Что такое атф в автомобиле?

Что значит ATF в АКПП. Какая расшифровка. Говорим про масло

Я уже немного затрагивал аббревиатуру «ATF» в статье про выбор масла в автомате. Но сегодня хочу рассказать про нее подробнее. Разберем все аспекты значения, расшифровки, почему категорически отличается от жидкостей в механической трансмиссии, как работает. Действительно вопросов очень много, даже есть такой банальный – это жидкость или все же масло? Давайте разбираться …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Масло – не масло?
  • Почему яркого красного цвета?
  • Как работает ATF жидкость?
  • Почему «ATF» стоит так дорого

Начну, пожалуй с определения.

ATF (Automatic Transmission Fluid) – расшифровывается как жидкость для автоматической трансмиссии (автомата). Применяется только в «гидротрансформаторных» автоматах, также в некоторых вариаторах, в роботах практически не применяется. Служит для смазывания внутренних узлов, а также передачи крутящего момента от двигателя — через трансмиссию — колесам.

НА некоторых форумах читал — что называют «кровью» автомата, ведь жидкость реально красного цвета.

Масло – не масло?

Давайте, начнем с самого легкого вопроса, а что же это такое масло или совсем не масло? Ребят это жидкое трансмиссионное масло, оно намного жиже, чем скажем у механических трансмиссий. Сказано это многими особенностями здесь крутящий момент передается при помощи гидротрансформатора, а как мы уже разбирали нужно высокое давление — текучего масла. Из-за высокой текучести и принято называть жидкостью.

Для примера трансмиссионные масла для механики имеют допуски в вязкости и делятся на зимние, летние и универсальные. Зачастую можно увидеть такие цифры как SAE 70W-85, SAE 80W-90 и т.д., выбирайте для своих погодных условий, однако большинство сейчас пользуются универсальными.

На автоматах таких допусков и в помине нет! Вязкость по SAE в этих жидкостях не применяется, они всегда в любую погоду должны оставаться текучими, также они должны выдерживать намного большие температуры, чем «механические» собратья. К ATF жидкостям относят, куда большие нагрузки, проявляется это – в смазке, защите узлов от загрязнения и окисления (ржавчины), также от перегрева.

Так механика может разогреться до 60 градусов Цельсия при работе.

А вот автомат нередко работает с температурами 90 – 110 градусов. Например, автоматы Chevrolet могут разогреваться до 120 градусов.

Поэтому на автоматы и устанавливают радиаторы охлаждения, чтобы масло не пригорало при высоких температурах. Так что это масло, но оно не такое как два других, трансмиссионное механическое и моторное.

Почему яркого красного цвета?

Как мы уже разобрали сверху, ATF масла не похожи ни на один из других видов смазки. А поэтому ее нельзя больше никуда заливать, если перепутаете могут быть серьезные поломки. Также и наоборот – если залить обычную «механическую трансмиссионку» в автомат. То это практически мгновенная «смерть». А такие случаи бывали, зачастую наливали моторное масло и уже через несколько километров АКПП вставала.

Чтобы избежать таких казусов, было принято окрасить ATF в красный цвет – то есть это ничто иное как просто — различие, ничего больше. Ну подумайте сами, красную жидкость вы никогда не зальете в двигатель, хотя всякое бывает …

Как работает ATF жидкость?

Я уже затронул сверху несколько аспектов работы, а сейчас хотел бы подробно поговорить, как она работает.

Температура

Усредненная рабочая температура жидкости около 80 – 95 градусов Цельсия, хотя в отдельные моменты, например в пробках летом, она может разогреваться до 150 градусов. Но почему? Все просто – у автомата нет жесткой передачи момента от двигателя – колесам. Поэтому иногда двигатель дает повышенную мощность, которая не нужна колесам для преодоления дорожного сопротивления — избыток энергии, должен поглотиться маслом и израсходоваться на трение, отсюда в пробках нагрев просто огромный.

Вспенивание и коррозия

Большие массы масла, которые ходят под огромным давлением создают благоприятную среду для вспенивания ATF жидкости. А в свою очередь этот процесс приводит к окислению самого масла, да и металлических частей. Поэтому жидкость должна иметь нужные присадки, чтобы минимизировать эти процессы. Причем присадки подбираются каждый раз различные, нет одинаковых ATF масел. Все потому что внутреннее строение АКПП везде различно, в одних устройствах больше металла, в других есть металл – металлокерамика, в третьих сталь – бронза, это должно быть учтено.

Ресурс жидкости

Как вы понимаете эта жидкость, по сути уникальна, она работает в очень неблагоприятных условиях, однако даже при таких температурах она может работать долгие тысячи километров. Ее ресурс примерно 50 – 70 000 километров. Однако не стоит забывать, что она не вечна, и уже после 70000 километров ее свойства теряются, замена обязательна.

Испарение

Не многие знают, но ATF масла могут улетучиваться, поэтому некоторые производители устанавливают щупы (для измерения уровня) на своих автоматах. Уровень может падать, вследствие выноса паров через систему вентиляции полостей АКПП, простыми словами через «сапун». Поэтому важно следить за уровнем, это своего рода обязательная практика.

Почему «ATF» стоит так дорого

А действительно, почему литр может доходить до цены в 700 – 800 рублей, а в автомат зачастую нужно около 8 – 10 литров? Но как вы поняли сверху, это самая технологичная жидкость, причем она с каждым годом эволюционирует.

Она намного совершеннее, чем моторное масло, и уж тем более чем обычное трансмиссионное, отсюда такие цены. Однако опять же повторюсь, работает она в агрессивной среде и достаточно долгий промежуток времени, 60 – 70000 километров.

