Что такое ремень ГРМ в автомобиле?

Что такое ремень ГРМ, через сколько километров его нужно менять и что будет если он порвётся

Привод ГРМ недорогая и простая на вид деталь авто, которая выполняет серьезную функцию. От его качества зависят работоспособность двигателя и системы зажигания. Порыв детали ведет к серьезной поломке деталей мотора. Давайте более детально разберемся в вопросе назначения, замены и износа важной детали механизма газораспределения

Для чего в машине ремень ГРМ

Ремень ГРМ нужен в машине, чтобы синхронизировать работу системы зажигания с тактом поршней и клапанов. Крутясь на шкивах коленчатого и распределительного валов, он приводит в действие водяной насос.

Эта деталь имеет сложную многослойную структуру. Для ее изготовления используют резину и нейлон. Нормальное натяжение ремня обеспечивается особым роликом.

Разрыв детали ведет к серьезной поломке двигателя. Ее сложность и последствия зависят от того, в каком положении были клапаны и поршни в момент обрыва.

5 признаков, что пора сменить ремень газораспределения

Своевременно обнаружить и заменить привод ГРМ, значит предотвратить серьезную поломку. На некоторых моделях машин доступ к ремню затруднен кожухами, которые при диагностике состояния ремня нужно демонтировать.

Периодически нужно проверять состояние привода ГРМ.

Деталь нужно срочно заменить, если при визуальном осмотре обнаружено, что:

  1. Задняя сторона детали покрылась трещинами;
  2. Боковые края изделия утратили ровность и гладкость, на них видны оборванные нити корда;
  3. На внутренней стороне между зубцами появились растрескивания;
  4. Зубья расслаиваются;
  5. Кожух и соприкасающиеся с ремнем детали покрыты черным резиновым порошком.

Не все автовладельцы в состоянии самостоятельно произвести демонтаж защитного кожуха, чтобы осмотреть состояние ремня.

Автомобилисты могут понять, что привод пора менять по следующим признакам:

Износ изделия из-за длительной эксплуатации. Производители советуют менять привод через каждые 50-120 тысяч километров пробега. Даже когда машина мало ездила, ремень требуется менять не реже одного раза в 5 лет.

Резина, из которой он сделан, теряет свои свойства, грубеет, утрачивает эластичность. Когда машина куплена с рук, сразу следует заменить привод ГРМ. Не известно, сколько лет назад деталь была установлена прежним владельцем.

Падение мощности, мотор заводится с перебоями. Двигатель стал заводиться хуже, чем прежде, машина на дороге с трудом набирает скорость. Изношенный ремень ГРМ растягивается, начинает перескакивать через несколько зубцов. В результате нарушения в его работе, происходит сбой системы зажигания.

При движении чувствуются провалы в тяге, вибрации двигателя. Если не устранить неполадку, возникнут несколько дополнительных поломок деталей системы зажигания и мотора.

Дым из выхлопной трубы. Когда работа двигателя и системы зажигания не синхронизирована, горючая смесь сгорает в моторе не полностью. По этой причине происходит разрушение катализатора.

При попадании части топлива из двигателя в систему выпуска, происходит повышение температуры выше допустимой нормы. Выхлоп из трубы может сопровождаться хлопками, дым окрашен в черный цвет. Причиной такого нарушения может стать неисправность (провисание) ремня ГРМ.

Тикающий звук от мотора. Привод ГРМ при сильном износе начинает трескаться, провисать, разлохмачиваться. Из-под кожуха во время движения машины исходят всевозможные клацающие, щелкающие звуки. Их характер зависит от скорости движения авто. Чем она выше, тем сильнее и чаще раздается стук.

Подобные звуки может издавать не только привод, похожие симптомы у неисправного ролика водяной помпы. В любом случае, появление посторонних звуков под капотом, это сигнал автовладельцу, что машину нужно срочно показать мастеру.

Появление маслянистых пятен на деталях, расположенных рядом с ремнем ГРМ. Течь из-под защитного кожуха могут масло или антифриз. Попадая на привод, агрессивные жидкости разъедают его поверхность.

Под их воздействием ремень может начать трескаться. Перед заменой привода нужно найти и устранить причину течи.

Через сколько километров нужно менять ремень ГРМ

В инструкции по эксплуатации автомобиля указаны рекомендуемые сроки эксплуатации каждой детали. Замену ремня нужно производить не по прописанному регламенту, а по факту его износа.

К примеру, некоторые отечественные производители указывают в руководстве, что ремень на изделиях автопрома рассчитан на 180 тыс. км. пробега. Автомобилист с большим опытом усомнится в правдивости таких данных.

