Кокпит что это в автомобиле?

Что такое кокпит болида «Формулы-1»?

Кокпит Формулы 1 (от англ. Cockpit) – это кабина пилота в гоночном автомобиле. Данный термин пришел к нам с английского языка и первоначально обозначал «арену для петушиных боев». Но потом значение кокпита расширилось, и он стал активно использоваться в судоходстве и кораблестроении, а уже потом пришел в автомобильные гонки.

История развития кокпита

Кабина гонщика Формулы 1 значительно изменилась за последние десятилетия. Водители называют ее своим офисом, ведь это их место работы во время гонки, точно также, как для механиков – это пит-стоп. Пространство в кокпите ограничено, но в нем полно функций, которые позволяют пилотам справляться с гоночными машинами за счет резкого ускорения и торможения, а также боковых перегрузок 5G при прохождении поворотов.

Поскольку средства управления стали сложными, оборудование современного кокпита оказалось бы загадкой для любого поклонника F1, если он сядет за руль. Более того, пилоты Формулы 1 1960-х годов были бы шокированы количеством кнопок и переключателей, а также тем, что в кокпите нет ни одного циферблата или индикатора.

Даже водители 1980-х годов сначала не поняли бы, куда делись рычаг переключения передач и педаль сцепления. У гоночных автомобилей тех лет был такой простой кокпит, что у руля в нем не было никакой другой цели, кроме поворота болида. В 2020 году такое просто невозможно представить.

В самых первых гоночных автомобилях Формулы 1 водители в буквальном смысле сидели на машине, а не в ней. Но уже к чемпионату мира 1950 года машины стали ниже, и водители пересели в широкие кокпиты. Спустя 10 лет двигатели переместились назад, болиды стали еще меньше, а кабина плотнее окружила водителя. Благодаря этому существенно повысилась безопасность.

Но настоящим прорывом стало появление монококов – где, в отличие от более ранних каркасных или рамных конструкций, внешняя оболочка стала основным и единственным несущим элементом.

Современные кокпиты Формулы 1

Современные кокпиты изготовлены из 12 слоев углеродного волокна с дополнительными слоями в углублении для ног. Они отлиты под давлением 6.79 атмосфер при температуре 175 градусов по Цельсию и позволяют водителям выжить в таких авариях, которые оказались бы смертельными еще в начале 1970-х годов.

Защита водителя является задачей первостепенной важности для кокпита, и его не просто так называют капсулой выживания. В случае сильного удара от болида отрывается подвеска вместе с носовым конусом, боковыми подвесками, двигателем и коробкой передач, оставляя только капсулу выживания с водителем, надежно закрепленным внутри.

Один из последних шагов в области защиты кокпита произошел в 1996 году, когда было введено правило, согласно которому верхняя часть боковых сторон кабины должна находиться в пределах 220 мм от верхней части головы водителя. В свою очередь, голова водителя должна находиться на 50 мм ниже воображаемой линии между верхней частью передней переборки и верхней частью рулевого колеса.

Еще более высокие боковые стороны кокпита были введены в 2008 году, чтобы предложить большую защиту от боковых ударов, после того, как Red Bull Дэвида Култхарда переехал Williams Александра Вурца на Гран-при Австралии 2007 года.

Авария между Дэвидом Култхардом и Александром Вурцем

А после почти смертельной травмы головы Фелипе Массы в Венгрии в 2009 году прозвучал призыв к защитным щиткам или даже к закрытым кабинам, и спустя почти 10 лет (в 2018 году) дополнительная дуга безопасности Halo стала обязательной.

Жуткая травма головы Фелипе Массы

В разработке и создании современного кокпита обычно напрямую участвует сам пилот гоночного болида. Все, что находится внутри кокпита, должно учитывать индивидуальные особенности и пожелания гонщика, ведь, помимо обеспечения безопасности, ему должно быть комфортно находиться в кабине и управлять автомобилем, а иначе о высоких местах можно забыть.

Автомобильные словечки, которые мы подзабыли

Парприз

Слово произошло от французского «pare-brise», что в переводе означает лобовое стекло или козырек, призванный защитить водителя от ветра и дорожной пыли. Сегодня парпризом называют облицовку передней панели (не путать с панелью в сборе, о ней — ниже).

Торпедо

Торпедо или торпеда?

