Можно ли поставить ГБО на дизельный двигатель?

Газовое оборудование на дизель: насколько реально?

Цены растут не только на бензиновое топливо, но и дизельное. Многие автовладельцы транспортных средств ищут ответ на проблемный вопрос: ставят ли газовое оборудование на дизель? Способы установки экономичного газобаллонного оборудования есть для любой машины, в том числе и турбодизельный.

С технической точки зрения, это сделать можно, если подойти грамотно к этому вопросу и разобраться, в чём принципиальное отличие работы моторов с разными топливными устройствами.

Эксплуатация дизеля на газу: в чём особенности?

Важная отличительная черта дизельного мотора от бензинового двигателя — в принципе возгорания горючего в топливной камере. На моделях на бензине для розжига газовоздушной смеси нужна искра от свечей зажигания.

Что касается дизеля и турбодизеля, система другая. Для начала нужно, чтобы достаточно сильно сжался воздух. При большом давлении он сильно нагревается. В последнюю секунду форсунка впрыскивает дизтопливо в камеру сгорания. Разогретая, сжатая смесь воспламенится сама. Сложного в системе ничего нет, топливная система упрощена до минимума. Но если нужно ставить газ, возникают трудности.

Газовое топливо (метановое или пропан-бутановая смесь) срабатывает иначе. Когда идёт подача в цилиндры газа вместо солярки, процесса детонации не будет. Чтобы поджечь газовоздушную смесь, требуется более высокий температурный режим в сравнении с соляркой.

Лучший выход в этой ситуации — впрыскивать в мотор небольшой объём солярки, после чего поставлять газ. Дизельное горючее воспламенится от высокого давления, затем подожжёт газовое.

Перевод на газ осуществляется при переключении кнопки на панели авто, после того, как мотор прогреется. Можно сделать так, что газовая установка будет запускаться автоматически. Управление процессом подачи метана и пропан-бутана осуществляется с помощью ЭБУ газобаллонной установки.

Подобная схема работает при частичном замещении солярки метаном либо пропан-бутаном. В процентном соотношении речь идёт о таких характеристиках: до 25-30% солярки и 70-75% газа. Способ может обеспечить хорошую экономию недешёвого сегодня дизельного топлива.

При переоборудовании на газомоторное горючее ДВС требуется небольшое количество дизельного топлива, это не позволяет целиком отказаться от дизеля. Однако ресурс дизельных форсунок значительно продлевается. Элементы дизельной силовой установки не дешёвые, долговечность составляющих играет большую роль при переходе на газодизель.

Есть другая возможность: полностью перевести дизельный автомобиль на газовое топливо. Нужно полностью снимать с дизельной машины топливный отсек и ставить внешнее устройство зажигания, дорабатывать ГБЦ и делать ряд других манипуляций, направленных на реконструкцию двигателя машины. Метод не популярный среди автовладельцев, трудозатратный, требует вложения больших средств.

Когда решается проблема, можно ли поставить газ на дизельный двигатель, выбирают газодизельный метод, ставят ГБО не ниже комплектации 4-го поколения.

При таком способе частичного впрыска учитываются обороты двигателя, объём впрыскиваемой солярки, другие значимые параметры.

На заметку! Из-за тесного контакта со штатным блоком управления мотора, «мозги гбо» просчитывают и быстро корректируют необходимый объём подаваемого газа. Метод позволит сохранять наилучший баланс между объёмом дизтоплива и газа для адекватной эксплуатации двигателя.

Какое топливо может употреблять дизель на газу?

Переделать дизельное авто на газодизельное возможно под определённый тип газа: метан или пропан-бутановая смесь.

Установить метан на дизельный двигатель дороже. Однако его эксплуатация даёт наилучший экономический эффект. Заправлять метан на дизель дешевле. Для пропановой установки доля газа составит не больше 35-50%. Когда дизель на метане, долю газа можно поднять до 85%.

Пропорция зависит от следующих факторов:

  • средняя скорость движения автомобиля;
  • температуры окружающей среды (зима или лето);
  • мощность двигателя;
  • нагрузка на ДВС;
  • уровень давления и температура газа;
  • стоит ли турбонаддув на дизеле или нет.