Срок эксплуатации авто детали зависит от нескольких факторов:

  1. Качества дорог;
  2. Марки ремня;
  3. Модели машины.

Так, привод ГРМ от известных производителей, установленный на автомобиле Renault при эксплуатации в России, подлежит замене после пробега 60 тыс. км., а при езде по дорогам Европы, через 120 тыс. км.

Важно! Производить замену детали рекомендуется вместе с натяжным роликом, шкивами и водяной помпой.

Что будет, если ГРМ порвется

Когда ремень порвался, стартер работает без прежнего напряжения, но двигатель при этом не заводится. Причиной отсутствия компрессии становится загиб клапанов. В момент порыва часто происходит их столкновение с поршнями. Вал во время выхода привода из строя останавливается, а поршни продолжают движение.

Когда клапаны замирают в «полностью открытом положении», удара поршнями по ним не избежать. Вместо замены недорогой детали автовладельцу приходится чинить двигатель. Расходы тем больше, чем дороже авто. Кроме клапанов, может быть поврежден и поршень.

Реально ли заменить газораспределительный механизм своими руками

Самостоятельно произвести ремонт газораспределительного механизма можно только в том случае, когда автовладелец знаком с устройством авто, имеет необходимые инструменты, приспособления. Сложность процесса замены ремня ГРМ зависит от модели машины.

Во время замены привода, нельзя сбивать настроенные фазы газораспределения.

Для правильной работы системы совмещают метки:

  • на шестернях;
  • маховике коленвала;
  • корпусе двигателя.

Работа производится по стандартной схеме.

Мастер действует по порядку:

  1. Демонтирует узел;
  2. Снимает изношенный привод;
  3. Осматривает детали, соприкасающиеся с ремнем;
  4. Чистит внутреннюю полость от загрязнений;
  5. Устанавливает новый ремень ГРМ и ролик;
  6. Проверяет и регулирует натяжение.

Если человек не знаком с устройством машины и не владеет нужными навыками, замену ремня лучше доверить специалисту. Сделать это нужно заблаговременно, не дожидаясь, когда разрыв резинового изделия станет причиной поломки двигателя.

Что такое ГРМ в автомобиле

ГРМ расшифровывается как «газораспределительный механизм». Который предназначен для того, чтобы обеспечивать двигатель горючей смесью и выводить в атмосферу продукты горения. Он производит координацию клапанов, которые поочерёдно раскрываются и затворяются в порядке, необходимом для правильной работы двигателя.

Ремень ГРМ в автомобиле выступает связующим элементом распределительного вала и коленвала. Именно благодаря ремню газораспределительного механизма распредвал обеспечивает временное открытие и закрытие клапанов.

  1. Назначение ремня ГРМ
  2. Как выглядит и где в машине
  3. Типы ремней ГРМ
  4. Топ ходовых марок ремня ГРМ
  5. Интервал замены ремня ГРМ
  6. Как часто проверять
  7. Как понять, что ремень ГРМ нуждается в замене
  8. Возможные поломки из-за проблем с ремнём
  9. Последствия разрыва ремня
  10. Исследования повреждений ремня
  11. Причины обрыва ремня – как этого избежать
  12. Клапаны в ГРМ
  13. Смещение меток – чем грозит?
  14. Замена ремня ГРМ самостоятельно
  15. Заключение

Назначение ремня ГРМ

Зубчатый ремень передаёт крутящий момент от коленвала на распредвал. Правильная установка приводного ремня будет решать главную задачу газораспределительного механизма. В нужный момент открыть соответствующий клапан и в нужный момент его закрыть. Дальнейший алгоритм действий двигателя будет таков: впуск, сжатие, расширение, выпуск.

В зависимости от конструкции газораспределительного механизма воздействие на клапан может выполняться непосредственно кулачком или через специальный рычаг. Зубцы ремешка обеспечивают крепкое сцепление без проскальзывания. И гарантируют поворот распредвала согласно расстоянию, на которое обернулся коленвал.

Как выглядит и где в машине

Расположен ремень газораспределительного механизма в торце двигателя. Он спрятан под кожухом совместно с шестернями коленвала и распредвала. Для обнаружения следует поднять капот авто и снять защитный кожух путём откручивания крепёжных винтов. Добраться к ремню можно простым способом, чтобы автовладелец мог вовремя контролировать его состояние износа.

Шкивы на которых устанавливается ремень

Ремень представляет собой резиновый хомут заданного диаметра с зубьями на внутренней поверхности. Производитель может обозначить маркировку с указанием пути для крепления ремня. Но невозможно установить в неправильной последовательности, так как он не имеет указанного направления. Индикация важна для установки согласно меток распределительного и коленчатого валов.

