Для чего нужен теплообменник в автомобиле?

ЧТО ТАКОЕ РАДИАТОР И ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН. . АвтоТачки avtotachki.com .

Радиатор – деталь автомобиля, которая устанавливается в моторный отсек. Он обеспечивает постоянное охлаждение двигателя.

Как он устроен, для чего нужен, какие виды радиаторов бывают, почему выходит из строя, как за ним ухаживать и как выбрать лучшую модификацию? Разберемся со всеми нюансами подробней.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ

В процессе работы автомобиля все его механические узлы нагреваются. В отдельных отсеках этот показатель достигает не одной сотни градусов. И основной узел, который из-за повышенной температуры быстро выйдет из строя – мотор.

Чтобы движущиеся детали двигателя не испортились, их необходимо охладить. Для этого инженерами каждого автопроизводителя разрабатывается и устанавливается система охлаждения.

Радиатор охлаждения – металлический теплообменник, внутри заполненный антифризом (или тосолом). К нему подсоединены резиновые патрубки, которые крепятся на соответствующие горловины мотора.

Охлаждение мотора работает по следующему принципу. Заведенный ДВС вращает крыльчатку водяного насоса. Благодаря этому в системе (по малому кругу) начинает циркулировать антифриз. Когда температура жидкости достигает 80-90 градусов, срабатывает термостат и открывается большой круг циркуляции. Это позволяет двигателю быстрее прогреться до нужной температуры.

Следующая 3D-анимация наглядно демонстрирует принцип работы системы:

Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.
Watch this video on YouTube

ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН В МАШИНЕ

Мотор автомобиля работает за счет процесса горения топлива в цилиндрах. В результате этого все детали сильно нагреваются (температура зависит от вида горючего). Когда температура металлических элементов повышается, они расширяются. Если их не остудить, это приведет к заклиниванию подвижных деталей.

Чтобы стабилизировать температуру, все двигатели внутреннего сгорания в своей конструкции имеют охлаждающую рубашку, по которой с помощью помпы циркулирует жидкость. Нагретый тосол по магистрали поступает в радиатор автомобиля. В нем жидкость охлаждается, а затем поступает обратно в двигатель. Этот процесс позволяет поддерживать рабочую температуру ДВС .

Если бы в конструкции системы охлаждения не было0 0,

радиатора, жидкость в ней быстро закипела бы. В машине эта деталь устанавливается в передней части подкапотного пространства. Это необходимо, чтобы на его плоскость поступало больше холодного воздуха.

Эффективность теплообменников зависит от таких факторов:

  • количество трубок – чем их больше, тем лучше охладится антифриз;
  • сечение трубок – овальная форма увеличивает площадь соприкосновения с воздухом, что увеличивает теплоотдачу;
  • принудительный обдув – особенно полезен в городском режиме езды;
  • чистота – чем больше мусора будет между ребрами теплообменника, тем труднее будет свежему воздуху попасть на горячие трубки.

КОНСТРУКЦИЯ РАДИАТОРА

Материал, из которого изготавливаются автомобильные радиаторы – металл (алюминий или медь). Он обладает отличной теплопроводностью. Стенки теплообменника очень тонкие, благодаря чему антифриз быстро отдает свою температуру.

Конструкция радиатора состоит из тонких трубок, спаянных между собой в форму прямоугольника. Этот элемент крепится на двух бачках (один на входе, другой на выходе). Дополнительно на трубки нанизаны пластинки, что увеличивает площадь теплоотдачи. Воздух проходит между ребрами и быстро охлаждает поверхность детали.

Все теплообменники имеют два отверстия: на вход и на выход. К ним подсоединяются патрубки системы. Для слива жидкости из полости теплообменник оснащается пробкой, установленной внизу конструкции.

Если автомобиль движется по трассе, потока воздуха достаточно, чтобы охладить антифриз естественным путем (обдув ребер). В случае движения в городе поток воздуха не такой интенсивный. Для этого в системе охлаждения за радиатором устанавливается большой вентилятор. В старых моделях автомобилей он имел прямой привод от мотора. Современные машины оснащены системой контроля температуры тосола и при необходимости включает принудительный обдув.

Как изготавливают радиаторы – смотрите в следующем видео:

Как делают автомобильные радиаторы
Watch this video on YouTube

ВИДЫ РАДИАТОРОВ

Существует несколько видов теплообменников. Каждый из них предназначен для своей цели, но работают они по одному принципу – внутри них циркулирует жидкость для обеспечения обмена тепла. Вот в каких системах автомобиля используются теплообменники:

  • охлаждающая;
  • отопительная;
  • климатическая.

Чаще всего в автомобильной промышленности используются две категории радиаторов.

  • Трубчато-пластинчатые. Это самая распространенная модификация, которую устанавливали на старые автомобили. Теплообменник в них состоит из горизонтально расположенных трубок (круглого сечения), на которые нанизаны тонкие пластины. Чаще всего их изготавливают из алюминиевого сплава. Эти модификации устанавливались на старых автомобилях. Основной недостаток – слабая теплоотдача из-за небольшой площади соприкосновения с потоком воздуха.
  • Трубчато-ленточные. В них используются длинные трубки (овального сечения), сложенные в форме змеевика. Материал, который используется для их изготовления – либо сплав меди и латуни, либо алюминий. Такие модификации устанавливают во многие современные автомобили. Медные модели обладают отличной тепловой проводимостью, но стоят очень дорого. Поэтому чаще охлаждающая система комплектуется алюминиевыми аналогами.

