Можно ли почистить катализатор в автомобиле?

А можно ли как-нибудь почистить катализатор?

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    А можно ли как-нибудь почистить катализатор?

    снять залить керосина. очистителя карбюратора. еще чего.

    Самый верный способ — ломом дырку пробить. 🙂 Так многие делают — серьезно.

    вот в целях профилактики, чтоб потом не пришлось пробивать ломом.

    Катализатор мыть бесполезно. Там горят остатки бензина в присутствии «катализатора» — чистая химия за 10 класс средней школы. Предложу парадоксальный, но действенный метод.
    Вкрутить «убитые» свечи и погонять по трассе.
    Несгоревший бензин обильно полетит в катализатор, там сгорит и сожгёт попутно всё то, что ты хотел промыть.
    При этом может гореть лампочка «перегрев катализатора».
    Этого допускать надолго нельзя (сразу отпускать педаль газа), чтобы не заплавить «соты» катализатора.
    Этот способ значительно действеннее любой промывки.

    каталзатор лучше удалить. с нашим бензином он один фиг не нужен. а удаляецца он легко. проверенно.

    Промыть? А он не засоряется :))) Он, стволочь, плавится! Так что только ампутация, иных вариантов нет.

    а зачем его промывать, выбить и всё. Или ты за природу переживаешь?- в таком случае с нашим топливом вообще пешком ходить надо 🙂

    Не пробивать, а менять надо, если сдох! Катализатор для того и стоит, чтобы топливо, в том числе и нашу дрянь, дожигать и не гадить в атмосферу!

    Либо лом, либо замена на новый.

    Были случаи, когда труха от сот катализаторных попадала в цилиндры (было и такое).
    Результат плачевен.
    А по поводу промывки — вот как сам снимешь, так сразу и поймешь, есть ли там чего помыть.

    Если он ещё не конченный,а только в «пыли»,его можно промыть водой, только в обратку, с полным съёмом и хорошим напором-объёмом(не керхером. ).Охота возится действуй.Результат однозначно положительный,делали на европейках.
    И упаси тебя Бог от рекомендаций ИгоряАА — СГОРИШЬ(. ) нах.
    Это из моей(!) практики.

    Береш сверло диаметр 18-22 зажимаеш в древний большой сверлильный станок просверливаеш и забываеш что такое катализ

    Нельзя почистить, только менять. Умники тут советуют выбивать и не париться. Вывести бы детей этих умников на закрытые стоянки вроде паркингов в супермаркетах или подземные паркинги и пускай стоят и дышут всей этой дрянью.

    andreika
    а как определить конченный или не конченный?
    просто вот подумал а не промыть ли мне катализатор в целях профилактики.
    ибо
    1. атмосфэру загрязнять не хочу
    2. на ТО хочется видеть низкий уровень загрязнений
    3. япы от нечего делать не поставят, раз стоит значит нужен.
    из курса школьной химии помню, что в кач катализатора применяется платина и т.п., т.е. там скорее всего напыление катализатора на те самые соты, вот и думаю, если промывать водой с мылом, не смоет ли она собственно сам катализатор?
    бензином, прочими растворителями — тоже самое, не смоют ли они вещество катализатора с сот, одно дело газ, другое жидкая фаза.

    Снял на днях нейтрализатор — а он просвечивается насквозь, солнышко видать. Я так понимаю, что он в порядке? Никаких оплавлений или растрескиваний или еще чего необнаружено. Есть какие либо мнения?

    Промывка катализатора автомобиля своими руками: выбираем средство

    1. Что указывает на загрязнение
    2. Методы очистки
    3. Механическая чистка
    4. Химическая очистка
    5. Чего делать не стоит

    Всем привет! В некоторых случаях промывка катализатора становится необходимостью, поскольку система оказывается забитой и закупоренной.

    Катализатор входит в состав выхлопной системы. Его полное название звучит как каталитический нейтрализатор. Задача узла заключается в том, чтобы снизить количество попадающих в атмосферу вредных компонентов.

    Стоит отметить, что на некоторых авто, особенно это касается дизельного двигателя, дополнительно применяется система доочистки Adblue. Ее суть заключается в подаче мочевины. Если интересно, в отдельном материале подробно расскажем про эту систему.

    Что же касается промывки катализаторов автомобиля, то зачастую это можно сделать своими руками. Для этих целей используют различные средства и методы.