Только не обращайтесь с таким вопросом к фанатам «Спартака». Шутки шутками, а необычный жаргонизм неплохо прижился. Им сегодня называют переднюю панель автомобиля. Вот только, как верно произносить слово, многие не знают. Впрочем, в Толковом словаре Дмитрия Ушакова слово «торпедо» означает то же, что и «торпеда» в значении «автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом». Дело в том, что во времена, когда Дмитрий Николаевич работал над словарем (1935–1940 годы), «торпедо» еще не ассоциировали с передней панелью автомобиля. Произошло это чуть позже. В середине прошлого века немецкая компания Torpedo занималась производством приборов для автомобилей. Со временем «торпедо» стало именем нарицательным. Сначала так называли приборные щитки, а позже и всю переднюю панель целиком. Так что самодвижущийся боевой снаряд подлодки, торпеда, не имеет к передней панели никакого отношения.

Кокпит

Кокпит

Английское слово «cockpit» появилось в XVI веке и первоначально обозначало арену для петушиных боев. Позже так стали называть замкнутое, но открытое пространство на морском судне, где располагался рулевой, вероятно, из-за схожей конфигурации с ареной для петушиных боев. Впоследствии термин перекочевал в авиацию и автомобилестроение, в частности, в автоспорт. Сегодня кокпит стал синонимом кабины пилота.

Вёсла

Ручной стеклоподъемник (весло)

Со временем этот жаргонизм стал забываться, а ведь еще пару десятков лет назад весла были в каждом автомобиле. Но не для того, чтобы ими можно было подгрести к берегу, если вдруг автомобиль упадет с моста в реку. Так называли ручки механических стеклоподъемников. Хотя многие сегодняшние автолюбители таких ручек никогда не видели. Автомобили наших дней, как правило, оснащают электрическими стеклоподъемниками, а ручные можно встретить лишь в базовых версиях бюджетных моделей.

Галстук

Буксировочный трос (галстук)

Этим словом автомобилисты старой закалки называют буксировочный трос. С появлением эвакуаторов и выездных сервисов по ремонту и обслуживанию автомобилей жаргонизм стал забываться, однако, отправляясь в поездку за рулем, не забудьте «принарядиться».

Кенгурятник

Кенгурятник

Кенгурятником называют трубчатую конструкцию, которая вешается спереди или сзади автомобиля для защиты элементов кузова и оптики от механических повреждений. Когда-то американские фермеры крепили калитки на свои пикапы для разгона скота. Русскоязычная версия термина «кенгурятник» или «кенгурин» пришла из Австралии, где аналогичные конструкции «roo bar» (в буквальном переводе «кенгуру решётка») вешали дальнобойщики, чтобы уберечь транспортное средство от перебегающих дорогу животных. В частности, от распространенного в Австралии кенгуру. Сегодня кенгурятник превратился в модный аксессуар и чаще применяется в декоративных целях, для тюнинга. В результате борьбы за безопасность пешеходов в «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» были внесены поправки, которые сильно ограничивают применение подобной конструкции.

Овердрайв

Овердрайв

Овердрайв — это повышающая передача с передаточным отношением ниже единицы. Когда-то этот термин подразумевал использование дополнительного редуктора в коробке передач. Сегодня так обозначают высшую ступень в автоматической трансмиссии. Впрочем, термин этот встречается все реже. Крайний раз кнопку O/D (Overdrive) доводилось видеть рядом с селектором четырехступенчатой автоматической коробки передач Jatco, что устанавливается на автомобили Datsun. При нажатии высшая четвертая передача отключалась.

Читайте также  Как проехать в монголию на автомобиле?

Кочерга/мешалка

Кочерга/мешалка

Раз уж речь зашла о коробке передач, уместно вспомнить, как на автомобильном жаргоне называется рычаг этой самой коробки. В простонародии его называют кочерга, за внешнее сходство, или мешалка. Второе чаще применительно к механике, когда рычаг приходится часто перемещать во время переключений, будто что-то помешивать ложкой в чашке. Нередко можно услышать также о «ручке» или «палке».

PS: Автомобильным жаргонизмам можно посвятить целую книгу — многое из повседневного обихода в этой заметке отсутствует. Поэтому пишите в комментариях, какие термины вас смутили в свое время и что они обозначали.