Наибольшая экономия горючего достигается когда ТС, например, Газель next, движется по трассе. Выгодно ставить метановое газовое оборудование на дизельный двигатель спецтранспорта, например, мусоровозов. У них мотор очень долго работает на холостом ходу.

Противники метанового топлива приводят веский довод, что тяжёлая газовая аппаратура снижает динамичность авто. Справедливо по отношению к легковым машинам. Камазы, трактора и грузовые газели, минивэны с двигателем 2,5 лишнего веса связки толстостенных метановых баллонов «не заметят».

Что касается взрывоопасности, на эту тему уже много написано. Метан не опаснее пропана, если всё сделать правильно. Газовый баллон должен быть обязательно сертифицированным. После того как машина будет переведена на двухтопливный режим, нужно следить за технической исправностью двигателя, герметичностью газовых магистралей.

На заметку! Газовое оборудование для дизельных двигателей прибавляет ещё один плюс: не придётся так часто менять моторное масло. Ресурс автомобиля продлится за счет уменьшения количества сажи.

Сложности при переводе дизеля на газ

Метановые установки победили в споре газодизельных автомобилей. Экологичное и экономичное природное газовое топливо выгодно во всех отношениях. Автовладельцы согласны даже на такое неудобство, как малое количество метановых заправок. Но сложности не заканчиваются на выборе типа газа.

Несмотря на явную экономичность топливных затрат от установки газового оборудования на дизель, следует быть готовым к следующим трудностям:

  • высокая стоимость монтажа гбо для дизельных двигателей, расходы на дальнейшее обслуживание газовой установки;
  • машине надо уделять дополнительное время на проверку и ремонт топливной системы;
  • если газовые баллоны придётся устанавливать в багажнике или кузове, сократится полезный объём использования площадей;
  • увеличение общего веса ТС;
  • при неправильном монтаже ГБО либо отсутствии датчика температуры во впускном коллекторе вырастает процент износа двигателя из-за высокой температуры воспламенения газовоздушной смеси.

Нужно учитывать годовой пробег дизельного авто, от этого отталкиваться. Далеко не все автосервисы, которые специализируются на установках автомобильного газобаллонного оборудования, соглашаются браться за переоборудование diesel.

Трудно найти мастера, у которого есть специальные знания в этой области и технические возможности переводить дизельный вариант ДВС на газодизельный. Разговор идёт о работе тяжёлой техники, специалистов, которые знали бы газодизельный двигатель и принципы функционирования, гораздо меньше.

На заметку! Законодательством предусмотрена регистрация ГБО на автомобиле, если это не предусмотрено с завода. Нужно обязательно ставить газовое оборудование в автосервисе с лицензией. Иначе зарегистрировать переоборудованный газодизель не получится и газовую аппаратуру придётся снять.

Выгодно ли брать газодизели с завода?

Крупные компании выпускают продукцию, которая учитывает условия эксплуатации современного дизельного двигателя на газу. На дизельную машину монтируется современное электронное управление.

Заводская модификация — это гарантия того, что будут реальные выгоды при полном сохранении показателей системы питания ТС.

Метановое оборудование с завода – наилучший вариант, поскольку там всё предусмотрено для слаженной работы. Но эта опция есть у ограниченного круга моделей. Такие транспортные средства будут иметь более высокую цену.

Как дизель работает на газу?

Установка ГБО на дизельный двигатель: как это выглядит на практике?

Возможно ли дизельный двигатель перевести на газ?

Возможно ли поставить газ на турбированный двигатель?

Установка ГБО на УАЗ Хантер: важные моменты

Можно ли поставить ГБО на дизельный двигатель?

Расценки на бензин и дизельное топливо часто меняются, что принуждает автомобилистам постепенно переходить на газобаллонное оборудование, так как оно более дешевое. Автомобили на бензиновом топливе уже давно могут работать с газом, используя смесь пропана, бутана и метана.

