Как замерить напряжение мультиметром на аккумуляторе автомобиля?

Проверяем АКБ автомобиля с помощью мультиметра правильно

Иногда зимой у автолюбителей возникают проблемы при запуске авто. Это происходит из-за плохого влияния отрицательных температур на жидкость, залитую в аккумуляторную батарею (электролит). Чтобы избежать неприятностей приходится с определённой периодичностью контролировать емкость аккумулятора. Рассмотрим, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром.

Способы проверки заряда АКБ

Существует несколько способов проверить зарядку аккумулятора. Некоторые можно осуществить при помощи специально разработанных для этого устройств. А в некоторые батареи даже встроено такое приспособление.

Существующие способы померить заряд АКБ:

  • проверка при помощи встроенного в автомобильный аккумулятор специального индикатора;
  • использование «нагрузочной вилки»;
  • измерение обычным мультиметром.

Как определить напряжение по встроенному индикатору

Современные автомобили уже оборудованы встроенными индикаторами, которые могут помочь хозяину авто узнавать в любой момент о текущем состоянии заряда.

Впервые такие аккумуляторы вышли с конвейеров японских автоконцернов. Определить степень зарядки помогает специальное «зелёное окошко», которое и является индикатором.

Другое его название гидрометр. Цвет окошка зависит от степени заряженности:

  • зеленый – заряжен;
  • серый либо белый – емкость потеряна;
  • черный – АКБ разряжена до конца, уровень электролита ниже критического.

Если в машине стоит аккумулятор с индикатором, то делать замер заряда мультиметром или «нагрузочной вилкой» нет смысла.

Стоит отметить, что аккумуляторы такого типа стоят недешево. В некоторых случаях цена увеличивается примерно на треть. Не каждый автолюбитель готов переплачивать за такую батарею.

Тогда подойдут другие методы измерять заряд аккумулятора.

Проверка напряжения нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка считается сегодня инструментом слегка устаревшим. Встретить ее чаще всего можно на станциях технического обслуживания, чем у частных автовладельцев. Тем не менее, такая проверка получается наиболее верная и профессиональная.

Нагрузочной вилкой называют определенный инструмент, который с особой точностью позволяет установить уровень неисправности аккумулятора. В нем объединены мультиметр и нагрузочное сопротивление.

  • устройство соединяется с клеммами АКБ, при этом возникает ток короткого замыкания. Это своего рода имитация работы стартера. При отсутствии нагрузки батарейка вырабатывает 12,7 Вольта, с нагрузкой – гораздо меньше;
  • далее нужно считать показания прибора. Они покажут, на каком уровне будет находиться заряд в момент, когда владелец заведет машину.

Ещё один нюанс, который нужно учесть при измерении таким способом: проверять напряжение желательно при температуре батареи 20-25 градусов и не делать это очень часто. В противном случае можно потерять большую долю емкости.

Такой способ надежный и достоверный. Единственный его минус в том, что нагрузочная вилка практически не встречается в обычном гараже у рядового автолюбителя. Для таких хозяев авто стоит подумать о том, как мультиметром проверить напряжение аккумулятора автомобиля.

Измерение заряда мультиметром

Мультиметром называют прибор способный замерить ампераж, напряжение, сопротивление и температуру у технических устройств.

Данные тестеры применяют не только, чтобы замеривать заряд АКБ машин. Они с высокой точностью могут определить напряжение в батарее шуроповертов, ноутбуков и телефонов.

Например, многие устройства IPHONE работают на литий-ионных АКБ, которые очень удобно тестировать электронными японскими мультиметрами компании Sanwa или китайскими DT-830b.

Для современных владельцев авто это практически идеальный вариант. Стоимость такого прибора вполне приемлемая. Особенно удобно пользоваться теми моделями, которые оснащены электронными табло.

Такой точности, как при первом и втором способе проверки не будет. Однако померить заряд, когда это необходимо и сориентироваться в дальнейших действиях, вполне возможно.

Как пошагово замерить напряжение мультиметром на аккумуляторе автомобиля:

  1. Необходимо при помощи соответствующих проводов подключить мультиметр. Тестер должен работать в режиме «вольтажа» (замера напряжения). Для этого его устанавливают на уровень 20Вольт.
  2. Специальными металлическими щупами, которые расположены на проводах, прибор прикладывается к клеймам батарейки (щуп красного цвета – к плюсу, черный – к минусу). В редких случаях провода бывают одинакового цвета.
  3. Далее на электронном табло должны появиться данные замеров.

Для удобства автолюбителей разработана специальная шкала значений, помогающая по данным тестера определить степень заряженности батареи:

  1. Более 12,7Вольт – батарейка полностью заряжена.
  2. Если значения в диапазоне от 12,1 до 12,5Вольт, то батарея заряжена наполовину.
  3. В случае значений меньше 11,7Вольт – АКБ сильно разряжена.

Исходя из представленных параметров, можно сделать вывод, что значения напряжения на приборе менее 12,7Вольт, показывают частичную заряженность АКБ. В случаях, когда мультиметр показывает менее 11,7Вольт, аккумулятор стоит поставить на зарядку.

У любой машины постоянно происходит минимальная утечка тока (в пределах 50-80 мА.). В частности:

  • на охранную сигнализацию расходуется 25-25мА;
  • контроллер у системы впрыска забирает 5мА;
  • магнитола автомобиля расходует 3мА;
  • приборная панель с блоком центрального замка также забирает часть тока.