Типы ремней ГРМ

В историю автомобилестроения ремни имели разные формы воплощения. Первые ремни были шестерёнчатого типа, в наши дни такой вид встречается только на устаревших машинах. Как и устаревшим является цепной тип ремня ГРМ, который был более затратный при производстве автомобиля. Но на некоторых моделях внедорожников данный тип ремня устанавливают и сейчас.

Читайте также  Как узнать объем бака автомобиля?

Самым распространённым на сегодня есть ременной тип ремня, он практически бесшумный и имеет высокую износостойкость.

Конструкция ремней следующая:

Самый эффективный вариант — зубчатая конструкция в силу своего удобства и способности не проскальзывать на механизме. Клиновая и поликлиновая форма пользуются для вспомогательных приводов (кондиционера, гидроусилителя и т.д.).

Топ ходовых марок ремня ГРМ

Ремни ГРМ различных производителей имеют свои плюсы и минусы:

Продукт этого производителя имеет высокое качество и невысокую стоимость. Поэтому занимает одну из первых позиций в рейтинге. Ремни Bosch подходят ко многим автомобилям и имеют долгоиграющий срок эксплуатации. Но стоит учесть, что при долгом хранении такой ремень будет высыхать и терять свои характеристики.

Имеет чёткие, крупные зубья и имеющий высокий уровен прочности. Но, к сожалению, в обиходе существует много подделок оригинального варианта.

Ширина данного ремня – 34 мм, что гарантирует минимум риск разрыва. Подходят к многим маркам авто, так и к спортивным. Однако, этот вариант довольно дорогостоящий.

Интервал замены ремня ГРМ

Все автомобили имеют инструкцию с точным указанием по сроком замены ремня ГРМ. Всё же замену делают согласно своему износу. Ориентироваться нужно на цифры 50 000 – 60 000 км пробега.

Износ ремня обуславливается такими факторами:

  • марка машины;
  • производитель ремня;
  • особенности используемых дорог.

При ориентировании на пробег автотранспорта учитывайте дорожные пробки и ежегодную смену сезонных температурных колебаний.

Как часто проверять

При проверке ремня нужно ориентироваться на следующие показатели:

  1. Если никаких видимых повреждений в поверхностном осмотре автомобиля вы не находите. Также нет посторонних звуков, а машина на гарантии можно не спешить с проверкой ремня.
  2. Обычно ремни не проходят указанный производителем ресурс. Поэтому лучше проводить осмотр ремня, начиная со второго ТО.
  3. При осмотре нужно уделить внимание шкивам, на которых крепится ремень.
  4. Ремень лучше проверить, если вы недавно установили новый.
  5. При редкой эксплуатации авто ремни всё равно осматривается минимум раз в год.
  6. Ремень нужно проверить после путешествий в условиях дополнительной влажности.

Модель и маркировка ремня (136 — это кол-во зубьев)

Если придерживаться этих показателей, вы не пропустите разрыв ремня. И избежите неприятных моментов в ремонте.

Как понять, что ремень ГРМ нуждается в замене

При осмотре обратите внимания на признаки его износа:

  • потёртости любого характера на гладкой поверхности ремня;
  • трещины разного калибра на любой из сторон;

внешний вид целого и нового ремня

  • зубцы ремня стёрты или сломаны;
  • у внешнего края есть расслоение или повреждение материала.

Любое из этих причины свидетельствует, что ремень нужно заменить. Обязательно уделите внимание сторонним звукам, исходящие из узла ГРМ.

Возможные поломки из-за проблем с ремнём

Стандартный износ ремня ГРМ в работе создаст такие проблемамы как:

  • Разрыв ремня. Это самая неприятная поломка, которая приводит к деформации поршней и клапанов, а затем к капитальному ремонту двигателя. В этот момент при остановке распредвала поршни выгибают клапана.
  • Проскальзывание ремня. Это происходить при стирании зубцов ремня либо попадания масла в систему. Тогда сдвигается угол распределительного вала и падает качество работы двигателя.

Последствия разрыва ремня

Очень досадный момент в жизни любого автовладельца, так как последствия этого будут серьёзные.

Это повлечет за собой:

  • капитальный ремонт двигателя по причине изгиба поршней и клапанов;
  • остановка в работе генератора, что повлечёт отказ всей электроники в автомобиле;
  • отключение работы гидроусилителя руля, что затруднит рулевое управление.

Кроме того, может возникнуть перегрев двигателя, что приведёт к остановке машины.

