Что такое акселератор в автомобиле?

Электронная педаль газа: как работает, плюсы и минусы

Механическая педаль газа, знакомая многим по старой отечественной технике, устроена очень просто. В ней рычаг связан с дроссельной заслонкой карбюратора тросиком, и при нажатии педали заслонка просто сильнее открывается, а подача топлива увеличивается. Но эта простая схема устарела. Сейчас широко используется электронная система, которая имеет немало достоинств перед своим механическим собратом. Тем более, на инжекторных двигателях механический вариант очень капризен, и электроника работает намного лучше.


Особенности работы электронной педали газа.

Устройство и принцип работы

Принцип работы электронной педали газа в теории не очень сложен. По сути, это устройство работает по принципу реостата, отслеживающего положение рычага. Внутри находятся контакты-дорожки, дублирующие друг друга для большей надежности. В зависимости от положения рычага передаются данные в электронный блок управления — ЭБУ, который управляет положением заслонки карбюратора, открывая или закрывая её. Это делает небольшой электромотор с редуктором. Конечно, устройство электронной педали газа гораздо сложнее такой простой схемы. В неё входит множество датчиков и управляющих механизмов. Они управляют подачей топлива, даже когда педаль находится в одном положении, подстраиваясь под малейшее изменение хода автомобиля и окружающих условий. Сегодня с запуском двигателя в любой сезон и поддержанием его оптимальной работы нет проблем, так как практически на всех современных автомобилях работает электронная педаль газа. Благодаря этому нехитрому устройству жизнь автолюбителей стала гораздо проще.

Разница работы акселератора в карбюраторных и инжекторных двигателях

Принцип действия акселератора на разных типах двигателей не отличается существенно. Различие заключается в способе подачи топливной смеси.

Карбюратор – узел топливной системы, в который поступают воздух и бензин. Образуется горячая смесь. При нажатии педали газа контролируется подача созданной горючей смеси в блок цилиндров. Для нормальной работы карбюраторного двигателя нельзя сильно нажимать на газ, чтобы избежать образования провалов. Сильное нажатие приводит к подаче большого количества воздуха в камеру сгорания. Для стабилизации процесса ускорительный насос увеличивает или уменьшает подачу топлива. Двигатель авто начинает работать интенсивнее. Частое злоупотребление форсирования мотора скажется на его эксплуатации в худшую сторону.

Инжектор – система впрыска. Форсунки регулируют подачу топлива в камеру сгорания поршней. Благодаря этому процесс проходит точнее. Стоит помнить, что существуют два вида инжекторной системы – с распределенным и непосредственным впрыском.

  • Что такое педаль акселератора — как мы жмем на газ?
  • 1. Принцип работы педали акселератора
  • 2. Что необходимо знать о конструкции акселератора и его функционировании?
  • 3. Неисправности педали акселератора или когда нужна ее замена?
  • 4. Когда электронная педаль газа требует ремонта: что можно сделать своими руками?

В процессе эксплуатации автомобиля проблемы могут возникать на самых разных участках. И довольно неприятно, если такие поломки делают невозможным движение на автомобиле. В частности, довольно большие сложности может вызвать поломка педали акселератора, особенно если она запускается не прямым механическим воздействием, а при помощи электронного привода.

Принцип работы педали акселератора

На современных автомобилях Вы уже не встретите механическую педаль газа, поскольку ее давно заменили акселераторами с электрическим приводом. Что это дает нам? Конечно же, это максимально облегчает для нас процесс управления автомобилем, что, конечно же, «плюс». Но есть и «минус» — электроника практически лишает нас возможности принимать какие-либо решения, а вернее, постоянно корректирует их под свои требования. Вот и получается, что добиться желаемого результата получается далеко не всегда. Неопытному водителю она дает целый ряд преимуществ, делая его езду более безопасной, но опытные водителя не всегда чувствуют себя комфортно за рулем такого авто.

