Нужен ли кондиционер в автомобиле?

Мифы и немного правды про автокондиционер

В эпоху гаджетов и дронов многие современники готовы даже в испепеляющую жару игнорировать кондиционер. Но почему? Самый распространенный ответ хорошо известен: мол, это — вредно! Действительно, простудные заболевания в летнюю жару — обычное дело. И виноваты как раз вентиляторы, кондиционеры и прочие источники насморков, ларингитов, ангин и даже пневмоний. А коли так, то про кондей лучше забыть. Особенно сейчас, когда повсюду прячутся какие-то непонятные вирусы.

Электричество тоже опасно

Спору нет, простудиться от кондишена ничего не стоит. И в машине, и на работе, и дома. Направьте на спящего человека мощный поток холодного воздуха — наутро можете вызывать ему «скорую». Но с таким же успехом можно отказаться пользоваться электричеством: оно тоже способно причинить вред здоровью. Между тем, кондиционер для современного человека — это не выпендреж, а средство создания комфортной и безопасной здоровью жизни. Как утверждают эксперты немецкого клуба AvD — Automobilclub von Deutschland, — именно отсутствие кондиционера в жаркое время года является причиной многочисленных аварий. По результатам их исследований, повышение температуры в салоне автомобиля от «комнатной» до 32°C увеличивает опасность возникновения ДТП примерно на 15%, а при достижении 37°С — уже на 35%. Такие автомобили представляют опасность не только для их водителя и пассажиров, но и для остальных участников движения. Ведь машина, водителя которой хватил тепловой удар, становится неуправляемой.

Впрочем, дьявол прячется в мелочах. Правила пользования системами кондиционирования хорошо известны — глупо ими пренебрегать. Какая бы жара ни царила за бортом, не нужно устанавливать перепад температур более 6–8 градусов. Более высокую разницу человеческий организм переносит с трудом: для него это слишком сильный стресс. То же касается дистанционного пуска мотора автомобиля, кондиционер которого выставлен на сильный холод: садиться в охлажденный салон с солнцепека, конечно же, приятно, но небезопасно. Особенно это касается тех, у кого проблемы с давлением, сердцем и т.п. И — самая распространенная ошибка — не нужно направлять холодный воздух прямо на себя. Пусть дует в сторону.

Война с бактериями

Это еще не всё. Кондиционер действительно может вредить здоровью в тех случаях, когда вместе с охлажденным воздухом разносит по салону всяческую вредоносную гадость. Источником одной из них являются пластиковые детали салона, некоторые из которых при нагревании начинают, извините, вонять, выделяя канцерогены. От этой неприятности спасает предварительное проветривание салона — хотя бы в течение 1–2 минут. Только потом не забудьте закрыть окна: сквозняк здоровью не способствует.

Источником многих бактерий является сам кондиционер. Скапливающийся конденсат является хорошей средой для множества спор грибов и всяческих бактерий — впрочем, обычно их выдает характерный запах плесени или гнили. Для борьбы с ними можно заехать на сервис: антибактериальную обработку кондиционера там проведут с большим удовольствием, но попросят за это тысяч, эдак десять… Можно, конечно же, и сэкономить: приобрести аэрозольный баллон с очистителем кондиционера и почистить систему самостоятельно.

Есть и более простой путь. Наш коллега, Константин Якубов, рекомендует вместо упомянутого аэрозоля приобрести дешевый антисептик — например, Хлоргексидин или Мирамистин. Затем берется ультразвуковой увлажнитель — с его помощью средство распыляется в салоне в районе снятого фильтра кондиционера в режиме рециркуляции. Еще проще взять бытовой распылитель, которым обычно обрабатывают комнатные растения, и проделать то же самое. Затраты минимальны, а эффект будет.

Личное мнение

За последние 20 лет я ни разу не выключал на машинах кондиционер. Для меня это — предмет первой необходимости на автомобиле. Кстати, инструкция предписывает не открывать окна без крайней необходимости. И салон будет гораздо чище, и сквозняков не будет.

Комментарий специалиста

Кондиционеры, на мой взгляд, это очень полезное изобретение. Особенно для стран с большими сезонными перепадами температуры. Именно здесь организм людей часто испытывает стрессовые нагрузки, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, при наступлении жаркого сезона и, конечно же, при аномальных скачках температуры. Есть у кондиционера и другие положительные эффекты. Например, он очищает стекла от запотевания при влажной погоде. Не забудем и об очистке поступающего воздуха по сравнению с просто открытым окном. Безусловно, как и любым другим изобретением, кондиционером необходимо пользоваться с умом. Его необходимо обслуживать и чистить для исключения появления различного рода микроорганизмов. Разницу температур между воздухом снаружи и внутри автомобиля лучше выставлять минимальной, чтобы не простудиться. Кстати, именно поэтому в странах Средней и Юго-Восточной Азии водители часто предпочитают передвигаться просто с открытым окном, так как это позволяет организм, адаптированный к условиям жары.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

Вот почему кондиционер в машине может быть вредным

В каких случаях кондиционер в автомобиле – это зло?

