Что такое габаритные огни на автомобиле?

Вот почему многие водители используют габаритные огни в машине неправильно

Для чего нужны габаритные огни в автомобиле.

Как вы думаете, какие лампы в автомобилях самые непонятные? Стояночные, или, как их чаще называют, парковочные или габаритные огни. Почему непонятные? Да все дело в том, что на самом деле почти никто из автолюбителей не использует их так, как они должны были использоваться по назначению тогда, когда их придумали. Итак, давайте поговорим о габаритных огнях подробнее.

Для большинства владельцев автомобилей, действительно, не совсем понятно, что же такое габаритные огни и почему их называют еще стояночные, или парковочные огни. На Западе их также часто называют подфарники, парковочные лампы и просто передние фонари (в Англии).

Кроме того, недавно на многих современных автомобилях появились дневные ходовые огни (ДХО), которые в итоге стали путать с габаритными, хотя на самом деле ДХО выполняют совершенно иную роль и чаще предназначены совсем для других целей.

Так, дневные ходовые огни были созданы, чтобы улучшить видимость движущегося автомобиля на дороге в дневное время суток. В итоге получается, что дневные ходовые огни могут использоваться вместе с ближним светом фар во время движения автомобиля. Например, напомним, что с 2010 года в России все водители обязаны в дневное время включать фары ближнего света либо дневные ходовые огни (пункт 19.5 ПДД РФ). В зависимости от дорожных условий водители также могут включать противотуманные фары (пункт 19.4 ПДД РФ).

То есть, как видите, согласно действующим Правилам дорожного движения в светлое время суток вы можете включать дневные ходовые огни без использования ближнего света фар. Но дневные ходовые огни есть не у всех автомобилей. И многие водители ошибочно думают, что габаритные огни в машине полностью заменяют дневные ходовые огни. Однако это не так. Помните, что ДХО в машине – это не парковочные/габаритные лампы. Поэтому согласно законодательству их нельзя использовать без включенного ближнего света. Вот как раз это недопонимание автолюбителей часто приводит к штрафам за использование габаритных огней без ближнего света.

Напомним, что согласно статье 12.20 КоАП РФ за управление автомобилем без включенного ближнего света фар водителю грозит штраф в размере 500 рублей. Так что не забывайте, что ДХО – это не габариты. Обратите внимание, в пункте 19.5 Правил дорожного движения нет ни слова о габаритных, стояночных и парковочных огнях. Соответственно, габаритные огни не имеют ничего общего с дневными ходовыми огнями, так как предназначены совершенно для других целей.

Для чего нужны габаритные огни, поговорим чуть позже. Для начала давайте посмотрим, какие виды габаритных огней встречаются на различных автомобилях.

Американский тип парковочных (габаритных) огней

В США уже долгое время большинство парковочных огней используется вместе с индикаторами поворота (поворотниками). Как правило, в автомобилях для американского рынка внутри поворотников используются лампы с двойной спиралью, одна из которых горит постоянно при включенных габаритах, а другая загорается, когда включаются поворотники. В этом случае габаритные лампы начинают моргать более ярким цветом.

Особенно интересно смотрятся включенные габаритные огни на автомобилях из США на фотографиях.

Белые габаритные фонари в составе отдельного светильника

Этот тип габаритных огней более знаком в нашей стране, так как многие старые автомобили оснащены этим видом стояночных фонарей. Все дело в том, что этот вид стояночных огней часто использовался до недавнего времени в европейских, азиатских и российских автомобилях.

Этот вид габаритов представляет собой отдельную лампу, установленную в прозрачный светильник (фонарь). Согласно ГОСТу габаритные фонари должны устанавливаться по обе стороны машины парой на одной линии.

Боковые стояночные огни

Есть еще один вид габаритных фонарей, которые устанавливались на старые автомобили 80-х – начала 90-х (преимущественно японских авто). Речь идет о белых боковых стояночных огнях, которые включались на стороне предполагаемого поворота или перестроения при парковке.

Кстати, в отличие от мигающих поворотников боковые белые фонари при парковке горели постоянно.

Стояночные огни старого образца

На некоторых старых отечественных автомобилях использовался еще один тип стояночных огней. Например, начиная с 1968 года, на автомобилях Москвич-408 появились боковые парковочные огни, устанавливаемые на задних кузовных стойках. Эти огни включались специальным тумблером в салоне машины. Позднее Москвич отказался от этого вида стояночных огней.