Так давайте же попробуем разобраться, в чем заключаются особенности механической активизации педали газа. Вся суть работы данной педали заключается в том, чтобы сместить дроссельную заслонку, тем самым прибавив скорости автомобилю. Когда это перемещение осуществляется механически, весь процесс выглядит следующим образом:

— водитель нажимает на педаль газа сидя в салоне автомобиля;

— через тягу акселератора его усилие передается непосредственно на дроссельную заслонку;

— дроссельная заслонка перемещается.

Что же можно сказать об электронной педали акселератора? В самых общих чертах принцип ее работы остается прежним. Единственный нюанс – между педалью и дроссельной заслонкой появляется блок управления, который и вмешивается в процесс регулировки поведением автомобиля. И так, процесс происходит следующим образом:

— водитель, также оставаясь в салоне авто, нажимает на педаль газа;

— специальные датчики, установленные непосредственно на педали, передают информацию об углах надавливания на электронный блок управления (ЭБУ) автомобилем;

Преимущества и недостатки электронной педали

Когда это устройство создали, речи об удобстве для водителя не шло. Просто оно позволяло повысить экологичность автомобиля и освобождало место от тросиков и прочей механики, что позволяло упростить конструкцию. Но прошло немало времени, и теперь электронный вариант можно встретить практически во всех автомобилях. За этот период выявились все преимущества и недостатки.

  • Экологичность — электронное управление двигателем уменьшает количество выхлопных газов, так как обороты строго контролируются.
  • Сглаженное срабатывание – электронный блок управления не позволяет менять обороты двигателя слишком резко.
  • Большая экономичность – опять же из-за строгого контроля оборотов снижается расход топлива.
  • Легкий запуск двигателя в любой сезон. «Холодный старт» зимой происходит легко и просто, без ручного шаманства с дросселем, которое может закончиться заливанием свечей.

Но есть и недостатки:

  • Невозможность ремонта. При поломке любого блока – самой педали, ЭБУ, или узла управления заслонкой, менять придется весь блок.
  • Задержка в срабатывании одновременно и преимущество. Но некоторым водителям не нравится, что от момента нажатия на педаль до набора оборотов проходит некоторое время. Хотя большинству это не мешает. Эта проблема часто решается просто регулировкой.
  • Мягкое нажатие – практически не ощущается сопротивление. Некоторым это не нравится, особенно тем, кто привык «чувствовать машину».

Недостатки не очень существенные. Самый серьезный – первый, но надо учитывать, что в целом это устройство гораздо надёжнее механического с тросиком. Поэтому ломается оно намного реже.

Что интересного в тросике

Привод в виде тросика используется, как правило, в машинах, оснащённых карбюратором, что немудрено, карбюратор – это самый механический компонент, здесь впрыск топливной смеси тоже механический. Кроме того, когда были популярны карбюраторы, промышленность ещё не могла обеспечить свои изделия большим количеством датчиков, сенсоров и другой умной электроники. Всё было просто, педаль нажимается, тросик натягивается, заслонка карбюратора приоткрывается. Чем сильнее жать на педаль, тем шире открывается заслонка, поступает больше топливной смеси – выше обороты, мощность. И всё бы ничего, система работает стабильно, но вот в морозы она начинает проявлять себя не с лучшей стороны. Запуск двигателя зимой для многих превращался в пытку с ловлей момента, когда совпадёт искра с нужным количеством смеси, игра с подсосом, перестараешься – свечи закидает. И такая ситуация была практически повсеместной.

Правильная настройка

Настройка электронной педали газа на разных моделях автомобиля отличается, так как хотя и используется один принцип, но конструкция бывает разной. Поэтому лучше по своей модели поискать информацию в интернете. Рассмотрим для примера, как это делается для автомобилей Lada, отличия у них небольшие:

  • Снять педаль с кронштейна.
  • Ослабить винты, которые держат крышку. Один из них фиксирует положение крышки, его надо совсем выкрутить.
  • Повернуть крышку по часовой стрелке до упора и снова затянуть винты.

