Чем посыпают дороги в Финляндии зимой?

Финские дороги зимой

С точки зрения водителей многих стран, финские дороги почти идеальны — но все же придется опасаться черного льда.

Ледяная дорога недалеко от города Вааса.

Фото: TimoOK/flickr.com, ccby2.0

Финские дорожные строители достигли высот в нелегком деле создания качественных дорожных покрытий. С точки зрения водителей многих стран финские дороги почти идеальны. Но все равно – езда по этим дорогам в зимний период требует определенного мастерства.

Финляндия находится в той части суши, где больше полугода происходит столкновение теплых воздушных масс из Атлантики и ледяных ветров Севера. Даже в разгар зимы может неожиданно начаться оттепель, которая сменится так же быстро снегопадом и морозами.

Здесь постоянно встречаются природные явления, потенциально опасные для автомобильного движения. Поэтому финская национальная дорожная администрация уделяет особое внимание изучению состояния дорог, предупреждению водителей об опасности и разрабатывает правила пользования транспортными средствами в тех или иных условиях.

Эта коварная температура

Часто на обочинах финских дорог можно увидеть специальные термометры. Они показывают температуру воздуха (ilma) и дорожного покрытия (tie). Финские водители, увидев, что температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше сами снижают скорость — они знают, что в этих условиях возможно образование на дороге «черного льда».

Так называют тонкую ледяную корку на дорожном покрытии, которую образ ует влага, которая конденсируется на холодной дороге. Этот лед практически незаметен на дороге — и дорогу мокрую от заледеневшей отличить очень трудно. Машина, попав на полосу «черного льда» мгновенно теряет управление. «Черный лед» чаще всего бывает в начале оттепели.

Другим опасным явлением зимой следует назвать ледяной дождь. Капли воды, падающие через слой холодного воздуха остывают до температуры ниже нуля, но не замерзают. Однако при первом же касании с ветками деревьев, проводами или дорогой капли мгновенно замерзают, образуя тоненькую ледяную корочку. Предупреждает о появлении ледяного дождя резкое понижение температуры, стеклянный блеск в свете фар придорожных кустов и деревьев и изменившийся стук капель по ветровому стеклу — он становится жестким.

Ради безопасности

Все дороги Финляндии по качеству их обслуживания делятся на три категории. Дороги высшей категории убирают от снега и обрабатывают солью в первую очередь, затем чистят второстепенные дороги, и только потом — просёлки. Дороги высшей категории чаще всего всю зиму стоят без снега, а вот второстепенные и проселочные дороги к середине зимы оказываются под уплотненной снежной коркой.

Такие дороги щедро посыпают гранитной крошкой, которая дает лучшее сцепление колес с дорогой, чем речной песок. Так же крошкой посыпают самые сложные участки — въезды на мосты, примыкания дорог, перекрестки в общем те места, где происходит изменение скорости движения и обязательные перестроения машин.

Следует помнить, что какой бы не была дорога, но все равно за безопастность в Финляндии отвечает водитель. В случае аварии сложные дорожные условия могут быть сопутствующим фактором, но не причиной аварии. Ведь сказано в правилах, что водитель должен выбирать скорость движения соразмерно дорожным условиям. Именно поэтому следует следить и за техническим состоянием своего автомобиля — в частности за его шинами.

Время зимних шин

По распоряжению Финской дорожной администрации зимой, то есть с 1 декабря по 1 марта, в Финляндии необходимо использовать зимние, желательно шипованные, шины. Шипованные шины рекомендуется в этот период использовать всем неопытным водителям. В остальное время применение зимних шин с шипами разрешается с 1 ноября по 31 марта, а при наличии соответствующих погодных условий и дольше.

К тому же шипованные шины наиболее эффективны при езде по дорогам, покрытыми слоем уплотненного снега. А вот на асфальте польза от шипов снижается. Поэтому финские шинники предлагают водителям новое поколение так называемых фрикционных шин. Эти шины не шипуются, а обладают специальным резиновым покрытием, которое может менять свои свойства в зависимости от температурных условий, и обладает повышенным коэффициентом трения, в том числе и по отношению ко льду.

Например, финская Hakkapeliitta R уступает шипованным шинам на голом льду, зато выигрывает на асфальте, покрытом кашей из снега, соли и воды. Большой плюс — ее можно использовать и в Финляндии, где зимой желательно ездить на шипах, и в Германии, где шипы запрещены. Финские шинники гордятся тем, что новая шина имеет сниженное сопротивление качению, при сохранении тормозных характеристик.