Исследования повреждений ремня

Анализ износа поможет понять причины этих повреждений и в будущем избежать их:

  • ремень надорван или имеет лохматые края – это могло вызвать чрезмерное напряжение;
  • некоторые зубья сколоты — слабое натяжение ремня, при стирании зубьев тоже рассматривается неправильное натяжение;
  • наличие трещин на ремне – древний возраст ремня либо воздействие резкого перепада температур;
  • износ торца или какой-либо стороны говорит о перекосе изделия;
  • шумы в работе двигателя говорят о неверном натяжении ремня, что нужно оперативно проверить.

Причины обрыва ремня – как этого избежать

Разрыв ремня может произойти по следующим причинам:

  • Чрезмерное натяжение ремня и как следствие – неправильная работа всего узла ГРМ. Поэтому при установке нужно правильно регулировать натяжение ремня.
  • Затекание масла на гладь ремня. По причине наличия масла на поверхности, ремень будет проскальзывать, спадать, что может привести к разрыву. При случайно попавшем масле придётся произвести замену ремня, так как убрать масляные следы с изделия проблематично.
  • Плохое качество ремня. Чтобы избежать этого, необходимо покупать оригинальное изделие только у проверенных автодилеров. Экономия небольших средств может привести к серьёзным поломкам.
  • Наружные дефекты. Небольшие разрывы, потёртости и трещины могут спровоцировать разрыв ремня. Поэтому при наличии таковых лучше своевременно произвести замену ремня на новый.
  • Резкие перепады температур и езда на сложных трассах. Если вы эксплуатируете машину в нестандартных и сложных условиях. Осмотр ремня стоит производить чаще, чем в сроки, заявленные изготовителем.
  • Сломанные ролики. Так как ролики поддерживают привод в натянутом виде. То их выход из строя также может спровоцировать разрыв ремня.

Клапаны в ГРМ

Клапаны выполняют существенную роль во всём газораспределительном механизме. Пример работы без клапанов можем наблюдать на двухтактном двигателе на отдельных мопедах, мотокосилках и бензопилах. В таком механизме камера сгорания не отделяется от выхлопного блока. Что значительно увеличивает уровень шума.

Особенно хорошо это можно наблюдать на бензопилах, ведь все знают, какие звуки этот инструмент производит при работе. Также снижена герметичность камеры сгорания, что сильно понижает мощность работы мотора.

Смещение меток – чем грозит?

В этом случае ремень может проскочить по шкиве, что разрушит синхронный механизм работы ГРМ. Процессы: впуск, сжатие, расширение, выпуск будут происходить несвоевременно, из-за чего топливная смесь может воспламеняться при средней позиции поршня.

выставление по меткам

Это приведёт к нестабильной работе двигателя, мотор может часто глохнуть или сильно ослабить мощность. В иных случаях вы просто не сможете завестись. И вся силовая установка полностью заклинит. Часто такие перекосы ремня сопровождаются громким металлическим стуком в моторе.

Замена ремня ГРМ самостоятельно

Алгоритм при самостоятельной замене будет вмещать следующие пункты:

  1. Нужно снять кожух, убрать коленвал и поставить его в верхнюю отметку первого цилиндра.
  2. После совпадения меток шкивы и коленвала, снимаем старый ремень ГРМ.
  3. Далее осмотрите остальные детали узла ГРМ: сальников, ролика и помпы. При необходимости смените эти детали вместе с ремнём.
  4. Место для нового ремня нужно тщательно очистить. После чего на него устанавливается ролик и новый ремень.
  5. Обязательным моментом в установке является регулировка натяжения ремня.
  6. Как установить и поменять на 16 клапанов можете посмотреть здесь

Заключение

Ремень ГРМ оказывает важное составляющее привода газораспределительного механизма. При его неправильном функционировании управление машиной обернёться капитальным ремонтом двигателя. Поэтому очень важно контролируйте хорошее состояние ремня и вовремя меняйте его. Эту услугу вам предоставят на СТО при ТО вашего автомобиля.

Что такое ремень ГРМ и для чего он нужен в автомобиле

В современных автомобилях есть немало различных приводов, которые необходимы для передачи вращательных моментов от одних деталей, узлов и агрегатов, к другим. Можно с полной уверенностью констатировать, что без них машины просто не могли бы выполнять свои функции. Среди этих приводов одним из важнейших является тот, который обеспечивает работу газораспределительного механизма силового агрегата, смонтированного на транспортном средстве. Во многих машинах он является ременным, и знать, что такое ремень ГРМ, какие функции он выполняет, чем грозит его разрыв и как предотвратить возникновение этой неприятности, просто необходимо всем автомобилистам без исключения.