Легковые автомобили на ДТ потребляют на 30-40% меньше солярки, поэтому об дополнительном переоборудовании данного типа двигателя, на альтернативный вид топлива даже не задумывались. Но постепенно, из-за неоправданно высокой цене на солярку владельцы дизельных авто задумываются о ГБО, и вместе с этим возникает вопрос — а можно ли устанавливать газ на дизель? Ответ простой — однозначно можно. Установка ГБО на дизельные двигатели имеет много достоинств, но перед переходом на газ нужно изучить несколько нюансов. О них мы и поговорим в нашей статье.

Читайте также  Где находится сливная пробка масла с двигателя?

Условия воспламенения смеси
Для воспламенения газа в бензиновых двигателях достаточно подачи искры в цилиндр. Дизельные же двигатели нужно усовершенствовать и создавать в них технически сложное оборудование.
Горение дизтоплива происходит в результате его распыления и сжатия, это главные условия самовоспламенения ДТ. Для создания подходящих условий для работы дизеля на газу, нужен впрыск небольшой части дизельной смеси.

Принцип работы дизельного мотора с ГБО

1. Сперва, смесь газа и воздуха поступает в воздушную магистраль двигателя;
2. Когда поршень опускается в нижнюю мертвую точку, подается минимальное количество солярки, примерно 5-10%. Эта порция топлива выступает «жидкой искрой».
3 Во время такта сжатия, когда поршень доходит до верхней мертвой точки, идет воспламенение дизтоплива, которое в свою очередь поджигает порцию газо-воздушной смеси.

Подача газа в ДВС через смеситель и электронный регистр мощности (2 поколение)

Что входит в комплект установки ГБО на дизель?

1. Баллон или связка баллонов, на случай если это грузовой автомобиль. Обратите внимание, что баллон для пропан-бутана отличается от баллона для метана. Метановое оборудование должно иметь стенки толще и выдерживать большое давление;
2. Газовый клапан;
3. Редуктор-испаритель, который правильно подобран по мощности ДВС;
4. Газовые форсунки, желательно скоростные и высокоточные, которые подают правильную порцию газа в нужный момент. Это самый главный узел который повлияет в дальнейшем на динамику автомобиля;
5. Электронный блок управления газо-дизельного впрыска;
6. Датчик положения педали газа;
7. Датчик считывания оборотов коленчатого вала
8. Датчик давление газа и разряжения во впускном коллекторе.
9. Датчик температуры газового редуктора
10. Датчик детонации (в некоторых случаях)
11. Дизельные форсунки:
12. Топливный насос высокого давления для ДТ — ключевой узел системы. От правильной его настройки зависит работоспособность всего оборудования на дизеле;
13. Переключатель вида топлива. Он включает в себя кнопку, которая устанавливается в салоне вашего авто;
14. Магистраль высокого давления. Нужны для подачи сжиженного газа из баллона в редуктор-испаритель;
15. Мультиклапан. Он выполняет не только защитную функцию, но и обеспечивает попадание газа в баллон и в систему;
16. Газовые фильтры грубой и тонкой очистки.

Преимущества смешивания газа и дизельного топлива

Плюсы газодизельного двигателя

1. Благодаря двухступенчатого сгорания смеси, силовой агрегат работает более стабильно и мягко;
2. Выбросы в окружающую среду становятся меньше;
3. Применение двух видов топлива увеличивают запас хода;
4. Использование более дешевого вида топлива снижает стоимость пробега 1 километра.

Недостатки установки ГБО на дизельный агрегат

1. В багажнике вашего автомобиля будет присутствовать газовый баллон;
2. Регулировку и ремонт газобаллонной установки обязательно должен проводить высококвалифицированный специалист, так как работа очень тяжелая;
3. Для работы «газодизеля» требуется дополнительное оборудование, которое поможет контролировать подачу газа и солярки;
4. Цена на комплект оборудования и монтажные работы на порядок дороже, нежели на бензиновый двигатель.

Если вы решились на установку ГБО на ваш автомобиль, то вам нужно набраться терпения. Монтаж газобаллонного оборудования на дизель — процедура довольно долгая и дорогая. Окупаемость также происходит немного дольше, чем на бензиновых автомобилях. Но в итоге, вы получите хороший результат, который в скорее обрадует вас и ваш кошелек.