Однако фрикционные свойства покрышки ухудшаются по мере ее износа, поэтому покупая покрышки еще раз поинтересуйтесь, какая высота протектора считается для шины критической, что бы ее использовать в качестве зимней резины.

Полезные советы

О погоде на дороге, о дорожных работах и о многих важных вещах можно узнать на сайте Финской дорожной Администрации.

На сайте по-фински, по-английски и частично по-русски вы можете получить оперативную сводку погоды и даже самим увидеть дороги Финляндии с помощью сети дорожных видеокамер. А что касается правил Дорожного движения, то рекомендуем посетить сайт Службы безопасности дорожного движения Финляндии.

Если надо оказать в экстренных случаях первую медицинскую помощь вызывайте Службу спасения по телефону 112. Английский — рабочий язык этой службы. Если произошла авария и нет жертв то обращайтесь в местную полицию по телефону 118.

Счастливого вам пути!

Особая благодарность за консультации — Финской дорожной администрации и г-ну Паули Хайми.

Manu › Блог › Почему в Финляндии дороги зимой лучше?

Так получилось, что в этом году я был в Финляндии 3 раза и каждый раз удивлялся тому, насколько их дороги лучше. Температуры были такими низкими, что один раз у самолета примерзла эвакуационная дверь, и после часа попыток ее открыть экипаж принял решение рассадить всех пассажиров, которые сидели рядом, чтобы в случае экстренной посадки они покинули самолет через другую дверь. При этом сотрудники начали заклеивать указатели на запасной выход и таблички, а также сиденья скотчем, не знаю, принято это по протоколу или была импровизация, но выглядело это так, словно пингвины из Мадагаскара чинят самолет.

Но сейчас я не об этом. В -25 у машины либо замерзла незамерзающая жидкость, либо организаторы предусмотрительно не стали ее заливать, не знаю, но она была просто напросто не нужна. Машины доезжали из точки А в точку Б практически такими же, какими выезжали, разве что задницу заметно закидывало снегом.

Всем известно, что финны не посыпают дороги реагентами, лишь счищают с них выпавший снег, и то не всегда полностью. На большинстве дорог расчищена только колея, а иногда и вовсе оставлен небольшой слой снега — так асфальт будет целее. Конечно, такой вариант кажется более предпочтительным, чем у нас, но есть у этой истории и свои недостатки, например, ехать за автобусом близко сложно, а подъехать на дистанцию обгона и вовсе невозможно. Один раз тягач на встречной дороге поднял столько снега, что я буквально ничего не видел несколько секунд после того, как мы разъехались. Это реально страшно, когда в любую секунду на дорогу может выбежать лось или еще какое-нибудь животное.

Стоит оговориться, что речь идет о северной части страны, где температуры экстремально низкие, а движение не такое плотное. Ближе к Хельсинки на автомагистралях все же присутствуют следы реагентов, в чем можно было убедиться во время нашего приключения на BMW.

Часть нашего маршрута проходила именно по обычным дорогам, а часть — по заснеженным, в этот момент внутри меня боролись сторонник безопасного движения с любителем быстрой езды. Первую половину я ехал на Forester, а затем пересел на XV, который провоцировал ехать быстрее, но все же я старался его контролировать.

А вот так выглядит попытка зайти в 90-градусный поворот на скорости 100км/ч (это был не я). Даже веселый Forester не смог справиться с такой задачей и при всех своих внедорожных качествах выбраться самостоятельно.

Так почему же у них дороги такие чистые и почему у нас так делать ни в коем случае нельзя? Как вы знаете, я большой сторонник соблюдения правил дорожного движения и за прошлые два года отличился лишь двумя штрафами за 63 и 64км/ч, то есть в этом году я планирую стать настоящим outlaw и получить очередной штраф в 65км/ч. Это, конечно, шутка.

Когда я писал о том, что нет никакого смысла нарушать скоростной режим, мало кто встал на мою сторону, ведь «какой русский не любит быстрой езды» и «надеюсь, ты не тошнишь с разрешенной скоростью в левом ряду».
А вы знаете, как увеличивается тормозной путь с 50км/ч до 60км/ч на сухом асфальте? А на льду? Лишние 10км/ч увеличивают дистанцию в несколько раз, а по сравнению с сухим асфальтом разница расчетная составляет 700%. Мы никогда не делаем корректировку на погодные условия и продолжаем ехать +19км/ч при любой погоде и покрытии, ведь безопасность не так важна, как страх получить штраф.
И это основная причина, по которой мы с вами будем ездить на грязных машинах, а финны на чистых — мы просто поубиваемся и поубиваем невинных, если дороги перестанут чистить. В Финляндии же смертность на дорогах понижается каждый год.

