Как спидометр определяет скорость автомобиля?

Что такое одометр в машине: как работает спидометр и одометр

Как правило, в большинстве автомобилей главными приборами принято считать спидометр, тахометр, а также указатель температуры двигателя. Спидометр показывает скорость автомобиля, тахометр указывает на обороты коленчатого вала двигателя, температурный датчик определяет степень нагрева охлаждающей жидкости.

При этом многие автовладельцы упускают из вида еще один важный прибор — счетчик пробега или одометр. Более того, многие ошибочно считают, что спидометр и одометр являются единым устройством. На самом деле одометр только совмещен со спидометром и является отдельным устройством. Подробнее читайте в нашей статье.

Автомобильный одометр: что это такое

Если рассматривать одометр, что такое счетчик пробега и какие функции он выполняет, можно выделить следующие особенности:

  • одометр — механическое или электронное устройство (механический одометр или электронный одометр), которое определяет количество оборотов колес;
  • на основании полученных данных об оборотах колеса одометр определяет количество пройденный метров и километров;

Одометр – это счетчик пробега, тогда как спидометр фиксирует скорость движения транспортного средства. При этом пробег на самом спидометре не виден, так как его определяет в своей отдельной шкале именно одометр.

Разобравшись с тем, что такое спидометр и одометр, можно добавить, что информация на одометре позволяет определить как общий пробег автомобиля, так и расстояние, которое пройдено за какой-либо определенный промежуток времени.

При этом информация отображается в числовом виде. Если точнее, показания одометра выражены в метрах и километрах пройденного пути. Это позволяет определить километры пробега (иногда электронные одометры высчитывают и метры вплоть до десятков и единиц).

Виды и принцип работы одометра

Чтобы понять, как работает одометр, следует обратить внимание наследующее:

  • чтобы пройти один километр, колесу необходимо совершить четко фиксированное число оборотов;
  • с учетом того, что количество оборотов колеса фиксировано, можно высчитать пройденный путь в километрах;

Механический одометр

Первым типом одометров на автомобилях является полностью механический счетчик. На приборной панели находится набор барабанов с цифрами, которые вращаются по мере прохождения автомобилем того или иного расстояния (одного километра, десятка километров, сотен, тысяч километров и т.д.).

Электромеханические и электронные одометры

На более современных автомобилях стали устанавливать электромеханические и электронные одометры, которые вместо барабанов с цифрами получили ЖК-дисплеи. Первый тип взаимодействовал с механическим датчиком, после чего выводил информацию на дисплее.

Чуть позже появились полностью электронные одометры, которые получают информацию об оборотах колеса от датчика Холла. При этом данные от датчика сначала подаются в ЭБУ и записываются в его память, а уже затем отображаются на дисплее.

Пробег на одометре при покупке б/у авто

Хорошо известно, что пробег для подержанного автомобиля является достаточно четким показателем, позволяющим точнее определить износ автомобиля, остаточный ресурс узлов и агрегатов и т.д. Если просто, чем больше пробег, тем сильнее изношен автомобиль и его стоимость уменьшается на вторичном рынке.

С оной стороны, данное утверждение далеко не всегда верно. Оценивать нужно не только пробег, но и общее состояние автомобиля в целом. Однако в подавляющем большинстве случаев покупатель ориентируется именно на пробег. При этом учитываются именно показания одометра в определении пробега подержанного автомобиля.

Именно по этой причине корректировка одометров во многих странах официально запрещена и во многих странах административно и даже уголовно наказуема. Что касается стран СНГ, к сожалению, на сегодняшний день за «скручивание» пробега мошенникам не грозит какое-либо серьезное наказание.