Это делает педаль более отзывчивой. Некоторые отмечают, что она начинает срабатывать практически так же быстро, как механическая. Может улучшиться работа двигателя в целом, трогаться с места автомобиль начинает без рывков. Отмечаются и другие улучшения. Если требуется, наоборот, понизить чувствительность, крышку надо поворачивать против часовой стрелки. Автомобиль становится более «задумчивым». По такому же принципу регулируется педаль газа многих других моделей, но там есть свои конструктивные особенности. В интернете встречаются советы по модернизации внутреннего устройства – подкладыванием разных прокладок под рычаг и т.п. Так делать нельзя, так как эти прокладки могут отвалиться и попасть на контакты или заклинить рычаг, отчего автомобиль может потерять управление.

Читайте также  Для чего служит сцепление в автомобиле?

Что с электронной педалью

Электроника, сменившая аналоговые технологии, поставила более высокие технологичные планки, регулировка происходит по-другому. Как только появился инжектор, стало понятно, что без проектировки электронных систем подачи топливной смеси не обойтись. Часто стали возникать трудности в плане совместимости электронной инжекторной системы с устаревшими механическими устройствами. Так что, появилась электронная педаль, которая имеет иной принцип работы. При нажатии на гашетку датчики фиксируют угол её наклона, информация передаётся в главный блок управления, тот анализирует всё и направляет команду, собственно, дроссельной заслонке, которая реагирует на команду. В этом случае регулировка подачи топлива происходит гораздо точнее. Данные с датчиков учитываются и процессе смесеобразования, разные ездовые режимы – разные параметры смеси.

Неисправности электронной педали газа

Все неполадки обычно связаны с электрической частью, больше там ломаться особо нечему – механики используется минимум. Педаль имеет датчики, которые измеряют её положение, всё подключено к узлу управления, и есть электродвигатель заслонки. Поэтому неисправности могут быть такими:

  • Выход из строя одного из датчиков отразится в медленном наборе оборотов двигателем.
  • Выход из строя обоих датчиков приведет к появлению аварийного сигнала на панели.
  • Нарушения проводки могут приводить к неправильной работе заслонки.
  • Поломки двигателя дроссельной заслонки вызывает появление аварийного сигнала на панели.

Так что обнаружить и проверить неисправную часть электронной педали газа довольно просто. Ремонт заключается в замене поврежденного узла полностью. После этого проводится проверка работы педали.

Примечательность тросикового привода

Подобный привод устанавливается исключительно в карбюраторных системах топливовпрыска, где дозировка смеси перед ее подачей в цилиндр осуществляется механическим путем.

Стоит отметить, что в эпоху карбюраторов еще не было никаких электронных систем управления подачей топлива, все осуществлялось посредством нажатия акселератора, который был соединен при помощи гибкого стального тросика с дроссельной заслонкой.

От положения педали газа зависит открытие заслонки, соответственно, обороты силового агрегата, его мощность и набор скорости во время движения.

В принципе, карбюратоная система довольно стабильна в работе. Однако у нее есть один существенный недостаток, который заключается в сбоях топливоподачи при минусовых температурах.

Запуск силового агрегата зимой превращается в своеобразное испытание, поскольку довольно проблематично определить корректное образование топливной смеси и подобрать необходимый момент зажигания.

Стоит перестараться с подсосом, как свечи моментально заливало топливом. Подобные неудобства проявлялись на всей транспортной техники, оборудованной карбюраторами.

Акселератор, что это

Многие части автомобиля очень трудно выучить наизусть из-за их названий. Одним из таких элементов является акселератор, который обычно принято считать педалью газа. Сегодня, постараемся как можно подробнее разобраться что это, и какие виды акселераторов существуют на современных автомобилях.

Расшифровка понятия

Слово «акселератор» является латинским и переводится, как «ускорять». Если говорить на языке механиков, то это специальный механизм, который позволяет увеличить число подаваемого топлива, чтобы ускорить работу агрегата. Они стоят практически во всех двигателях внутреннего сгорания и применяются для увеличения числа оборотов.

Многие люди, упоминая это слово, ошибочно имеют ввиду обычную педаль газа, или акселератора. Хотя на самом деле, она является лишь вспомогательным устройством и имеет лишь механическую связь с исполнителем.