Читайте также  Зимние шины на липучках какие лучше?

Еще одна интересная особенность, которую я заметил на северных машинах, это люстры, причем люстры нового поколения — диодные. Нам не приходилось ездить за рулем ночью, но у нашего автобуса были установлены дополнительные фары на крыше, и когда он включал их на дороге, смотрелось это просто потрясающе, словно он мог просвечивать автомобили насквозь.
В скандинавских странах, где солнечная погода бывает несколько раз в году, люди любят световые приборы и пытаются заменить солнечный свет всеми возможными способами. Несколько лет назад пошла мода на установку плавно мерцающих маленьких диодов, имитирующих солнечный свет, говорят, что они помогают избегать стресса и их можно встретить везде — в гостинице, в ресторане, даже в сауне. Я слышал о новинке, изобретении местных ученых, когда вы устанавливаете диод на ухо и видите его боковым зрением, из-за чего мозг думает, что солнце где-то есть.

Наше приключение закончилось в деревне Санта Клауса, где я завел нового друга. Его зовут Рудольф и он водит примерно как половина московских водителей.

Не забудьте заглянуть ко мне в инстаграм и подписаться на канал в телеграме, если не хотите ничего пропустить.

Какие противогололедные материалы используются в Швеции и Финляндии?

Нередко российским коммунальным службам рекомендуют обратить внимание на то, как справляются с гололедом их северные коллеги, и взять эти методы на вооружение. Но насколько они совершенны? Какие в скандинавских странах используются противогололедные материалы? Давайте проанализируем ситуацию!

Начнем со Швеции. Существует стереотип, что здесь борются с гололедом исключительно с помощью гранитной крошки, а все дороги содержатся под снежным накатом. Однако это не совсем так.

Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в Швеции составляет 579,564 км, а методы их содержания зависят от интенсивности движения. Накат допускается только на дорогах с проходимостью до 1500 авт/сутки. Также под снегом содержатся дороги низшего уровня — без твердого покрытия (грунтовые и т.д). Следует сказать, что в Швеции, как и по всей Скандинавии, интенсивность движения куда меньше, чем в России, а процент грунтовых дорог — больше.

Что касается трасс с высокой интенсивностью движения, то они во всех странах убираются до «черного асфальта», в том числе и в Швеции. Чаще всего такие дороги шведы обрабатывают раствором соли в концентрации 6-20% (в зависимости от температуры воздуха). Но проблема данного способа уборки в том, что в чистом виде соль может эффективно работать лишь до — 9- 12°C, при более низких температурах она не справляется с гололедом. В России при сильном морозе применяются многокомпонентные противогололедные реагенты, которые состоят из нескольких видов солей (такие смеси работают до — 25°C), а вот в Швеции при температуре ниже — 20 °C дорожные службы фактически ничего не делают. Они просто расставляют предупреждающие знаки на дорогах и ограничивают скорость движения в соответствии с погодными условиями. Однако постепенно шведские специалисты все же приходят к тому, что применение многокомпонентных противогололедных реагентов для очищения дорожного полотна от снега более эффективно, чем использование чистой соли. То есть здесь лишь только начинают задействовать те антигололедные материалы, которые для России уже норма: в Москве многокомпонентные реагенты с формиатами активно используются более 5 лет, они применяются и в других крупных российских городах.

Но почему бы не содержать дороги с высокой интенсивностью движения в накате? Почему так важно очищать их до «черного асфальта»? Ради безопасности автомобилистов! Задумайтесь, скорость движения взаимосвязана с пропускной способностью транспортного узла. Чем больше машин проходит по улице, тем выше должна быть их скорость движения, чтобы не возникали пробки. Высокая скорость же в свою очередь требует высокого коэффициента сцепления колес автомобилей с дорогой (иначе не избежать аварийных ситуаций!). Самый большой он у чистого асфальтового покрытия. Исследования, проведенные в Австрии и в Финляндии, показали, что когда на дорожном полотне появляется снежный накат или возникает гололед, количество аварий увеличивается на 30-40%. Именно поэтому и появилось требование, действующее в том числе и в России, согласно которому дороги могут содержаться под уплотненным снежным покровом только при интенсивности движения до 1500 автомашин.