  1. В техническом плане «скрутить» пробег на одометре на многих автомобилях не составляет большого труда. Что касается механических одометров, изменить показания на таком устройстве наиболее просто (в подробности специально вдаваться не будем). По этой причине, если планируется к покупке автомобиль с механическим одометром, нужно быть готовым к тому, что пробег скручен.
  2. Если машина оснащена электронным одометром, информация о пробеге записана в память ЭБУ. Однако скорректировать данную информацию также можно. Единственный выход – проводить комплексную компьютерную диагностику всех электронных блоков автомобиля (при наличии развитой ЭСУД). Как правило, мошенники меняют пробег только на одометре, при этом в памяти блоков сохраняется часть информации о реальном пробеге.

Например, служебные авто, на которых водитель «наматывает» не километры, а моточасы (двигатель постоянно работает вхолостую). При этом замена масла и других технических жидкостей выполняется по регламенту, то есть по пробегу. Получается, по часам мотор до замены масла отрабатывает намного больше, чем положено, если ориентироваться только на пробег. В этом случае сильнейший износ силового агрегата гарантирован.

Что в итоге

Как видно, одометр и спидометр являются совершенно разными приборами. При этом шкала одометра обычно интегрирована в шкалу спидометра, однако это не означает, что это одно и то же устройство. Спидометр не связан с одометром, при этом совмещение шкал данных приборов сделано для простоты считывания информации с панели приборов.

Для точного определения пробега или, как минимум, установления факта его «скручивания», потребуется углубленная профессиональная диагностика электронных систем автомобиля.

Почему в современных спидометрах с завода предусматривается погрешность

Максимальная скорость и время разгона до 100 км/час – именно на эти критерии обращают внимание покупатели транспортных средств. Однако, немногие из них догадывается, что обозначенные цифры почти всегда расходятся с реальными данными. Советским автомобилистам рекомендовали периодически самостоятельно проверять время разгона. Но для чего? Ухудшение динамики указывало на то, что мотор изношен. Если настройка систем питания и зажигания не приносила эффекта, значит силовой агрегат пора было сдавать в ремонт. Проверка проводилась на свободном и ровном участке дороги в сухую погоду. Водители совершали заезды на определённую дистанцию в разных направлениях и замеряли время секундомером.

Вести автомобиль с точностью до одного километра в час очень трудно – и это требует непрерывного наблюдения за показаниями спидометра и отвлечения от дороги

Если сравнить подобные испытания с заводскими тестами на максимальную скорость и разгон до 100 км/час, можно заметить очевидную разницу. В результате собственных тестов владелец автомобиля мог получить только среднюю цифру. И всё это с учётом того, что спидометр даже сейчас выдает показания с определённой погрешностью, которая закладывается ещё на этапе производства.

Но зачем компаниям нужно выпускать автомобили с заведомо неправильным спидометром? Это необходимо, чтобы исключить возможность начисления неоправданных штрафов за превышение скорости. Заметим, что замерять скорость намного проще, чем её соблюдать. Вести автомобиль с точностью до одного километра в час очень трудно – и это требует непрерывного наблюдения за показаниями спидометра и отвлечения от дороги. В таком случае обращаться с педалью газа нужно как настоящий ювелир. При такой настройке дорожные и погодные условия должны всегда находиться в идеальном состоянии.

Возможно, более точные показания можно будет получить в будущем, но сейчас производители должны самостоятельно вносить погрешности в спидометр. В результате автомобильный прибор имеет право завышать реальную скорость или максимально точно отвечать ей, но ни в коем случае не занижать. При этом допустимая величина погрешности должна составлять не более 10%.

Читайте также  Как покрасить дверь автомобиля своими руками?

При таких условиях автомобилист получает определённый запас, который позволяет соблюдать установленный скоростной режим. В данном случае речь идёт о полностью исправных приборах и связанных с ними системах в транспортном средстве. На автомобилях в СССР стрелка спидометра приводилась в движение при помощи механического привода. Это был тросик, который связывался через пару пластмассовых шестерёнок с валом коробки передач. Когда привод изнашивался, стрелка начинала бегать по шкале и падала вниз. Автомобилистов такой трюк обескураживал.

