Обязан ли водитель выходить из автомобиля?

Права водителя при остановке ГИБДД

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право не выходить из машины, когда остановил инспектор

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Право узнавать причину остановки или ограничений движения

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

Право объяснить свои действия или не давать показания

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил. Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя. В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Право снимать инспектора на камеру

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили. На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского. А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право узнать телефон дежурной части инспектора, его должность, звание и фамилию

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Право изучить протокол, акт или постановление, получить их копии

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы. В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол. Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

Право не подписывать протокол и указывать разногласия

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет. Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине. Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

Право ничего не платить на месте

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

Скачайте картинки с инструкцией к себе на телефон, чтобы всегда помнить о своих правах

Право требовать понятых или видеозапись при досмотре

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно. Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

Право не отдавать водительские права без решения суда

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

Право на медицинское освидетельствование

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол. Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы. Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

Право на жалобы, защиту прав и компенсацию убытков

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Многие автомобилисты полагают, что для проверки автомобиля инспектор имеет право остановить машину только на предусмотренных для этих целях стационарных постах. Но в тоже время в приказе под номером 185 нет никакой информации о том, что инспекторы могут это делать.

Читайте также  Как правильно называются дворники автомобиля?

Где могут остановить вашу машину сотрудники ГИБДД ?!

Согласно последним внесенным изменениям инспекторы Государственной автомобильной инспекции могут останавливать машины вне стационарных постов или проще говоря фактически в любом месте и в любое время. Также исключена проверка документов без причины на стационарных постах ГИБДД. Был введен так называемый единый список оснований, которые могут быть предусмотрены для проверки водителя и его авто сотрудником инспекции.

Основаниями для проверки документов могут служить следующие факторы:

  • Имеющиеся признаки дорожно-транспортного происшествия;
  • Проведение специальных мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения, таких как «безопасность ребенка», «трезвый водитель;
  • Наличие у сотрудников ГИБДД ориентировки о причастности автомобиля или водителя к дорожно-транспортному происшествию.

Иметь надо в виду то, что перечисленные выше факторы могут служить основаниями для того, чтобы ваши документы были проверены. Помимо прочего могут быть и основания для остановки и самого автомобиля, такие как:

  • Визуальные или зафиксированные камерами признаки нарушения правил дорожного-движения;
  • Организация органами ГИБДД регулировочных действий (часто требуется остановка всего движения на магистрали);
  • Когда нужно произвести опрос свидетелей и пассажиров о том, как произошло дорожно-транспортное происшествия;
  • Для проверки достоверности ориентировок на автотранспортное средство либо водителя машины;
  • При необходимости организации помощи другим лицам;
  • Для привлечения в качестве понятных лиц пассажиров авто либо же непосредственно самого водителя;
  • При необходимости остановки авто для организации проезда машинам оперативных служб или автомобилям скорой медицинской помощи.

Исходя из сказанного можно обозначить то, что инспектор может остановить вашу машину фактически где угодно, будь то шумная магистраль или пустая сельская дорога для того, чтобы проверить документы. Отказ от проверки может привести к административному наказанию со стороны водителя.

Должен ли сотрудник автомобильной инспекции предоставлять документ или ориентировку, подтверждающие наличие специального мероприятия? Согласно имеющемуся административному регламенту сотрудник Государственной автомобильной инспекции не может препятствовать ознакомлению автомобилиста со специальными мероприятиями или ориентировками на автомобиль или человека за рулем. Конечно, если вас остановят можно возразить и потребовать предоставить какой-либо документ, подтверждающий требования представителя власти.

Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе документ и по первому требованию водителя предъявлять сведения, подтверждающие такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников Государственной автомобильной инспекции заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ними. То есть предъявить их водителю по месту непосредственного нахождения этих документов.

Какими обязанностями и правами обладает инспектор ГИБДД ?!

При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться водителю, назвав свое ФИО и звание. Также он должен предупредить гражданина о том, что будет вестись видеозапись, устройство для проведения которой находится на инспекторе или же в служебной машине представителя Государственной автомобильной инспекции. Инспектор может записывать как видео, так и разговор на диктофон, поэтому нужно следить за тем, что вы говорите ему. Водитель в свою очередь по требованию инспектора обязан предъявить свое водительское удостоверение без обложки вместе с документами на машину.

