Какое масло меньше всего угорает в двигателе?

Обзор 10 лучших моторных масел 5w-40

Обновлено — 14 июня 2021


Моторное масло – необходимая вещь для любого автовладельца. Благодаря ему, работа двигателя становится более качественной и долгосрочной. Многие водители считают оптимальной связку 5w40. Рассмотрим рейтинг десяти лучших моторных масел этой связки, их характеристики.

Особенности моторного масла 5w40

Популярность жидкости связки 5w40 обусловлено ее свойствами и неприхотливостью относительно погодных условий. Присадки, которые используются в синтетике этой вязкости имеют антикислотные, антикоррозийные, а также моющие свойства. Синтетические смазки отлично работают даже при сильных изменениях температуры. Используя составы 5w40, у водителей появляется возможность стоять в пробках, ездить по бездорожью или скоростной трассе, при этом показатели будут стабильными.

Во время производства таких жидкостей используются только инновационные технологии, при этом исключается возможность комкования смазки. Помимо этого, производители обязательно всесторонне тестируют свою продукцию.

Смазки 5w40 имеют такие отличительные свойства:

  • быстрый запуск двигателя в морозы;
  • прочная, качественная защитная пленка, которая образуется на элементах мотора;
  • отсутствие испарения;
  • уменьшение шума двигателя;
  • моющие свойства, которые гарантируют чистоту мотора;
  • устойчивость к коррозии и окислительным процессам.

Как выбрать моторное масло

В магазинах вы можете встретить такие моторные смазки:

  1. Минеральные представляют собой продукт переработки нефти. Масла на минеральной основе отлично подходят для тех, кто часто ездит в местах, где много пыли. Однако из-за тяжелых условий смазку необходимо будет довольно часто менять.
  2. Полусинтетические на 30-40% состоят из многих присадок, которые обеспечивают различные свойства. Полусинтетические жидкости популярнее, чем минеральные. Благодаря присадкам, добавляемым в натуральную базу, такое масло обеспечивает отличную работу движка как в жаркую погоду, так и в морозы.
  3. Синтетические производят искусственным путем. Высокотехнологичные автомобили лучше всего работают на синтетических маслах. Эти жидкости не подвержены окислению, долго не нуждаются в замене.

Несколько советов для выбора автосмазки:

  • В новый автомобиль заливайте жидкость, которую советует производитель.
  • Если машина с пробегом, тогда надо учитывать техническое состояние мотора. Если диагностика и тесты, показали хорошее состояние, то жидкость стоит выбирать с учетом на пройденного километража.
  • Не стоит ориентироваться только на присадки. В первую очередь, характеристики жидкости зависят от основы, технологии изготовления, а уже потом от добавок.

ТОП 10 лучших моторных масел

Предлагаем вам узнать лучшие моторные масла связки 5w40. Возможно, именно наш рейтинг будет полезен вам для того, чтобы выбрать подходящую смазку и защитить движок вашего автомобиля.

10. Шелл Helix Ultra 5W-40

Эта синтетическая автосмазка открывает наш рейтинг. В ней нет натуральной основы, она полностью состоит из базовых синтетических масел и разнообразных присадок хорошего качества. Эта жидкость неплохо защищает двигатель от нагара, коррозии. Показала отличное качество работы даже при очень низких температурах.

Угар масла?

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Угар масла?

    Какое масло больше угарает синтетика или полусинтетика.
    масло Castrol Manatec 5w40 или Castrol Manatec 10w40.
    Хочу выслушать мнения кто сталкивался с этим в практике.
    Ездил до этого на Castrol Manatec 10w40 в последнее время на 4000км
    ушло

    1.5 литра
    поменял маслосъемные колпачки и залил сразу Castrol Manatec 5w40
    за 3500км ушло грамм

    800
    вот вопрос это мне замена мск так снизила расход или смена масла?
    Хотя думал будет больше расход.Стиль езды очень агресивный. :)))
    Машина не дымит!Но куда оно девается?Угарает?а почему без дыма?