    Что указывает на загрязнение

    Довольно часто промывка катализатора проводится на отечественных автомобилях и на стареньких иномарках. Но это бывает актуально и для достаточно свежих машин. Тут логично выполнить проверку катализатора на забитость, и поставить диагноз.

    Средняя продолжительность жизни нейтрализатора составляет 100-150 тысяч километров. Но при грамотном уходе и при использовании качественного топлива, он может прослужить значительно дольше.

    Если система забилась, ее можно попытаться очистить. Но иногда единственным решением становится замена.

    Тот факт, что катализатор нуждается в очистке, подтверждается несколькими характерными симптомами:

    • двигатель теряет мощность;
    • машина медленнее разгоняется;
    • возникают сложности с пуском мотора;
    • ДВС нестабильно ведет себя на холостых;
    • двигатель может самопроизвольно выключаться;
    • повышается уровень потребления топлива;
    • горит лампа проверки двигателя;
    • меняется цвет выхлопа.

    Последний симптом актуален, если система забита действительно сильно.

    Это может произойти на таких авто как Лада Гранта, Рено Дастер, ВАЗ 2110 и не только.

    Конечно же, можно вообще удалить катализатор , но тут важно понимать возможные последствия. О них мы уже писали.

    Правильнее всего проверять состояние путем демонтажа и визуальной оценки состояния. Если на сотах образовались загрязнения, тогда их следует удалить. Это позволит продлить жизнь нейтрализатору.

    Методы очистки

    Важно понимать, что промывка не является панацеей, и она помогает не во всех ситуациях.

    Методику очистки можно разделить на 2 большие категории:

    • физическая;
    • химическая.

    В первом случае основное средство будет в виде наждачной бумаги. Во втором это жидкость, специальная автохимия. Некоторые промывают просто димексидом, другие берут полноценные химические средства, направленные на борьбу с отложениями в каталитическом нейтрализаторе.

    Механическая чистка

    Если речь идет о незначительных отложениях на фильтре, тогда попытаться их удалить можно с помощью обычной наждачной бумаги.

    Такой способ очистки требует времени, усидчивости и аккуратности.

    Думаю, купить мелкозернистую наждачку не составит труда. Ее цена копеечная, и продается в любом строительном магазине. От автомобилиста потребуется выполнить следующее:

    • демонтировать катализатор;
    • подготовить наждачку;
    • аккуратно, не сильно надавливая на соты, начать очистку;
    • перемещать наждачку следует круговыми движениями;
    • очищенные загрязнения сдуть сжатым воздухом.

    На этом работа завершена. Можно ставить узел на место.

    Нельзя сильно давить на соты, поскольку часто они выполнены из хрупкой керамики.

    Приложив слишком большое усилие, вы рискуете окончательно вывести катализатор из строя.

    Химическая очистка

    При сильных загрязнениях, как ни странно, прибегают к химической очистке.

    Сейчас в продаже представлено огромное количество специальных средств, направленных на восстановление и промывку каталитического нейтрализатора.

    При отсутствии специальной автохимии, можно воспользоваться этанолом или жидкостью для карбюраторов.

    Среди наиболее востребованных и эффективных химических средств стоит выделить такие:

    • CatCIean GAT;
    • Nekker;
    • Liqui Moly Catalytic-System Clean;
    • Hi-Gear HG 3270;
    • Fenom Catalytic Converter Cleaner;
    • Pro-Tec DPF & Catalyst Cleaner;
    • Lavr и пр.
    Читайте также  Как обшить салон автомобиля кожей своими руками?

    Такие производители как Лавр, Ликви Моли и Хай-Гир хорошо известны отечественным автомобилистам.

    Несмотря на неоднозначную репутацию автохимии, в случае с очистителями катализаторов точно нельзя говорить об их низкой эффективности. Эти средства прекрасно справляются с поставленными задачами.

    Будьте внимательными, поскольку у каждого средства есть своя инструкция по применению. Следовать нужно только ей. Как правило, это просто подача жидкости через распылитель внутрь устройства. Тут может потребоваться вспомогательное оборудование. Зато многими очистителями можно промыть катализатор, не разбирая, а порой даже и не снимая его с авто.