Передвигаться без контроля скорости было непривычно. Профессионалы же знали, что замена привода является минутной операцией и не требует больших вложений.
В современных автомобилях за работу спидометра отвечает электроника. Поэтому справляться с потенциальными неприятностями стало намного сложнее. К примеру, на автомобиле прямо на ходу может погаснуть вся электронная панель приборов. Даже если сбой длится меньше 1 минуты, это уже наносит опасность во время передвижения. В дороге подобную неисправность точно не устранить.

Но в современное время вполне можно обезопасить себя от подобных явлений. Достаточно установить навигационную систему, которая будет показывать актуальную скорость. Даже если приборная панель неожиданно выйдет из строя, можно будет ориентироваться на показания данного оборудования.

Итог. В спидометрах современных транспортных средств ещё заводе закладывается погрешность. Она необходима для того, чтобы у автомобилистов был определённый запас при наборе скоростного режима.

На каких данных основываются показания спидометра?

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    На каких данных основываются показания спидометра?

    Об этом много написано на форуме, но ясности никакой. Поэтому возникло желание выделить в отдельную тему.
    Итак, что имеем?
    На машинах после рестайла возможны несколько вариантов комплектации. В частности, на некоторых из них есть датчик скорости установленный на АКПП, на некоторых его нет. Где его нет, там всё ясно, спидометр основывается на датчики ABS. Интересует вопрос, а если есть этот датчик, к примеру такой FN11-21-551, то как в этом случае формируются показания спидометра?
    Обращение к электросхемам вряд ли поможет, так как там нет подразделение машин на обладающих и не обладающих датчиком скорости.
    Нужны не догадки, а разъяснение знающих людей.

    Khach
    Будь так добр, ткни меня носом в эл.схему где по мнению многих скорость берётся с датчиков ABS. Я хочу вплотную заняться этим вопросом.

    Попробую несколько иначе оформить вопрос. В чём заключается функциональная роль датчика скорости на АКПП ? С какой целью внедрили после рестайла этот датчик? Если просто отключить от него штекер, то что произойдёт? Как изменится поведение автомобиля? Как он соединён с остальными электрическими устройствами машины?

    Дима, я не в курсе на чём основано мнение многих, что спидометр руководствуется данными датчиков ABS. Скорее всего, на опыте (или со слов кого-то), а не на сведениях почерпнутых из принципиальных схем.

    Досконально разобраться в принципиальной схеме мне так и не удалось. Но смею предположить, что связь примерно такая: Датчики ABS отправляют импульсы в ЭБУ, а там формируются данные для спидометра. А иначе, как?

    Последний раз редактировалось Khach; 20.11.2012 в 21:14 .

    Дай хоть ссылочку,где посмотреть.

    Что значит по мнению многих?!
    А откуда тогда она берётся при отсутствии датчика скорости?
    Конкретно на наших не напичканных электроникой авто с МКПП.

    Кирилл, никто не отрицает возможность, что именно с ABS берётся. Вопрос в другом: Зачем усложнять конструкцию и ставить датчик скорости на АКПП? Ведь его работа фактически дублирует данные поступающие с ABS.
    А может, на машинах где установлен этот датчик скорости, данные на спидометр формируются именно с его показаний?

    Я нашёл и скачал книжицу «Схемы электрооборудования автомобилей Mazda 626» . На страницах 29-31 приведены схемы на рестайл 626, но вот на сколько это применимо к Capella-м не знаю. Впрочем, и по схеме не всё понятно, какая-то она «кучерявая».

    Джентельмены. Флудилка по другой сцылке. Прикольно, правда.

    Последний раз редактировалось lucky_ml; 20.11.2012 в 22:44 .

    Mazda 626 GW 1998 FS 2.0 136 hp MT5 Chaste White GF3M-EBA

    Эту таблицу я уже видел, но мне она, ровным счётом, ничего не дала.