Помимо прочего инспектор может попросить автомобилиста выйти из машины в следующих ситуациях:

  • При подозрении на совершение ДТП;
  • При наличии подозрения на состояние алкогольного либо наркотического опьянения водителя;
  • Для устранения неисправности в авто или нарушений, связанных с транспортировкой грузов;
  • Для проверки соответствия государственных автомобильных номеров, которые указаны в водительских документах с фактическими номерными знаками;
  • Когда инспектору требуется помощь автомобилиста в качестве свидетеля или понятного лица.

Если машина требуется инспектору ГИБДД для служебных целей, регламентированных законодательными нормами, то тогда он должен заполнить путевой лист для автотранспортного средства, принадлежащего организации или выдать справку водителю. По требованию инспектора Государственной автоинспекции водитель машины может предъявлять документы не только на право управления автомобилем, но и документацию на груз, если он везет его. Просят при остановке инспекторы также и страховой полис ОСАГО, если он имеется.

Остановить машину может инспектор и в темное время суток и даже на безлюдной трассе. Но это делается только для предупреждения преступления или для устранения угрозы совершения правонарушений. Используется обычно для осуществления этих целей специализированный транспорт, оборудованный спецсигналами. А как быть, если вы переживаете и думаете, что инспектор ненастоящий? Бывают случаи, когда преступники таким образом грабили и даже угоняли машины. Вы можете не останавливаться по первому требованию на остановке, но при этом следует обязательно по телефону сообщить об этом факте в органы полиции или же доложить о происшествии на ближайшем стационарном посту ГИБДД.

В любом случае, если вы считаете, что вас незаконно остановил инспектор, то тогда обязательно обжалуйте примененные санкции к вам. Делать это лучше не самостоятельно, а при помощи обращения к опытному юристу, который прекрасно разбирается в тонкостях и нюансах административных правоотношений.

Когда инспектор не имеет права останавливать водителя ?!

Мы обозначили выше то, что порядок остановки автотранспортных средств регламентирован нормами автомобильной инспекции. Согласно установленным законодательным нормам сотрудник ГИБДД не имеет права останавливать автомобили в следующих случаях:

  • Если это отрезки автомобильных дорог, где нельзя прекращать движение;
  • На трамвайных путях и участках автомобильных дорог, которые плотно прилегают к ним;
  • В области локации пешеходных коммуникаций;
  • В мостах, тоннелях, эстакадах, которые имеют одну или две полосы для перемещения автомобильного транспорта;
  • В местах, где имеются переезды, оборудованные для движения автомобиля на железнодорожных путях;
  • На перекрестках автомобильных дорог;
  • На отрезках автомобильных шоссе с ограниченным обзором на расстоянии меньше ста метров;
  • В районе дорожек для велосипедистов и в тех местах, где останавливается общественный транспорт в виде автобусов, троллейбусов, маршрутного такси.

Опять же из правил есть и исключения. Автомобильным инспекторам можно останавливать автотранспортные средства в неустановленных выше обозначенных местах, если это требуется при пресечении уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения. Потребоваться принудительная остановка может для того, чтобы урегулировать поток транспорта, когда иными методами осуществить разъезд машин не предоставляется возможным. При подаче сигнала об остановке в неустановленном месте полицейский обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности остальных водителей и пешеходов. Также он должен обратиться к водителю разъяснив ему причины возможной принудительной остановки.

Вступил в действие регламент обязанностей сотрудников ГИБДД

С 1 сентября текущего года вступил в действие Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. В нем определяется круг прав и обязанностей должностных лиц ГАИ, упорядочены и собраны в один документ вопросы, касающиеся взаимоотношений между участниками дорожного движения и лиц, осуществляющих за ним надзор.

Регламент этот в подробной форме описывает все шаги, совершаемые сотрудником ГАИ во время несения службы, даже то, к примеру, с какой стороны должен подходить инспектор к автомобилю и как должен представляться водителю: сотрудник должен подойти к машине со стороны водительского сиденья, представиться, назвать причину остановки и предъявить из рук удостоверение, если водитель того потребует. Отдавать водителю честь теперь, кстати, не нужно — не из-за возмутительного неуважения, а просто из соображений удобства.

Останавливать автомобили гаишники теперь обязаны исключительно в форменной одежде — ранее достаточно было наличия нагрудного знака и удостоверения. Нельзя тормозить машины там, где по правилам дорожного движения остановка запрещена: мосты, крутые подъемы, спуски, повороты, если только эта остановка не связана с пресечением противоправных действий.