Под фонарем

Почему автоспорту нужны закрытые кокпиты

Погибнув, Джастин Уилсон спас жизни других шести человек, благодаря тому что заблаговременно позволил трансплантировать свои органы. Мир автоспорта скорбит, и в очередной раз вспоминается идея оснащения одноместных гоночных машин закрытым кокпитом. Можно долго рассуждать о традициях и технических сложностях, но за последние несколько лет мы потеряли несколько жизней, которые могла бы спасти защитная капсула вокруг головы пилота.

Осознание

Для начала напомним, с чего все началось. После смерти Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера была кардинально пересмотрена система безопасности гонщиков: улучшили конструкцию шлема, изменили размещение боковых понтонов и добавили защиту возле головы пилота. Долгое время казалось, что больше ничего не угрожает жизни гонщиков. Но в 2009 году в Брэндс-Хэтче во время этапа Формулы 2 случилось непредвиденное: юный Генри Сертиз погиб после попадания оторванного колеса прямо в шлем.

Тогда FIA всерьез задумалась о закрытых кабинах пилотов в формулах. Так совпало, что уже через несколько дней произошло нечто похожее в Формуле 1, когда во время квалификации Гран-при Венгрии в голову Массы на скорости больше 250 км/ч влетела пружина от подвески болида Баррикелло. К счастью, во многом благодаря современному шлему, и не без доли везения, Фелипе остался жив. Этот случай лишь подлил масла в огонь рассуждений о закрытых кокпитах. Федерация занялась разработкой закрытых кокпитов различных конструкций и спустя некоторое время представила результаты экспериментов.

Фонарь истребителя

За основу были взяты испытания военных истребителей, при которых на скорости более 1000 км/ч в фонарь влетает груз весом 1,8 килограмма — так имитируется попадание в самолет птицы. Чтобы адаптировать тест для Формулы 1, пришлось уменьшить скорость столкновения до 225 км/ч и увеличить вес и размер предмета, который заменили колесом болида. За два года инженерам удалось разработать несколько вариантов, которые полностью выполняют возложенную на них функцию – защиту головы от посторонних предметов. При попадании колеса «в лоб» или по касательной оно меняет свое направление и не задевает шлем пилота.

Скорость или традиции

Но Формула 1, как и любая другая гоночная серия, – это в первую очередь скорость, которая неизменно связана с мощностью двигателя, а с начала 1970-х годов еще и с аэродинамическими характеристиками болида. Закрытые кокпиты используются в гонках на выносливость еще с начала 1950-х, за счет чего уменьшается лобовое сопротивление болида — что положительно сказывается на скорости.

Уровень технологий машин класса LMP1 немногим отличается от Формулы 1, при этом регламент позволяет использовать как открытые, так и закрытые кокпиты. Все лидирующие конструкторы предпочитают именно закрытый вариант, потому что он позволяет добиться меньшего лобового сопротивления.

В Формуле 1 колпаки явно запрещены регламетом, поэтому у конструкторов нет такого выбора. Разумеется, оборудование машины Формулы 1 защитным колпаком улучшит ее аэродинамику и, как следствие, увеличит скорость автомобиля. И знаменитое высказывания Энцо Феррари о том, что аэродинамика интересует лишь тех, кто не умеет строить моторы, никоим образом не поможет скептикам в качестве контраргумента.

Зонтик

Можно назвать и другие аргументы в пользу такого изменения внешнего облика болидов. Фонарь может защитить от любого другого внешнего воздействия, например, от дождя. И если применить современные технологии, используемые в военном авиастроении, то можно обойтись даже без стеклоочистителей.

Сверху видно все

При наличии дополнительной защиты головы конструкторы смогут расположить голову гонщика выше, чем сейчас — это обеспечит лучший обзор, который сейчас ограничен до предела из-за низкой посадки пилота.

Проекция

На поверхность фонаря можно проецировать данные, которые сейчас располагается отображаются на рулевом колесе. Гонщики будут меньше отвлекаться от дороги, пытаясь разглядеть мелкие символы где-то внизу — и такая технология давно успешно опробована в той же авиации и даже конструкторами дорожных автомобилей.

Защита от огня

В случае отмены запрета на дозаправки, закрытая кабина могла бы создать дополнительный огнезащитный барьер при разливе топлива на пит-стопе.

Слово гению

Когда разработчики компьютерной игры Gran Turismo 5 предложили Эдриану Ньюи создать виртуальный совершенный гоночный автомобиль, не оглядываясь на требования регламента Формулы 1, он представил Red Bull X2010, которая была очень похожа на формульные болиды Red Bull Racing — но обладала закрытым кокпитом и колесами. Будет ли лучший конструктор современности возражать против появления этих элементов в Формуле 1?