Обзор установки ГБО на дизель своими руками

Советуем посмотреть интересный видео обзор, где ребята своими руками установили газовое оборудование на дизельный двигатель, на примере автомобиля AVIA А31. И делятся информацией, какой в итоге коэффициент потребление дизеля и пропан-бутана (в данном примере именно пропановая установка). Показано как сделали монтаж газовых инжекторов, и куда врезали подачу газа. Спасибо автору за предоставленное видео.

ГБО на дизель

Всеобщий процесс перевода двигателей автомобилей на пропано-бутановую смесь, с целью экономии на цене топлива и улучшения экологического положения, охвативший все страны, не обошел и владельцев автомобилей с дизельными двигателями. Темой нашей сегодняшней статьи станет установка ГБО на дизель, мы попробуем рассказать какие подводные камни ждут владельцев дизельных двигателей, которые решились перевести свой автомобиль на газ.

Отличие бензинового ГБО от газодизеля

Так ставят ли гбо на дизель? Если с бензиновым двигателями дела обстоят более-менее понятно — заменили бензиновую смесь газовой, оставив при этом штатное воспламенение смеси от искрового разряда, и получили функциональный автомобиль на пропан-бутане. В дизельном же двигателе воспламенение смеси происходит за счет воспламенения дизельного топлива от высокого давления в конце такта сжатия.

Пропано-бутановая смесь от высокого давления не воспламеняется, именно этот факт и являлся серьезной проблемой при переводе дизельного агрегата на газ. Поэтому перевод дизельного двигателя для работы на пропано-бутановой смеси требует впрыскивать некоторое количество дизельного топлива для нормальной работы двигателя. Нужно это в первую очередь для обеспечения надежного воспламенения пропано-бутановой смеси и стабильной работы всей системы газодизеля.

Принцип работы газодизеля заключается в следующем.

  • В воздушный трубопровод дизельного агрегата подается газовоздушная смесь.
  • Ее воспламенение достигается путем воспламенения предварительно поджигаемой небольшой «запальной дозы» дизельного топлива, впрыск которой происходит непосредственно через форсунки основной системы подачи топлив.

Интересный факт из истории автомобилестроения: на грузовики «Камаз», еще при СССР, был спроектирован и внедрен в серийное производство так называемый газодизель. В серийный двигатель дизельного «Камаза» подавалось приблизительно 80 процентов метана и 20 процентов солярки. Такая топливная смесь поджигалась запальной дозой дизельного топлива. Реально работающие экземпляры были только у «Камаза». В дальнейшем с развалом СССР проект посчитали не рентабельным и свернули.

Преимущества установки ГБО на дизель

К преимуществам газо-дизеля относится:

  • Более «мягкая работа» двигателя за счет более плавного нарастания давления в цилиндрах;
  • Меньше вредных выбросов в атмосферу;
  • Увеличенный запас хода и возможность ездить на двух видах топлива;

Недостатки газодизеля :

Следует выделить так же ряд недостатков, с которыми могут столкнуться владельцы автомобилей с дизельными агрегатами, работающими на газу.

  • Высокие требования к качеству используемых материалов;
  • Наличие спец оборудования для одновременного дозирования дизельного топлива и газа;
  • Сложный процесс настройки и регулировки;
  • Наличие газового баллона в багажнике автомобиля.

Следует также отметить тот факт, что установка ГБО на дизельный легковой автомобиль довольно затратная и ее окупаемость, по сравнению установкой на бензиновый двигатель, происходит намного дольше.

Установка гбо на турбированный двигатель

Довольно распространенным является вопрос «ставят ли гбо на турбированные двигатели?»

Здесь следует понимать, что турбированный дизельный двигатель практически нечем не отличается от атмосферного агрегата, а следовательно технология и сама установка гбо на турбированный двигатель нечем не отличается от установки ГБО на атмосферный мотор.

Таким образом ответом на вопрос «можно ли ставить гбо на турбированные двигатели» является — да, можно.