Сегодня же подобные стояночные огни, как правило, устанавливаются на автобусы, грузовые машины и другую спецтехнику.

Габаритные огни внутри основной фары

Еще один вид установки парковочных огней. Правда, он также менее распространенный. Например, подобные стояночные огни были в Volkswagen Beetles, Nissan Pao и Porsche 356. При этой конструкции габаритные лампы установлены внутри основных передних фар.

Только вот подобное использование габаритов неэффективно, поскольку внутри фары габаритная лампа дает очень тусклое свечение.

Итак, для чего нужны габаритные огни?

Как вы уже, наверное, догадались, парковочные лампы предназначены для. парковки. То есть вы должны использовать габаритные огни, когда припарковали свой автомобиль.

Не верите? Тогда вы, похоже, забыли пункт 19.3 Правил дорожного движения:

  • 19.3 ПДД РФ: При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

Также не забывайте, что парковочные/габаритные/стояночные огни появились в ту эпоху, когда уличное освещение в мире еще оставляло желать лучшего. В те времена в вечернее время на улицах даже крупных городов было очень темно. В итоге в те годы автолюбители, как правило, парковали автомобили в темных узких улицах.

Для того чтобы стоящий на дороге автомобиль был виден всем водителям, которые проезжают мимо, были придуманы передние и задние габаритные фонари. Кстати, стояночные огни, как правило, не яркие, а тусклые. Это сделано намеренно, чтобы во время стоянки парковочные огни не сажали аккумулятор автомобиля. Так что габаритки расходуют немного энергии за счет своей малой мощности.

Нет, конечно, габаритные огни легко могут разрядить в ноль новый аккумулятор. Но для этого вы должны оставить свой автомобиль на парковке на сутки (больше или меньше в зависимости от марки, модели автомобиля и емкости аккумуляторной батареи).

Кстати, по поводу того, что габаритные огни сильно сажают аккумулятор, даже существует устойчивый миф, который автолюбители уже давно рассказывают друг другу. Именно поэтому большое количество автовладельцев, припарковав на время свой автомобиль на дороге, не включают габариты, опасаясь разрядить аккумулятор.

Причем часто люди, экономя энергию в аккумуляторе, не включают габаритные огни даже там, где это опасно. Например, припарковав машину на обочине на темной трассе. Но это не только нарушает действующие Правила дорожного движения, но и увеличивает риск попасть в аварию. Ведь вас могут не заметить водители других автомобилей. Так что зачем нарушать, когда габариты при временной стоянке машины не разрядят аккумуляторную батарею? Согласитесь, смысла нет. Поэтому всегда включайте габариты в темное время суток, когда вы припарковали машину. Помните, что они не бесполезны.

К счастью, во многих современных автомобилях габаритные огни (в случае их отсутствия включаются дневные ходовые огни) включаются автоматически при повороте ключа в замке зажигания.

Но тем не менее в некоторых даже новых автомобилях до сих пор есть отдельная кнопка включения габаритных огней. В этом случае не забывайте их включать там, где это необходимо. Особенно выезжая на дорогу в темное время суток.

Задние габаритные огни

Задние габаритные огни, используемые на автомобилях в России, могут быть только красного цвета. Использование габариток другого цвета запрещено.

Как правило, задние габаритные огни устанавливаются в составе единого блока задних фар. На грузовых автомобилях и автобусах также согласно действующему законодательству и ПДД РФ должны быть установлены дополнительные габаритные огни, обозначающие размеры транспортного средства.

Как правило, во всех автомобилях задние габаритные огни включаются вместе с передними. Для этого либо используется отдельная кнопка, расположенная в салоне, либо габариты включаются автоматически после поворота ключа в зажигании (автоматическое включение габаритов используется во многих современных автомобилях).

Есть ли ответственность за невключенные габаритные огни?

И да, и нет. Все дело в том, что отдельной ответственности за невключенные габаритные огни в российском законодательстве нет. Есть только общая статья 12.20 КоАП РФ, которая прописывает ответственность водителей за нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки. Повторим, что согласно статье 12.20 КоАП РФ водителю грозит штраф в размере 500 рублей.

Соответственно, если водитель не включит габаритные огни при остановке и стоянке автомобиля в темное время суток на неосвещенной дороге, то он может быть привлечен сотрудниками ДПС к административной ответственности. Например, если вы остановились в темное время суток на обочине и не включили габаритные огни, вы можете быть привлечены к административной ответственности.

Читайте также  Чем лучше обработать дно автомобиля?

В каких еще случаях нужно включать габаритные огни?