    У меня тоже почти такой же расход. Грешил на мск, оказался сальник передний коленвала подтекает. Может у тебя тоже где то резинка пробита? ИМХО: Масла столько не должно на угар идти.
    ______________
    Cresta GX90 96

    ну если IGOR постоянно крутит в отсечку свой двигатель, то чему удивлятся .

    При этом подтеки были ?
    Такая же беда , сменил МСК и кольца , расход после этого 2-2,5 л на 10000 ,до замены был почти такой же , кастрол магнатек 10W40 синтетика , делал не сам , движок разобранный не видел , по словам мастеров элипса не было , компрессия стала 11 но расход масла остался , двиг не дымит , при первой замене масла обнаружил подтекающий масл фильтр (недотянули ) грешил на него , залил опять синтетику , клапан рециркуляции промыл , маслоохладитель в крышке промыл карбклинером потом залил его силитом — результат не изменился . Сейчас тоже подозреваю что какой-то сальник , но под двиглом подтеков нет .

    Братва, о чем вы говорите. У меня расход масла был больше литра на 1000 и то не дымила, а вы.
    Когда машина дымить начинает, то это уже конкретный жор прет (до литра на 100-200км). А вы тут с тапкой в пол за 3500км. 800гр. Не смешите.

    По теме: угорать будет больше более жидкое масло. В твоей ситуации скорее всего сыграли свою роль новые МСК (масло то более жидкое залил, а угар меньше).

    Вот тоже все сухо вроде снизу!Хотя раньше бежал сальник распредвала
    и меньше масло уходило!А счас ниче не бежит а масло уходит.
    Но раньше я так не ездил как счас вроде бы!

    Братва, о чем вы говорите. У меня расход масла был больше литра на 1000 и то не дымила, а вы.
    Когда машина дымить начинает, то это уже конкретный жор прет (до литра на 100-200км). А вы тут с тапкой в пол за 3500км. 800гр. Не смешите.

    По теме: угорать будет больше более жидкое масло. В твоей ситуации скорее всего сыграли свою роль новые МСК (масло то более жидкое залил, а угар меньше).

    Может ты и прав ,хотя некоторые тоже до редлайна гоняют и не жрет сильно!

    я гоняю. не жрет. от синтетика/минералка побарабану.
    з.ы. для этого правда пришлось колпачки/кольца менять.

    Ну дык я то поменял, и кольца и МСК.
    И все равно жрет, больше никому ничего не дам делать , не зря говорят , хочешь сделать хороше , сделай сам.

    1.5л на 4000км
    а после замены расход синтетики 5w40

    800г на 3500км
    и в том и в том случае ездил с тапкой в пол!Хотя в первом случае поменьше всетаки давил так как зима была.

    Ну вот так по интернету однозначно диагноз поставить трудно, конечно :-), но я бы на твоем месте не заморачивался при таких цифрах вообще.

    Пытаюсь!вот это так для общего интересу написал.
    Купил литр на доливку и стараюсь конечно не парится, хотя малость напрягает лазить под капот и смотреть уровень 🙂 А так то этот литр как раз уйдет от смены до смены.

    Последний раз редактировалось I G O R’; 21.07.2006 в 05:34 .

    >>делал не сам , движок разобранный не видел , по словам мастеров

    ЕптЪить мне один раз так типа проклаку сменили на маслонасосе. ;))))

    Читайте также  Как заварить чугунный блок двигателя?

    50 на 50 что и кольца тоже нахер не меняли ваще.

    А вот это ты зря. Периодически смотри уровень — пришел утром в гараж/на стоянку, открыл капот и проверил. Хотя бы ра в неделю.

    А вдруг где побежит? Узнаешь, только когда лампочка загориться (а если на трасее, ночью, масла с собой долить нету).

    А вот это ты зря. Периодически смотри уровень — пришел утром в гараж/на стоянку, открыл капот и проверил. Хотя бы ра в неделю.

    А вдруг где побежит? Узнаешь, только когда лампочка загориться (а если на трасее, ночью, масла с собой долить нету).