Комплектующие для установки ГБО на дизель

Состоит система газобаллонного оборудования для дизельного автомобиля из:

  • Баллона или связки баллонов. Это одна из самых громоздких частей системы. Следует помнить, что газовый баллон для пропан-бутана отличается от баллона для метана. Последние должны иметь более толстые стенки и выдерживать значительно большее давление.
  • Газового клапана.
  • Редуктора-испарителя. В отличие от пропан-бутана метан находится в баллоне в газообразном состоянии, но для его полноценной работы все же необходим редуктор- испаритель.
  • Газовых форсунок. Форсунки обеспечивают попадания газа в камеру сгорания.
  • Электронный блок управления (газодизельных мозгов). Считываем все показания системы и руководит работой газобаллонного оборудования в целом.
  • Датчиков акселератора,оборотов двигателя, давления газа в системе, температуры и прочих. Наличие датчиков помогает электронному блоку управления руководить процессами в системе ГБО и обеспечивает слаженную и безопасную работу ГБО.
  • Дизельных форсунок. обеспечивают попадания солярки в камеру сгорания.
  • Топливный насос высокого давления для дизельного топлива. Один из ключевых узлов системы. От правильного переоборудования и настройки этого узла зависит работоспособность ГБО на дизельном двигателе.
  • Переключатель вида топлива. Обычно состоит в виде кнопки или тумблера и устанавливается в кабине автомобиля в непосредственной близости к водителю.
  • Магистраль высокого давления. По магистрали газ попадает из баллона в редуктор-испаритель.
  • Мультиклапан. Устанавливается в баллон, выполняет защитную функцию и обеспечивает попадание газа в баллон и подачу газа в систему.
  • Газовые фильтры. Обеспечивают предварительную и тонкую очистку газа перед попаданием его в форсунки и двигатель автомобиля.
Читайте также  Для чего предназначен газораспределительный механизм дизельного двигателя?

Переоборудование газового двигателя для работы на газе.

Интересный факт из истории: в конце 90-х некоторые специалисты и маленькие фирмы по установке ГБО переделывали дизельные двигатели путем понижения степени сжатия двигателя до 12-13 единиц. Заменялись форсунки для впрыска дизельного топлива на искровые свечи зажигания, а также производилась замена топливного насоса высокого давления на магнето или систему зажигания.

Дальнейшее переоборудование на газ производилось как для обычного двигателя внутреннего сгорания с бензиновым питанием и искровой системой зажигания. Т.е дизель превращался в подобие карбюраторного двигателя. Разумеется такой вариант установки ГБО на дизель не обрел широкой популярности, и на данный момент времени практически не используется, уступив свое место газодизелю.

Газобаллонное оборудование для дизельного двигателя

Если установка газового оборудования на бензиновый двигатель уже никого не удивляет, и некоторые производители с завода выпускают битопливные версии своих автомобилей, то ГБО на дизельный автомобиль по-прежнему воспринимается как большая редкость. Далее, в статье подробно рассмотрим, как работает газодизель и какая может быть экономия.

  1. Способы установки ГБО
  2. Из чего состоит оборудование
  3. Как работает газодизель
  4. Плюсы и минусы
  5. Полезное видео

Способы установки ГБО

Один из способов можно назвать радикальным – переделка дизельного мотора под эксплуатацию на газе. В данном случае в головку блока цилиндров необходимо врезать классические свечи зажигания. Поскольку для воспламенения газа требуется искра, в отличие от дизельного топлива, которое воспламеняется при увеличении давления.

Если позволяет место, то ими заменяют форсунки или ищется другое возможное место, а дизельные форсунки меняют на заглушки. Газовую инжекторную систему интегрируют во впускной коллектор. Кроме того, для газа необходимо снизить степень сжатия. Для этого устанавливают прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров увеличенной толщины. Разумеется, переделка затрагивает проводку, электронику и топливную систему. После всех доработок дизельный мотор перестает быть таковым. На практике этот способ встречается крайне редко.

Дизельный мотор с интегрированным ГБО практически не отличается от обычного

Второй способ более практичный и дешевый. В дизельный двигатель интегрируется ГБО, не отличающееся от аналогичного оборудования для бензиновых моторов. В качестве топлива применяется сжиженная смесь из пропан-бутана или сжатый природный газ. Причем метан для дизеля более выгоден, поскольку позволяет замещать до 80% солярки в топливной смеси. Главной особенностью работы газодизеля становится воспламенение топливовоздушной смеси из воздуха, газа и дизельного топлива от сжатия. В зависимости от оборотов, нагрузки и температуры газом может замещаться до 80% топлива.