Водители должны включать габаритные огни не только при остановке и стоянке автомобиля в темное время суток. Также габаритные огни должны включаться при недостаточной видимости. Например, в дневное и ночное время во время снегопада, дождя, тумана и т. п. В том числе и в пасмурную погоду. Естественно, в условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням вы должны включить фары ближнего света, противотуманные передние и задние фонари (при необходимости).

Какая ответственность предусмотрена за установку синих (или другого цвета) габаритных ламп?

В соответствии с действующим законодательством, установленным положениям ГОСТа, а также согласно требованиям по допуску транспортных средств к эксплуатации за использование в передней части красных габаритных ламп (вместо белых), а также других цветов (зеленый, красный и т. п.) предусмотрена ответственность по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Вот текст закона:

  • Часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
  • влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».

В задней части габаритные огни должны быть красного цвета. Соответственно, использование ламп другого цвета также запрещено .

Так что, как видите, несмотря на появление дневных ходовых огней, которые в передней части начали вытеснять классические габаритные лампы, эпоха парковочных огней еще не закончена. По крайне мере в задней части всех автомобилей по-прежнему используются классические габаритные лампы, устанавливаемые в задние фары.

Все дело в том, что габаритные огни очень нужны. Ведь они помогают автолюбителям видеть другие автомобили на дороге.

Габаритные огни – “Габариты”

Для обеспечения безопасности автомобилей и пешеходов используют габаритные огни, которые также называют парковочными. Они размещаются по бокам передней и задней частей машины, и обязательно должны светиться, если вы едете за рулем в темное время суток. Также их оставляют включенными во время остановки или стоянки на проезжей части или на обочине дороги.

Они выполняют очень важную функцию — привлекают внимание других водителей и отмечают размеры транспортного средства в темное время. Днем габариты не применяют, поскольку они обладают слабой мощностью и практически не видны при ярком солнечном свете. Именно поэтому появилось обязательное правило о том, что все автомобили в России днем должны ездить с включенными дневными ходовыми огнями. Данную тему мы уже рассматривали на нашем портале для автолюбителей Vodi.su.

Передние габаритные огни

Передние габариты называют по-разному: подфарники, парковочные лампы, габариты. Они находятся по краям передней части автомобиля на одной линии. В более старых моделях, а также на грузовых автомобилях габариты выносятся на крылья.

Передние габариты должны светиться только белым светом. Правила дорожного движения обязывают водителей включать эти огни ночью и в условиях плохой видимости совместно с другой оптикой: противотуманными фарами, огнями ближнего или дальнего света.

Впервые передние габариты были установлены на американских автомобилях еще в 1968 году и с тех пор стали обязательными, поскольку благодаря им аварийность удалось снизить почти на половину.

Задние габаритные огни

В задней части легковых автомобилей габариты так же располагаются по бокам на одной линии и входят в состав блок-фары. Согласно перечню неисправностей, задние габариты могут быть только красного цвета. Если речь идет об автобусах или грузовом транспорте, то габариты должны быть не только в нижней части, но и наверху, для обозначения размеров транспортного средства.

Задние габариты обязательно должны быть включенными в темное время суток как во время движения, так и остановки на обочине.

Штраф за не включенные габаритные огни

В КоАП нет отдельного штрафа за негорящие, нерабочие или загрязненные габариты. Однако, в статье 12.5 ч.1 указано четко, что при любых несоответствиях световых приборов основным положениям по допуску ТС к эксплуатации, выносится либо предупреждение, либо штраф 500 рублей.

То есть штраф этот можно получить в следующих случаях:

  • не горит или загрязнен один из габаритов;
  • горят, но не тем светом: передние — только белые, задние — красные.

Решение о выписке штрафа или вынесении предупреждения принимает инспектор на месте, исходя из конкретных дорожных обстоятельств и приказа МВД № 185.

Устройство габаритных огней

На сегодняшний день в габариты устанавливают обычно галогенные лампочки или светодиоды. Какой бы из этих типов ламп вы не выбрали, следует помнить, что в задней части габариты не должны светить ярче указателей поворота или стоп-сигналов.

Оптимальным выбором станут светодиоды или светодиодные блоки, поскольку в отличие от обычных лампочек накаливания и «галогенок» потребляют меньше электричества, а срок их службы может достигать 100 тысяч часов свечения. Правда, и стоят они дороже.