    Ну я конечно всегда смотрю за этим!

    Последний раз редактировалось I G O R’; 21.07.2006 в 10:11 .

    знаю что надо бы. но лень. зато перед сменой каждые 10 т.км. обязательно смотрю наскока угорел. а в промежутках не заглядываю.

    Мое мнение угорает быстрей синтетика (только из практики). Счас залил Кастрол Магнатек полусинт, цифры не помню. уходит меньше. До этого была синтетика — куда то девалась (правда не быстро) где то 1 — 1,2 литра на 8 т. км. Да и мафынки у нас не новые.
    _________________
    Camry SV40 Lumiere 4S-FE, 97гв

    Последний раз заливал синтетику 0W40 и за 11 тысяч как было на середине щупа, так и осталось.

    ИМХО самый большой угар у минералки, у полусинтетики поменьше но там и там от штатной эксплуатации угорает само по себе базовое минеральное масло, это то, в которое присадки добавляют. Легкие фракции из масла испаряются и остаются тяжелые, масло битумируется, густеет и т.д. и т.п. Раз испаряется, то уровень масла падает.
    Синтетическое от штатной эксплуатации не угорает.
    Но разлагаться и угорать могут и присадки.

    ИМХО если проблеммы с ЦПГ, то здесь все зависит от вязкости масла, а не его типа и чем выше вязкость, тем меньше расход.
    При оборотах под 3000 и выше с повышенным расходом надо смириться, карма у двигателей такая. Любят они на оборотах маслица покушать.

    У какого моторного масла меньшие потери во время эксплуатации

    Расход моторного масла — актуальный для каждого автомобилиста вопрос. Если приходится все чаще доливать недостающий уровень в систему, значит речь идет о серьезных проблемах с силовой установкой. Среди автомобилистов сложилось мнение, что уровень потери зависит именно от типа используемого масла. У одного расход будет выше, а у другого на этом же автомобиле — ниже. Рассмотрим, так ли это.

    Вместо масла, которое сгорело, появляются углеводородные соединения, поэтому на щупе отмечается нормальный уровень масла

    Есть и такая категория автомобилистов, которые полагают, что моторное масло вообще не должно расходоваться. Жидкость постоянно циркулирует по системе и не должна никуда уходить. Нередко они считают, что снижение уровня моторного масла возникает только при серьезных неполадках — нарушена герметичность соединений, изношены прокладки, пробой картера мотора. Чтобы разобраться в данном вопросе, следует знать конструкцию двигателя и принцип его работы. Масло создает на поверхности элементов защитную пленку.

    Во время движения в нижней мертвой точке часть поршня оказывается в камере сгорания. Поэтому защитная пленка, которая создается маслом, может частично выгорать. Но бывает в истории эксплуатации автомобиля и такое, что между процедурами замены моторное масло остается на одном уровне. Дело в том, что масло может разжижаться, если в него попадает конденсат, топливо или элементы картерных газов. Вместо масла, которое сгорело, появляются углеводородные соединения, поэтому на щупе отмечается нормальный уровень. На этом фоне могут возникнуть проблему внутри мотора, которые автомобилист просто не заметит вовремя.

    В практике эксплуатации автомобилей сложилось 2 основных понятий — расход и потеря масла. Первое говорит о количестве смазки, которая попадает внутрь камеры сгорания, улетучивается или превращается в налет. Второе характеризует все утечки, которые могут происходить в процессе эксплуатации транспортного средства. Каждый производитель определяет допустимый расход. Как правило, у грузовых автомобилей он составляет 1-3 литра на 1000 км, у легковых — 0.5-1.5 литра на 1000 км. Точный показатель зависит от объема силового агрегата.

    По параметрам, который мы рассматриваем, выигрывает синтетика. Такое масло отличается текучестью и широким диапазоном вязкостно-температурных параметров

    Расход может возрастать из-за имеющихся в системе дефектов:

    1) износ или повреждение малосъемного, компрессионного кольца;

    2) износ уплотнителей стержней клапанов;

    3) неисправность топливных форсунок;

    4) повреждение маслосъемных колпачков.