Если говорить о граните, как о противогололедном материале, то он применяется в Швеции, но только на тех дорогах, которые содержатся под снежным накатом. На голом асфальте он бесполезен, более того — может повреждать покрытие автомобилей, вылетая из под колес, и создавать роликовый эффект. В Стокгольме, например, от гранитной крошки недавно отказались в пользу мраморной (в Москве, к слову, мраморную крошку применяют на тротуарах еще с 2011 года).

Что касается возможности повторного использования гранита — то это скорее миф. Такие попытки предпринимались, но не увенчались успехом. Очистить гранит от промышленных и автомобильных отходов практически невозможно. Для этого требуется очень большое количество воды, также после промывки остаются вредные отходы, которые необходимо каким-то образом утилизировать (естественно, не бесплатно!). Велики и расходы на транспорт — нужно в первую очередь отвезти гранитную крошку в пункты очистки, потом — на хранение. Такое большое количество транспортировок приводит к увеличению объемов выхлопов автомобилей и наносит вред окружающей среде.

Рассказывая об уборке снега в Швеции, нельзя не отметить, что в этой стране большое внимание уделяется экологии, в местах, где водоемы расположены близко к дорогам, по обочинам прокладываются резиновые стоки для сбора снега с реагентами. Также постепенно начинают применяться противогололедные реагенты из смеси формиата и хлоридов натрия и кальция — они считаются наиболее безопасными. Ими обрабатывают участки дорог, проходящие через леса и особо охраняемые зоны. А для аэропортов используют ацетаты с формиатами.

Поговорим теперь о Финляндии — вопреки устоявшемуся мнению, там, как и в Швеции, держат под снежным накатом отнюдь не все дороги. Безусловно, для Лапландии, например — это единственно возможный вариант, ведь там снег лежит в среднем от 175 до 225 дней в году. А вот в южной Финляндии (в частности, в Хельсинки), где погода нестабильна и нет устойчивого снежного покрова, на стратегически важных улицах и магистралях применяются солевые составы.

В основном в столице Финляндии для борьбы с гололедом используют измельченный щебень размером 1/5,6 мм. От крупного отказались, так как он вылетает из-под колес и наносит существенный вред автомобилям. И это при том, что в Хельсинки далеко не такая высокая интенсивность движения, как в Санкт-Петербурге или, тем более, в Москве. У гранита есть и еще один минус — улицы, посыпанные им, выглядят не слишком эстетично. Снег сходит, а гранит остается — хрустит под ногами и способствует порче обуви, колес автомобилей и истиранию дорожного покрытия (см. Рис. 1).

Рис. 1 Площадь перед центральным вокзалом города Хельсинки (декабрь 2016)

В бюджет Хельсинки заложено около 700 000 евро для выплаты компенсаций гражданам, пострадавшим из-за зимней скользкости — наглядная иллюстрация того, что с уборкой улиц в столице Финляндии дела обстоят не слишком гладко. Зимой 2015-2016 Муниципалитет выдавал пенсионерам за свой счет насадки на обувь с шипами из-за всплеска травматизма. Кроме того, все жители Хельсинки жалуются на то, что из-за гранитного песка и крошки в городе очень грязно.

Возвращаясь к теме содержания дорог под снежным накатом, отметим, что такая практика может быть оправдана лишь тем, что интенсивность движения в Финляндии в целом небольшая, а средняя скорость его — невысокая: в редких местах автомобильный поток двигается быстрее, чем 80 км/ч (в населенных пунктах и того меньше — 50 км/ч). Всего несколько скоростных магистралей позволяют развивать скорость более 100 км/ч (на уровне 110-120 км/ч). И то, только в летнее время! В зимнее же даже на трассах ограничение по скорости — 100 км/ч.

Делаем вывод, что в целом технологии зимней уборки в Финляндии и Швеции нельзя считать образцовыми: гранитная крошка из-за высокой твердости способствует разрушению дорожного покрытия, также она засоряет ливневые стоки и приводит к загрязнению улиц и воздуха (размалываясь колесами автомобилей до состояния пыли). К тому же на голом асфальте и при гололеде гранит бесполезен — только создает роликовый эффект. Гранитный щебень можно использовать лишь при условии содержания дорог под снежным накатом, а это недопустимо для трасс с высокой интенсивностью движения.