Тест-драйв Octavia: первая Skoda с цифровым кокпитом

Skoda Octavia четвертого поколения заняла второе место в европейском конкурсе Autobest, в ходе которого определяется лучший недорогой автомобиль на европейском рынке. Сможет ли она стать лидером в России?

Страшненькая подружка?

Быть бы «Октавии» чемпионкой, если бы не новый Seat Leon, опередивший ее в финале «Автобеста», и самое обидное — что это, по сути, одна и та же модель. У автомобилей общая платформа, модернизированная MQB,и даже идентичная длина колесной базы, вся разница сводится к габаритам и дизайну. Стало быть, проигрыш на совести шеф-дизайнера Оливера Штефани (Oliver Stefani).

Действительно, испанский собрат выглядит куда эмоциональнее, но фирменный стиль «Шкоды» никогда не отличался особой экспрессией, а по сравнению с третьей «Октавией», которую рисовал еще Йозеф Кабан (Jozef Kabaň), новая смотрится гораздо изящнее. Это при том, что каркас кузова остался прежним, как и дверные проемы, и даже некоторые детали, вроде наружных зеркал и дверных ручек, практически не изменились. Только заднее окно стало более наклонным, а его нижняя кромка немного поднялась, из-за чего обзорность назад, и раньше не идеальная, еще чуть ухудшилась.

Помимо горизонтально-раскосой оптики — само собой, полностью светодиодной, а опционно еще и с матричными головными фарами, и с динамическими «поворотниками», — изящества добавляют удлинившийся на пару сантиметров нос и более крупные колеса. Они теперь по умолчанию 16-дюймовые, с шинами профиля 205/60, а на нашем автомобиле стоят максимальные для российской спецификации 225/45 R18, но в любом случае наружный радиус вырос примерно на сантиметр. Причем весь этот сантиметр, похоже, пошел на увеличение дорожного просвета: 158 мм — это больше, чем у многих конкурентов.

Бордюры вменяемой высоты не страшны нарядным бамперам

Большой Rapid или маленький Superb?

Характерные задние фонари с «хрустальной» структурой придают нашей «Октавии» недвусмысленное сходство с обновленным «Рапидом», испытанным полгода назад, а в салоне эффект дежавю усиливается. Тот же двухспицевый руль с забавными и очень удобными качающимися барабанчиками регулировки громкости музыки и перелистывания меню, широкоформатный мультимедийный дисплей в виде планшета: один к одному. Но есть нюанс: если в бюджетном «Рапиде» все это смотрелось несколько чужеродно, подобно одежде на вырост, то здесь полная гармония: мягкий пластик, кожа, металл — все говорит о более высоком классе. Да и функционал на голову выше: например, если в «Рапиде» некуда было пристроить смартфон, то здесь в основании консоли имеется большая площадка с беспроводной зарядкой.

Читайте также  С какой стороны бак в автомобиле?

Дебютировав на обновленном «Рапиде», двухспицевый руль быстро стал «общешкодовским»

Справедливости ради нужно заметить, что наша Octavia — далеко не базовая, а самая что ни на есть топовая, да еще дополненная опциями, достойными флагманской модели Superb.

Octavia почти догнала флагманский Superb (слева) и по длине переднего свеса, и по размерности колес

Всевозможные электроприводы и подогревы, атмосферная подсветка интерьера с раздельным выбором цветов для различных зон, цифровая панель приборов, которую можно превратить в карту навигации — все это атрибуты исполнения Style Plus, а в тестовой машине список дополняют навигация, премиальная акустика Canton (за нее даже в топ-версии нужно доплачивать 28 500 рублей), трехзонный климат-контроль, шторки на задних окнах и масса электронных помощников. Разве что на задних сиденьях места поменьше, чем в «Супербе», ведь геометрические параметры салона не изменились по сравнению с третьей «Октавией».

Образцовые передние сиденья снабжены памятью

Что изменилось коренным образом — так это схема управления второстепенными функциями: новая Octavia — первая Skoda с так называемым цифровым кокпитом. С центральной консоли исчезли практически все физические ручки и кнопки, и все настройки, включая климатические, возложены на центральный дисплей: естественно, он здесь есть уже в базе, только более скромных размеров.