    Теперь стоит рассмотреть вопрос — какое моторное масло угорает меньше всего? Расход на угар зависит от температуры вспышки. Чем выше этот показатель, тем меньше потеря масла. Самые высокие значения по этому параметру относятся к синтетике. Такое масло получается в результате синтеза химических веществ для получения моторных присадок. Такое средство защищает от коррозии и перегрева.

    Минеральные масла — прямой продукт переработки нефти или газа. Стоимость такого средства ниже, но и свойства хуже. Полусинтетика располагается по качеству на середине.

    По параметрам, который мы рассматриваем, выигрывает синтетика. Такое масло отличается текучестью и широким диапазоном вязкостно-температурных параметров. Масло 0W-60 можно использовать в жару и в холод. Остальные виды масел уступают по характеристикам — такие составы больше окисляются и больше угорают в процессе эксплуатации.

    Однако, при выборе моторного масла следует учитывать сразу несколько параметров — особенности конструкции мотора, реальный пробег, манера вождения, качество горючего, состояние двигателя, температурные условия эксплуатации. Если речь идет о современном авто, то лучшим выбором станет синтетика. Для более старых подойдет полусинтетика или минералка.

    Среди продуктов отечественного производителя можно выделить Лукойл Люкс 5W-40

    Рейтинг синтетических масел. Наиболее распространенные среди автомобилистов масла имеют вязкость 5W-40/30. Среди продуктов отечественного производителя можно выделить Лукойл Люкс 5W-40. На территории РФ такой состав можно считать самым оптимальным по соотношению цена/качества. Оно подходит для моторов, которые работают под сильной температурной нагрузкой. Кроме того, защищает внутреннюю часть мотора от коррозии.

    Еще одно средство — Castrol Magnatec 5W-30. Это бренд из Германии, который завоевал популярность среди отечественных автомобилистов. На поверхности деталей состав образует пленку, которая предотвращает быстрый износ. Потери средства в процессе эксплуатации сводятся к минимуму.

    Итог. Моторное масло в процессе эксплуатации может угорать. Это зависит не только от особенностей самой смазки, но и от условий эксплуатации.

    С канистрой по жизни: как выбрать моторное масло, которое не угорает

    НАПЕЧЕТАНО В ЖУРНАЛЕ «АВТОРЕВЬЮ» №7/2020

    Поднять капот, измерить уровень, покачать головой и плеснуть ненасытному «коню» еще немного моторного масла. Чем чаще автолюбитель делает подобные манипуляции, тем быстрее он начинает задумываться о причинах сверхпотребления. И если из выхлопной трубы не идет сизый дым, а капиталить двигатель вы не видите причин, то наступило время задуматься о самом моторном масле. Часто именно в нем кроется причина чрезмерного «поедания».

    Читайте также  Как определить работу турбины на дизельном двигателе?

    Сгорел на работе: нормы расхода масла в двигателе

    Автопроизводители самостоятельно устанавливает нормы потребления для своих машин. Но есть и общие параметры, на которые стоит ориентироваться. Так, расход масла напрямую связан с расходом топлива.

    Бензиновый двигатель на каждые 100 литров использует от 100 до 250 мл масла. Исключение составят новенькие авто в период обкатки (до 5000 км) и те, что уже преодолели порог в 150 тысяч. Для них расход может слегка увеличиться, но не должен превышать полулитра на 100 л бензина. Если ваше авто не укладывается в эти параметры, то пора обратить внимание на испаряемость.

    Куда уходит масло: значимость показателя испаряемости NOACK

    В заведомо исправном двигателе примерно 20% расходуемого масла приходится на смазку его деталей, остальные 80% — это угар. Попадая на детали ДВС, оно создает на них защитную пленку, минимизируя трение и продлевая жизнь агрегатам. При этом под воздействием пламени от сгорания топлива происходит испарение масла с поверхности пленки. Получается, чем больше масла испаряется в процессе работы, тем выше в итоге будет его расход.