    Последний раз редактировалось Khach; 20.11.2012 в 22:59 .

    То-есть связь отсутствует напрочь?

    Mazda 626 GW 1998 FS 2.0 136 hp MT5 Chaste White GF3M-EBA

    Ничего не могу утверждать, так как не знаком с принципом работы связки ЭБУ, датчик скорости на АКПП, датчики на ABS и спидометр. Именно это побудило создать эту тему. Впрочем, пока что, ничего не прояснилось.

    Всё основывается лишь на догадках. конкретика нулевая.

    Посмотрел я эту книжечку: http://depositfiles.com/files/h1kc1ic8h.
    Книга бедная и неполная. И если кто на неё молиться,- то он ошибается.
    Вот мои выборки по датчикам скорости:

    модели 1993-1995г.в. ,автомат, (стр 17) — датчик чaстoты вращeния пepвичного вала КП

    модели 1993-1995г.в.,механика, (стр 19) — сигнал от распределителя зажигания на тахометр
    модели 1993-1995г.в.,V6, (стр 21) — сигнал от распределителя зажигания на тахометр (на схеме написано «Комбинация приборов»)

    модели 1996-1997г.в.,автомат, (стр 24) — датчик скорости автомобиля
    модели 1996-1997г.в.,механика, (стр 26) — датчик скорости автомобиля

    модели 1996-1997г.в.,V6, (стр 27) — датчик скорости автомобиля

    модели 1998г.в. (стр 29, 54) — датчик скорости автомобиля
    модели 1998г.в. V6, (стр 32) — датчик скорости автомобиля

    модели 1993-1997г.в. (стр 53) — датчик скорости автомобиля

    Здесь, в этой книжке всё ясно, или используется отдельный датчик «скорости», или берётся сигнал с распределителя зажигания.
    Единственная схема мне немного не ясна. Это первая, стр17. Она неполная, как и все остальные. И поэтому могу предположить, что скорость берётся с «датчика чaстoты вращeния пepвичного вала КП» и совместно с сигналом выбора передачи (коробка автомат) тахометр показывает скорость движения.
    В дальнейшем, судя по этой книге, от такой схемы отказались, из-за её несовершенства и ненадёжности.
    Вот такие мои мысли.

    Высокий расход и неровные обороты: что будет, если сломается датчик скорости, и как его чинить?

    Есть в машине один датчик, поломка которого в одних случаях опасна мелочью типа отказавшего спидометра, а в других приводит к действительно неприятным последствиям. Речь идёт о датчике скорости. Не о том, который стоит на ступице и обеспечивает работу ABS (его часто так и называют – датчик ABS), а о том, который стоит где-нибудь на коробке передач, раздатке или редукторе. Почему в некоторых случаях его поломка не слишком опасна, а в других обеспечивает серьёзную головную боль владельцу автомобиля? Тут всё зависит от того, какой тип ДСА (датчика скорости автомобиля) используется и для для чего он нужен в конкретной машине.

    Есть контакт, нет контакта​

    Все датчики скорости можно условно разделить на две большие группы. В первую группу входят довольно примитивные механические устройства, которые сейчас свой век практически отживают. Такие датчики – это просто набор шестерёнок, который обычно стоит где-нибудь на коробке передач. К нему присоединяется одна единственная деталь – тросик привода спидометра. Тросик идёт непосредственно к спидометру. В этом случае ДСА всего лишь крутился валом коробки, тросик соединяется с механизмом спидометра, который показывает скорость автомобиля в зависимости от скорости вращения вала коробки передач. Всё очень просто и не слишком точно. Зато вполне надёжно.

    Читайте также  Что делать при заносе полноприводного автомобиля?

