Какие манетки на велосипеде лучше?

Манетки для велосипеда. Как выбрать?

Выбор манетки для велосипеда

Наверняка каждый велосипедист, пускай и не самый опытный, обращал внимание на рулевые механизмы переключения передач своего байка или велосипеда, на котором гоняет его ребенок, именуемые манетками или шифтерами. Они отвечают за выбор нужной передачи на задней трещотке/кассете и соответственно, на шатунах. Их моделей и классификаций, принципов работы, равно как и брендов производителей далеко не мало. Можно легко растеряться, но если изучить вопрос внимательнее, вооружившись опытом и знаниями, тогда можно понять для себя не только отличия, но и разобраться, которые из них предпочтительнее для Вас и Вашего ребенка, возможно, других членов семьи. Попробуем разобраться вместе.

Что представляют собой манетки (шифтеры)

В самом первом приближении, манетки – это устройства, с помощью которых райдер пальцами руки регулирует скоростные режимы. Два шифтера левый и правый крепятся на соответствующие стороны руля и контролируют темп работы всей трансмиссии, что приводит к разным скоростным режимам велосипеда. Левый шифтер отвечает за переднее переключение звездочек шатунов, а правый регулирует передачи на задней кассете или трещотке. Размещаются манетки сразу после грипсов (велосипедные ручки на руле) рядом с рычагами тормоза либо уже совмещенные с ними (это моноблоки, о которых мы расскажем позже). Переключение передач происходит в зависимости от устройства манетки: путем прокручивания специального барабана по окружности оси руля (грипшифты или по-простому крутилки), при усилии пальцев на маленькие рычажки шифтера с характерным щелчком переключения скорости (триггеры) и сдвига влево/вправо одного рычага (пистолеты с системой dual controll).

Принцип работы манеток (шифтеров)

Все манетки независимо от марки производителя и устройства работают по одному принципу: натяжения/ослабления стальных тросиков, которые совмещены с нижним задним и передним переключателем. Так же как и рычаг механической тормозной системы, сообщающийся тросом с тормозными колодками за исключением гидравлики, в которой вместо троса работает гидролиния с тормозной жидкостью.

При ручном выборе нужной передачи, переключатель прокручивает внутренний блок, на который намотан трос, происходит либо его накручивание-натяжение, либо раскручивание-ослабление, что приводит в свою очередь, к сдвигу нижних переключателей, которые накидывают цепь на повышенную скорость или сбрасывают на пониженную. За закрепление троса в определенной скоростной позиции отвечает фиксатор в виде пружины.

Работа манеток при индексированном (точно по порядку) переключении скоростей в большинстве моделей отображается на оптическом дисплее или на встроенном указателе без пластикового стекла, где четко видно задействованные по нумерации передачи в момент движения.

Разновидности манеток (шифтеров) и их применение

Чтобы не углубляться в далекие дебри, знакомые профессионалам велоспорта, лучше остановимся на самых распространенных разновидностях шифтеров и их применении на определенных классах велосипедов:

1. Грипшифты, они же крутилки (с англ. – фиксированное перемещение). Внешне они схожи с вращающимся небольшим барабаном на газовых, электрических котлах, только устанавливаемые по окружности рулевой трубы велосипеда. По центру имеют указатель и нумерацию скоростей, на который ориентируются при выборе передач. Вращается барабан по часовой стрелке и против нее. Выпускаются всеми мировыми производителями, имеют невысокую стоимость, быстро реагируют на смену передач, просты в работе и не требуют серьезных усилий. К недостаткам можно отнести случайные переключения, скольжение барабана при запотевании рук в жаркую погоду, необходимость использования велоперчаток. Занимают достаточно большой отрезок рулевой трубы, особенно вместе с грипсами.

Грипшифты традиционно причисляют к бюджетным и относительно надежным механизмам, но не спешите сбрасывать их со счетов, все параметры строго индивидуальны, как и запросы каждого человека (мы коснемся их детальнее в следующем подзаголовке статьи). Чаще всего, грипшифты устанавливают на городские модели велосипедов для взрослых и детей, подростковые горные байки начального уровня, но есть и дорогие, топовые варианты, например фирмы Sram для туристических велосипедов и многих других.

2. Триггеры (с англ. – курок). Самая распространенная разновидность шифтеров во многих велосипедных дисциплинах. Крепятся на специальный хомут в самом удобном месте, после грипсов в горизонтальном положении параллельно рулевой трубе. Имеют два эргономичных рычажка переключения повышенных и пониженных скоростей, которые расположены аккурат возле руки, что очень удобно в работе. Выпускаются всеми мировыми производителями за счет массовости потребления для всех классов МТВ байков, экстремальных катаний и совмещения с гидравлической системой тормоза. Просты и комфортны в работе, надежное переключение, абсолютно исключающее любые случайности. К минусам можно отнести поломки и деформации при падении.

Триггеры насчитывают огромный выбор линеек по стоимости, качеству, предназначения и могут устанавливаться на самые разные классы велосипедов: МТВ и всех его подвидов, городские, гибридные, туристические и все многоскоростные велосипеды, исключая только шоссейные.

