Как работает электронный ручник автомобиля?

Как работает электрический стояночный тормоз (EPB)

Дата публикации: 25 октября 2018 .
Категория: Автотехника.

Независимо от марки и года производства автомобиля в нем всегда будет неизменным одно – наличие стояночного тормоза. Этот нехитрый элемент позволяет блокировать задние колеса машины и предотвращает ее движение в случае, если мотор выключен.

Но, как известно прогресс не стоит на месте и механическая громоздкая ручка, занимающая относительно много места между передними сиденьями, перестала устраивать производителей. Так в 00-х годах появилась электронная система EPB (Electromechanical Parking Brake, но, также ее часто называют FBS), которая пришлась по вкусу автовладельцам.

Как работает электроручник

Данная система состоит прежде всего из тормозного механизма. Он включает в себя штатные тормоза с небольшой модернизацией конструкции цилиндров. Так как в работе задействуется электроника, то логично, что будет не обойтись без входных датчиков. К ним относится кнопка, включающая систему. Она может быть установлена как рядом с рычагом ККП, так и на основной консоли (все зависит от марки и года выпуска авто). Также в системе присутствует датчик уклона (чаще всего монтируется в ЭБУ) и датчик сцепления (установлен на приводе сцепления и передает данные о скорости отпускания и точного расположения педали сцепления).

ЭБУ получает необходимую информацию от датчиков и преобразует ее в сигнал, который отправляется исполнительным механизмам. В дело вступает тормозной привод (активирует колодки), который состоит из:

  • Электродвигателя. Он передает вращательный импульс.
  • Ременной передачи (получает импульс вращения и передает его на редуктор).
  • Планетарного редуктора (позволяет снизить массу привода и частично подавляет шум). Этот элемент перемещает винтовой привод.
  • Винтового привода. Благодаря ему осуществляются поступательные движения тормозных элементов.

Полезно! Электроручник объединен с системой управления авто и блоком, отвечающим за курсовую устойчивость (ESP).

Благодаря такой системе автовладельцу не нужно каждый раз тянуть на себя или отщелкивать громоздкий рычаг стояночного тормоза (о чем иногда многие забывают). Поэтому EPB значительно упрощает жизнь автомобилистов.

Включение и выключение

Работает такой механизм циклически:

  • Включается. Активация устройства осуществляется за счет нажатия кнопки, которая активирует электродвигатель. Тормозной диск жестко стопорится.
  • Выключается. Деактивация устройства происходит автоматически, как только транспортное средство трогается с места. При этом блок управления, благодаря датчикам анализирует уклон авто, в какой позиции находится педаль газа и как быстро отпускается сцепление. В большинстве моделей стояночный тормоз не отключается, пока автовладелец не пристегнет ремень безопасности.

Полезно! Если машина долго находится без какого-либо движения или автовладелец оставил двигатель заведенным, открыл дверь или отстегнул ремень безопасности, то происходит автоматическое включение EPB.

Также во многих автомобилях, оснащенные EPB присутствует кнопка Auto Hold. Она отвечает за то, чтобы задние колеса авто фиксировались при временных остановках. Особенно такая «фишка» придется по вкусу тем, кто часто ездит на АКПП по городским пробкам. Благодаря этому режиму не придется постоянно удерживать педаль газа после каждой кратковременной остановки транспортного средства. С этой точки зрения электромеханический стояночный тормоз действительно можно считать более современным механизмом.