Вот такое вот оно ATF масло, думаю, статья вам понравилась. Читайте наш АВТОБЛОГ, подписываетесь на обновления.

(18 голосов, средний: 4,28 из 5)

Похожие новости

АКПП (автомат) 4 или 6 передач? Старый или новый! РАССКАЗЫВАЮ КА.

Сколько стоит поменять масло в АКПП (автомате). Подробно материа.

Почему пинается, дергается АКПП (автомат). Либо при переключении.

Что такое жидкость ATF? Характеристики и типы трансмиссионной жидкости для АКПП

Что такое жидкость ATF?

Жидкость ATF – это особое трансмиссионное масло, которое обладает жидкой консистенцией и обладает минеральной, либо синтетической основой. Предназначено оно для автомобилей, работающих на «автоматике». Трансмиссионная жидкость ATF отвечает за выполнения множества функций, к примеру:

  • бесперебойное функционирование коробки передач – её контроль и управление;
  • охлаждение и должная смазка деталей, которые поддаются трению;
  • передача крутящего момента, который через гидротрансформатор переходит от мотора к коробке;
  • обеспечение работы фрикционных дисков.

Многие приравнивают масло к смеси для АКПП, однако свойства ATF отличаются по множеству параметров. Для получения правильного состава эксплуатируют минеральные масла, в которые добавляют особые вещества. Если использовать посторонние жидкости для «автоматики», то это наверняка спровоцирует поломку коробки передач, либо же ее полный выход из строя.

Производителем первой спецификации масла стал автомобильный концерн General Motors. Новая смесь поступила на массовый рынок в 1949 году. Связано это было с тем, что в 1938 году все та же компания разработала первую автоматическую коробку передач. Впоследствии автоконцерн вплотную занялся совершенствование спецификаций трансмиссионных смесей и установил строжайшие требования к составу. Поскольку конкурентов на этом рынке не было, то GM стал законодателем технических характеристик для ATF.

Первые разновидности жидкости изготавливались на жире, который вырабатывался из сала морских китов. Вследствие выхода закона, запрещающего охоту на указанных жителей океана, корпорации пришлось разработать синтетическую основу.

На данный момент конкуренцию спецификациям от General Motors составляют другие именитые автомобильные бренды – Chrysler, Hyundai, Mitsubishi Ford и Toyota.

Типы трансмиссионных масел ATF

После того, как мы ознакомились с тем, что такое масло ATF, изучим всевозможные спецификации жидкости. Самая первая из них, как уже было отмечено выше, увидела свет в 1949 году благодаря стараниям General Motors. Общепринятое название смеси – ATF-A, которую применяли на всех транспортных средствах, оснащенных «автоматикой». В 1957 году спецификацию пересмотрели и таким образом возникла Type A Suffix A.

Так, существуют такие основные типы ATF:

  • Mercon – введена компанией Ford в 80-х годах прошлого века. Они максимально приближаются к другим спецификациям и могут быть с ними совместимы. Основные отличия между разновидностями от компаний GM и Ford заключаются в том, что первая обращает большее внимание на плавность переключения, а вторая – на скорость;
  • Dexron – выпускалась GM, начиная с 1968 года. Поскольку при изготовлении использовался жир китов, производство пришлось приостановить. Причиной этого также послужили слабые технические характеристики, ведь масло демонстрировало плохую переносимость высоких температур. В 1972 появляется Dexron ІІС, где основой послужило масло жожоба, которое впоследствии провоцировало коррозию некоторых деталей. Следующее масло, которое оснастили присадками, подавляющими развитие ржавчины, обрело приставку IID. Жидкость с индексом IIE выпускалась вплоть до 1993 года. Ее отличительная черта – наличие добавок, которые снижали гигроскопичную избыточность. Инновационным стал выход типа Dexron III (1993). Новинка сохраняла свои жидкие свойства даже при очень низких температурах, также улучшились фрикционные характеристики. В 2005 возникло новое поколение с приставкой «VI». Разрабатывалось трансмиссионное масло ATF для применения на новой коробке передач с двойным сцеплением, которая являлась 6-диапазонной. Смесь имеет более продолжительный срок службы, а также сниженную степень кинематической вязкости. Последний параметр позволяет повысить топливную экономичность;
  • Alison C-4 – разработана General Motors специально для заливки в крупногабаритные транспортные средства – внедорожную технику и грузовики.

Когда менять трансмиссионную смесь?

Жидкость ATF нужно периодически менять, ведь это позволит увеличить срок службы не только трансмиссии, но и автомобиля в целом. Следовательно, нужно проводить систематические замеры уровня масла. На срок замены влияет:

  • пробег транспортного средства;
  • условия эксплуатации;
  • стиль вождения.

Профессионалы рекомендуют проводить замену трансмиссионного масла после каждых 20-25 000 км. Следовательно, такая операция осуществляется не чаще, чем один раз в 24 месяца.

Доверить проведение процедуры следует специалистам на СТО, где есть вся необходимая аппаратура, которая позволит именно заменить масло. Ведь самостоятельно можно лишь слить часть жидкости ATF, значительная часть остается в коробке. При помощи технических приборов, профессионалы также смогут промыть, либо же заменить фильтра.

Проверка трансмиссионного масла в АКПП

Продолжительный срок эксплуатации трансмиссии обеспечивает своевременная проверка остатков смеси в АКПП. Такая операция осуществляется по-разному – все зависит от типа трансмиссии. Прежде чем приступить к выполнению процедуры, хорошенько ознакомьтесь с пользовательской инструкцией.

Читайте также  Клей герметик для фар автомобиля какой лучше?