Много разговоров шло о том, можно ли водителям проводить фото- и видеосъемку действий сотрудника ГАИ. Регламент теперь официально утверждает: можно. Нельзя снимать только в стационарных служебных помещениях и в служебном автомобиле. Инспектор, кстати, тоже вправе использовать любую фото- и видеотехнику при общении с участниками дорожного движения, даже личную.

Еще один вечный спорный вопрос, который решил регламент: нужно ли водителям покидать пределы своей машины и пересаживаться в служебный автомобиль ГАИ — нужно, если его участие необходимо для оформления процессуальных документов. Также водителя попросят выйти из машины, если у него замечены признаки опьянения, для оказания помощи, устранения неисправности в транспортном средстве, проведения сверки документов с номерами и в случае необходимости личного досмотра или досмотра и осмотра автомобиля.

Кстати, о досмотрах-осмотрах. В регламенте четко обозначены значения эти понятий. Осмотр — это визуальное обследование автомобиля при наличии определенных для этого оснований (подозрение в незаконности груза) — просьба открыть багажник или бардачок, заглянуть в салон. Если же гражданин отказывается добровольно предъявить машину к осмотру, то ему грозит уже досмотр, который проводится в присутствии двух понятых и сопровождается составлением протокола.

Еще один вопрос, затронутый в регламенте: осуществление сотрудниками ГИБДД открытого контроля, когда сотрудники видны участникам движения, и скрытого, когда гаишники сидят в «засаде» в кустах или тихо едут в дорожном потоке на «гражданских» автомобилях.

Контроль за дорожным движением может осуществляться только на патрульных автомобилях с цветографическими схемами и спецсигналами. Если раньше инспектора могли маскировать свою машину на дороге, подняв багажник и заслонив цветовую раскраску, то сейчас это запрещено. Только на таких автомобилях можно останавливать водителей. На автомобилях без опознавательных знаков ведется скрытое патрулирование в потоках, из которых информация о нарушителях передается на посты.

«В Ставропольском районе были случаи, когда бандиты переодевались в форму сотрудников ГИБДД и грабили автомобили, в основном грузовые, — рассказывает начальник управления ГИБДД ГУВД по Самарской области Валерий Трофимов. — По статистике, в ночное время суток происходит больше всего ДТП, в основном по вине пьяных водителей. Естественно, наши сотрудники нацелены работать в ночное время, и сейчас, в основном, мы больше будем работать и останавливать ночью, но только на патрульных автомобилях, со включенными маячками, в форменной одежде и в освещенных местах, чтобы сотрудника было хорошо видно».

Время выполнения тех или иных действий сотрудниками ГИБДД в регламенте не прописано. Как пояснил Валерий Трофимов, точное время заполнения протоколов и прочей работы сотрудников определить невозможно. «В регламенте записано: производить действия в кратчайшие сроки. Если в ДТП есть пострадавшие, то сотрудники должны прибыть к месту аварии уже в течение 20 минут, но если никто не пострадал, то нормы не оговариваются. Сейчас мы обращаем внимание на то, что время прибытия сотрудников на вызов сокращается — приезжают в среднем через 40-60 минут. Но, к сожалению, есть и негативные примеры, когда люди ждут по 4 часа. Сейчас как раз проводится служебная проверка по одному такому случаю. В основном, в таких проблемах виноват человеческий фактор: дежурные забывают или не успевают вовремя передать информацию. Мы работаем с сотрудниками, и сдвиги в этом плане по Самаре есть», — рассказывает начальник управления.

Читайте также  Что означает вылет на дисках автомобиля?

С 1 сентября не реже одного раза в два часа все посты ГИБДД проверяют на предмет соблюдения регламента.

10 пунктов ПДД, которые водитель должен знать наизусть

Инспектор ДПП утверждает, что вы нарушили правила. Вы уверены в обратном. Чтобы разрешить спор, можно поискать текст ПДД в интернете, но это потребует времени. Некоторые пункты стоит выучить наизусть.