Преимущества и недостатки EPB

Если сравнивать более современную систему с привычными механическими ручниками, то у электромеханического агрегата будут как довольно весомые плюсы, так и минусы. Например,:

  • В салоне EPB не занимает много места, так как система оснащена удобной кнопкой, а не рычагом, который постоянно заедает и «не хочет» вставать в нужное положение. Но, в отличие от более современной конструкции механический ручник позволяет контролировать с каким усилием будет совершаться торможение.
  • Хоть EPB и не нужно регулировать в процессе использования (каждую 1 000 км электроника проводит самостоятельную диагностику и подтягивает ручник при необходимости), он становится совершенно бесполезным элементом, когда АКБ автомобиля полностью разряжена (причем при долгой стоянке сам ручник первый будет разряжать аккумулятор). Поэтому снять с ручника не получится.
  • В отличие от старой системы электромеханический ручник не позволяет машине откатываться на подъеме.
  • EPB способен самостоятельно включаться, он обладает большим функционалом, но, и стоит значительно дороже.
  • В электромеханическом ручнике отсутствуют тросики, которые имеют свойство рваться в самый ненужный момент или примерзать при отрицательных температурах.

Многие сомневаются, что в критической ситуации электромеханика сработает лучше. Допустим, водитель ТС внезапно потерял сознание во время движения. Если между сиденьями расположен привычный рычаг, то пассажир, находящийся рядом, может сообразить быстро его дернуть. Догадаться о кнопке, которая установлена где-то на консоли будет намного сложнее. Кроме этого EPB тормозит более плавно, поэтому в случае экстренного торможения от него будет меньше толку. То же самое касается и любителей «подрифтовать». Им придется забыть о красивых вхождениях в резкие повороты, так как электромеханика просто не допустит таких виражей.

Очень редко (но, все же такое происходит) электроника выходит из строя и элементарно не дает разблокировать тормоза. Некоторые жалуются, что такое частенько происходит при высоких морозах. В такой ситуации остается только вызывать эвакуатор.

Есть у такой «умной» системы и еще один, хоть и незначительный, минус – меры предосторожности в процессе использования и обслуживания.

О чем нужно помнить

Хоть EPB может самостоятельно себя регулировать, периодические проверки проходить придется. При этом авто устанавливается на стенд и с помощью специального диагностического оборудования механик проверяет исправность работы системы.

Если пришла пора менять тормозные колодки, то действовать нужно очень осторожно. При любых технических работах электромеханическая часть должна пребывать в сервисном режиме. Если упустить этот момент, то есть большой риск того, что электроручник самостоятельно активируется в процессе работ и повредит ТС или самого мастера.

В заключении

В целом можно сказать, что ручник такого типа является умной и более удобной системой. Автовладельцу не нужно в истерике дергать заедающую ручку и постоянно держать в голове, что ее нужно отщелкнуть перед началом движения. Однако, многие полагают, что нет ничего надежнее старой доброй механики, которая не начнет «глючить» и не заблокирует авто в случае разряженного аккумулятора.

Электронный стояночный тормоз — принцип работы, плюсы и минусы

Стояночный тормоз можно отнести к самым важным элементам в транспортном средстве. Среди автомобилистов он имеет более простое название — «ручник», отвечают за фиксацию автомобиля в тот момент, когда он стоит на месте, и не позволяет ему откатываться. Автомобильная промышленность стремительными темпами развивается, и сейчас на рынке представлены не стандартные, а технологичные электронные стояночные тормоза или просто EPB.

Для начала разберемся, что собой представляет электронный ручник. Обновленный стояночный тормоз в салоне теперь представлен в виде обычной кнопки, которая располагается либо на месте ручника, либо возле приборной панели — это зависит от желания автопроизводителя. Что касается конструкции, то электронный стояночный тормоз находится на задней оси транспортного средства. Он состоит из:

электронной системы управления.

Все эти элементы, в свою очередь, тоже имеют некоторые особенности. Тормозной механизм — это дисковые тормоза автомобиля. Электропривод включает сразу несколько деталей: электродвигатель, ременная передача, планетарный редуктор, винтовой привод. Главный принцип функционирования электропривода заключается в том, что двигатель с помощью ременной передачи запускает в действие планетарный редуктор, который помогает перемещаться винтовому приводу. В результате таких манипуляций поршень тормозного механизма начинает двигаться.
Электронная система управления состоит из входных датчиков, блока управления, исполнительного механизма. Сигнал в блок управления идет с входных датчиков из некоторых направлений. Это может быть кнопка активации тормоза, которая находится в салоне автомобиля, датчик уклона, расположенный в блоке, датчик педали сцепления, который стоит на приводе. Когда в блок поступает сигнал, он воздействует на исполнительные механизмы.