Летняя жара, дождь, холодное зимнее утро, пыльца деревьев в весенний сезон, городской смог и пыль на проселочной дороге и т. д. – везде и при любой погоде автомобиль, оснащенный кондиционером, делает климат в салоне комфортным для водителя и пассажиров. Но знаете ли вы, что кондиционер в машине может быть опасен, если его своевременно не обслуживать и не следить за техническим состоянием?

Если вы хотите, чтобы кондиционер в вашем автомобиле работал с полной отдачей, во-первых, вы должны использовать его как можно чаще. Дело в том, что система кондиционирования воздуха в машине работает более эффективно только тогда, когда мы постоянно используем кондиционер. Все это происходит из-за особого устройства этого оборудования, которое имеет специальное масло для смазки основных компонентов системы. Смазочное масло кондиционера достигает всех уголков системы, смазывает их, защищая не только от износа, но и от коррозии.

К сожалению, если кондиционер используется редко, то риск его поломки возрастает. То есть, другими словами, чем больше вы используете кондиционер, тем больше смазываются все его компоненты. Вот почему нельзя подолгу не включать кондиционер в автомобиле.

Поэтому вы должны его использовать не только в жаркую погоду, но и в течение всего года. Особенно это касается тех владельцев, у которых в машине стоит кондиционер с ручным управлением системой кондиционирования воздуха. В таких автомобилях, как правило, чтобы включить или выключить кондиционер, необходимо нажимать кнопку. В автомобилях с автоматической системой управления кондиционированием воздуха автоматика практически никогда сама не отключает кондиционер. Поэтому владельцы таких автомобилей редко сами выключают кондиционер, чего не скажешь о владельцах авто, оснащенных ручным управлением системой кондиционирования, которые часто сами отключают «кондей».

Также не стоит забывать и о том, что кондиционер не только охлаждает воздух в салоне, но и осушает его от лишней влаги, которая образуется внутри автомобиля. Вот почему кондиционер – отличный способ избавиться от запотевания окон автомобиля. Особенно во время дождя или в зимнее время утром, когда часто при прогреве автомобиля внутри салона образуется излишняя влага.

Эффективное кондиционирование воздуха позволяет всего за несколько минут полностью удалить влагу из салона.

Конечно, в холодное время года вы также должны использовать автомобильное отопление салона, чтобы нагревать в нем воздух. Многие, кстати, ошибочно полагают, что включать печку в салоне вместе с кондиционером нельзя. Но это миф. На самом деле обогрев салона и кондиционер отлично работают параллельно, дополняя друг друга.

Можно ли при аллергии использовать кондиционер в машине?

А как насчет аллергии? Можно ли аллергикам включать в автомобиле систему кондиционирования воздуха? С этим вопросом связано много мифов, которые говорят о том, что людям, страдающим аллергией, нельзя включать кондиционер в машине, поскольку существует риск сенсибилизации.

Также, согласно распространенному мнению, кондиционер может быть источником спор грибов, бактерий и даже вирусов, которые вызывают различные виды болезней и инфекции. Так правда это или миф? И да, и нет. Все зависит от состояния системы кондиционирования воздуха и его работоспособности. Если не следить за кондиционером и редко его включать, то рано или поздно внутри системы кондиционирования действительно можно вырастить огромный набор микробов и инопланетных микроорганизмов. Нет, конечно, персонажа фильма «Чужой» вы внутри системы вентиляции не вырастите, но грибы, бактерии и вирусы вам гарантированы. Особенно если не проводить регулярное техническое обслуживание кондиционера.

Как правило, в обслуживание кондиционера входит не только своевременная заправка фреона, но и долив специального масла, замена салонного воздушного угольного фильтра, который также является накопителем различной гадости, начиная от дорожной пыли и сажи от выхлопных газов и заканчивая различными микроорганизмами. В том числе регулярное обслуживание кондиционера включает в себя проверку всей системы на герметичность, проверку воздуховодов, проходимость дренажа, идущего от испарителя кондиционера. Кроме того при каждом плановом обслуживании системы кондиционирования необходимо проводить очистку всей системы вентиляции с помощью специального очистителя, убивающего все известные микробы.