3. Моноблоки (цельный, комбинированный механизм). Самые универсальные манетки, в которые интегрированы два рычажка переключения передач как у триггеров и дополнительный третий рычаг тормоза. Это фирменная разработка велосипедного гиганта Shimano, которая практически не встречается у мировых конкурентов. Моноблоки удобны в работе, единый механизм крепится на хомут и не нуждается в дополнительном оснащении. Широко применяется для МТВ байков начального и среднего класса для разных возрастных групп. Из недостатков – невозможность совмещения с гидравлическими тормозами, при поломке нуждаются в полной замене.

Моноблоки, как правило, ставятся на горные, городские велосипеды начального и среднего уровня для подростков и взрослых райдеров. Среди них есть и довольно бюджетные модели, так и средние по стоимости, но они не ставятся на высокий уровень байков, потому, как Вы уже знаете, исключают установку гидравлических тормозов.

4. Пистолеты, они же манетки с системой dual controll (с англ. – двойного контроля). Специальные шифтеры для профессионалов шоссейного велоспорта. Их также называют шоссейными моноблоками, в каждый из которых интегрирован всего один эргономичный рычаг, который отвечает за переключение скоростей при сдвиге влево/вправо и осуществляет торможение при усилии на себя. Очень легкие и надежные механизмы, самой высокой стоимости, применяются в спортивных дисциплинах.

Пистолеты распространены на гравийных, гоночных, шоссейных велосипедах, где идет борьба за каждый грамм лишнего веса. Но многие опытные веломаны, катающиеся на дальние дистанции в турах по стране, континентам, также устанавливают такие манетки пистолеты.

Очень важно отдавать себе отчет в том, что современная велоиндустрия в лице мировых и отечественных производителей часто прибегают к хитроумным приемам маркетинга и всячески комбинируют навесное оборудование, не придерживаясь определенной линейки всего комплекта трансмиссии. Поэтому дорогой велосипед от известного производителя может иметь разного класса навесное оборудование, включая манетки, тем самым Вы переплачиваете только за имя, велосипедный бренд. Бюджетные велики могут оборудоваться безымянными (no name) компонентами неизвестного происхождения. Так что здесь нужно внимательно изучать всю спецификацию.

Какие манетки (шифтеры) выбрать себе и ребенку?

Для начала нужно иметь маломальский опыт катания на велосипеде, чтобы все опробовать самому. Имеет значение класс Вашего байка и велосипеда ребенка, система торможения, количество передач трансмиссии, в каких дорожных условиях проходит вся его эксплуатация, насколько часто Вы выезжаете и в какую погоду, длительность катания.

Нужно сказать, что взрослые велосипедисты быстро привыкают к разным моделям переключателей и могут впоследствии сами определиться, насколько комфортно проходит работа определенного типа манетки на их байке. Ребенку же бывает сложно сразу приспособиться к самостоятельной регулировке скоростей. Например, часто ребенку трудно выжимать рычажки триггеров или моноблоков, так как у них маленькая ладошка и пальцы, что требует значительных усилий, происходит путаница и неудобство, малыш вынужден нажимать ладошкой на рычажки, что может привести к потере управления. Поэтому в таком случае, вполне подойдут грипшифты из-за компактности и легкости переключения.

У взрослых людей, напротив, может быть большая ладонь и длинные пальцы, в этой ситуации грипшифты едва доставят должный уровень комфорта, здесь нужно экспериментировать с триггерами, а лучше всего, если позволяют финансовые возможности и класс велосипеда, просто поставить пистолеты. В других случаях, фирменные моноблоки могут обеспечить оптимальный баланс функциональности, качества и стоимости.

Причины плохой работы и ремонт манетки велосипеда

Фирменные манетки от любого мирового производителя, это надежные и качественные механизмы, которые могут служить годами, не доставляя никаких проблем владельцу. Но любой механизм рано или поздно изнашивается, сказываются и разные условия эксплуатации, обычное загрязнение. Происходят скрипы, трудность работы в переключении. Причины могут быть банальны: засорился механизм шифтера, на тросик налипла грязь, что затрудняет его движение в рубашке, возникает необходимость чистки и смазки подвижных элементов конструкции. В такой ситуации не спешите с заменой. Манетки для велосипеда купить сейчас не проблема, поэтому на первых порах, лучше произвести ТО старых, и в зависимости от результатов, действовать дальше. Шифтеры можно разобрать самому в домашних условиях и хорошенько почистить, смазать, но если в этом деле мало опыта, тогда просто обратитесь в ближайшую веломастерскую – Вы гарантированно получите профессиональную консультацию и качественный сервис.

Замена манеток на велосипеде

Если по очевидным причинам назрел вопрос замены шифтеров, тогда постарайтесь подойти к нему со всех сторон. Первым делом, изучите старые переключатели, имеет значение их совместимость с количеством скоростей трансмиссии Вашего велосипеда или на который они будут устанавливаться. Например, за последнее время появилась тенденция ставить одну звезду на шатуны и от девяти звездочек на кассете, для таких типов трансмиссии вторая манетка и соответственно передний нижний переключатель не нужен.

Также обратите внимание на модель шифтеров, материалы сборки, для какого велосипедного класса они предназначены, под каким брендом выпускаются, будут ли они совмещаться с другим навесным оборудованием, которым укомплектован байк. Постарайтесь придерживаться одной линейки и одного бренда всех компонентов, так вероятность несовместимости будет нулевой. Ни в коем случае не ставьте неизвестные китайские аналоги, в которых используется низкопробный металл тросиков, подвижных элементов, дешевый пластик и т. д. Если бюджет ограничен – лучше купить манетки начального уровня, но фирменные, так Вы получите хотя бы приемлемое качество и слаженную работу переключателей.

