Как правильно мерять уровень масла в двигателе?

Как правильно мерять уровень масла в двигателе?

  • Главная
  • Блог
  • Ремонт и обслуживание
  • Двигатель
  • Как проверить масло в двигателе
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Как проверить масло в двигателе

Автомобилисты, особенно новички, не всегда точно знают, как проверить уровень масла в двигателе. Проще всего отправить машину на СТО. Но если необходимо справиться с задачей самостоятельно, рекомендуем прочитать эту статью до конца.

Правила проверки уровня масла в двигателе

Перед началом работы автомобиль необходимо поместить на ровную площадку и прогреть мотор. После чего выждать несколько минут, чтобы масло успело стечь в картер, и приступать к делу.

Необходимые инструменты

Основной инструмент для проверки уровня масла в двигателе – щуп. Он представляет собой небольшой прут с нанесенными отметками «Min» и «Max».

Щуп для проверки уровня масла в двигателе

Обычно приспособление расположено под капотом рядом с головкой блока. Рукоятка окрашена в яркий цвет, чтобы ее легко было заметить.

Кроме щупа нужно запастись чистой ветошью, которая не оставляет ворсинки, и чистыми бумажными полотенцами.

Этапы проверки

Процедура проверки уровня масла пройдет легко и быстро, если придерживаться приведенной ниже инструкции.

  1. Часто затруднение вызывает вопрос — при горячем или холодном двигателе делать проверку? Поэтому читаем руководство к авто. Соответствующие указания должны быть упомянуты там. Хотя считается, что эффективнее делать это после езды, на разогретом моторе, так как при этом масло будет менее вязким.
  2. Жидкость в моторе должна быть равномерно распределена, поэтому после прогрева двигателя нужно дать машине постоять 10-15 минут.
  3. Открываем капот и фиксируем его в открытом положении с помощью опоры, если в модели авто не предусмотрена автоматическая фиксация.
  4. Извлекаем щуп. Ручка будет окрашена в красный, желтый либо оранжевый цвет. Иногда на место расположения щупа указывает специальный значок в виде старинной масляной лампы.
  5. После извлечения щупа нужно оценить цвет и консистенцию масляной жидкости. Если у него желто-зеленый оттенок, состояние удовлетворительное и не требует замены. Когда смазка становится темно-коричневой или черной, ее пора менять. Как выбирать подходящее масло, читайте в этой статье.
  6. Уровень масла лучше проверять два раза. Перед повторным погружением щупа, его нужно протереть ветошью.
  7. Оцениваем уровень жидкости. При нормальном объеме масла отпечаток его пленки будет находиться примерно посередине между отметками «Min» и «Max» на щупе. Если отметка вышла за пределы рисок, требуется вмешательство во избежание неприятностей.

Оценка цвета и консистенции масла в двигателе

Последствия неверного уровня масла в двигателе

За уровнем масла нужно следить постоянно независимо от того, новый агрегат или с внушительным пробегом. Не стоит думать, что в новом моторе уровень держится постоянно на нужном уровне.

Нехватка масла в двигателе

Любой мотор во время эксплуатации расходует масло. Если расход остается в допустимых границах (значение указано в руководстве по эксплуатации авто), это неисправностью не считается.

Но при определенных ситуациях жидкости становится недостаточно. Многие современные двигатели форсированные, то есть оснащенный турбонаддувом. Если при средних и малых нагрузках масло может не расходоваться, то при больших нагрузках ситуация изменится.

Также уровень жидкости падает, если водитель агрессивно перемещается по городу с частым чередованием режимов «старт» и «стоп». Длительные поездки на высоких оборотах также приводит к усиленному расходу смазки.

При попадании в камеру сгорания масло с увеличением нагрузок выгорает вместе с топливом. Поэтому и необходимо вовремя следить за уровнем жидкости. Ее недостаток грозит так называемым масляным голоданием, из-за которого возникает сухое трение деталей мотора и, соответственно, их быстрый износ. Первыми выходят из строя КШМ и ГРМ.

Изношенный ГРМ, как последствие нехватки масла в двигателе

Избыток масла в двигателе

Избыток масла также не сулит ничего хорошего. Излишки жидкости проникают в вентиляцию картера, что приводит к неисправности катализатора. При использовании минеральных масел портятся и выдавливаются сальники коленчатого вала, поскольку при избытке масла возникает лишнее давление.

С использованием синтетических масел проблемы с сальниками встречаются реже, но происходит закоксовка двигателя и залегание колец.