    Ломался такой датчик редко. Чаще выходил из строя тросик привода спидометра, а не сам датчик, но результат при обеих поломках всегда был одинаковым: стрелка спидометра беспомощно ложилась на ноль и никак не реагировала на скорость автомобиля. Грустно, печально, не очень удобно, но на параметры работы всех остальных систем автомобиля эта поломка никак не влияла. Как он ехал с датчиком, так ехал и без него. Только непонятно, с какой скоростью.

    На новых автомобилях такое устройство не встретишь. Сейчас стали популярными датчики второй группы – электронные. В большинстве случаев они передают не механическое вращение из коробки передач или редуктора, а сигнал об их скорости вращения электронному блоку управления (ЭБУ). А уж тот по своему алгоритму считает скорость, передаёт её спидометру, а он в свою очередь показывает её стрелочкой водителю. Говорю «в большинстве случаев», потому что иногда сигнал может идти прямо к контроллеру спидометра, который передаёт данные ЭБУ. Но сути дела это не меняет. Главное, что электронный датчик способен менять параметры работы двигателя. И вот поэтому выход из строя такого ДСА обязательно скажется не только на работе спидометра, но и на работе мотора. Чуть подробнее на этом остановимся ниже, а пока посмотрим, как устроены современные электронные датчики скорости.

    Их тоже можно поделить на две группы: контактные и бесконтактные. Первые по принципу работы похожи на простые механические ДСА. В них есть механическая связь коробки передач (или раздаточной коробки, или редуктора) с непосредственно датчиком. Связь обычно реализуется таким же простым тросиком или валом. Но на этом всё сходство заканчивается, потому что дальше начинает работать не столько механика, сколько электричество. Точнее, эффект Холла (напомню: это такое физическое явление, основанное на том, что во время размещения проводника с постоянным током в магнитном поле возникает электрическое напряжение). В итоге формируется сигнал, который далее может идти либо сразу на спидометр, либо сначала в ЭБУ. Датчики такого типа так и называются – контактные датчики на основе эффекта Холла. И это наиболее популярная конструкция.

    Помимо контактных датчиков на основе эффекта Холла существуют и бесконтактные датчики Холла. В этом случае реперный (задающий) диск может стоять на любом валу, скорость вращения которого прямо пропорциональна скорости движения автомобиля (например, на том же вторичном валу КПП).

    Вместе с этим, помимо эффекта Холла датчики могут использовать и другие эффекты. Существуют ДСА, основанные на магниторезистивном эффекте или на оптоэлектронном. В первом случае в датчике есть магниторезистивный элемент, который способен менять своё сопротивление в магнитном поле. Тут есть некоторые общие черты с датчиком Холла, но эффект использован всё же другой. Ну а оптоэлектронные датчики – одни из самых простых. В них сигнал образуется с помощью пары – светодиода и фототранзистора. Между ними на валу (или с помощью связанного с ним привода) вращается диск с прорезями, фототранзистор «считает» вспышки от светодиодов и генерирует сигнал с данными о скорости вращения вала для своего контроллера.

    Наверное, многие уже заметили, что с технической точки зрения датчики скорости очень похожи, например, на датчики положения коленвала. Они используют те же эффекты и по сути решают похожую задачу: фиксировать вращение и передавать данные о его скорости блоку управления. Только ДПКВ «наблюдают» за мотором, а ДСА – за трансмиссией.

    Что, если сломается?

    Теперь поговорим о том, для чего используется датчик скорости. Первая его функция очевидна: без него не может работать спидометр. Но, как я уже говорил, современные датчики намного умнее старых железяк с тросиком. Поэтому и задач у них намного больше.