Читайте также  Как разбавить лак для покраски автомобиля?

Многое из этого, кстати, можно сделать самостоятельно, не обращаясь в специальную мастерскую по обслуживанию автомобильных кондиционеров. Например, вы сами можете заменить угольный салонный фильтр. Также сами можете очистить вентиляционные каналы, купив специальный очиститель для системы вентиляции. Обычно подобные очистители продаются в баллонах с распылителем.

Как очистить систему вентиляции с включенным кондиционером?

Чтобы очистить систему вентиляции, вы должны включить кондиционер на максимальное охлаждение. Далее следует перекрыть поступление воздуха с улицы, активировав режим циркуляции воздуха внутри салона. При включении этого режима воздух с улицы перестанет поступать. Откройте все вентиляционные отверстия в салоне и закройте все окна. Затем распылите необходимое количество очистителя (указано на баллоне) в салоне машины. Оставьте работать автомобиль с включенным на максимальное охлаждение кондиционером на 15 минут. По истечении этого времени откройте все окна и выключите систему рециркуляции воздуха внутри салона. Подождите минимум 10 минут, пока химия полностью не выветрится из автомобиля. Правда, как утверждают профессионалы, такие средства не на 100% очистят систему вентиляции. Для более эффективной очистки все-таки придется обращаться в специальные мастерские по обслуживанию автомобильных кондиционеров, где, как правило, используют профессиональные очистители.

Кроме того одной очисткой системы вентиляции при кондиционировании воздуха не обойтись. Например, раз в три года профессионалы рекомендуют менять фильтр осушителя кондиционера. Иначе вы рискует, что в системе кондиционирования начнут образовываться различные опасные бактерии и грибы, которые могут вызывать серьезные заболевания.

Что касаемо аллергии, то если ваша система кондиционирования в машине исправна, своевременно обслужена, все фильтры меняются как положено, то вы и ваши пассажиры защищены от дорожной пыли, смога, а также пыльцы, которая и вызывает в большинстве случаев аллергию.

Ведь система кондиционирования создана не только для охлаждения салона, но и для очистки воздуха от многих загрязнений.

Конечно, даже исправный кондиционер может привести к простуде. Особенно если использовать его неправильно. Например, если ваша машина долгое время простояла летом на солнце, то, если вы включите сразу максимальное охлаждение в салоне, рискуете заболеть от резкого перепада температуры. По сути, вы получите быстрое переохлаждение.

Именно поэтому мы не рекомендуем вам в летнее время устанавливать кондиционер на максимальный холод. Ваша задача – чтобы разница температуры на улице и в салоне не превышала 7-10 градусов. Иначе есть риск простудиться и даже получить ангину.

Кроме того, садясь в жаркую погоду в машину и отправляясь в путь, понижайте температуру в салоне постепенно, чтобы не допустить резкого перепада температуры. Желательно также не включать кондиционер в самом начале пути. Для понижения температуры в салоне на начальном этапе пути используйте максимальный режим вентиляции (обдува салона) и открытые окна. Так вы сможете за короткое время немного снизить температуру в салоне за счет того, что горячий воздух выдувается через открытые окна наружу.

Также по мере приближения к пункту назначения советуем вам постепенно увеличивать температуру в салоне, а за несколько километров до конца пути выключить кондиционер или установить температуру в салоне, как на улице. Благодаря этому ваше тело будет постепенно привыкать к более высокой температуре. То же самое касается любителей оставлять работающий кондиционер во время длительных остановок. Не советуем вам, если вы надолго покидаете салон автомобиля, оставлять работающий кондиционер, поскольку, когда вы вернетесь с жары и сядете в сильно охлажденный салон, ваше тело испытает резкий перепад температуры, что кратковременно может привести к переохлаждению.

Кондиционер в авто: нужен или нет

Брать ли авто без кондиционера: за и против

Уже установленный кондиционер в новом автомобиле это редкость, особенно в относительно недорогих моделях. Встречается, что даже дорогие иномарки не снабжены этим элементом в базовой комплектации. Есть ли смысл переплачивать за кондиционер и так ли он нужен в обычной жизни.

Факты

Недорогие иномарки стоимостью до миллиона, такие как Hyundai Creta, Ford Focus и SKODA Octavia, продаются без охладителя воздуха. При желании его можно поставить, увеличив цену от 500 у.е. до 2,5 тысяч у.е.

Но в эту сумму входит не только кондиционер в салоне, но и улучшенная комплектация автомобиля. Под этим понятием подразумевается ряд функций, которые возможно и не нужны для конкретного автолюбителя. Важно знать, что у каждой фирмы и определенной модели свой набор функций в улучшенной комплектации.

