передач. Для перехода на ручное управление следует переместить рычаг КПП системы Типтроник в специальную секцию на селекторе, имеющую вид буквы Т. В этой секции рычаг смены передач можно переместить в два положения, обозначенные символами + и –. Первый обозначает повышенную передачу, второй, соответственно, пониженную. Аналогичные пиктограммы наносятся и на подрулевые лепестки. Выбранная водителем передача отрисовывается на приборной панели авто.

Коробка-автомат системы Типтроник может работать в двух режимах:

  • полностью автоматический;
  • ручной, частично повторяющий процесс переключения на «механике».

В автоматическом переключение происходит без участия водителя – как на «классической» АКПП. При переводе селектора или нажатии лепестков ЭБУ переводит коробку в ручной режим. При этом, если водитель какое-то время не пользуется лепестками для смены передач, КПП вновь возвращается в режим полного автомата. При использовании стандартной схемы изменения передач на АКПП, с рычагом переключения, водитель должен перевести его в положение D, чтобы выключить типтроник, вернув коробку к штатной работе.

Принцип работы типтроника заключается в следующем:

  • водитель переводит рычаг передач в «ручное положение» (или задействует лепестки);
  • сигнал поступает в ЭБУ коробки, где задействуется нужный программный модуль;
  • далее эта программа обеспечивает последовательное переключение передач типтроником по команде шофера.

Важно: переключение «вверх» и «вниз» делается именно последовательно, «проскочить» передачу в этом режиме АКПП нельзя. Это – полная аналогия с секвентальной МКПП.

Плюсы и минусы КПП tiptronic

Как и у любого технического решения, здесь есть свои преимущества и недостатки. Плюсы и минусы типтроник исходят из применяемых конструктивных решений и целей, преследуемых инженерами.

Основные преимущества режима:

  • Удобство управления трансмиссией.

Водителю не нужно отслеживать активную передачу, как это приходится делать на «ручке», и, в то же время, можно самому определять режим оптимальной работы двигателя. При этом нет нужды переключать коробку на пониженную передачу вручную – АКП фиксирует обороты двигателя и переходит на нужную ступень самостоятельно.

  • Комфортное управление в условиях бездорожья.
Читайте также  Как определить какое масло залито в АКПП?

Фиксированная «пониженная» передача позволит дать машине с типтроником нужную тягу без повышения ступени, чтобы преодолеть плохой участок трассы. Но нежелательно двигаться в таком режиме долгое время, поскольку он вызывает повышенный износ узлов коробки передач.

  • Удобство в поворотах и обгонах.

Классическая коробка-автомат самостоятельно переключается на более высокую ступень, когда машине нужно дать больше ускорения и оборотов двигателя (при обгоне, например), из-за этого скорость на некоторое время проседает. А в ручном режиме АКПП требуемая передача фиксируется, обороты остаются стабильными, и маневр выполняется быстрее, время обгона снижается.

  • Легкий старт на льду.

В условиях гололеда функция tiptronic дает возможность двинуться с места не с первой передачи, что снижает шанс пробуксовки.

  • Оптимизация расхода топлива.

При калькуляции расхода топлива расчет показывает экономию, за счет выбираемого коробкой оптимального момента переключения.

Но есть и недостатки:

  • АКПП системы tiptronic содержит больше деталей, что делает коробку и сам автомобиль тяжелее;
  • поскольку большая часть операций по смене передач отдана под ответственность ЭБУ, водитель не имеет полного контроля над работой трансмиссии, что может быть неудобно в случаях, где требуется зафиксировать работу КПП на определенной ступени (коробка все равно будет работать сообразно логике программы);
  • «медлительность» автомата: от подачи сигнала до его выполнения коробкой передач проходит некоторое время, что водителям таких машин приходится принимать в расчет.

Что же лучше – типтроник или автомат «классической» конструкции? С технической точки зрения рассматриваемый вид АКПП представляет «золотую середину» между автоматической и механической коробками, и подходит под нужды большинства водителей.

Лучше всего оценить типтроник смогут те, кто долгое время ездил на авто с МКПП и привык контролировать процесс смены передач вручную. Спустя некоторое время, когда человек привыкнет к отсутствию сцепления на АКПП, он часто решает, что лучше положиться на «автомат» полностью, а типтроник помогает в поворотах и обгонах.