Проконтролировать оставшийся уровень смеси можно как на горячей, так и на холодной трансмиссии, ведь щуп располагает соответствующими отметками.

Если вы решились самостоятельно провести данную операцию, то стоит помнить о необходимости соблюсти точный уровень масла. В каждом из случаев вы подвергаете всю систему опасности:

  • недостаточный уровень провоцирует попадание воздуха в насос вместе с маслом (в такой ситуации происходит подгорание, пробуксовка фрикционов и общий выход из строя системы). Если вы выяснили, что уровень не достигает нужной отметки, то попробуйте определить причину утечки масла;
  • повышенный уровень способствует тому, что излишки масла переливаются через сапун, уровень снижается, следовательно, возникают те же проблемы, что и в вышеописанной ситуации. Выброс через сапун диагностируют по степени загрязненности детали жидкостью.

Как выбрать рабочую жидкость по спецификации ATF

Каждая из групп масел обладает разными фрикционными показателями и отличиями в температурах. Что означают различные спецификации ATF:

  • Dexron IID не терпит слишком холодные температуры, следовательно, подходит для использования только в тех странах, где в зимний сезон температура не опускается ниже -15 градусов. Подходит для автомобилей предыдущих поколений;
  • Dexron IIE хорошо проявляет себя даже при температурах в -30, необходим он лишь в тех местностях, где преобладают сильные и частые морозы. Производитель гарантирует, что жидкость сохранит свою вязкость. Даже если ваша трансмиссия подразумевает использование IID, в холодное время года смените ее на IIE;
  • Dexron III применяется буквально на всех современных автомоделях.

Неправильно подобранная смесь спровоцирует множественные неполадки в функционировании АКПП. Весьма предсказуемо проскальзывание дисков, увеличение времени, которое требуется для смены передачи, возникновение рывков при запуске и пробуксовка АКПП. Все это будет вызвано более долгим образованием рабочего давления масла. Изначально вы можете не обратить внимания на такие симптомы, однако далее они будут проявляться в большей мере.

Можно ли смешивать жидкости разных типов?

Смешивание жидкостей допустимо, но все же лучше не рисковать, ведь это может привести к поломке, а полная замена АКПП изрядно ударит по карману. Для того, чтоб идентифицировать тип масла, добавьте в него специальный краситель, который не повлияет на характеристики масел ATF. Если же определить спецификацию не удается, то лучше его полностью перезалить.

Вопросы эксплуатации ATF

Долговечность коробки передач зависит от поддержания оптимального уровня жидкости. Если вы знаете, что такое ATF, то вам также известно, что замену масла проводят только в автосервисах под присмотром специалистов.

О том, что с жидкостью что-то не так, свидетельствует ее черный, либо же темно-коричневый цвет. При этом наблюдается появление горелого запаха. Цвет масла нормально функционирующей трансмиссии является густо-красным или красным с оранжевым оттенком.

Как уже было отмечено выше, важно не допустить переливание жидкости. Вспенивание масла провоцирует его выброс через сапун. В случае если уровень недостаточный, то насос захватывает воздух. Это влияет на фрикционы – диски начинают пробуксовывать и сгорать.

ATF масло для АКПП-Характеристики и применение и совместимость масел ATF

С появлением современных автоматических трансмиссий остро встал вопрос о защите механизмов и узлов агрегатов. Масла для механических коробок, были непригодны, поскольку их характеристики не соответствовали необходимым требованиям. Автоматическая коробка, как и механика, переключает передачи, но автомат действует самостоятельно, и это сильно усложняет его конструкцию. Кроме того, условия работы механизмов и узлов автомата не соответствуют условиям эксплуатации механики, поэтому для него разработали новый ATF тип смазок.

Смазка ATF

Жидкости ATF, это специальные масла, применяемые для работы в АКПП с гидравлическим трансформатором, а так же в некоторых моделях вариаторов. Аббревиатура смазок расшифровывается следующим образом: ATF (Automatic Transmission Fluid, жидкость для автоматических трансмиссий). Назначение смазки, это защита внутренних деталей коробки от коррозии, перегрева и износа, кроме того, с помощью жидкости передаётся импульс от силовой установки трансмиссии. Смазки жидкие, с повышенной текучестью, минеральной, либо синтетической основой.

Трансмиссионная жидкость выполняют следующие функции:

  1. Контроль и управление автоматической коробкой;
  2. Охлаждение деталей и механизмов;
  3. Образование защитной пленки на поверхности деталей;
  4. Защита от коррозии;
  5. Предотвращение раннего износа механизмов от сил трения;
  6. Передача импульса от силовой установки к трансмиссии;
  7. Помогают работать фрикционным дискам.

Рабочая жидкость в механических коробках и ATF масло для АКПП, смазки, не похожие друг на друга. Показатели жидкости ATF отличаются от обычного масла по многим характеристикам. Для создания нужной консистенции применяют минеральные масла, добавляя в них специальные присадки. Каждой автоматической коробке подходит определенный вид масла, с присущим ему набором характеристик. Использование не соответствующей жидкости неминуемо ведёт к поломке механизма, поэтому так сложно подобрать продукт, аналогичный оригиналу.

Впервые, спецификация трансмиссионных смазок введена в обиход в 1949 году. Концерн, предложивший сделать это, General Motors, конкурентов и аналогов в то время не было, а жидкость АТФ специально разрабатывалась под АКПП, сконструированную компанией. В данное время, разработкой и стандартизацией трансмиссионных жидкостей занимаются: Hyundai, Toyota, Ford, Mitsubishi, GM.