В результате все вместе разряжает АКБ в пределах 60мА. Эти затраты не являются для батареи критическими и её можно эксплуатировать еще несколько лет. Другое дело, если расход составит более 60-80 мА, то батарейка быстро разрядится.

Технология замера утечки тока

Как проверить аккумулятор, с целью определения утечки тока, тестером:

  1. Автомобиль предварительно готовится к проверке. Для этого отключаются магнитола, габариты, свет в салоне авто.
  2. Следом в разорванную цепь подключается амперметр и снимаются данные.
  3. В случае обнаружения амперметром тока утечки, нужно поочередно вытащить и поставить на место в строгом порядке ряд предохранителей и реле. Это позволит понять, в какой цепи происходит утечка. После этого ток должен нормализоваться.

Для того, чтобы правильно при помощи тестера научиться определять утечку тока, рекомендовано следующее видео:

Быстрая проверка показателей аккумулятора

В ряде случаев владельцам авто совсем некогда заниматься отсоединением АКБ от машины, а также «копаться» с освещением и приборной панелью. Такие хозяева машин определяют уровень зарядки АКБ без ее снятия, прямо под капотом.

Этот процесс выглядит следующим образом:

  1. Когда произошло замирание машины после выключения мотора, мультиметр подключают к АКБ по схеме: плюс к «+», минус соответственно к «минусу». Стоит учитывать, что показатели будут с незначительными отклонениями. 12,7Вольт – показатель нормы.
  2. Затем машина заводится. Когда мотор заработает, напряжение поднимется до 14,7Вольт.
  3. Рекомендовано проверить еще с нагрузкой (внешнее освещение, обогрев окон, средний режим печки). В таком случае норма – 14,6Вольт.

Измерить напряжение аккумулятора автомобиля мультиметром – задача посильная даже начинающему автолюбителю. Позволить себе дорогой аккумулятор, оснащенный специальным индикатором, может не каждый.

Практичным и универсальным вариантом считается измерение заряда АКБ мультиметром. Этот прибор, с говорящей приставкой «МУЛЬТИ», позволяет измерить не только напряжение, но и силу тока. Кроме того, мультиметр может пригодиться и для другой электротехники, включая телефоны, ноутбуки, шуруповерты. Помните, что приобретать такой прибор лучше у проверенных производителей в специализированных магазинах.

Как измерить напряжение, ёмкость автомобильного аккумулятора мультиметром

Этот популярный у автолюбителей прибор ещё называют тестером, реже ампервольтомметром. Исходя из последнего, очевидно, что изделие предназначено для тестирования напряжения (U), силы тока (I), сопротивления (R). Для питания мультиметра используются батарейки типа «АА», «ААА» или «Крона». Существует множество моделей приборов, но по большому счёту их можно разделить на две категории:

  1. Аналоговые. Как померить напряжение аккумулятора мультиметром этого типа? Смотрите на размеченную шкалу и стрелку-указатель, которая при тестировании отклоняется, показывая на какое-либо значение выбранного режима. Это сравнительно точные приборы, но есть минус – невозможность тестирования слишком маленьких значений, например, 0,2 Ома измерить практически невозможно.
  2. Цифровые. У этих тестеров функционал более широкий. Но пользоваться ими также не составит особого труда, даже если вы совсем несведущи в радиоэлектронике. Прибор состоит из панели с переключателем и обозначениями, двух щупов (красный – для плюсовых контактов, чёрный – минусовых), дисплея, на котором видны измеряемые параметры. Каждый щуп подсоединяется к своему гнезду на устройстве.
  1. Как проверить напряжение на аккумуляторе
  2. Как проверить ампераж аккумулятора
  3. Как проверить ёмкость автомобильного аккумулятора тестером
  4. Проверка под нагрузкой (измеряется напряжение)
  5. Тестирование с измерением силы тока
  6. Как с помощью мультиметра измерить внутреннее сопротивление батареи

Как проверить напряжение на аккумуляторе

Сначала о буквах (сокращениях) на панели прибора. Постоянное напряжение маркируется как DCV, переменное – ACV. На недорогом устройстве при измерениях U и I нельзя путать (+) и (-). Если ошибка произошла, на экране перед цифрой появится (-). Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром: на более качественных изделиях имеется специальная электронная защита от подобных казусов (даже если спутать DCV c ACV). Поэтому для получения данных достаточно перевести переключатель в положение V (вольты).

Цифры на панели обозначают максимум значения. Как измерить напряжение аккумулятора мультиметром точно? Если, например, вы предположительно тестируете АКБ на 12 В, то переключатель поставьте в положение 20 В. Если же не знаете, каким будет конечное значение, начинать стоит с большего предела. Далее:

  1. Отсоедините минусовый провод от клеммы батареи, выждите несколько часов (например, ночь), прикоснитесь красным щупом тестера к (+) батареи, чёрным – к (-) (температура воздуха при этом должна составлять +18–20 градусов).
  2. На заряженной АКБ при нормальной плотности электролита (1,27) прибор будет показывать U = 12,6–12,7 В, для гелевых аккумуляторов – 13 В.
  3. Более низкие показания (до 12 В) говорят о том, что батарея частично разряжена.
  4. Если на дисплее показания не доходят до 12 В, АКБ требуется восполнить энергию через ЗУ, питаемое от сети.