Среди первой категории существуют еще два вида радиаторов. Это одноходовые и многоходовые модели. Они отличаются друг от друга принципом циркуляции.

  • Одноходовые. Охлаждающая жидкость поступает в полость теплообменника с одной стороны и равномерно распределяется по всем трубкам. В них есть существенный недостаток: антифриз в полости распределяется неравномерно, из-за чего теряется эффективность обмена тепла.
  • Многоходовые. Охлаждающие элементы в них разделены на несколько секций. Эта конструкция увеличивает общую длину магистрали, что улучшает процесс теплообмена.

ПОВРЕЖДЕНИЯ РАДИАТОРОВ: ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА

Как и любая деталь, радиатор в машине тоже может выйти из строя. Вот пять основных причин.

  • Механические повреждения. Так как эта деталь устанавливается впереди автомобиля, на нее часто попадают посторонние предметы. Например, это могут быть камни от впереди идущего авто. Даже незначительное столкновение машины может повредить радиатор, что нарушит герметичность системы охлаждения.
  • Окисление металла. Хотя все элементы теплообменника изготавливаются из нержавеющих материалов, радиаторы не защищены от образования накипи внутри их полостей. Из-за использования некачественной охлаждающей жидкости металлические детали мотора могут окисляться, что засоряет магистраль и препятствует свободной циркуляции антифриза.
  • Естественный износ. Постоянный нагрев и охлаждение приводит к «усталости» металла, от чего снижается его прочность. Вибрации в подкапотном пространстве способствуют разрушению соединительных швов, из-за чего может появиться течь.
  • Чрезмерное давление в магистрали. Если на расширительном бачке установлена некачественная пробка, со временем клапан для сброса давления перестает функционировать. Из-за нагрева антифриза до температуры выше 100 градусов в системе увеличивается объем. Чаще всего расходятся швы на пластиковых элементах. Но стенки старого теплообменника со временем становятся тоньше, что приводит к разгерметизации и протечкам.
  • Замерзание охлаждающей жидкости. Такое может происходить в случае использования неподходящего антифриза или обычной воды. На морозе вода кристаллизуется и расширяется. От этого на стенках трубок появляются трещины.

Большинство из перечисленных проблем можно предотвратить, применив профилактические методы. Чтобы продлить службу радиатора, хозяин авто может предпринять следующие меры.

  • Не заливать в систему обычную воду. В экстренном случае можно воспользоваться дистиллированной, но в ближайшее время нужно поменять ее на тосол. Эта жидкость закипает при температуре выше 115 градусов. Помимо этого она содержит смазочный материал, что благотворно влияет на крыльчатку насоса и другие металлические детали системы.
  • Своевременно менять тосол, а при уменьшении уровня – доливать его. Замену нужно производить не реже 40-50 000 км. пробега. Но если антифриз поменял свой цвет и стал черным, это явный сигнал для обслуживания.
  • Устанавливать такой радиатор, который изготовлен для данной модели автомобиля.
  • Проводить плановое техническое обслуживание всей системы охлаждения.
  • Сохранять ребра теплообменника в чистоте.
  • Во время замены тосола периодически применять промывку внутренних стенок змеевика.

ЧТО ЛУЧШЕ: РЕМОНТИРОВАТЬ ИЛИ МЕНЯТЬ

Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.

Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.

Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.

В большинстве случаев ремонт – лишь временная мера, потому что в системе охлаждения постоянно возникает высокое давление, что приведет с повторной разгерметизации магистрали. Если проводить своевременное обслуживание и очистку системы, менять радиатор часто не придется. Поэтому, когда деталь сломалась и на землю вылилась драгоценная охлаждающая жидкость, лучше этот узел заменить, чем постоянно выбрасывать деньги на приобретение очередной канистры.

КАК ПРАВИЛЬНО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ?

Одно из важнейших условий правильной эксплуатации радиатора – обеспечивать его чистоту и предотвращать возникновение чрезмерного давления в системе. Второй фактор зависит от крышки расширительного бачка.

Первая процедура может продлить срок службы этого компонента. Однако ее нужно выполнять правильно.

  • Производитель категорически запрещает повторное использование отработанной свой срок охлаждающей жидкости. Даже если ее очистить, она уже потеряла свои свойства, и поэтому уже будет бесполезной.
  • Если антифриз очень грязный, прежде чем залить в систему новый, ее нужно промыть при помощи дистиллированной воды (ни в коем случае не использовать обычную воду). Она не содержит солей и примесей, которые могут наслоиться внутри змеевика и понизить эффективность охлаждения.
  • При наружной очистке важно учитывать, что ребра теплообменника очень тонкие, и поэтому даже небольшие усилия могут их согнуть. Впоследствии это будет препятствовать естественному обдуву радиаторных трубок. Если процедура выполняется при помощи минимойки, нужно настроить небольшой напор. Струю следует направлять перпендикулярно ребрам, чтобы скопившаяся грязь не переместилась внутрь теплообменника. Тогда его никак нельзя будет очистить.
Читайте также  Что значит вариатор на автомобиле?

КАКОЙ РАДИАТОР ЛУЧШЕ?