    Испаряемость зависит от огромного количества показателей, учесть которые обычному автолюбителю просто не под силу. Да это и не нужно. За него это уже давно сделал Американский Институт Нефти, создавший известную во всем мире стандартизацию моторных масел API. Самая современная из них API SN «испытывает» масла на так называемую испаряемость по NOACK.

    В течение часа масло находится в разогретом до 250гр состоянии, после чего специалисты измеряют его потери. Уменьшение в объеме более чем на 15% означает невозможность сертификации. Поэтому обращайте внимание на те масла, которые уже получили знак качества API SN. Некоторые производители указывают на упаковке и конкретные значения по NOACK. Например, японское IDEMITSU 5W-30 одобрено API SN и имеет одну из самых низких испаряемостей – всего 7,11%.

    На практике, в реальном двигателе все немного сложнее. Пленка масла на поверхности деталей настолько тонкая, что ни один тест не способен ее воспроизвести. И в идеале хорошая испаряемость должна сочетаться с высокой температурой вспышки.

    446 градусов по Фаренгейту

    Такова, по мнению экспертов, должна быть минимальная температура вспышки моторного масла. В привычных Цельсиях это 230 градусов. Еще лучше, если значение стремится к 240. В отличие от параметра NOACK, практически каждый производитель указывает заветные градусы, если не на упаковке с маслом, то на официальном сайте.

    Совсем хорошо, если один и тот же продукт сочетает в себе низкую испаряемость с высокой температурой вспышки. Это практически гарантирует снижение расхода масла на угар. Например, уже рассматриваемое IDEMITSU 5W-30 горит при 238гр. В совокупности с 7,11% по NOACK – это отличный результат. Но в борьбе за минимальный угар не забудьте проверить и индекс вязкости.

    Увязнуть в неприятностях из-за вязкости

    Масла с показателем индекса вязкости в диапазоне 150-160 единиц не склонны к угару. Но только в случае полной синтетики. Минеральные и полусинтетические масла тоже могут иметь высокие показатели этого индекса. Но их вязкость неестественная, она достигается путем добавления в продукт специальных модификаторов, которые и делают масло более густым в широком диапазоне температур.

    Однако молекулы некоторых «дешевых» модификаторов в процессе работы двигателя под воздействием высоких температур разрушаются. Это приводит к потере маслом своих первоначальных свойств, угару и быстрому износу двигателя. Отсюда вывод: доверяйте синтетике (к примеру, все тому же IDEMITSU 5W-30, оно полностью синтетическое с индексом вязкости 159 ед.), с подозрением относитесь к малоизвестным полусинтетическим или минеральным маслам и ищите на канистре обозначение ILSAC GF-5.

    Много непонятных букв: зачем маслу ILSAC GF-5?

    15% любого моторного масла – это присадки, которые наделяют смазывающую жидкость самыми разными свойствами. Правильно подобранные присадки защищают двигатель от износа, разрушают нагар и отложения и даже позволяют экономить топливо. Вот только что именно и в каком количестве добавили в канистру, обычный покупатель узнать не может. Исключение – наличие на таре обозначения ILSAC GF-5.

    ILSAC – самая строгая на сегодняшний день сертификация, проводимая Международным Комитетом по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Параметров, по которым ILSAC испытывает масла много, но рядовому автомобилисту главным образом будут интересны три из них.

    Во-первых, испаряемость по NOACK, о которой уже говорили выше. Во-вторых, энергосбережение. Масла, прошедшие отбор ILSAC экономят 1-2% топлива. Причем такой вывод делают на основе практического эксперимента. Расход топлива замеряют на лабораторном двигателе. Сначала на «новом» масле, а потом, через 100 часов работы, на масле «в возрасте».

    ILSAC GF-5 на упаковке уже сам по себе знак качества, но чтобы убедиться в реальном энергосбережении, можно найти информацию о параметре HTHS. Если его значение стремится к 3, то масло действительно сократит расход бензина. Проверим эти параметры у нашего «подопытного» IDEMITSU 5W-30. Оно сертифицировано ILSAC GF-5 , а его HTHS равен 3,0.