Читайте также  В каком случае вам запрещается эксплуатация автомобиля?

Как работает EPB . Принцип работы EPB можно назвать цикличным, так как включение и выключение постоянно чередуются. Когда человек нажимает на кнопку в салоне, электронный ручник приводится в действие. После этого включается электропривод и фиксирует тормозные диски транспортного средства. Если автомобиль долгое время находится в неподвижном состоянии, EPB активируется самостоятельно. То же самое происходит при открывании дверей, выключении зажигания и отстегивании ремней безопасности. EPB отключается тоже автоматически, как только автомобиль приступает к движению. Кроме того, водитель сам может отключить систему при помощи кнопки. Заметим, что у такого механизма есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы . Основное преимущество заключается в том, что в салоне становится больше места, а пространство выглядит более привлекательно. Среди остальных плюсов можно выделить:

простую и легкую эксплуатацию;

повышенный уровень безопасности;

отсутствие необходимости настраивать ручник самостоятельно;

исключение возможности отката транспортного средства при начале движения на горке.

Минусы . Главный недостаток такого механизма заключается в его высокой стоимости. У дилеров автомобили с таким оснащением стоят намного дороже, чем со стандартным ручником. Среди остальных минусов:

высокая вероятность выхода из строя;

нет возможности самостоятельно настраивать усилие торможения;

более трудный процесс замены тормозных колодок;

если сядет аккумулятор, система перестанет работать;

дорогое обслуживание и ремонт.

Итог . Современные автомобили начали оснащать электронным стояночным тормозом. Такое оборудование успело показать себя в деле, что позволило дать объективную оценку.

Как это работает: Электронный ручник

Электрический стояночный тормоз в автомобиле: что он из себя представляет.

Электронные (электрические) ручники в автомобилях (ЕВР) начали появляться в начале 2000-х годов. Хотя этот электрический стояночный ручной тормоз самим потребителям был впринципе-то и не нужен, так как всех вполне устраивал обычный классический ручник (ручной тормоз). Зачем же автомобильные компании начали применять в машинах новую технологию такого электронного ручника? На самом деле для этого у в автопромышленников нашлись и даже были веские причины. Давайте сегодня вместе друзья узнаем, что такое электрический (электронный) стояночный ручной тормоз, как он работает и зачем он пришел в наш современный автомобильный мир.

Что же дает автопроизводителям этот электронный ручник? Во-первых, при помощи электронной системы ручника автомобильным компаниям нет необходимости размещать в салоне автомобилей громоздкий и не очень-то удобный рычаг стояночного тормоза.

Кроме того, благодаря электронному ручному тормозу производители избавились от кабельно-тросового механизма, который соединял в самом салоне этот ручник с тормозными суппортами или с цилиндрами (в зависимости от марки и модели машины), которые расположенны на задних колесах.

Где в автомобиле расположена кнопка или переключатель электронного ручного тормоза (ручника)?

Вместо огромной ручки стояночного тормоза в современных автомобилях теперь устанавливают вполне миниатюрный переключатель или просто обычную кнопку. Это позволило автопроизводителям освободить пространственное место между сиденьями на самой центральной консоли.

Получив таким образом дополнительное пространство на центральной консоли между передними сиденьями автопроизводители получили для себя больше пространства для дополнительных удобств, таких например, как держатели стаканов (подстаканники), пепельница, кнопки или колесик управления информационно-развлекательной системой (в некоторых моделях машин в этом месте появился полноценный тачпад, которым возможно стало управлять многими функциями автомобиля, как к примеру, смартфоном).