Кондиционер это не роскошь, а необходимость в некоторых жарких странах. Без него водитель может просто терять сознание. Например, в Калифорнии тонировка автомобиля и кондиционер обязательны.

Но в Беларуси погодные условия совсем иные. По-настоящему жаркое время длится всего примерно месяц, максимум два. В основном автолюбители в это время приоткрывают окна, и этого оказывается достаточно, чтобы спастись от жары.

Случаи, когда кондиционер необходим

Но не всегда можно решить проблему горячего воздуха просто открыв окно в машине. На трассе в открытое окно вместо свежего воздуха будет проникать пыль, грязь и шум. А в больших городах постоянно образовываются пробки, стоять в которых в 30 градусную жару просто невыносимо. Но даже не попав в пробку можно изжариться или даже получить тепловой удар, когда садится в машину, простоявшую долгое время на солнце.

Необходимость в зимнее время

Под воздействием кондиционера воздух сушится, конденсат же из влажного летнего воздуха оказывается под машиной в виде лужи воды. В холодную погоду же влаги меньше, поэтому таких луж нет. Влага остается в салоне автомобиля и может привести к замерзанию или запотеванию стекол. И тут просто необходим кондиционер, который вместе с «печкой» высушивает воздух и оберегает стекла автомобиля от запотевания.

Важно знать, что кондиционер стоит включать хотя бы один раз каждый месяц, для того чтобы смазка в компрессоре не застаивалась и компрессор не «закисал». В зимние месяцы тоже это надо делать, но в более или менее теплую погоду, когда столбик термометра стремиться к нулю.

Опасности кондиционера

Под струями холодного воздуха часто простужаются, продувают голову и шею, можно даже простудить лицевой нерв или заработать отит с осложнениями. Но это можно избежать, если направить дефлекторы в другую сторону от лица и головы.

Кроме этого при длительной эксплуатации в испарительной системе кондиционера заводятся различные бактерии. Одна из самых опасных – легионелла. Если она появилась в системе, то при включении вентиляции чувствуется неприятный тухлый запах. В любом автосервисе можно заказать антибактериальную обработку.

И основной минус кондиционера – это его высокое энергопотребление. На него тратиться львиная доля топлива, что в летние месяцы сильно бьет по кошельку. А у машин с малой мощностью кроме расхода топлива, кондиционер еще крадет мощность.

Ритм жизни

Отсутствие кондиционера оправдано, если ритм жизни автолюбителя не подразумевает стояние в пробках и регулярные разъезды. Если выезжать рано утром, а приезжать когда уже дневная температура спала, и при этом держать автомобиль под навесом, то в кондиционере нет необходимости.

Но в других случаях охладитель воздуха в машине все-таки желателен, тем более что продать на вторичном рынке автомобиль без кондиционера очень сложно.

Отличия климат-контроля от обычного кондиционера

Ручной кондиционер отличается от климата-контроля тем, что температуру и потоки воздуха выстраивать приходиться самостоятельно. А климат-контроль делает все сам. Отечественные автомобили долгое время были оснащены половинчатым контролем. Система выстраивала температуру, а направления потоков возраста нужно было регулировать самостоятельно.

Современные системы бывают одно, двух и трехзонные. Климат-контроли, в которых больше одной зоны можно выстроить разную температуру для задних сидений и передних. Это больше преимущество, особенно если поездка длительная и с большим количеством пассажиров в машине.

Такая система охлаждения, конечно, имеет свои большие плюсы, но бесперебойная работа зависит от качества электроники в отдельно взятой машине. Иногда системы работают в двоичном режиме: жарко и холодно, и такая система доставляет много хлопот. У более дорогих моделей настройка режимов продувки удобнее. Есть режимы быстрого охлаждения, медленного охлаждения, обычный режим и безопасная работа.

Жертвы маркетинга

Стоимость обычного кондиционера для автомобиля остается в пределах 700 у.е., но часто вместе с ним комплектом продаются другие ненужные опции, из-за которых цена повышается. Необходимый охладитель воздуха стал разменной монетой для маркетологов. Они делают заведомо непопулярные версии машин с низкой ценой, для того чтобы в рекламе указывать стоимость «от…» намного ниже фактической.

Поэтому все версии машин без кондиционеров стоимостью около миллиона это просто привлекательная реклама. В 90% случаев покупатели доплачивают к этой номинальной сумме до 2500 у.е., чтобы иметь кондиционер, так как он все равно очень необходим в современном автомобиле.