Читайте также  Из скважины пошел песок что делать?

Если позволяют ресурсы, тогда можно в идеале поставить шифтеры дороже, среднего и более уверенного класса, но тогда не забывайте, что это может потянуть за собой и желание сродни фетишизму – заменить весь комплект трансмиссии велосипеда.

Выводы

Что же, как говорят в народе: «не поваляешь – не поешь». Все нужно пробовать самому в действии, чтобы получить опыт, это лучше всего раскрывает природу велосипеда.

Просто запомните, что манетки или шифтеры являются неотъемлемой чертой каждого современного велосипеда, который имеет более одной передачи трансмиссии. Суть их работы – это контроль и выбор нужных скоростных режимов. Манеток может быть две, если на шатунах больше одной звезды (от двух до трех), а может быть одна, если установлена трансмиссия 1х9/10/11/12. Все остальное раскрыто в содержании статьи, но если вдруг, у Вас возникнут трудности с выбором – обращайтесь, мы всегда рады помочь.

Велосипедные манетки: конструкция, виды, ремонт

Система переключения скоростей на велосипеде в массовом производстве появилась относительно недавно. Использовалась она в основном для изготовления спортивных байков.

Подавляющее же большинство населения удовлетворялось односкоростными велосипедами. Времена идут, и ситуация изменились в точности до наоборот. Синглоспиды на улицах городов становятся редкостью.

Манетки на руле велосипеда — описание

Манетка — это тот внешний признак, который отличает многоскоростной велосипед от односкоростного. В начале своего развития устанавливались на раму байка, теперь для удобства велолюбителей их ставят на руль. Их профессиональное название шифтеры.

Если велосипед оснащен двумя переключателями скоростей, то на руль устанавливают два шифтера: один, для управления передним переключателем, обычно крепится на левой ручке руля, а для заднего переключателя — на правой.

Конструкция и принцип действия

Конструктивное строение и принцип работы манетки элементарен, и с момента их появления мало чем изменилось.

Состоит из нескольких деталей: ручки манетки, подвижного блока, фиксаторной пружины, рычага подвижного блока, намотанного тросика и корпуса. Эта конструкция создана для того, чтобы” подавать” тросик и его фиксировать.

Виды манеток

В былые времена монетками производили подачу троса “на глаз” и фиксировали его с помощью затягивания гайки.

Сегодня технология несколько усовершенствовалась: стали устанавливать храповики, а сам таком процесс назвали индексным.

Шифтеры бывают:

Грип-шифт (вращающаяся ручка). Барабан натяжения тросика в таких шифтерах устанавливается на трубу руля и крутится вокруг этой оси. Вращая барабан вперёд или назад, изменяется натяжение тросика.

В центре находится индикатор выставленной скорости, некоторые другие модели оснащаются специальным вынесенным дисплеем со стрелкой.

Такие модели обладают рядом преимуществ: целостность устройства, нет лишних элементов, отличное срабатывание на любое количество передач и лёгкое физически переключение (отлично подходит для детей и женщин). Основными минусами такой конструкции являются случайное переключение передачи и уменьшение удобства грипсов.

Триггеры. Эту манетку крутить не нужно, она оснащена одним или двумя рычажками для переключения скоростей: один на повышение, другой на понижение передачи. Переключает скорости ступенчато, т.е. одно нажатие на рычаг — одно переключение скорости.

К плюсам этой конструкции можно отнести: интуитивный контроль за переключением скоростей, отсутствие случайного переключения, как в случаях с грипшифтами и отсутствие неудобства использования грипсов.

К минусам — это ломкость рычагов, проблематичность быстрого переключения на 2-3 ступени передач (запоздалое срабатывание) и некорректное совмещение с рычагами ручных тормозов (могут мешать друг другу).

Dual Control — разработка от японской фирмы Shimano. Этот привод совмещает в себе два устройства: тормоза и шифтеры.

Работает это приводное устройство в двух плоскостях: по направлению относительно движения велосипеда — работает, как тормоз, а в перпендикулярном — управляет переключение скоростей.

Виды переключателей скоростей на велосипеде

Разновидностей механизмов переключения, на профессиональном сленге — дерайлеров, скоростей существует всего три, два из которых отличаются друг от друга принципиально, а третий является гибридов первых двух.

Внешний переключатель

Этот механизм переключения наиболее распространен. Его устанавливают на все разновидности велосипеда. В большинстве случаев, при классической системе передач (3х8), этих переключателей на байк устанавливают два: один на большие звёзды, второй на задние.

Принцип работы внешних переключателей (переднего и заднего) заключается в механическом перекидывание цепи с одной звезды на другую. Это происходит за счёт направления цепи специальной рамкой. Конструктивно передний и задний переключатель отличаются друг от друга.

Данный вид переключателей надёжен, прост в настройке и обслуживании, обладает небольшим весом и ценой.

Внутренний переключатель

Значительно отличается от внешнего. По внешним признакам его можно вообще не обнаружить (выглядит он как обычная тормозная втулка). А дело в том, что переключение передач происходит не за счёт перекидывания цепи на другую звёздочку, а с помощью изменения передаточного числа внутри этого устройства.