Теоретически такой переключатель или же кнопка электронного ручника может быть установлена в любом месте салона машины. Но чаще всего управление этим электронным стояночным тормозом располагается на центральной консоли между сиденьем водителя и переднего пассажира. Это место оказалось самым оптимальным для легкой досягаемости водителя.

Правда хочется здесь отметить, что в наши сегодняшние дни, такие компании как «Мерседес» и «Порше» плывут все-же против течения и размещают кнопки управления электрическим ручником совершенно в других местах. Чаще всего они устанавливаются слева от рулевой колонки и прямо под приборной панелью. Эта кнопка, как правило, обозначается литерой- «Р».

Но несмотря на ее необычное месторасположение таким электронным ручником все-равно легко управлять. Ну а это в свою очередь позволило компаниям «Мерседес» и «Порше» сэкономить определенное пространство между сиденьями машины спереди, оснастив таким образом центральную консоль еще дополнительными кнопками для других функций, которые непосредственно отвечают за уровень комфорта и удобства в автомобиле.

Как же работает этот электронный ручник?

Электронный ручник (EPB) работает при помощи отдельного специального электронного блока управления стояночным тормозом. В некоторых моделях автомобилей, в зависимости от производителя, этот электрический стояночный тормоз работает как часть функции системы контроля устойчивости.

Так что этот электронный ручник активирует электрическую систему гидравлики задней тормозной системы, в отличие от классического ручного тормоза, который использует у себя гидравлически-механическую систему. То есть, в современном автомобиле, оснащенным электронным ручником, задние тормоза активируются при помощи электричества.

В зависимости от типа, модели и марки автомобиля водитель, чтобы поставить автомобиль на электронный ручник, просто берет и смещает данный переключатель в сторону или нажимает на соответствующую кнопку в салоне машины, вот и все.

Далее кнопка или переключатель посылает сигнал блоку управления ручным тормозом, который в свою очередь передает сигнал на задние колеса, для включения гидравлически-электрических суппортов. В итоге автомобиль с помощью простого нажатия кнопки или перемещения рычажка ставится на ручник.

Чтобы выключить электронный стояночный ручной тормоз водитель в ином порядке передвигает переключатель в обратное положение или также снова нажимает на кнопку электронного ручника («Р») на панели, и тормозная система машины тут-же отжимает задние тормозные суппорта. Как видите друзья, все очень просто.

Преимущества электронного стояночного тормоза

Как мы уже упомянули ранне выше, такая система ручного тормоза освобождает пространство внутри самого автомобиля. Но это еще не все. Например, данная технология электрического ручника имеет еще и некоторые другие преимущества.

Так, к примеру, благодаря электронному управлению ручника позволило автопроизводителям автоматизировать весь процесс функций связанный с ручным стояночным тормозом. Так, в некоторых моделях автомобилей эта электроника может автоматически устанавливать и снимать транспортное средство с ручника (с ручного тормоза).

Вот например, во многих современных транспортных средствах с электронным ручником стало теперь возможным, при нажатии на педаль газа, снимать машину с ручного стояночного тормоза автоматически. Правда для этого в такой момент двери машины должны быть закрыты а сам водитель должен быть пристегнут ремнями безопасности, ну и положение коробки передач соответственно должно быть установлено в режим «Драйв». Согласитесь друзья с нами, очень удобная функция. Но без электронного ручника реализовать что-то подобное ранее было просто тяжело или практически не возможно.

С другой стороны этот электронный ручник позволил автомобильным компаниям предусмотреть в машине определенную функцию, которая позволяет включать ручник автоматически, вот например, как только откроется дверь автомобиля ремень безопасности тут-же будет отстегнут, а коробка передач автоматически будет переведена в режим «Паркинг» или на нейтральное положение.

Правда подобную опцию сегодня предлагают не все автопроизводители. Обычно подобной функцией оснащаются лишь премиальные марки автомобилей. Согласитесь друзья с нами, вполне актуальная опция, особенно для тех автомобилистов, кто забывает ставить машину на ручник.

Читайте также  Что такое габаритные огни на автомобиле?