Читайте также

Выгодная продажа авто на запчасти

При желании продать автомобиль, находящийся в неисправном техническом состоянии, необходимо предварительно подумать об оптимальном способе реализации машины. Можно заняться продажей машины самостоятельно, но многие предпочитают поручить это дело стороннему предпринимателю или специализирующейся на этом организации.

Читайте также  Что входит в полную комплектацию автомобиля?

Как правильно выбрать автомобиль в соответствии с предпочтениями и финансовыми возможностями

Очень часто бывает так, что человек покупает вполне хорошую машину, но вскоре понимает, что он ею недоволен. Это значит, что он недостаточно тщательно подошел к выбору транспортного средства. А ведь это вещь не из дешевых.

Выбор авто сигнализации, подходим к делу с умом

На сегодняшний день, если ваш автомобиль находится не на платной охраняемой парковке, он автоматически ставиться под угрозу угона или вскрытия. Вопросы, связанные с качественной и надежной системой сигнализации, каждому автомобилисту, или человеку, который только собирается приобрести авто, нужно решить как можно раньше.

Гелевые аккумуляторы

Гелевые аккумуляторы для авто. Достоинства и недостатки

Классические свинцово-кислотные аккумуляторные батареи на протяжении многих лет с успехом используются в электрических схемах автомобилей. Тем не менее усилия многих проектировщиков и производителей направлены на улучшение потребительских свойств и технических параметров АКБ.

Что делать, если пробили колесо на дороге

Пробили колесо на дороге? Есть решение

Во время движения авто возможны разного рода непредвиденные ситуации, из которых нужно искать выход. К таким неприятностям можно отнести:

  1. Отсутствие топлива.
  2. Спущенное или пробитое колесо.
  3. Внезапная остановка работы двигателя и так далее.

Предвидеть абсолютно все форс-мажорные ситуации невозможно, но постараться быстро найти решение всегда можно. Например, что делать в случае, когда у автомобиля пробило колесо?

Продать авто в Минске. 6 полезных рекомендаций

Сразу скажем, что продавать авто своими силами удобно только в том случае, если вы получаете от этого удовольствие.

Наш эксперт по автовыкупу расскажет, как грамотно продавать авто самостоятельно.

Как избежать штрафа за тонировку авто

Если Вы любите затонировать свой автомобиль вкруговую, то данный текст именно для вас.

Как не получить штрафные санкции за подобное?

Как подобрать подходящую автоскупку в Минске

Каждый человек хочет продать свой автомобиль быстро и с максимальной выгодой. Поэтому, некоторые прибегают к специализированным организациям, которые занимаются скупкой автомобилей.

Что необходимо знать про выкуп кредитных автомобилей

На сегодняшний момент выкуп машин считается самым быстрым и плодотворным способом реализовать свое авто. В данной статье вы отыщете всю достоверную информацию об этой услуге, а знать все аспекты погашения автокредита будет полезно, как желающим освободится от кредитных долгов, так и приобретающей стороне.

Оценка рыночной стоимости автомобиля для продажи

На данный момент, автомобили – наиболее используемые и известные средства передвижения. Они пользуются большим спросом и желанием у покупателей, могут использоваться в качестве залога, для того, чтобы получить одобрение банковского кредита, объектом спора между родственниками при дележке имущества и не только в этих случаях.

«Дует yourself»: стоит ли отказываться от кондиционера в жару?

Такой желанный многими автомобилистами буквально десяток лет назад, сегодня кондиционер рискует превратиться в одну из тех опций, которая существует в вашем автомобиле исключительно «для галочки».

– Закрой окно, дует! – Do it yourself! (старый анекдот)

– В машине жара, открой окна! – Нет, пусть все думают, что у нас кондиционер! (ещё один старый анекдот)

Э та манера у отечественных автомобилистов начала появляться несколько лет назад. А нынешним летом и вовсе стала трендом: в самое пекло на машинах с кондиционером или климат-контролем открыты окна – что означает, что штатное устройство, предназначенное для охлаждения воздуха в салоне, бездействует.

Чтобы отсечь всякие «показалось», в августовский жаркий полдень я расположился неподалёку от улицы с оживлённым движением и стал наблюдать, записывая результаты в блокнот. Из 100 проехавших мимо меня автомобилей, в которых заведомо есть кондиционер (просто потому что у этих моделей нет комплектаций без «салоноохладителя»), он не работал в 62!

Ну почему?

Далее я провел небольшой опрос среди друзей и знакомых с одной единственной целью: узнать, почему. Какие причины движут людьми, когда они отказываются от кондиционера. Вот ответы моих знакомых, я расположил их в порядке убывания популярности.

