Какие бывают фары у автомобиля?

Виды автомобильных фар

Фары современного автомобиля — это не просто фонари, а сложные светотехнические устройства, которые постоянно совершенствуются. Сегодня в фарах используются различные источники света, а сами фары имеют особое устройство, позволяющее достичь нужных характеристик. О видах автомобильных фар и перспективах автомобильной светотехники читайте в этой статье.

Типы и маркировка автомобильных фар

Вплоть до начала 1990-х годов на всех автомобилях устанавливались классические фары, оборудованные различными видами ламп накаливания, но сегодня можно выделить как минимум три типа фар, которые отличаются используемыми в них источниками света:

— Фары с лампами накаливания;
— Фары с ксеноновыми лампами;
— Фары со светодиодами.

Прежде чем говорить о каждом из этих типов фар, нужно несколько слов сказать об их маркировке.

Каждая фара имеет на рассеивателе маркировку, которая говорит о характеристиках фары, ее особенностях и сферах применения. Маркировка установлена международным стандартом и имеет следующую структуру:

— Верхний ряд букв — обозначение категории;
— Средний ряд цифро-буквенных индексов — знак международного утверждения (буква и цифра в кружке), код выдавшей утверждение страны и сила светового потока для дальнего света (округленно);
— Стрелка (или ее отсутствие) — обозначение назначения фары для право- или левостороннего движения;
— Нижний ряд цифро-буквенных индексов — код официального утверждения.

Наибольший интерес для рядового автовладельца представляет верхний буквенный ряд, который обозначает категорию фары. В нем могут присутствовать следующие буквенные коды:

— H — фара только для галогенных ламп;
— C — фара ближнего света;
— R — фара дальнего света;
— S — лампа-фара;
— PL — рассеиватель изготовлен из пластика;
— B — противотуманная фара.

Также нужно сказать и о стрелке под знаком международного утверждения. Отсутствие стрелки означает, что фара предназначена для правостороннего движения, наличие стрелки — для левостороннего, а двухсторонняя стрелка означает, что фара универсальна.

Фары с лампами накаливания

Наиболее распространенными остаются фары с лампами накаливания. Однако сегодня в фарах все чаще используются галогенные лампы или лампы, наполненные ксеноном и криптоном. В галогенных лампах вольфрамовая нить накала (или две нити в случае двухнитевых ламп) помещены в колбу, заполненную парами йода или брома. Эти газы предотвращают осаждение на стенках колбы атомов вольфрама, испарившихся с нагретой до 3000°С нити накала, что значительно продлевают срок службы лампы.

Существует несколько типов галогенных автомобильных ламп, которые отличаются способом установки в фаре и подключением к бортовой электрической сети. Наиболее часто используются лампы типов H1, H3, H4, H7, H9, H11, HB3, HB4 и R2, причем среди всех этих типов наибольшее распространение получили лампы H4.

Мощность галогенных ламп может достигать 130 Вт (хотя обычно она лежит в пределах 35-60 Вт), световой поток — порядка 1000 лм для ближнего света и 1650 лм для дальнего, однако некоторые типы ламп создают световой поток до 2100 люмен.

Фары с ксеноновыми лампами

Нужно сразу отметить, что здесь речь идет о газоразрядных ксеноновых лампах, которые имеют кардинальные отличия от обычных ламп накаливания. В этих лампах световой поток создается электрической дугой, возникающей между электродами, помещенными в колбу с ионизированным газом.

Интересно, что ксеноновые автомобильные лампы имеют принципиальное отличие от ксеноновых ламп, используемых в фотовспышках или мощных кинопроекторах. В автомобильных лампах основной световой поток создается дугой, возникающей в атмосфере паров ртути и солей скандия и натрия, а ксенон выступает здесь в качестве «запала» для быстрого (доли секунды) розжига лампы. Поэтому автомобильные ксеноновые лампы де-факто являются металлогалогенным источником света, но этот термин не прижился, так как создавал путаницу. И первые производители газоразрядных ламп назвали их ксеноновыми, что подчеркнуло их отличие от обычных галогенных ламп накаливания.

Для работы ксеноновых ламп необходимо постоянное напряжение 42 или 85 вольт (в зависимости от типа), однако для розжига через лампу нужно пропустить импульс переменного тока напряжением до 25 000 вольт и частотой от 400 Гц. Такой импульс формируется специальным электронным блоком розжига, индивидуальным для каждой лампы.

Ксеноновые лампы создают мощный световой поток (до 3200 лм), но при этом они экономичнее и долговечнее ламп накаливания. Однако большим недостатком является необходимость установки блока розжига для каждой лампы.

Сегодня ксеноновые лампы стандартизированы по типу цоколя и другим характеристиками. Наиболее часто находят применение лампы типов D1S, D1R, D2S, D2R, D3S, D3R, D4S и D4R. Здесь код «S» означает, что лампа предназначена для фар прожекторного типа, а «R» — для фар с отражателями (рефлекторного типа).

Светодиодные фары

Это новый тип фар, который, в сущности, все еще находится в экспериментальной стадии. Впервые светодиоды на автомобилях были использованы еще в 1992 году, однако тогда они заменяли лампы в габаритных огнях и сигналах поворота, и лишь только в последние годы светодиоды стали устанавливаться в фарах головного света.

