Сколько можно грузить на ось грузового автомобиля?

О допустимых осевых нагрузках транспортных средств

Северо-Осетинская таможня сообщает, что на таможенном посту МАПП Верхний Ларс проведена государственная метрологическая экспертиза весогабаритных комплексов ВГКА Рубеж-М (свидетельства государственной экспертизы №03.011180.19 и №03.011181.19 от 13.09.2019), которые полноценно начали функционировать и использоваться при проведении транспортного контроля в соответствии с действующим законодательством.

В целях недопущения нарушения законодательства в области транспорта акцентируем внимание перевозчиков на соблюдение норм весогабаритных параметров транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Ответственность за нарушение допустимых осевых нагрузок транспортных средств предусмотрена действующим законодательством РФ и КоАП РФ как в отношении водителя, так и в отношении перевозчика.

В соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ «Нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства», штрафные санкции за данное административное правонарушение составляют от 100 до 400 тысяч рублей.

к Правилам перевозок грузов

Допустимые осевые нагрузки транспортных средств

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2017 № 1529 с изменениями от 16.03.2018)

Распо­ложение осей транспор­тного средства

Расстояние между сближе­нными осями (метров)

Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси, (тонн)

для автомо­бильных дорог, рассчи­танных на нагрузку 6 тонн на ось

для автомо­бильных дорог, рассчи­танных на нагрузку 10 тонн на ось

для автомо­бильных дорог, рассчи­танных на осевую нагрузку 11,5 тонны на ось

Одиночная ось (масса, приходя­щаяся на ось)

Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей )

до 1 (включи­тельно)

свыше 1 до 1,3 (включи­тельно)

свыше 1,3 до 1,8 (включи­тельно)

свыше 1,8 до 2,5 (включи­тельно)

Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей )

до 1 (включи­тельно)

свыше 1 до 1,3 (включи­тельно)

свыше 1,3 до 1,8 (включи­тельно)

свыше 1,8 до 2,5 (включи­тельно)

Сближе­нные оси транс­портных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходя­щаяся на ось в группе из 4 осей и более )

до 1 (включи­тельно)

свыше 1 до 1,3 (включи­тельно)

свыше 1,3 до 1,8 (включи­тельно)

свыше 1,8 до 2,5 (включи­тельно)

Сближе­нные оси транс­портных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходя­щаяся на ось в группе осей)

до 1 (включи­тельно)

свыше 1 до 1,3 (включи­тельно)

свыше 1,3 до 1,8 (включи­тельно)

свыше 1,8 до 2,5 (включи­тельно)

* В случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.

** Для транспортных средств, имеющих оси и группы осей с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.

*** Группа сближенных осей — это сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием до ближайшей оси до 2,5 метра (включительно).

**** Масса, приходящаяся на ось, или сумма масс осей, входящих в группу осей.

1. В скобках приведены значения для осей с двухскатными колесами, без скобок — для осей с односкатными колесами.

2. Двухосные и трехосные группы, имеющие в своем составе оси с односкатными и двухскатными колесами, следует рассматривать как группы осей, имеющие в своем составе оси с односкатными колесами.

3. Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных групп, если фактическая нагрузка на группу осей не превышает допустимую нагрузку на группу осей с односкатными или двухскатными колесами и фактическая нагрузка на наиболее нагруженную ось в двухосных и трехосных группах не превышает допустимую осевую нагрузку одиночной оси с односкатными или двускатными колесами соответственно.

4. При наличии в группах осей различных значений межосевых расстояний каждому расстоянию между осями присваивается значение, полученное методом арифметического усреднения (суммы всех межосевых расстояний в группе делятся на количество межосевых расстояний в группе). Межосевое расстояние, полученное методом арифметического усреднения, присваивается двухосевым и трехосным группам для определения допустимой нагрузки.

Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Чем больше груза сможет переместить грузоотправитель за один рейс, тем больший доход он сможет получить. Однако масса груза – величина конечная. Нельзя заставить транспортное средство взять на борт больше груза, чем это положено по нормативам. Вернее, можно, но весьма чревато. Чем именно, кто будет нести ответственность за перегруз, куда платить штрафы, разберемся в этой статье.