Прогрессивные антигололедные материалы, которые для России уже норма, в Скандинавских странах только начинают использоваться: в Стокгольме не так давно гранитную крошку заменили на мраморную, а в Москве она применяется с 2011 года. Многокомпонентные реагенты с формиатами в составе активно используются в столице России (и в других крупных российских городах), а в Швеции пока — лишь на отдельных стратегически важных участках дорог.

Читайте также  Как правильно подготовить машину к зиме?

Снег на дорогах: как его побеждают в Финляндии

Южная Финляндия по своим климатическим условиям мало отличается от средней полосы России. Но борьба со снегом там идет гораздо успешнее, и дело здесь не в чудо-реагентах, а в грамотном и ответственном использовании той же самой соли

Снегопад в Хельсинки.

Зима в России всегда наступает неотвратимо и неожиданно. Улицы наполняет снежная каша, под которой образуется гололед. В результате в больницах – очереди с переломами, а в автомастерских – завал работы. Плюс всепроникающая грязь и испорченная реагентами обувь.

Тем временем у западных соседей, которых угораздило жить в схожем климате, вроде бы все как надо: и улицы чистят, и соль не сыплют, и ржа машины не ест, и вообще – полная благодать. Даже делая скидку на эффект туристического взгляда, надо признать – дороги Финляндии, чей климат очень схож со среднероссийским, выглядят гораздо лучше.

Тем не менее опыт работы и кое-какие особые приемы в борьбе со снегом все-таки есть. Они заметны, если внимательно понаблюдать за тем, как работают соответствующие службы Финляндии и о чем они пишут.

Выбор точки отсчета

Сравнивать Россию в целом с какой-либо другой страной очень сложно в силу ее разнообразия, скорее можно взять за точку отсчета среднюю полосу, с Москвой и Петербургом. Ее климат очень специфический, переменчивый, температура в течение зимы часто перескакивает с плюса на минус и обратно. Поэтому она не очень похожа на большинство европейских или азиатских столиц.

Уборка снега в Хельсинки ведется обычным способом. Считается, что для работы во дворах и на узких улицах небольшие погрузчики эффективнее

А вот в Южной Финляндии, где расположен Хельсинки, как и в Москве, зимы нестабильны и переменчивы. Тут может ударить мороз под минус 30° или в январе пойти дождь со снегом и последующим гололедом. И в этих столицах не одержать победы над коварным противником, если не научиться действовать на опережение, нанося точные и экономически эффективные контрудары. Здесь не стоит скупиться и действовать по остаточному принципу, потому что гололед и снежная каша стоят очень дорого.

Цена чистых дорог

Много раз и во многих городах мне приходилось слышать от чиновников о том, что чистить дороги очень дорого. Машины там стоят денег, соль, вода, песок. Бензин опять же или солярка для машин. Однако снег на дороге стоит гораздо дороже.

Еще в 20-е годы ХХ века, когда автомобиль стал королем дорог, возник вопрос роста расхода топлива в зимний период. В середине 80-х годов в СССР пытались перенять международный опыт в этой области и обнаружили, что, по финским данным, расход топлива зимой повышается на 20% при толщине свежевыпавшего снега чуть более пяти сантиметров. И даже после того, как его уплотнят колеса автомобилей, расход топлива будет на 5–10% выше нормы. И это в условиях высокого качества содержания дорог. В СССР считалось, что скользкие дороги увеличивают себестоимость перевозок на 25–30%.

Сегодня интернет богат отчетами водителей, которые пытаются рассчитать для себя пределы эффективности зимней езды . Например, если в сухую погоду по автотрассе многократно фиксируется расход топлива в пределах 5,9–6,3 л на 100 км, то зимой во время мокрого снегопада он увеличивается до 12,4 л на100 км, а это двукратный рост.

К сожалению, бывает и так: дорожный инцидент 2012 года на трассе Хельсинки – Лахти

Но есть еще одна статья расходов – это ДТП, количество которых увеличивается в шесть и более раз на гололеде по сравнению с сухим покрытием в летнее время. А это страховые выплаты, ремонты, потери рабочего времени, больничные. Не говоря уже о поломанных судьбах и унесенных жизнях, которые, как ни цинично звучит, также имеют экономическую ценность.

Таким образом, экономический ущерб от гололедицы и снежной каши на дорогах городов просто огромен. И десятилетиями муниципальные службы не только в СССР, но и по всему миру решали этот вопрос достаточно просто – рассыпали песок и соль после того, как снег уже выпадал; и начиналось превращение пушистых хлопьев в тяжелую массу.