Коробка с ручным режимом добавляет «автомату» дополнительный функционал, могущий оказаться полезным. Но стоит такая АКПП дороже.

Как пользоваться типтроником на автоматической коробке передач

Рассматриваемая коробка имеет множество очевидных преимуществ. Но как пользоваться типтроникомводителю правильно?

Внешний вид АКПП с функцией ручного переключения передач:

Подрулевые переключатели:

Активация типтроника производится переключателями или кнопками. Для этого (например, во время обгона) нужно перевести рычаг в Т-образную выемку селектора в коробке, после чего двигать им в сторону символов «+» или «-», повышая или понижая передачу соответственно. Если на авто есть «лепестки» или кнопки с указанными пиктограммами, следует нажимать их, дополнительных манипуляций с АКПП от водителя не требуется.

Когда нужда в типтронике отпадает, водитель возвращает рычаг передач в положение D, и коробка переключается в автоматический режим. То же происходит, если шофер не пользуется типтроником с «лепестками», система сама возвращается к обычному режиму работы.

Выводы

Типтроник – интересная и перспективная разработка, прочно занявшая позиции в автомобильной индустрии и облегчающая жизнь автолюбителю. Машину с такой коробкой по достоинству оценят те, кто желает совместить комфорт «автомата» с повышенным контролем за процессом движения автомобиля, присущим механической трансмиссии.

Минус такой коробки – ее дороговизна, поскольку обилие технически сложных узлов и электроники увеличивает цену узла даже по отношению к обычной АКПП. Но такое вложение станет разумной платой за синтез удобства «автомата» и ощущения контроля над машиной от «механики».

Типтроник: что это такое, как пользоваться, плюсы и минусы

Большинство выпускаемых сегодня автомобилей с автоматической коробкой передач укомплектовываются АКПП с режимом типтроник. Данная разработка стала следствием долгих лет конкуренции механической и автоматической КПП. Развитие компьютерных технологий помогло команде Порше разработать первую удачную «гибридную» коробку, удовлетворяющую потребностям каждого клиента.

Что такое коробка передач типтроник

Большинство людей, услышав о типтронике, представляют некий автомат с переключением на механику. Но это абсолютно не так.

Сегодня множество автопроизводителей выпускают КПП типа типтроник, при этом, если заглянуть под руль, там по-прежнему будет только две педали – газ и тормоз. Говоря простым языком, принцип работы типтроника тот же, что и у автомата, различия всего лишь в режиме контроля хода в различных режимах работы мотора.

Впервые новую КПП мир увидел в 90-х годах, когда компания Порше укомплектовала им свою 911 модель. Целью разработки было внедрить в автоматическую коробку ручное управление по типу гоночных секвентальных КПП. Таким образом, немецкий концерн добился высокой динамики и контроля, схожего с управлением механической коробкой.

Как работает типтроник

Работа типтроника контролируется при помощи электронного блока управления, который также выполняет роль педали сцепления. Переводя рычаг коробки в определенное положение, включают режим ручного управления, где, что бы повысить передачу, нужно дергать рычаг вверх, а, чтобы понизить – вниз.

Чтобы достигнуть такого управления, в КПП вместо обычных для механической коробки шестеренок установлены планетарные усиленные шестерни, жесткое переключение возможно благодаря гидротрансформатору.

Общий вид стандартной коробки с режимом типтроник на фото:

Чтобы агрегат служил долго, электронный блок управления сам решает, возможно ли ручное переключение в определенный момент. ЭБУ моментально просчитывает крутящий момент, положение шестерней и предполагаемой динамики. Если переключение будет угрожать работе агрегата, команда будет проигнорирована.

При переключении КПП в режим типтроника водителю доступны пять передач. Благодаря планетарным шестерням, передачи переключаются очень плавно, без рывков. На некоторых автомобилях можно встретить дополнительный спортивный режим типтроника, который существенно увеличивает тягу и частоту вращения двигателя.

Если же не переводить рычаг в режим типтроника, разницы с обычным автоматом нет.