Теоретически, водитель должен знать все пункты Правил дорожного движения, да так, чтобы от зубов отскакивали. Практически их держат в голове только на экзамене — и то не все. И почти нет уникумов, которые могут без запинки процитировать любой пункт действующих Правил — даже среди сотрудников ДПП, для которых это знание основное. Однако несколько пунктов заучить все-таки следует каждому водителю — для более уверенного общения с теми же сотрудниками. И цитировать точно, пусть даже многие формулировки кажутся чудовищно сложными.

Стоп, машина!

«Управлять транспортным средством с недействующей рабочей тормозной системой или рулевым управлением, неисправным сцепным устройством (в составе поезда), а в темное время суток на дорогах без искусственного освещения или в условиях недостаточной видимости — с не горящими (отсутствующими) фарами и (или) задними габаритными огнями, во время дождя или снегопада — с неисправными стеклоочистителями ветрового стекла;
Примечание. Недействующими считаются рабочая тормозная система или рулевое управление, которые не позволяют остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении с минимальной скоростью».

Остальные неисправности — дымящий двигатель, поврежденное ветровое стекло, «секущая» выхлопная — не являются поводом запрещать вам дальнейшее движение. Пункт 3 раздела 2:

«При возникновении в пути прочих неисправностей и условий, с которыми Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (далее — Основные положения) запрещена эксплуатация транспортных средств и которые водитель в состоянии обнаружить, он устраняет их, а если это невозможно, то следует к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».

Проезд на красный

Одно из самых распространенных нарушений — проезд на запрещающий (красный) сигнал светофора. Однако в ПДД есть пункт 8 раздела 13, оговаривающий такие случаи:

«Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, выезжает в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выезде с перекрестка. В случае, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии и (или) знак 5.33, водитель руководствуется сигналами каждого светофора».

Впрочем, это допустимо, только если перед светофором нет стоп-линии.

А что, если машина проехала перекресток на желтый сигнал светофора? Он тоже считается запрещающим, если не переведен в мигающий режим. Нехорошо, конечно, но при встрече с сотрудником ДПС на выручку придет пункт 14 раздела 5:

«Водители, которые при поднятии регулировщиком руки или включении желтого сигнала в случаях, если режим работы светофорной сигнализации не обеспечивает мигание зеленого сигнала непосредственно перед его выключением, не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определенных пунктом 13 настоящего раздела, продолжают дальнейшее движение».

При возникновении спорной ситуации вы можете сослаться на то, что у вас не было возможности экстренно остановиться, не нарушая подпункт 3 пункт 5 раздела 1:

«Участники дорожного движения обязаны: создавать безопасные условия для дорожного движения, своими действиями или бездействием не причинять вреда другим участникам дорожного движения, их транспортным средствам и иному имуществу».

Кстати, именно этот пункт стоит учить в первую очередь всем без исключения, и не только водителям, но и пешеходам (о них — дальше).

Пешеходный переход

Водители иногда превращаются в пешеходов.

Один из пунктов Правил, который нужно помнить абсолютно всем, — пункт 5 раздела 3:

«На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы выходят на проезжую часть дороги после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части дороги вне пешеходного перехода пешеходы не создают помех для движения транспортных средств и не выходят из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

Конечно, это не отменяет обязанности водителя уступить дорогу пешеходу на переходе, как предписывает пункт 1 раздела 14:

«Водитель транспортного средства уступает дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги его направления движения по нерегулируемому пешеходному переходу».

Разворот по стрелке

Обычная спорная ситуация на дороге — разворот под стрелку, разрешающую поворот. Если гаишник утверждает, что это нарушение, это ложь. Пункт 3 раздела 5: «Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком». При этом вы должны помнить о пункте 12 разделе 8: «Разворот запрещается:

1) на пешеходных переходах и перекрестках по линии тротуаров или обочин;
2) в тоннелях;
3) на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
4) на железнодорожных переездах;
5) в местах с видимостью дороги менее ста метров;
6) в местах расположения остановочных пунктов.

Авария

Одна из самых любимых «страшилок» для малограмотных водителей — изменение положения транспортных средств на проезжей части после аварии или оставление места ДТП. Однако в ПДД есть подпункта 8 пункт 1 раздела 2, не только не запрещающий, а — напротив — предписывающий такие действия, если пострадали только машины и они мешают движению:

«При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 2 раздела 7 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. при необходимости освобождения проезжей части дороги предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следов и предметов, относящихся к происшествию, принять все возможные меры к их сохранению и обеспечить объезд места происшествия».