Залегание поршневых колец, как последствие избытка масла в моторе

Когда надо проверять масло в двигателе. Периодичность проверки

Проверять масло в двигателе внутреннего сгорания необходимо в случаях:

  • Временного интервала. Даже если машиной не пользовались долгое время, нельзя исключить вероятность протечки из-за износа прокладок, шлангов, сальников. Поэтому лучше просматривать уровень жидкости каждую неделю.
  • Преодоления больших дистанции. В среднем автоэксперты рекомендуют следить за уровнем смазочной жидкости в моторе каждые 1-2 тыс. км пробега. Однако этот показатель корректируется каждым производителем индивидуально.
  • Если предстоит путешествие. Важно проверить не только масло в моторе, но и работоспособность всех узлов авто.
  • При покупки машины с рук.
  • Если обнаружены проблемы в работе агрегата. Тревожными сигналами могут быть посторонние шумы, снижение тяги, запах в салоне, изменение давления.
  • Если под стоящим автомобилем образовалось масляное пятно. Это говорит о том, что есть протечка. Следовательно, масло нуждается в доливке.

Чем машина старше, тем с большей ответственностью надо подходить к проверке смазочных материалов. Раньше проверка технических жидкостей была неотъемлемой частью ежедневного обслуживания. В современных моторах это излишне, но лучше не откладывать проверки надолго.

Правила доливки масла в двигатель

Если при очередной проверке выяснилось, что масла не хватает, необходимо восполнить его в нужном объеме. Подробнее об объемах масла в двигателе рассказано в этой статье.

Процедуру можно выполнить самостоятельно, следуя нашей инструкции:

  • Ознакомьтесь с руководством для определения подходящей марки масла;
  • Крышка для заливки обозначается надписью «Oil Fill» или маркировкой подходящего масла.
  • Заливайте жидкость порционно с небольшими перерывами, так как масло стекает постепенно в силу вязкости.
  • Проверьте уровень масла щупом, доливайте жидкость, пока ее уровень не дойдет до приемлемых значений.

Отверстие для заливки масла в ДВС

Как правильно заливать масло – на холодную или горячую

Каждый производитель авто дает свои рекомендации по этому вопросу. Однако стоит понимать, что проверка на холодную покажет меньший результат. Поэтому лучше проехать несколько километров, чтобы мотор прогрелся, а масло стало более текучим и равномерно разошлось по всем узлам мотора. Так картина будет более информативной.

Проверка уровня масла – один из важнейших этапов технического обслуживания автомобиля. Ее вполне можно выполнять самостоятельно, если придерживаться приведенным здесь рекомендациям.

Как проверить уровень масла в двигателе правильно?

Несмотря на простоту этой знакомой любому автомобилисту процедуры под названием проверка уровня масла, ежедневно в Интернете ответ на этот вопрос ищут сотни новичков, которые либо только что стали обладателем автомобиля, либо решили отказаться от услуг СТО по той или иной причине.

Как бы там ни было вопрос актуален, а значит на него необходимо дать ответ. Знаю, многие из вас сейчас хмыкнули, добавив, что в этом нет необходимости и в сети Интернет существует «валом» статей в которых все детально описано. Вторая половина читателей решит, что информация абсолютно не актуальна и изучена «сто лет назад». Возможно, отвечу я и тем и другим, скорее всего вы правы, однако в первом случае есть небольшое но, например когда я стал искать ответ на вопрос «Как проверить уровень масла в двигателе», я столкнулся, что большинство статей либо неполные, либо написаны для количества. Касательно тех, кто «все знает», хочу заметить, что именно такие, уверенные в себе «авто-гуру», зачастую и допускают массу ошибок, после которых «втихаря» чинят свои моторы, пеняя на заводской брак или некачественное топливо. ? Если вам абсолютно неинтересно предлагаю вам почитать другие, возможно, более интересные статьи, а мы тем временем продолжим говорить о том, как проверить уровень масла в двигателе.

Проверка масла в двигателе — основные правила!

  1. Проверка уровня масла выполняется исключительно на ровных площадках, без уклона, когда автомобиль стоит ровно.
  2. Уровень масла в моторе проверяется на хорошо прогретом двигателе.
  3. Перед тем как проверить уровень моторного масла, позвольте ему стечь в картер, например, когда вы только приехали, дайте мотору немножко остыть и только после этого приступайте к проверке.
  4. Уровень моторного масла проверяется при помощи специального указателя уровня масла, который чаще всего называют «масляный щуп».

Теперь собственно о том, как проверить уровня масла в двигателе?

  1. Остановите автомобиль и заглушите мотор.
  2. Подождите 10-15 минут для того, чтобы масло стекло в картер и замер был правильным. Откройте капот.
  3. Достаньте масляный щуп, и протрите его чистой тряпкой, которая не оставляет волокон.
  4. Дальше, установите щуп обратно в двигатель до упора и подождите несколько секунд, пока масло оставит след на контрольном щупе.
  5. Теперь можно вынуть щуп для проверки уровня масла. Правильным считается уровень, который находится между контрольными метками обозначенными словами «min» и «max«, минимум и максимум соответственно. Если уровень масла ниже отметки минимум «min», необходимо долить масло в двигатель.