Устройство, а также виды акселераторов

Свое начало любой подобный механизм берет из обычного карбюраторного двигателя. Всем известно, что внутри карбюратора установлена воздушная заслонка, а также комплект механизмов для подачи топлива в небольших объемах. При нажатии на педаль газа, заслонка открывается, а в камеру подается небольшое количество топлива. Таким образом, давление внутри цилиндров возрастает, а соответственно, обороты коленчатого вала заметно увеличиваются. Если отпустить педаль акселератора, происходит обратная реакция. Такое явление достигается путем применения комплекта возвратных пружин.

Для дизельных же двигателей он выполнен в виде специального устройства, которые регулирует работу топливного насоса высокого давления. То есть, здесь нет системы управления заслонками, которые каким-либо образом, управлялись при помощи акселератора. Кроме того, такое устройство имеет более сложный вид в турбинных моторах, которые имеют большое количество различных насосов и форсунок.

Такая система может приводиться в действие при помощи самых разных приводов. Самым первоначальным принято считать обычные тяги, изготовленные из металла или даже пластика. Тяги обеспечивают жесткую механическую связь акселератора с педалью, а также выдерживают очень большие нагрузки.

Тем не менее, тяги очень не информативны и имеют недостаток в виде подклинивания.

Другой способ управления акселератором – это тросовый привод. Появился он тоже очень давно и представляет собой более продвинутую систему. Трос можно протянуть абсолютно на любое расстояние, кроме того он делает педаль намного мягче, а значит, чувствительнее. Практически все современные автомобили (даже инжекторные) для управления акселератором имеют специальный трос.

Последний способ управления акселератором – это электронная педаль. На самом деле, назвать ее акселератором трудно, потому что здесь полностью отсутствует их механическая связь. Дело в том, что педаль не привязана к механизму управления приводом, но она имеет специальный электронный модуль, который замеряет ее угловое положение. Таким образом, при нажатии на педаль, модуль фиксирует угол и передает нужную информацию на электронный блок управления положением воздушной заслонкой. На основании этих данных, исполнительный механизм открывает заслонку на столько, сколько это необходимо. Кроме того, компьютер подсчитывает объем топлива, необходимый для данного режима работы.

Где он не применяется

Многие путают этот термин и случайно употребляют его в самолетостроении. К примеру, им называют рукоятку, предназначенную для изменения числа оборотов газотурбинного двигателя. На самом деле, данная рукоятка не применяется для увеличения подачи топлива, а является рычагом, который связан большим количеством приводов и передает свое усилие на ускорительный насос, расположенный в самом двигателе.

В некоторых случаях используется специальная электронная система. Таким образом, отсутствует механическая связь между исполнительным и управляющим устройством.

Как видите, принципиальная разница между различными видами акселераторов отсутствует. Ведь все они
выполняют одну функцию – ускоряют работу двигателя и позволяют автомобилю двигаться намного быстрее. Следует еще раз запомнить, что педаль акселератора и он сам – являются разными понятиями.

Що таке Акселератор і як працює? Принцип роботи і для чого потрібен.

Сучасні ТЗ оснащуються акселератором з електричним приводом. Механічна педаль газу стає рідкістю. В плані полегшення процесу управління автомобілем таке технологічне заміщення дало позитивний ефект. Їзда стала безпечніше. Але знавці водіння скаржаться – електроніка позбавляє можливості коригувати поведінку двигуна. Остання самостійно коригує потреби мотора.

Що таке акселератор в автомобілі

Акселератор – це спеціальна заслінка, яка регулює подачу палива і повітря в камери згоряння циліндрів двигуна машини. Ширина відкриття заслінки впливає на значення тиску всередині циліндрів і швидкість переміщення поршнів. Зусилля від поршнів передається на колінчастий вал, далі – на трансмісію. Перемиканням передач водій контролює швидкість обертання коліс.

Де знаходиться педаль акселератора

Акселератор – це не окремий елемент, а ціла система, що відповідає за прискорення авто при натисканні педалі газу. Основні частини електронної педалі газу:

  • Педальний модуль;
  • БО двигуна;
  • Модуль керування дроселем;
  • Контрольна лампа приводу заслінки.
Читайте также  Как подобрать лебедку для автомобиля?