    Используя сигнал с ДСА, блок управления может корректировать состав топливной смеси и угол опережения зажигания. Причём он это делает не только исходя из данных скорости, но и учитывая ускорение и замедление автомобиля. За один только километр пути ДСА может передать ЭБУ до 25 тысяч сигналов (хотя обычно всё-таки количество импульсов скромнее – шесть тысяч), так что этот датчик отлично замечает все изменения скорости, а не только скорость в отдельно взятый момент. И эти данные ЭБУ постоянно использует и для коррекции смеси, и для коррекции зажигания. Это нужно не столько для обеспечения динамики, сколько для топливной экономии (хотя и для динамики тоже). Поэтому если сигнал от ДСА пропадёт, машина иногда на это может отреагировать только ростом расхода топлива. Но возможны и другие проявления смерти датчика: неровные холостые обороты или внезапные рывки или провалы при наборе скорости. Ну и никто не отменял лампу Check Engine, которая может загореться из-за ошибки ДСА.

    Другая функция этого датчика – обеспечение работы некоторых систем, связанных с активной безопасностью и комфортом. Некоторые системы динамической стабилизации используют данные о скорости для адекватной работы, поэтому их ошибки могут быть тоже вызваны некорректными или отсутствующими данными от ДСА. Ну и немного реже встречаются неисправности в рулевом управлении. В этом случае датчик скорости помогает изменять усилие на руле в зависимости от скорости движения автомобиля (на высокой скорости усилие на руле должно расти, а на месте руль должен крутиться проще, например, для парковки). Так что забарахливший датчик скорости может обеспечить целый букет неизвестно откуда взявшихся «глюков».

    Само собой, возникает вопрос: а как проверить датчик скорости?

    Немного диагностики и грусти

    Очень хорошо, если есть ошибка, которую можно считать сканером. Вроде бы, виновника «тупизны» машины можно обнаружить сразу. Но не стоит тут же бросаться менять этот датчик. Он выходит из строя редко, а вот его проводка может подвести в любой момент. Поэтому сначала надо всё же проверить именно её, особенно внимательно проверив все разъёмы (они окисляются первыми).

    К сожалению, своими силами, без опыта и осциллографа, более-менее точно можно проверить только один датчик – тот, работа которого построена на эффекте Холла. Принцип проверки довольно простой: один щуп вольтметра нужно прижать к «массе» автомобиля, второй – к клемме импульсного сигнала. И при включенном зажигании заставить датчик крутиться. Это можно сделать по-разному. Кому-то удобнее снять датчик и крутить его чем-то подходящим, кто-то предпочитает поддомкратить колесо и крутить его. Тут всё по своему желанию, как хочется. Главное – найти нужные контакты. Если датчик рабочий, при его вращении будут заметны скачки напряжения. Если вольтметр на вращение не реагирует, датчик мёртв. Или вы его неправильно подсоединили к мультиметру, что тоже возможно.

    Все остальные датчики, к сожалению, таким способом проверить нельзя. А как их проверять осциллографом, рассказывать не буду. У кого осциллограф есть, он и так это знает, у кого его нет, тот не станет его покупать только ради проверки ДСА. И это правильно. Так что придётся смириться и проверять его в сервисе.

    Читайте также  Что такое секретка в автомобиле?

    Советов по замене датчика скорости давать не буду. Они очень разные, и тут всё зависит от машины. Где-то его снять легко, а где-то придётся помучиться. Так что в любом случае надо изучать мануал по собственной машине. И совет тут будет только один: не надо пытаться подбирать похожие датчики. Ставить нужно именно тот, который стоит с завода. Даже если датчик встал на место родного как положено, а машина не возражает против «колхозного» ДСА, из-за немного других характеристик он может показывать совсем не то, что должен показывать заводской датчик. И вряд ли после такой замены машина поедет лучше. Конечно, подобрать хороший аналог от известного производителя – дело святое, но ставить что попало не надо. Выйдет себе дороже.

    Приборная панель. Спидометр и одометр – в чем разница

    Многие из вас слышали фразы автомобилистов «какой на спидометре пробег», «смотать спидометр», «крутилка спидометра», «моталка спидометра», «корректировка спидометра», «намотка спидометра», «как подмотать спидометр», но лишь единицы знают, что слово спидометр применяется в этих словосочетаниях ошибочно. Спидометр и одометр два абсолютно разных измерительных прибора, один из которых определяет мгновенную скорость движения автомобиля, а второй пробег в км или милях. Поэтому правильно говорить не «смотать спидометр», а «смотать одометр», «корректировка показаний одометра», а не «корректировка спидометра».