Примечание! На некоторых двигателях проверять уровень масла в двигателе можно как «на горячую» так и «на холодную», для этого производителем силового агрегата были предусмотрены соответствующие метки «cold» и «hot» — «на горячую» и «на холодную» соответственно.

Следует помнить, что «перебор» — тоже не хорошо, если масло выше отметки «max» — это не правильно, поскольку излишки масла могут попасть в систему вентиляции картера, а после и в цилиндры двигателя. Также опасен избыток масла для катализатора, который дорого стоит и сложно меняется. Высокий уровень масла в двигателе станет причиной повышенного давления масла, в результате чего могут не выдержать сальники и дать течь. В итоге после нескольких дней или недель такой эксплуатации, масло снизится к отметке «min» и кто знает, когда вы обнаружите это, и как этот уровень скажется на состоянии вашего двигателя. Как правило, все заканчивается капитальным ремонтом силового агрегата.

Читайте также  Как влияет датчик детонации на работу двигателя?

О том, что слишком низкий уровень масла в двигателя вреден, наверное, известно каждому!? Но я, на всякий случай, повторюсь, что из-за низкого уровня масла может произойти «подсос» воздуха масляным насосом, что неминуемо ведет к масляному «голоданию» двигателя. Что такое масляное голодание? Это когда двигатель работает «насухо», то есть без масла. Чем это чревато, я думаю, все знают!? Капремонт одним словом грозит такому мотору. Низкий уровень масла в двигателе особенно страшен для тех, кто использует машину в горной местности, двигаясь под уклоном масло перетекает и его становится еще меньше, что дальше вы уже знаете — насос не получает масло и — возникает масляное голодание.

И последнее. Регулярно (не реже чем дважды в месяц) проверяйте уровень масла в двигателе, а также коробке передач, не стоит полагаться исключительно на датчики, нередко они выходят из строя и не показывают реальное состояние вещей, после чего приходится очень дорого платить за свою беспечность и доверчивость. Следите за уровнем масла в двигателе и он отблагодарит вас длительной безотказной работой.

Основные правила при проверке уровня моторного масла

Моторные масла для автомобилей подразделяются на минеральные, синтетические и полусинтетические. Минералка обычно заливается в старые авто. Наибольшей популярностью пользуется синтетика и полусинтетика. Нужно не только уметь правильно выбирать смазочную жидкость, но и понимать, как выполняется проверка количества масла в двигателе машины. При регулярных проверках можно избежать возникновения разных неполадок, связанных с работой движка автомобиля, дорогого ремонта.

Оптимальный объем масла в силовом агрегате дает возможность мотору нормально функционировать, обеспечивает смазывание соприкасающихся частей и отвод продуктов изнашивания. Количество смазки в авто можно контролировать и посредством индикаторов, и с помощью самостоятельного измерения. Если вы решили замерить объем масла в моторе, вам понадобится использовать щуп.

Правильное определение количества смазки

В любом движке проверка уровня масла в двигателе проводится посредством щупа, расположенного в пределах легкой доступности для автомобилиста. Один конец щупа установлен в герметизированном отверстии блока цилиндров. Другой конец щупа опущен в масляную ванну, размещенную в картерном отсеке силового агрегата.

Описание щупа


На любом щупе, вне зависимости от марки движка, имеется 2 метки, которые обозначают минимальный и максимальный объём масла. Учитывайте, что в определенных условиях щуп может неправильно показывать объем масла. Для минимизации влияния внешних факторов и по максимуму точного определения объема смазки в картере движка требуется следовать несложным правилам.

Как проверить объём масла в двигателе: этапы работы

Для правильной проверки уровня масла в моторе необходимо следовать такому алгоритму:

  1. Чтобы определить реальное количество смазки в картере, необходимо поставить авто на ровную поверхность. Если у мотора будет наклон в любую сторону, то точно измерить уровень смазки не получится.
  2. Мотор должен немного остыть. Не стоит замерять количество масла сразу после выключения двигателя, потому как часть масла останется в смазочной системе и маслопроводящих каналах, следовательно, объем окажется меньше действительного. Это может сбить с толку и побудить осуществить доливку смазки до оптимального уровня. Однако когда масло стечет в картер, его объем может увеличиться. Поэтому после выключения двигателя необходимо подождать минимум пять минут для стока масла в картер.
  3. Вытащите щуп, вытрите ветошью, так как его забрызгает смазка. Затем опустите щуп назад в картер. Ошибочно судить об объеме масла сразу после вытаскивания щупа. Проверка выполняется лишь после того, как инструмент повторно погружается в картер.
  4. Отыщите на инструменте 2 отметки – минимальную и максимальную. Наносятся они по-разному: в виде надписи, точек, полос. Кроме того, на определенных щупах есть отметки HOT и COLD. Оптимальный уровень масла – когда масляная жидкость располагается между этими двумя метками. Выполняйте доливку лишь тогда, когда уровень смазки находится около минимальной отметки. Не рекомендуется поддерживать уровень масла на максимальной отметке.