«Сообщить незамедлительно о случившемся в ближайший орган внутренних дел, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 раздела 1 Правил. В случае дорожно-транспортного происшествия, если нет пострадавших, при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, они прибывают в ближайшее подразделение органов внутренних дел для оформления происшествия».

Водителю запрещается

Наверное, самый тяжелый для восприятия и запоминания пункт ПДД, который все-таки следует выучить каждому, но не для гаишников, а для себя — 2.7. Это перечень того, что запрещено водителю. Список внушительный:

«управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического); под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, кроме обучаемых вождению, не имеющим при себе водительское удостоверение (временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, и документ, удостоверяющий личность водителя) на право управления транспортным средством данной категории или не указанным в путевом (маршрутном) листе, либо лицам, не имеющим права управления или лишенным права управления транспортным средством;


пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;


употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования»

«управлять транспортным средством без водительского удостоверения на право управления транспортным средством либо временного удостоверения, выданного взамен водительского удостоверения, с документом, удостоверяющим личность водителя;

при управлении транспортным средством пользоваться телефоном либо радиостанцией, за исключением их использования посредством применения наушников или громкой связи;

управлять транспортным средством, владелец которого в установленных законодательством Республики Казахстан случаях не заключил договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и (или) договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами;

управлять неисправным транспортным средством, транспортным средством, не прошедшим обязательный технический осмотр, за исключением транспортных средств категорий M1, возраст которых не превышает семи лет, включая год выпуска, не используемых в предпринимательской деятельности в сфере автомобильного транспорта».

Очевидно, этот пункт многим водителям просто не знаком либо стерся из памяти. Стоит освежить.

Удачи на дорогах! Соблюдайте Правила дорожного движения!

ДПС, ГИБДД – осмотр и досмотр автомобиля, остановка и требование открыть багажник. Общение. Нарушение прав водителя

При встрече с инспекторами дорожной полиции, ее работниками, важна информированность водителей о нормах и возможностях общения с полицией. О причинах, которые могут быть достаточными для того, чтобы выполнялись те или иные просьбы и требования ее работников. Мы рассказываем в подробностях о нормах в отношении разных случаев общения с ГИБДД, ДПС и полицией.

Множество ситуаций связано с остановками машин на дорогах и случаями, в которых водителей просят выйти из машины, открыть багажник, предоставить автомобиль для осмотра. В сети еще множество рассказов о том, как такие встречи кончаются несправедливыми обвинениями, или обвинениями недостаточно обоснованными. Автоводители все еще часто теряют деньги, время, нервные клетки и даже права из-за конфликтов и встреч с полицией, хотя не всегда при этом что-то нарушают.

Как избежать обвинений со стороны дорожной полиции, как четко ограничить свободу представителей закона в отношении вас и вашей машины? Как правильно вести себя в разных ситуациях – и если вы опытный драйвер, или если вы новичок. Какие правила прекрасно работают практически в любой ситуации? Об этом мы и расскажем. И для начала опишем нюансы ситуаций, связанных с осмотром и досмотром. Ситуации, в которых полицейские после остановки машины просят вас открыть багажник машины или сделать еще что-то, связанное с осмотром ваших вещей.

Общие правила в случае остановки автомобиля

Отношения между водителями и дорожной полицией в основном управляются «Кодексом об Административных Правонарушениях» – так называемым «КоАП», имеющем множество статей. В некоторых случаях дорожные полицейские могут действовать слишком энергично, и не представиться перед этим, что вами как водителем или даже как пассажиром должно пресекаться. Согласно инструкциям психологов и юристов, действовать нужно следующим образом.

Нужно при любой, пусть и резкой остановке и при каких-то требованиях инспектора – не спешить, дышать ровно и спокойно, анализировать ситуацию с точки зрения ее законности и психологической комфортности. И в первую очередь попросить предъявления сотрудником полиции удостоверения, данные с которого нужно зафиксировать – записать, сфотографировать или заснять на видео, на что вы имеете полное право. Можно сделать это позже, если возникнут какие-то разногласия.

Важное и полезное правило для всех остановок машин на российских дорогах: инспектор полиции обязан что-то начать делать уже через хотя бы 5 минут, после того, как он вас остановил. А вернее – задержал, на юридическом языке. После пяти минут бездействия задержанный водитель имеет право позвонить по телефону «02». И сообщить о нарушении пункта 12.35 КоАП. За задержание вас на дороге больше пяти минут без причин сотрудник полиции может быть оштрафован на 20 тысяч рублей. Это «Незаконное ограничение права на управление».