    В-третьих, GF-5 гарантирует меньшую изнашиваемость двигателя. Это достигается наличием специальных присадок, которые разрушают отложения.

    Подведем итоги. Выбирайте полностью синтетическое масло, сертифицированное самыми современными на сегодня ILSAC GF-5 и API SN. Обращайте внимание на температуру вспышки, испаряемость, и масла компании IDEMITSU. Они полностью синтетические, одни из немногих имеют сразу два сертификата и хорошие технические показатели, отвечающие за минимальный угар.

    Со дна пожиже: можно ли загубить мотор слишком вязким маслом?

    Мастера официальных дилерских сервисов породили немало опасных заблуждений, базируясь на рекомендациях производителей и не желая мыслить за пределами “гайдлайнов”. Чего стоит только опровергнутая многократно, в том числе производителями автоматических коробок, теория о “несменяемости” масла в АКП… Ещё одна популярная байка, тиражируемая дилерами, возникла на волне увлечения производителями маловязкими маслами вроде 0W20 и 0W30. Теперь многие проблемы с мотором объясняются мастерами использованием “слишком вязкого масла”. Попробуем разобраться, возможно ли это вообще.

    Что такое SAE?

    Н ачнём с пояснения простых вещей — с обозначений класса вязкости всесезонных масел по стандарту SAE, Сообщества автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), наиболее популярному в мире. В обозначении, скажем, класса 5W30 первая цифра — это индекс вязкости при низких температурах, а вторая — при высоких.

    Чтобы определить эти индексы, методика SAE предусматривает ряд инструментальных тестов: CCS – Cold Crank Simulator, MRV – Mini Rotary Viscometer для низкотемпературного диапазона и два теста при рабочей температуре — Kinematic viscosity для температуры 100 градусов и новый тест HTHS — High Temperature High Share для 150 градусов. Всё это делается с помощью точной сложной аппаратуры, и фиксироваться на этой части мы не будем.

    Для каждого класса масла определен диапазон, в который должны укладываться его характеристики. Но общий смысл обозначения максимально прост: первая цифра говорит, насколько вязким является масло при холодном старте, а вторая — насколько оно выдерживает рабочие температуры. При этом каждая из цифр вовсе не означает абсолютное значение вязкости.

    Читайте также  Как поменять гидрокомпенсаторы на 406 двигателе?

    Для иллюстрации мы взяли результаты исследования лаборатории компании Widman International и немного адаптировали их для российского читателя.

    На графиках хорошо заметно, как сильно параметры вязкости масел меняются при росте температуры. Очевидно, что пока мотор не прогреется хотя бы до 30 градусов, ему приходится очень тяжело, особенно на маслах 10W40 и 15W40.

    А вот между 40 и 80 С можно наблюдать совсем интересную картину: с ростом температуры кривые начинают пересекаться. И масло 10W40 к 80 градусам становится менее вязким, чем 5W40.

    Оптимальная вязкость при рабочей температуре (от 100 до 110 градусов) — от 9 до 18 мм2/с. В эти границы попадают все масла, но при даже незначительном дальнейшем росте температуры масло 5W30 теряет остатки всей вязкости и становится слишком жидким. Так что тут более вязкие масла даже имеют очевидное преимущество.

    Аналогичные “сюрпризы” существуют и для низкотемпературного индекса. И, конечно же, масла с одной номинальной вязкостью и полностью соответствующие стандарту всё же могут довольно существенно различаться по характеристикам. Но для простоты объяснения я буду учитывать индексы вязкости раздельно — как масла 5W или как масла W40, говоря о низкотемпературной и рабочей вязкости, без оговорок о реальном классе масла, чтобы не вносить путаницу. Просто подразумевая, что большая вязкость соответствует большему классу вязкости, без дополнительных хитростей и оговорок.