Вопрос: Правомерно ли освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо?
Посмотреть ответ

Что такое «перегруз»

Большегрузные автомобили осуществляют значительную нагрузку на дорожное покрытие. Если превышать установленную норму грузов, разрушение дорог будет происходить в более быстрых темпах и в больших масштабах. Тяжелая масса, движущаяся с большой скоростью, прогибает и проминает дорожное полотно, растрескивает его поверхность. Кроме того, такая езда может стать причиной аварийных ситуаций.

Каковы особенности ответственности грузоотправителя и грузополучателя в договоре перевозки груза железнодорожным транспортом?

Перегруз – превышение установленной массы груза, оказывающей давление на оси автомобиля, передающие нагрузку на дорожное покрытие.

СПРАВКА. По данным исследований, нарушение целостности дорожного покрытия имеет причиной перегруз в 30-45% случаев.

Как определить норму нагрузки

Предельная допустимая масса груза устанавливается на федеральном уровне. Нормативы устанавливаются и корректируются отдельно в каждом субъекте Федерации. Определяются два значимых показателя:

  • масса груженого автомобиля;
  • нагрузка на оси транспортного средства.

Превышение этих параметров допускается исключительно по специальному разрешению, выдаваемому в исключительных случаях. Во всех остальных ситуациях перегруз расценивается как административное правонарушение. Для его выявления дороги оборудуются автоматизированные контрольно-весовыми пунктами.

К СВЕДЕНИЮ! Согласно плану мероприятий, называемых «дорожная карта», утвержденному 07 сентября 2015 года, к 4 кварталу 2020 года автоматизированными пунктами контроля веса автомобилей должны быть охвачены все федеральные трассы.

Часто на трассах можно увидеть дорожный знак, на котором изображены цифры «3,12». Это максимально разрешенный вес проезжающего автомобиля вместе с грузом, то есть нагрузка на любую из осей.

Нагрузка на ось есть, перегруза нет – так бывает?

Иногда встречаются ситуации, когда нагрузка на заднюю или переднюю ось превышает предельную, между тем как общая масса авто не больше разрешенной. Так может произойти, если груз неправильно распределен при погрузке или изменил свое положение при движении автомобиля, например, если он сыпучий, текучий, делимый иным способом.

Если штраф за перегруз наложен при таких обстоятельствах, его можно оспорить в суде.

Чья ответственность за перегруз

Кодекс об административных правонарушениях РФ в п. 1-6 статьи 12.21.1 возлагает ответственность за превышение предельных значений осевой нагрузки на:

  • водителя транспортного средства;
  • должностных лиц, отвечающих за перевозку;
  • компанию-перевозчика.

Федеральный закон от 13 июля 2015 года №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» внес в КоАП поправки, по которым материальная ответственность за перегруз и нарушение габаритов ТС ложится на владельца автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Случается, что недобросовестные грузоотправители указывают по бумагам заниженный вес груза. Если перевес обнаруживается на контрольно-весовом пункте, оштрафован будет водитель и владелец авто.

А если авто арендованное?

Закон требует, чтобы ответственность за правонарушение нес его виновник. Как же быть в ситуации, когда автомобиль, следовавший с перегрузом, находится в аренде? Ведь несправедливо было бы требовать штраф с арендодателя, который не пользовался своим имуществом. С другой стороны, штраф берется с владельца.

Читайте также  Чем покрасить кожаные сиденья в автомобиле?

Понятие аренды предусматривает, что арендодатель не вправе указывать арендополучателю, как именно ему использовать арендуемое имущество. Поэтому эксплуатация авто со всеми сопутствующими рисками ложится на плечи арендатора. Если арендатор совершил правонарушение с взятым имуществом, арендодателя нельзя привлечь за это к ответственности.

Итак, в случае перегруза автомобиля, находящегося в аренде, за это несет административную ответственность исключительно арендатор.

Выявлен перегруз, как дальше ехать?