Принцип действия внутреннего переключателя, если не вдаваться в технические нюансы, аналогичен работе коробки передач у автомобиля.

Этот переключатель очень удобен для езды, и не боиться агрессивной внешней среды, т.к. абсолютно защищен. Также к плюсам внутреннего переключателя можно отнести то его свойство, что переключать его можно как угодно и когда это угодно: с 8й на 1ю, со 2й на 7й, находится байк в движение или нет — этому переключателю всё равно.

Из минусов этого устройства отмечают большой вес, невозможность ремонта и, конечно, цену.

Комбинированный переключатель

Гибрид внутреннего и внешнего переключателя, дающий пользователям более широкий диапазон возможностей.

Управление передаточным числом такого устройства более гибкая, поскольку помимо изменения коэффициента внутри задней втулки велосипеда, возможен выбор использования различных по диаметру задних звёзд.

Несмотря на свои плюсы, такая система среди велосипедистов популярностью не пользуется.

Как выбрать переключатель скоростей на руле — советы

Обычно менять переключатели начинают продвинутые новички, настраивая байк под себя, или же те, у кого велосипед оказался в ремонте. И как показывает практика, все они сталкиваются с определёнными проблемами, — после установки нового оборудования переключатели работают некорректно, либо вообще не настраиваются.

Поскольку переключатели являются пусть главной, но частью целой системы, то они должны ей полностью соответствовать и ценовой критерий при выборе устройства здесь особого значения не имеет.

При выборе заднего дерайлера “велоинженер” должен учитывать следующие факторы:

Ёмкость переключателя. Этот термин обозначает то, с какой разницей в количестве зубьев передних и задних звёзд дерайлер может работать, т.е. какой длины должна быть лапка натяжения цепи у переключателя.

Определяется ёмкость следующим способом. Рассчитывается разница зубьев в передних звёздах и плюсуется к разнице зубьев на задней кассете звёзд.

Например, передняя кассета состоит из 3х звёзд, большая из которых насчитывает 42 зуба, а меньшая 24. Разница составляет 18 зубьев. Плюсуется к разнице задней кассеты, которая высчитывается из 34 и 11зубьев, 23. Итого 41 зуб (18+23).

Исходя из этого параметра будет производиться выбор.

Геометрия плеча дерайлера. Этот параметр невозможно рассмотреть без учёта характеристик, установленных на байк шифтеров.

Производители при конструирование переключателя могут закладывать разную геометрию хода плеча (трапецию) дерайлера. А установленные на бай шифтеры могут не соответствовать этой конструкции — подача троса будет больше или меньше. Перекидывание цепи в этих случаях будет проходить некорректно, т.е. она не будет попадать в плоскость нужной звезды.

Назначение велобайка. При выборе переключателя нужно точно знать под какие цели велосипед будет использоваться. Будет ли это прогулочный или фитнесбайк, шоссейный или туристический, для езды по пересеченной местности или для скоростного спуска, — для каждой специализации велосипеда разработаны конкретные переключатели со своими специфическими характеристиками.

Если для байка, предназначенного для быстрой езды по пересеченной местности, поставить “мягкий” дерайлер для спокойных поездок, то он не только не будет корректно переключать скорости, но и быстро придёт в негодность. Для агрессивной езды по неровностям нужен переключатель, который хорошо держить натяжение цепи, и позволяет в условиях повышенной тряски цепи стабильно переключать передачи.

Эти 3 основополагающих параметра должны в первую очередь рассматриваться при выборе заднего переключателя.

При выборе переднего дерайлара следует учитывать:

  • способ крепления переключателя: с помощью хомута, на специальную площадку или на каретку байка.

Самый распространённый способ — это с помощью хомута. В этом случае не следует забывать, что трубы велосипеда могут быть разного диаметра.

  • Подвод тросика к переключателю. Бывает по нижней и верхней трубе велосипеда.
  • Направляющие рамки переключателя также отличаются в зависимости от количества установленных звёзд.
  • Не стоит забывать и о таком параметре, как толщина цепи. Хотя этот параметр не столь критичен.

Как самостоятельно заменить и перебрать манетки на руле?

Что нужно учитывать при замене манеток на руле, рассмотрено в предыдущем разделе, — чтобы отпуск тросика соответствовал шагу переключения на задней кассете.

Для того, чтобы снять манетку с руля велосипеда

  • Сначала нужно поставить шифтер на самую пониженную передачу.
  • Выкрутить заглушку тросика и отсоединить его, — откусывать оконцеватель от троса следует аккуратно, что последний не распушился.

Если это всё же произошло, то кончик следует обезжирить и спаять паяльником.

  • Снять грипс с руля.
  • Ослабить фиксатор манетки и снять её.
Читайте также  Как сжать пружину передней стойки своими руками?

Монтаж шифтера на руль производится в обратном порядке.

Если демонтаж монетки производится для прочистки, то шифтер следует частично разобрать.

  • Для этого достаточно снять крышку шифтера, отвернув крепёжные болты.
  • Открутить гайку с приводного барабана и отсоединить рычажки.

Не забудьте, что конструкция оснащена пружиной, и прежде чем снимать рычаг, пружину следует разгрузить.

  • Под рычагами будет барабан с храповым механизмом.

Далее разбирать не следует, поскольку для чистки и смазки основных узлов этого достаточно.

Собирается всё в обратном порядке.