Из чего состоит оборудование

По своей сути, газовое оборудование для дизеля не отличается от классического комплекта ГБО четвертого «поколения» для бензиновых. В автомобиль устанавливается:

  • баллон для сжиженного или природного газа;
  • редуктор с интегрированным испарителем (подогревателем для метана);
  • электромагнитный клапан;
  • фильтры;
  • система впрыска с форсунками;
  • электронный блок управления, подключаемый к ГБО и датчикам автомобиля.

В зависимости от производителя может быть установлен дополнительный эмулятор работы форсунок вместе с электронными актуаторами для “родных” дизельных форсунок. Это позволяет газобаллонному оборудованию перехватить управление над подачей топлива и управлять его количеством.

Главная особенность ГБО для дизельного мотора – это работа электроники, которая регулирует пропорцию топлива и газа. Для этого ЭБУ газобаллонного оборудования перехватывает управление дизельными форсунками.

Как работает газодизель

При установке метана или пропана следует помнить, что солярка используется постоянно. Меняется только ее количество в топливной смеси. На «холодную» и при низких оборотах, система практически не добавляет газ. Это позволяет двигателю стабильно работать, сохраняя высокий крутящий момент на малых оборотах. При повышении оборотов и с умеренной нагрузкой, количество газа увеличивается, а количество дизельного топлива снижается, что уменьшает расходы на заправку.

Схема работы газового дизельного оборудования с дополнительным блоком управления

Включать и выключать газ не нужно, хотя такая возможность имеется. Переход с одного вида топлива на другой проходит незаметно для водителя. Мотор, работающий одновременно на дизеле и газе, называют газодизелем. Первые серийные заводские образцы пытались выпускать еще в СССР на грузовиках КАМАЗ, но тогда посчитали проект экономически невыгодным, но сейчас уже продаются заводские варианты газодизеля.

Газовое оборудование может использоваться как на атмосферных, так и на турбированных дизельных двигателях.

Плюсы и минусы

Главным преимуществом метана или пропана на дизеле можно назвать снижение затрат на топливо. Экономия может составить от 10% до 25%. Максимальная эффективность ощущается при движении на средней скорости по загородным дорогам.

Грузовик с установленными композитными баллонами для газа

Среди недостатков можно отметить долгую окупаемость при городской эксплуатации или при малых пробегах, стоимость переоборудования, а также наличие дополнительных узлов, которые могут выйти из строя.

Полезное видео

Ознакомьтесь с дополнительной информацией о работе газа на дизельном моторе на видео ниже:

Установка газового оборудования на дизельный автомобиль должна быть обоснованной и тщательно просчитанной. Для легкового автомобиля газодизель не даст ощутимой экономии и может не окупиться за весь срок эксплуатации. Установка ГБО на дизель становится выгодной, если у грузовика годовой пробег составляет около 50 000 км и более.

Все о ГБО на дизель в 2021 году

Переходом с бензина на газ давно никого не удивишь. Это как минимум выгодно, поэтому на вторичном рынке машины с ГБО пользуются повышенным спросом. Даже покупая новый автомобиль, мы интересуемся возможностью монтажа газбаллона. При этом, как правило, выбираем с бензиновым агрегатом, не подозревая о возможности установки ГБО на дизельный двигатель.

Об автомобильном ГБО

Газобаллонное оборудование должно обеспечивать безопасное хранение, подачу, а также полную работоспособность ДВС на «голубом» топливе. Как мы знаем, для авто используется метан или пропан-бутан. Первый в сжатом, второй – в сжиженном состоянии.

После перевода машины на газ основной вид топлива используется как обычно. Заводская система питания при монтаже ГБО сильно не видоизменяется, в большей степени лишь дополняется специальными агрегатами под газ. В результате оборудование способно работать на обоих видах горючего с раздельной или даже одновременной подачей. Сжигание газотопливной смеси происходит по тем же физическим законам, как и при работе на основном топливе. Более детально о работе оборудования можно узнать, ознакомившись со статьей «ГБО на автомобиль».