Елементи забезпечують точність функціонування системи в цілому.

Що таке електронна педаль газу

Для розуміння складних процесів спочатку розберемося в особливості механічної активації акселератора. Натискання педалі газу супроводжується зміщенням дросельної заслінки. Процес відбувається механічно:

  1. Водій натискає педаль газу в салоні ТЗ;
  2. Тяга акселератора вловлює зусилля;
  3. Дросельна заслінка відкривається на відповідний кут.

На положення дроселя не впливають інші системи, у тому числі електронна. Розігнати машину допоможе зміна крутного моменту. Це спричинить коригування інших параметрів: вприскування палива, моменту запалювання. Електронний контроль за двигуном можливий на холостому ходу та в режимі круїз-контролю.

Робота електронної педалі акселератора заснована на тих же принципах з єдиним доповненням: у проміжку між педаллю і дросельною заслінкою впроваджений блок управління. Його завдання регулювати поведінку двигуна. Виділимо наступні етапи:

  1. Водій тисне на педаль газу;
  2. Спеціальні датчики, які знаходяться прямо на педалі, передають інформацію про ступінь натискання на електронний блок управління (ЕБУ);
  3. ЕБУ розраховує кут відкриття дросельної заслінки на даний момент часу;
  4. Електронний привід виконує команду.

Можливості блоку управління широкі. При необхідності він переходить на економний режим, збільшує безпеку роботи мотора. Це впливає на кут відкриття дроселя.

ЕБУ контролює поведінку систем (збільшує, зменшує крутний момент) в умовах, коли водій не змінює положення педалі акселератора. Фізично людина, що керує ТЗ, не відчуває переміщення заслінки.

Різниця роботи акселератора в карбюраторних і інжекторних двигунах

Принцип дії акселератора на різних типах двигунів не відрізняється істотно. Відмінність полягає в способі подачі паливної суміші.

Карбюратор – вузол паливної системи, в який надходять повітря і бензин. Утворюється гаряча суміш. При натисканні педалі газу контролюється подача створеної горючої суміші в блок циліндрів. Для нормальної роботи карбюраторного двигуна не можна сильно натискати на газ, щоб уникнути утворення провалів. Сильне натискання призводить до подачі великої кількості повітря в камеру згоряння. Для стабілізації процесу ускорительный насос збільшує або зменшує подачу палива. Двигун авто починає працювати інтенсивніше. Часте зловживання форсування мотора позначиться на його експлуатації в гіршу сторону.

Інжектор – система уприскування. Форсунки регулюють подачу палива в камеру згоряння поршнів. Завдяки цьому процес проходить точніше. Варто пам’ятати, що існують два види інжекторної системи – з розподіленим і безпосереднім уприскуванням.

Акселератор — это что? Датчик положения акселератора

В процессе использования автомобилей у автолюбителей могут возникать самые разные проблемы. Особенно неприятно, если из-за этих неполадок теряется возможность ездить на авто. Иногда серьезные трудности доставляет акселератор. Это устройство, которое отвечает за подачу горючей смеси в камеру сгорания. Очень важно знать его устройство, а также принцип действия. Различают механические акселераторы и системы с электронным приводом.

Современные автомобили уже давно не комплектуются механическими системами. Все они заменены на электроприводные акселераторы. Что это дает автовладельцам? Электронный акселератор – это более легкое управление автомобилем. Это большой плюс. Есть и минус – владелец автомобиля уже не может принимать решений, а если точнее, то постоянно самостоятельно корректирует характеристики под свои требования. Получается, что далеко не всегда можно получить желаемый режим работы двигателя.

Для неопытных водителей такая система предоставляет огромное количество преимуществ. Это более безопасная езда. Однако для более опытных автолюбителей возможностей электроники не хватает для комфортной езды.