Лучшие производители переключателей скоростей

Наиболее известные производители переключателей на Российском рынке это Shimano и Sram. Как первая, так и вторая отлично себя зарекомендовали.

Среди велосипедистов долгие годы идёт жаркая дискуссия о том, у какой фирмы оборудование лучше. В этом споре пока никто не выиграл. Качество, лёгкость и надёжность дерайлеров — это признаки обеих компаний.

Как правильно переключать передачи на велосипеде?

Правила переключения передач просты и не столь многочисленны:

  1. Переключаться нужно только при движении велобайка. Если педали не крутить, то ничего не произойдет.
  2. Переключаясь, нагрузка на велосипедную цепь не должна быть большой. Переключение должно происходить мягко и плавно.
  3. Не переключаться, поднимаясь в гору. Скорость нужно выставлять заблаговременно.
  4. Правильное переключение скорости — это ступенчатое переключение, т.е. за один раз — одна скорость. Это сбережет цепь и нервы.
  5. Если у Вас классическая система (3х8), то каждой передней звезде свои персональные задние звёзды. Это убережёт от перекосов цепи.

Большая передняя звезда используется при “крейсерском” ходе. Средняя нужна при плохом асфальте, на грунтовых дорогах и т.д. Малая звёздочка неоценима при крутых подъёмах, при езде по песку, высокой траве и т.д.

Переключение скоростей на велосипеде — это сложная и органичная система. Её невозможно разделить на отдельные элементы: всё должно соответствовать друг другу, и тогда велобайк “полетит”.

Лучшие велосипедные манетки (шифтеры) в 2021 году

Просмотрено: 24348

  • Время прочтения: 10 мин.
  • С началом велосипедного сезона многие пользователи задаются вопросом о ремонте собственного велосипеда, или сборке нового коня на грядущий сезон.

    В этом мире скорости и полной свободы многие производители предлагают собственные разработки трансмиссионного оборудования, однако среди общей массы сильно выделяются два представителя – это компании SHIMANO и SRAM. Оба конкурента являются производителями высококачественного оборудования, предназначенного для различных уровней техники.

    Конкретно на отечественном рынке наиболее популярны линейки оборудования, предназначенные для внедорожного или повседневного применения компании Шимано. Поэтому сегодня внимание будет сконцентрировано именно на нем.

    SHIMANO для горных моделей

    По праву большей популярности, первой по списку становится компания Шимано – это японский бренд с длинной историей, предлагающий пользователям линейки оборудования от самого простого до флагманских образцов, предназначенных для мировых этапов гонок по асфальту и бездорожью. Далее приведен список по мере возрастания.

    Открывает рейтинг самый простой класс оборудования, предназначенный для установки на детские или подростковые модели велосипедов. В линейку входят переключатели, выполненные из самых простых сортов стали и пластика. Касательно запаса прочности, модели достаточны для нечастых выездов по городу и редких моментов бездорожья.

    В комплект оборудования входят передний и задний переключатели, а также шифтеры, рассчитанные на 18-21 передачу.

    Устанавливается комплект, как правило, на модели, не превышающие по стоимости 8 – 10 тысяч рублей.

    • минимальная стоимость;
    • огромная распространенность.
    • не лучшее качество.

    Вторая ступень оборудования начального класса от японской компании. Как и все серийные модели невысокого типа, производится на территории Китая.

    Комплект оборудования включает в себя передний, задний переключатели, кассеты, цепи и моноблоки или триггерные переключатели.

    Группа предназначена для повседневного катания по городу из точки А в точку Б. При этом не допускается использование на бездорожье или грунтовых тропах в активном режиме.

    По прочности модели немного превосходят самый начальный тип, благодаря применению более качественных пружин и металла.

    Поставляется в комплекте с велосипедами около 10000 – 20000 рублей.

    • минимальная цена;
    • распространенность.
    • низкое качество;
    • большой вес.

    Оборудование, позиционируемое компанией, как линейка, способная выдержать повседневные поездки в умеренном ритме по городу или легкому бездорожью.

    Оборудование отлично показывает себя во время рабочих поездок, активного отдыха или небольших походов. Однако для агрессивного применения Алтус не подходит категорически – есть риск «развалить» перекиды в самый ответственный момент, что чревато возможным падением.

    Примечательно, что данный тип имеет модификацию переднего переключателя с креплением на кареточный узел – очень удобно в некоторых случаях, когда аналог установить невозможно.

    Это минимальный класс, где допускается использование втулок кассетного типа на 7 или 8 позиций.

    Версия обычно монтируется на байки стоимостью 17 – 30 тысяч рублей.

    • распространенность;
    • адекватная стоимость.
    • не выдерживает агрессивную езду;
    • значительный вес.

    Далее по списку модель, находящаяся примерно на одном уровне, что и Алтус. Позиционируется заводом, как трансмиссия, позволяющая уверенно себя чувствовать на городских улицах и умеренном грунте. Здесь уже имеются комплекты на 24 и 27 скоростей.

    Благодаря невысокой стоимости и достаточной надежности, считается одной из самых популярных трансмиссий пользовательского уровня. Однако в некоторых ситуациях потребителям не нравится громоздкость и некоторые запоры между передачами – скорость реакции перекида на действия пользователя оставляет желать лучшего, что не допускает применение даже в самых простых гонках.