  • Кондиционер – это опасность простуды
  • С кондиционером машина теряет в динамике
  • Кондиционер не заправлен/сломался
  • Выключение кондиционера экономит топливо
  • С закрытыми окнами никто не оценит твой музыкальный вкус
  • С закрытыми окнами нельзя положить локоть на окно

Стоит оговориться, что пятый и шестой ответы – они в большей степени юмористические, нежели реальные, и среди собственно опрошенных не было людей, которые поступают именно так. Гипотетический характер имеет и четвёртый вариант ответа – никто из тех, с кем я разговаривал, не экономит топливо, выключая кондиционер, но некоторые из них предполагают, что такой способ экономии действительно имеет место быть.

Три главных причины

Первая тройка ответов куда более близка к реальности. «Я бы пользовался кондиционером, но он у меня сломан», – такое среди опрошенных случается. Что касается второго по популярности ответа, то его чаще всего дают люди, автомобиль которых оснащён механической коробкой передач: хотя большинство современных кондиционеров автоматически отключаются на разгоне, происходит это только в момент максимально интенсивного ускорения, а вот в ситуациях, когда необходимо, например, плавно тронуться или преодолеть затяжной подъём, человек, находящийся за рулём машины с «механикой», действительно может почувствовать, что при включенном кондиционере динамика автомобиля хуже.

Но, как правило, второй вариант ответа называется в качестве дополнения к основной причине – той, что находится в представленном списке на первом месте: «Простыть боюсь, да и динамика хуже становится». Остановимся на этой логической связке поподробнее.

Трудности с разгоном и проблемы со здоровьем

Итак, динамика машины. У вас небольшой автомобиль с не слишком мощным мотором и механической коробкой. Повод ли это, чтобы отказываться от прохлады в летний зной? Пожалуй, нет – ведь если отбросить влияние кондиционера, в ежедневной жизни автомобилиста то и дело возникают ситуации, когда хотелось бы более интенсивного разгона, чем он есть прямо сейчас. И что же вы делаете? Проклинаете маломощный двигатель, саму машину, ее производителя?

Да нет, любой нормальный автомобилист, используя навыки, полученные ещё в автошколе, переключится на пониженную (а особо продвинутый ещё и сделает перегазовку) – и продолжит движение в том темпе, который его устроит. А при трогании с места – просто добавит больше газу. В ситуации с кондиционером логично было бы поступать точно так же – просто учитывать эту дополнительную нагрузку.

Ну а как же с первым вариантом ответа? Подавляющее большинство опрошенных в качестве причины отказа от кондиционера или климат-контроля называют именно боязнь простуды. И это удивительно, потому что достаточно вбить в поисковик фразу вроде «как не простыть под кондиционером в авто», как вывалится сонм статей на эту тему – в частности, сайт Kolesa.ru написал об этом ещё в 2010 году. Все эти статьи сводятся к короткому перечню правил, соблюдение которых реально помогает использовать кондиционер на полную катушку и при этом не заболеть. Перечислим их ещё раз, дополнив некоторой полезной информацией.

Проветрить авто

Перед поездкой проветрите автомобиль в течение 1–2 минут, открыв окна. При этом стоит завести двигатель и включить обдув – это поможет выгнать из салона горячий застоявшийся воздух. Кондиционер не включаем, чтобы избежать его работы «на износ».

Охладить салон

Закройте окна и включите кондиционер на максимальную мощность на 1–2 минуты. На этом шаге необходимо включить режим рециркуляции и выйти из машины, чтобы не простыть под потоком холодного воздуха.

Выставить правильную температуру

Сядьте в автомобиль и отрегулируйте температуру, исходя из того, что перепад между температурой за бортом автомобиля и в салоне не должен превышать 7–10 градусов, а вообще без каких-либо проблем наш организм переносит перепады не более чем в 3–5 градусов. Простуда часто возникает не из-за холода, и из-за температурного шока, который вы наносите организму, когда садитесь в переохлаждённый салон и выходите наружу.

Прислушиваться к ощущениям

Если шкала регулятора не проградуирована (такое случается), в рамках опыта можно захватить с собой обычный комнатный термометр. Он поможет вам натренировать собственные ощущения и соотнести их с реальным цифрами.

В салоне должна быть лёгкая прохлада, а не свирепый дубак.

А если вы помните предыдущий пункт, вы понимаете, что если на улице +35 °C, то в салоне авто никак не должно быть ниже +25 °C, а в идеале и чуть выше. Кстати, цифрам на шкале регулятора, если они и есть, не стоит доверять на все «сто»: зачастую они есть там, где стоит простенький кондиционер, гонящий в салон холодный воздух определённой температуры, но никак не соотнося её с температурой собственно в салоне – в отличие от климат-контроля, который сам измеряет температуру в салоне и регулирует потоки доставляемого в салон воздуха (хотя и он привирает).