При выявлении перегруза водитель не может дальше продолжать движение и продолжать вредить дорожному покрытию. Инспектора потребуют от него устранить перегруз любым из способов:

  • перегрузить часть содержимого в другие транспортные средства;
  • перераспределить груз внутри авто (если превышена нагрузка на ось);
  • предъявить спецразрешение на перевозку утяжеленного груза (если оно запрашивалось и было получено).

Если исправить положение физически невозможно, транспортное средство будет задержано и препровождено на специализированную стоянку, где оно и будет находиться до разгрузки, то есть устранения причины задержания. Если машину доставить на стоянку не представляется возможным, ее зафиксируют с помощью блокировочных средств.

После того как водитель выполнит рекомендации, автомобиль еще раз подвергается контрольному взвешиванию и, если показатели пришли в норму, может двигаться далее. Но так как правонарушение уже имело место, что зафиксировано протоколом и актом взвешивания, от штрафа не отвертеться.

Меры административной ответственности за перегруз

КоАП РФ предусматривает две формы материальной ответственности за движение автомобиля с перегрузом:

  • выплата штрафа установленной суммы;
  • возмещение ущерба, нанесенного покрытию дороги.

В некоторых случаях оба вида ответственности могут быть совмещены.

Поскольку платить должен тот, кто виновен в правонарушении, в разных ситуациях это могут оказаться разные лица, ответственные за движение авто. Сумма штрафа зависит от нескольких факторов:

  • кто именно признан ответственным;
  • насколько превышена разрешенная масса автомобиля.

Кто и сколько заплатит:

  1. Водитель при перегрузе машины без спецразрешения до 10% заплатит от 1 до 1,5 тыс. рублей, до 20% – 3-4 тыс. руб., до 50% – 5-10 тыс. руб., а свыше – 7-10 тыс. руб. Если автомобиль перегружен наполовину и больше, водителя могут лишить прав на несколько месяцев.
  2. Грузоотправитель (ответственное за груз лицо), если виновен именно он, за незначительное превышение будет оштрафован на 10-15 тыс. руб., за более серьезное – на 25-30 тыс. руб., за значительное – на 35-40 тыс. руб., а за превышающее 50% – на 45-50 тыс. руб.
  3. Собственник транспортного средства должен особенно тщательно проверять грузы, поскольку ему грозит штраф в 150 тыс. руб. за маленький перегруз, 300 тыс. за 20%-ный, 400 тыс. руб. – за серьезный, доходящий до 50%, и 500 тыс. руб. – за превышающий половину разрешенной нормы.
  4. Юридическое лицо (и приравненный к нему в данном статусе индивидуальный предприниматель) уплатят серьезные суммы в 100-150 тыс. руб. за превышение нормы до 10%, 250-300 тыс. руб. – за перегруз до 20%, 350-400 тыс. руб. – до 50%, 400-500 тыс. руб. – за большие превышения.

Грузоотправитель также дополнительно несет ответственность, если в сопроводительных документах масса груза указана заведомо неправдивой. Он оплатит серьезный штраф:

  • физическое лицо – 1,5-2 тыс. руб.;
  • должностное лицо – 15-20 тыс. руб.;
  • организация – 200-300 тыс. руб.

Кроме штрафа, он обязан возместить водителю все понесенные им материальные затраты вследствие перегруза авто.

Расчет ущерба дорожному покрытию вычисляется по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ №934 от 16 ноября 2009 года. При этом берется во внимание:

  • мера перегруза;
  • тип дорожного покрытия;
  • пробег по нему перегруженного автомобиля.

Как платится штраф

Порядок уплаты административного штрафа и/или возмещения ущерба полотну дороги состоит в следующих последовательных процедурах.

  1. Установление перегруза:
    • средствами автоматической фиксации;
    • сотрудниками ГИБДД.
  2. Уведомление владельца транспортного средства.
  3. Добровольная оплата владельцем ущерба по заявленной претензии в течение месяца после ее получения.
  4. Если оплата не произведена в установленный срок, на виновного подается заявление в арбитражный суд.

ВАЖНО! На практике суды редко пересматривают штрафы по перегрузу, поэтому можно рекомендовать водителям и ответственным лицам обязательно проверять машину на наличие перегруза до начала рейса.