    Что же касается карбклинера, то есть очистителя для карбюраторов, то в его использовании все просто и понятно. Инструкция универсальная для любого производителя. Здесь необходимо:

    • подготовить пластиковую тару, куда поместится катализатор;
    • демонтировать сам узел;
    • осмотреть на возможное наличие повреждений;
    • обильно полить соты жидким очистителем;
    • обернуть элемент в ткань;
    • поместить в пластиковую тару;
    • через 20-30 минут промыть соты под проточной горячей водой;
    • просушить и продуть сжатым воздухом;
    • повторить процедуру еще 1-2 раза.

    Когда карбюраторный очиститель не помогает даже после 1-2 процедур, стоит задействовать более агрессивные средства. К примеру, керосин.

    Чего делать не стоит

    Для начала хочется сказать, что заниматься чисткой катализатора в домашних условиях, используя для этого свою ванну или раковину, не стоит. Химия очень агрессивная, а потому может повредить эмаль ванной, испортить элементы декора.

    Еще категорически не рекомендуется просверливать отверстия в забитом нейтрализаторе. Как ни странно, но мощность и стабильность в работе двигателя это вернет. Но зато существенно повысится токсичность выхлопных газов, увеличится шумность работы выхлопной системы.

    При продолжительной эксплуатации авто с просверленным катализатором, последствия могут быть куда более серьезными. Это негативно скажется на всем двигателе и связанными с ним системами.

    Поскольку катализатор вещь довольно дорогостоящая, не все хотят его покупать для замены. Зато популярным решением является замена катализатора на пламегаситель , о чем мы уже вам рассказывали.

    А по этой ссылке можете почитать о видах нейтрализаторов, правилах подбора и эксплуатации.

    Какими средствами для очистки пользуетесь вы? Насколько они эффективные, и оправдывает ли автохимия свою стоимость?

    Обязательно оставляйте свои отзывы и ответы. Расскажите о собственном опыте восстановления каталитического нейтрализатора.

    Мы же будем с вами прощаться. Всем спасибо за внимание!

    Как почистить катализатор машины своими руками? Доступные способы!

    Катализатор в современном автомобиле необходим для снижения токсичности выхлопных газов. Эта деталь имеет ограниченный ресурс, поэтому со временем возникает необходимость в её замене и очистке.

    Каталитический нейтрализатор вне зависимости от модели машины, на которую он установлен, стоит довольно дорого. По этой причине многие водители задаются вопросом, как почистить катализатор не снимая с машины?

    Вариант без проведения демонтажа находится в приоритете у владельцев транспортных средств, ведь на многих автомобилях извлечь данную деталь можно только способом вырезания болгаркой из системы удаления выхлопных газов.

    О том, можно ли прочистить катализатор на авто будет подробно рассказано в статье.

    Когда самостоятельная чистка может быть эффективна?

    Прежде чем приступать к активным действиям, необходимо выяснить в каких случаях чистка этой детали способна принести какую-либо пользу.

    Промывка катализатора автомобиля специальными жидкостями может быть наиболее эффективна при:

    1. Выполнении профилактических мероприятий.
    2. Сильной забивке сот катализатора сажей.

    Если нейтрализатор ещё не вышел из строя, но уже замечается незначительное снижение мощности двигателя и увеличение расхода топлива, то чтобы продлить срок службы, производится очистка химическим способом.

    При сильной забивке сот, но при отсутствии оплавлений такой метод также позволяет значительно продлить ресурс детали. А также увеличить мощность двигателя и уменьшить расход топлива.

    Способы очистки нейтрализатора

    Специалистами по ремонту автомобилей практикуются следующие варианты очистки каталитического нейтрализатора:

    • профилактическая чистка моющим средством;
    • многократная промывка;
    • механическая чистка.

    Профилактическая чистка, как правило, проводится при пробеге 70 – 80 тыс. км. Такой способ позволяет обойтись без демонтажа детали. Обычно применяют жидкость типа Hi-Gear HG3270.

    Многократная промывка применяется для очистки сильно загрязнённого элемента. Для того чтобы очистить нейтрализатор таким способом потребуется разобрать часть выхлопной системы автомобиля. При таком способе используется в основном жидкость типа ABRO.

    Механическая чистка проводится с помощью компрессора и щётки. Такой вариант очистки каталитического нейтрализатора также выполняется на демонтированном участке выхлопной трубы.

    Необходимость в применении механической очистки возникает в случае, когда удалить загрязнение с помощью промывки детали не удаётся.