Типы ATF жидкостей

Первый тип ATF в АКПП произведен компанией GM, он назывался ATF–А. В 1957 году произведена модернизация и появилась новая жидкость под названием Type А Suffix А.

Типы ATF жидкостей, представленных на современном рынке:

  • Тип Mercon, разработка 1980г, велась авто производителем Ford. Совместим с другими типами смазок, поскольку их характеристики идентичны. Отличие от конкурентов, это расчет на применение жидкостей в механизмах, где необходима скорость при переключении передач.
  • Начиная с 1968 года, компанией GM начала выпускаться смазка под названием Dexron. Жидкость не переносила высокие температуры, кроме того, в её основу входил жир китов, поэтому вскоре производство прекратили. С 1972г тип заменен на новую жидкость, под названием Dexron IIC, однако продукт был склонен к созданию коррозии в некоторых узлах коробок, поэтому его так же заменили на Dexron IID, в котором использовали антикоррозионные присадки. До 1993 года GM выпускала масло с приставкой IIE, которое славилось способностью минимизировать количество влаги в коробке. Славу GM завоевала с выходом жидкости Dexron III, в 1993 году. Продукт имел повышенную текучесть и работоспособность при отрицательных температурах, а так же улучшенные свойства по отношению к трущимся поверхностям. Применяется для гидроусилителей и гидравлических систем. В 2005 году вышла новая жидкость с индексом IV. Продукт разрабатывался для шести ступенчатой коробки, имеет улучшенные характеристики, увеличенный срок службы, повышенную топливную экономичность.
  • Смазка Alison C-4, применяется на грузовиках и строительных машинах.

Специально для автоматических коробок автомобилей Toyota и Lexus компанией Toyotaразработана жидкость ATF WS. Успешно применяется в автоматических трансмиссиях и автоматах с возможностью ручного переключения. Смазка ATF WS Toyota приоритетная, когда речь идет о её использовании на автомобилях, выпущенных фирмой.

Замена ATF жидкости

Трансмиссионная жидкость относится к расходным материалам, которые периодически меняются. Своевременная замена АТФ в АКПП увеличивает срок службы деталей и механизмов трансмиссии, ведь в процессе работы они подвергаются повышенному износу, продукты которого оседают в масле.

Условия, влияющие на срок замены масла:

  • Промежуточный пробег автомобиля между заменой жидкости;
  • Среда и условия, в которых эксплуатировался автомобиль;
  • Характер эксплуатации и стиль вождения транспортного средства.

Рекомендуемый период замены масла 20-25 тысяч километров пробега и не реже чем раз в 2 года, даже если машина не эксплуатировалась. Связано это со склонностью масла к старению.

Конструкция автоматических коробок требует обязательного снятия поддона и очистки магнитов от металлической стружки и скопившегося мусора. Меняя масло, в обязательном порядке меняется и фильтрующий элемент, для удаления примесей и обеспечения очистки жидкости в дальнейшем.

Процедуру желательно проводить на фирменных станциях обслуживания, оборудованных специальными приспособлениями для откачки остатков жидкости из системы. Самостоятельное проведение операции позволит совершить только частичную замену жидкости, что может пагубно сказаться на эксплуатации агрегата в дальнейшем.

Проверка уровня ATF в коробке

Качество выполнения функций и продолжительность срока службы коробки напрямую зависят от уровня смазывающей жидкости в изделии. Процедуру проверки уровня масла проводят регулярно, поскольку отклонение установленных норм влечёт за собой неприятные последствия:

  • Недостаток масла приводит к попаданию в систему смазки пузырьков воздуха, подхватываемых насосом, и быстрому износу фрикционов в дальнейшем. Происходит их пробуксовка и подгорание, что выводит из строя систему.
  • Переизбыток смазки приводит к её утечке через клапан вентиляции, что чревато потерей значительного количества жидкости и так же выходом из строя фрикционов.

Контроль уровня жидкости на каждой модели коробки проводится в соответствии с требованиями. Перед выполнением работ необходимо ознакомиться с документацией к изделию и выполнять процедуру чётко следуя установленному регламенту.

Выбор жидкости по ATF спецификации

Для выбора трансмиссионных масел придерживаются критериев, которые стандартизованы и объединены в группы, учитывающие характеристики продукта. Отличительная черта групп масел, наличие различных показателей, температурных фрикционных и др.

Спецификации ATF GM:

  • Dexron B: первая спецификация ATF жидкостей, разработана в 1967 г;
  • Dexron II: начало разработки 1973г, стандарт получил всемирное признание;
  • Dexron IID: начало внедрения 1981г, предназначен для АКПП, эксплуатирующихся при температуре не ниже -15°С;
  • Dexron IIE: начало внедрения 1991г, предназначен для АКПП, эксплуатирующихся при температуре до -30°С. Синтетическая основа, улучшенные характеристики вязкости;
  • Dexron III: внедрён в 1993г, предназначен для применения в современных коробках, повышенные требования к вязкости и трению;
  • Dexron IV: Синтетический продукт, заливается в современные коробки.

Компания Ford так же имеет спецификацию, её название «Mercon», однако широкого применения маркировка не получила, она унифицирована со спецификацией GM. Например: DesxronIII / MerconV.

Компания Crysler так же специфицирует свою продукцию, спецификация носит название «Mopar». В нашем регионе она не распространена, а если и встречается, то так же унифицирована с Dexron.

Классификация Mitsubishi (MMC)-Hyundai:

  • MMC ATF SP: жидкость трансмиссионная, минеральная основа, коробки 1992-1995 г.в.;
  • MMC ATF SP II: жидкость трансмиссионная, полусинтетическая основа, коробки 1995-1997 г.в.;
  • MMC ATF SP III: жидкость трансмиссионная, синтетическая основа, современные коробки.