Ответственность за перегруз автомобиля

Превышение допустимой нагрузки транспортного средства любой категории является серьезным нарушением, влекущим за собою неприятные последствия. Поэтому сотрудники ГИБДД активно борются с подобной проблемой, проводя взвешивание автомобилей на специальных пунктах и сравнивая их массу с показаниями в путевом листе. Какое отклонение считается допустимым согласно ГОСТу, и грозит ли водителям штраф за перегруз, узнаем из статьи ниже.

Что такое перегруз ТС

Каждая машина имеет свое максимальное ограничение по грузоподъемности (на обе оси), которое устанавливается заводом-изготовителем. Данный показатель отмечается в техническом паспорте авто и при загрузке его необходимо обязательно учитывать. Если суммарный вес транспортного средства и перевозимого им багажа превышает упомянутое значение, то это и называется перегрузом, что по регламенту ПДД расценивается, как административное правонарушение.

Наиболее часто подобные эксцессы являются результатом преднамеренной работы грузоотправителя с целью экономии полученных средств. Но не исключается и вариант случайного перевешивания разрешенной массы. Для снижения вероятности перегруза мы рассмотрим памятку водителю о весовом контроле на дороге на 2019 год, куда входят: штрафы за игнорирование ПДД, возможные последствия несоблюдения нормативов и актуальные ГОСТы.

Почему нельзя перегружать автомобиль

Любой перегруз имеет значение. На практике превышение допустимого веса машины способно привести к следующим негативным последствиям:

  • Ухудшение управляемости ТС. В особенности опасен вариант неравномерного распределения массы, преимущественно на заднюю ось;
  • Снижение эффективности тормозной системы. При сильном перевесе колодки могут не выдержать нагрузки и лопнуть, что практически в 100% случаев заканчивается автокатастрофой;
  • Под тяжестью кузов транспортного средства несколько деформируется, что также влияет на его управляемость;
  • Повышение износа деталей. В данном варианте подразумеваются не затраты владельца ТС на ремонт, а возрастание риска возникновения поломки машины в движении, что вполне может стать причиной ДТП.

С целью сокращения частоты правонарушений по ст. 12.21 КоАП, дорожная полиция ввела для физических лиц немалые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2019 году. Как будет происходить контроль веса ТС, и какие отклонения от ГОСТа допустимы с точки зрения закона, рассмотрим ниже.

Правила перевозки грузов

Все требования, касательно транспортировки багажа на автомобиле, изложены в п. 23 настоящих правил. В этот свод входят четыре следующих норматива:

  1. Соблюдение осевой нагрузки (перевозимый вес необходимо распределять на оба моста равномерно, с целью предотвращения потери управляемости авто);
  2. Надежное крепление объектов внутри кузова или прицепа машины (при движении багаж должен быть зафиксирован таким образом, чтобы при резком торможении, ускорении или повороте он оставался на своем месте);
  3. Правильное размещение багажа на платформе (погруженные на борт элементы не могут закрывать или ограничивать обзор водителю, влиять на маневренность ТС, загораживать опознавательные знаки, а также создавать шум;
  4. Маркировка грузов, имеющих негабаритные размеры (в соответствии с ПДД, подобные элементы при транспортировке должны обозначаться знаком в виде белого квадрата, перечеркнутого по диагонали 6-ью красными полосами).

Важно знать! За нарушение любого из перечисленных пунктов водителя будет ждать наказание в виде материального взыскания. Поэтому перед загрузкой транспортного средства п. 23 ПДД желательно проштудировать в полном объеме.

Нормы по закону

Основанием для наложения штрафа при перегрузе на обе оси в 2019 году по закону РФ является нарушение следующих ГОСТов, установленных ГИБДД:

Количество осей Максимальный вес для одиночных автомобилей (бортовая Газель, ЗИЛ 130 и т. д.) Допустимая масса для автопоездов (седельные тягачи с одним или двумя полуприцепами)
2 18 т.
3 25 т. 28 т.
4 32 т. 36 т.
5 35 т. 40 т.
6 и более 44 т.