Читайте также  Как считать моточасы на автомобиле?

Выбирать правильное направление потока

Если у вас кондиционер, а не «климат», вам нужно следить за окружающей средой: зашедшее за тучу солнце может стать причиной того, что в салоне заметно похолодает – помним, что кондиционер не может самостоятельно отрегулировать температуру, а только поставляет в салон холодный воздух. То же самое справедливо и для распределения потоков – кондиционер гонит воздух туда, куда вы его направите.

В жару не стоит направлять воздух на лобовое стекло, но не из соображений здоровья – под влиянием внешней и внутренней температур стекло может попросту треснуть, как трескается холодный стакан, в который плеснули кипятка.

Современный же «климат» в режиме «auto» (наличие этого режима как раз и отделяет климат-контроль от кондиционера) самостоятельно перераспределит потоки оптимальным образом и в устойчивом режиме, когда не требуется интенсивное охлаждение или обогрев, направит его в салон. В любом случае (и с кондиционером, и с климат-контролем) при направлении потока воздуха в салон, следует избегать того, что холодный воздух бьёт вам прямо в лицо – это быстрейший путь к простуде и ангине.

Оптимальным решением будет настроить дефлекторы обдува таким образом, чтобы они направляли воздух сразу в заднюю часть салона, минуя тех членов экипажа, что располагаются спереди – на своём пути поток так или иначе охладит переднюю часть салона, а до задней доберётся уже не таким холодным и с почти нулевой скоростью. То есть все, кто находятся в салоне, не получат заряд холодного воздуха в лицо. Если же вы всё-таки чувствуйте, что вам, что называется, «дует», то один или несколько дефлекторов следует направить в другую сторону, прикрыть или даже закрыть полностью.

Регулярно обслуживать систему

Не стоит принимать на веру байки из разряда «заменить фреон» или «перезаправить»: если кондиционер холодит, значит, ни в какой заправке он не нуждается. Если же «кондёр» перестал справляться со своими функциями, то починить его лучше сразу – количество проблем у долго неработающего кондиционера может увеличиться.

Однако есть важный момент, касающийся именно регулярного обслуживания. Не реже, чем в 6–12 месяцев необходимо менять салонный фильтр. Кроме того, раз в пять лет стоит устраивать антибактериальную обработку испарителю кондиционера.

Если ваш автомобиль проходит регулярное техобслуживание, эти процедуры будут включены в очередной комплекс работ, но это как раз один из тех моментов, которые стоит контролировать дополнительно. Дело в том, что на фильтре и испарителе скапливаются канцерогены, патогены и грибки, которые, попадая в дыхательные пути, провоцируют болезни.

Понятно, что до идеального соблюдения этих правил дело едва ли у кого-то дойдёт – все мы люди, со своей занятостью, цейтнотом, надеждой на «авось» и верой в светлое будущее, которое наступит, несмотря ни на что – даже на все те грабли, которые мы сами себе (и наступающему счастью) заботливо раскладываем. Но даже примерное – скажем, пусть частичное, но постоянное – следование тому, что изложено выше, уже даст эффект.

Надо признать, что вся эта история с выключением кондиционера носит отчётливый провинциальный окрас – всё-таки люди в больших городах (а также те, кто много путешествуют) вынуждены учиться правильно использовать кондиционер. Если вы уже купили себе машину с кондиционером, но ещё не выгнали из себя деревню (зачёркнуто) провинциальный страх простудиться, то вам хочется сказать: в то время, когда кто-то изобретает самодельный кондиционер, вы не пользуетесь тем, который у вас уже есть. Странно сие, ей богу… Апчхи!

Нужен ли кондиционер в автомобиле?

Доплата за кондиционер зачастую выходит за рамки разумного. Может быть, им пренебречь?

Вопрос вовсе не праздный: частенько базовые комплектации даже отнюдь недешевых иномарок лишены оного. Так ли страшен автомобиль без кондиционера?

Только факты

Базовая комплектация Hyundai Creta стоит 789 тысяч рублей, но минимальная версия с «холодильником» – на 100 тысяч дороже. SKODA Octavia стоит от 940 тысяч рублей, а с кондиционером – 980 тысяч. Привлекательная цена на Ford Focus – от 754 тысяч рублей – превращается в 891 тысячу, если вам нужен охладитель воздуха. И так далее.

Оговоримся, что разница в цене обычно предполагает и лучшую комплектацию, то есть в «нагрузку» вы получаете опции, не всегда нужные лично вам.