В основе светодиодных фар лежат мощные сверхъяркие светодиоды, излучающие белый свет. Обычно такие фары изготавливаются в виде матриц — набора нескольких светодиодов, расположенных в ряд или в иной конфигурации.

У светодиодных фар есть ряд неоспоримых преимуществ:

— Экономичность (светодиод при равной яркости с лампой накаливания потребляет в разы меньше электроэнергии);
— Длительный срок службы (10 000 часов для светодиода — не предел);
— Нечувствительность к вибрациям и ударам;
— Малые габариты.

Но светодиодные фары имеют несколько недостатков, которые препятствуют массовому распространению этого источника света. Главный из недостатков — дороговизна мощных светодиодов и фар на их основе. Так, у автомобилей премиум-класса фары на светодиодах могут стоить более ста тысяч рублей за штуку! Это препятствует массовому распространению светодиодной светотехники на менее дорогих автомобилях.

Но у светодиодных фар есть большой потенциал, ведь они значительно меньше по габаритам, надежнее и по ряду показателей лучше фар на лампах накаливания или ксеноновых лампах. Так что в ближайшие годы светодиоды получат самое широкое применение.

Другие статьи

Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.

В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.

Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Виды автомобильных фар

Разновидности автомобильных фар

Автомобильные фары представляют собой основу всей системы электроприборов автомобиля. Наличие новейших типов электроники не поможет при необходимости надежно осветить путь перед машиной в темноте или при прочем ухудшении видимости. По этой причине, каждый собственник транспортного средства должен понимать, что входит в систему автосвета его авто и как работает каждый из элементов.

Существующая классификация элементов

Разделение фар на типы и разновидности происходит по нескольким признакам. А именно:

  • расположение в системе автосвета;
  • приоритетность;
  • тип используемых осветительных приборов.

В зависимости от размещения фары в автомобиле, она относится к группе передних или задних элементов. По приоритетности выделяются основные и дополнительные источники освещения. А по признаку используемых осветительных приборов фары делятся на галогеновые, ксеноновые или светодиодные. Причем наибольший интерес представляет собой третья группа, которую и стоит рассмотреть подробнее.

Все о галогеновых фарах

Говоря о галогеновых фарах, стоит упомянуть, что за счет простоты их принципа работы, данные элементы являются наиболее востребованными среди автолюбителей. А потому и распространены больше остальных типов. Соответствие всем предъявляемым требованиям, а также доступная под любой бюджет цена, приводят к тому, что галогеновым фарами оборудуется большинство автомобилей еще на конвейере завода-производителя. Свое название фары получили за счет принципа работы используемого источника света – галогеновой лампы. Этот элемент представляет собой улучшенную версию лампы накаливания, заполненную галогенами разных газов. Лампочки данного типа используются в фарах головного света и габаритных огнях. Причем, в отношении головного освещения могут применяться две конструктивные разновидности:

  • разделенная;
  • совмещенная.

При разделенном типе освещения в фару вставляются две разные лампочки, для каждого из режимов (ближний и дальний). В совмещенном варианте используется одна лампа с двумя нитями накаливания, которая, при переключении режимов, обеспечивает и дальний, и ближний свет.

Показатели работы галогенового типа фар

Галогеновые фары обладают всеми необходимыми для обеспечения безопасной езды характеристиками. А именно:

  • универсальный набор цоколей, подходящий пол большинство марок и моделей авто (Н1, Н3, Н4, Н7, Н9, Н11, НВ3/НВ4 и прочие);
  • сила светового потока измеряется в диапазоне 1500-2100 Люменов, что говорит о достаточно ярком луче;
  • стекла, используемые в оптике рассчитаны на воздействие высоких и низких температур;
  • отражатель выполнен из качественного листа металла, чтобы избежать деформации при нагреве;
  • эксплуатационный период порядка 450-1600 часов, исходя из качества использованных производителем материалов;
  • уровень потребляемой мощности в легковушке – 55Вт, в грузовике – 75Вт;
  • выдают луч теплого цветового спектра (желтовато-оранжевый), что в показателях цветовой температуры находится на уровне в 3200Кельвинов.
Читайте также  Что значит 25 ПТС автомобиля?

По яркости и уровню цветовой температуры галогеновые фары уступают более современным аналогам (ксенону и светодиодным фарам). Однако, существуют усовершенствованные модели лампочек, в состав газовой смеси которых добавлен ксенон, а светоотдача увеличена, что делает их свет более ярким и холодным. Имея в автомобиле галогеновую оптику, можно заменить лампочки в ней на комплект универсального ксенона. При этом стоит помнить, что «кустарная» установка ксеноновых ламп способна спровоцировать аварийную ситуацию на дороге или штраф для водителя. Поэтому подобную переделку стоит осуществлять при помощи квалифицированных специалистов и с оформлением соответствующей документации.