Особенности дизеля

Почти все вышесказанное мало касается дизеля. Рабочий цикл дизельного агрегата отличается от бензинового способом образования смеси и воспламенения. Топливно-воздушная смесь здесь образуется непосредственно в цилиндрах. Сначала в цилиндры подается воздух, а затем впрыскивается солярка, которая воспламеняется под действием температуры или давления сжатия. Искра не нужна, и системы зажигания здесь нет по определению. По конструкции дизель может быть с раздельной камерой сгорания и непосредственным впрыском.

В первом варианте камера и цилиндр разделены. Во втором топливо подается в надпоршневое пространство (камера на поршне). Топливная аппаратура дизеля сложнее, чем бензинового мотора, поскольку требуется более точная подача по времени, объему и давлению. Для облегчения холодного пуска используются свечи накала, предварительно подогревающие воздух в камере сгорания. Насосов здесь может быть два – высокого и низкого давления. Именно эти особенности вызывают сомнения в возможности использования ГБО.

Читайте также  Кастрол магнатек 5w30 ap для каких двигателей?

Возможна ли установка ГБО на дизель

Теперь о том, можно ли установить ГБО на дизельный двигатель. Конструктивно такой агрегат мало отличается от бензинового. Реализация идеи осложняется тем, что газ от сжатия не загорается. Поэтому здесь предусмотрено использование небольшого объема дизельного топлива. В цилиндры подается не чистый газ, а его смесь с соляркой в пропорции три к одному. Это позволяет не исключать из работы дизельные форсунки и сохранить в исправности топливную аппаратуру.

Другими словами, работает такая система, как ГБО пятого поколения, в котором в цилиндры подается жидкий газ. То есть реализация будет сложной, дорогостоящей, но вполне реальной. Газ обладает более высоким октановым числом, увеличивая стабильность работы дизеля. Вариант исключительно выгодный для грузовых машин и специальной техники.

Установка ГБО на дизель также снижает вредные выбросы и улучшает показатели экономичности легкового автомобиля.

Более того, на дизель можно поставить установку под метан. Его использование даст возможность снизить процентное содержание дорогостоящей солярки в общей смеси, что еще больше увеличит привлекательность такого решения.

ГБО на дизель с турбиной

Обоснованность применения турбин на дизелях доказано наукой и практикой. Собственно, на работу турбины никак не может повлиять состав топливной смеси. И в этом плане никаких особенностей по монтажу и использованию ГБО нет.

ГБО на дизеле – принцип работы

А теперь мы поясним, как работает ГБО для дизеля. Газ поступает из баллона к газовому клапану, очищается в его фильтре и проходит к редуктору, где испаряется (пропан) или расширяется (метан), далее поступает в смесительную камеру пред форсунками (на последних поколениях без испарения сразу к форсункам) и направляется в камеру сгорания.

Там он смешивается с соляркой и воздухом, после чего воспламеняется. Подачей топлива управляет ЭБУ, получающий сигналы со штатных и дополнительно установленных датчиков.

Пройдите социологический опрос!

Варианты оборудования для дизеля

Начнем с того, что имеется разница в оборудовании под метан и пропан. Дизельный двигатель на метане хорош для крупных ТС в связи со сложностями размещения баллонов. На легковушки чаще ставится пропан, кроме того, он жидкий, а это упрощает адаптацию. Известны два варианта такого переоснащения:

  • Полное.
  • Газодизель.

Полное переоборудование

Данный вариант обычно выбирается при установке оборудования под метан. В этом случае требуется серьезная переделка двигателя, после которой он сможет работать исключительно на газе. Температура воспламенения метана вдвое выше, чем требуется для солярки. Кроме того, его не нужно так сильно сжимать, иначе он вообще не загорится. Чтобы все работало, необходимо снизить степень сжатия и установить систему зажигания. И тут уже неважно, дизель на пропане или метане.

Первая задача решается выборкой металла и монтажом металлической прокладки под головку. Свечи зажигания занимают места дизельных форсунок, а во впускной коллектор врезаются газовые штуцера. После такой модернизации вернуть мотор в первоначальное состояние трудно, да и сама установка сложна. При этом дизель уже трудно называть своим именем, поскольку на солярке он работать не сможет.