В большинстве случаев ответ на этот вопрос зависит от материальных возможностей автомобилиста. Медно-латунные модели поддаются недорогому ремонту. По сравнению с алюминиевыми аналогами они обладают лучшими теплообменными свойствами. Однако стоимость новой детали очень дорогая из-за цены на медь. И еще один недостаток – большой вес (около 15 килограмм).

Алюминиевые радиаторы стоят дешевле, они легче по сравнению с медными вариантами (в районе 5 кг.), а также их срок службы больший. Зато их невозможно качественно отремонтировать.

Есть еще один вариант – купить китайскую модель. Они намного дешевле оригинальной детали для конкретной машины. Только основная проблема у большинства из них – короткий срок службы. Если алюминиевый радиатор справляется со своими функциями на протяжении 10-12 лет, китайский аналог – в три раза меньше (4-5 лет).

Как сделать, чтобы кондиционер холодил, как новый. Полная инструкция

Моем конденсатор и радиатор (главные «грязеприемники»)

Конденсатор системы кондиционирования стоит перед радиатором системы охлаждения, а потому первым принимает на себя удары камней, потоки грязной воды, тополиный пух и листья. Жидкая глина, которая может попасть на конденсатор после езды по грунтовке, быстро каменеет под воздействием тепла и превращается в слой теплоизоляции. Воздух перестает свободно проходить к радиатору системы охлаждения… Прощай, прохлада в салоне! Здравствуй, перегрев двигателя!

К хроническому перегреву мотора приводит и грязь, скопившаяся в пространстве между конденсатором и радиатором двигателя. Там порой образуется «пылевая» прослойка, по плотности и структуре напоминающая войлок.

Где лучше мыть?

Вариант 1. На обычной мойке (неэффективно)

Сильная струя воды способна загнуть тонкие алюминиевые пластины конденсатора. А по-другому достать струей до радиатора сквозь конденсатор не получится.

Вариант 2. У официального дилера (цены кусаются)

Официалы обычно снимают теплообменники с автомобиля перед мойкой. Операция потребует замены охлаждающей жидкости, заправки системы кондиционирования и обойдется более чем в 20 000 рублей.

Вариант 3. В специализированном сервисе по обслуживанию кондиционеров (лучше всего)

Теплообменники промывают с помощью специальных насадок, вводимых между ними. Грязь с конденсатора вымывается в сторону бампера, а из радиатора — в моторный отсек. (Хотя, конечно, все зависит от конфигурации передней части автомобиля.)

Может, помыть конденсатор кондиционера самостоятельно?

Да, если готовы снимать передний бампер и радиатор системы охлаждения. Конденсатор можно промыть и не отсоединяя от него трубки.

Чистим воздухозаборник — избавляемся от вони в салоне

У большинства автомобилей забор воздуха в систему отопления, вентиляции и кондиционирования осуществляется из пространства между капотом и ветровым стеклом. Там находится ниша — короб воздухопритока (часто в ней же размещается привод стеклоочистителей).

Воздух в это пространство попадает через большие щели или прорези. Через них же в короб летят листья и семена — за год накапливается прилично. Листва гниет — неприятный запах проникает в салон при работе вентилятора климатической установки. А еще листья попадают в крыльчатку вентилятора, шумят и засоряют воздуховоды.

Как очистить короб воздухопритока?

На большинстве автомобилей нужно снять поводки дворников и демонтировать пластмассовую накладку, состоящую из двух частей и закрепленную несколькими пистонами. Это можно сделать самостоятельно или в сервисе.

Короб воздухопритока стоит очищать раз в год. А отверстие в щите моторного отсека, сквозь которое осуществляется забор воздуха, лучше заклеить сеткой с ячейками (как у сетки против комаров). Заводскую сетку устанавливают лишь у некоторых автомобилей премиум сегмента и, например, выпускаемых фирмой Toyota.

Меняем салонный фильтр — защищаем легкие

У большинства автомобилей это устройство расположено после вентилятора климатической системы (реже — близко к вентилятору или в блоке отопителя, прямо перед испарителем кондиционера).

Но независимо от расположения на фильтре оседает все, что прошло через короб воздухопритока и крыльчатку вентилятора: и пыль, и семена и кусочки листьев растений. «Смесь» постепенно начинает разлагаться и источать неприятный запах. Поэтому фильтр следует менять каждые 15 000 км пробега или 1 раз в год (при небольших пробегах).

Как заменить салонный фильтр?

Фильтр, расположенный в районе перчаточного ящика, легко сменить самостоятельно.

К фильтру, стоящему в центральном блоке, доступ часто затруднен. Можно обратиться в сервис или посмотреть форумы по вашему автомобилю. Опытные владельцы обычно знают, как провести замену «малой кровью», например, без демонтажа педали газа.

Очищаем воздуховоды и испаритель (нужен мощный пылесос)

Слой пыли обычно лежит на всех поверхностях, расположенных до воздушного фильтра стенки воздуховодов. На крыльчатке вентилятора тоже.

Как чистить воздуховоды?

  1. Забираемся тонкой трубкой, закрепленной на шланге пылесоса, сквозь отверстие в коробе воздухопритока и открывшееся после снятия салонного фильтра. Пылесосим.
  2. Далее следует промыть полости специальными очистителями системы кондиционирования или самодельным раствором, содержащим воду, спирт и хлоргексидин. Распылителем или трубочкой очистителя подаем жидкость в отверстия, расположенные в коробе воздухопритока и открывшееся при снятии салонного фильтра.