Классификация Toyota:

  • Type T (TT): применяется в коробках с полным приводом А241Н и А540Н, выпущенных в 80-х годах;
  • Type T-II: разработана для автоматических коробок с электронным управлением, выпускаемых в начале 1990 годов;
  • Type TT-II: автоматические коробки с электронным управлением 95-98 годов выпуска;
  • Type TT-III: автоматические коробки с электронным управлением 98-2000 годов выпуска;
  • Type TT-VI: автоматические коробки с электронным управлением после 2000 года выпуска;
  • ATF WS: поколение синтетических смазок, используемое в современных коробках передач, выпускаемых компанией Toyota.
Читайте также  Можно ли перевозить людей в буксируемом автомобиле?

Неправильный подбор смеси влечёт за собой большое количество поломок, поэтому необходимо обращаться к документации на изделие и следовать тем рекомендациям, которые там прописаны.

Взаимозаменяемость ATF жидкостей

Эксплуатируя и обслуживая автоматическую коробку передач, необходимо придерживаться четких правил, прописанных в инструкции, особенно, что касается применения ATF жидкости. Случаются ситуации, когда подобрать оригинальную смазку невозможно, в этом случае, её заменяют сторонней продукцией с аналогичными характеристиками.

Взаимозаменяемость жидкостей GM:

  • Разбавлять залитую в АКПП жидкость продуктом с другими характеристиками необходимо в пропорциях, рекомендуемых конструктором коробки;
  • Dextron IID меняется на Dextron IIE без опасения за последствия, поскольку идентификаторы трения, применяемые в продуктах аналогичны. Замена в ином порядке с IIE на IID, не допустима.
  • Dextron III применяется в коробке с первичным маслом Dextron II, при условии меньшего количества модификаторов трения в первоначальной смазке. Обратная замена III на II запрещена.

Эти правила внесены, из-за возможных реакций, при смешивании жидкостей с различными модификаторами. В результате взаимодействия возможно образование осадка, способного навредить механизмам. По той же причине, при полной замене жидкости на аналогичную по характеристикам рекомендуется провести промывку системы от остатков предыдущего масла.
Смешиваемость жидкостей Toyota выглядит следующим образом:

Важно! При переходе с ранней модификации Type T, Type T-II на позднюю модификацию Type T-IV, проводится только полная замена жидкости с промывкой. Переход с новой модификации на старую не допускается.

Современные коробки Toyota в качестве трансмиссионной смазки используют новый тип жидкости Toyota ATF WS, стандарта JWS 3324. Это синтетическая смазка, которая обязательна к применению в коробках концерна, в случае её указания в инструкции к изделию. Если в инструкции жидкость не указана, применять её в качестве аналога запрещено.

Важно! Трансмиссионная жидкость Toyota ATF WS не взаимозаменяема с жидкостями производства Toyota и Dexron. Смазка WS имеет особенность впитывать влагу, поэтому ёмкость для хранения открывается один раз.

В случае необходимости трансмиссионная смазка ATF WS заменяется аналогичными по характеристикам маслами сторонних производителей: Idemitsu, Aisin, Zic.

Меняя смазку в АКПП необходимо помнить, что современные трансмиссионные жидкости, это смесь компонентов в определённой пропорции, каждый из которых в отдельности представляет собой конечный продукт. Настройки современных автоматических коробок после 2003 года выпуска чувствительны к смене составляющих и учитывают их специфику в процессе работы. Таким образом, если есть сомнение в типе старого масла, надо делать его полную замену.

Трансмиссионное масло ATF, история создания и свойства

Смазка ATF это особый тип трансмиссионного масла жидкой консистенции. Продукт изготавливается на основе минералов и синтетики. Назначение технического вещества: защита трущихся деталей автоматической коробки переключения передач.

Сегодня, именно трансмиссионное масло ATF, будет предметом нашего рассмотрения. Мы коснёмся истории его создания, выясним, как работает жидкость, определимся с её типами. Рассмотрим отличие исследуемого продукта от других типов трансмиссионных смазок.

От китового жира к новым технологиям

Возможно, часть автомобильного сообщества будет удивлена информацией о том, что ранее производители изготавливали первые разновидности технической жидкости, используя жир, вырабатываемый из сала морских китов (ворвань). После выхода закона, запрещающего добычу гигантов корпорации вынуждены были искать другие компоненты и разрабатывать синтетическую основу. Сегодня масло для переключения передач автоматические коробки изготавливают многие компании. Лидерами производства качественного продукта и надёжным мировым импортёром считаются компании:

  1. General Motors.
  2. Chrysler.
  3. Hyundai.
  4. Mitsubishi.
  5. Ford.
  6. Toyota.

Сегодня смазка на минеральной основе для переключения передач автоматические коробки ATF считается наиболее качественным и перспективным продуктом.

Рождение Dexron

Первый продукт, о котором идёт речь, появился на рынке в 1968 году. Далее, на смену пришёл Dexron ІІС. Замена произошла в 1972 году. Сменный вариант предлагался с приставкой IID. Выпуск прекратился в 1993 году. Новое поколение выпускалось начиная с 2005 года с приставкой «VI». Продукт последнего поколения имеет большой эксплуатационный срок, низкую степень кинематической вязкости, что позволяет утверждать о его положительном влиянии на экономию топлива.