Все о ксеноновых фарах

О ксеноновых фарах речь, как правило, заходит, когда обсуждается замена штатного галогена на более совершенные модели. Несмотря на серьезные преимущества перед классическими галогенками, штатным освещением ксенон стал только для небольшого количества авто. Причем, чаще всего, это премиальные модели машин. Ксеноновые фары имеют большее количество составляющий, что важно учитывать при выборе. Для монтажа такого комплекта потребуется больше места под капотом. В перечень составляющих входят:

  • лампа, работающая по принципу свечения электрической дуги в колбе, заполненной ксеноном;
  • мощностной резистор или блок розжига для создания нужного уровня напряжения при старте работы фар;
  • драйвер управления положением фар относительно дороги, работающий в автоматическом режиме;
  • для линзованной оптики – биксеноновые или обычные линзы, собирающие и усиливающие производимый лампочкой луч;
  • омыватели рассеивателя, чтобы предотвратить размывание света по сторонам.

При этом, встречаются два основных типа конструкций ксеноновой фары. В зависимости от них, меняется принцип работы осветительного элемента. Выделяются конструкции фар:

  • рефлекторная, работающая в упрощенном формате лампа-отражатель-рассеиватель;
  • прожекторная (линзованная), улучшенная за счет специального линзованного модуля, обеспечивающего производство четко сфокусированного мощного светового луча, направленного исключительно на дорогу.

Если подробнее рассматривать линзованную оптику ксеноновых фар, станет известно о наличии двух разновидностей линз. В первом случае, с монолинзой, для головного освещения используются две ксеноновые лампы. При переключении режимов освещения (ближний/дальний), активируется соответствующая лампочка. Во втором случае применяется биксеноновая технология, подразумевающая использование оной лампочки. Когда требуется переключение режима, специальная шторка на магните изменяет геометрию луча.

Параметры работы ксенонового типа фар

По всем характеристиками работы ксеноновые фары превосходят галогеновые. Особенность состоит в том, что и стоимость такого комплекта будет серьезно выше классических ламп накаливания. В перечень показателей работы ксеноновых фар войдут:

  • светосила – 3200Лм;
  • эксплуатационный период более 3500 часов;
  • не нагреваются при свечении, что делает возможным использование пластиковых рассеивателей;
  • потребляемая мощность, как правило, не превышает 35Вт;
  • используемые цоколя D1S/R, D2S/R, D3S/R, D4S/R, D8S, D5S, где маркер S относится к линзованной оптике, а R – к рефлекторной;
  • старт и поддержание работы элемента происходит только за счет блока розжига, который может идти отдельно или быть встроенным в лампочку;
  • цветовая температура может иметь значение в диапазоне 4300-6000К, меняясь от желтовато-белого до холодного белого с голубым отливом;
  • обязательным является использование автокорректоров и омывателей фар, иначе освещение будет некачественным.

Это то, что касается штатного ксенона, устанавливаемого на заводах-производителях авто. При этом, теми же характеристиками обладает универсальный ксенон, устанавливаемый в качестве улучшения на модели машин с галогеновой оптикой.

Все о светодиодных фарах

Использование светодиодных фар в головной оптике автомобилей началось относительно недавно. При этом, их качественные показатели моментально завоевали признание и спрос среди водителей.

В штатной комплектации светодиодные фары используются пока только в нескольких моделях авто. Если говорит конкретнее:

  • в последних моделях автомобилей марки Audi;
  • в некоторых машинах марки Porsche;
  • в моделях последнего поколения транспортных средств Lexus.

Принцип работы светодиодных фар, установленных в данных авто, един. Фара состоит из нескольких многокристальных светодиодов, которые, в свою очередь состоят из простых диодов. Каждый из простых светодиодов оснащен соразмерным собственным отражателем. Общая проекционная линза занимается концентрированием световых лучей в единый направленный пучок. Стоит отметить, что светодиодные лампы и светодиодные фары – разные понятия. К лампам относятся осветительные элементы, имеющие цоколь, подходящий под большинство моделей авто. При этом, в данном случае очень многое также зависит от грамотной установки, иначе освещение получится некачественным.

Параметры работы светодиодного типа фар

По характеристикам работ светодиодные лампы являются наилучшим источником освещения для авто. Единственным сдерживающим фактором является высокая цена, которая, впрочем, постепенно снижается. В перечень показателей фары входят:

  • выдаваемый луч имеет белоснежный цвет, иногда с голубым оттенком, что говорит о цветовой температуре в 5000-6000 Кельвинов;
  • светосила луча таких фар находится на уровне 4500-5000Лм, причем, встречные водители не ослепляются;
  • каждый диод оборудован собственным отражателем и размещен под четко рассчитанным углом, значит луч всегда направлен правильно, не рассеиваясь по сторонам;
  • лампа не нагревает стекло рассеивателя, что позволяет использовать пластиковый материал;
  • потребляемая мощность в разы ниже, чем у аналогов, и составляет от 6Втдо 12,5 Вт;
  • эксплуатационный период превышает 10000 часов за счет ударопрочной и водонепроницаемой конструкции.

Разобрав характерные особенности существующих типов фар и принципов их работы, можно прийти к выводу:

  1. самым распространенным типом фар являются галогеновые, которые, впрочем, не всегда удовлетворяют качеством освещения и внешним видом некоторых из водителей;
  2. ксеноновые фары отличаются высоким качеством и высокой востребованностью, но требуют более сложной процедуры установки и регулировки;
  3. светодиодные фары отличаются яркостью и цветовым оттенком луча, а также невероятной продолжительностью работы, но, пока, не всем доступны по стоимости.