    Как почистить катализатор не снимая с машины?

    Наиболее подходящей жидкостью для чистки катализатора является Hi-Gear HG3270.

    Это профессиональное средство позволяет не только эффективно удалить нагар на элементах выхлопной системы автомобиля, но и почистить карбюратор, топливопровод и бак машины от отложений.

    После использования очистителя Hi-Gear наблюдаются следующие положительные изменения в различных системах автомобиля:

    • удаляются углеродные отложения;
    • увеличивается мощность двигателя;
    • снижается расход топлива;
    • понижается токсичность выхлопных газов;
    • устраняется повышенная детонация топлива.

    Все эти преобразования возможны только в том случае, если для очистки катализатора будет использоваться только оригинальное средство. Также следует внимательно отнестись к рекомендациям по использованию Hi-Gear.

    Инструкция по применению очистителя Hi-Gear

    Чистка катализатора автомобиля с помощью Hi-Gear HG3270 будет успешной только в том случае, если будут соблюдены следующие условия:

    1. Наполнить бензобак на 1/3.
    2. Залить очиститель Hi-Gear в бензобак.
    3. Заправить бак на 100%.
    4. Эксплуатировать машину до полной выработки всего объёма топлива.

    Одной упаковки Hi-Gear достаточно для заливки в топливный бак объёмом 60 – 70 литров.

    Для получения максимального эффекта не рекомендуется дозаправлять машину в процессе эксплуатации на топливе с присадкой. В противном случае произойдёт снижение концентрации действующего вещества, что негативно отразится на процессе удаления отложений, образовавшихся на ячейках катализатора.

    Смотрите видео про очиститель каталитического нейтрализатора Hi-Gear HG3270:

    Механический метод

    Можно ли промыть катализатор, если эта деталь сильно загрязнена? В этом случае лучше воспользоваться механическим методом очистки детали.

    Выполняется эта работа в такой последовательности:

    1. Катализатор снимается с выхлопной системы машины.
    2. Загрязнившиеся соты с помощью мелкой наждачной бумаги аккуратно очищаются.
    3. Каталитический нейтрализатор продувается сжатым воздухом.

    Механический метод особенно хорошо показал себя при очистке катализаторов машин, работающих на дизеле. Эта деталь сильно загрязняется в таких автомобилях, поэтому при аккуратном подходе удаётся восстановить пропускную способность изделия.

    Выполнять работу следует очень аккуратно, чтобы не повредить внутреннюю часть изделия, которая изготавливается из специальной керамики.

    Советы и рекомендации

    Если после добавления присадки в бензин не удалось восстановить работоспособность катализатора, то тогда не обойтись без разборки выхлопной системы автомобиля.

    Если способ механической очистки своими руками по тем или иным причинам невозможно будет выполнить, то можно попытаться промыть жидкостью для очистки катализаторов.

    Человек на видео, рассказывает про промывку катализатора своими руками:

    Использовать для этой цели бензин, ацетон или другие растворители категорически не рекомендуется.

    Прежде, чем почистить катализатор необходимо убедиться в том, что его внутренние части не деформированы. Если в результате проверки будут выявлены значительные участки с оплавленными сотами, то потребуется полная замена каталитического нейтрализатора.

    Читайте также  Куда спрятать маяк в автомобиле?

    Несмотря на рекомендации полного удаления катализатора из выхлопной системы автомобиля многими гаражными мастерами, делать этого не стоит. Отсутствие катализатора в машине значительно увеличивает токсичность продуктов образующихся в результате сгорания автомобильного топлива.

    Грамотная прочистка катализатора в автомобиле

    К числу важнейших операций, помогающих повысить эффективность работы автомобиля, принадлежит прочистка его катализатора, или каталитического нейтрализатора. Функционально эти устройства предназначены для снижения объёма вредных веществ, которые образуются в результате сгорания и затем выбрасываются в атмосферу, ухудшая экологическую ситуацию. Конструктивно ресурс катализатора рассчитан, в среднем, на пробег в 140 –160 тысяч км. Нередко он функционирует дольше, если машина эксплуатируется грамотно, с использованием качественного горючего. Влияют на это и иные причины. В случае нагромождения нежелательных факторов катализатор забивается и выполняет свою функцию значительно хуже.