Стандартные ошибки автомобилистов:

  1. При проверке уровня автомобиль располагается на неровной поверхности, под углом.
  2. Проверка уровня смазки осуществляется при работающем движке.
  3. Мотор не успел остыть после того как его заглушили.
  4. Щуп не был очищен, на нем остались следы масла.
  5. Проверка выполняется сразу после того, как в мотор долили масло либо его поменяли.

К чему приводит нехватка масла?

Двигатель рассчитан на определенное количество смазки, при котором он может работать во всех режимах. Если объем смазки недостаточный, начинается масляное голодание мотора. Производители машин уже давно позаботились о том, чтобы водитель мог следить за количеством смазки, и расположили датчики на приборной панели. Нельзя допускать, чтобы объем масляной жидкости был меньше минимально установленного. Из-за этого могут выйти из строя разные части силового агрегата. Быстрее всего выходят из строя при масляном голодании масляные кольца, затем – вкладыши (коренные, шатунные, в коленвале). Кроме того, мотор перегревается, ведь малое количество смазки плохо омывает элементы двигателя и уводит от них тепло. Может заклинить поршень, что приведет к окончательной поломке силового агрегата. Увеличивается износ вала и приводного подшипника, в результате чего происходит заклинивание элементов маслонасоса.

Причин уменьшения объема смазки немного, однако знать их необходимо:

  • повредило картерный отсек, что привело к полной утечке масла;
  • износ двигателя, что привело к повышенному расходу смазочной жидкости;
  • давно не выполнялась доливка смазки;
  • произошло пробитие прокладки.

Как восполнить количество смазки?

Если при выполнении измерения объема автомасла вы заметили то, что его недостаточно, нужно осуществить доливку для увеличения количества масла. Не так страшно, если в продолжительной поездке уровень смазки снизился до минимальной метки. Хуже, когда он упал существенно ниже. В таком случае требуется сразу же долить масло, прямо на дороге.

Доливка проводится через крышку маслозаливной горловины, которую увидите в верхней части мотора. Нередко на ней имеются разные надписи – указатели наподобие Oil Fill. В определенных случаях на поверхность крышки наносится метка, указывающая на вид оптимальной смазки.

Снимите крышку, установите в отверстие лейку. Заливку проводите не торопясь. Желательно заливать масло небольшими порциями. Требуется время от времени останавливаться, дабы сказка осела в картере. После доливания нужно снова проверить объем. Вытащите щуп и повторите проверку.

Вас также заинтересует:

Что делать, если объем масла превышает нормальный

Некоторые водители сознательно льют в мотор больше смазки, чем требуется. В особенности часто так поступают автовладельцы, чей двигатель быстро расходует масло. Однако правило «чем больше, тем лучше» не работает в данной ситуации. Излишки автомасла опасны для вашего мотора. Превышение нормально объема лучше, чем масляное голодание, однако стоит ли тратить собственные деньги впустую?

Чрезмерно большой объем масляной жидкости опасен по следующим причинам:

  1. Выброс излишков смазки через вентиляцию. В том случае, если превышение составляет примерно пять миллиметров от максимальной метки, общий расход масла двигателем может существенно вырасти.
  2. Появление стуков около клапанного привода. Это обусловлено тем, что при превышении объема смазки противовесы коленвала погружаются в него, в результате смазка вспенивается, выделяется много газов.
  3. Выбросы смазки могут спровоцировать замасливание определенных датчиков. Поначалу это может вызвать незначительные перебои в функционировании агрегатов, однако затем мотор может выйти из строя.
  4. Повреждаются сальники, прокладки, на стыках маслопроводящих каналов возникают потеки.
  5. Сложности с пуском мотора в низкотемпературных условиях.
  6. Увеличение нагрузки на масляный насос, сокращение его эксплуатационного периода.

Как необходимо поступать при обнаружении излишков масла в силовом агрегате машины

Малоопытные автомобилисты, заменяя масло, могут оказаться в ситуации, когда произошел перелив (уровень смазки на щупе расположен выше максимальной метки). Как поступить в подобной ситуации? Привести объем смазки в двигателе в норму – простая задача.

Откачка излишков масла с помощью шланга

Проще всего сделать это посредством шприца. Выполните откачку масла, затем осуществите проверку посредством щупа.