Устройство фар автомобиля

Светотехника на машине – основа безопасности и удобства на дорогах. Это такая же неотъемлемая часть транспортного средства, как колёса и руль. В то же время, видов и конфигураций световой техники на машину существует довольно много. В этой статье мы рассмотрим основные типы передних фар и их назначение.

По прямому функционалу передние фары автомобиля можно разделить на отдельные классы:

  • Габаритные огни – предназначены для обозначения габаритов транспортного средства, стоят спереди и сзади.
  • Ближний свет – основные фары, предназначенные для освещения дороги непосредственно перед машиной, светят они ярко, но только на ограниченное небольшое расстояние, около 40–50 метров.
  • Дальний свет – фары, светящие на большое расстояние, на 200-300 метров. Они обеспечивают комфортный световой путь даже на очень большой скорости.
  • Противотуманные фары – дополнительные фары для ухудшенных погодных условий (метель, туман и прочее). При одновременном использовании с ближним светом противотуманки сильно слепят других участников движения.
  • Ходовые огни работают днём для дополнительного обозначения машины. Впервые получили применение в странах Скандинавии и Британских островов, там, где иногда днём освещение недостаточное для полного обеспечения безопасности.
  • Специальные передние световые устройства, вроде раллийных фар, световых искателей, прожекторов и прочее.

Устройство фары

Устройство фары автомобиля примерно одно для всех модификаций. Свечение создаётся за счёт трёх сегментов фары.

Источник света

Излучение лампы не направлено прямо, как фонарь, на самом деле, она скорее светит во все стороны, направляя частицы света на следующий сегмент.

Отражатель

Он бывает разной формы, часто это относительно правильный конус, но может быть множество вариаций в зависимости от конфигурации фары и дизайна передней части машины в целом. Обычно это стекло или пластмасса с небольшим напылением алюминия. Как вполне ясно из внутренней формы слова – основная его задача – отражать, весь свет, который на него попадает. При этом отражении он усиливается. Специальные корректоры в свою очередь ограничивают световую зону, направляя луч света. В плане отражения света можно также выделить три основных подтипа:

  1. Параболический отражатель. Самый простой, дешёвый и распространённый. Это статичная конструкция, отражающая свет горящей лампы. Такую фару нельзя подкорректировать, яркость, интенсивность, направление света в них статичны.
  2. Рефлектор свободной формы (Free Form Reflector). Такой рефлектор разделён на несколько зон (количество их может сильно варьироваться), каждая отражает и направляет свой пучок света. Свет таких фар также статичен, но более отчётлив, меньше светопотеря при рассеивании, значительно меньше вероятность ослепления других водителей или себя.
  3. Линзовая оптика. Свет от лампы в этом случае рассеивается и усиливается специальным эллиптическим светоотражателем, но после этого направляется на второй фокус – специальный щиток, вновь собирающий этот свет. От этой перегородки свет снова рассеивается в сторону линзы, та собирает его, где-то обрезая, где-то перенаправляя. Такая оптика максимально исключает чрезмерную светопотерю и ослепление светом. Линзовая оптика дорога, но очень качественна и обеспечивает максимальную безопасность даже в условиях трудной видимости. Главная проблема – вся эта система довольно динамична, в ходе износа или повреждения стабильность линзы может понизиться, могут возникнуть неисправности, светопотери. В таком случае линза требует специфической корректировки в автосалоне.

Принцип работы ксеноновых фар

Рассеиватель

Это внешняя часть фары, также из стекла или специального материала. Видели на фото или киносъёмках огромные белые листы на штативе? Назначение автомобильного рассеивателя схожее. Его задачи – защищать фару от внешнего воздействия, а также рассеивать и направлять её свет. Скажем, противотуманные фары светят скорее не прямо вперёд, а как бы «под ноги», вниз — вперёд. Для этих функций форма рассеивателя может быть разной. Несколько иной метод работы у светодиодных и матричных фар, мы рассмотрим эту специфику чуть позже, когда будем говорить о светодиодах отдельно.

Это функциональное распределение фар, одинаковое для любого транспортного средства. Можно их разделить и по принципу устройства. Научный прогресс не стоит на месте, технологи и проектировщики задаются одним важным вопросом: как обеспечить максимальную безопасность и дальность освещения, при этом нивелируя ослепляющим фактором. Также важны принципиально надёжность фары, прочность, длительный ресурс использования, экологичность, не забываем о дизайне.

Виды ламп

Фары по методу действия лампы можно выделить в четыре типа:

  • Лампы накаливания
  • Галогенные
  • Ксеноновые
  • Светодиодные

Лампа накаливания

Самые простые, такие же, как обычные лампочки. Работа её обеспечивается вольфрамовой нитью, помещённой в безвоздушную стеклянную колбу. При подаче напряжения происходит нагрев вольфрамовой нити, что и порождает свет. Такие лампы не очень надёжны, они морально устарели: вольфрам постоянно испаряется с нити. Она утончается, что приводит в итоге к разрыву. Также такие устройства легко темнеют и очень восприимчивы к перепадам напряжения. Они ещё широко используются в быту, но постепенно выходят из употребления по причине множественных недостатков. На транспортных средствах уже не используются.