Масло или не масло

Вопрос лёгкий, с него и начнём: масло для АКПП – это масло или нет? Друзья, это жидкое трансмиссионное масло в жидком виде. Оно отличается от аналогичного продукта, который заливается в АКПП тем, что оно жиже. В нашем случае крутящий момент передаётся при помощи гидравлического трансформатора: понадобится высокое давление. Масло АТФ из-за высокой текучести принято называть рабочей жидкостью.

Трансмиссионный продукт для механических коробок отличается по допускам вязкости с градацией:

Обратите внимание при покупке на цифры: SAE 70W-85, SAE 80W-90. Проводя замену масла фактор сезонности необходимо учитывать.

К сведению. Механика разогревается до 600 С°. Автомат работает в ином t0 режиме: 90-100 и более, плоть до 1200С°.

Отчасти этим обусловлена установка радиаторов охлаждения на автоматические коробки. Нельзя допустить при высокой температуре пригорания вещества.

Как создавались жидкости ATF

Мы с вами, уже выяснили, что рассматриваемый нами продукт не похож ни на один вид смазывающего вещества, он отличается вязкостью масла. Его больше нельзя никуда заливать. Если это произойдёт, вас ожидают серьёзные поломки. Во избежание возможных казусов было принято решение окрасить жидкость в определённый цвет. В данном случае, красный. Вот почему АТФ яркого красного цвета.

Как работает ATF жидкость

Рабочие процессы напрямую связанны с определёнными условиями, такими как:

  1. Температура.
  2. Вспенивание и коррозия.
  3. Ресурс.
  4. Испарение.

Давайте выясним, что за столь короткими обозначениями кроется, раскроем, так сказать технические тайны влияния масла ATF на работу трансмиссий.

Температура

Среднестатистические показатели температурного режима в пределах 80-850С. При этом с наступлением жары, а также работе автомобиля в городских заторах, t° может достигать 150 градусов Цельсия. Всё дело в том, что у автомата отсутствует жёсткая передача момента от силовой установки. Вследствие чего двигатель выдаёт повышенную мощность не нужную колёсным парам, чтобы преодолеть сопротивление дорожного полотна. Следовательно, избыток скопившейся энергии должен поглощаться рабочей жидкостью и расходоваться на трение. Поэтому при таком раскладе нагрев просто зашкаливает.

Вспенивание и коррозия

Большие объёмы смазки, проходящие рабочий цикл под большим давлением, создают благоприятную среду для вспенивания. По цепочке этот процесс приводит к окислению жидкости и металлических частей рабочего органа. Для этого жидкость должна насыщаться определёнными присадками для минимизации негативного процесса.

Ресурс

Уникальный продукт может работать не одну тысячу километров. Ресурс эксплуатации в неблагоприятной среде от 50 до 70 тыс. км, после чего, положительные свойства смазки теряются и её необходимо менять.

Испарение

Трансмиссионная жидкость – это продукт, который легко улетучивается. Поэтому производители (ряд из них) устанавливают щупы для определения уровня рабочей жидкости на автоматах. Рабочий уровень может опуститься при выходе паров из вентиляционных полостей автоматической коробки (на автомобильном сленге «сапун»). Регулярная проверка уровня – традиционная обязанность водителя.

Почему ATF стоит так дорого

Многих интересует вопрос, почему универсальные масла обходятся водителям дороже других продуктов? Действительно, цена может колебаться от 700 до 800 руб. за один литр. Считаем: автомат поглощает при заправке 8-10 литров. Умножьте на стоимость и получите неприятную для семейного бюджета сумму – 8 тыс. р. Мы понимаем, что прогресс не стоит на места. За эволюцию нужно платить. Рис. 5.Рассматриваемый нами продукт совершеннее, чем обычное рабочее масло. Вывод: платим за качество. На стоимость также влияет эксплуатационный период, который составляет от 60 до 70 тыс. километров. К тому же, это работа на постоянной основе во вредной среде.

Типы ATF жидкостей представленных на современном рынке

Сегодня на автомобильном рынке реализуются следующие типы масел atf:

  1. Mercon.
  2. Dexron.
  3. Alison.

Давайте и мы с вами познакомимся с историей их создания и выясним, характеристики и типы трансмиссионной жидкости. Узнаем, в каких ситуациях используется тот или иной продукт.

Mercon

Жидкость выпускается известной во всём мире автомобильной компанией Ford. Отличие смазки GM и Ford в том, что американское предприятие GM делает акцент на плавном переключении, а концерн Ford сосредоточен на скоростных показателях. Смазка от концерна Форд в большей степени подходят к спецификации ATF.

Dexron

1968 год – это начало выпуска рассматриваемого продукта от GM. На разработку и приостановку исследований повлияло несколько факторов: недовольство защитников природы, а впоследствии запрет на вылов китов (об этом писалось раньше) и слабые технические характеристики: смазка слабо переносила высокие t°. Начиная, с 1972 года, появилась модификация смазки Dexron ІІС, где за основы изготовителя взяли масло жожоба. Это увеличило срок службу деталей трансмиссионного узла и частично приостановило процесс коррозии металла. Добавка снижала гигроскопичную избыточность.Ещё одно масло, которое имело присадки – это продукт, с приставкой IID. Техническая жидкость с индексом IIE реализовывалась на мировом рынке, вплоть до 1993 года. Долгий срок реализации вызван возможностью продукта сохранять жидкие свойства при отрицательных t0. При этом улучшались фрикционные характеристики.2005 год охарактеризовался появлением на автомобильном рынке нового поколения фрикционных характеристик. Масло для трансмиссии разрабатывалось для АКПП на 6 ступеней. Смесь обладала высоким эксплуатационным порогом и позволяла увеличить степень кинематической вязкости. Именно это позволило говорить о возможности повысить топливную экономичность.