2-й метод сложнее. Нужно или завести авто на яму, или поднять посредством подъемника. Немного отвинтите крышку слива в поддоне картера, чтобы избавиться от излишков. После слива завинтите пробку и снова проверьте, пришел ли уровень масла в моторе в норму.

Нужно регулярно проверять количество масла и его состояние. Само собой, есть индикаторы, однако не надо полностью полагаться на них. Это всего лишь оборудование, оно может показывать информацию, не соответствующую действительности. Также индикатор неспособен показать цвет и вязкость смазки. Нужно самостоятельно осуществлять проверку.

Читайте также  Почему прогорают клапана в двигателе?

Контролируем уровень моторного масла

Двигатель автомобиля требует постоянного контроля за работой всех механизмов и систем, а также контроль за уровнем рабочих жидкостей, в первую очередь – масла.

Периодичность проверки. Особенности выполнения операции

Система смазки двигателя

Ранее, среди профессиональных водителей, проверка технических жидкостей входила в перечень работ так называемого ежедневного обслуживания (ЕО). Перед первым выездом водитель обязан был удостовериться, что количество масла в силовой установке в норме, при недостатке – провести доливку.

Современные моторы не требуют ежедневной проверки уровня смазки, достаточно выполнять эту операцию каждые 1000 км пробега. Но отметим, что это – условное значение. В идеале необходимо хотя бы раз на 1000 км заглядывать под капот и проверять уровень масла, а ещё лучше два раза в месяц. Не будет лишней и более частая проверка уровня смазки. Процедура эта несложная, но поможет избежать серьезных поломок и выявить возникновение проблем с мотором на ранних стадиях.

Несмотря на то, что проверка количества смазки – операция несложная, но в ней есть несколько нюансов. И первый из них – на каком двигателе выполнять работы – горячем или холодном? В регламенте ЕО, который использовался раньше, указывалось, что проверка проводится «на холодную», то есть перед первым запуском мотора после ночного отстоя.

Но многие выполняют эту работу на горячем моторе, что не является нарушением или неправильным действием. Но в этом случае результат проверки будет несколько иным, чем при определении уровня «на холодную». Масло, как и любая жидкость, после нагрева расширяется, что приводит к увеличению объема. К тому же, даже если дать время после остановки мотора на стекание смазки, она все равно не успеет полностью стечь в поддон и часть останется в каналах. По этой причине ни один автопроизводитель и не указывает точный уровень масла в двигателе, он просто должен находиться в определенном диапазоне – между отметками на щупе.

Чем и как делается проверка уровня?

Замер делается щупом для проверки уровня масла в двигателе – это специальный прут с двумя отметками на конце – «мин» и «макс». Рукоятка масляного щупа на всех двигателях выведена в хорошо просматриваемое место (обычно возле головки блока) и окрашена в яркий цвет, поэтому не заметить её сложно.

Технология проверки уровня смазочного материала в моторе на «холодную» и «горячую» — практически идентична и включает в себя один и тот же алгоритм действий.

Все, что потребуется для того, чтобы правильно проверить уровень – это чистая ветошь, не оставляющая ворсинки. Алгоритм работ рассмотрим на примере проверки на холодном моторе:

  1. Ставим автомобиль на ровную горизонтальную площадку.
  2. Открываем капот и находим рукоятку щупа.
  3. Вытаскиваем полностью масляный щуп.
  4. Кончик прута вытираем ветошью от смазки.
  5. Устанавливаем щуп до упора.
  6. Через 3-5 сек. вытаскиваем пруток снова и по следу смазки оцениваем уровень.

Что касается проверки «на горячую», то алгоритм действий тот же, но после постановки авто на ровную площадку, нужно выждать время (5-10 минут), чтобы смазка стекла в поддон и только после этого проверять уровень.

Нормальным считается уровень масла на щупе, когда он находится между отметками «мин» и «макс», лучше всего на 2/3 от минимальной . Если уровень на щупе приближен к одной из меток, это не проблема и можно спокойно эксплуатировать авто. Хотя если замечено, что уровень приближается к отметке «мин», то стоит сделать доливку масла.

Уровень масла нужно проверять либо только на «холодную», либо «на горячую». Использование обеих методик одновременно может запутать с определением количества масла и тогда доливка будет выполнена неправильно.

Почему уровень падает?

В любом, даже исправном и новом двигателе, часть масла в процессе работы уходит «на угар» (сгорает в цилиндрах), и этот фактор является нормой. Сильная нагрузка на мотор, резкие смены режима работ приводят к тому, что масло проникает в цилиндр, где и сгорает.

Количество масла, уходящего «на угар» принято считать в гр/1000 км. Для различных типов двигателей этот показатель разный. К примеру, в исправном бензиновом двигателе нормой считается расход до 100 гр/1000 км. Уход же масла более 400 гр/1000 км указывает на сильный износ мотора или неисправность. А вот в дизеле нормой считается уход масла на «угар» до 500 гр/1000 км. Повышение расхода более 1000 гр/1000 км указывает на неисправность дизеля.