Важно: постарайтесь дотянуться до поверхности испарителя кондиционера. На нем оседает вся пыль, прошедшая сквозь неплотности воздушного фильтра.

Как проверить кондиционер в автомобиле?

В периодическое обслуживание кондиционера входит и контроль за его эффективностью.

Включенный «на полную» кондиционер должен охлаждать воздух до температуры 5–10 °С. Проверить это можно даже бытовым термометром. Если температура выше, то, скорей всего, в системе мало хладагента.

Заправить кондиционер самостоятельно можно, если:

  • Кондиционер еще работает, но холодит очень слабо
  • Машина не попадала в аварии с повреждением системы кондиционирования и систему ни разу не разбирали
  • На всех стыках системы вы никогда не видели следов кондиционерного масла
  • Машине достаточно много лет или пробег ее велик.

В других случаях лучше обратиться в специализированный сервис — для диагностики системы, ремонта или дозаправки.

Как заметить утечки из системы кондиционирования?

При каждом помещении машины на подъемник или смотровую канаву обращайте внимание на наличие масляных разводов на трубках, шлангах, компрессоре. Хладагент, протекающий даже в небольших количествах через любую негерметичность, будет увлекать с собой кондиционерное масло, которое оставит разводы на поверхности пыльных деталей.

Когда мыть кондиционер — до сезона или после?

Проводить обслуживание кондиционера надо осенью, после активного «рабочего» сезона. Но нелишне проверить работоспособность системы и весной.

  • Пять мифов об автокондиционерах развенчали тут.
  • Собираясь в дорогу, проверьте, все ли вещи поместятся в багажнике и салоне автомобиля. Если есть сомнения, приезжайте к нам за автобоксом: актуальный и широкий ассортимент, скидки при покупке, монтаж и доставка! Нет места для хранения — возьмите автобокс в прокат!

Зачем нужен теплообменник?

Какую функцию выполняет теплообменник?

Теплообменник двигателя выполняет прямо противоположную функцию относительно радиатора. Если радиатор нужен для осуществления процесса уже нагретой жидкости, то теплообменник способствует нагреву того воздуха, который проходит через него.

Для чего нужен теплообменник в котельной?

Зачем нужен теплообменник в котельной? Обычно в котельных присутствуют два пластинчатых теплообменника, которые служат защитой от гидроударов, перепада высот, механических и химических загрязнений. Независимые друг от друга контуры предоставляют возможность регулировать рабочие параметры каждого отдельно.

Для чего нужен пластинчатый теплообменник?

Пластинчатый теплообменник — устройство, в котором осуществляется передача теплоты от горячего теплоносителя к холодной (нагреваемой) среде через стальные, медные, графитовые, титановые гофрированные пластины, которые стянуты в пакет. Горячие и холодные слои перемежаются друг с другом.

Как работает кожухотрубный теплообменник?

Работа кожухотрубного теплообменника заключается в том, что холодная и горячая рабочие среды двигаются по разным кожухам, и теплообмен происходит в пространстве между ними. Рабочей средой внутри труб является жидкость, в то время как горячий пар проходит в расстоянии между труб, образуя конденсат.

Как работает теплообменник в автомобиле?

Работает такой теплообменник просто. … При повышении температуры масла до 95-97°C срабатывает термоклапан, и часть потока масла направляется в теплообменник — здесь масло проходит по системе труб, омываемых потоком охлаждающей жидкости, охлаждается до необходимой температуры и поступает в двигатель.

Что такое теплообменник на автомобиле?

Теплообменник — это техническое устройство, в котором осуществляется теплообмен между двумя средами, имеющими различные температуры. Скажем сразу откровенно слабое место всех современных двигателей!

Что такое теплообменник и для чего он нужен?

Применение теплообменников позволяет: Использовать остаточное тепло при получении электрической энергии. Вести химические процессы в точном режиме, поддерживая температуру теплообменниками. Использовать вторичное тепло от энергоносителя для бытовых нужд.

Для чего нужен теплообменник в бане?

Устройство служит для нагрева воды в бане. Его принцип работы основан на физических свойствах горячей воды, расширяющейся и поднимающейся вверх, а холодная при этом остается внизу. Обычно теплообменник небольшого размера, поэтому жидкость в нем быстро нагревается. К нему присоединяются две трубы – снизу и сверху.

Как работает теплообменник в котельной?

В блочно-модульных котельных используется два пластинчатых теплообменника, которые обеспечивают приготовление горячей воды за счет передачи тепла от горячей среды к нагреваемой. … При этом котловая вода передает часть тепла теплоносителю вторичного контура с помощью пластин теплообменника.

Как работает пластинчатый теплообменник?

Принцип работы пластинчатого теплообменника основан на передаче энергии от греющего потока к нагреваемому через пакет рифлёных пластин из нержавеющей стали. В процессе теплообмена среды не смешиваются, контактируя между собой через пластины толщиной от 0.4 до 1мм.

Что такое теплообменник в печи для бани?