Чем отличается tiptronic от s-tronic

Как уже отмечалось выше, tiptronic переключает передачи с помощью гидротрансформатора. Данная система была прогрессивна еще в начале 2000-х годов. Но сегодня инженеры из Audi разработали более совершенную роботизированную систему, где роль гидротрансформатора выполняет робот.

Audi занялась поисками альтернативы в момент, когда большинство автопроизводителей стали гнаться за экономичностью своих автомобилей. А система tiptronic, хотя и управлялась с помощью электронного блока, все-таки имела небольшой КПД.

Робот позволил повысить КПД, при этом уменьшив расход топлива. Сейчас все модели бренда Audi с автоматической КПП имеют внутри систему s-tronic. Некоторые модели типтроника от Audi имеют до 8 передач.

Стоит упомянуть, что при разработке за основу была взята коробка DSG с подобной системой от Фольксваген. Audi лишь адаптировали ее под свои модели с полным и передним приводом. Поэтому многие отмечают их схожесть.

Таким образом, основное отличие коробки tiptronic от робота s-tronic в переключении передач. Вместо гидротрансформатора, теперь этим занимается робот.

Коробки с типтроником можно встретить также на БМВ и Митсубиси Паджеро. Компании также усовершенствовали технологию. Например, на BMW типтроник переключается не роботом, как на Audi, а с помощью вариатора.

Плюсы и минусы коробки типтроник

Конечно, каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Единственное, что можно сказать точно, автомат с типтроником по всем параметрам будет лучше обычного автомата.

Автомат с типтроником позволяет:

  • Самостоятельно управлять динамикой автомобиля на сложных участках пути.
  • При переключении на следующую передачу система не сбавляет оборотов двигателя, как обычный автомат.
  • Можно трогаться со второй передачи, что позволяет избегать пробуксовки на обледеневшей дороге.
  • Можно использовать экстренное торможение двигателем.
  • Более лояльно относится к передвижению по бездорожью.
  • Умная защита от непродуманного переключения передачи.
  • Более экономичен в сравнении с обычным автоматом.

Немаловажным плюсом, из-за которого многие покупают авто с данной коробкой, является более экономный расход топлива. Достигается это в основном благодаря поддержанию уровня оборотов двигателя во время переключения передач, тогда как на обычном автомате двигателю приходится наращивать обороты заново, забирая при этом КПД.

Единственные минусы, которые отмечают бывалые автолюбители, – это большие размеры коробки, хотя автопроизводители научились грамотно использовать ее габариты, и присутствующая в основной массе задержка при переключении передачи. В зависимости от возраста коробки, задержка может варьироваться до семи миллисекунд.

Также сюда можно отнести более высокую цену типтроника в сравнении с обычной коробкой автомат. Но со временем разница будет компенсирована за счет экономии топлива.

Как пользоваться типтроником на автомате

Во-первых, типтроником можно вообще не пользоваться. Если коробку не переключать в ручной режим, различия не будут ощутимы совершенно. Так же, как на обычном автомате, коробка представлена четырьмя стандартными положениями — «D», «N», «R», «P».

Но в отличие от обычного автомата, на большинстве коробок с типтроником, рычаг можно увести вправо или влево, в специальный паз, где уже подключится типтроник. В большинстве моделей для повышения передачи рычаг двигается вперед, для понижения – назад. Для перехода в автоматический режим рычаг возвращается на прежнее положение.

Коробка передач tiptronic представлена на фото:

На некоторых моделях можно встретить отсутствие дополнительного положения рычага. В таких случаях, обычно, управление типтроника представлено кнопками на руле «+» и «-».

Сам алгоритм действий с данной КПП выглядит следующим образом:

  • Включается двигатель без каких-либо манипуляций с педалями.
  • Выжав педаль тормоза, рычаг переводят в паз ручного переключения передач, при этом на индикаторе должна высветиться цифра «1», означающая, что включена первая из пяти скоростей.
  • Отпуская педаль тормоза, можно плавно выжать педаль газа.
  • В процессе езды, чтобы переключится на следующую скорость, нужно всего лишь толкать рычаг на увеличение или понижение передачи. Либо, если типтроник управляется кнопками на руле, достаточно просто нажимать на кнопку. При этом ногу с педали газа убирать не нужно.