Как измерить напряжение автомобильного аккумулятора мультиметром под нагрузкой: пустите двигатель и прикоснитесь щупами прибора к клеммам аккумулятора. При отключённых потребителях U = 13,8–14,1 В (показания на разных марках автомобилей могут немного различаться). Затем включите наиболее мощные электрические устройства: дальний свет, отопитель (на максимум), обогреватели (сидений, руля, заднего стекла), мультимедиа. Показания тестера по сравнению с предыдущими должны незначительно измениться (на 0,1–0,2 В). Если это не так, следует проверить степень заряженности аккумулятора и генератор.

Как проверить ампераж аккумулятора

Если вы в курсе, как измерить мультиметром напряжение аккумулятора машины, не стоит забывать и о токе. На первом этапе проверьте его утечку. Это достаточно важная процедура. Тестирование покажет, как сильно потребление тока на вашем автомобиле при заглушённом моторе и выключенном зажигании. Даже в этой ситуации энергия расходуется: например, для питания сигнализации (и не только). Конечно, в расчёт не берутся случаи, когда автовладелец, уходя домой, забыл выключить габаритные огни или магнитолу. Последняя, даже при отсутствии звука, потребляет немало энергии и способна за несколько дней очень сильно разрядить аккумуляторную батарею.

Читайте также  Чем заклеить расширительный бачок автомобиля?

Алгоритм измерения тока утечки:

  1. Вытащите ключ зажигания, откройте стёкла, закройте двери. При тестировании аккумулятор придётся периодически подключать к бортовой сети и отключать, что может вызвать реакцию центрального замка, поэтому необходимо обеспечить доступ внутрь машины.
  2. Выключите все энергопотребители: не забудьте про лампы в багажнике и бардачке.
  3. Откройте капот и от клеммы АКБ со знаком (-) отсоедините провод.
  4. Переведите тестер в режим измерения силы тока с максимумом измерений 100 мА.
  5. Подсоедините щупы прибора между минусовой клеммой батареи и снятым проводом. При этом к (-) батарее прикасайтесь чёрным щупом прибора.
  6. Смотрите на дисплей: показания должны находиться в диапазоне 15–70 мА.

Несоответствие этим данным свидетельствует об утечке. Она может быть связана с неисправным электронным узлом или замыканием в проводке. Найти «виновный» потребитель можно путём поочередного вынимания предохранителей (внутри крышки нарисованы символы электрических узлов, за которые отвечает эта защита). Если при вынимании одного из предохранителей показания тестера стали «штатными», значит, «виновник» найден. В ситуации, когда найти причину данным способом не удалось, необходимо протестировать электропроводку. Игнорирование такой рекомендации опасно: это не только ведёт к постоянному разряду АКБ, но и чревато возгоранием.

Как проверить ёмкость автомобильного аккумулятора тестером

Сразу стоит отметить, что существует два метода, которые могут дать примерное соответствие ёмкости АКБ значению, заявленному заводом-изготовителем. Оба способа тестирования доступны в домашних условиях (гараж или даже улица). Важно лишь, чтобы температура была в пределах +18–20 градусов.

Проверка под нагрузкой (измеряется напряжение)

Предварительно аккумулятор полностью заряжают (U = 12,6–12,7 В) и убеждаются с помощью ареометра, что плотность соответствует 1,27. Далее понадобится мультиметр, который нужно переключить в режим измерения напряжения, и лампа от фары на 40–45 Вт. Её подсоединяют прямо к клеммам батареи и оставляют светить 3 минуты. Затем смотрят напряжение на АКБ. Его значение – не ниже 12,4 В. Если это так, с ёмкостью всё в порядке.

Тестирование с измерением силы тока

Как показывает практика, этот метод, именуемый контрольным разрядом, даёт наилучшие результаты. Время процедуры зависит от мощности нагрузки. Например, если получается ток в 0,1 А, понадобится не менее 8 ч. Можно увеличить нагрузку, тогда время сократится. Но точность измерений понизится из-за влияния внутреннего сопротивления. Алгоритм действий:

  1. Как и в предыдущем случае, АКБ должна иметь стандартную плотность и быть полностью заряженной.
  2. Поставьте прибор в режим измерения силы тока с пределом в 10 А.
  3. Последовательно (в разрыв любого провода) подключите автомобильную лампу на 24 Вт. При этом плюсовой или минусовой щуп прибора должен касаться аккумулятора.
  4. На несколько секунд подключите лампочку к АКБ и засеките величину потребляемого тока.
  5. Отсоедините мультиметр и подключите нагрузку к батарее напрямую, запомнив время начала работы.
  6. Время от времени проверяйте тестером напряжение на клеммах: когда оно достигнет 10,8 В, процедуру прекратите.

Теперь потребуется вспомнить закон Ома. Если лампа имеет мощность Р = 24 Вт, сила тока равна W/U, т. е. 24/12 = 2 А. Вычисляется сопротивление: R = U/I. В этом случае оно равно 12,6/2 = 6 Ом. Когда напряжение снизится до 10,8 В, снова производим вычисления: I = U/R, т. е. 10,8/6 = 1,8 А. Если сложить эти 2 значения тока, разделить пополам, получим среднее: 1,9 А. Чтобы рассчитать ёмкость, нужно эту величину умножить на время, прошедшее до полного разряда (достижения 10,8 В). Например, процесс длился 30 ч. Получим: 1,9х30 = 57 А/ч. Это и есть искомая ёмкость.

Как с помощью мультиметра измерить внутреннее сопротивление батареи

Данная методика позволяет определить внутреннее сопротивление АКБ и попутно его работоспособность. Приготовьте автомобильную лампу на 60 Вт. Она будет потреблять ток в 5 А (60/12 = 5). В нормальной батарее при выдаваемом токе 100 А теряться будет не более 1 В. Значит, в данном случае получается потеря в 0,05 В (1/20). То есть внутреннее сопротивление R = U/I будет равно 0,05/5 = 0,01 Ома.