Удачные примеры

Дороги Финляндии, от юга до крайнего ее севера (а это почти побережье Баренцева моря, более 1400 км по шоссе), освобождаются от льда очень быстро. Снегоуборочные машины появляются в нужном месте буквально в тот же момент, как начинается снегопад. Правда, иногда бывает и такое, что они вовремя не появляются, и тогда на дорогах происходит то же, что и в Москве. То есть секрет, или одна из его составных частей, в скорости появления техники на месте событий.

Дело тут в том, что финские дорожники покрыли практически всю страну сетью веб-камер , которые показывают дороги и передают информацию о температуре воздуха и дорожного пути. Смотрят на данные этих камер как водители, так и сами дорожники.

В Москве тоже много веб-камер. Но вот московские показывают видеокартинку , а финские – фото. Так практичнее, меньше нагрузка на сеть. Но главное, финские камеры смотрят на дорогу вблизи, их задача – дать рассмотреть состояние дороги, что проще сделать на фото.

Получая прогнозы Финского метеорологического института, дорожники имеют реальную картинку ситуации, они видят, где начинается снегопад, и имеют представление, как долго он продлится. И выезжают на место обработки дороги, так сказать, с профилактическими целями.

Соль земли

Финны тоже применяют соль на дорогах. Однако они прекрасно понимают, что, несмотря на ее естественность и экологичность, излишки ее в почве, на дороге, в грунтовой воде на пользу никому не пойдут. Поэтому ищут способы добиться максимального эффекта при минимальном ее расходе.

Далеко не всегда есть смысл что-то сыпать. Если по прогнозу после снегопада температура повысится выше нуля, то гололеда вообще не будет. Если ударит мороз минус 20°, сыпать соль нет никакого смысла, так как при минус 21° замерзает любой соляной раствор, а при минус 10° смесь снега и соли тает уже совсем медленно. Если уж сыпать, то гранитную щебенку.

Сухая каменная соль при температуре ниже минус 5°, кстати, просто лежит по соседству с кристаллами льда, и никакого таяния не начинается очень долго. Нужна вода, чтобы образовался соляной раствор. На это обратили внимание еще более 30 лет назад швейцарские дорожники , которые обнаружили, что наибольшей эффективностью обладает соль, в которую добавили от 25 до 40 весовых процентов воды.

При этом замачивать надо смесь из 70% обычной соли и 30% хлористого калия (это популярное природное удобрение). Тогда норма россыпи в пересчете на сухую соль для предотвращения образования гололеда и ликвидации тонкого слоя льда составляет всего 6–8 г/кв. м, и даже в случае замерзания мокрого снега норма увеличивается лишь до 20 г/кв. м.

В 90-е годы финские специалисты добились того, что, учитывая прогноз температур, при профилактическом поливе так называемого «черного льда» на дорогах достаточно использовать рассол с расчетом всего 2–5 г/кв. м, а для ликвидации снежной каши – всего 10 г/кв. м.

Для сравнения: по данным открытых источников, в России трудно сказать точно, какой конкретный расход соли существует в каждом конкретном случае, но, согласно общедоступной информации, он может достигать и 100 г/кв. м. То есть соль сыплют, сыплют много, но эффективность этого процесса может быть крайне мала.

Экологические проблемы

Проблемы экологии – это не только уничтожение китов в Южном полушарии или нефтяные загрязнения на далеких берегах. Это и та вода, которую мы пьем, и то, чем поливаем свои грядки, и в конечном итоге чем мы дышим на улицах города.

Соль может влиять на взаимодействие человека с окружающей средой самым неожиданным образом. Например, в Японии обнаружили, что олени в префектуре Нагано слизывают с дороги кристаллы соли, которая разбрасывается для борьбы с гололедом. При этом концентрация оленей на автодороге в горных районах, которые выходят лакомиться солью, создает условия для столкновения с ними. То есть борьба с одной причиной аварийности может приводить к появлению другой. Правда, местные чиновники не разделяют опасений защитников животных. С их точки зрения, воздействие хлоридов на окружающую среду минимально.

Еще минимальнее.

Во многих случаях можно вообще обойтись без рассола, если все машины обуть в зимнюю резину, да еще и с шипами. Три зимних месяца я езжу по Финляндии на покрышках с глубиной протектора не менее 4 мм, звеня стальными коготками. Если я отправляюсь в поездку, то захожу на сайт дорожной службы и смотрю, какие условия меня ждут в пути. И в разных местах могу встретить разные меры для уменьшения опасности скольжения.