По «угару» смазочного материала и установлена периодичность проверки уровня масла – каждые 1000 км.

Как восполнить масляный объем до нормы

Доливка осуществляется в случае, когда уровень масла приближается к отметке «мин», находится на этой метке или ниже. В тех. документации к некоторым машинам указывается, какой объем масла перекрывает диапазон между отметками на щупе. То есть, сообщается, сколько точно нужно залить масла, чтобы уровень повысился от «мин» до «макс». На одних моделях это 1 литр, на других – 1,5 литра.

Если такая информация есть, то определить, сколько долить масла – несложно. К примеру, замечено, что масло на «минимуме». Если диапазон перекрывается 1 литром масла, то для доведения до нормального уровня (между отметками) нужно залить 500 гр.

В случае, когда этой информации нет, то доливка выполняется порционно. То есть, сначала заливаем 250-300 гр., выжидаем время, чтобы смазка опустилась в поддон, проверяем уровень, если нужно – еще доливаем порцию и снова замеряем. Главное добиться, чтобы масляный щуп показал уровень посредине между отметками. Если будет чуть выше (ближе к метке «макс») – ничего страшного.

Доливка выполняется по той же методике, что и проверка. То есть, если замерялось на «горячую», то и заливать смазочный материал нужно в прогретый мотор. В противном случае из-за разницы в показаниях на «холодную» и «горячую» высока вероятность перелива.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Мало или много масла. Чем грозит?

Недостаток смазки приводит к «масляному голоданию» двигателя, в результате чего в некоторых узлах возникает трение «на сухую», что приводит к их интенсивному износу. Чаще всего от недостатка смазки «страдают» ГРМ и КШМ.

Избыток же масла тоже ничего хорошего не несет. Излишки масла попадут в систему вентиляции картера, что опасно для катализатора. Ранее, когда в двигатели заливалось минеральное масло, лишняя смазка приводила к выдавливанию сальников коленвала. Происходило это из-за того, что при запуске мотора из-за высокой вязкости масла резко возрастало давление внутри системы.

В современных моторах сальники выдавливает редко, поскольку полусинтетические и синтетические масла не так загустевают при охлаждении. Но лишнее масло в больших количествах проникает в цилиндры (из-за того же повышенного давления), что со временем становится причиной залегания колец и закоксовки мотора. Поэтому допускать перелива смазки тоже не стоит. Но если это произошло, то лишнее масло можно откачать через отверстие для щупа при помощи трубки от капельницы и шприца.

Видео: Как правильно проверить уровень масла в двигателе.

Точная проверка уровня масла в моторе

Как правило, начинающие автомобилисты сталкиваются с первыми сложностями во время обслуживания ДВС именно тогда, когда речь заходит о системе смазки. Дело в том, что многие водители хорошо знают, где находится масло в двигателе, при этом далеко не всем известно, каким должен быть уровень масла в двигателе и как его точно проверить.

Не меньшие трудности вызывает и подбор масла, а также определение интервалов его замены. В этой статье мы поговорим о том, что нужно сделать для точной проверки уровня смазки, а также как часто меняют масло в двигателе с учетом различных факторов, особенностей эксплуатации автомобиля и самих свойств смазочного материала.

Что будет, если мало масла в двигателе

Начнем с того, что за уровнем масла в моторе нужно постоянно следить. При этом данное правило полностью справедливо как для новых силовых агрегатов, так и для ДВС с солидным пробегом.

Распространенной ошибкой начинающих водителей является мнение, что в новом двигателе уровень смазки всегда будет постоянным, то есть масло не нужно доливать от замены до замены.

На самом деле это не так. Как показывает практика, практически любой современный двигатель при определенных условиях расходует масло. Если такой расход находится в допустимых пределах, тогда это не является неисправностью. Сами производители силовых агрегатов отдельно указывают в руководстве по эксплуатации допустимый расход смазочного материала.

Если двигатель сильно раскручивается в режиме старт-стоп (агрессивная езда в городе) или часто и долго работает на высоких оборотах (например, при езде по трассе с высокой скоростью), тогда закономерно происходит увеличение масляного аппетита. Водители часто называют такое явление расходом масла на угар.

Причина проста — часть смазки во время увеличенных нагрузок на ДВС попадет в камеру сгорания, выгорая вместе с топливным зарядом. Если учесть такую особенность, тогда становится очевидной необходимость регулярных проверок уровня смазочного материала.