Теперь подсоедините лампу и тестер к клеммам аккумулятора и засеките показания прибора в вольтах. Отключите нагрузку и опять проверьте величину U. Оцените, на сколько поднялось напряжение: если это, допустим, 0,02 В, АКБ можно считать готовой к работе, а вот показания в 0,2 В свидетельствуют о неисправности батареи. То есть в хорошем аккумуляторе при пуске двигателя и задействовании тока в 100 А потери напряжения всего 0,4 В (0,02х100).

Зная, как мультиметром проверить напряжение аккумулятора автомобиля, можно протестировать и иные параметры АКБ. Это даст наиболее полную картину состояния батареи и позволит сделать вывод о возможности её дальнейшей эксплуатации.

Как проверить аккумулятор мультиметром на автомобиле?

Водителям часто приходится проверять заряд аккумулятора, особенно эта проблема актуальна зимой. Если машина долгое время не эксплуатировалась, аккумулятор может замерзнуть даже после успешного запуска двигателя. Проверка аккумулятора мультиметром позволит получить довольно точную информацию о заряде и не попасть в неприятную ситуацию.

Какие параметры можно проверить

Мультиметр – электроизмерительный прибор, объединяющий функции амперметра, вольтметра и омметра. Портативные устройства умещаются в руке и стоят недорого, его желательно иметь в машине каждому водителю. Чтобы измерять заряд аккумулятора, нужно померить напряжение. Также мультиметр полезен и для проверки других параметров – утечки тока, например. Это отличная профилактика против быстрого разряда АКБ.

В экстренных ситуациях, когда происходит отказ в работе электрооборудования, мультиметр пригодится для диагностики неисправностей:

  • измерение напряжения бортовой сети;
  • «прозвонка» предохранителей, электропроводки и лампочек;
  • контроль над датчиками, их сопротивлением и напряжением.

Как проверить

Перед началом проверки напряжения нужно выключить зажигание авто. Замерить напряжение и другие параметры аккумулятора мультиметром несложно, работа с прибором требует минимальных знаний в области электроники. Сам АКБ нужно отключить от клемм или вынуть.

Напряжение аккумулятора

Для проверки напряжения прибор необходимо переключить в режим DC (вольтажа), а поворотный переключатель установить на значение 20 В. У мультиметра есть два щупа: черный подключить к минусовой клемме, а красный – к плюсовой. На дисплее прибора появится цифра, характеризующая напряжение постоянно тока. Если провода одинакового цвета, нужно внимательно осмотреть их на наличие специальных обозначений.

После снятия напряжения можно получить следующую информацию о состоянии АКБ:

  1. Заряд выше 90% соответствует значения 12,7В (иногда 13,2В). Это означает, что аккумулятор не нуждается в зарядке.
  2. Диапазон напряжения от 12,1В до 12,4В сигнализирует о 50%-60% разряда.
  3. Если значения попали в интервал 11,6В – 11,7В, то необходимо зарядить аккумулятор в ближайшее время.

Как видно, проверить акб мультиметром и замеривать напряжение можно при отсутствии опыта.

Емкость аккумулятора

Чтобы измерить емкость АКБ, придется провести контрольный разряд батареи. Предварительно аккумулятор нужно зарядить (полностью), определить этот момент легко – воспользоваться данной выше инструкцией для измерения напряжения. После этого к аккумулятору подключают нагрузку известной мощности – подойдет лампа накаливания. Отметив начало исследования, остановить его, когда произойдет разрядка на 50%. Отключить лампочку и посчитать емкость: для этого нужно перемножить значение силы тока при подключенной лампочке и время разрядки. Его нужно выразить в часах, а силу тока – в Амперах. В том случае, если результат получился близким к номинальному, батарея в порядке.

Ампераж аккумулятора

В режиме измерения ампеража важно выбрать внешнюю нагрузку – она не должна превышать 120 Вт. Диагностический режим для постоянного тока нельзя путать с сопротивлением – переключатели расположены рядом. Чаще всего требуется измерить ток утечки, который даст представление о состоянии кислотного аккумулятора.

Ток утечки

Когда клеммы аккумулятора не подключены к элементам, потребляющим энергию, он все равно разряжается. Этот самостоятельный процесс не случаен, он указывается в документации к АКБ, выше цифра у кислотных экземпляров. С ухудшением состояния аккумулятора увеличивается и ток утечки, на это влияют влажные участки и истончившаяся изоляция. Это постепенно приведет к разрядке и возгоранию поврежденного участка – и весь процесс пройдет мимо зрения водителя.

Это очень опасно, поэтому при малейших признаках увеличения скорости разрядки нужно проверить ток утечки. В противном случае появляется риск появления открытого огня – хватит даже одной искры. Перед началом измерения нужно отключить зажигание, магнитолу, сигнализацию и другие «побочные» потребители тока.

После этого перевести мультиметр в режим измерения тока и установить его на значок «10 А». Т.е. круговой переключатель в режим ампеража, а красный штекер в гнездо «10 ADC». Теперь, подключив клеммы прибора к аккумулятору, посмотреть на дисплей. Если никаких значений нет, все в порядке – ток утечки не выходит за норму. А вот любые значений, зарегистрированные мультиметром, свидетельствуют о проблемах с этим параметром. Необходима подробная диагностика бортовой части машины – именно для нее опаснее всего высокий показатель тока утечки.