Так, может, плюнуть на все и взять базу без кондиционера?

Зачем в России кондиционер

В Калифорнии кондиционер и тонировка автомобиля – вопрос безопасности. Упревший водитель может потерять концентрацию, а то и сознание.

В России основную функцию кондиционера – холодить – чаще всего выполняет природа. И если суммировать все знойные дни, в большинстве регионов наберется три-четыре недели в год. В остальное время достаточно естественной вентиляции или чуть приоткрытых окон.

И в этом есть логика. Еще лет двадцать назад кондиционер был чуть ли не роскошью, и ничего, как-то ездили.

Когда он необходим

Но есть сценарии, когда без кондиционера тяжело и небезопасно. Вы спускаетесь к автомобилю, который жарился на солнце весь день, и атмосфера в салоне напоминает сауну – буквально. Или стоите в тягучей пробке, где бесполезно открывать окна: температура за бортом за 30, в салоне все 50. При езде по трассе можно вентилировать салон через окна, но это шумно, а иногда и пыльно.

Нужен и зимой

Кондиционер хорошо сушит воздух, и в жаркий день под стоящей машиной можно обнаружить лужу воды – это конденсат, осажденный из влажного летнего воздуха. В холода влаги поменьше, поэтому лужи не появляются, однако сама влага вреднее – она приводит к запотеванию и замерзанию стекол. Кондиционер в паре с «печкой» хорошо иссушает воздух и предотвращает запотевание.

К слову, в инструкции ко многим автомобилям рекомендуется включать кондиционер минимум раз в месяц, чтобы разогнать смазку в компрессоре и не дать ему «закиснуть». Зимой делать это лучше при относительно теплой погоде ближе к нулю градусов.

Опасности кондиционера

Под кондиционерами нередко простужаются, подставляя шею или голову под струю холодного воздуха. Но это, скорее, по неопытности: даже в автомобилях без климат-контроля можно направить дефлекторы таким образом, чтобы избежать «контрольного в голову».

Другая опасность кондиционера – бактерии, которые через несколько лет эксплуатации разводятся в испарителе. Среди них есть и весьма опасные – легионеллы. Симптомом является, как правило, неприятный тухловатый запах при включении вентиляции, а решается проблема антибактериальной обработкой, которую предложат во многих автосервисах.

Наконец, кондиционер – серьезный потребитель энергии, поэтому у маломощных машин при его включении ощутимо снижается динамика, у любых машин растет расход топлива.

Ритм жизни

Версия без кондиционера оправдана, если речь об автомобилях-лоукостерах, где низкая цена – приоритетный фактор. Не вызывает вопросов Lada Granta без кондиционера: в ее случае доплата за него составит 57 тысяч рублей, или почти 15% от цены базовой версии.

В случае с более дорогими машинами отсутствие кондиционера можно понять, если ритм жизни владельца не предполагает регулярных разъездов по городу – например, житель села держит машину под навесом, уезжает рано утром, возвращается по вечернему холодку.

Для регулярной городской эксплуатации кондиционер желателен, в том числе потому что версии без оного сложнее продать на вторичном рынке.

Нужен ли климат-контроль

Если в системах с ручным кондиционером температуру и направление потоков приходится регулировать самостоятельно, то «климат» сделает это за вас. Климат-контроли бывают разные: например, у АВТОВАЗа одно время использовалась половинчатая система, которая регулировала только температуру, но не направление потока. Помимо однозонных климат-контролей бывают двух- и трехзонные, где независимая регулировка температуры есть для переднего пассажира или заднего ряда.

В целом климат-контроль – это удобно, однако многое зависит от качества работы электроники. Некоторые системы склонны работать в двоичном режиме жарко-холодно, и возни с ними не меньше, чем с ручными кондиционерами. Поэтому проверять работу климата лучше на конкретной модели. У некоторых машин есть удобная настройка режимов продувки: быстрое охлаждение, нормальный режим, мягкая работа (например, при езде с ребенком).

Жертвы маркетинга

Сам по себе кондиционер стоит порядка 25-40 тысяч рублей, однако доплата зачастую выше за счет других опций, которые идут прицепом. Востребованность кондиционера превратила его в удобный инструмент для маркетологических манипуляций: так создаются заведомо непопулярные версии с привлекательной ценой, которые позволяют писать в рекламе стоимость «от. ». Кто, например, позарится на VW Jetta с 90-сильным мотором и без кондиционера за 950 тысяч рублей? Разве что корпоративные клиенты, которым важно создать определенный имидж.

В остальном версии без кондиционеров у автомобилей под миллион существуют, скорее, номинально. Как ни крути, а опция весьма полезная.