Специалисты рекомендуют проверять уровень каждый день после ночной стоянки или не реже 1 раза в 6-7 дней (с поправкой на индивидуальные особенности эксплуатации). Такой подход очень часто позволяет своевременного обнаружить критическое снижение уровня смазки в ДВС, а также избежать серьезных последствий.

Читайте также  Что такое рокера в двигателе?

Хорошо известно, что работа двигателя без смазки быстро выведет силовой агрегат из строя. По этой причине на приборной панели имеется аварийная лампочка низкого давления масла, которая загорается в случае возникновения проблем с масляной системой. При этом не следует забывать, что загорание лампы очень часто происходит тогда, когда масла в моторе мало или давление упало до критически низких показателей по другим причинам.

Если не вдаваться в подробности, лампочка на многих авто загорится тогда, когда двигатель уже близок к тому, что его может попросту заклинить. В остальных случаях (например, когда в моторе уровень масла понизился на 0.5 или 1.0 литр) лампочка не будет гореть.

Что касается последствий для мотора, они могут быть самыми разными. На одних двигателях повышенный износ не будет являться критическим, то есть после долива масла двигатель сохранит свою работоспособность. При этом ресурса агрегату такие эксперименты никак не добавят.

На других моторах нехватка даже 0.5-0.7 литра может привести к проблемам с гидрокомпенсаторами, появлению задиров в цилиндрах, разрушению вкладышей коленчатого вала, повреждениям коленчатого вала и распредвала, а также целому ряду других проблем.

Как проверять масло: на холодном или горячем двигателе

Итак, с необходимостью постоянного контроля разобрались. Теперь давайте рассмотрим, как правильно проверить уровень масла в двигателе. Сразу отметим, что в этом вопросе автомобилисты разделились на два лагеря. Если точнее, споры идут вокруг темы, как правильнее проверять, на холодном или горячем моторе.

Одни считают, что самым лучшим и достоверным способом является проверка «на холодную». Главным аргументом является то, что в этом случае смазка успевает полностью стечь в поддон, позволяя наиболее объективно оценить ситуацию.

Однако противники этого способа возражают, ссылаясь на естественное свойство масла «расширяться» при нагреве и «сжиматься» после остывания. Получается, если на холодном ДВС (особенно зимой) уровень может быть занижен, то после прогрева объем увеличится, то есть все придет в норму.

Также лишнее масло может попадать в систему вентиляции картера, проникать в цилиндры мотора. Излишне количество смазки способствует быстрому выходу из строя каталитического нейтрализатора. С учетом вышесказанного нужно разбираться, как производится проверка уровня. Для начала приведем общие рекомендации:

  • Прежде всего, машину нужно установить на ровную площадку. Площадка должна быть без уклонов, автомобиль должен стоять ровно.
  • Часто можно встретить указание, что уровень масла следует проверять на прогретом моторе. Это значит, что во время проверки стрелка указателя температуры должна стоять как минимум на середине (около 50 градусов).
  • Перед проверкой нужно заглушить ДВС, после чего дать возможность смазке стечь в картер. Для этого будет достаточно 10-15 минут.
  • Затем нужно извлечь масляный щуп и протереть его при помощи чистой тряпки. После этого щуп нужно установит обратно до упора, далее нужно выждать 3-5 секунд. За это время смазка оставит свои следы на щупе.
  • Далее щуп можно извлечь, стараясь не касаться стенок отверстия его кончиком при извлечении. Нормальным можно считать уровень, который находится между двумя контрольными метками. Такие метки имеют обозначение min (минимум) и max (максимум).
  • Снижение уровня ниже минимума укажет на то, что масло в двигатель нужно долить. Превышение уровня выше max свидетельствует о необходимости удаления лишней смазки из мотора.

Добавим, что на некоторых ДВС производитель предусмотрел возможность проверки уровня как на холодном, так и на прогретом моторе. В этом случае на щупе дополнительно присутствуют метки HOT (горячий) и COLD (холодный).

Для исключения возможных ошибок рекомендуется произвести сначала проверку на холодном ДВС, затем прогреть двигатель и повторно произвести анализ по схеме, описанной выше. Только после этого можно принимать решение о доливе и количестве доливаемой смазки.

Добавим, что в летний период, как правило, отклонения на «холодную» и «на горячую» бывают не столь значительными. Это значит, что если заливать в холодный мотор масло так, чтобы уровень стоял посередине (строго между отметками «мин» и «макс»), тогда после прогрева существенных отклонений от нормы не произойдет.

Через сколько менять масло в двигателе: синтетика, полусинтетика, минералка

Как известно, срок службы того или иного моторного масла напрямую зависит от:

  • соответствия типа масла конкретному мотору;
  • базовой масляной основы;
  • режимов эксплуатации ТС;
  • качества топлива;
  • состояния двигателя;
  • загрязненности воздуха в регионе;

Многие знают, что для большинства автомобилей завод-изготовитель предписывает рекомендуемые интервалы замены масла. Средний показатель может составлять 20 или даже 30 тыс. км. Однако такие цифры являются усредненными, получены с опорой на европейское качество топлива, а также при учете использования высококачественных фильтров.