Перезаряд

Перезаряд аккумулятора – неприятная ситуация, которая возникает из-за поломки реле-регулятора. Т.е. на электрические элементы в бортовой части поступает слишком высокое напряжение – приборы перегорают. Если регулятор все еще, пусть и слабо, но функционирует, поломку можно долго не замечать. В выявлении проблемы поможет мультиметр:

  1. Подключить клеммы к АК в режиме вольтажа.
  2. Начать с 20 В, а после увеличивать обороты.
  3. Холостой ход должен показывать не более 14 В, средний – 13,6-14,2 В, высокий – до 14,5 В.

При превышении указанных значений нужно отсоединить прибор и зачистить контакты цепи, провести повторную проверку. Следующий рубеж проверки – отдельный замер для реле-регулятора. Нужно снять его и провести измерение напряжения с помощью внешнего источника питания и лампы (12 В). У источника должно быть регулируемое напряжение!

К корпусу подсоединяют минусовую клемму, к регулятору – плюсовую. Лампу подключают к графитным щеткам, соблюдение полярности необязательно.

Постепенно меняя напряжение от 12,7 В до 14,5 В, наблюдать на лампой. Сначала она должна загореться, а к максимальному значению погаснуть. Если этого не произошло, регулятор не исправен, необходима замена.

Степень заряженности

Для определения уровня заряда автомобильного АКБ, достаточно измерить напряжение и сравнить его с табличными значениями. Процесс полностью аналогичен описанному в первом разделе, только перед замером нужно подождать 4-5 часов после отключения аккумулятора. Это необходимо для того, чтобы исключить влияние разрядных и зарядных токов. Значения заряженности для аккумуляторного элемента соответствуют напряжению следующим образом:

  • 100% – 12,7 В;
  • 90% – 12,57 В;
  • 80% – 12,47 В;
  • 70% – 12,37 В;
  • 60% – 12,29 В;
  • 50% – 12,21 В;
  • 40% – 12.13;
  • 30 % – 12.05;
  • 20% – 11.99;
  • 10% – 11.95.
Читайте также  Как работает ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле?

Более точные цифры можно получить только с помощью специальных приборов с микропроцессорами. Для общей диагностики достаточно проверить заряд аккумулятора мультиметром на автомобиле.

Водитель должен знать примерный заряд аккумулятора своей машины – хотя бы приблизительно. Так он сможет быстрее обнаружить возможную неполадку, увеличение тока утечки и другие нарушения в работе АКБ-элемента. Мультиметр сбережет время и нервы, позволяя быстро и точно проверить напряжение на батарее.

KIA Cerato Опрятная › Logbook › Замер напряжения и утечки тока аккумулятора мультиметром. Зарядка необслуживаемого аккумулятора.

Внимание! Много текста.
При подготовке авто к зиме, задался вопросом проверки аккумулятора к предстоящим холодам и, при необходимости, возможностью зарядки. И в частности зарядки, необслуживаемого аккумулятора, т.к. именно такой стоит с завода на наших авто. Так как я полный профан в этом деле, начал штудировать интернет. Приобрел мультиметр, зарядное устройство имеется.
И после проведенных мной манипуляций по мануалам, которым я нарыл, решил продублировать их в свой бж, чтобы не затерялось, не забылось и не удалилось авторами. Ссылки на статьи я оставлю ниже.
Данное изложение — это не руководство к действию, данные меры я никому не навязываю, и за достоверность и качество изложенного я ответственности не несу. Все ниже сказанное вы делаете на свой страх и риск. Настоятельно прошу Вас фильтровать всю имеющуюся здесь информацию.

Для проверки напряжения аккумулятора нам понадобится мультиметр.
Самый распространенный и недорогой выглядит примерно так:

Для понятности я нашел картинку, где расписаны все значения мультиметра

1) Замер напряжения аккумулятора
Для измерения напряжение с помощью мультиметра, необходимо включить его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установить выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе, заряженный аккумулятор имеет около 12,7 вольт, поэтому выбираем — DCV, 20 вольт. Далее нужно подключить черный щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный щуп на плюс АКБ и снять показания с дисплея мультиметра.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.
Теперь перейдем к утечке тока.
В любой машине есть минимальный ток утечки (порядка 50-80мА.)
Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА, так же потребляет ток приборка и блок центрального замка. В итоге получается около 60мА. С такими затратами тока аккумулятор прослужит несколько лет, не подводя хозяина.
Но если утечка тока составляет больше чем 60-80мА, тогда аккумулятор будет быстро садится.

2) Замер утечки тока
Для начала нужно Мультиметр поставить в режим измерения тока на 10 или 20 Ампер.

Как определить утечку тока в разрыв массы:
Снимаем «-» клемму с АКБ
Один из провод амперметра подключаем к «-» АКБ
Другой на снятый провод (полярность на цифровом мультиметре не имеет значения)

Как определить утечку тока в разрыв плюса:
Отключите плюсовую клемму от аккумулятора
Подключите амперметр минусовой клеммой — к контактной клемме автомобиля
Плюсовой клеммой — к АКБ

Технология определения утечки тока:
Подготовьте автомобиль к тестированию (отключите магнитолу, габариты, освещение в салоне и т.д.)
Через минуту подключите амперметр в разрыв цепи и снимите показания (особенность автосигнализаций такова, что они становятся на охрану не раньше чем через минуту)
Как увидели на амперметре ток утечки, то начинаем вытаскивать и ставить обратно по порядку предохранители и реле — станет понятно какая цепь дает утечку, когда ток придет в норму.