Если светодиоды не предусмотрены конструкцией вашего автомобиля, то при их установке может загораться датчик неисправности. Это связано с тем, что их мощность значительно ниже, чем у галогенных ламп. Поэтому приходится отдельно устанавливать перед ними резисторы для стабилизации напряжения.

Обычно габариты включаются автоматически при зажигании фар ближнего света. Кроме того, в некоторых автомобилях предусмотрена возможность включать и выключать габаритные огни по отдельности. Это может понадобиться, например, в том случае, когда нужно обозначить припаркованный автомобиль на тесной стоянке.

Стоит также заметить, что для грузового транспорта в качестве габаритных огней используются катафоты — световозвращатели. Они отражают свет других транспортных средств и являются пассивным средством световой сигнализации.

Габаритные огни

  • Что такое габаритные огни
  • Виды приборов и их устройство
  • Какие цвета должны быть
  • Когда необходимо включать и выключать
  • Можно ли сделать поворотники габаритами
  • Возможные неисправности и их устранение своими руками
  • Преимущества и недостатки осветительных приборов
  • Наказания за нарушения правил использования

Создание максимально безопасной ситуации для всех участников дорожного движения – одна из приоритетных задач. Порой возникают моменты, при которых видимость машины становится крайне ограничено, из-за погодных условий или же тёмного времени суток. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение аварийных ситуаций каждому водителю стоит чётко обозначить свой автомобиль. Именно для этих целей существует специальный вид светотехники, которые называются «габаритные огни».

Вопреки некоторым схожим характеристикам с обыкновенными лампами, упомянутые приборы имеют массу отличий и должны применяться согласно строго установленным правилам законодательства РФ.

Что такое габаритные огни

Согласно официальной теории, габаритные огни (или фонари) – это дополнительные световые приборы оптического типа, которые необходимы для визуального обозначения реальных объёмов транспортного средства. Как правило, они находятся на каждой стороне авто: во время езды и при остановке акцентируют внимание и предостерегают других водителей. Особенно подобная визуализация актуальна в тёмное время суток.

Сейчас практически каждый автомобиль оснащён упомянутым типом светового оборудования. Чтобы не перепутать рассматриваемое устройство с другими видами, необходимо обязательно изучить, где именно они должны располагаться согласно требованиям.

По факту крепить светодиодные лампы для автотранспорта стоит спереди, позади, а также попарно по бокам или на одной прямой линии. Как вариант, устройства могут быть заодно встроены в основные фары или продаваться отдельно для нестандартной комплектации.

Виды приборов и их устройство

По умолчанию габаритные огни должны соответствовать необходимым сертификатам ЕАС. Нередко их производство происходит на высококачественном зарубежном оборудовании с применением проверенных временем материалов и деталей. Всего стоит выделить 3 вида, которые нужно использовать для обозначения машины:

  1. Передние габаритные огни. Ещё ассоциируются с парковочными лампами или подфарниками: обычно располагаются в передней части на одной линии. А вот на крупной марке машины иногда фиксируются на крыльях. Свет у передних огней должен быть исключительно белый. Включать их стоит в ночное время суток, при плохой видимости на дороге в сочетании с заводской оптикой.
  2. Боковые габаритные фонари. Водители нередко называют их «рогами» или маркерами. Данный тип специально подчёркивает границы, при взгляде на него сбоку или же сзади. Чаще всего он применяется для грузовых автомобилей, фур, автобусов и прицепов, излучая характерный жёлтый цвет. Сейчас допустимо фиксировать старый и новый образец (основное различие заключено в рассеивателе).
  3. Задние габаритные огни. На упомянутой части транспорта устанавливаются фары исключительно красного цвета, которые располагаются на одном уровне по бокам. Поскольку большинство вариаций оборудования специализируется на грузовиках, общественных автобусах и прицепах, то там задние габариты могут дополнительно устанавливаться в верхней части кузова. Данная серия пользуется чрезвычайно высоким спросом.
Читайте также  Что означает cvt в автомобиле?

Источником света в подобных огнях служит галогеновая лампочка. Хотя в последние годы в оптике параллельно используются светодиоды или целые блоки. Фиксируя на крыше или по бокам нестандартные источники света, стоит помнить то, что лампы на задних фарах должны гореть менее ярко, чем стоп-огни. Некоторые современные автомобили оборудованы функцией включения фонарей только с одной стороны, что позволяет определить габариты даже на стоянке.

Какие цвета должны быть

По закону, если конкретный оттенок светового прибора не отвечает установленным к типу транспорта указанным требованиям, то ПДД за 2020 год априори запрещает эксплуатировать такую машину.