Этот электронный ручной парковочный тормоз может также использоваться и для ряда других функций. Например, для таких функций как, система Hill Start Assist. Эта система сама автоматически включает задние тормоза когда транспортное средство останавливается на наклонной поверхности и таким образом удерживает машину предотвращая ее от скатывания, в тот момент, когда водитель перемещает ногу с тормоза на педаль газа.

Безопасность при использовании электронного ручника

В некоторых автотранспортных средствах электронный ручник также может использоваться в качестве аварийного тормоза. Так, например, при нажатии на кнопку или при удержании переключателя автомобиль начинает исполнять функцию аварийной остановки. Правда, к нашему сожалению, эта функция сегодня доступна не во всех моделях автомобилей.

К сведению, при использовании современного электронного ручника нужно соблюдать некоторые меры предосторожности. Особенно это касается технического обслуживания автомобиля. Вот например, перед какими-либо техническими работами электроника автомобиля должна быть переведена в сервисный режим, чтобы электрический стояночный тормоз не смог включиться во время проведения ремонта или обслуживания машины автоматически.

Особенно это касается тех.работ связанных с подвеской или с тормозной системой. В противном случае, если не отключить электронный ручник, это может не только повредить определенные части машины, но и может привести к серьезной травме человека, который будет проводить работы с автомобилем.

Ну а в целом электронный стояночный тормоз вполне простая и умная система. К тому же она не нуждается в своей периодической регулировке, поскольку между кнопкой (или переключателем) и задней тормозной системой нет механической связи как при обычном ручном тормозе с помощью троса, который со временем, как правило, растягивается.

Также этот электронный ручник избавил нас от архаичного постоянного дерганья ручки стояночного тормоза, когда машина ставится на ручник.

Так что друзья, несмотря на то, что автовладельцев ранее вполне и устраивал классический ручной тормоз, появление этого электронного стояночного тормоза позволило автопроизводителем существенно повысить уровень комфорта в современных автомобилях, а заодно и значительно увеличить безопасность самой тормозной системы.

Как работает электромеханический стояночный тормоз (EPB)

Электрический стояночный тормоз имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной полностью механической конструкцией. Давайте рассмотрим принцип работы электромеханического ручника, плюсы и минусы. В качестве иллюстраций устройства использованы материалы автоконцерна VAG, описывающие устройство ручного тормоза модели Passat B6.

В механической системе стояночного тормоза усилие на тормозные колодки передается от рычага через тросиковый привод. В конструкции электромеханического ручника рычаг заменен на кнопку, а усилие на колодках по команде ЭБУ создается с помощью электропривода и многоступенчатого редуктора.

Устройство электронного стояночного тормоза

Электрический стояночный ручной тормоз состоит из нескольких узлов.

  1. Кнопка включения функции Auto Hold. Позволяет задействовать автоматическое включение стояночного тормоза при остановке автомобиля на уклоне.
  2. Клавиша, включающая и выключающая электронный стояночный ручной тормоз.
  3. Датчик положения педали сцепления. На автомобилях с МКПП предназначен для автоматического отключения круиз контроля и выбора момента отключения ручника при старте автомобиля с включенной функцией Auto Hold.
  4. Задние тормозные механизмы.
  5. Блок управления электронным ручником.
  6. Блок управления ABS.

Особенности задних тормозных механизмов

Основная особенность тормозных механизмов в наличии электродвигателя и многоступенчатой редукторной передачи. Мотор представляет собой обычный электродвигатель постоянного тока. Редуктор позволяет регулировать тормозное усилие и в то же время усиливать крутящий момент с вала электродвигателя. Редуктор состоит из 3-х частей.

1. Винтовая передача — винтовое соединение, при котором вращение вала провоцирует продольное смещение нажимной гайки. Особая форма корпуса нажимной гайки и внутренней части тормозного поршня делает невозможным их поворот относительно друг друга. При этом сохраняется возможность продольного перемещения. Самотормозящая резьба шпинделя не даёт колодкам самопроизвольно разжиматься после отключения актюатора. Поэтому снять и поставить автомобиль на электронный ручник можно только при наличии питания на выводах электродвигателя.