Все действия водителя анализируются бортовым компьютером, поэтому бояться не стоит. Если действие будет противоречить механике или здравому смыслу, система проигнорирует действие.

Если коробка в режиме типтроника, но длительное время не используется, то система автоматически переключится обратно на автомат.

Подробнее о некоторых нюансах управления авто с АКПП типтроник:

Можно ли отключить типтроник

Стоимость автомобиля, укомплектованного типтроником, обычно выше аналога с обычной коробкой, поэтому вопрос отключения данного режима не совсем рационален. К тому же, если нет желания использовать режим типтроник, достаточно просто не переключать рычаг в позицию режима.

Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда типтроник мог выйти из строя или его попросту нужно отключить. Совсем отключить режим можно. Для этого достаточно отключить электронный блок управления. В таком случае, даже при переводе рычага в позицию режима типтроник, коробка попросту не будет реагировать на ручное управление.

Читайте также  Масло в КПП 2181 гранта

Ремонт типтроника

Как и любой другой технический агрегат со сложными движущимися частями, коробка с типтроником периодически требует ремонта. Конечно, если использовать коробку в соответствии с рекомендациями производителя и вовремя проходить техническое обслуживание, большинства проблем можно избежать.

Большинство поломок АКПП с типтроником связано с водителями, имеющими большой стаж, но впервые севших за руль с типтроником. Наиболее частые поломки таких КПП – это:

  • Износ деталей . Чаще остальных выходят из строя сальник и насос подачи масла. Обычно их просто меняют на новые. Впрочем, цена насоса и сальника не сильно бьет по карману.
  • Неполадки электронного блока управления . ЭБУ – самая уязвимая часть данных коробок. Даже при аккуратном использовании периодически возникают программные ошибки, которые устраняют путем компьютерной диагностики. Например, распространенные проблемы, связанные с ЭБУ – это коробка типтроник дергается на светофоре или типтроник скидывает третью передачу в нейтраль.
  • Масло . Полное отсутствие масла или его низкое качество сильно вредят деталям, особенно планетарным шестерням. Нужно понимать, что в коробке малейшее отклонение от правил вызовет в будущем неисправность. Нередки случаи, когда автолюбители в погоне за экономией льют дешевое масло от недобросовестных производителей или же сами разбавляют масло водой и присадками.

Заменить масло в коробке типтроник можно самостоятельно, придерживаясь инструкции.

Большинство поломок не могут быть решены автовладельцем самостоятельно, так как проблемы, связанные с коробкой с типтроником, решаются только с помощью дорогостоящего технологичного оборудования. Самостоятельное вмешательство и настройка типтроника могут привести к полной неисправности коробки и даже двигателя.

Заключение

Несомненно, автоматическая коробка передач предназначена для людей, предпочитающих максимально комфортную езду. В случаях, когда человек не может решить для себя, какая манера вождения ему ближе, выбор АКПП с типтроником будет наилучшим решением. К тому же, в семьях, где автомобиль эксплуатируется несколькими членами семьи, возможность подстроится под манеру езды каждого водителя является большим плюсом данной коробки.

Опытные автолюбители не рекомендуют покупать автомобили с данными коробками новичкам. Так как его использование может вызвать некоторые трудности у неопытных водителей. А, учитывая его чувствительность к ошибкам, приобретение может обернуться дорогостоящим ремонтом.

Что такое типтроник в автомобиле — плюсы и минусы

Трансмиссия служит для передачи вращательного момента на ходовую часть автомобиля. Впервые для этих целей применили механическую коробку передач (МКПП), позже ее заменила автоматическая (АКПП). В наше время производители уже редко выпускают ТС с классическим автоматом, отдавая предпочтение модифицированной АКПП. Типтроник, что это такое, какие у него плюсы и минусы, рассмотрим ниже

  1. Что такое типтроник в машине, и как он появился
  2. Устройство и принцип работы типтроник
  3. Преимущества Tiptronic
  4. Как пользоваться коробкой типтроник
  5. Отличия АКПП типтроник от вариатора
  6. Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку
  7. Какое масло используют для заливки в типтроник
  8. Через сколько меняют масло
  9. Обслуживание и увеличение срока эксплуатации
  10. Поломки и ремонт
  11. Отрицательные стороны модифицированной коробки передач

Что такое типтроник в машине, и как он появился

Типтроник — это функция автоматической трансмиссии. Водитель использует ее по своему усмотрению, когда необходимо ускориться или переключиться вниз на одну передачу. Автомобилисту становится доступным управление динамикой во время торможения, обгонов и поворотов.