Функции и конструкция газораспределительного механизма

Устройство газораспределительного механизма (ГРМ): 1 — шестерня распределительного вала; 2 — кулачки; 3 — распределительный вал; 4 — подшипник; 5 — клапаны; 6 — пружины; 7 — ремень ГРМ; 8 — коленчатый вал с маховиком; 9 — газораспределительная шестерня;

Прежде чем говорить о ремнях, которые являются составными частями многих газораспределительных механизмов двигателей внутреннего сгорания, необходимо выяснить, что такое ГРМ.

На самом деле ГРМ (или газораспределительный механизм) представляет собой один из самых сложных механизмов, которые имеются в двигателях внутреннего сгорания. Функции его состоят в том, чтобы обеспечивать своевременное наполнение цилиндров топливной смесью и вовремя выводить из них отработавшие газы.

Читайте также  Что находится в катализаторе автомобиля?

Эти задачи газораспределительный механизм решает, открывая и закрывая в строго определенные моменты времени впускные и выпускные клапаны, которыми снабжен каждый из цилиндров мотора. Именно они, а также распределительный вал, непосредственно управляющий их работой, являются основными элементами любого современного ГРМ.

Для того чтобы распределительный вал выполнял свои функции, ему необходимо сообщить вращательный момент. Он транслируется от коленчатого вала с помощью специально предназначенного для этой цели привода, состоящего из шкивов, расположенных на нем и коленвале, а также соединяющего их ремня. Именно он и называется ремнем ГРМ.

Зачем нужен ремень ГРМ и как он устроен

Таким образом, можно сказать, что ремень ГРМ является той деталью, с помощью которой производится синхронизация работы распределительного и коленчатого вала. Следует также заметить, что во многих моделях современных двигателей внутреннего сгорания он также приводит в действие водяной насос.

Как правило, конструкторы современных двигателей внутреннего сгорания располагают ремни газораспределительных механизмов между радиаторами и блоком цилиндров, то ест в передней части двигательных отсеков машин. В одних марках автомобилей ремень ГРМ видно сразу же после поднятия капота, в других они скрыты кожухами, однако в любом случае механикам добраться до этой детали не составляет никаких проблем.

Визуально ремень газораспределительного механизма современного автомобиля представляет собой замкнутый обод, имеющий на своей внутренней стороне зубья. Примечательно, что каждая модель двигателя имеет свой собственный ремень ГРМ, то есть универсальных деталей этого типа просто не существует. Что касается материала изготовления, то если самые первые рении изготавливали из резины, упрочненной текстильным кордом, то сейчас используется высокопрочное стекловолокно и особые полимерные составы, которые отличаются повышенной прочностью и устойчивостью к воздействию значительных перепадов температур.

Производители утверждают (и это в полной мере подтверждается практикой), что современные ремни газораспределительных механизмов хотя и существенно уступают по своим прочностным характеристикам и устойчивости к износу цепям ГРМ, но все же имеют значительный ресурс. В большинстве случаев ремень ГРМ исправно работает не менее 60000 километров пробега. Тем не менее, достаточно часто бывает так, что он выходит из строя раньше времени и просто обрывается.

Читайте также: Что лучше ремень ГРМ или цепь .

Причины и последствия обрыва ремня ГРМ

Обрыв ремня ГРМ

К сожалению, обрыв ремня ГРМ — это достаточно распространенная проблема. Основными причинами, по которым обрываются ремни ГРМ, являются:

  • Игнорирование рекомендованных производителем сроков замены;
  • Нарушение правил эксплуатации;
  • Разрушение из-за попадания на поверхность технической жидкости или масла;
  • Невысокое качество детали.

К сожалению, многие российские водители просто не обращают внимание на рекомендации производителей относительно сроков замены ремней газораспределительных механизмов. Поэтому если они обрываются виду естественного износа, то в этом им винить приходится только себя.

Достаточно часто к обрыву ремней ГРМ приводят проблемы с роликами и натяжителями, а также водяной помпой, которой они, как уже было сказано выше, также нередко сообщают вращательный момент. Поэтому в рамках мероприятий по регулярному техническому обслуживанию силовых агрегатов автомобилей необходимо следить за степенью натяжения ремня, исправностью деталей и механизмов, с которыми он взаимодействует.

Если на поверхность ремня ГРМ попала едкая техническая жидкость или машинное масло, то его необходимо как можно быстрее заменить. Практика показывает, что даже если удалить образовавшиеся пятна, ремень все рано будет проскальзывать и в итоге может порваться.

Наконец, в «группе риска» обрыва ремня ГРМ находятся те водители, которые устанавливают на свои машины ремни неизвестных производителей и сомнительного качества. Такие детали могут порваться практически в любой момент. Что касается последствий обрыва, то они практически всегда бывают достаточно тяжелыми.