    Также именно с этой позиции начинается уровень переключателей совместимых с гидравлическими тормозами, за исключением не серийных модификаций, выполненных под заказ заводами собирающими готовые велосипеды.

    Комплектуется на моделях, чей ценник находится на уровне 17 – 30 тысяч рублей.

    • адекватная стоимость;
    • приемлемое качество сборки;
    • простота настройки и монтажа.
    • предназначен для умеренного ритма езды;
    • значительный вес.

    Продолжает список линейка оборудования, предназначенная для байков любительского уровня. В серию помимо переключателей попадают втулки, кассеты, шатуны и тормоза.

    Применяется пользователями для активного отдыха в городе или на лесных тропах. Дополнительно конструкции обладают достаточным запасом прочности и качества, что позволяет их применение в качестве туристических деталей начального типа. Многие начинающие велосипедисты применяют именно это оборудование.

    Встречается на готовых байках ценой от 30000 до 60000 рублей.

    Как правило, серийные модификации рассчитаны на 24 – 27 передач.

    • умеренный ценник;
    • приемлемое качество сборки;
    • можно погонять по лесам.
    • не выдерживает агрессивную езду;
    • значительный вес.

    Качественное оборудование любительского уровня. Трансмиссия этого класса способна выдержать активное применение по дорогам и лесным тропам. Отличается от более простых собратьев повышенной надежностью и качеством сборки.

    Здесь применяется нержавейка и высококачественные композиты, что дает возможность повысить прочность деталей, при этом не сильно потеряв в весе.

    Также имеется полная совместимость с гидравлическими тормозами.

    Используется любителями не занимающимися спортом профессионально.

    Обычно устанавливается на горные байки, ценник которых переваливает за 85000 рублей.

    • умеренный ценник;
    • качество сборки;
    • неплохая отзывчивость;
    • может выдерживать приличные нагрузки;
    • применяется нержавейка и дорогие композитные элементы.
    • значительный вес.

    Продолжает список класс оборудования, рассчитанный на любителей, переходящих в профессиональное звено или пользователей, которые дают большие нагрузки при частом использовании.

    В моделях интегрируются полимерные композитные составы, нержавейка, а также имеются отличные показатели надежности, что крайне важно во время агрессивных покатушек.

    Большинство велосипедистов отдают предпочтение именно этому классу ввиду оптимального соотношения стоимости и качества.

    Также приятным бонусом становится приличная скорость реакции на команды.

    В 2021 году устанавливается на модели велосипедов стоимостью от 90000 рублей.

    • умеренный вес;
    • добротное исполнение;
    • оптимальная прочность.
    • не потянет экстремальное использование.

    Яркий представитель бюджетной категории, разработанной для самых жестких грунтовых дисциплин.

    Прекрасное качество исполнения дополняется повышенной надежностью для обеспечения достаточного запаса прочности.

    Для простоты обслуживания и минимизации деталей задняя перекидка может быть закреплена непосредственно на раму, если имеется такая возможность.

    Также набор трансмиссии рассчитан на 10 скоростей, поэтому передний переключатель отсутствует как таковой, но там, где применяют Zee, он только мешает.

    Оборудование встречается на велосипедах от 200000 рублей.

    • оригинальный дизайн;
    • феноменальная прочность конструкции;
    • низкий вес;
    • полная интеграция карбона;
    • применение жестких пружин для максимальной стабилизации цепи.
    • используются стандартные подшипники.

    Флагманская линейка, предназначенная для самых суровых дисциплин, скоростных спусков. По сути, механизмы схожи с линейкой прошлой ступени, но имеется один существенный плюс – снижен вес конструкции и заменены подшипники на керамические втулки скольжения.

    Очень часто можно встретить линейку на профессиональных соревнованиях и кубках мира по скоростным спускам DownHill, Free Ride.

    Из минусов пользователи называют солидный ценник комплекта. Заводом оборудование устанавливается на байки стоимостью от 350000 рублей.

    • феноменальная прочность;
    • очень привлекательный дизайн;
    • максимальная эффективность.
    • ценник может шокировать неподготовленного пользователя.

    Представитель профессиональной линейки оборудования компании Shimano. Высочайшее качество и минимальная масса позволяют активно применять модели на различных соревнованиях или в длительных походах.

    В комплект оборудования входит полностью вся ходовка велосипеда, дополненная тормозными системами высочайшего качества.

    Часто можно встретить этот ряд на байках предназначенных для Cross Country или легкого Free Ride. Также некоторые пользователи вовсю гоняют на данном типе трансмиссии DownHill.

    В линейке полностью реализовано применение передовых технологий производителя, ролики задней перекидки выполняются на промышленном подшипнике, наблюдается полная интеграция карбона и высокопрочных полимеров, что позволяет снизить вес и повысить надежность комплектующих.

    Встречается на байках от 350000 рублей.

    • прекрасное исполнение;
    • может использоваться для жестких дисциплин;
    • красивый дизайн.
    • стоимость далека от демократической;
    • требуется профессиональная настройка.

    Абсолютный флагман производителя, предназначенный сугубо для профессиональных гонок различного характера. В составе конструкции присутствуют только самые передовые технологии компании. Полностью интегрирована разработка карбоновых и титановых элементов, что позволяет снизить вес до предела и поднять надежность.

    Читайте также  Полироль для фар какая лучше?

    Многие гонщики, находящиеся в мировых топах, предпочитают использовать именно это оборудование.