Как провести фиксацию подобного правонарушения, и что еще может применяться в качестве санкций для водителя согласно КоАПу, выясним далее в статье.

Методы выявления нарушения

Выявить перегруз легкового ТС очень просто по визуальным признакам (просевшие пружины, внушительный объем багажа, количество пассажиров в салоне и т. д.). Другое дело доказать его при отсутствии взвешивающего прибора. Но с грузовиками все обстоит намного проще. Ведь их массу можно запросто уточнить на контрольных пунктах, которые обычно располагаются в пригородных зонах и на трассах.

Проезжая сквозь них загруженная машина должна либо остановиться на отведенном участке (более точный метод расчета), или же проследовать через специальную платформу (вариант с погрешностью в 2-4%). И если выданный показатель превысит максимальную грузоподъемность транспортного средства более, чем на 5%, то инспектор уже будет иметь основания для того, чтобы выписать штраф за перегруз грузового автомобиля. Поэтому перед отправлением с точки снабжения водителю желательно проверить вес своего ТС заранее.

Санкции для физических и юридических лиц

Согласно действующему кодексу, нарушитель, следующий с превышением допустимого веса авто, может быть подвергнут всего двум возможным наказаниям: материальное взыскание или лишение прав. Для физических лиц степень ответственности вычисляется по таким критериям:

Размер отклонения от норматива (в %) Предусмотренные санкции
2-10 Штраф на сумму от 1 000 до 1 500 руб.
10-20 Взыскание в размере от 3 до 4 тыс. рублей
20-50 Протокол на сумму от 5 000 до 10 000 руб., или изъятие прав на срок от 2 до 4 месяцев
Свыше 50 Штраф в размере 7 000 – 10 000 рублей, или арест ВУ на период от 120 до 180 дней

А вот для юридических лиц игнорирование п. 23 настоящих правил заканчивается более серьезными взысканиями, которые накладываются не только на документального владельца ТС, но и на должностную особу, выполняющую роль водителя:

Процент превышения допустимой массы Штрафы для испольных лиц Санкции для юридических граждан
2-10 От 10 000 до 15 000 От 100 000 до 150 000
10-20 От 25 000 до 30 000 От 250 000 до 300 000
20-50 От 35 000 до 40 000 От 350 000 до 400 000
Свыше 50 От 45 000 до 50 000 От 450 000 до 500 000

Стоит отметить, что при автоматической фиксации правонарушения штраф за перегруз грузового автомобиля в 2019 году будет предусматриваться только для владельца транспортного средства. А вот человек, выполняющий роль перевозчика, ответственности сможет избежать.

Штрафы за перегруз

Ранее мы ознакомились с мерами за отклонение от нормативов по перевозке багажа для авто категории С и выше. Однако для более легких грузовиков и машин класса В законодательство предусматривает иную степень наказания, связанную не только с процентом превышения ГОСТа, но и с обстоятельствами правонарушения. Их мы рассмотрим ниже.

Газели

Все санкции за несоблюдение п. 23 действующих ПДД для газелистов указаны в ст. 12.21 ч.1 КоАП. Говорится там следующее:

  • При обнаружении факта перегруза с водителя взымается от 1,5 до 2 тыс. рублей, а с владельца ТС – от 10 000 до 15 000 руб.;
  • При транспортировке негабаритного багажа без соответствующего разрешения исполнительное лицо получает штраф в размере 2-5 тыс. рублей, а юридическая особа – от 20 000 до 50 000 руб.;
  • При несоответствии данных из путевого листа действительным характеристикам груза перевозчик заплатит 5 тыс. рублей, а его хозяин – от 250 000 до 400 000 руб.

Как можно заметить, лишение прав для водителей ГАЗелей не применяется в соответствии с КоАПом. Ну а материального взыскания они смогут избежать только при автоматической фиксации нарушения.

Легковые авто

В отличие от транспортных средств категорий С1 и выше, расчет перегруза легковушки производится сразу по двум критериям: количество пассажиров и вес перевозимого багажа. В первом случае размер штрафа вычисляется так:

  • За факт превышения максимально допустимого числа людей в салоне – 1000 рублей;
  • Отдельное взыскание за каждого лишнего человека – 500 руб.;
  • Штраф за транспортировку детей на коленях – 3000 руб.