Первое появление термина Tiptronic зафиксировано в документах ZF Friedrichshafen AG. Эта компания является признанным знатоком в создании трансмиссионных устройств. Ее инженеры сконструировали коробку, где были совмещены автомат и механика. Заказчиком стал автопроизводитель «Porsche», выпускавший автомобили с такой КПП с 1990 по 1998 год. Tiptronic от ZF не стал новинкой автомобильной индустрии. Он был лишь модернизацией классического автомата, который выпускали уже около 10 лет.

По заказу «Porsche» АКПП стала полностью управляться электроникой. В конструкции коробки больше не было обгонных муфт, а гидротрансформатор мог блокироваться на всех 4 передачах. Цель этих изменений состояла в возможности жесткой связи между ведущими колесами и двигателем на каждой передаче.

Установкой КПП с функцией типтроник практически сразу стали заниматься другие автогиганты, такие как Крайслер, БМВ. Компания Ауди производила модели с quattro tiptronic, которые получили большую популярность.

На моделях Cayenne, Panamera до сих пор устанавливаются новые модификации коробок с типтроником. Однако постепенно они вытесняются роботизированными КПП.

Устройство и принцип работы типтроник

Модернизированной коробкой водитель может управлять сам, если переведет рычаг в соответствующее положение. На селекторе могут находиться от 1 до 3 переключателей. Первый включает режим, а второй и третий предназначены для активации пониженной и повышенной скорости. После нажатия водителем переключателя в ЭБУ отправляется сигнал, запускающий алгоритм программы по смене передач.

Коробка с типтроником может работать в 2 режимах: автомат или ручное управление. Во втором варианте предусмотрено не только ограничение АКПП на использование диапазона скоростей, но и принятие водителем решения о включении нужной передачи.

В автоматическом режиме имеются все те же положения: D, N, R, P. Но с боковой стороны расположено специальное ответвление для ручного режима. Ручное управление коробкой передач становится доступным при переводе рычага селектора в этот вырез. Регулировка скоростей осуществляется перемещением рычага в позицию «+» либо «-». Чтобы выйти из функции Tiptronic, надо переместить селектор в положение «драйв».

Преимущества Tiptronic

Система типтроник обладает следующими преимуществами:

  1. Автомобилисты могут перейти на ручное управление трансмиссией в непредвиденной ситуации, например, когда необходимо произвести остановку двигателем или быстро понизить передачу. Ручной режим позволяет избежать заноса на повороте, особенно на скользком участке дороги.
  2. КПП с типтроником безопасна при обгонах, т.к. блокирует автомат на включение высокой передачи.
  3. Если в автомобиле предусмотрен зимний режим, то на заледеневшей дороге можно начинать движение на второй скорости, не допуская пробуксовки колес.
  4. Ручной режим типтроника позволяет перемещаться по неровным участкам. На автотранспорте с классическим АКПП ездить по бездорожью не рекомендуется.
  5. Трансмиссия с функцией Tiptronic обладает интегрированной защитной системой. Она ведет контроль за ручным переключением, оберегает двигатель от перегрузок. На механических коробках этого не предусмотрено.
  6. Топливо расходуется экономичнее (по сравнению с АКПП).

Из-за наличия функции ручного управления увеличился вес конструкции и ее габариты, переключение передач осуществляется с небольшой задержкой. Зато опытные автомобилисты имеют возможность управлять динамикой машины при сохранении преимуществ автоматической коробки.

Как пользоваться коробкой типтроник

Для запуска функции необходимо:

  1. Рычаг перевести в специальный паз, который может находиться на селекторе как с правой, так и с левой стороны.
  2. Для перехода на повышенную передачу сдвинуть рычаг в положение «+». Для снижения скорости выбрать «-».

В некоторых моделях переключаться между режимами можно подрулевыми лепестками. Установленная в текущий момент времени передача отображается на панели приборов.