Надеюсь моя запись поможет кому-то и избавит от необходимости листать интернет в поисках информации.
Здесь рассмотрены только основные моменты работы с мультиметром и аккумулятором авто. А возможности мультиметра очень обширны, не зря его назвали МУЛЬТИ, что значит много.

ПРО ЗАРЯДКУ АККУМУЛЯТОРА
Предисловие.
Стоит отметить что старые аккумуляторы (5-ти летки) не стоит заряжать, или реанимировать какими либо дедушкиными способами. Во первых — это бесполезно, или даст только кратковременный эффект, второе — небезопасно. Срок его жизни подходит к концу, и будет разумней его отнести в утилизацию.
Требования к зарядному устройству. Батареи, исключающие долив воды, должны заряжаться только устройствами с автоматическим поддержанием зарядного напряжения, и желательно автоматическим ограничением тока заряда. Естественно, СОБЛЮДАЙТЕ ПОЛЯРНОСТЬ ПОДКЛЮЧЕНИЯ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА И АКБ! ТО ЕСТЬ «ПЛЮС» к «ПЛЮСУ», «МИНУС» к «МИНУСУ»! (ведь не в каждом зарядном устройстве присутствует «защита от дурака»)
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЧТО ПОМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЕНТЕЛИРУЕМЫМ, потому что газы, выделяющиеся при этом вредны для здоровья, а так же выделяется арсин, сернистый газ, хлористый водород, который при смешивании с кислородом в определённой пропорции образует взрывоопасную смесь (ну, если вдруг вы дома захотели устроить станцию по зарядке аккумуляторов, и одновременно ставите дюжину АКБ на зарядку :))))
Затраты на приобретение автоматического зарядного устройства не оправданы, поэтому лучше поискать ГДЕ можно им разово воспользоваться. Хороший прибор определит состояние аккумулятора и подберет необходимый ток заряда. Отличное зарядное устройство на просторах интернета будет стоить в районе 6-8 килорублей. И не забудьте очистить аккумулятор от грязи, прежде чем, экспериментировать с ним. Грязь на аккумуляторе будет проводить ток (шунтировать цепь заряда), что, совсем, нехорошо. А также, батарея начинает более-менее принимать заряд лишь только после прогрева электролита до положительной температуры, поэтому с мороза принеся домой аккумулятор дайте ему «отстоятся», или отогрется кому как понятнее.
Особенности.
Разница между обслуживаемыми и не обслуживаемыми — в доступности пробок для заливания электролита. Разработчики сделали так, чтобы в этом не было необходимости. Тем не менее, в не обслуживаемом есть возможность снять крышку и добраться до пробок. Вот только смысла, как правило — нет. Его хватает на срок эксплуатации. Да, в любом не обслуживаемом аккумуляторе по бокам должны быть дырочки для отвода газов и для нормализации давления.
НЕЛЬЗЯ допускать, чтобы в процессе зарядки необслуживаемой АКБ напряжение на ее клеммах повышалось более чем до 15,5 вольт.
Дело здесь в физике процесса. Батарея сама возьмет столько тока, сколько требуется ей для заряда. Именно для заряда. То, что Вы будете в нее пихать сверх того, путем повышения напряжения, она отправит по большей части на электролиз воды, которая есть в составе электролита, и еще немного — на разогрев. То есть она просто будет разлагать воду на кислород и водород за Ваш счет. Дистиллированная вода не дефицит. Но в необслуживаемую батарею ее добавить нельзя. Количество электролита будет снижаться необратимо, и плотность его тоже будет повышаться необратимо (вода ушла, а кислота осталась!)
Есть еще одна опасность — если Ваша АКБ разряжена сильно (т.н. «глубокий разряд») и вся кислота ушла в пластины, то начинать ее заряжать сразу номинальным током зарядки НЕЛЬЗЯ. Между пластинами — вода и Вы просто займетесь ее электролизом.
Поэтому в случае зарядки АКБ током в десятки ампер, в короткий срок, заряд «облепит» ее поверхность и не даст электролиту проникнуть в толщу пластин . А в случае зарядки малым током — единицы ампер — восстановит заряд по всей толщине пластины. Термин «заряд» — здесь несколько формален — это характер распределения сульфата свинца по толщине пластины.
Как заряжать.
1) Определение зарядного тока. Зарядный ток не должен превышать 1/10 емкости батареи. Например, если вас интересует как зарядить аккумулятор автомобиля 12 В 55 А/ч, то обязательно учтите, что ток заряда не должен превышать 5,5 А. В случае, если аккумулятор разряжен глубоко, требуется заряжать её небольшим током (1,5 – 2,0 А). Если Вы уверены, что глубокого разряда АКБ не было — подключайте ее к зарядному устройству соблюдая полярность (см выше). Зарядное усторойство (ЗУ) должно быть в выключенном положении. Если на устройстве есть регулятор напряжения — установите его на минимальное напряжение. Включайте зарядное устройство. Установите напряжение зарядки 14,4В. Процесс пошел.
2) В процессе зарядки ток будет снижаться. Процесс закончится, когда при напряжении на клеммах 14,4В ток упадет до 200mA (т.е. 0,2А). Перезарядить или повредить батарею таким напряжением невозможно. Просто ток заряда снизится до величины тока саморазряда АКБ.
ВАЖНО: Безопасным для батареи можно считать ток, численно равный в Амперах порядка 1/20 ее емкости в Ампер/Часах, то есть, для АКБ на 55 Ач это ток 2,75А. Опасным можно считать ток, превышающий 1/5 ее емкости в Ампер/часах, то есть, для АКБ на 55 Ач это ток 11А. Строго говоря, когда ей можно, она сама «съест» и больше — но только на определенных режимах и от тех же 14,4В на ее клеммах. А вот если Вы станете ручкой зарядного устройства повышать это напряжение и разгоните его так, что через батарею полезет 11А — это будут, скорее всего, уже далеко не 14,4В… ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Номинальным током зарядки традиционно уже полвека считают ток, равный 1/10 емкости АКБ в Ампер/часах, то есть, для АКБ на 55 Ач это ток 5,5А. Для необслуживаемых батарей основной характеристикой зарядки надо считать не ток, а НАПРЯЖЕНИЕ. Ток помогает оценить процесс, протекающий в батарее.
3) В случае глубокого разряда заряжать АКБ в этом случае надо пониженным напряжением (12В.13В), и при этом надо следить за тем, чтобы ток в начале заряда не превысил ту самую 1/20 ее емкости в Ампер/часах (в принципе, это должно произойти автоматически, в отличие от ситуации, когда сразу на клеммы подают 14,4 В). Будет больше — еще сильнее снижайте напряжение. Понемногу ток будет расти — это нормально. Это кислота вылезает из глубины пластин наружу, сульфат свинца даёт приток кислоты, плотность электролита повышается, АКБ заряжается. Когда ток поднимется до 1/10 емкости АКБ, или даже больше, а совсем хорошо — когда он после этого подъема даже начнет снижаться — тогда можно переходить на описанный выше процесс заряда, т.е. ставить напряжение 14,4В.
Теперь дополнительная информация
для сомневающихся, типа «почему батареи, исключающие долив воды, должны заряжаться только устройствами с автоматическим поддержанием зарядного напряжения?»
При заряде этим методом (заряд при постоянстве напряжения ) степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В — на 85-90%, а при напряжении 16 В — на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В. Поэтому в НАШЕМ случае (батарея не обслуживаемая) для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток. А для полной зарядки батареи данного типа потребуется большее время, чем для зарядки малообслуживаемой или обычной. В начале процесса зарядки сила тока порой достигает 40-50А, в связи с чем все зарядные устройства должны быть снабжены схемами, ограничивающими зарядный ток в пределах 20-25А. Длительность зарядки зависит от степени разряженности и может занять до ТРЕХ дней.
Как определить степень заряженности не обслуживаемого аккумулятора и его плотность
Это скорее всего невозможно точно на 100% определить. Можно лишь с некоторой степенью вероятности, или приблизительно. Способ определение степени заряженности по напряжению справедлив только для аккумуляторов находившихся в стационарном состоянии не менее 8 часов. Измерение необходимо производить не ранее чем через 8 часов после выключения двигателя. У полностью заряженной батареи величина составляет 12,7 — 12,9 Вольт при температуре +20…+25 °С.