Читайте также  Штрафуют ли за летнюю резину зимой?

Где-то дорожники могут использовать формиат калия – это калиевая соль муравьиной кислоты. В частности, Финский институт окружающей среды (SYKE) рекомендует использовать это вещество для борьбы с гололедом там, где есть опасность попадания солей в грунтовые воды. Согласно научным исследованиям, которые проводились несколько лет, формиат быстро разлагается в земле, даже при низких температурах. Хотя есть мнения среди водителей, что все же обычная соль лучше растворяет лед.

Где-то в 300 км к северу от Хельсинки. Прошло всего несколько часов после снегопада

В других местах вообще можно обойтись рассыпанием песка или каменной крошки. Есть всевозможные вариации – например, разброс мокрого песка, чтобы его частицы примерзали ко льду. Однако если каменная крошка или песок помогают бороться с гололедом, то против снежной каши они бессильны. Мало того, в смеси с мокрым снегом они работают настоящим абразивом, который разрушает днища машин, крылья и боковые лакокрасочные покрытия.

И все же обычная соль пока не сходит со сцены. Несмотря на то что шипованая резина разрушает асфальтовое покрытие, а поваренная соль – не самое приятное для почв вещество, Управление автомобильных дорог Финляндии пришло к выводу, что в условиях их страны, их климата, постоянных скачков температур правильное использование шипованой резины и соли на дорогах является вполне оправданным .

Как чистят дороги в Финляндии

«Автостолица» узнала, как братья финно-угры борются со снегом в своих городах

Обычный день в обычном финском городе Лаппеэнранта. На фото хорошо заметно, что роторная насадка трактора отбрасывает снег с проезжей части за тротуар. Ни сама дорога, ни пешеходный путь не расчищены до асфальта

В России зимой традиционно наступает время жалобщиков. Население жалуется на снег и лед на дорогах. Специальные службы борются с гололедом, обильно посыпая транспортные и пешеходные артерии смесью песка и соли. Жалобщики недовольны ни тем ни другим. Соль, по их мнению, разъедает машины и обувь, песок становится главным пачкуном. Жалобщики традиционно кивают на соседнюю Европу и, в частности, Финляндию, климат которой схож с российским. В связи с этим у ДЕНИСА ТЮРКИНА возник интерес к дорожным службам братьев финно-угров: как они борются с гололедом? Посыпают ли песком? Или солью? Или еще чем?

Собеседники

Сложными запутанными схемами, благодаря религиозным деятелям, книгоиздателям и Мировой паутине корр.«С» вышел на двух жителей благословенной Финляндии, которые в этом материале выступают нашими экспертами. Мысленно пожмите им руки. Юкка Репо. Занимается автомобильным бизнесом, у него свое предприятие по производству номеров. Он, кстати, некоторое время жил в России — в Санкт-Петербурге и… Саранске. Сейчас живет в деревушке Муукко близ города Лаппеэнранта. Место это примечательно картодромом, названным в честь великого финского гонщика Кимми Райкконена. Пилот «Формулы-1» в юности тренировался в Лаппеэнранте, поэтому именной картодром там кстати…

Второй эксперт — Матти Химми, что-то вроде главного инженера по дорогам в муниципалитете города Лаппеэнранта. На нем лежат уборка и содержание всех местных транспортных артерий. Лаппеэнранта по количеству жителей — примерно 80 тысяч — уступает Саранску, но по площади значительно его превосходит. Если столица Мордовии занимает 71,6 квадратных километра, то финский город — более 1700 «квадратов»! И даже если вычесть 200 квадратных километров водной поверхности, то и оставшаяся площадь должна впечатлить жителя Саранска. «Улицы в Лаппеэнранте больше, а значит, и работы для специальных служб существенно больше, чем в Саранске», — говорит Юкка Репо.

Как объясняет Матти Химми, в Финляндии считаются с тем, насколько затратной будет уборка снега. Можно сказать, что во главу угла ставится экономическая целесообразность. В связи с этим существует три способа. Первый — это уборка проезжей части двумя грузовиками с отвалами. Первый едет посередине дороги, второй подчищает остатки за первым, сгребая снег к обочине. Способ считается самым эффективным и экономичным. Второй — уборка тракторами с роторной насадкой, которая отбрасывает снег на несколько метров. И если грузовики являются собственностью муниципалитета, то тракторы принадлежат частникам. Зимой город заключает договор с владельцами такого транспорта. Летом же с тракторов снимают снегоуборочное оборудование и используют в сельском хозяйстве. Это также считается эффективным, ведь техника используется круглый год, принося пользу и не простаивая в гараже. Третий способ считается самым затратным. Он связан с вывозом снега за пределы города на грузовиках с тех участков, где это необходимо.