10-дюймовый мультимедийный дисплей с дополнительной сенсорной полоской внизу — прерогатива топ-версии Style Plus. По умолчанию предлагается восьмидюймовый экран с физическими ручками, как у «Рапида»

Именно благодаря этому в консоли освободилось столько места для разной поклажи и для разъемов USB модного формата С — их, кстати, в нашей машине целых пять штук, причем один расположен вверху, рядом с салонным зеркалом. Что же касается тачскрина — все очень удобно и приятно, если не думать о том, что будет,если экран вдруг погаснет. А еще не совсем понятно, зачем традиционный круглый переключатель головного света поменяли на кнопочный блок, менее удобный и информативный.

Кнопочное управление головным светом едва ли удобнее обычной круглой ручки

Цифровая панель приборов имеет несколько вариантов отображения информации

Octavia — не Karoq?

Еще одно важное новшество — селектор управления трансмиссией в виде небольшого нефиксируемого тумблера, как у того же «Леона» и у нового Volkswagen Golf. Сама же коробка передач, восьмиступенчатый «автомат» Aisin, позаимствована у кроссовера Skoda Karoq, как и 1,4-литровый 150-сильный турбомотор, пока единственный для «Октавии» нижегородской сборки.

Cелектор управления трансмиссией

Знакомый тандем не преподнес сюрпризов: небольшая заминка на старте, а затем — быстрый и плавный разгон вплоть до высшей передачи в режиме Drive. Если продавить акселератор в кикдаун для активного разгона, коробка с готовностью переходит на три-четыре ступени вниз, а в «Спорте», который включается привычным покачиванием джойстика, не поднимается выше шестой, дольше держит пониженные ступени и допускает небольшие азартные рывки. Впрочем, если долго ехать в таком режиме, не проявляя особой активности, машина напоминает, что «тошнить» можно и в «Драйве», и расход бензина будет меньше.

Вообще, Octavia проявляет завидную бдительность, выдавая сердитые сообщения, если при движении по трассе отпустить руль или не придерживаться разметки. Пожалуй, привыкнув к такой электронной опеке и пересев на машину попроще, можно попасть в неприятную ситуацию, как и из-за новаторского селектора трансмиссии, у которого нет парковочной позиции: кнопку P можно нажать при любом положении джойстика. Весьма дружелюбно и рулевое управление: механизм не слишком «короткий», чуть меньше трех оборотов от упора до упора, электрический усилитель обеспечивает приличную информативность, но не допускает ударов на неровностях.

Все это, опять же, напоминает Karoq, с которым Octavia делит и конвейер Горьковского автозавода, и шасси с подвеской McPherson впереди и торсионной балкой сзади. Схема теоретически не самая благородная, но исполнение достойное: в наличии и плавность хода, и энергоемкость, и собранность, разве что при быстром проезде лежачих полицейских сзади иногда случается жесткое замыкание при ходе отбоя. Не исключено, что это связано с адаптацией для плохих дорог, то есть увеличением дорожного просвета.

Кстати, клиренс у нашей «Октавии» всего на несколько миллиметров меньше, чем у «Карока», даром что собрат принадлежит к племени кроссоверов. Прямая конкуренция вполне возможна при всей разнице в габаритах и форм-факторе, ведь и цены близки, примерно от 1,4 миллиона рублей, и богатый набор фирменных удобств Simply Clever общий. Правда, Octavia обогатила его щеткой для снега в торце водительской двери и крышкой бачка омывателя, превращающейся в воронку, да и места для пассажиров и багажа в ней побольше. Зато в более высокий Karoq легче садиться немолодым водителям, им же будет сподручнее управлять климат-контролем без всяких сенсорных дисплеев, а при наличии полного привода все вопросы отпадают.

Необъятный багажник стал еще больше, 540 литров вместо прежних 530

«Октавию» же по-прежнему можно смело рекомендовать адептам механических коробок передач — именно такая трансмиссия является для нее базовой. Ведь другой машины подобного класса, где «ручка» сочеталась бы со столь мощным и тяговитым двигателем, нынче днем с огнем не найти не только в модельном ряду «Шкоды», но и у конкурирующих брендов, более того — некоторые аналоги и вовсе предлагаются только в двухпедальных версиях. Однако владельцам таких машин нужно будет преодолеть некоторый когнитивный диссонанс, чтобы переключать передачи рычагом и при этом включать подогрев сиденья с сенсорного дисплея.