Отличия АКПП типтроник от вариатора

Необходимость в автоматической коробке появилась тогда, когда в условиях городского движения понадобилось повысить уровень комфорта для водителей. Им больше не надо было отвлекаться на управление передачами, за них все делало ЭБУ. Однако все равно оставались ситуации, когда требовалось вручную сменить передачу. Поэтому некоторым автомобилистам автомат скорее мешал.

Вариатор — это разновидность автоматической АКПП. Но между ним и типтроником большое различие, поскольку вариатор является бесступенчатой коробкой. Она позволяет автомобилю плавно разгоняться, при этом рывки, подергивания и провалы отсутствуют.

По сравнению с типтроником у вариатора есть большой минус, который заключается в передаточном звене нагрузки. В большинстве вариаторных коробках установлены ремни, которые отвечают за выбор оптимального режима передвижения. Они быстро изнашиваются, если водители не соблюдают рекомендации автопроизводителей. Вариатор требует аккуратной езды и ограничения нагрузок. Запрещается допускать сильное буксование, перевозить тяжелый груз, использовать прицепы.

Сравниваем типтроник в коробке автомат и механическую коробку

Управление машиной с МКПП полностью лежит на водителе. Он сам переключает скорости и контролирует весь процесс передвижения. Минусом механики является малая целесообразность ее использования в условиях города, ведь из-за светофоров, постов ДПС разогнаться не получается. Долгое стояние в пробках утомляет, т.к. даже небольшое продвижение вперед требует от водителя переключения передачи. Многим автомобилистам МКПП только мешает, заставляя дергать постоянно рычаг, выжимать сцепление и терять концентрацию на дороге.

Типтроник предназначался для объединения двух вещей: комфорт автомата и достоинства механики. Автолюбитель, который управляет машиной с типтроником, испытывает те же ощущения, что и при вождении автомобиля с секвентальной МКПП. Причем ему совсем не нужно иметь навыки управления подобной трансмиссией, как пилотам «Формулы-1».

Какое масло используют для заливки в типтроник

Каждому транспортному средству соответствуют свои показатели вязкости, высшего и низшего значения температуры кипения трансмиссионной жидкости. Поэтому точные данные о том, какое масло надо заливать в коробку, следует искать в технической документации на автомобиль.

Если автовладелец не может по каким-либо причинам ознакомиться с инструкцией, то лучше обратиться за консультацией к квалифицированным консультантам дилерских центров.

Через сколько меняют масло

Производители рекомендует заменять масло в трансмиссии с типтроником через каждые 60000 — 80000 км. Однако многие опытные автомобилисты советуют менять рабочую жидкость в 2 раза чаще. Решение всегда остается за собственником автотранспорта, но главное регулярно проходить ТО и обновлять расходники.

Обслуживание и увеличение срока эксплуатации

Несмотря на то что типтроник подготовлен для активной манеры вождения, нельзя злоупотреблять такой возможностью. Ведь зафиксировано немало случаев, когда в результате всего одной гонки по ночному городу коробка ломалась и не подлежала восстановлению.

Если регулярно проходить техосмотр и выполнять инструкции производителя, то типтроник будет служить долго и принесет массу положительных эмоций водителю. При игнорировании возникающих неполадок владельцу придется оплатить дорогостоящий ремонт и стать на какое-то время пешеходом.

Правильное обслуживание автомобиля с типтроником сводится к использованию только качественного топлива, своевременной замене рабочих жидкостей.

Поломки и ремонт

К самым распространенным неполадкам типтроника относятся:

  • сбои в электронном блоке управления;
  • проблемы с трансмиссионным маслом;
  • механический износ деталей (например сальника, масляного насоса).

Большинство проблем с типтроником устраняются сотрудниками автосервиса. Заниматься самостоятельным ремонтом производители не рекомендуют.

Отрицательные стороны модифицированной коробки передач

К недостаткам типтроника можно отнести:

  • отсутствие возможности прочувствовать все преимущества механической КПП;
  • дорогостоящие профилактика и ремонт;
  • стоимость.

Автомобили старше 7 лет часто сталкиваются с проблемами с коробками типа типтроник. В большинстве случаев причина одна — сильный износ трущихся частей устройства.