Принцип работы акселератора

Механический акселератор – это привод, который смещает дроссельную заслонку. Так автомобиль прибавляет в скорости. Так как привод механический, то процесс происходит в несколько этапов. Водитель автомобиля жмет на педаль, находясь в салоне своего авто. Через тягу усилие с педали отдается прямо на дроссельную заслонку. Затем заслонка перемещается.

Ни механическая система, ни электронная не может вмешиваться и как угодно влиять на положение дроссельной заслонки. Для того чтобы оказать влияние на разгон и динамические характеристики, требуется изменить крутящий момент двигателя. Но идет воздействие на процесс впрыска топлива и зажигания. Так, электронные системы могут регулировать режимы работы двигателя лишь на холостом ходу или в режиме круиз-контроля.

Что касается электронного акселератора, то принцип работы все тот же. Один нюанс – между педалью газа и непосредственно заслонкой находится блок управления, который регулирует поведение двигателя.

Рабочий процесс здесь также происходит поэтапно. Водитель автомобиля нажимает на педаль. В это время датчик педали акселератора собирает и передает информацию об угле и силе нажатия на ЭБУ. Далее компьютер рассчитывает, какой же угол в этот момент будет являться оптимальным для открытия дроссельной заслонки, и отдает эту информацию приводу. Привод также полностью электронный, и он просто выполняет указания.

Электронный блок может принимать решения о переходе на более экономичные режимы или же увеличить характеристики безопасности движения. Это учитывается, рассчитывается и включается компьютером в силу открытия заслонки. Водитель полностью на свою машину влиять не может, так как большую часть взял на себя ЭБУ и датчик акселератора. Даже если водитель не трогает педаль, блок все равно может изменять характеристики работы мотора при помощи открытия или закрытия дроссельной заслонки.

Как устроен акселератор

Многие начинающие интересуются, почему это устройство называют акселератором, ведь это педаль газа. Все просто. Педаль акселератора – это только часть большого механизма. Само слово переводится как «ускорение». И необходимо понимать, что имеется в виду специальная заслонка, которая отвечает за подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Чем шире будет открыта дроссельная заслонка, тем большее давление будет в камерах сгорания и тем быстрее станут двигаться поршни. Поршни передают усилие на коленвал, а затем энергия вращения его идет на трансмиссию. Когда водитель переключается передачу, то он контролирует скорость вращения колес автомобиля. Все эти процессы вместе приводят автомобиль в движение.

Карбюратор и инжектор

И на инжекторном двигателе, и на карбюраторном акселератор работает практически одинаково. Разница совсем небольшая. И разница эта — в способе подачи топливной смеси. Карбюратор – это не что иное, как один из узлов топливной системы, где готовится горючая смесь. Водитель, нажимая на педаль акселератора, контролирует, а также регулирует объем подачи смеси в блок цилиндров.

На инжекторных моторах отличия в том, что это целая система впрыска. Объемы подачи топлива в каждый цилиндр здесь регулируются с помощью форсунок. Смесь подается более точно. Следует знать, что инжекторная система может быть с распределенным или же с непосредственным впрыском.

Дизельные агрегаты

Здесь отдельная система впрыска. Горючая смесь впрыскивается в блок цилиндров постоянно. При этом контролю поддается только количество, которое подается в каждую из камер.

Конструкция электронного привода дроссельной заслонки

Совершенные системы состоят из большого количества различных комплектующих. Совершенная система обладает большей точностью. Это можно сказать про современные приводы дроссельных заслонок. Устройство состоит из нескольких систем.

Педальный модуль

Это непосредственно педаль и датчик положения педали акселератора. Именно он определяет положение педали и отдает эти данные в ЭБУ. Этот датчик представляет собой два переменных резистора, которые измеряют сопротивление в зависимости от положения акселератора. Он постоянно следит за частотой и амплитудой нажатия на педаль и не только следит за подачей топлива, но и является датчиком холостого хода двигателя.

Читайте также  Нужен ли парктроник в автомобиле?