2. Зубчато-ременная передача. Состоит из двух шкивов, соединенных зубчатым ремнем. Соотношение диаметра малой и большой шестерен определяет редуцируемое передаточное число.

3. Редуктор с подвижной шестерней. Посредством зубчатого ремня крутящий момент от электродвигателя передается на большой зубчатый шкив. Поводки подвижной шестерни препятствуют ее повороту относительно корпуса, поэтому она лишь может качаться на оси ступицы большого зубчатого шкива. Ведомая шестерня и ведомый вал жестко связаны между собой. Ведущая шестерня на валу размещена на подшипнике.

Качающаяся шестерня перемещается на ступице большого зубчатого шкива. Благодаря перекосу и особой конструкции каждый поворот большого зубчатого шкива ведет к изменению положения плавающей шестерни. Благодаря тому что на ведомой шестерне 51 зуб, а на плавающей всего 50, один из зубов качающейся шестерни всегда давит на зуб ведомой. При каждом перемещении качающейся шестерни ведомая проворачивается на небольшой угол. Такая конструкция позволяет в 50 раз усилить крутящий момент электродвигателя, чтобы плотно зажать диск тормозными колодками.

Принцип работы электронного ручника

При нажатии клавиши стояночного тормоза блок управления ручником подает питающее напряжение на электродвигатель. Крутящий момент от вала электродвигателя, ременную передачу и плавающую шестерню передается на шпиндель червячного редуктора. Нажимная гайка давит на поршень, поджимая колодки.

При деактивации ручного тормоза нажатием клавиши либо в автоматическом режиме ЭБУ меняет полярность питающего напряжения на выводах обмотки электродвигателя. Вал вращается в обратную сторону, отводя колодки от дисков.

Блок управления постоянно мониторит напряжение на обмотках электродвигателя. По достижению силы тока определенной величины блок понимает, что колодки сжали диск и выключает актюатор.

Видео:Стояночный Тормоз, Ручник, Ножник, Электро Ручник

Чего больше: преимуществ или недостатков?

Электронные ручники (EPB) сделали автомобили комфортней в управлении благодаря сразу нескольким пунктам:

  • удешевление производства. При сборке автомобиля не нужно монтировать трос ручника от ручки к задним колодкам через специальный туннель в кузове;
  • улучшение эргономики салона. Скрадываемое ручкой, кожухом и тросовым механизмом место, теперь можно эффективней использовать для размещения других органов управления, ниши для вещей, подлокотника;
  • больше функциональных возможностей. Благодаря электронному управлению ручника появилась возможность реализовать помощь при старте на дороге с уклоном. Автомобиль больше не откатывается, нет необходимости играться с педалью сцепления, газом и рычагом ручника. ЭБУ по датчикам регистрирует начало движения и автоматически растормаживает задние колодки;
  • наличие самодиагностики, позволяющее зажечь контрольную лампу на приборной панели, если электронный ручник работает неправильно.

Главный недостаток электромеханической системы – удорожание стоимости обслуживания. Из-за усложнения конструкции упала и надежность узла. Провода и сам электропривод находятся в крайне неблагоприятных условиях. Нередко пластиковый корпус аткюатора трескается, из-за чего внутрь просачивается влага, реагенты. Со временем коррозия блокирует работу электродвигателя. Диагностика причины неисправности электронного ручника обходится дороже.

Что означает режим Auto Hold?

При включении режима Auto Hold система электронного ручного тормоза будет удерживать автомобиль на склоне до начала движения. В расчет блоком управления при этом принимаются следующие параметры:

  • угол наклона (считывается датчиком продольного ускорения);
  • нагрузка на двигатель (определяется по сигналу датчика положения дроссельной заслонки);
  • желаемый крутящий момент, определяемый по сигналу датчика положения педали акселератора;
  • степень смыкания сцепления (только на авто с МКПП). Определяется по сигналу с датчика положения педали сцепления. На машинах с АКПП учитывается направление движения, определяемое по сигналу датчика положения селектора, наличию питания на фонарях заднего хода.
Читайте также  Как сделать обшивку салона автомобиля своими руками?