Галогенные лампы

Также часто используются в быту. Механизм её работы примерно такой же, – накаливание вольфрамовой нити, однако за счёт того, что внутрь колбы закачаны пары галогенов (йода или брома), которые взаимодействуют с атомами вольфрама и не дают последним осесть, они двигаются вокруг нити по спирали, периодически снова к ней прилипая.

Срок службы таких ламп во много раз дольше обычных ламп накаливания. Такие лампы имеют долгий ресурс эксплуатации, Здесь многое зависит от качества и, соответственно, стоимости. Хорошие галогенные лампы могут работать в течение нескольких лет постоянной эксплуатации. В технической документации обычно прописывают небольшие сроки службы, около тысячи часов непрерывной работы и далее, по факту же качественная галогенная лампа может прослужить в два–три раза дольше, чем предполагает срок эксплуатации. Важна здесь также полная исправность проводки в автомобиле. Неполадки с электроникой или аккумулятором сказываются на длительности работы фар.

Ксеноновые лампы (газоразрядные)

Также распространены в автомобильной промышленности. Первыми здесь были, как всегда, немцы – они поставили ксеноновые фары на BMW седьмой серии в 1994 году. Работает такое устройство за счёт нагревания газа ксенона – благородного газа, при нагревании выделяющего множество света. Такие лампы значительно мощнее газоразрядных. Скажем, при мощности в 35 Вт ксеноновая лампа рождает световой поток в 3000–3200 лм, что на треть больше, чем способна выдать галогенная лампа при вдвое большей мощности.

Ксеноновые лампы экономят электричество, выдают много света и долго служат (срок службы ксеноновой фары составит около двух тысяч часов, примерно в два–три раза больше, чем у своего галогенного аналога.), но дорого стоят. В таком устройстве кроме простых трёх агрегатов, о которых мы уже говорили, есть ещё и специальные нагреватели ксенона, состоящие из блока розжига и электронной системы управления температурой и мощностью. Эти механизмы повышают цену на фару в несколько раз.

Светодиоды

В основе светодиодного фонаря – полупроводниковый кристалл, который преобразует электрический ток в свет. Сначала такие устройства появились в промышленной сфере, но теперь они широко интегрированы в быт. В автомобильной промышленности светодиоды начали использоваться для побочного освещения — стоп-сигналы, подсветка приборной доски, освещение в салоне и так далее.

Считалось, что светодиодные лампы недостаточно ярки для установки в головные фары. Сейчас они светят очень ярко за счёт того, что устанавливаются целыми сегментами-сотами внутрь фары. Один светодиод выделяет меньше света, чем ксеноновая лампа, но установленные вместе они вполне покрывают нужное для безопасности количество освещения. Светодиод сам по себе представляет самодостаточный источник света. На некоторых моделях авто светодиодная фара состоит из двух–трёх десятков отдельных диодов. В каждом из них есть линза, кристалл, анод и катод, обеспечивающие постоянно напряжение тока. Перегорание или неисправность одного диода обычно не тащит за собой поломку остальных.

Лазер

Самая новая технология, которую активно развивают, это лазерные фары. Впервые такие фары применили на футуристичном автомобиле BMW i8. Технология фары достаточно проста — лазер светит на линзу с фосфором, который в свою очередь начинает излучать яркий свет, а отражатель направляет этот свет на дорогу.

Они превосходят светодиодные фары по освещению и энергопотреблению, а срок службы сопоставим. Существенным недостатком этих фар является их стоимость, они являются самыми дорогими фарами современности, не менее 10 тыс. евро, за эту сумму можно купить новый бюджетный автомобиль.

Современные разработки

Момент устройства светодиодной фары доведён до технологического абсолюта в фаре матричной. В ней водитель может менять и подстраивать под себя и нужды дорожной ситуации отдельный диод. Такие матричные светодиоды могут индивидуально подстроиться под любую, даже сложную обстановку с видимостью.

Головные лампы на светодиодах появились десять лет назад. Светодиодные фары на машинах становятся всё популярнее по причине того, что у них практически нет недостатков. Они потребляют мизерное количество электроэнергии, их ресурс в несколько раз может превышать срок службы других фар, при соблюдении температурного режима ресурс эксплуатации такой лампы будет от пяти тысяч часов и более. Единственный, но ощутимый минус – дороговизна. На современном автомобильном рынке фары в целом – удовольствие не из дешёвых и приближается к стоимости лазерных фар – за цену светодиодной фары иногда можно купить целый автомобиль, пускай и подержанный. С другой стороны, такая лампа при правильной эксплуатации может прослужить много лет и ни разу о себе не напомнить, что в итоге может вылиться в солиднейшую экономию.