Датчик положения акселератора

Потенциометр состоит из переменного и постоянного резистора с сопротивлением около 8 кОм. Один из выводов находится под напряжением в 5 В. Средний вывод сообщает датчику, в каком положении находится педаль. Если напряжение этого сигнала меньше 0,7 В, то заслонка считается закрытой, если же больше 4 В, то ЭБУ считает заслонку открытой.

Блок управления

Электронный блок управления получает сигналы от датчиков и на основании этих данных узнает желание водителя относительно скорости машины. Для реализации этого подается управляющий сигнал на привод заслонки, которая в зависимости от сигнала закрывается или открывается.

Модуль управления заслонкой

Эта система обеспечивает необходимый объем воздуха для цилиндров. Кроме этого она также отдает информацию на ЭБУ о положении заслонки в данный момент. Система включает в себя угловые датчики.

Механический привод дроссельной заслонки

Эти конструкции применяются в отечественных авто, а также в недорогих иномарках.

Типичные неисправности

Это может быть ограниченная максимальная мощность силового агрегата, неравномерные обороты на холостом ходу. Также не исключена остановка мотора при резком отпускании ноги с педали. Все это частые неисправности любого акселератора.

Грамотная эксплуатация

Электронный акселератор – это интеллектуальное устройство. Существуют правила его использования.

Итак, мы выяснили, для чего предназначен такой элемент, как акселератор.

Что такое акселератор

Содержание статьи

  • Что такое акселератор
  • Как удалить accelerator
  • Насколько эффективна электронная педаль газа

Для чего нужен акселератор

В переводе с латыни термин «акселератор» означает дословно «ускоритель». Применительно к автомобильной технике так именуют особую заслонку, посредством которой регулируется подача воздушно-топливной смеси в камеры сгорания цилиндров двигателя. Заслонка непосредственно соединена с педалью газа. Нажимая на педаль, водитель изменяет давление в цилиндрах. Если давление растет, поршни начинают перемещаться быстрее. Через шатуны усилие передается на коленчатый вал, а от него – на трансмиссию. Управлять скоростью вращения колес можно, переключаясь на повышенные или пониженные передачи.

Акселератор применяется как в карбюраторных, так и в инжекторных двигателях. Отличие в работе этого устройства заключается лишь в способе подачи рабочей смеси.

Карбюратор представляет собой часть топливной системы автомобиля, куда подаются воздух и бензин, образующие горючую смесь. Нажатием на педаль акселератора водитель управляет подачей этой смеси в цилиндры.

Инжектор представляет собой систему впрыска, где подача топлива в камеру сгорания отдельного цилиндра регулируется посредством форсунок. Двигатель инжекторного типа гарантирует более точное дозирование топливной смеси.

Для управления ускорением автомобиля предусмотрена педаль газа. Стоит нажать на нее очень сильно – и в карбюраторном двигателе образуются своего рода «провалы»: объем воздуха становится чрезмерно большим. Справиться с этой проблемой позволяет особый ускорительный насос. Инжекторный двигатель лишен такого недостатка. Здесь для контроля над положением заслонки дросселя и педали акселератора используются специальные датчики. Инжекторная система позволяет существенно экономить топливо.

В автомобилях, оснащенных турбодвигателями, конструкция акселератора отличается более сложным устройством. В таких системах равномерность хода поршней достигается за счет применения насосов высокого давления и дополнительных форсунок.

Некоторые малоопытные водители нередко без необходимости резко и с силой выжимают педаль акселератора. Ими движет желание быстрее разогнаться по хорошей дороге. Делать этого не следует: при любом резком нажатии на педаль газа многократно увеличивается расход топлива. Автомобиль при таком режиме работы акселератора вполне может стать в два-три раза «прожорливее».

Как работает акселератор

Что происходит при нажатии на педальный рычаг акселератора? У карбюраторного двигателя в этот момент приоткрываются заслонки, ответственные за подачу в двигатель воздуха. Чем в большей степени открыта заслонка, тем сильнее расходуется топливо: поступая через топливные жиклеры, оно не успевает как следует испаряться. В пределах карбюратора воздух перемешивается с топливом. При этом формируется горючая смесь. Чем больше этой смеси подается в цилиндры, тем сильнее давление внутри двигателя. В соответствии с этим растет и крутящий момент, увеличивается частота вращения коленвала.