    Также имеется разделение линейки на два класса, Race и Trail. Первый является самым дорогим, премиальным сегментом, второй благодаря использованию менее дорогих материалов может применяться в повседневной езде.

    Встречается на заводских велосипедах стоимостью от 60000 рублей и выше.

    • флагман с превосходными характеристиками.
    • цена посильная только для спонсоров или состоятельных пользователей.

    SHIMANO для туристических моделей

    Отдельного упоминания достойна ветка производителя, предназначенная для использования на туристических моделях.

    Как правило, образцы, сконструированные под туризм, отличаются от горных механизмами и запасом прочности.

    Представляет собой аналог горного оборудования. К отличиям конструкции относятся более длинная лапа задней перекидки (для туризма не критично разбалтывание на кочках, и используется шатун с большими звездами, что принуждает использовать удлиненный элемент).

    Также немного разнится вес – горные детали прочнее, поэтому масса больше.

    Стоимость велосипеда построенного на уровне Deore составляет около 80000 рублей

    • умеренный ценник;
    • неплохая отзывчивость;
    • может выдерживать приличные нагрузки;
    • применяется нержавейка и дорогие композитные элементы.
    • немного ниже прочность относительно вне дорожных модификаций.

    Продолжает список оборудование, используемое на туристических или гибридных моделях велосипедов, предназначенных для серьезных нагрузок. В комплект входят элементы тормозов, переключателей и ходовой части.

    Линейка не имеет аналогов среди горных конструкций, что делает ее максимально направленной именно на туризм.

    Изделия создаются максимально просто – это нужно для возможности ремонта в полевых условиях. Полностью заменить приводные тросы и перенастроить переключатели или тормоза можно при помощи стандартного набора шестигранников, который в наличии у любого велосипедиста.

    Также для серии характерно применение контактных педалей и ободных тормозов.

    Встречается на байках стоимостью от 150000 рублей.

    Манетки (шифтеры). Виды и выбор

    Применение нескольких передач на многоскоростных байках позволяет передвижение с минимальными усилиями в оптимальном соотношении скорости и педалирования. Передаточный механизм контролируется манетками.

    Манетка или шифтер (Shifters) – механическая система переключателя скоростей, располагающаяся на рулевой трубе или раме велосипеда.

    Передаточное усилие осуществляется трансляцией движения с манетки на дерэйлер через тросиковый привод, с периодическим изменением расположения цепи на звёздочках.

    Многоскоростной велосипед чаще всего оборудуется двумя манетками:

    • для левой руки с управлением переднего переключателя;
    • для правой – заднего.

    Новаторская система А GE фирмы Acros устанавливается на велосипеды с гидравлическим механизмом, такая конструкция регулирует передний и задний рычаг управления.

    Разновидности шифтеров

    В самом начале манетки были только фрикционные, при этом вытянутый трос обеспечивал перебрасывание цепи только с помощью фиксации гайками. Серьезные изменения в работе произошли со встраиванием храпового механизма. С каждым годом в продажу поступают новые шифтеры на велосипед с усложненным механизмом работы и функциональными особенностями.

    Основные виды манеток:

    • Фрикционный механизм переключателя;
    • Триггерная двухрычажная система;
    • Крутящаяся ручка – grip-shift;
    • Dual control совмещаемый с тормозной системой.

    Фрикционная система

    Фрикционный шифтер до 80-ых г., оснащал все гоночные велосипеды, в 90-ых устанавливался на дешевые модели велосипедов. В современном велоспорте такие модели остались только на старой или самодельной конструкции. Модель фрикционной системы – рычажок натягивающий или ослабляющий трос. Сама рукоятка не прикрепляется к рулю и удерживается от самостоятельного переключения только трением или кустарным приспособлением.

    Шифтер прикрепляется на раму и рулевую трубу велосипеда:

    • рама – у дорожного и полудорожного байка;
    • руль – вседорожник и маунтинбайк.
    1. Сложность в точном регулировании передач из-за произвольного движения рычага. При ослабленном натяжении передачи могут переключаться самостоятельно, а сильный натяг препятствует переключению, поэтому требуется огромное усилие для переключения скоростей.
    2. При последовательных переключениях рычажок фрикционного шифтера передвигается с места крепления и фиксируется в неудобном расположении для управления скоростями.

    Индексный однорычажный

    Индексные конструкции устанавливались на недорогие горные байки 90-ых годов. В данный момент могут встречаться на шоссейниках. В отличие от фиксационного шифтера рычаг индексного крепится специальной гайкой в разных позициях. Устанавливаются на раме и рулевой трубе велосипеда.

    Несмотря на свои преимущества и четкость передачи, модель не является удобной в управлении транспортом.

    Основной производитель индексной манетки – «Shimano».

    Триггерный двухрычажный шифтер

    Rapidfire + – это триггерная манетка – самая популярная модификация механизма управления скоростной системой. Устанавливается на горные байки, гибриды и другие велосипеды, не устанавливается на шоссейники.

    Триггерный шифтер располагается на рулевой части велосипеда, работает на основе зубчатого устройства передаточного движения, состоит из двух рычагов или рычага и кнопки управления. Наиболее популярная фирма по производству триггерного шифтера – «Shimano Nexave».

    Принцип механизма заключается в передвижение цепи на одну сторону нажатием первого рычага, и в противоположную – нажатием второго переключателя или кнопки.