Изначально светодиодные фары ставились на машины премиум-класса, на некоторые модели Cadillac, Audi. Сейчас же некоторые производители делают фары на светодиодах, которые можно поставить на место фар ксеноновых, так что светодиодное освещение теперь можно ставить и на марки, изначально на это не рассчитанные. В целом мнение автомобилистов сходится в том, что светодиодные фары, так или иначе, захватят рынок.

Проблема с недостатком света решена благодаря технологическим новшествам, а цена будет постепенно снижаться под натиском спроса и уменьшения цен на материалы. Возможно, в недалёком будущем большая часть автомобилей будет оснащена именно светодиодными фарами. Но пока, по объективным причинам основой рынка остаются фары ксеноновые и галогенные.

Виды автомобильных ламп

Согласно действующим нормативам транспортные средства должны быть оборудованы множеством внешних световых приборов: фары противотуманные, ближнего и дальнего света, передние и задние фонари (габариты, поворотники) и т.д. Все они имеют различное конструктивное исполнение, отличаются размерами и формой. Разобраться самостоятельно в таком многообразии осветительных устройств подчас непросто. Лучшим выходом из сложившейся ситуации станет прочтение этой статьи. В ней мы расскажем, какие автолампы бывают, чем они отличаются друг от друга, дадим расшифровку обозначений.

Маркировка

Производители, с целью сокращения номенклатуры световых приборов и повышения уровня унификации выпускают взаимозаменяемые лампы. Несмотря на это автомобильный рынок перенасыщен устройствами освещения, различающихся формой и типом колбы. По ГОСТу 2023.1-88 принята следующая расшифровка маркировки ламп:

  1. А – автомобильная лампа;
  2. АМН – автомобильная миниатюрная лампа;
  3. АС – автомобильная софитная лампа;
  4. АКГ – автомобильная кварцевая галогенная

Первое числовое обозначение после буквенного – номинальное напряжение (В). Числа после знака тире – номинальная мощность (Вт). Числа после второго тире – отличительная особенность конкретной лампы от базовой модели. Числа, указанные после знака «+» – номинальная мощность второго тела накала (чаще всего – спирали из вольфрама) (Вт).

Более востребованной на сегодняшний день является европейская система обозначений. Согласно ей маркировка ламп выглядит так:

  1. D – лампа ксеноновая;
  2. H – лампа галогенная;
  3. SV (C) – софитная;
  4. BA – лампа штифтового типа;
  5. L (LED) – светодиодные лампы для автомобиля

Дополнительная информация на цоколе

  • P – фланцевый цоколь, высотой 15 мм, диаметр колбы – до 26.5 мм;
  • R – металлический цоколь, диаметр лампы – 19 мм;
  • T – миниатюрная лампа, цоколь которой выполнен совместно с колбой;
  • Y – лампа дает желтый спектр;
  • W в начале маркировки – цоколь выполнен из стекла, W после числового обозначения – мощность (Вт);
  • BAY – лампа штифтовая, один цоколь которой смещен по высоте относительно другого;
  • BAZ – лампа штифтовая, цоколь смещен по высоте и радиусу;
  • E – цоколь резьбовой.

Лучшие лампы для авто:

  1. H4 и H7, P32d-2 (D2S)– лампы ближнего света, встречаются чаще всего;
  2. H8, H10 и H11 – противотуманки;
  3. W5W, T4W, P21W, T10 – габариты и поворотники. Обозначения после дроби типа «/5W» означают 2 режима работы в светодиодных лампах (более и менее яркий);
  4. W21W, SV 8,5 – для стоп-сигнала (заднего хода), подсветки регистрационного номера.

Количество контактов лампы обозначается следующим способом:

  • 1 – S;
  • 2 – D;
  • 3 – T;
  • 4 – Q;
  • 5 – P.

Вышедшие из строя лампы заменяйте только аналогичными с той же маркировкой! У аналогов может быть другая светоотдача, проблемы с установкой, меньший срок службы.

Виды автомобильных ламп и их особенности

Автомобильные лампы в зависимости от конструктивных особенностей и принципа излучения света делятся на 3 вида:

  1. Галогенные;
  2. Светодиодные;
  3. Ксеноновые (газоразрядные).

Галогенные

Галогенные лампы имеют колбу, заполненную газом, внутри которой размещена нить накаливания.

Они по сей день остаются широко востребованными среди автолюбителей за счет своей дешевизны. Надо отметить и тот факт, что установка LED и ксенона возможна лишь в том случае, если это предусмотрено конструкцией автомобиля и легально. Самовольная замена галогенных ламп на другие грозит большим штрафом, конфискацией приборов и даже лишением прав на полгода.

Не всегда буква «H» означает, что лампа – галогенная. Одно время LED и ксенон стали выпускать в тех же оболочках. В результате в корпусе Н7 стали выпускаться иные источники света. На это нужно обращать пристальное внимание, так как взаимозаменяемость ламп в одинаковом корпусе невозможна, поскольку цветовая температура и угол распространения света будут отличаться.

Лампы H7 стали прототипом ламп 8,9, и 11 серии. Они используются сегодня повсеместно в особо компактных фарах, дают более яркий свет, качественнее освещая дорогу. H8 применяют для фар ближнего света и противотуманок, H9 – для дальнего света. Лампа галогенная H11 – универсальна и имеет срок службы – 1900-2000 часов.