Что такое кокпит и где он находится

Яхтсмены-новички чаще всего не могут объяснить, что такое кокпит. Ведь это понятие используется не только в морском деле. В малой авиации так называют кабину пилота, на гоночных автомобилях Формулы-1 – место водителя. Для парапланеристов это – специальная одежда и шлем. И только на яхтах и лодках кокпит – участок палубы для размещения экипажа и пассажиров.

Всезнающая Википедия сообщает, что в переводе с английского языка cockpit — это «арена для петушиных боев». Британские моряки всегда славились чувством юмора.

Кокпит надувной лодки ПВХ

Самое популярное и любимое в народе плавсредство – не яхта, а надувная лодка из ПВХ-ткани. Ее конструктивная особенность – надувные баллоны по бортам. Они выдаются за корму, ограниченную твердым транцем для установки на нем лодочного мотора. Поэтому кокпит надувной лодки меньше ее внешних габаритов. Его длина и ширина ограничены внутренним пространством между бортами, наполненными воздухом под давлением. Случается, что лодка ПВХ вдвое больше, чем ее кокпит. По этой причине в техническом описании надувных лодок размеры кокпита указывают отдельной строкой. Длина кокпита двухместной лодки ПВХ колеблется от 0,4 до 1,21 м, ширина от 0,4 до 0,81 м.

Это интересно!

В 1952 году на четырехметровой надувной лодке с открытым кокпитом врач Ален Бомбар пересек Атлантический океан. Тем самым он проверил способен ли выжить без еды и воды потерпевший кораблекрушение одинокий пассажир. Эксперимент едва не погубил Бомбара, но его опыт спас множество жертв морских катастроф.Кокпит парусной яхты.

Читайте также  Как работает печка в автомобиле?

Яхты и катера – маломерные суда с жестким корпусом. Он состоит из трех частей:

  • Форпик – передний отсек, расположенный между форштевнем и передней переборкой. Здесь установлен брашпиль, лебедка для постановки якоря. А также хранятся грузы и припасы;
  • Ахтерпик – кормовой отсек, где установлены двигатели и хранится разнообразный инвентарь;
  • Кокпит – отсек, находящийся между ними и предназначенный для экипажа и пассажиров, если они есть на борту.

На самом деле кокпит занимает практически полностью все пространство палубы. Длина кокпита – это расстояние от носа до кормы судна, ширина – расстояние между бортами в самом широком месте.

Различают три основных конструктивных типа кокпитов яхт:

  • Средиземноморский;
  • Самоотливной;
  • Скандинавский.

Средиземноморский кокпит

По сути дела, это открытая палуба, ограниченная невысокими бортами. Только место штурвального защищено от ветра встречных брызг прозрачным щитком. Но на спортивных яхтах нет даже его. Экипажу нужна полная свобода для быстрого перемещения по палубе и управления парусами.

Средиземноморский кокпит чаще всего расположен на корме. Но не исключен и вариант в средней части палубы. Здесь меньше ощущается качка и не так сильно захлестывают волны.

Средиземное море – теплое, пассажиры наслаждаются горячими солнечными лучами и спасаются от жары купаниями в морской воде. Поэтому основное предназначение крейсерских яхт – морские прогулки и путешествия.

Ради защиты от дождя и штормовых волн средиземноморские кокпиты оборудуются жесткими козырьками или съемными тентами. Стопроцентной защиты они не дают, поэтому зимний рейс даже в Средиземном море крайне сложен. Главная опасность – заполнение кокпита водой и, как следствие, затопление яхты.

Самоотливной кокпит

Даже в тихую погоду или при слабом ветре движение судна поднимает встречную волну. Ее брызги быстро заполняют открытый всем ветрам средиземноморский кокпит. Увеличение высоты бортов проблему не разрешает, а усугубляет. Они просто собирают еще больше воды, подтапливая судно.

Решение выглядит несколько парадоксально. Вода удаляется с палубы самотеком через трубки-шпигаты диаметром до 5 см. Они вмонтированы в борта у самого настила. При поворотах и кренах невозвратные клапана предотвращают попадание воды в кокпит через шпигаты. Зато весьма эффективно удаляет за борт ту, что попала внутрь с брызгами или дождем. При этом судно не сбавляет хода. Даже если волна полностью зальет кокпит, для его освобождения достаточно двух-трех минут.