    Выйти из этого положения удаётся, основательно прочистив его или же заменив. Поэтому каждый водитель должен знать, как прочистить катализатор, не прибегая к покупке нового. Это позволит автомобилистам экономить средства, улучшив эффективность действующих устройств собственными силами.

    Симптомы загрязнения катализатора

    Рачительный хозяин автомобиля никогда не будет ждать до упора, когда катализатор загрязнится, перестанет выполнять возложенные на него задачи так, как полагается. Он систематически контролирует его состояние, чтобы ситуация не дошла до крайней точки. Многие водители интересуются, как проверить катализатор. Для этого необходимо постоянно следить за тем, как автомобиль работает. Есть определённые практикой симптомы, по которым удаётся определить его состояние. Типичные признаки неисправности катализатора автомобиля, как утверждают специалисты, следующие:

    • при движении машины наблюдается неожиданное снижение ее мощности;
    • автомобиль без видимых оснований плохо набирает скорость;
    • время от времени возникают непредвиденные сложности с запуском мотора;
    • двигатель начинает капризничать, работая в холостом режиме;
    • бывают случаи, когда двигатель самопроизвольно отключается, глохнет;
    • фиксируется повышенный, против естественного, расход горючего;
    • загорается предупреждающая лампочка Check Engine.

    Если налицо хотя бы один из этих характерных симптомов, тем более – их комплекс, автомобилисту надо без оттяжки внимательно рассмотреть катализатор – скорее всего, он забит.

    Очистка сильных загрязнений катализатора химическими средствами

    Чтобы эффективно очистить катализатор, его целесообразно снять, так как в таком виде легче осматривать, чистить от всевозможных загрязнений в автомобиле. Многолетняя практика автомобильного дела в стране и за рубежом выработала немало продуктивных метолов очистки:

    • тщательная промывка катализатора автомобиля от грязи;
    • очистка наждачной бумагой;
    • очистка не только фабричными средствами, но и «народными», своими руками.

    У опытных водителей одним из наиболее популярных методов стала очистка катализатора химическим способом. Чаще всего к нему прибегают тогда, когда катализатор основательно загрязнён и механическим способом, при всём желании, его вряд ли удастся очистить.

    Для «химии» современная промышленность предлагает водителям огромный арсенал всевозможных химических средств, большинство из которых отлично зарекомендовало себя на практике, отличаясь надёжностью и приемлемо ценой. Многие успешно используют также жидкость, предназначенную для карбюратора, а также этанол. Следует обратить внимание на необходимость чёткого выполнения всех инструкций, прилагаемых к таким жидкостям производителями, а также тщательного обхождения с ними.

    Вот примерный алгоритм использования жидкости для карбюратора. Катализатор, который требует очистки, снимается с машины и осматривается. Если на нём нет никаких деформаций, подбирается тара (высокое ведро или иной сосуд), в котором он сможет поместиться вертикально. Поместив его туда, обильно поливают карбюраторной жидкостью, затем закутывают в тряпки и вертикально устанавливают в тару. Примерно через полчаса капитально промывают его «соты» с помощью горячей воды. Вся эта процедура проделывается, повторяем, лишь тогда, когда на катализаторе нет повреждений. Если же они обнаружатся, поневоле придётся менять фильтрующий элемент.

    Необходимо ещё раз подчеркнуть необходимость тщательного соблюдения в процессе такой очистки элементарных правил техники безопасности. Некоторые водители, игнорируя их, умудряются промывать катализатор непосредственно в своём доме или квартире, поместив его в ванную комнату. Это категорически не рекомендуется, поскольку химические вещества, входящие в средство для очищения карбюратора, с высокой вероятностью могут разъесть эмаль раковины или ванной, повредить интерьер, не говоря уже о неприятных запахах, вывести которые потом буде непросто, да и грязных подтёков в ванной останется немало.

    Катализатор автомобильный

    Такую не очень приятную процедуру желательно проводить на открытом воздухе, в месте, где «химия» никому, ничему не повредит. Когда промывка катализатора водой закончена, его хорошо просушивают, продувают с помощью сжатого воздуха. Нередко для того используют обыкновенный мощный фен, подключая его с помощью электрической переноски. А по завершении сушки весь процесс надо повторить заново.