Монтаж газодизеля

Именно по вышеперечисленным причинам большее распространение получил газодизель. Это оптимальный вариант для работы на пропан-бутане. Такой мотор будет функционировать на солярке или смеси газа с оной, но не сможет работать на чистом газе.

Процедура и порядок работ практически ничем не отличаются от монтажа стандартного ГБО. А работает это так. Газ поступает в цилиндр на такте впуска. Запальное топливо (солярка), необходимое для воспламенения, впрыскивается в конце такта сжатия, когда в цилиндре уже образовалась газо-воздушная смесь. Все это воспламеняется и так далее.

Что включает ГБО для дизеля

Мозгом ГБО для дизельных двигателей является управляющий компьютер или ЭБУ. На основе анализа информации от датчиков он формирует управляющие сигналы на подачу газа и солярки.

Остальной комплект ГБО может отличаться, но, кроме баллона, редуктора, мультиклапана, газового клапана и магистралей, включает:

  • газовые форсунки/дозатор;
  • механизм перемещений рейки ТНВД. Насос высокого давления потребует доработки;
  • датчики температуры, синхронизации, коленного вала, газа и другие. Используется часть штатных;
  • газовые фильтры низкого и высокого давления.

Где следует устанавливать

Как уже было отмечено, установка газового оборудования на дизельный двигатель отличается высокой сложностью. Следовательно, это работа для специалистов, разбирающиеся в тонкостях вопроса. Организация-установщик должна быть лицензирована, а в перечень работ включены настройка и тестирование газовой аппаратуры. Установщик оформит необходимые для регистрации документы и будет в дальнейшем выполнять периодическое обслуживание и освидетельствование.

Установить ГБО на дизельный двигатель можно и своими силами, однако гарантии качества работ и безопасности эксплуатации никто не даст. Если вникнуть в суть вопроса, процедура может показаться не столь сложной. Экономия будет существенной, но только в случае, если не допустить серьезных ошибок.

Может показаться, что установка газодизеля мало отличается от обычной. Но отметим, что некоторые работы в гаражных условиях качественно выполнить нереально. Речь идет о настройке, прежде всего. Без специального стенда этого не сделать.

Какие нужны документы

Согласно ТР ТС 018/2011, установка ГБО является переоборудованием. В соответствии со ст. 12.5, ч. 1 КоАП РФ, эксплуатация авто без регистрации изменений запрещена, поэтому придется пройти процедуру в ГИБДД. Потребуются заявление, паспорт, СОР, ПТС, сертификаты на оборудование и лицензии установщика, диагностическая карта и квитанция оплаты пошлины.

Полученный сертификат соответствия и паспорт на ГБО с отметками необходимо возить в авто. До посещения Госавтоинспекции желательно выяснить, как получить необходимые документы для ГБО на автомобиль.

Как регистрировать ГБО

Процесс начинается с получения разрешения на установку. В ГИБДД подается соответствующее заявление. Установщик оформит акт приемки и декларацию об объёме выполненных работ. После прохождения ТО следует снова обратиться в ГИБДД с пакетом документов и просьбой внести изменения. Авто предоставляется для осмотра.

Согласно Приказу МВД от 07.12 2000 г. N 1240 сотрудники оформят СКТС, новое СОР и внесут отметки в ПТС в день обращения. Больше полезной информации вы найдете в статье «Регистрация ГБО в ГИБДД».

Делаем выводы

ГБО на дизельный двигатель легкового автомобиля обеспечивает следующие преимущества:

  • неплохую экономию;
  • прирост ресурса и мощности (на 25-30%);
  • более тихую, устойчивую и плавную работу;
  • заметное снижение уровня вредных выбросов.

К минусам можно отнести высокие сложность и стоимость, проблемы с запуском при минусовых температурах, а также невозможность использования только газа в случае с газодизелем и, наоборот, ДТ при полном переоборудовании. Важно также упомянуть о сложности демонтажа, дефиците заправок и лицензированных станций обслуживания.

ГАЗ на дизель (дизельный двигатель). Принцип работы, плюсы и минусы: видео

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.