Современная тенденция в устройстве самоотливных кокпитов – вырез в корме до уровня ватерлинии. Он не позволяет воде скапливаться в замкнутом пространстве ахтерпика и угрожать остойчивости судна. К тому же такая конструкция кокпита облегчает рыбную ловлю и купание с кормы. А на круизных яхтах это очень важная опция.

Самоотливной кокпит – не гарантия безопасности. В шторм вероятность его затопления весьма реальна. Особенно опасная ситуация создается, когда судном управляет неопытный шкипер. Сильные волны способны перехлестнуть через борт и перевернуть яхту. Поэтому выход в штормовое море яхт со средиземноморским кокпитом крайне нежелательно.

Скандинавский кокпит

За пределами акватории Средиземного моря климат гораздо более суровый. Открытый кокпит не обеспечивает безопасности даже большой крейсерской яхты. А про комфорт приходится просто забыть. Даже сравнительно мелкое Балтийское море способно в шторм затопить любую яхту. Северное, Белое, Ирландское и Норвежское моря, Бискайский залив славятся суровыми условиями. Для плавания в этих водах изобрели закрытый кокпит, который чаще всего называют скандинавским. Он сделал возможным комфортные путешествия под парусами в самых сложных климатических условиях.

Конструктивно скандинавский кокпит представляет собой полностью закрытое помещение, где размещается экипаж и пассажиры. Яхтенные матросы могут здесь обсушиться и отогреться после работы с парусами. Для шкипера выделено место у штурвала, оснащенное навигационными приборами и радиостанцией.

Подобный кокпит размещают в центре палубы. Здесь качка чувствуется не так сильно, как на носу или корме. Пассажиры, непривычные к суровым условиям плавания меньше страдают от «морской болезни».

Полностью герметичная кабина скандинавского кокпита прекрасно защищает от превратностей северного климата. Но это не все их преимущества – внутри вполне возможно обустроить комфортабельные каюты.

Этот материал не боится морской воды, поэтому веками применяется для деревянных частей корпуса и внутренней отделки интерьеров на кораблях. Тиковое дерево создает удивительный уют благодаря своей фактуре и аромату природных эфирных масел.

У скандинавских кокпитов есть и недостатки. Самый главный – ограниченный обзор, что затрудняет рулевому управление судном. Роскошные прогулочные яхты сегодня все чаще строят с так называемым «дек-салоном», то есть полностью застекленным кокпитом. Таким образом компенсируют и другой недостаток скандинавских кокпитов – тесноту.

Кокпит крейсерской круизной яхты

Крейсерские яхты в большинстве случаев строят не для спортивных регат. Их основное предназначение – морские круизы с целью отдыха и развлечений. На борту у каждого может с комфортом разместиться семья или компания из нескольких человек, плюс команда. Навигацию тоже обеспечивают подготовленные шкиперы.

Устройство таких судов тщательно продумано. Носовая и кормовая части их кокпитов открытые. Это сделано ради приема солнечных ванн, купания и рыбалки.

Основной объем в центре корпуса занимают 3-4 каюты и застекленный салон с панорамными окнами. Над ним располагается открытый кокпит, выполняющий роль капитанского мостика и веранды на летней вилле. Здесь проводят время пассажиры, наслаждаясь свежим ветром и солнечными лучами. Если они слишком жаркие, то над кокпитом натягивается легкий тент-бимини. От дождя и брызг защищает более закрытый тент другого типа – спрайхауд.

Закрытый кокпит современной яхты разделен на палубы и переборки. Здесь есть все необходимое для комфортного пребывания пассажиров, непривычных к морским условиям. Интерьеры отделаны не хуже, чем в номерах многозвездочных отелей.

На борту обязательно обустроен удобный гальюн и душ с горячей водой. Еще один душ устроен в открытом кормовом кокпите. Он предназначен для того, чтобы обмыться после купания в морской воде. Питание команды и пассажиров обеспечивает кок, работающий в прекрасно оборудованном камбузе. Продукты ранятся в морозильной камере.

Панорамные окна салона открываются, пуская внутрь свежий бриз. Вечера, проведенные в кокпите круизной яхты под мохнатыми океанскими звездами, запоминаются на всю жизнь. Недаром отдых на крейсерской яхте так высоко котируется у любителей путешествий.

Кокпиты – абсолютно необходимые элементы лодки, яхты или катера. Теперь и вы знаете, что это такое!