Читайте также  Как работает кнопка ГЛОНАСС в автомобиле?

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация батарей как в режиме НЕДОЗАРЯДА, т.е. при напряжении борт сети ниже 13,9 Вольт, так и в режиме ПЕРЕЗАРЯДА, т.е. при наряжении борт сети выше 14,4 Вольт. Поэтому не реже одного раза в 2 месяца проверяйте уровень зарядного напряжения.

Проверка аккумулятора мультиметром – подробная инструкция по проверке работоспособности, емкости, тока и заряда

Главным топливом современного автомобиля является не бензин или дизель, а электричество. Без него не включится ни одна основная или вспомогательная система, и даже двигатель запустить не получится. Источником энергии является аккумулятор, о состоянии которого многие водители даже не задумываются, пока тот не выйдет из строя. В этой статье рассматривается, как проверить аккумулятор мультиметром, чтобы не оказаться в сложной ситуации, когда без сторонней помощи не обойтись.

Как проверить аккумулятор мультиметром? Необходимое оборудование

Мультиметр – прибор, которым должен обладать любой автовладелец. Он позволяет оперативно и в «полевых условиях» определять массу показателей:

  • напряжение;
  • емкость батареи;
  • сопротивление;
  • температуру.

На некоторых современных аккумуляторах устанавливается индикатор заряда, что сильно облегчает жизнь водителю, но такие батареи стоят на 20–30% дороже обычного оборудования. Имея мультиметр, можно легко, быстро и с достаточным уровнем точности определить массу важных параметров, касающихся АКБ.

Как проверить зарядку аккумулятора мультиметром?

Определить, в каком состоянии находится литий-ионный (наиболее распространенный вид современных батарей) аккумулятор довольно просто, если следовать этим указаниям:

  • Отсоединяете накопитель энергии от автомобиля и ждете 5–6 часов.
  • Мультиметр должен работать в режиме «вольтаж» (проверка напряжения).
  • Стандартный литиевый аккумулятор вырабатывает ток в диапазоне 12,7–13,2 вольта. Переключатель устанавливается на показатель 20 или наиболее близко к нему. Так замеряется напряжение от этого значения и ниже.
  • Провода, идущие от прибора, подсоединяются к батарее: красный на положительную клемму, черный – на отрицательную. Если провода одного цвета, то ориентироваться следует на их маркировку и подключать к противоположным зарядам, минус к плюсу и наоборот.