Важно знать! При наличии негабаритного груза водителю придется заплатить всего от 500 до 1500 рублей, вне зависимости от его суммарного веса и объема.

Разрешение на превышение нормативов

Какой штраф за перегруз грузового автомобиля полагается в 2019 году, мы уже выяснили, теперь самое время узнать, что делать, если перевести запрещенный объект просто необходимо. В подобных случаях законодательство РФ предусматривает специальное разрешение на транспортировку крупных и тяжелых кладей.

Получить его можно после составления индивидуальной характеристики багажа, куда входят следующие сведения:

  • Тип маршрута (межгород, региональный, или зарубежный);
  • Период пребывания в пути (рассчитать его нужно заранее, с учетом возможных остановок);
  • Населенные пункты и трассы, через которые ТС будет двигаться к месту разгрузки;
  • Технические характеристики транспортного средства;
  • Информация о владельце машины и о получателе багажа;
  • Данные по распределению веса перевозимого груза по осям.

После изучения перечисленных сведений, уполномоченный орган (Роставтодор) примет решение о выдаче документа, позволяющего транспортировать негабаритный багаж или о его аннуляции. Причем такая же процедура необходима и для перевозки опасных грузов. Ее игнорирование влечет за собой солидные штрафы или же лишение ВУ.

Правила перевозки крупногабаритного груза

Согласно действующим ПДД, получить разрешение на провоз негабарита для полного избавления от ответственности недостаточно. Ведь настоящие правила также заставляют водителя соблюдать и дополнительные требования по транспортировке особого багажа.

К ним относятся:

  • Нанесение опознавательных знаков на заднюю часть автомобиля (или прицепа);
  • Установка проблесковых маячков оранжевого цвета;
  • Соблюдение скоростного режима (60 км/час в городской черте, и 15 км/час по мосту).

Внимание! Грузовому ТС строго запрещается отклоняться от указанного в разрешении маршрута. В особых случаях Роставтодор и вовсе может выделить ему сопровождение.

Мы узнали, кто отвечает за перегруз машины по осям (перевозчик или грузоотправитель), и что грозит виновной стороне за невыполнение требований п. 23 настоящих правил. В заключение стоит добавить, что проверять массу подготовленного ТС лучше заранее, на специальных пунктах. Ведь помимо материального взыскания подобное нарушение влечет за собой высокий риск ДТП. А это уже совсем иная степень ответственности.

Оспаривание штрафов за перегруз по массе и осям

Правила перевозки грузов: максимально допустимая масса автомобиля и нагрузка на ось

Самой распространенной проблемой в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом является оспаривание штрафов за перегруз по массе и осям. Для юридических лиц сумма штрафа может быть весьма обременительной, а для частных перевозчиков и индивидуальных предпринимателей – фатальной.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272,

Максимально допустимая масса одиночного автомобиля:

Максимально допустимая масса автопоезда (в. ч. прицепные):

  • Двухосные – 18 т.;
  • Трехосные – 25 т.;
  • Четырехосные – 32 т.;
  • Пятиосные и более – 38 т.
  • Трехосные – 28 т.;
  • Четырехосные – 36 т.;
  • Пятиосные – 40 т.;
  • Шестиосные и более – 44 т.

Допустимая нагрузка на ось транспортного средства зависит от нормативной нагрузки автомобильной дороги, а также групп сближенных осей, и может варьироваться от 4 т. до 26 т.

В случае если груженое транспортное средство превышает весовые нормы более чем на 2 %, необходимо получать в Росавтодоре специальное разрешение на его транспортировку, согласовывать маршрут и уплачивать компенсацию за вред дорогам. В противном случае, собственника ТС и его водителя ждут административные санкции.