Alison C-4

Это разработка концерна General Motors предназначена для коробок передач крупногабаритного транспорта. Жидкость ATF предназначалась для заливки в рабочий узел внедорожной техники и грузовых автомобилей.

Роль General Motors в создании первой ATF

Первая спецификация масел вышла пол брендом знаменитого концерна General Motors. В 1949 году продукт получил широкое распространение и массово поступил на автомобильный рынок. Технологии не стоят на месте. Дело в том, что именно эта компания разработала первую коробку автомат, официально заявив об этом в 1938 году. Позже, одним из приоритетных направлений американского концерна, стало изготовление новых трансмиссионных смесей. При этом к качеству технической жидкости были установлены жёсткие нормативы по составляющим компонентам. Компании повезло, ведь эта ниша оказалась свободной и GM стала законодателем технических характеристик ATF, установив свои правила игры.

Читайте также  Runflat что это на шинах автомобиля?

Чем ATF отличается от других трансмиссионных масел

Все масла, такие как: моторные, редукторные, трансмиссионные и предназначенные для гидравлического усилителя, имеют некоторые схожие свойства. Они смазывают рабочие детали с целью увеличения трения рабочих (трущихся) поверхностей. Визуально их трудно определить. Часто возникают ошибки и/или по незнанию в автомат могут налить моторное масло, а в гидроусилитель тормозную жидкость. Automatic Transmission Fluid в корне отличается от других продуктов:

  1. Сложным составом.
  2. Повышенным смазывающим эффектом.
  3. Увеличивает силу трения фрикционных групп.
  4. Предотвращает процессы коррозии металла.
  5. Обладает гидрофобностью.

В зависимости от условий эксплуатации и других факторов при постоянной работе в негативной среде рабочий срок выше других видов смазки.

Как хранить: техника безопасности

Достаточно обратить внимание на рекомендации производителя, который указывает сроки эксплуатации, правила и особенности обращения. Нельзя допускать его хранения с бензином и другими горючими веществами.Что касается техники безопасности. В этом случае необходимо работать в защитных перчатках и не допускать попадания жидкости в глаза. Если это произошло, необходимо промыть лицо проточной водой, и обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Помещение, где хранится смазка, должно быть оборудовано противопожарной защитой и сигнализацией.

С чем связаны определённые сроки замены масла

На срок замены технической жидкости влияют:

  • Пробег транспортного средства между заменой.
  • Условия, в которых эксплуатировался автомобиль.
  • Эксплуатационный характер и стиль управления авто (агрессивная манера вождения и/или спокойная).

На заметку. Масло со временем стареет. Поэтому если транспорт не эксплуатировался, смена жидкости должна проводиться не реже одного раза в 2 года. При активной эксплуатации автомобиля производители рекомендуют замену после прохождения 20-25 тыс. километров пробега.

Коробка автомат сконструирована таким образом, что при замене необходимо снимать поддон и чистить магниты от металлической стружки и мусора. При замене жидкости обязательно меняется фильтрующий элемент.Согласно регламенту эти работы выполняются специалистами СТО. Сервисные центры используют специальные приспособления для откачки отработки из системы. Самостоятельная смена рабочего вещества возможна. При этом жидкость в гаражных условиях выводится примерно на 50%. К слову сказать, часто желание экономии на сменном процессе продукта приводит к негативным последствиям, которые выливаются в ремонт и сопровождаются дополнительной тратой денег, имейте это ввиду. А замена уровня жидкости “наполовину” отрицательно влияет на работу узла и других механизмов.

Резюме

Настройка автоматов нынешнего поколения, начиная с 2003 года, весьма чувствительна к смене составляющих. Эту особенность нужно помнить и всегда учитывать. Если возникли сомнения в типе залитого ранее масла лучше не рисковать и провести полную замену отработки на новый продукт.

Технические характеристики трансмиссионного масла ATF

В данной статье мной было разобраны классические трансмиссионные масла АТФ и даны рекомендации по их использованию. Также я обладаю большим опытом обслуживания автомобильных коробок передач. Это позволяет мне с уверенностью говорить о своем опыте работы и навыках в процессе обслуживания авто.

Еще я считаю важным помочь читателям данной статьи и дать рекомендации для самих автомобилистов.

Прочитав текст — вы получите ответы на многие вопросы и сможете решить для себя различные спорные моменты в обслуживании трансмиссии. В тексте также есть советы по использованию других масел.

Масло трансмиссионное ATF

По своей сути — это современное, но в то же время доступное по своей стоимости масло для автомобильных трансмиссий автоматического типа. Такое масло предназначается для постоянного применения в качестве основного рабочего материала в автоматических коробках передач автомобилей легкового и грузового типа, в которых были рекомендованы подобные смазки со свойствами на уровне DEXRON 3 от компании ДМ.

Сделано данное масло на базе мультифункционального иностранного списка добавок одного из лучших компаний в мире. Также масло обладает слабым показателем зависимости значения вязкости от его постоянной рабочей температуры. Еще масло обладает высокой устойчивостью к своей деструкции по время работы.

Продукт обладает отличными противоокислительными и противопенными качествами в своей основе, а также сниженным показателем трения, что гарантирует более стабильную и плавную работу автомобильных фрикционных систем. Масла серии способны на лучшем уровне препятствовать созданию ржавчины и появлению коррозии в процессе работы.

Также масло способно на высшем уровне противостоять быстрому износу подвижных элементов. Кроме всего прочего, смазка достаточно нейтральна ко всем уплотнительным кожухам и резине в коробке передач. Разработана была с учетом основных норм мировых изготовителей смазок.