Учтите, что электронный ручник активирует режим Auto Hold лишь в том случае, если мотор запущен, пристегнут ремень безопасности водителя, а все двери заперты.

Как пользоваться – частые вопросы

Что нужно делать, чтобы задействовать ручной тормоз на время стоянки?

Достаточно выжать педаль тормоза, после нажать клавишу включения ручника. При этом зажигание необязательно должно быть включенным.

Как отключить электронный ручник?

Снять автомобиль с ручного тормоза можно только при включенном зажигании и нажатой педали тормоза. При выполнении этих условий нажмите на клавишу включения электромеханического ручника.

Каков алгоритм работ автоматического отключения электронного стояночного тормоза?

Если вы запустите двигатель, переведете АКПП в режим D/R и нажмете на педаль акселератора, стояночный тормоз отключится автоматически. На автомобилях с МКПП блок управления определяет начало движения по выжиму сцепления, включению передачи и возрастанию нагрузки на двигатель. При этом учитывается наклон автомобиля.

Что будет, если использовать современный электронный ручник в движении?

Если скорость авто меньше 7 км/час, ЭБУ заблокирует колодки с помощью сервоприводов. Если скорость будет больше, будет задействован гидравлический привод тормозной системы. При этом удержание клавиши приведет к активации всех 4 тормозных механизмов.

После постановки на ручник автомобиль иногда спустя некоторое время пытается откатиться, после чего опять останавливается – это штатная работа или признак неисправности?

Система работает в штатном режиме. При остановке автомобиля с помощью служебного тормоза ЭБУ системы ABS перекрывает клапаны в гидроблоке, поддерживая тормозное усилие на колодках с помощью гидравлического привода. Спустя некоторое время система сбрасывает давление в тормозных магистралях и задействует электромеханический привод. В некоторых случаях из-за рассинхрона в расчетах тормозных усилий этот переход можно ощутить, но беспокоиться по этому поводу не стоит.

Стоит ли игра свеч?

Электромеханический стояночный тормоз однозначно облегчает управление автомобилем, делает его приятней в использовании. Владельцу б/у машины с пробегом более 100 тыс. км стоит быть готовым к дополнительным тратам на обслуживание. Устанавливается узел преимущественно на автомобили D-класса и выше. Модели в бюджетном сегменте по-прежнему оборудуются механическим ручником.

Как работает электрический «ручник» в автомобиле

Изысканная кнопка все чаще заменяет собой старомодный рычаг стояночного тормоза. У электрического «ручника» столько преимуществ, что для использования всех их бывает нужен курс ликбеза. Который мы для вас и подготовили.

Стояночный тормоз всегда был независимой системой, которая помимо фиксации машины на парковке служит для аварийного торможения в случае отказа основной (рабочей) системы. Поэтому при «электрификации» так называемого «ручника» изменился только его привод, но не техническая сущность. Хотя вместе с электроприводом конструкторы добавили ему несколько вспомогательных функций.

Есть модели авто, в которых электрический стояночный тормоз не имеет альтернативы, а у некоторых машин это опция.

Итак, электрический (также его называют электронным) стояночный тормоз может:

Надо понимать, что наделяя “ручник” дополнительными возможностями, конструкторы заботились о повышении безопасности, поэтому этот функционал привязан к целому перечню условий. Подробнее об этом надо читать в заводском мануале к вашей модели, но чаще всего все выглядит, как мы пишем ниже.