    Еще один важный момент связан с тем, что холодная вязкость масла на порядок или два отличается от вязкости при рабочей температуре. Типичное минеральное масло 15W40 при температуре около нуля градусов имеет кинематическую вязкость порядка 1 500 мм2/с, а при рабочей температуре этот параметр уже составляет всего 13 единиц. У синтетики 5W30 эти параметры меняются не так сильно: 900 мм2/с при нулевой температуре и порядка 11 при рабочей.

    Вязкость зависит от температуры нелинейно: в зависимости от состава масла она резко повышается в зоне низкой температуры и достаточно плавно изменяется в области рабочих температур. Замер рабочей вязкости проводится при ста градусах Цельсия, но рабочим диапазоном обычно является зона от 20-30 градусов, когда вязкость выше номинальной уже не на два порядка, а менее чем в десять раз.

    В зависимости от двигателя и режима эксплуатации температура масла внутри него существенно различается, а значит, и вязкость одного и того же масла в рабочем режиме в разных двигателях разная. Более того, она непрерывно меняется в процессе движения. Таким образом, выбор вязкости масла связан еще и с такими параметрами, как типичная длительность поездки, нагрузка и температура окружающей среды.

    К тому же на температуру масла (а значит, и на его вязкость) заметно влияет состояние двигателя. Повышенный объем картерных газов, неисправная система вентиляции, дополнительная защита картера, изношенный масляный термостат, грязный маслорадиатор — всё это вносит свои коррективы в режим работы масла.

    Кроме того, нужно учитывать, что масло меняет свою вязкость в процессе эксплуатации. Обычно рабочая вязкость снижается по мере вырабатывания загущающих присадок, что особенно характерно для масел с вязкостью свыше W40, а низкотемпературная вязкость, наоборот, возрастает, поскольку срабатываются и присадки, повышающие текучесть при низкой температуре. Последнее характерно для всех масел с существенной долей минеральной основы, то есть, фактически для 99% масел на рынке, потому что даже у очень дорогих эта доля менее 30% не бывает. Чистая синтетика может вести себя иначе, но это тема для отдельного разговора.

    Гуще или жиже?

    С учетом вышесказанного становится понятно, что никто не будет пытаться создать двигатель, которому для работы нужно масло строго определенной вязкости, не выше и не ниже заявленной в документах. Это просто технически невозможно: как я уже подробно говорил выше, вязкость масла постоянно меняется, причём в весьма широком диапазоне.

    Но самый главный вывод — в том, что мотор существенную часть своего пробега работает с маслом, вязкость которого на порядок или даже два выше, чем его вязкость при рабочей температуре согласно SAE. Потому, опять же, ни один производитель не будет делать двигатель, которому могло бы повредить более вязкое масло. Даже если у вас залито масло с индексом вязкости в два раза выше, чем рекомендуемое, мотору это совершенно безразлично — он прекрасно будет работать и на этом масле. Ему это вредит не больше, чем типовая 15-минутная поездка, особенно зимой.

    Конечно, в долгосрочной перспективе возможно проявление каких-то особенностей, вызванных использованием слишком вязкого масла. Но их никак нельзя назвать фатальными для всего мотора. Например, может раньше срока износиться редукционный клапан насоса, сам маслонасос или фазорегуляторы. Но и это крайне маловероятно.

    Фактически мотор рассчитывается на минимальную, а не максимальную рабочую вязкость масла. Любое уменьшение его рабочего давления критично, а вот небольшое повышение вязкости и давления — практически безвредны. Они приведут к небольшим колебаниям характеристик, и не более того. И уж совершенно точно нет ни одного двигателя, в котором «масляные каналы слишком узкие» или «зазоры слишком маленькие».

    Другое дело — использование слишком маловязкого масла. Как мы видели из графиков, при высоких температурах маловязкие масла могут переступить минимальный порог вязкости в 9 мм2/с. Для масла 5W30 это возможно уже при 115 градусах. Тем временем, нормальная рабочая температура в современных моторах может достигать 110 градусов, а масло им часто рекомендуют и вовсе 0W20. И тут последствия могут быть более губительными, вплоть до проворота вкладышей и износа шеек коленвала. Поэтому уж лучше более густое масло, чем более жидкое.