Обслуживание масла и советы по его использованию

Жидкость ATF предназначается для машин, которые работают на так называемой «автоматике». Трансмиссионная смазка с обозначением ATF несет ответственность за выполнение обработки многих рабочих механизмов в машине, например: масла с этим обозначением отвечают за бесперебойную работу кпп машины – за ее контроль и за состояние управления. Также смазка этой направленности отвечает за охлаждение многих деталей и за обработку мотора.

Важно помнить, что переход крутящего момента, идущего от двигателя автомобиля к коробке передач должен проходить как можно более плавно — это и обеспечивается маслом АТФ. Также масла направленности ATF обеспечивают общую работу фрикционных систем.

Некоторые специалисты приравнивают смазку к смеси, но характеристики ATF по своей структуре сильно отличаются по нескольким опциям. Для того, чтобы получить более стабильную смесь лучшего состава — эксплуатируют синтетические смазки, в составы которых стараются добавлять различные присадки.

Общеустановленное обозначение этой смазки для коробки передач — ATF серии A, которую использовали на многих автомобилях, оснащенных автоматической коробкой. В начале 1954 года данную рабочую спецификацию было решено убрать и со временем появилась более стабильная Suffix A.

Таким образом, в продаже есть такие виды ATF

Mercon – была внедрена фирмой Ford в восьмидесятых годах 20 века. Она по своей структуре сильно приближена к прочим спецификациям и часто идеально с ними совмещается. Главные отличия между маслами от корпорации GM и Ford скорее в том, что GM смотрит на скорость переключения передач и плавность работы всей коробки, Форд же скорее специализируется на скорости работы кпп.

Dexron – данная моторная смазка делалась компанией GM. Производилась смазка с начала 1958 года. По причине того, что при изготовлении этой смазки для моторов применялся китовый жир, ее производство пришлось резко снизить в течение пяти лет после начала. Кроме того, причиной низкого производства стали минимальные технические свойства продукта, поскольку эта смазка демонстрировала слабую переносимость критических рабочих температур.

В 1974 году на рынок вышло масло Dexron ІІС, в котором главной частью было масло из жожоба. Эта серия начала провоцировать образование ржавчины в трансмиссии автомобиля и даже коррозию некоторых его элементов. Последующее за этим продуктом масла, которые были оснащены химическими добавками, подавляли образование той же ржавчины — они получили наименование IID.

Данная смесь с обозначением IIE производилась до самого 1992 года. Кстати главная отличительная черта этого масла – присутствие в составе особых химических присадок, которые могли эффективно понижать гигроскопную избыточность в процесса работы коробки передач. Также передовым на то время стал выход нового продукта Dexron III (появился на прилавках в 1993 году). Продукт сохранял свои основные жидкостные характеристики даже при минусовых значениях температуры окружающей среды.

В 2004 и чуть позже на рынок вышло очередное поколение смазок с обозначением «VI». Разрабатывались данные трансмиссионные смазки ATF для использования на новых коробках с системами двойного сцепления. При этом коробки передач являлись шести диапазонными. Это масло имеет куда более долгий срок работы и заниженный показатель кинематической связываемости в процессе работы. Такое свойство дает возможность повысить топливную экономичность.

Когда стоить заменить трансмиссионную смазку?

  • Жидкости ATF нужно время от времени заменять на новые, поскольку это даст возможность удлинить время службы как самой трансмиссии, так и всего мотора. Соответственно, требуется время от времени делать систематическую проверку количества смазки в трансмиссии.
  • На периодичность замены будет оказывать влияние: пробег автомобиля, а также его условия работы. Немаловажную роль играет еще и стиль вождения.
  • Профессионалы советуют делать замену трансмиссионной смазки в автомобиле спустя каждых 25 тысяч километров. Соответственно, данная операция должна проводиться в целом не чаще, нежели один раз в пару месяцев.

Разбираем трансмиссионные АТ масла от Мобил:

Проверка количества и состояния трансмиссионной смазки в АКПП

Эта процедура проводится разными способами – многое зависит от вида используемой в автомобиле трансмиссии. Проконтролировать количество смазки в трансмиссии можно не только на горячей, но также и на охлажденной трансмиссии, поскольку щуп имеет соответствующие метки с боков. Если вы хотите сами без чьей-либо помощи проводить эту операцию, в таком случае я бы рекомендовал вам не забывать о важности соблюдения точного количества смазки в системе.

Учитывайте, что масла Dexron IID не терпят особо холодные значения температуры, соответственно, данные смазки подойдут для применения лишь в тех странах, в которых в зимнее время температура на улице не опускается менее — 5 градусов.

Производитель пишет, что смесь способна в течение нескольких месяцев сохранять свою достаточную вязкость в процессе эксплуатации.

Эти моторные смеси предназначены для трансмиссий с высоким уровнем нагрузки. Смазки были создана согласно новым стандартам и последним технологиям моторных смесей для классических и самых современных кпп, к которым можно отнести последние моторные смеси «Fuel Economy» нормативов АСЕА и других. Моторные смазки ATF имеют все нужные допуски для стабильной работы в автомобилях. Моторные смазки серии являются по своей сути полностью универсальными, ведь продукты фирмы можно заливать в трансмиссии разных типов.

  • Высокая текучесть смазок обеспечивает лучшую скорость всей системы двс, а также быстрый запуск коробки передач.
  • Присадки этого масла дают возможность значительно корректировать показатель вязкости базовой жидкости в ту или иную сторону.
  • Моторная смазка обладает довольно неплохой своем классе вязкостью, которой вполне хватит для гарантии беспрепятственного проникновения масла ко всем частям трансмиссии.