Запросы к внешнему освещению современных авто зафиксированы в ГОСТе 8769-75. Условиями стандарта чётко указано, что передние габариты должны излучать белый цвет, а у задних габаритов быть исключительно красный (п. 2.5.6). В то же время аналогичные требования к оттенку боковых габаритов установлены уже в ГОСТе 41.91-99, где написано, что он должен быть жёлтым. Чтобы избежать ответственности, нужно менять лампочку самостоятельно на указанные вариации, а не экспериментировать с палитрой.

Когда необходимо включать и выключать

Если ссылаться на гл. 19 ПДД, то каждый водитель может узнать, что внешние световые устройства располагают впереди, сзади, сбоку транспортного средства. Обычно ими пользуются во время езды в ночное время суток или при ухудшенных погодных условиях, которые искажают полноценную видимость объектов. Вдобавок опытные владельцы машин их не выключают на момент задуманной остановки на обочине.

Получается, чтобы предостеречь пешеходов и других участников дорожного движения от ДТП, водители намеренно устанавливают на свой транспорт рекомендуемые габаритные огни. Перед тем, как включить данные фары, стоит запомнить, когда именно это необходимо спланировать. Согласно ПДД 2020, светотехнику необходимо активировать в таких случаях, как:

  • снегопад;
  • туман;
  • дождь;
  • сумерки;
  • туннель.

Во время остановки тоже советуют своевременно включать аварийные сигналы. Но вот днём упомянутые габаритные фары обычно не активируют, ведь они отличаются слабой мощностью и практически не заметны. Именно поэтому на территории России появилось совершенно новое правило, которое гласит, что все водители, перед тем, как выезжать на проезжую часть, непременно обязаны включать ходовое освещение.

Можно ли сделать поворотники габаритами

Совершенно недавно заядлые владельцы машин придумали уникальный метод, который позволяет выделить их авто из общей массы – установить габаритные огни в поворотные фары. По факту это довольно-таки несложная процедура внешнего тюнинга. Лучше для данных целей обратиться к специалисту, хотя иногда боковые поворотники можно переделать и самостоятельно. Сделать это можно следующим образом:

  1. Открыть капот и демонтировать соответствующий плафон.
  2. Учитывать конструктивные особенности автомобиля.
  3. Аккуратно произвести снятие испорченного фонаря.
  4. Вытащить провод массы и подключить его кабелю питания.

Всегда необходимо учитывать, что габариты в поворотниках по закону относятся к нарушениям. Поэтому если боковые огни будут переделаны в рассмотренный тип оптики, водителю может грозить серьёзный штраф.

Возможные неисправности и их устранение своими руками

Наравне с любой другой техникой для автомобиля, подфарники могут оказаться нерабочими. Поэтому новички среди водителей часто не понимают, как именно можно заменить лампочку габаритных огней. По факту сам алгоритм довольно прост: нужно только открыть капот, убрать крышку с внутренней стороны светотехники, достать цоколь и произвести замену.

По правилам езды по современным трассам (гл. 19) запрещено использовать транспорт с испорченными внешними световыми устройствами. При неисправности хотя бы одного прибора, существует риск получить штраф, обоснованный эксплуатацией машины с поломками.

Иногда возникают случаи, когда во время смены галогенной детали на похожий по функциям светодиодный элемент, панель управления отражает неисправность подфарника. Учитывая, что встроенный компьютер рассчитан под заявленную мощность светящихся элементов, а диоды применяют гораздо меньшее количество электричества и панель управления их просто не фиксирует. Но профессионалы рекомендую не корректировать классификацию источника, ведь рассмотренные огни подходят не ко всем моделям.

Порой водители вовсе забывают отключить подфарники, что автоматически влечёт за собой почти моментальную разрядку аккумулятора. Многие производители смогли исправить данный изъян: во время включённых габаритов и открытой двери, направляется характерный звук в качестве напоминания. А вот очередные модификации машин уже обучены подобным персональным контролем осветительного устройства.

Часто установка обладает существенным сроком эксплуатации, но в случае возникновения непредвиденной неисправности или потребности быстрого ремонта, подобная процедура не требует много денег и времени.