Размеры штрафов за перегруз

Согласно ст. 12.21 Кодекса об административных правонарушениях, отклонение от допустимых значений по нагрузке транспортного средства, влечет за собой:

· Водителю лишение права управления на 4 – 6 месяцев, а также штраф в размере от 1000 до 10000 руб.;
· Должностному лицу грузоперевозчика или грузоотправителя штраф в размере от 10000 до 50000 руб.;
· Собственнику ТС штраф в размере от 100000 до 500000 рублей.

Штраф можно получить как при проверке инспекторами на стационарных или мобильных постах, так и посредством фиксации автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). Чаще всего это происходит именно при помощи автоматических рамок, и тут возникает множество вопросов, касательно ее работы, принцип применения которой, во многих случаях, не соответствует Приказу Минтранса «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…» от 29.03.2018 г. № 119.

Как избежать штрафа за перегруз по массе и осям

Во избежание получения штрафа за перегруз транспортного средства следует регулярно проводить профилактику с технической и юридической стороны. Водитель должен четко знать все ограничения и внимательно следить за этим при погрузке машины.

· Наличие собственных мобильных весов и датчиков груза на осях;
· Контроль веса груза и его распределение в ТС в процессе загрузки;
· Никогда не подписываться в протоколах «с правонарушением согласен», т. к. водителя могут оштрафовать на 1000 рублей, а на юридическое лицо штраф придет в 100000 рублей.

Если все же штраф был выписан или получен почтовым отправлением, у владельца ТС есть 10 суток на его обжалование, или постановление о штрафе вступит в силу, что приведет к списанию денежных средств или блокировке расчетного счета. В таких ситуациях лучше незамедлительно обращаться за помощью к юристам с вопросом отмены штрафов за перегруз.

Обжалование штрафа за перегруз

Когда владелец транспортного средства получает штраф за перегруз, первым делом следует определиться, кто несет ответственность за административное правонарушение. Согласно Уставу Автомобильного транспорта, перевозка груза осуществляется в соответствии с договором, в котором фиксируются все основные аспекты, права и обязанности сторон, а также ответственность за погрузку: Грузоперевозчика и/или его представителя; Грузоотправителя и/или его представителя.

Соответственно, кто несет ответственность за перегруз по договору, тот оплачивает штраф, а при наличии оснований, оспаривает его собственными силами, или с привлечением квалифицированных специалистов. Это можно сделать через суд по месту составления административного протокола (совершения административного правонарушения) в течение 10 суток с момента оформления штрафа.

Когда можно оспорить штраф за перегруз

Исходя из судебной практики, отменить штраф очень сложно, а зачастую – невозможно. Судебные органы, как правило, не углубляются в ситуацию и в полной мере удовлетворяют все иски и требования ГИБДД. Однако существуют ситуации, при которых обжалование протокола об административном правонарушении является вполне реальным:

  • Штраф получил владелец, а транспортное средство было передано в аренду другому лицу;
  • Груз перевозился в личных, а не коммерческих целях. В таком случае размер штрафа будет составлять самый минимум;
  • Автомобиль был загружен сыпучим или жидким грузом. При условии, что максимальная допустимая масса не превышена, штраф за перегруз осей можно отменить вследствие отсутствия состава правонарушения, т. к. груз мог переместиться в процессе перевозки;
  • Несколько постов зафиксировали нарушение, однако первый из них не обнаружил перевеса на ось; это говорит о том, что при погрузке были соблюдены все весовые нормы, но в процессе перевозки произошло смещение груза и, соответственно, нагрузка на ось.

Услуги имущественного адвоката позволят вам освободиться от неприятных тягот и забот, гарантирует профессиональное решение вопроса, а также способствует благоприятному исходу в судебном разбирательстве.

Помощь юриста по штрафам за перегруз

Транспортные компании намного чаще получают штраф за нарушение допустимых значений нагрузки на ТС и его оси, чем предприниматели или частные лица. Если первые могут позволить себе в штате специального юриста, который занимается урегулированием данных ситуаций, то ИП или частникам приходится самостоятельно собирать документы, углубляться в тонкости нормативно-правовых актов, посещать суды.

Юридическая помощь квалифицированного специалиста поможет вам избавиться от всех хлопот связанных со штрафом за перегруз, существенно занизит его размер или вовсе отменит в короткие сроки.