Теплообменник служит для нагрева воды в бане. Его принцип работы основан на физических свойствах горячей воды расширяться и подниматься вверх, а холодной воды оставаться внизу. Обычно теплообменники небольшого размера, вода в них быстро нагревается.

Как рассчитать тепловую нагрузку на теплообменник?

тепловая мощность (нагрузка). Определяет количество тепла, которое отдает агрегат. Расчет тепловой нагрузки теплообменника выполняется по формуле P=m×cp×δt, где m означает расход среды, cp — удельную теплоемкость, а δt — разницу температур на входе и выходе контура.

Читайте также  Что такое крейсерская скорость автомобиля?

Где применяются кожухотрубные теплообменники?

Сферы применения кожухотрубных теплообменников

Доказав свою надежность, долговечность и стабильность, они с не меньшим успехом используются сегодня в газовой промышленности, на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях, а также в молочном и пивном производстве в составе чиллеров.

Какие есть теплообменники?

Основные виды теплообменников

  • Кожухотрубчатые (кожухотрубные) теплообменники,
  • Элементные (секционные) теплообменники,
  • Двухтрубные теплообменники вида «труба в трубе»,
  • Витые теплообменники,
  • Погружные теплообменники,
  • Оросительные теплообменники,
  • Ребристые теплообменники,
  • Спиральные теплообменники,

Для чего нужен теплообменник в системе отопления

Как видно из названия, теплообменник – это устройство для обмена теплом. Среды или поверхности с разными температурами взаимодействуют, изменяя температуру друг друга.

Теплообменники используют в вентиляции, охлаждении, кондиционировании, но велика их роль и в отоплении. Их устанавливают на различных производствах, в коммунальном хозяйстве и для персонального использования.

Важно позаботиться о наличии такого устройства, например, в частном доме с независимой системой отопления. С его помощью можно будет регулировать температуру воздуха в помещении, контролировать забор тепла от основного источника и т.д.

Теплообменники для систем отопления

В системах отопления эти устройства не так популярны в нашей стране, как в других, там, где каждый пользователь может забирать столько тепла от общего источника, сколько ему требуется. ТО играют ключевую роль в отоплении дома или дачи, а также везде, где есть необходимость регулировать температуру. Установка такого устройства в котельной позволяет автоматизировать работу всей системы и сэкономить.

В качестве носителя тепла чаще всего выступает вода, но может быть и антифриз, масло и т.д.

По сути, ТО — это разделитель между основным источником тепла (поставщиком) и системой конечного пользователя. Система отопления, в которой присутствует ТО, называется независимой. В котельных обменники устанавливаются для погодного регулирования, а также он снижает износ современных труб. Дело в том, что их сейчас делают из пластика, и максимальная температура, которую они могут выдерживать – 90 градусов.

Если теплообменника в системе нет, то от центра (котла) горячая вода передается непосредственно потребителю – в батареи. Но котельная не регулирует подачу тепла, и она не меняется в зависимости от выбора потребителей или погодных условий.

Если в ИТП жилого дома установить теплообменники, то это позволяет существенно экономить. Каждый жилец регулирует температуру по потребностям с помощью кранов на радиаторах в квартирах. Тепло можно увеличивать при сильных морозах и уменьшать при потеплении.

Иногда такие устройства устанавливают и в самой котельной. Такая двойная система, что тоже помогает сэкономить: во внутреннем контуре меньше теплоносителя, а значит, в котлах почти не образуется накипь, они могут служить гораздо дольше.

Теплообменник в домашнем отоплении

В системе отопления дома или дачи теплообменник играет ключевую роль.

Если вы устанавливаете у себя такое устройство, то потом можно развернуть целую систему регулирования: для контроля температуры в разных комнатах, работы теплых полов и т.д. К теплообменнику проводят трубу с горячим носителем от котельной, а с другой стороны – внутреннюю систему с реле, контроллерами и т.д. Вы получаете не только контроль над температурой воздуха в помещении, использование этого устройства помогает прогревать дом более равномерно, стабилизирует давление в трубах, экономит энергию и продлевает срок службы труб.

Кроме того, он сам по себе может служить источником для получения горячей воды: в один контур приходит горячий носитель, а к другому подводится водопровод. Это тоже способ сэкономить: на бойлерах и электроэнергии.

Подключить теплые полы, обогрев ступеней и т.д. тоже не получится без теплообменника. Теплые полы забирают на себя большое количество горячей воды, оставляя соседние помещения в холоде. Кроме того, оптимальной температура носителя тепла для такого пола не должна быть выше 45 градусов.

Виды теплообменников

Все устройства делятся на две большие группы. В первых среды смешиваются друг с другом, во втором случае – они разделены стенкой. Их используют чаще и называют поверхностными. В свою очередь, такие теплообменники делятся тоже на два типа.

  1. Рекуператоры. В них тепло передается через стенку, от разных носителей, которые независимо друг от друга движется по разным каналам.
  2. Регенераторы. Два потока контактируют с одной и той же поверхностью. Например, горячий поток нагревает ее, а затем холодный забирает тепло.