Преимущества и недостатки осветительных приборов

Благодаря наличию габаритных светодиодных ламп каждый автолюбитель может легко обозначить размеры собственного транспортного средства, а также предупредить остальных участников дорожного движения, что собираетесь остановиться или совершить какой-либо маневр. Допустимо использовать их в качестве стоп-сигнальных и парковочных огней. Так, отдавая предпочтение светодиодным фарам, стоит рассчитывать на главные плюсы:

  • компактные размеры с широкими возможностями для тюнинга;
  • простота установки и эксплуатации (элементарная замена);
  • больше света, чем галогеновые и ксеноновые лампочки;
  • максимальная экономичность и минимальный расход топлива;
  • длительный срок работоспособности, даже без нагрева;
  • надёжная герметичность (стойкость к воздействию влаги);
  • способность разгораться в полную мощь после включения.

Именно за счёт перечисленных особенностей, лампы, оснащённые светодиодными источниками света, пользуются огромным спросом на современном рынке. Однако, даже у них имеются серьёзные недостатки:

  1. Высокая стоимость на любые модели, включая отечественные.
  2. Сложности нагрева со стороны излучателя света.
  3. Невозможность ремонта, обусловленная монолитной конструкцией.
  4. Снижение яркости в результате продолжительной эксплуатации.

Решившись купить габаритные лампы для оснащения транспортного средства, водитель обязан внимательно взвесить все за и против. Заодно стоит заранее ознакомиться с полным ассортиментом оптики, представленным на рынке, чтобы выбрать именно те модели, которые оптимально подходят только под конкретную машину.

Наказания за нарушения правил использования

Уже неоднократно подчеркивалось, дорожные правила за 2020 год дают чёткие указание касательно того, какие именно оттенки фар должны использоваться на передних, задних или боковых габаритах. Но на практике некоторые водители всё равно самовольно меняют цветовое решение, нарочно устанавливая синие, зелёные или другие запрещённые палитры. Так к нарушителям всегда применяется статья 12.5 КоАП РФ.

В данном нормативном акте также говорится, что при использовании на передней части авто огней красного цвета или световозвращающих приборов красного цвета, равно как и альтернативных типов, которые не соответствуют установленным техническим требованиям, априори не допустимо.

Наказание за нарушение рассматриваемого правила предусматривается в виде лишения возможности управления машиной на срок от 6 месяцев до 1 года. Приборы, прикреплённые с явным нарушением, непременно будут конфискованы сотрудниками службы.

Похожие правила касаются и огней, зафиксированных на боковой и задней части транспортного средства: установка диодных лент иного цвета, не предусмотренного законодательством, не допускается.

Согласно ПДД 2020 запрещается эксплуатация авто в случае поломки или выхода из строя светового устройства. Хотя КоАП РФ не имеет конкретных пунктов, касающихся неактивных или неисправных габаритных огней, то сотрудники ДПС руководствуются п. 12.5, где чётко говорится о том, что при несоответствии требованиям технического состояния, положен штраф в размере 500 руб.

Окончательное решение о выписке санкций или предупреждения принимает инспектор, исходя из приказа МВД № 185. Поэтому современным водителям стоит тщательно изучить требования и соответствовать им, лишний раз не экспериментируя с вариациями на авто.

Что такое габаритные огни и зачем они нужны

Габаритные огни входят в систему освещения автомобиля и есть во всех моделях без исключения. Этот вариант применяется в определенных условиях для снижения опасности возникновения аварийных ситуаций и обозначения транспортного средства, которое стоит на обочине дороги и в других местах с недостаточным освещением.

Определение термина

Габаритные огни – это источники света небольшой мощности, которые располагаются в передней и задней части машины. А в грузовом транспорте, автобусах и некоторых моделях легковых машин они могут быть и по сторонам. Главное назначение – безопасность транспорта при движении в условиях недостаточной видимости или при стоянке около проезжей части.

Этот элемент оснащения есть на всех авто, так как его наличие предусмотрено законодательством всех государств. Конфигурация и исполнение могут отличаться, есть только одно требование – обозначение габаритов машины (откуда и пошло название), чтобы другие водители правильно оценивали ее размеры и соблюдали безопасную дистанцию.

Габаритные огни включаются при наступлении сумерек, в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад и т.д.), также их использование обязательно при проезде туннелей. Кроме того, они начинают работать автоматически при включении ближнего или дальнего света.

Применять габариты можно совместно с любым видом света, на этот счет никаких ограничений нет.

Для чего нужны габаритные огни

Основное предназначение, которое задумывалось для этого типа освещения изначально – обозначить машину, стоящую на обочине. То есть, неяркий свет обращает внимание других участников движения и позволяет им издалека увидеть остановившееся транспортное средство. Включать габариты обязательно начиная с периода сумерек и до утреннего времени, когда видимость приходит в норму.