Что касается стран СНГ, условия эксплуатации моторов в этом случае вполне могут относиться к так называемым тяжелым. В этом случае менять масло рекомендуется с учетом значительного сокращения рекомендуемого производителем интервала. Также следует брать в расчет и то, как эксплуатируется конкретный автомобиль.

Например, замена масла только по пробегу может быть изначально неправильным подходом. Достаточно представить два автомобиля на одном масле, один из которых условно за 6 месяцев прошел по трассе 10 тыс. км со средней скоростью 80 км/ч, тогда как другой проехал те же самые 10 тыс. км в городе за 12 месяцев, причем средняя скорость составляла 25-30 км/ч.

Параллельно с этим силовой агрегат автомобиля, который находился в городе, постоянно эксплуатировался в режиме разгонов и остановок, машина стояла в пробках на ХХ, двигатель чаще остывал и затем запускался «на холодную», мотор не успевал прогреваться за короткую поездку и т.п.

Вполне очевидно, что во втором случае силовой агрегат проработал в намного более тяжелых условиях, причем уже не 200, а целых 400 моточасов (условно). Естественно, в таком ДВС ресурс масла к 10 тыс. км. пробега может оказаться на пределе, двигатель хуже смазывается, защита деталей недостаточна, продукты распада смазки загрязняют масляную систему.

Еще важно понимать, что стабильность характеристик различных видов смазок зависит от их основы и пакета добавляемых химических присадок. Что касается основы, самый маленький ресурс имеют минеральные масла, в то время как синтетические продукты отличаются наибольшим сроком службы.

Промежуточными звеньями среди наиболее распространенных типов масел можно считать полусинтетику и гидрокрекинг. Если проще, самым дешевым и простым вариантом является минералка, далее идет полусинтетика, затем гидрокрекинг, а уже после смазка на полностью синтетической основе.

Например, если производитель рекомендует менять смазку каждые 15 тыс. км, тогда минеральное масло лучше сменить уже через 4-5 тыс. качественную полусинтетику ближе к 6-7 тыс. гидрокрекинговый продукт не позже 8-9 тыс., а синтетику на 10 тыс. км. Что касается замены по времени, оптимально менять смазку в моторе каждые 6 месяцев. Если же замена производится 1 раз в год (автомобиль не имеет больших пробегов), тогда лучше производить указанную процедуру перед наступлением холодов.

Советы и рекомендации

Параллельно с проверкой уровня регулярный контроль позволяет также визуально оценивать состояние масла. С учетом того, что четкого ответа, когда менять масло в двигателе, до сих пор не существует, такой подход позволяет в некоторых случаях своевременно выявить преждевременную потерю защитных, моющих и других полезных свойств смазочного материала.

Если масло выглядит подозрительно, заметно образование пены, эмульсии, отмечено сильное почернение сверх нормы или обнаружено наличие взвесей, появился несвойственный данному материалу запах, тогда необходимо прекратить эксплуатацию ДВС.

В этом случае оптимально обратиться за помощью к специалистам, полностью слить такой смазочный материал, провести углубленную проверку и диагностику двигателя, заменить масло на свежее (возможно, с промывкой мотора перед заменой).

Что в итоге

Как видно, от правильного подбора и качества масла, его уровня в двигателе и своевременной замены смазки напрямую зависит исправность работы и общий срок службы ДВС.

Также в процессе подбора смазки для двигателя нужно, прежде всего, руководствоваться допусками и предписаниями производителя силового агрегата. Только подобрав подходящие по допускам и спецификациям продукты, можно перейти к детальному изучению масляной основы и других уникальных свойств конкретного моторного масла.

Должен ли двигатель расходовать масло и какой расход масла является нормой для мотора. Повышенный расход смазки, основные причины, частые неисправности.

Виды и принцип действия промывочных жидкостей. В каких случаях нужно промывать двигатель. Когда не следует использовать промывку мотора перед заменой масла.

Как доливать масло в мотор правильно. Долив «на холодную», добавление смазки в горячий мотор. Какое масло можно использовать для долива, полезные советы.

Оптимальный объем моторного масла, который заливается в двигатель при замене. Почему для двигателя вреден недолив и перелив масла от рекомендуемого уровня.

Как правильно менять моторное масло в двигателе. Процедура замены масла без промывки, смена масла с промывкой двигателя. Замена масла без ямы, советы.

Почему моторные масла смешиваются, виды масел, переход на другую группу, присадки. Можно ли смешивать разное моторное масло, советы и рекомендации.