    Спидометр был изобретен около ста лет назад, на заре автомобилестроения. Кто был изобретателем первого спидометра неизвестно. Считается, что первый прибор измеряющий скорость был установлен на автомобиле Oldsmobile выпущенном в 1901 году. По данным других источников, первые спидометры начала устанавливать компания FORD MOTOR Co на свои автомобили в 1910 году. Некоторые историки считают, что изобретение первого спидометра принадлежит известному изобретателю, физику, инженеру Николе Тесле, оформившему патент на изобретение №1209359 в 1916 году. Конструкция спидометра за сто лет практически не претерпела изменений, за исключением некоторых современных моделей автомобилей.

    Механический одометр

    Кто изобрел одометр точно не установлено. Одни ученые приписывают изобретение одометра древнегреческому математику из Сиракуз – Архимеду (287-212 гг. до н. э.), другие – китайскому ученому и изобретателю Чжан Хэн (Zhang Heng), третьи – греческому механику и математику Герону Александрийскому (10-70 гг. до н. э.). Упоминания о первом одометре можно найти в летописях I века н.э. Он представлял из себя тележку. Размер колес был математически высчитан и при обороте в 400 раз отмерял ровно 1598м. Зубчатая передача прибора приводилась в движение от колес тележки, счетчиком расстояния были мелкие камушки выпадающие в лоток тележки. С развитием электроники совершенствовалась и конструкция спидометров и одометров. Современные приборные панели работают по несколько иным принципам. Электрические сигналы – импульсы с датчиков ABS, датчиков скорости поступают по CAN Шине на процессор приборной панели, обрабатываются и отражаются в виде показаний на одометре.

    Одометры позволяют точно определить сколько оборотов совершило колесо автомобиля. Зная количество оборотов колеса микросхема или процессор высчитывает пройденное расстояние. Чаще всего одометры бывают электрические, механические или электромеханические. На одометре показывается как суточный, так и общий пробег автомобиля в километрах и милях. Эти данные позволяют точно определить какое расстояние проехал автомобиль за определенный промежуток времени и за все время эксплуатации. Информация о пробеге выводится в цифровом значении на приборной панели автомобиля.

    Приборная панель Toyota Prius

    Механический одометр. Конструкция механического одометра проста и надежна. При воздействии механической силы, счетчик считает обороты колеса и преобразует их в пройденный километраж. При достижении определенной крайней цифры пробега, километраж сбрасывается на «0». Сматывается механический одометр любой «крутилкой».

    Электронно-механический одометр. Обороты колеса считываются датчиком скорости основанном на эффекте Холла. При движении автомобиля, датчик вырабатывает импульсные сигналы через определенные промежутки времени. За один километр пути, датчик скорости передает на электронный бок спидометра около 6000сигналов. Данные преобразуются в цифровой формат и выводятся на приборную панель автомобиля. Для подмотки пробега на электронно-механическом одометре понадобится CAN-крутилка.

    Цифровые одометры являются самыми современными приборами. Вся поступающая с датчиков информация обрабатывается микроконтроллером. Для его корректировки требуется специальное оборудование.

    Приборные панели, одометры и спидометры на современных автомобилях работают по разным принципам. На некоторых приборных панелях электрический сигнал поступает по CAN шине в виде импульса от датчика скорости основанного на эффекте Холла, на других панелях от датчиков ABS.

    Современное оборудование позволяет корректировать показания одометров на легковых автомобилях, грузовиках, мотоциклах, снегоходах. Время и цена корректировки зависит от модели, года выпуска, сложности подготовительных работ (снятие приборной панели, разборка спидометра, снятие стрелок) и т.д.