Самые распространенные ТО первого типа – рекуперативные. К ним относятся

  • Кожухотрубчатые: внутри кожуха находятся трубы, внутри которых течет одна среда (горячая), а другая (холодная) движется между ними.
  • Погружные: представляют из себя бак, заполненный жидкостью, внутри которого находится змеевик со второй средой.
  • Спиральные: несколько спиралей привариваются к одной перегородке. Используются для работы с вязкими средами.
  • Пластинчатые разборные: самый распространенный вид. Это особым образом перфорированные (для увеличения поверхности) пластины, собранные вместе, а между ними движутся различные среды.
  • «Труба в трубе»: одна труба вставляется в другую, между ними проходит теплообмен. Может состоять из нескольких звеньев. Выдерживают высокое давление, расход воды в системе небольшой.
  • Оросительный: собраны несколько труб, по их поверхности течет охлаждающая жидкость. Часто используются в качестве конденсаторов.

Подберем теплообменник для отопления со скидкой до 70 %

Пластинчатый теплообменник: устройство

В основном, в независимых системах отопления применяются пластинчатые теплообменники. По сути это набор пластин, которые перфорируют для увеличения полезной площади и собирают между двумя плитами. Одна из этих плит обычно не фиксируется, ее можно снимать и увеличивать или уменьшать количество пластин. Бывают с спаянные варианты, их уже не получится разобрать.

Между пластинами движутся горячая и холодная жидкости, попеременно. Конструкция герметична благодаря уплотнителям.

Пластины – это основа конструкции. Их изготавливают из стали, меди, графита, титана и других сплавов, толщиной от 0,4 до 1 мм., в зависимости от давления. Выбор материала обусловлен условиями использования, а также выбором среды, которой будет заполнено устройство. Чаще всего это вода, но бывают случаи, например, на специализированных производствах, где используют агрессивные жидкости.

Пластины плотно прижаты друг к другу и образуют каналы благодаря специальной штамповке. На одной стороне каждой пластины есть пазы, куда вставляются резиновые прокладки для герметичности. Устанавливают их одну за одной, в поворот 180 градусов.

В пластинах по 4 отверстия. Два из них служат для провода и отвода горячей и нагреваемой жидкости. Два другие предотвращают смешение жидкостей за счет дополнительной изоляции. Если произойдет прорыв одного из контуров, то дренажные пазы также препятствуют смешиванию.

Благодаря тому, что греющая и нагреваемая среды направлены в противоток друг другу, и извилистому течению (по каналам) эффективность обмена теплом увеличивается, а гидравлическое сопротивление относительно небольшое.

Система самоочищается за счет турбулентных потоков, но на пластинах может откладываться накипь, осадки веществ, находящихся в воде, потому их нужно периодически промывать специальными растворами. Можно понять, что пришло время для очистки по снижения работоспособности прибора, перепадах давления и т.д.

При сборке сначала закрепляются направляющие на штативе и неподвижной плите. На них нанизываются пластины, и подвижная плита стягивается с неподвижной болтами.

Существует 2 варианта компоновки пластин.

Одноходовая. Теплоноситель разделяется на потоки, которые текут параллельно друг другу по пластинам, потом сливается и выходит в порт для вывода.

Многоходовая. Здесь устройство чуть сложнее. Благодаря перегородкам в разделительных пластинах теплоноситель течет по каналам, как бы разворачиваясь в пластине.

Плюсы и минусы пластинчатых теплообменников

Пластинчатые ТО обладают хорошими характеристиками теплопередачи при компактных размерах. Еще один плюс таких устройств в том, что их можно изготовить индивидуально под конкретные задачи.

К плюсам однозначно можно отнести:

  • Вариативность размеров теплообменника и материалов, из которых его изготавливают.
  • Возможность изменять количество пластин и таким образом изменять мощность устройства (если речь не идет о запаянном ТО).
  • Высокий процент теплопередачи.
  • Низкие теплопотери.
  • Простота использования: устройство легко разобрать, промыть, собрать.
  • Легко ремонтировать: пластины, в случае необходимости, можно просто заменить.

Но есть у пластинчатых теплообменников и минусы:

  • Давление в пластинах не должно превышать 25 кг/кв.см.
  • Температура не выше 200 градусов.
  • Если теплоноситель содержит большое количество примесей, на пластинах будет быстро образовываться накипь.

Некоторые изменения в конструкции повышают прочность и КПД пластинчатых теплообменников. Есть такие разновидности, как пластинчато-ребристый и оребренно-пластинчатый. В первом варианте между разделительными пластинами проложены ребристые насадки. Подходят для теплообмена с неагрессивными жидкостями и газом. Оребренно-пластинчатые актуальны при газовом отоплении.

Как правильно выбрать теплообменник

Есть огромное количество теплообменников и нужно знать, как правильно их выбрать. Лучше всего, если такой прибор изготовят под конкретные задачи профессионалы. Он будет рассчитан на определенную нагрузку, материалы будут подходить для теплоносителя и срок службы прибора будет значительно больше, чем при выборе наугад. Что нужно знать для выбора теплообменника:

  • температура в контуре теплосети;
  • тепловая нагрузка;
  • температура во внутреннем контуре;
  • рабочее давление;
  • допустимые потери напора;
  • загрязненность рабочей среды;
  • характеристики теплоносителя и т.д.

Подробнее об этом можно узнать на странице
Рассчитать теплообменник
где вы можете указать нужные вам характеристики и получить предложение по ПТО от наших менеджеров.