    После всех переключений рычаг возвращается в исходное положение. Благодаря легкости в управлении можно переключать скорости не прилагая физических усилий и не отвлекаясь от дороги.

    Производители триггерных манеток:

    • Campagnolo;
    • Shimano
      1. EZ-fire + (от трёх до четырёх переключений за одно движение);
      2. Rapidfire plus;
      3. Acera;
      4. Altus (по переключению в разные стороны);
    • SRAM.

    Шифтеры Грип-шифт

    Манетки грип-шифт фирмы SRAM представляют собой крутящиеся ручки и похожи на мотоциклетные рычаги газа. Механизм работы заключается в проворачивание рычага на определенное количество оборотов. При повороте можно переключить сразу на разные передачи и в противоположные стороны.

    Минус системы – точность работы ниже триггерного шифтера.

    Главным производителем вращающихся манеток является компания SRAM фирма Shimano, которая производит грип-шифты только в линии Tourney. Шифтеры SRAM выполняются с удлиненными рычагами, подходящими шириной под руку и укороченными – на один-два пальца.

    Шифтеры с тормозным переключателем

    Campagnolo Ergo-Power и Shimano Dual-Control – манетки на велосипед, совмещённые с тормозным рычагом, идеально размещаются на бараньих рогах шоссейника и рулевой трубе гоночного велосипеда.

    Отличается тремя системами управления: торможение; увеличение и понижение скорости.

    До изобретения совмещенных манеток шоссейники оснащались однорычажным механизмом на нижних трубах велорамы. В данный период компании устанавливают универсальные тормозные шифтеры со сложной системой и продуманной конструкцией.

    Совмещенные шифтеры работают по принципу горных велосипедов. Внешне они похожи на моноблоки горных байков, но с одной ручкой для управления.

    SRAM Dual Drive

    Шифтеры для управлений внутренними скоростными переключениями для планетарных втулок располагается на правой стороне руля и является комбинацией крутящихся рычагов и триггерного аппарата переключения скоростей.

    Заключение

    Манетки – неотъемлемая составляющая системы байка с одной или более скоростями, в частности они необходимы для шоссейных и горных велосипедов, где оптимально устанавливать сочетанные системы с тормозным механизмом.

    Что такое «манетки» для велосипеда?

    Популярность велосипедов растет с каждым днем. Все большее количество людей выбирает их для занятий спортом, или просто комфортного передвижения по городу. Ведь передвигаясь на велосипеде, можно легко избежать пробок и заторов, срезать путь в случае необходимости, да еще и улучшить свою физическую форму. Соответственно росту популярности, возрастает и техническая сложность велосипедов.
    Современные модели существенно отличаются от тех, на которых ездили наши родители. В связи с этим, появляется необходимость в новых знаниях. В этой статье я хочу поделиться своим опытом использования велосипедных манеток, а также рассказать, какие их виды бывают и чем они различаются.

    Что такое манетки и какими они бывают:

    Многие велосипедисты используют манетки на велосипед, но далеко не все знают, что они так называются. Я и сам не знал, пока не возникла необходимость их ремонта. На самом деле, это всего лишь орган управления переключателем скоростей, который монтируется на руль и служит для того, чтобы на ходу перекидывать цепь на звездочки разного диаметра, меняя, таким образом, скорость. Другое название манеток — шифтеры, от английского слова «shift». Считается, что чем больше скоростей сзади на велосипеде, тем он круче.

    Велосипедные манетки бывают разных типов. Основных можно выделить три: триггеры, «грипшифт» и «дуалконтрол». Об особенностях каждой из них я расскажу чуть позже, а пока скажу, что на большинстве велосипедов, которые можно купить у нас в стране, устанавливаются именно триггерные манетки.

    Итак, разберем манетки по типам:

    • Триггерная манетка на велосипед — это привычные всем рычажки. Смена скорости осуществляется нажатием на один из двух рычажков.
      К преимуществам этого типа можно отнести интуитивную понятность и привычность, а к недостаткам — возможность переключать всего одну скорость за щелчок (на профессиональных можно и больше). Я лично всю жизнь пользуюсь триггерными манетками и менять их не собираюсь.

    • Манетки типа «грипшифт» — переключатель, похожий на ручку газа на мотоцикле. Переключение скорости происходит путем поворота велосипедной манетки вокруг оси руля. Здесь есть один существенный плюс — возможность сразу же перескочить через несколько скоростей. Минус — непривычность конструкции и вероятность случайного переключения. Сейчас ими комплектуются только очень дешевые велосипеды, так что качеством они не блещут. Я катался с такой манеткой всего пару раз, после триггерной она показалась мне неудобной.

    • «Дуалконтрол» — изобретение компании Shinamo, которая представляет собой усовершенствованные тормозные рычаги. Передвижение рычага влево-вправо дает возможность сменить скорость. Такие шифтеры ставят только на шоссейные велосипеды (хотя одно время выпускали и версию для горного велосипеда), поэтому сказать что-то конкретное про ее использование на практике не могу.

    Выбор типа манетки полностью зависит от вас, но я бы советовал начинать с самого распространенного их типа — триггерного, а потом уже пробовать переходить на другие.

    Далее полезное видео на тему: «Почему велосипед стоит так дорого? Навесное оборудование, велосипедная цепь, манетки»