    Бывают случаи, когда катализатор настолько загрязнён, что и двух попыток для требуемого уровня его чистоты оказывается недостаточно. Тогда прибегают к третьему и даже четвёртому повторению. Как самый крайний вариант, используют очень мощные моющие средства, в частности керосин. Как видим, вся процедура требует немалого времени, терпения, однако обойти их и облегчить себе работу вряд ли удастся, зато эффект от неё будет разительным.

    Очистка катализатора с помощью наждачной бумаги

    Надёжным способом очистки катализатора на практике зарекомендовал себя также «дедовский» вариант его восстановления с помощью обыкновенной наждачной бумаги. Если фильтрующий элемент не крепко обезображен продуктами горения, «наждачка» отлично помогает чистоту катализатора восстановить. Каталитическим внутренностям вернуть чистоту придётся, правда, за счёт, больших физических усилий, усидчивости, однако прекрасный конечный результат того, конечно же, стоит.

    Для работы применяется мелкозернистая наждачная бумага и снимается катализатор. С её помощью налёт осторожно удаляется за счёт круговых движений. Их надо делать максимально осторожно, дабы не повредить «соты». Это очень важно, иначе невзначай повреждённые «соты» (они чаще всего керамические) затем волей-неволей придётся менять – покупать новые, тратя лишние деньги. Потом процедуру повторяют ещё раз и продувают устройство сильной струей воздуха.

    Средство для восстановления катализаторов

    В последнее время широко применяемыми являются специальные промышленные средства, позволяющие капитально чистить катализатор авто от нагара, прочих лишних продуктов сгорания. Хорошо зарекомендовали себя как лучшие отечественные, так и фирменные зарубежные средства, например, изделия британской фирмы Nekker, заслуженно считающиеся в мире одними из самых эффективных.

    Как не рекомендуется чистить устройство

    Нередко водителями, спешащими решить проблему с загрязнённым катализатором как можно быстрее, руководит элементарная спешка. Ради экономии средств, времени они необоснованно отказываются от испытанных временем методик за счёт приобретения действительно надёжных чистящих средств и прибегают к однозначно сомнительным вариантам, лишь усугубляющим ситуацию.

    Например, пробивают или просверливают в катализаторе дополнительные дырки. Частично это вправду помогает немного реанимировать упавшую мощность мотора, зато экологическая составляющая его работы, а именно объём выброшенных в атмосферу вредных веществ, в таком «дырявом» формате будет ужасающей. Помимо того, в процессе движения резко поднимется шум в выхлопной трубе. Ясное дело, что по-настоящему хозяйственные водители к таким неприемлемым вариантам не прибегают – они берегут и свой автомобиль, и окружающую среду.

    Читайте также  С какой стороны бак в автомобиле?

    Можно ли чистить катализатор?

    Каталитический конвертер автомобиля очищает выхлопные газы от вредных компонентов, превращая их в нейтральные вещества в ходе реакций окисления и восстановления. В результате в атмосферу выводятся азот, вода и углекислый газ — ее естественные компоненты.

    Очистка происходит в системе тонких керамических сот (реже — металлических), покрытых платиной, палладием и родием. Драгоценные металлы ускоряют реакции при заданной температуре. Соты могут забиваться несгоревшими остатками топлива и подвержены механическому повреждению. Как правило, это ведет к замене нейтрализатора, но в ряде случаев срок его службы можно продлить.

    Как забивается катализатор

    Нейтрализатор газов рассчитан на использование рекомендуемого топлива — с определенным октановым числом и без сторонних примесей. Время безотказной работы катализатора увеличивают осторожная езда и хорошее качество дорожного покрытия. Желательно избегать попадания машины с незаглушенным двигателем в воду или снежные сугробы и старта из подобной среды.

    Катализатор рассчитан на определенный состав бензина, температуру и давление газов. При попадании в топливо посторонних веществ в виде масла, примесей и присадок, использовании горючего с низким октановым числом, частом превышении давления и температуры во время экстремальной езды катализатор подвергается дополнительной нагрузке. То же происходит и при нещадном режиме использования двигателя — постоянной быстрой езде, частом резком старте и наборе оборотов, пропусках зажигания. Существует три вида повреждений каталитического конвертера:

    образование на сотах налета, снижающего очистительную способность катализатора и сечение, доступное для прохождения газов;

    механическое повреждение сот с образованием мелких осколков керамики и пыли;

    расплавление материала сот и образовавшегося налета с комками, закупоривающими трубки сот.