Светодиодные

В качестве источников света в лампах этого типа используются светодиоды. Размеры цоколей LED аналогичны тем, что у галогенок. Одним из основных элементов ламп является драйвер. Он преобразует входное напряжение и ток в постоянные величины, подает на плату, а после – светодиоды.

В качестве источников света для освещения салона авто, номерного знака, габаритных огней LED-лампы подходят оптимально. Для ближнего и дальнего света это не лучший вариант за счет высокой стоимости. Использовать вместо фирменных осветительных приборов китайские – нежелательно. Они уступают по качеству, не соответствуют требованиям. Светодиодные (LED) лампы в фары автомобиля нужно устанавливать в том случае, если они предусмотрены заводом-изготовителем.

Газоразрядные

Колба ксеноновой лампы выполнена из кварцевого стекла. Внутри нее смесь газов, точно подобранная по химсоставу. Благодаря этому добиваются определенного свечения. Принцип работы основан на создании электрической дуги в результате прохождения разряда между электродами.

Качество освещения дороги с использованием этих ламп лучше, да и большинство известных производителей авто в качестве основных используют именно ксеноновые источники света.

Лампы делятся на 3 группы:

  1. Лампы с цоколями типа H и HB для замены родных ламп по определенным причинам;
  2. Биксеноновые лампы H4M, HB1M и т.д. (разделяют поток света). Их преимущество в том, что одной лампой можно заменить 2 – для дальнего и ближнего света;
  3. Лампы с цоколями типа D1S, D1R – D4S, D4R. Устанавливаются на предприятии, которое занимается выпуском авто.

Виды цоколей автомобильных ламп

Цоколи автомобильных ламп заметно отличаются от классических. У них иная конструкция и требования к установке. Каждый элемент имеет повышенную прочность, посадочное отверстие оборудовано зажимом для лучшей фиксации лампы в гнезде.

Штифтовые

Штифты цоколя этих ламп бывают симметричными, смещенными по высоте и радиусу.

Принцип смещения используется для недопущения установки лампы иного типа и надежной фиксации ее в патроне. А в лампах типа H6W, H21W – еще и для предотвращения взаимозаменяемости. В транспортных средствах лампочек с таким цоколем больше всего, до 20 штук.

Софитные

Обозначение цоколя – «SV». Форма ламп – цилиндрическая.

Используются для освещения салонов авто или подсветки номерного знака за счет компактных размеров плафона. На автомобилях определенных марок устанавливаются в качестве поворотников и стоп-сигналов.

С защитным фланцем

Лампы с фланцевым цоколем определяют по букве «P».

Они используются для фар головного или противотуманного света. В каждом конкретном случае положение спирали относительно оси отражателя меняется.

С цоколем из стекла

Лампами с таким цоколем (пластмассовым патроном) все чаще заменяют источники света, в которых элемент крепления сделан из металла.

Они имеют малые габариты и продолжительный срок службы. За это водители и полюбили их. Назначение ламп – указатели поворота, приборная панель, габаритные огни.

Иностранные и отечественные компании регулярно расширяют ассортимент продукции, улучшая характеристики источников света. Одни из последних новинок – ксеноновые и светодиодные лампы, обеспечивающие лучшую освещенность трассы, меньшую утомляемость глаз водителя, отсутствие ослепленности участников встречного движения и т.д.

Пользуйтесь приведенными в статье советами, чтобы быстро ориентироваться в многообразии автомобильных ламп при заказе их через интернет. Помните о том, что лучше использовать «родные» источники света, а не взаимозаменяемые.

Что означает маркировка фар автомобиля (место расположение и расшифровка)

Светотехника автомобиля играет большую роль в системе обеспечения безопасности, и особенно это касается фар головного освещения. Обычно эти световые приборы включают в себя ближний и дальний свет, иногда в блоки включены дневные ходовые огни (ДХО), противотуманные фары (ПТФ), а также габаритные огни и указатели поворотов. Всё это желательно учесть в цифробуквенной кодировке на их корпусах.

Что можно узнать по маркировке фар

Необходимый минимум маркируемой информации обычно включает в себя:

  • свойства, тип и технологию применяемых ламп;
  • определение фары по характеру её применения;
  • уровень освещённости дороги, создаваемый прибором;
  • название страны, разрешившей применение данной фары и утвердившей её технические условия и сертификат соответствия предъявленному на испытания образцу;
  • дополнительные сведения, включающие особенности автомобилей, на которых данный световой прибор используется, дату выпуска и некоторые другие характеристики.

Не всегда маркировки унифицированы с каким-либо международным стандартом, но основная часть кодов примерно соответствует общепринятому набору аббревиатур.

Место расположения

Возможны два случая локации маркировки, на защитных стёклах оптики и на тыльной стороне пластикового корпуса фары.

Второй способ используется, когда предусмотрена возможности замены стёкол в ходе эксплуатации без выбраковки фары в сборе, хотя однозначности нет и в этом вопросе.

Иногда дополнительная информация наносится в виде наклеек. Это не так надёжно в случае возникновения юридической необходимости проверки соответствия фары установленным требованиям, тем более подделка подобных наклеек влечёт ответственность по закону.