Не спешите открыть багажник. Обязательные правила, и разница между досмотром и осмотром

Важно: есть прецеденты, в которых полицейские подбрасывали в автомобили запрещенные предметы после разрешения провести «осмотр» каких-то из внутренностей автомобиля. Согласно российским законам, вы имеете право перед открытием капота или багажника автомобиля, бардачка или задних дверей для осмотра, потребовать приглашения понятых и составления «протокола досмотра автомобиля». Можно, и в случае конфликтов обязательно нужно, снимать процесс на видео или фото.

Приглашение понятых оговаривается в статье 27.9 КоАП. И протокол и двое понятых обязательны, законны и возможны и в том случае, когда ваше общение с полицией происходит на любом участке дороги, и на территории стационарного или иного поста дорожной полиции, и на любой другой территории.

Важно, что в том случае, если полицейский хочет заглянуть внутрь – речь идет о «досмотре», и именно «досмотр» должен быть главным героем протокола, который будет составлен. Ни о каком «осмотре» речи уже не идет, так как «осмотр» – это получение удовольствия и знаний от изучения внешнего вида автомобиля. И его салона исключительно и только через окно.

Есть еще и технический осмотр, но он проходит в специальных местах для проверки работоспособности автомобиля и соответствии его технормам. При наличии годного талона техосмотра полиция не имеет права проверять автомобиль на соответствие каким бы то ни было техническим параметрам. Это тоже оговаривается в законах.

В отношении самостоятельного досмотра полицейскими содержимого под капотом, салона, багажника, бардачка и внутренностей вашего автомобиля существует замечательное правило, а вернее статья закона (19.1 КоАП), по которой такие самостоятельные действия работников дорожной полиции называются «самоуправством». И в ответ на которые вы можете сразу же звонить «02», чтобы о таком самоуправстве там сообщить.

Для того чтобы найти понятых, которые будут присутствовать при досмотре машины, работники полиции обязаны сами предпринять какие-то действия. А проще говоря – найти их. Понятыми могут быть только люди посторонние по отношению к вам, вашему автомобилю и к дорожной полиции. Кто-то из окружающих пешеходов, пассажиров или водителей.

Осмотр, досмотр и обыск – ваши права и обязанности полиции

Как вы понимаете, мы говорим о защите водителей и машин от возможных необоснованных претензий со стороны дорожной или иной полиции. Такие ситуации уже бывали, бывают и наверное еще будут бывать – так что каждый ездок должен определить для себя, насколько быть осторожным в общении с теми или иными «дорожниками». О психологии такого общения мы рассказывали в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там в общем все сказано о том, как можно заметить предвзятое отношение полицейских, и как вести себя самому.

Важно – что вы сами не должны давать полицейскому техническую возможность исследовать содержание вашего багажника. Во-первых, он должен вас об этом очень аргументированно попросить. И вы не обязаны его открывать, даже если полицейский вас об этом попросит. Такие действия, повторяем еще раз, должны происходить в присутствии свидетелей и при составлении протокола. Имеются прецеденты, когда при согласии водителей открыть багажник туда были подброшены запрещенные к перевозу и хранению вещества и объекты. Ситуации и полицейские, конечно, бывают разные.

То же относится к досмотру всех зон в автомашине – особенно в конфликтных случаях – все должно происходить по веской причине, при свидетелях, с вашим участием, и сниматься на видео. Знайте, что существуют методы и приемы, которыми пользуются полицейские, чтобы доставить водителям побольше хлопот, или получить возможность «раскрыть» несуществующее нарушение. Или получить возможность для чего-либо задержать вас дольше – возможно из-за желания пообщаться. Но не у всех оно всегда обоюдное.

Один из таких приемов – просьба показать, то есть предъявить работникам полиции предметы, которые обязательно должны быть с собой у водителя. Например, такие как огнетушитель, знак аварийной остановки – треугольный, устанавливаемый на дороге – или другие вещи, находящиеся в багажнике. Вам нужно будет открыть багажник, чтобы это сделать – но открывать его по закону вы не должны без того же протокола и понятых.