Стоит только резко нажать на педаль акселератора – и тут же обедняется горючая смесь. Немедленно включается ускорительный насос, он впрыскивает в карбюратор немного топлива, что на доли секунды повышает степень обогащения смеси.

На двигателях дизельного типа педаль акселератора непосредственно связана через регулятор с насосом высокого давления. На таком двигателе воздух подается в постоянном режиме, изменяется лишь количество топлива, подаваемого за один цикл. За цикловую подачу ответственны плунжеры топливного насоса. Момент отсечки при подаче топлива меняется поворотом плунжера. Для управления самими плунжером по факту служит педаль акселератора.

На турбовинтовом и турбореактивном двигателе акселератор может иметь вид рукоятки, которая управляется рукой. Для этих типов двигателя характерно также использование насосов повышенного давления. Равномерную работу двигателя в этом случае обеспечивает система из нескольких форсунок: через них при воздействии на рычаг акселератора по очереди впрыскивается топливо.

Электронный привод акселератора

Управление акселератором через тросовый привод работает очень просто. Водитель выжимает педаль газа, тяга в зависимости от образовавшегося угла открывает заслонку на ту же величину. Для изменения крутящего момента двигательной установки необходимо воздействовать на прочие параметры режима двигателя (например, на момент впрыска топлива и момент зажигания). Такое воздействие бывает малоэффективным и не вполне корректным.

Конструкция же электронного привода акселератора продумана так, чтобы перемещение заслонки дросселя происходило не за счет работы тяг и троса, связанных с педалью газа, а через электрический двигатель, работающий под контролем электроники. В данном случае отсутствует обычная механическая связь между рычажной педалью газа и заслонкой.

Управляющие воздействия на акселератор определяются:

  • действиями водителя;
  • нагрузкой генератора;
  • состоянием тормозной системы;
  • условиями пуска двигателя;
  • ограничением мощности.

В состав системы электронного привода входят:

  • модуль педали акселератора;
  • модуль управления заслонкой;
  • блок управления двигателем;
  • контрольная лампа.

Когда водитель изменяет положение педали газа, формируется электрический сигнал, который передается в систему управления движением дроссельной заслонки. Такая конструкция дает возможность блоку управления влиять на величину крутящего момента даже тогда, когда водитель не использует нажатие на педаль акселератора. Необходимость в этом возникает иногда для обеспечения экономии топлива или безопасности движения.

У водителя остается возможность и механического управления дроссельной заслонкой. При таком режиме водитель непосредственным образом управляет положением педали газа. Блок управления двигателем в данном случае никак не может повлиять на положение дроссельной заслонки.

Электронный привод акселератора дает автомобилю новое качество, которое сводится к тому, что система управления отзывается на пожелания водителя.

Одно из достоинств электронной системы – автоматическая обработка внешних и внутренних воздействий с целью установления величины крутящего момента двигателя. Встроенный алгоритм сам способен рассчитать требуемую величину крутящего момента.

Модуль педали акселератора

Эта подсистема современного автомобиля имеет решающее значение для перебойной работы двигателя. Такой модуль посредством датчиков все время определяет положение педали газа, после чего в непрерывном режиме передает управляющие сигнала в блок управления двигателем.

Модуль педали акселератора включает в свой состав:

  • педаль акселератора;
  • датчики положения педали;
  • дополнительное сопротивление;
  • провода питания.

Стоит приложить усилие к рычагу акселератора – и сразу же датчики, отвечающие за положение, сообщают блоку управления, каковы намерения водителя. Этот блок отдает команду закрыть или открыть заслонку. В тот же момент происходит регулировка количества топлива, которое впрыскивается в цилиндры. Электронная система дополнительно принимает во внимание сторонние параметры: данные круиз-контроля, принудительного холостого хода, кондиционера, системы контроля тяги и так далее. Использование электронного привода расширяет возможности управления параметрами работы двигателя и снимает часть информационной нагрузки, падающей на водителя.