Последствия применения фар с отклонениями от сертификата могут быть достаточно тяжёлыми.

Расшифровка сокращений

Непосредственно читаемых надписей в маркировке практически нет. Содержатся только условные обозначения, требующие расшифровки по специальным таблицам и стандартам.

  • Место расположения прибора и направление его действия кодируется символами A, B, C, R и их сочетаниями вроде CR, C/R, где A означает головной или боковой свет, B – противотуманное освещение, C и R соответственно ближний и дальний свет, при совместном использовании — комбинированный прибор.
  • По типу применяемого излучателя различаются кодировки буквами H или D, означающие использования классических галогенных ламп или газоразрядных соответственно, поставленные перед основной маркировкой прибора.
  • Региональная маркировка имеет в своём составе букву E, иногда расшифровываемую как «европейский свет», то есть светораспределение одобренное в Европе. DOT или SAE для фар американского образца, имеющих иной по геометрии световой поток, и дополнительные символы, цифровые для точного указания региона (страны), их около сотни, а также местные или международные стандарты качества, которых данная страна придерживается, обычно общемировые ISO.
  • Обязательно маркируется сторона движения, принятая для данной фары, обычно стрелкой, указывающей вправо или влево, при этом американский стандарт, не предусматривающий ассиметрию светового пучка, такой стрелки не имеет или присутствуют обе сразу.
  • Далее указывается менее существенная информация, страна-изготовитель светового прибора, наличие линз и отражателей, применяемые материалы, класс по силе светового потока, углы наклона в процентах для нормального направления потока ближнего света, значок обязательной омологации типа.

Вся информация для расшифровки занимает значительный объём, что усложняется наличием внутренних стандартов у изготовителей. Наличие подобных уникальных маркировок может позволить судить о качестве фары и принадлежности её к одному из ведущих производителей.

Маркировка по типу ламп

Излучатели светового потока в фарах могут быть одного из следующих типов:

  • Обычные лампы накаливания, в настоящее время не применяющиеся;
  • Галогенные лампы, где нить накала работает в среде особых газов, резко сокращающих испарение материала в ходе работы и позволяющих ей работать с существенно большей подводимой мощностью длительное время без снижения характеристик;
  • Так называемый ксенон, то есть газоразрядные лампы, где источником света является не нить накала, а газовый разряд высокого напряжения, генерируемого специальным электронным блоком розжига, такие лампы позволяют ещё больше увеличить мощность светового потока;
  • Лампы, использующие твердотельные излучатели на основе светодиодов, наиболее современное техническое решение, позволяющее сформировать мощный световой поток при минимальном расходовании энергии, а также реализовать матричные источники света;
  • Лазерные лампы, где свет излучается люминесцентной пластиной, возбуждаемой потоком твердотельного лазера.

Все эти источники также маркируются на корпусах оптики, поскольку по требованиям безопасности в фаре может быть использована только та лампа, для которой она предназначена. Все попытки замены источника света на более мощный альтернативный, даже подходящий по установочным размерам, являются незаконными и опасными.

Расшифровка светодиодных фар

При расчёте светодиодных источников света на корпусе фары маркируются буквы LED, что означает Light-Emitting Diode, светоизлучающий диод.

При этом фара может быть параллельно промаркирована, как предназначенная под обычные галогенные лампочки, то есть HR, HC, HCR, что может вносить определённую путаницу.

Однако это совершенно разные световые приборы и ставить светодиодные лампы в галогенные фары недопустимо. Но это никак не регулируется в существующем техрегламенте, что позволяет рассматривать такие фары в спорных случаях как галогенные. Отличительная маркировка чётко определена только для ксенона.

Какая маркировка должна быть на фарах для ксенона

Газоразрядные излучатели, то есть ксенон, имеют вполне определённый тип отражателей и дефлекторов или линз, что отмечается буквой D в маркировке.

Например, DC, DR, DC/R, соответственно для фар ближнего света, дальнего и комбинированных. Взаимозаменяемости тут в отношении ламп нет и быть не может, все попытки установить ксенон в галогенные фары жёстко наказываются, поскольку ослепление встречных водителей ведёт к тяжёлым ДТП.

Зачем нужны наклейки для ксеноновых фар

Иногда наклейки вместо маркировок на стекле или пластиковом корпусе используют производители оптики. Но встречается такое достаточно редко, серьёзные изготовители наносят коды в процессе отливки деталей, так гораздо надёжней в случае судебных разбирательств.

Но иногда автомобили дорабатываются в процессе эксплуатации, и вместо галогенных ламп освещение дорабатывается под ксенон с изменениями оптических элементов, коммутации, вмешательством в электросхему и электронику автомобиля.

Все подобные действия требуют обязательной сертификации, в результате чего и появляется наклейка, свидетельствующая о легальности подобного тюнинга. Те же действия потребуются, если автомобиль, а значит и фары, предназначался для страны с иными стандартами, которые не совпадают с действующим транспортным регламентом.

Иногда подобные наклейки подделываются. Это преследуется по закону и достаточно легко вычисляется при инспекции автомобиля, что влечёт за собой запрет на эксплуатацию и наказание владельца.