Как только ремень ГРМ обрывается, распределительный вал останавливается, оставляя клапаны в том положении, в котором они находились в момент обрыва. Это практически всегда приводит к тому, что поршни в итоге ударяют по клапанам и гнут их. Кроме того, в результате обрыва ремня ГРМ могут быть серьезно повреждены направляющие втулки, довольно часто происходит деформация и даже разрушение поршней.

В результате этой поломки вступает в действие пресловутый «эффект домино», и в результате, что называется, по цепочке, происходят такие серьезные неприятности, как деформация распределительного вала, повреждения головки блока цилиндров. Выход из строя шатунной группы. Для того, чтобы этого не произошло, автомобилистам нужно следить за состоянием ремней ГРМ и вовремя производить их замену.

Читайте также: Когда и как менять ремень ГРМ .

Ремень ГРМ

Важной деталью двигателя внутреннего сгорания является ремень газо-распределительного механизма (ГРМ). Многие водители слабо представляют себе устройство современного автомобиля, и даже часто не знают, что ремень ГРМ необходимо регулярно проверять и менять, иначе его растяжение и обрыв могут привести к необратимым последствиям.

Предназначение

В одной из предыдущих статей на сайте Vodi.su о гидрокомпенсаторах, мы упоминали, насколько сложно устроен ДВС. Неимоверная точность его работы зависит от синхронного вращения коленчатого и распределительного валов. Если коленвал отвечает за ход поршней в цилиндрах, то распредвал отвечает за подъем и опускание впускных и выпускных клапанов.

Синхронность как раз и обеспечивает ременная передача. Ремень ГРМ надевается на шкив коленвала и передает вращательный момент на распредвал. Кроме того, благодаря ремню ГРМ приводятся во вращение и другие важные агрегаты:

  • водяной насос, отвечающий за циркуляцию антифриза в системе охлаждения;
  • крыльчатка вентилятора для подачи воздуха в систему кондиционирования;
  • привод балансирных валов (на некоторых моделях) для уравновешивания сил инерции, возникающих при вращении коленчатого вала;
  • привод топливного насоса высокого давления (ТНВД) на дизельных двигателях и в системах распределенного впрыска;
  • ротор генератора.

Стоит также отметить, что для уменьшения габаритов силового агрегата и для обеспечения простоты его обслуживания на некоторых модификациях ДВС применяют сразу два ремня ГРМ. Кроме того, распространена практика установки металлической цепи ГРМ, которая обладает значительно большим ресурсом работы и не подлежит замене практически на протяжении всего срока эксплуатации транспортного средства.

Таким образом, неприметная на первый взгляд деталь выполняет важную функцию в двигателе.

Выбор, маркировка и производители

Выбирать ремень нужно очень внимательно. Рассмотрите обозначения на его поверхности — здесь указаны профиль и размеры.

Различные производители маркируют свою продукцию по-разному:

  • SPZ-987;
  • CT-527;
  • ISO-58111×18 (подходит на ВАЗ-2110);
  • 5557, 5521, 5539;
  • 111 SP 190 EEU, 136 SP 254 H и пр.

Мы просто привели произвольные размеры. В этих буквах и цифрах зашифрована информации о материале, длине, ширине профиля, виде зубьев. Именно по маркировке на вашем «родном» ремне и нужно подбирать новый. Некоторые водители подбирают ремни на глаз, прикладывая их друг к другу и растягивая. Так делать не рекомендуется, так как резина подвержена растяжению. Лучше не пожалеть времени и найти каталог, где указана информация по ремнях для той или иной модификации двигателя.

Если же говорить конкретно про производителей, мы бы советовали выбирать только оригинальную продукцию таких компаний:

  • Gates;
  • Dayco;
  • Contitech;
  • Bosch;
  • Good Year;
  • AE.

Из более дешевого сегмента можно предложить продукцию польского производителя SANOK, который специализируется на производстве ремней не только для легковых автомобилей, но также для грузового транспорта и сельскохозяйственной техники. Отметим, что практически на любом авторынке вам предложат китайскую продукцию безымянных брендов. Покупать ее или нет — личное дело каждого, тем более цена может быть очень привлекательной. Но вот захочется ли вам вызывать эвакуатор из-за заклинивших клапанов или разбирать половину мотора, чтобы поменять ремень? Ответ очевиден.

Обрыв ремня ГРМ: причины, следствия и как избежать?

Из-за чего может произойти такая неприятность, как обрыв? Из-за нарушений правил эксплуатации. Проверять натяжение нужно регулярно, сделать это довольно просто — надавите на ремень, он не должен проседать больше, чем на 5 мм. Менять же его нужно в соответствии с требованиями производителя, в среднем каждые 40-50 тысяч км для легковых авто.