    Как узнать, что катализатор забит

    При незначительной степени повреждения, своевременном обнаружении неисправности и конструктивной доступности сот возможна очистка катализатора. На практике автолюбители обращаются на СТО, когда езда на машине уже значительно затруднена. Определить, забит ли катализатор, можно по следующим признакам:

    двигатель хуже заводится, случаются пропуски зажигания;

    автомобиль теряет тягу — мощность мотора снижается;

    обороты не набираются выше 2–4 тыс., нажатие педали газа не ведет к их увеличению;

    появляется запах бензина в салоне.

    Обратить внимание на неполадки в работе катализатора и обследовать его нужно при первых же подозрениях. При запущенной стадии и существенном загрязнении конвертера снижается шанс очистки, и замена этого дорогостоящего узла становится необходимой.

    Варианты дополнительной проверки катализатора: попытка набрать обороты на холостом ходу, замер противодавления с помощью манометра и трубок, подсоединенных вместо лямбда-зондов, осмотр с помощью эндоскопа, шланг которого заводится в те же отверстия, изменение и появление в салоне запаха выхлопных газов.

    Разбор катализатора для осмотра и очистки

    Извлечение каталитического конвертера может быть затруднительным для обычного автолюбителя. Разборные соединения прикипают под действием высокой температуры и не всегда они есть — катализатор может быть вварен в выхлопную трубу или встроен в выпускной коллектор. Диагностируют, снимают и прочищают нейтрализатор газов чаще всего на СТО. Специалисты с необходимым опытом, инструментами и материалами разбирают соединения, срезают катализатор с трубы или вырезают в стенке его корпуса проем для извлечения сот.

    Способы очистки катализатора

    Наиболее распространена промывка конвертера карбюраторной жидкостью или специальными составами. Для нее понадобится снять или срезать катализатор вместе с корпусом или вынуть соты. Последовательность действий:

    Перед промывкой конвертер осматривается (расплавление на торцах сот указывает, что промывка бесполезна).

    Соты продуваются сжатым воздухом для удаления механических осколков.

    В корпус или соты заливается жидкость для карбюратора (извлеченные соты оборачиваются тряпкой), катализатор оставляют на 20 минут.

    Конвертер тщательно промывается сильной струей горячей воды (в домашних условиях едкий состав способен повредить раковину или ванну).

    После длительного просушивания и повторной продувки узла все действия проводятся еще раз.

    Дополнительно можно замочить катализатор в солярке или керосине на день или на ночь.

    Не рекомендуется использовать для промывки бензин, ацетон, спирт и другие бытовые растворители.

    Физическая очистка применяется при обнаружении незначительных загрязнений или оплавлений торцов сот, обращенных к двигателю. Поверхность тщательно и аккуратно обрабатывается наждачной бумагой для устранения налета. Доступ к сотам осуществляется через широкое входное отверстие, но может понадобиться их извлечение. После обработки начинка катализатора продувается для удаления мелких частиц.

    Топливные присадки помогают прочистить катализатор без его снятия, однако следует использовать только проверенные средства и только для определенных моделей авто. Неподходящий для вашей модели двигателя и катализатора состав может привести к еще большим повреждениям.

    Как не следует чистить катализатор

    Не рекомендуется использовать для промывки бензин, ацетон, спирт и другие бытовые растворители. Они повреждают напыление активных металлов на стенках сот и образуют налет.

    Распространенный способ «очистки» с помощью многократного резкого старта, набора оборотов и остановки двигателя способен только ухудшить ситуацию. Керамика испытывает постоянную температурную и динамическую нагрузку, что еще больше повреждает соты.

    Не менее популярное выбивание или высверливание катализатора ведет к потере его работоспособности как очистителя газов и образованию множества мелких частиц. При работе двигателя с поочередно открывающимися выпускными клапанами и одновременным открытием впускного и выпускного клапанов частицы разносятся по всему коллектору и могут попасть в цилиндры, а при наличии в конструкции патрубка рециркуляции напрямую попадают в топливо. Происходит абразивный износ стенок цилиндров, что ведет к дорогостоящему ремонту двигателя.

    При значительных повреждениях в большинстве случаев требуется замена катализатора. Неплохой альтернативой дорогостоящим фирменным изделиям могут стать универсальные или ремонтные нейтрализаторы с меньшей ценой. Удешевить замену может продажа старого катализатора для извлечения драгметаллов.