В зависимости от показателей прибора, следует принимать решение насчет замены или дальнейшего использования аккумулятора.

  • 12,7–13,2 вольта – батарея заряжена и готова к работе;
  • 12,1–12,4 V показывает, что зарядка аккумулятора произведена примерно наполовину и желательно увеличить уровень энергии;
  • 11,6–12 вольт – сильное истощение и в качестве источника электричества аккумулятор не годится;
  • Ниже 11-и V – оборудование полностью выведено из строя и попытки его использования могут привести к поломке.

Чтобы понять, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром, не нужны особенные знания или специальное оборудование, достаточно немного времени и соблюдение перечисленных советов.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром?

Емкостью аккумулятора называется количество накопленной энергии, которую способна отдать батарея за конкретный период времени. Величина измеряется в ампер-часах. Определить ее значение можно двумя способами: проверка под нагрузкой и метод контрольного разряда.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром под нагрузкой?

Каждая заводская батарея имеет нанесенную на корпус маркировку, где указано значение емкости. Со временем оно начинает уменьшаться и реальные цифры становятся ниже заявленных показателей. Чтобы определить целесообразность дальнейшего использования оборудования, необходима нагрузка. В качестве нагрузки могут выступить фары автомобиля или даже обыкновенная лампочка на 35–40 Вт.

Поэтапно рассмотрим, как проверить мультиметром заряд аккумулятора:

  • Батарея отсоединяется от генератора;
  • Присоединяете к ней лампочку и в течение двух-трех минут наблюдаете за работой электрической цепи;
  • Разъединяете элементы и мультиметром снимаете показания с аккумулятора, предварительно включив режим измерения напряжения.

Если показатели на экране прибора превышают 12,4 единицы, то батарея исправна. Значение в 12–12,3 указывает на необходимость скорой замены оборудования.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром, применяя контрольный разряд?

Для этого вида определения емкости понадобится полностью зарядить батарею и присоединить ее к электрической цепи, которая имеет нагрузку, равную или близкую по значению к заявленным в техническом паспорте показателям. Дополнительно присоединяется мультиметр, работающий в режиме амперметра.

Понадобится немного подождать, чтобы сила тока снизилась наполовину, отметить, сколько прошло времени, и сравнить с указанными в паспорте значениями. Если показатель отличается на незначительную величину, то емкость оборудования снизилась не сильно и его можно использовать дальше. Большая разница в числах означает, что пора подыскивать новую батарею.

Как проверить утечку аккумулятора мультиметром?

Утечка тока – это показатель, который обозначает расход энергии на поддержание функционирования подключенных к неповрежденной электрической цепи сторонних приборов. Для каждой АКБ существует значение минимальной утечки тока, которое относительно автомобильной батареи в среднем составляет 55–80 мА.

В этот показатель входит обеспечение работы памяти магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и ряда других вспомогательных систем. Совокупное значение не должно превышать 60–70 мА. Если утечка выше – то аккумулятор будет слишком быстро разряжаться и его придется менять. Это также важно, как знать, какую сигнализацию выбрать?

Чтобы знать, как проверить утечку аккумулятора мультиметром, следует сделать следующее:

  • Подготовьте транспортное средство к замеру. Отключите все, расходующее электрический заряд системы, и подождите пару минут.
  • Снимите положительную клемму с автомобильного АКБ.
  • Щуп мультиметра с отрицательным значением подключаете к клемме машины.
  • Провод с плюсом – к энергобатарее.

После этого необходимо снять показания с экрана прибора. Если они превышают норму, то вам надо по одному отключать и ставить обратно реле и предохранители, замеряя изменения тока утечки. После отсоединения одного из реле цифры придут в норму, следовательно оно и является слабым звеном цепи.

Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?

Чтобы определить силу тока, которую выдает ваша АКБ, понадобится создать цепь с нагрузкой. В ее роли выступает любой прибор или оборудование, потребляющее электроэнергию. Для замера понадобится предпринять следующие действия:

  • Прибор устанавливается в режим замера ампер, а переключатель на нем – на переменный ток, который обозначается английскими литерами AC.
  • Отсоединяете клемму с плюса батареи и на ее место ставите отрицательный провод измерительного прибора.
  • К оборудованию, которое выступает в качестве нагрузки, присоединяете отрицательную клемму АКБ и щуп измерителя с положительным зарядом.
  • В зависимости от конструкции, смотрите на высветившееся число или отсчитываете его на шкале прибора.

Исправный и полностью заряженный аккумулятор демонстрирует показатели в пределах 12,6–13 В.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?

Можно произвести замер напряжения при включенном двигателе. Удовлетворительным показателем считается значение в 13,5–14 В. Оно указывает, что АКБ можно смело продолжать использовать.

Если число на измерительном приборе превышает 14,2 В, то аккумулятор не заряжается полностью, а генератор работает в усиленном режиме, чтобы снабдить все зависимые системы автомобиля энергией. Но следует учитывать окружающую обстановку при замере, холодной зимней ночью батарея могла разрядиться и генератор вырабатывает увеличенное напряжение, чтобы ее заполнить. Подождите 10–15 минут и повторите процедуру. Если значения снизились – все в порядке.

Если, при проверке мультиметром напряжения аккумулятора, с запущенным двигателем и отключении расходующих электроэнергию системах прибор показывает ниже 13 В, то это указывает на перебои в работе генератора, который не в состоянии заполнить АКБ до необходимого уровня.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Также каждому владельцу машин рекомендуется к прочтению статья – Рейтинг лучших моторных масел.