Теперь о том, чем посыпают дороги и тротуары в Финляндии. Значимые трассы и крупные улицы обрабатывают чистой солью. Правда, как отмечает Матти Химми, в стране постепенно исключают эту технологию из жизни, поскольку это вредно для экологии: загрязняются артезианские источники, наносится вред грунту… Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (да-да, жители Суоми не оставляют двухколесный транспорт и зимой!) посыпают только гранитной крошкой и ничем более: солью их не обрабатывают! Что касается песка. Его могут использовать только на маленьких деревенских дорогах, в городах его не применяют.

На второстепенных сельских дорожках специально оставляют снежный накат, чтобы при уборке не повреждать покрытие. Другие транспортные артерии стараются чистить до асфальта, но без фанатизма, чтобы не повредить покрытие. В городах вообще нет прямого требования к дорожникам, чтобы те чистили дороги до асфальта. Просто в этом нет необходимости, так как подавляющее большинство легковых автомобилей в Финляндии зимой оснащается шипованными шинами. По словам Юкки Репо, такие автолюбители помогают тем, кто ездит на фрикционной резине без шипов. Каким образом? Металл взрыхляет лед, улучшая зацеп! Такое вот мнение. А вот интересная тенденция. В последнее время в северных странах вроде Швеции и Финляндии количество машин на нешипованных шинах стало расти. Местные водители таким образом пытаются минимизировать вред, наносимый шипами дорожному покрытию. А еще чиновники объясняют им, что покупка более дешевых шин, которыми и являются фрикционные, экономически выгодна. Но никаких строгих законодательных ограничений в этом плане пока нет, поэтому большинство ездит по старинке — на шипах.

Главный вывод, который делают наши эксперты, — это не то, как хорошо убираются дороги в Финляндии. А то, какую автомобильную резину используют финны, делая свою поездку безопасной. То есть упор делается на сознательность водителя и его отношение к зимнему вождению. Кстати, в этой стране действует правило, запрещающее эксплуатацию зимней шины с остаточной глубиной протектора менее 6 миллиметров. Не выполнил его — получи большой штраф! Для сравнения, в России только с 1 января 2015 года стал действовать «зимний шинный стандарт», но он гораздо мягче. В нашей стране остаточная глубина протектора может равняться 4 мм.

Меняется ли скоростное ограничение на трассах Финляндии зимой? Да. По словам Юкки Репо, на автомагистралях, где летом разрешенный максимум — 100 км/ч, в зимнее время запрещено разгоняться более 80 км/ч. На новых крупных шоссе, построенных в последние пять лет, лимитирование гибкое в зависимости от текущей погоды. Там на некоторых участках есть собственные миниатюрные метеостанции. Согласно их показаниям, дорожники устанавливают скоростные ограничения и предупреждают об этом водителей с помощью интерактивных электронных табло, которые стоят на трассе. Вот, например, во время беседы с финскими экспертами, которая проходила 2 февраля, в предместьях Лаппеэнранты шел ледяной дождь и была плохая видимость. Обстановка была сложная, поэтому дорожники приняли решение установить низкое скоростное ограничение. В городах зимой ничего не меняется, там лимит от 30 до 60 км/ч. «Само собой, если скользко, люди стараются ездить потише, — говорит Юкка Репо. — Когда жил в вашей стране, я поражался некоторым русским, которые и в гололед позволяли себе разгоняться до 100 км/ч и выше. Это неприемлемо».

P.S. Автор сердечно благодарит за помощь в подготовке материала Константина Шапкарина и Алексея Алешкина.

Кстати

По словам Юкки Репо, в Финляндии есть такой порядок: если ты сломал, к примеру, ногу, когда поскользнулся, то твое лечение оплачивает фирма, ответственная за уборку территории, где тебе не повезло свалиться.

«Люди в Финляндии отвечают за свою работу, — говорит бизнесмен. — Личная ответственность мотивирует. Если я работаю хорошо, значит, на моей территории никто не упадает и мне не нужно будет выплачивать компенсации. А вот если плохо, то у меня не останется денег на жизнь».

В каждой многоэтажке в этой стране есть совет управления дома, куда входят активные жильцы. Они заключают договоры со сторонними фирмами по уборке и принимают решения за соседей.