Электрический стояночный тормоз есть двух типов: либо это колодки с электроприводом возле каждого колеса (первые две фото), либо обычный тросовый механизм с моторчиком вместо рычага в салоне

Так, становится машина на “ручник” (хоть принудительно водителем, хоть автоматически) при любых условиях, независимо от других органов управления. А снять ее со стояночного тормоза обычно можно только при нажатой педали тормоза и включенном зажигании. В большинстве моделей также условие автоматического снятия с “ручника” – закрытые двери и застегнутые ремни безопасности, и конечно, нажатая педаль акселератора. И наоборот: если водитель заглушил мотор, отстегнулся или открыл дверь, стояночный тормоз самостоятельно заблокирует задние колеса, понимая ситуацию так, что никто никуда не едет.

Бережет электротормоз свой экипаж и от откровенных ошибок. Например, при включенной задней передаче у некоторых автомобилей автоматическое снятие с “ручника” не срабатывает, как бы водитель не “давил на газ». Конструкторы считают, что поскольку движение назад опасное, водитель должен выключать стояночный тормоз принудительно, нажав на кнопку. Также ничего плохого не произойдет, если при работающем двигателе оставить включенным режим Drive в АКП и выйти из салона – активированный электроручник сам удержит машину, хотя без него машина с автоматом могла бы начать медленное движение.

Режим Hold

Наконец, очень облегчает пользование машиной функция автоматического удержания машины на спуске – Auto Hold, или Brake Hold. Обычно ее можно подключать и отключать или отдельной кнопкой, или в настройках через меню.

Функция Auto Hold удобна в первую очередь на машинах с автоматической трансмиссией, которые могут понемногу ползти в режиме D при отпущенном акселераторе

Работает “автохолд” таким образом.

  • При старте в гору или под гору. Датчик наклона кузова подсказывает электронному блоку управления “ручником”, что отпускать колодки надо позже, чем обычно – точнее, когда ведущие колеса получают значительный крутящий момент для движения вперед. Эта функция работает и на машинах с АКП, и с вариатором, и с механической трансмиссией.
  • В пробках и тянучках. Активированное «автоматическое удержание» (именно так переводится Auto Hold) оставляет колодки зажатыми, если водитель отпустил акселератор и тормозную педаль в ожидании продолжения движения. Разблокируются тормоза только при нажатии акселератора. Это очень полезная для безопасности движения вещь, особенно на машинах с АКП, потому что в таких условиях человек часто отвлекается, теряет бдительность, и автомобиль может поползти вперед (или откатиться назад на подъеме) и удариться в бампер соседа. В различных конструкциях алгоритм реализации автоудержания может быть разным, но для водителя это не существенно, разве что «зазор», на который машина успевает откатиться, будет разным.

“Ручник” на скорости

Наконец ответим на детский вопрос, к которому время от времени возвращаются интернет-таблоиды: что же будет, если затянуть электроручник на полной скорости. Ничего страшного не произойдет, исправный автомобиль просто плавно остановится. В большинстве моделей при таких действиях водителя электроника активирует сначала рабочую тормозную систему, которая после замедления машины до 3 – 10 км/ч передаст эстафету собственно стояночной системе. В конце концов электропривод прижмет колодки «ручника» к дискам и они окончательно зафиксируют авто на месте. Системы безопасности ABS и ESP проследят, чтобы машину во время торможения не развернуло.

Электрический “ручник” позволяет эффективно тормозить во время движения; подробности об этом стоит узнать из заводского мануала

Отметим, однако, что для торможения электроручником на скорости мало однократно нажать (потянуть) клавишу – обычно ее нужно давить или тянуть до полной остановки. Собственно, советуем прочитать обо всех тонкостях пользования стояночным тормозом в заводской инструкции вашего автомобиля, поскольку все нюансы в этой статье мы охватить просто не смогли.

Рекомендация Авто24

Очень хорошо, что конструкторы наделили стояночный тормоз определенным интеллектом, он самостоятельно затормаживает машину и распускает колодки в момент трогания. Но, помня про сложность системы, мы бы советовали каждый раз, покидая машину, убедиться, что индикатор активации «ручника» засветился.