Теплообменники необходимы для систем отопления как юридическим организациям (поставщикам услуг, управляющим компаниям и т.д.), так и частным лицам – для установки теплого пола или подогрева ступенек в доме, контроля расходов на отопление, экономии на энергии. Современные ТО просты и безопасны в использовании.

Взгляните на представленные теплообменники для отопления

Для чего нужен теплообменник в автомобиле?

Полезно.
Чем полезно?
—-
Ещё идея в дополнение к первой;)
Делаем утиль котёл паровой иль водогрейный
Что нужно:
Вариант 1
1. 30-40 метров медной трубки
2. Мягкий асбест
3. радиатор иль тёплый ящик
Вариант 2
1. труба Ду-80-100 мм длинной 200-300 мм.
2. два штуцера.
3. Радиатор иль тёплый ящик

Читайте также  Что такое дорожный просвет автомобиля?

Как работает:
Запускаем ДВС и выхлопные газы проходя греют ОЖ в медных трубках иль в теплобменника второго варианта и доводят ОЖ до состояния пара или в водогрейном варианте нагревают ОЖ
Полученное тепло можно использовать на обогрев салона, дома да чего угодно, а если пар получаем то можно питать паровую машину, насос ну что хотца.
Ну как идея? здравая:D и КПД ДВС станет не менее 80%

См. Камминз, Катерпиллер, Детройт, и даже у КАМАЗа вроде есть. Вопрос к их конструкторам.

Там моторы совсем другого уровня мощности и совсем других характеристик. И моторы там — дизельные.

Темнила
Читал про эти моторы и машины и там сей приблуды не увидал.
Я ее живьем видел, врезана в разрыв нижнего шланга радиатора.

Для охлаждения масла в АКПП и это естественно.
Надписи «Масло мотор.» ты специально не заметил? 🙂

Я ее живьем видел, врезана в разрыв нижнего шланга радиатора
Возможно и видел. Но в описаниях конструкции об этом ни слова — видать секрет:D

Надписи «Масло мотор.» ты специально не заметил? 🙂
Ну да ну да разные масла в один теплообменник. два на машину? возможно возможно. но для каких целей?
Всё, что использовалось в тех авто в той или иной мере применялось и в гражданке и у вояк. ну на мощных ДВС и прокачка масла предпусковая была и предварительный прогрев но у военных:D

См. Камминз, Катерпиллер, Детройт, и даже у КАМАЗа вроде есть. Вопрос к их конструкторам.
НА дизеле Isuzu 4JB1-T объёмом 2.8 литра, тоже стоит теплообменник, только под масляным фильтром. У брата такой двиг стоит на пикапе, пикап совсем не внедорожный изначально, и ресурс у этих движков поболе полумиллиона.
Поддерживаю идею теплообменника.
При чём тут мощность? Главное каков ресурс. 2000000 км без капремонта это правило, а не исключение (КАМАЗ не считаем). А бывает и 3 мкм.
А то, что зимой масло недогревается, а летом перегревается как раз и уменьшает ресурс. Во вкладке Детройт 4, завёлся 6 минут назад, до этого почти 4 часа стоял, на улице -25. См. т-ру ОЖ и масла.

Подправлю чуть чуть, не километров, а миль. У них одометр мили счетает, а не километры;) Первый капремонт на дизелях детройт дизель заводом определён при пробеге 1.5 миллиона миль! И весь капремонт заключается в замене поршней с кольцами, и заменой вкладышей на новые. Замечу что блок не нуждается в расточке, как и КВ. Второй капремонт это 2.5 миллиона миль. Ресурс двигателя ограничен 4 миллионами миль. Инфу видел где то на одном форуме дальнобоев, кто то выкладывал ссылку на сайт фирмы занимающейся продажей и ремонтом этих машин и дизелей. Там же все характеристики любых грузовых американских дизелей.

Полно двигателей,которые вполне без этого обходятся,имея при этом ресурс 300 и более тыс.км.Баварские чугунные рядные четверки(М40-44) и шестерки(М30-50)-яркий тому пример.
ИМХО,залить хорошее масло и забыть.
1. Возможно там блок отлит так, что масляная магистраль от маслонасоса проходит мимо спец. полости с ОЖ, как на Ауди.
2. Теплообменник (см. по ссылке) стоит примерно как одна замена хорошего масла. (6л + 2л доливка)*350 руб = 2800 руб. (Доставка бесплатно)
3. Любое масло, даже самое хорошее, имеет т-рный диапазон, в котором оно эффективно работает. Если машина нормально заводится при -30, это не значит, что масло при такой т-ре эффективно моет двигатель. А если вся эксплуатация состоит из коротких поездок по 30 минут?

В общем, лучше всё это обсуждать с цифрами в руках. Прикрепить изолентой термодатчик к масляному фильтру, обмотать фильтр утеплителем, ну и поездить и посмотреть какая там будет т-ра.

Витя, я мили в километры перевёл. У нас пораньше капремонт приходится делать, обычно — 1300000 миль примерно. Причина в солярке, которая губит насосфорсунки — начинается неравномерный распыл с относительно крупными каплями. Горение происходит неравномерно, со взрывом, давление на поршень из-за этого тоже неравномерное и не по центру, поршня изнашиваются, трескаются, бывает и разламываются пополам. Но это на пробегах более 2 мкм, при нормальном уходе.