Хоть ремни и делают из армированной резины, материал этот очень плохо относится к контакту с различными техническими жидкостями. Особенно вредно влияет моторное масло, резина его попросту впитывает и растягивается. Достаточно растяжения буквально на миллиметр, чтобы нарушить всю работу механизма ГРМ.

Читайте также  Как обшить салон автомобиля кожей своими руками?

Влияют на срок службы и другие факторы:

  • неисправность одного из агрегатов ДВС, например если шкив водяного насоса заклинит во время езды, из-за резкого импульса ремень может лопнуть;
  • слишком активная езда в условиях низких температур, например во время морозных северных зим;
  • внешние повреждения — как только заметили потертости, ремень нужно менять;
  • покупка и установка дешевых аналогов.

Ну, а что произойдет при обрыве? Самое легкое, чем можно отделаться, — загнутые клапаны. Чтобы их поменять, придется снимать крышку и головку блока. Из более серьезных сценариев может грозить поломка распредвала, разрушение шатунов и вкладышей, разрушение поршней и цилиндров, выход из строя механизма ГРМ. Одним словом, капитальный ремонт двигателя будет неизбежен.

Что такое ремень ГРМ и в чем его секрет?

Газораспределительный механизм двигателя – одна из самых крутых идей, которые приходили в голову конструкторам. С тех пор, как первый ремень ГРМ занял свое почетное место, идея синхронизации всех элементов двигателя оставалась неизменной долгие десятилетия. И только в последние несколько лет появились инновации, толкнувшие вперед эту великолепную, но пока еще не идеальную систему.
В этой статье мы рассмотрим ремень ГРМ: что он собой представляет, принцип работы, регламент замены и другие интересные вопросы.

  1. Для чего нужен ремень в системе газораспределения?
  2. Через сколько нужно менять ремень ГРМ?
  3. Признаки неисправности ремня
  4. Погнет ли клапана при обрыве ремня ГРМ? Как узнать?
  5. На каких двигателях чаще всего гнет клапана, а на каких нет?
  6. Советы по эксплуатации
  7. Заключение

Для чего нужен ремень в системе газораспределения?

Газораспределительный механизм объединяет, по сути, всю работу двигателя в один ритм. Такты поршней, работа клапанов, включение зажигания, работа охлаждения и подача топлива – все эти системы должны работать совершенно синхронно, чтобы получить тот эффект, на который рассчитывают конструкторы. Для этой синхронизации и используется ремень ГРМ (в некоторых двигателях это цепь). Даже сейчас, несмотря на обилие электроники в современных автомобилях, он остается главным способом привести все элементы двигателя к синхронной работе.

Устройство газораспределительного механизма

Основная функция ремня ГРМ – связать в единый узел коленвал двигателя и распредвал (один или оба), на который передается момент вращения. Зубчатая поверхность ремня и структура шкивов позволяют точно синхронизировать вращение основных элементов, а значит, заставляет все системы слаженно работать. От ремня ГРМ приводится в действие и помпа системы охлаждения, поскольку чем выше обороты двигателя, тем интенсивней должна идти циркуляция охлаждающей жидкости.

Через сколько нужно менять ремень ГРМ?

Регламент замены ремня ГРМ – вопрос достаточно спорный. С одной стороны, в сервисной книжке автомобиля четко сказано, когда менять (как правило, через каждые 50 тыс. км., но в разных моделях автомобилей эта цифра может отличаться). С другой… Нет, оригинальный ремень, установленный с завода, вполне может отходить 100 тыс., и даже 120 тыс. км, как рекомендуют некоторые автопроизводители. Однако это утверждение не относится к тем, которые были куплены и установлены позже, взамен оригинальных. Никто не знает, сколько в таком случае он проходит, так что цифру регламентной замены можно смело делить на два.

Причина такого недоверия – в сомнительном качестве некоторых автозапчастей. Нет, если удалось купить оригинальный (ОЕМ) ремень с логотипом Мерседес, Ауди, Хонда и т.д., то никаких проблем от него можно не ожидать. Автопроизводители очень трепетно относятся к тому, что они выпускают на рынок под своим именем. Но этого нельзя сказать о малоизвестных брендах родом из Польши, Чехии, Индии или Китая. С ними лучше «перебдеть».

Так что осмотр ремня нужно проводить во время каждого ТО, а замену – либо при явных признаках износа, либо по истечении регламентного времени. От того, как часто автовладелец обращает внимание на ремень, зависит благополучие двигателя, а это уже не шутки.

Признаки неисправности ремня

На что же обращать внимание при осмотре ремня ГРМ? Есть следующие признаки, свидетельствующие о том, что он нуждается в срочной замене.