Срок обжалования до 10 рабочих дней с момента передачи юристу всех документов.

Наши преимущества:
· Более 9 лет юридической практики;
· Сэкономили перевозчикам и грузоотправителям суммарно более 40 млн рублей;
· Не даем пустых обещаний, выявляем все риски;
· Доступные условия и удобный сервис.

О введении в 2021 году временных ограничений нагрузок на оси транспортных средств в отношении республиканских автомобильных дорог общего пользования

С 25 марта по 20 апреля 2021 года (далее – весенний период) вводятся временные ограничения нагрузок на оси транспортных средств, самоходных машин в пределах от 6 до 9 тонн на одиночную ось в отношении республиканских автомобильных дорог общего пользования в соответствии с перечнем республиканских автомобильных дорог согласно приложению 1 к Постановлению № 4

Временные ограничения в весенний период не распространяются на транспортные средства, самоходные машины:

  • при проезде по республиканским автомобильным дорогам и их участкам, указанным в подпунктах 2.1.1 и 2.1.2 пункта 2 Постановления № 4; осуществляющие перевозки пассажиров, живых животных, цветов, грузов гуманитарной помощи, лекарственных средств, почты и почтовых грузов, зерна, комбикормов, семенного фонда, семян рапса, удобрений, опасных грузов, молока и молочных продуктов, а также грузов, перевозимых в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом (изотермических фургонах, рефрижераторах и цистернах) для сохранности которых требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов;
  • осуществляющие деятельность по возведению, реконструкции, эксплуатации (содержанию и текущему ремонту), капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования;
  • осуществляющие перевозки грузов в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка, ликвидации чрезвычайных ситуаций или последствий дорожно-транспортных происшествий;
  • осуществляющие перевозки сушенки торфяной;
  • колесные тракторы, используемые в сельском хозяйстве;

С 24 мая по 15 сентября 2021 года (далее – летний период) вводится максимально допустимая нагрузка на одиночную ось не более 6 тонн в отношении республиканских автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием с 11 часов 00 минут до 20 часов 00 минут включительно при дневной температуре воздуха выше 25 °С.

Временные ограничения в летний период не распространяются на:

  • транспортные средства, самоходные машины при проезде по республиканским автомобильным дорогам (их участкам) по перечню согласно приложению 2 к Постановлению № 4;
  • транспортные средства, самоходные машины, осуществляющие перевозки пассажиров, живых животных, цветов, грузов гуманитарной помощи, битумов дорожных, бетонных и асфальтобетонных смесей, опасных грузов, зерна, комбикормов, семян рапса, семенного фонда, молока и молочных продуктов, а также грузов, перевозимых в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом (изотермических фургонах, рефрижераторах и цистернах) для сохранности которых требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов;
  • транспортные средства, осуществляющие перевозки отходов животного происхождения для их утилизации и (или) переработки;
  • транспортные средства, самоходные машины, осуществляющие деятельность по возведению, реконструкции, эксплуатации (содержанию и текущему ремонту), капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования;
  • транспортные средства, самоходные машины, осуществляющие перевозки, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и последствий дорожно-транспортных происшествий;
  • транспортные средства, осуществляющие перевозки сушенки торфяной;
  • колесные тракторы, используемые в сельском хозяйстве.

В соответствии подпунктом 2.3. пункта 2 Постановления № 4 при наличии специального разрешения на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь допускается проезд по республиканским автомобильным дорогам с превышением допустимых параметров, установленных подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего постановления, следующих транспортных средств:

  • перевозящих экспортные (импортные) грузы государств-членов Евразийского экономического союза;
  • начавших движение из пункта загрузки за пределами Республики Беларусь до 25 марта 2021 г. включительно (при наличии транспортных документов, подтверждающих начало движения в указанный срок);
  • перевозящих грузы по участкам автомобильных дорог общего пользования в населенные пункты (из населенных пунктов), которые располагаются в пределах до 50 километров включительно от республиканских автомобильных дорог, входящих в основной маршрут движения, на котором не выявлено превышение допустимых параметров, установленных настоящим постановлением.