Витя, я мили в километры перевёл. У нас пораньше капремонт приходится делать, обычно — 1300000 миль примерно. Причина в солярке, которая губит насосфорсунки — начинается неравномерный распыл с относительно крупными каплями. Горение происходит неравномерно, со взрывом, давление на поршень из-за этого тоже неравномерное и не по центру, поршня изнашиваются, трескаются, бывает и разламываются пополам. Но это на пробегах более 2 мкм, при нормальном уходе.
Согласен про отечественную солярку.

Так же всё таки поддерживаю тебя с идеей установки теплообменника.

Летом температура ОЖ (у меня) 95-96гр. При использовании теплообменника и масла столько же ещё малость и температура вспышки.

Не, температура вспышки масел в двигателе, в среднем 210 градусов:rolleyes:
Например вот шеловское: http://shell-oil.ru/catalog/group1/ungroup73/Shel-Helix-Ultra-5W-40.html Температура вспышки 206 градусов.

В общем, лучше всё это обсуждать с цифрами в руках. Прикрепить изолентой термодатчик к масляному фильтру, обмотать фильтр утеплителем, ну и поездить и посмотреть какая там будет т-ра.
И получим херню на выходе;) мерять нужно само масло и желательно в толще масла:D
Вот сегодняшний эксперимент по замеру температуры масла в ДВС — УМЗ-4218.10 машин буханка. ездил на бензине, короткими поездками в 1,5-2 км и стоянками по 15-20 минут между поездками. За бортом было тепло -15 ветер южный 2 м/с давление 772 мм.рт.ст.

Температура за бортом — -15ºС
Температура масла — -15ºС
Температура ОЖ — +40ºС, масла — +20ºС
Температура ОЖ — +60ºС, масла — +30.
В начале движения температура масла падает до +15ºС и начинает медленно расти до 25 — 30ºС при температуре ОЖ — +80ºС за бортом -15ºС скорость 40-50 км/ч
Но это на кортких пробегах — 1,5-2 км и стоянках 15-20 мин с заглушенным ДВС
Под более менее нагрузкой и на трассе замер позже.
Поеду на работу будет замер трасса-город
————
Не указал термо датчик был вставлен через щуп и лежал на дне поддона, что могло несколько занизить температурный показатель и это косвенно подтверждается снижением температуры при начале движения

А вот за это спасибо. Уже видна большая разница с ДД. И уже понятно, что есть смысл продолжать измерения.
Ну разницы великой нет. масло не прогрето во всём объёме было.
Но уж загубил температурный датчик то он будет стоять пока не сдохнет:D:D:D

А жалюзи при этих замерах закрыты или открыты были? Промерь, если время будет, с закрытыми и открытыми — интересно насколько на алюминиевый движок прямой обдув влияет.
Гдето выкладывал значения температур под капотом с открытыми жалюзи и без намордника, то же с закрытыми и без намордника и закрытые и с намордником.
Вывод таков — зимой закрытые жалюзи и намордник держат такую же температуру под капотом, как и летом (+60-65) в движении по городу при -30, по трассе от +45 в начеле движения и до +55-60 через 30 км.
Всё тож самое но без намордника и открытые жалюзи — город +20-25, трасса +10.
Да во всех измерениях температура ОЖ — +82-87 градусов нижний предел на ХХ и светофорах/пробках верхний движение.
Если нужны боле точные цифры то нужно искать по форуму. даж тему не помню куда выкладывал:D
Хотя Тут частично нашёл: 24 (http://forum.uazbuka.ru/showpost.php?p=2597997&postcount=24) гдето в более объёмном виде да искать лениво

Каковы мощи у перечисленных авто?
Для каких целей пользуют эти авто?
Для УАЗа достаточно штатного масляного радиатора и за глаза.

Водо-масляный теплообменник не только охлаждает масло, но и нагревает его.

Маслу без разницы по какому циклу работает двигатель. Для масла важна т-ра.
Кстати, дизель не работает по циклу Карно. По нему вообще ни один реальный двигатель не работает.
А основное отличие между бензинкой и дизелем во времени горения. Условно принято считать, что у бензинки горение происходит при постоянном объёме (изохорный процесс), хотя в реале это далеко не так, особенно при небольших цикловых. А у дизеля при постоянном давлении — ещё менее правдоподобное допущение.
А реально разница в КПД объясняется, в основном, разной степенью сжатия.
Ну с дизелем работающим по циклу Карно я громко сказал, больше для красного словца.
Цикл Дизеля максимально близок к идеальному циклу Карно (который не достижим в принципе)
Ну а отличие цикла Отто от цикла Дизеля можете сравнить п картинкам:
8882188822
И после изучения придти к выводу, какой ДВС более полно использует тепло сгоревшего топлива и какой из них при прочих равных будет более «холодным»

Явно виден недогрев масла.
Ну тут мы ничего не видим и для средне форсированного ДВС сие нормально, в противном случае разработчики ДВС учли бы сие и ввели две системы — охлаждения и нагрева.
Кстати сегодня было -27, а масло нагрелось до +60-ти, дорога та же манера движения та же, а масло горячее:D
Ну и три дня гляжу, как прогревается масло. да и забортная температура особой роли не играет так же ОЖ-40 масло 20, ОЖ-60 масло 30, а вот далее замедление нагрева масла но сопставимо с температурой под капотом (почти полностью совпадают)