Читайте также  Куда сообщить о подозрительном автомобиле?

Но их используют и днем, так как это повышает безопасность движения, хотя в этот период свет виден не так хорошо, особенно если стоит ясная погода. За счет применения в системе лампочек небольшой мощности они не так сильно сажают аккумуляторную батарею. Но если оставить машину надолго (например, на сутки), то можно посадить аккумулятор, поэтому оставлять включенными габариты на заглушенной машине больше нескольких часов не рекомендуется.

На грузовом и другом крупногабаритном транспорте этот тип подсветки служит для обозначения размеров транспорта в условиях недостаточной видимости. Там чаще всего установлено намного больше лампочек, они расположены как в нижней, так и в верхней части. Требования по мощности и особенностям установки отличаются в разных странах, но в целом они примерно одинаковы.

Часто водители используют габариты как замену ходовым огням. Это неправильно и противоречит ПДД, за это могут наложить штраф. Поэтому для езды в светлое время стоит использовать ближний свет фар, дальний с подачей сниженной мощности или противотуманные фары (в Европе ими пользоваться как альтернативой дневному ходовому свету нельзя).

Некоторые водители ставят в габариты яркие светодиодные лампочки, чтобы улучшить видимость и использовать их в качестве ходовых огней. Это также запрещено и может повлечь как наложение штрафа, так и лишение прав на срок от полугода до года.

Где находятся

Расположение габаритов обычно стандартное, но есть особенности в машинах определенных марок. Стандартным является расположение в передних фарах и задних фонарях, при этом есть несколько особенностей, которые показаны на фото.

Разновидности габаритных огней

Можно выделить несколько основных вариантов в зависимости от расположения и требований, которые предъявляются к каждому виду. Чаще встречаются такие разновидности:

  1. Передние. Устанавливаются в корпусе фары, но в некоторых старых моделях располагались отдельно. К этому варианту предъявляются такие требования: лампочка должна быть небольшой яркости белого или желтого цвета, это касается и светодиодного оборудования. Это нужно для того, чтобы водители понимали, что это передняя часть стоящего или движущегося автомобиля. Иногда габариты вынесены в отдельный элемент или совмещены с поворотником (как в отечественной «Ниве»).
  2. Задние располагаются в фонарях, чаще всего ближе к краю авто. Они должны быть красного цвета, это общепринятый вариант обозначения задней части автомобиля. Требования по яркости нет, главное, чтобы свет был хорошо заметен в темное время суток. Могут встречаться и варианты с отдельной компоновкой, это также не нарушает правил.
  3. Боковые стояночные огни ставились на японские машины в 80-х годах. Они имели белый свет и нужны были не только для выделения кормы автомобиля, но и для повышения безопасности при парковке и движении задним ходом в темное время суток.
  4. Парковочные огни на стойках кабины. Использовались в некоторых старых моделях и имели желтый цвет, чтобы обеспечить лучшую видимость. На сегодня встречаются в некоторых модификациях микроавтобусов, минивэнов и малотоннажного грузового транспорта.

В одном транспортном средстве может применяться несколько разновидностей, в этом плане никаких ограничений нет.

Как правильно использовать

В статье 19.3 Правил дорожного движения РФ определено, что все автомобили и другой транспорт при остановке либо стоянке на неосвещенных участках в темное время должны включать габаритные огни. Это касается и светлого времени, если видимость ограничена из-за тумана или осадков.

На стоящей машине можно включать и дополнительные источники – противотуманные фары, ближний свет и т.д. Никаких ограничений на этот счет нет, если видимость очень низкая, одних габаритов может быть недостаточно.

Также рассматриваемый вариант обязательно включать на прицепах и полуприцепах во время их движения и на транспортных средствах при буксировке (в этом случае дополнительно используется аварийная сигнализация).

Что касается ответственности, за стоянку на неосвещенном участке без габаритных огней может быть выписан штраф в размере 500 рублей. Причем, отдельной статьи на этот счет нет, взыскание налагается на нарушение правил использования внешних световых приборов.

Нельзя использовать габариты как замену ходовым огням, за это также могут оштрафовать. Запрещено ставить цветные лампочки в передние фары, также нельзя ставить яркие источники света вперед для улучшения видимости, за это даже могут лишить прав. Сзади цвет должен быть красным, другие варианты не допускаются.

Включать рассматриваемый вариант света при стоянке на освещенном участке дороги или парковки необязательно.