В ПДД нет пункта или статьи, которые бы делали обязательным предъявление полиции этих предметов. Вы можете испросить у инспектора статью, на основании которой он просит вас показать эти вещи или открыть багажник. При этом сообщить полиции, что эти предметы были у вас собой при отправлении. Можете попросить составить протокол досмотра по поводу открытия и исследования багажника.

И в любом случае при досмотре багажника вы можете после этого в течении 10 дней отправить жалобу на действия дорожной полиции. Специалисты АНО «Судебный эксперт» могут в удобное для вас время рассказать, на предварительных бесплатных консультациях, о том, как и кому, и в каких случаях, вы можете, и даже должны, направлять жалобы. На ту работу сотрудников дорожной полиции и детали этой работы, которые нарушили ваши права, отняли у вас время, деньги, внимание. И как за это можно и нужно получать компенсации.

Законодательство России сегодня развивается, и существует ряд способов защиты от бесполезной и беспричинной активности полицейских. Все их вам объяснят наши специалисты. АНО «Судебный эксперт», работающая уже давно и активно на всей территории РФ, защищает права наших организаций и граждан в массе различных случаев. Ваши безопасные и законные отношения с дорожной полицией – относятся к сфере нашей работы. А теперь не только в России, но и в СНГ.

Инспектора или работники дорожной полиции не имеют права самостоятельно открывать какие-то отделы и места в автомобиле, самостоятельно досматривать какие-то области или участки. Например, открывать капот без вашего наблюдения и присутствия. Или отодвигать вещи, или накидки на сидениях в салоне, для того, чтобы исследовать его пространство. Все, что делается самими полицейскими, без вашего непосредственного участия и наблюдения – все это классифицируется как «обыск», а на него уже нужно иметь специальное постановление суда. А досмотр – только в вашем присутствии и при вашем контроле, как сообщает статья 29.7 КоАП.

Мы уже писали о психологических правилах общения с дорожной полицией в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там довольно подробно и принципиально изложены законы общения между сторонами. Оттуда можно добавить в данном случае то, что водитель, даже новичок, уверенно оперирующий фактами о законодательстве, задающий наводящие вопросы, произведет на полицию впечатление осведомленного человека. И будет в большинстве случаев защищен лучше.

Психологические аспекты. Общение с лицами, слишком требовательно, неадекватно ведущими себя. Взаимопонимание с дорожной и иной полицией – простой метод

Труднее найти общий язык с агрессивно или слишком требовательно, неадекватно настроенными работниками правоохранительных органов, о встречах с которыми можно найти свидетельства на страницах российской интернет печати. Или с теми лицами, которые не относятся к дорожной полиции, но находят «причины» для того, чтобы предъявлять вам какие-то претензии, и требования. В этом отношении мы можем дать вам советы из области базовой практической психологии. Главное – даже если вам встретились лица, явно тяготеющие к нарушению ваших прав, помнить, что дважды два – четыре. Нервничать и волноваться по этому поводу нет смысла, ведь вы правы. Не выходите из равновесия, это главное.

Важный вопрос еще и в том, чтобы находить общий язык с дорожной полицией и теми, кто находится в состоянии возбуждения на работе, в процессе поимки преступников, усиленного контроля движения, его безопасности, «чистоты пользователей» и так далее. Достаточно попросить себя немного понять этих людей и их напряженную работу, включиться в это настроение – и общаться станет значительно легче. Не стоит жестко отгораживаться от них – в данном случае от дорожной или иной полиции. Отгороженность только затруднит и усложнит общение и создаст вам всем неудобства. Проявите понимание, выскажите что-то по этому поводу, «поймайте волну», как радиоприемник – и вы увидите, как упростится общение. По крайней мере, в добром большинстве случаев.

Общие рекомендации по досмотрам автомобилей, и помощь независимой экспертизы

Этими общими правилами вы можете воспользоваться в любой ситуации попыток досмотра или задержания автомобиля. Мы продолжим более подробный рассказ об этом в другой статье. И предлагаем вам по всем общим или отдельным, даже необычным и узким вопросам из области общения с дорожной полицией или ПДД и ДТП, обращаться в АНО «Судебный эксперт». И предлагаем все виды экспертизы вашего общения с полицией, протоколов, досмотров, задержаний, судебных дел и процессов. Мы надежно защищаем права граждан, и ждем вашего обращения.