  1. Трещины на задней поверхности. Учитывая, что ремни делают многослойными и рассчитанными на длительную постоянную нагрузку, потресканная поверхность говорит о том, что материалы начинают портиться, и процесс заходит дальше и дальше.

Трещины на тыльной поверхности
Трещины на внутренней поверхности, между зубьями. Это еще более тревожный признак, поскольку рабочая поверхность априори более стойкая, чем обратная. И если на рабочей поверхности появились повреждения, нужно срочно менять эту деталь.

Трещины между зубьев
Расслаиваются зубья. Тут без вариантов: тихо поблагодарить судьбу за своевременный знак и отправляться за новым.

Расслоение зубьев
Боковины потертые, с торчащими нитками. Если ремень где-то так трется, он уже поврежден и потерял часть прочности. Лучше заменить, и на этот раз установить его правильно.

Боковой износ

  • Черный порошок или пыль на деталях, соприкасающихся с ремнем. Это явный признак износа, который лучше не игнорировать.
  • Следы масла или антифриза на ремне и вокруг него. Утечки происходят через сальники или неправильно подогнанные шкивы, поэтому вместе с заменой ремня может понадобиться замена других элементов.
  • Во всех случаях лучше перестраховаться и заплатить за новый ремень и его установку, чем сдавать двигатель на капремонт.

    Погнет ли клапана при обрыве ремня ГРМ? Как узнать?

    Что происходит, если ремень ГРМ обрывается во время работы двигателя? Сразу останавливаются распредвалы, а значит, клапана остаются в том положении, в котором их застал обрыв, то есть, некоторые из них опущены в полость цилиндра. Однако поршни еще продолжают двигаться по инерции, и почти всегда «встречаются» с клапанами. Дальше – катастрофа: гнутся клапана, разбиваются поршни, гнутся шатуны, может нарушиться геометрия коленвала.

    Можно проверить, подвержена ли конструкция двигателя поломкам при обрыве ремня. Для этого необходимо выяснить, «встретятся» ли поршни с клапанами, если распредвал внезапно остановится, через обрыв ремня ГРМ.

    1. Откручиваем свечи.
    2. Поршень первого цилиндра установить в верхней мертвой точке, смотря через отверстия свечи
    3. Снять ремень ГРМ.
    4. Крутить распредвал.
    5. Если он свободно прокручивается, значит клапана не упираются в поршень и в случае обрыва ремня их не погнет.
    6. Аналогично проверяем все цилиндры.

    Наглядно этот способ показан на видео, ниже.

    На каких двигателях чаще всего гнет клапана, а на каких нет?

    Общая злая закономерность такая: чем сложней и дороже двигатель, тем больше разрушений создаст обрыв ремня. Почти гарантированно загнет клапана на таких моторах:

    • Современные малолитражные «эко» моторы.
    • Дизельные двигатели (за счет более сложной конструкции).
    • 16- и 20-клапанные двигатели.
    • Моторы с цепью вместо ремня ГРМ.

    А вот простейшие 4-цилиндровые 8-клапанные двигатели старой конструкции, не форсированные, объемом от 1,5 л, самые элементарные бензиновые, могут и не пострадать при обрыве ремня. Еще одно доказательство того, что чем проще конструкция, тем она надежней.

    Советы по эксплуатации

    Основных советов по поводу ремня ГРМ всего три.

    1. Первый — следить за состоянием ремня и при первых признаках проблемы менять его. Даже если компоновка подкапотного пространства делает эту работу сложной и дорогостоящей. Если он оборвется, всё равно ведь придется туда лезть, но цена вопроса будет совсем другой.
    2. Второй — покупать качественный ремень. Это не та деталь, на которой можно экономить, особенно, если двигатель мощный и дорогой в ремонте. Лучше переплатить на продукт хорошего бренда, чем сэкономить «в моменте» и получить сюрприз намного раньше расчетного срока.
    3. Третий — не доверять регламентному пробегу. Срок эксплуатации ремня определяется не только пройденными километрами, но и годами службы. Как правило, через 5 лет ремень необходимо менять, даже если автомобиль почти всё это время простоял в гараже. Под действием паров бензина, перепадов температур, влажности, материалы ремня становятся твердыми, легко повреждаются, и он может просто лопнуть в любой момент.

    Заключение

    Есть одна хитрость: когда владелец планирует продавать свой автомобиль, он зачастую не вкладывается в ремонт, покупая самые дешевые запчасти и только те, что действительно необходимы. Поэтому специалисты рекомендуют: при покупке автомобиля с пробегом сразу заменить ряд деталей, которые наверняка уже или «на последнем издыхании», или установлены самые дешевые. В эту категорию входит и ремень ГРМ, от которого зависит работа самого дорогостоящего узла в автомобиле.