Габаритные огни нужно использовать в определенных случаях, они не могут быть альтернативой ДХО, это важно помнить. Нужно время от времени проверять исправность источников света, чтобы менять вышедшие из строя лампочки. Обычно сделать это несложно, главное – знать какой тип ламп установлен. Габариты должны включаться отдельно, они не начинаются работать при повороте ключа, как ходовые огни.

Для чего нужны габаритные огни в автомобиле: основные требования

Ночная дорога требует от водителя особой концентрации. Для безопасной езды необходимо брать во внимание большое количество всяческих тонкостей. Один из таких нюансов — включение в нужное время габаритного освещения автомобиля. Часто его называют:

  • габаритками;
  • парковочными лампами;
  • подфарниками.

Такие габаритные фонари обязательно должны быть в исправном состоянии. В противном случае вы просто рискуете своей безопасностью. У вас не должно возникать вопросов, зачем нужны габаритные огни.

Устройство

Габариты включают в себя следующие световые элементы:

  • стоп-сигналы;
  • габаритные огни (задние);
  • сигнал хода;
  • поворотники;
  • противотуманный фонарь.

Часто красные и синие габариты комплектуются устройствами иллюминации. Они могут монтироваться с левой или с правой стороны. Для них законодательством предусмотрены специальные оттенки красного, белого и желтого.

Каждый автомобиль монтируется парой габаритных огней. Включить их можно с помощью специального рычажка, расположенного на передней панели. Обычно огни совмещены со стоп-сигналами. Они горят в случае, если вы жмете на тормоз. Конструктивно данные фонари могут быть:

  • с линзой Френеля (здесь отсутствуют отражатели, свет идет на линзу);
  • рефлекторные (состоят из рассеивателя и отражателя);
  • комбинированные (используются элементы из обоих типов).

Виды габаритных огней

Они различаются по расположению. Можно выделить следующие разновидности:

  • передние;
  • задние;
  • боковые.

Передние габаритные огни

Они имеют различные названия: парковочные лампы, а также яркие подфарники. Располагаются они по краям передней части кузова. На грузовиках и в старых моделях они вынесены на крылья. Такие габаритные фары должны светить только белым светом. Их необходимо включать на ночной дороге либо в случае наступления плохих погодных условий.

Задние габариты

Они тоже располагаются на одной линии по бокам. Они входят в состав блока фары. Согласно установленным правилам, они могут быть только красного цвета. Что касается грузового транспорта или автобусов, то световые элементы должны быть расположены сверху или снизу. Они нужны для того, чтобы обозначить размеры транспортного средства.

Боковые габариты

Они предназначены для того, чтобы увидеть автомобиль на перекрестке. Это могут быть габариты синего цвета. Размер фары достаточно миниатюрный. Это огни, которые обозначают размеры вашего транспортного средства.

Преимущества и недостатки ламп габаритов

Сегодня все чаще и чаще устанавливаются синие габаритные огни. Они отличаются яркостью, кроме того, тратят существенно меньше энергии. Боковые габариты выделяются повышенным ресурсом эксплуатации. Он составляет порядка 100 тыс. часов.

К недостаткам можно отнести более высокую стоимость в сравнении с обычными фарами. Монтаж осуществляется дольше.

Правила ПДД

Сегодня использование фар ближнего света строго регламентировано. Правилам необходимо следовать для того, чтобы не получить заметный штраф. В законодательстве написано то, что габаритные огни необходимы для обозначения машины в ночное время суток. Правила ПДД предполагают, что вы будете включать световые устройства не только ночью, но и во время снегопада, тумана, сумерек.

Цвет габаритных огней

Следует отметить, что в ПДД цвет габаритных огней четко обозначен. Они могут быть исключительно белого цвета. Что касается задних элементов, то они могут быть исключительно красного цвета. В случае с боковыми огнями выбор существенно больше. Разрешается желтый, оранжевый или синий цвет.

Штрафы

Необходимость работающих габаритных огней строго регламентирована в российском законодательстве. Что произойдет в случае, если вы нарушите данное требование? Инспектор может вынести предупреждение либо выписать штраф. Его размер может составлять до 500 рублей. Проблемы могут возникнуть в случае, если габариты слишком загрязнены. Не нужно выезжать на дорогу с огоньками неподходящего цвета. Они сильно выделяются на дороге. Если лампочки неисправны, то штрафа у вас избежать не получится. Габариты загрязнились? Тогда сотрудник остановит вас, вынесет предупреждение и попросит протереть лампочки.