Какую скорость переменного движения показывает спидометр автомобиля?

Высокий расход и неровные обороты: что будет, если сломается датчик скорости, и как его чинить?

Есть в машине один датчик, поломка которого в одних случаях опасна мелочью типа отказавшего спидометра, а в других приводит к действительно неприятным последствиям. Речь идёт о датчике скорости. Не о том, который стоит на ступице и обеспечивает работу ABS (его часто так и называют – датчик ABS), а о том, который стоит где-нибудь на коробке передач, раздатке или редукторе. Почему в некоторых случаях его поломка не слишком опасна, а в других обеспечивает серьёзную головную боль владельцу автомобиля? Тут всё зависит от того, какой тип ДСА (датчика скорости автомобиля) используется и для для чего он нужен в конкретной машине.

Есть контакт, нет контакта​

Все датчики скорости можно условно разделить на две большие группы. В первую группу входят довольно примитивные механические устройства, которые сейчас свой век практически отживают. Такие датчики – это просто набор шестерёнок, который обычно стоит где-нибудь на коробке передач. К нему присоединяется одна единственная деталь – тросик привода спидометра. Тросик идёт непосредственно к спидометру. В этом случае ДСА всего лишь крутился валом коробки, тросик соединяется с механизмом спидометра, который показывает скорость автомобиля в зависимости от скорости вращения вала коробки передач. Всё очень просто и не слишком точно. Зато вполне надёжно.

Ломался такой датчик редко. Чаще выходил из строя тросик привода спидометра, а не сам датчик, но результат при обеих поломках всегда был одинаковым: стрелка спидометра беспомощно ложилась на ноль и никак не реагировала на скорость автомобиля. Грустно, печально, не очень удобно, но на параметры работы всех остальных систем автомобиля эта поломка никак не влияла. Как он ехал с датчиком, так ехал и без него. Только непонятно, с какой скоростью.

На новых автомобилях такое устройство не встретишь. Сейчас стали популярными датчики второй группы – электронные. В большинстве случаев они передают не механическое вращение из коробки передач или редуктора, а сигнал об их скорости вращения электронному блоку управления (ЭБУ). А уж тот по своему алгоритму считает скорость, передаёт её спидометру, а он в свою очередь показывает её стрелочкой водителю. Говорю «в большинстве случаев», потому что иногда сигнал может идти прямо к контроллеру спидометра, который передаёт данные ЭБУ. Но сути дела это не меняет. Главное, что электронный датчик способен менять параметры работы двигателя. И вот поэтому выход из строя такого ДСА обязательно скажется не только на работе спидометра, но и на работе мотора. Чуть подробнее на этом остановимся ниже, а пока посмотрим, как устроены современные электронные датчики скорости.

Их тоже можно поделить на две группы: контактные и бесконтактные. Первые по принципу работы похожи на простые механические ДСА. В них есть механическая связь коробки передач (или раздаточной коробки, или редуктора) с непосредственно датчиком. Связь обычно реализуется таким же простым тросиком или валом. Но на этом всё сходство заканчивается, потому что дальше начинает работать не столько механика, сколько электричество. Точнее, эффект Холла (напомню: это такое физическое явление, основанное на том, что во время размещения проводника с постоянным током в магнитном поле возникает электрическое напряжение). В итоге формируется сигнал, который далее может идти либо сразу на спидометр, либо сначала в ЭБУ. Датчики такого типа так и называются – контактные датчики на основе эффекта Холла. И это наиболее популярная конструкция.

Помимо контактных датчиков на основе эффекта Холла существуют и бесконтактные датчики Холла. В этом случае реперный (задающий) диск может стоять на любом валу, скорость вращения которого прямо пропорциональна скорости движения автомобиля (например, на том же вторичном валу КПП).

Вместе с этим, помимо эффекта Холла датчики могут использовать и другие эффекты. Существуют ДСА, основанные на магниторезистивном эффекте или на оптоэлектронном. В первом случае в датчике есть магниторезистивный элемент, который способен менять своё сопротивление в магнитном поле. Тут есть некоторые общие черты с датчиком Холла, но эффект использован всё же другой. Ну а оптоэлектронные датчики – одни из самых простых. В них сигнал образуется с помощью пары – светодиода и фототранзистора. Между ними на валу (или с помощью связанного с ним привода) вращается диск с прорезями, фототранзистор «считает» вспышки от светодиодов и генерирует сигнал с данными о скорости вращения вала для своего контроллера.

Наверное, многие уже заметили, что с технической точки зрения датчики скорости очень похожи, например, на датчики положения коленвала. Они используют те же эффекты и по сути решают похожую задачу: фиксировать вращение и передавать данные о его скорости блоку управления. Только ДПКВ «наблюдают» за мотором, а ДСА – за трансмиссией.

Что, если сломается?

Теперь поговорим о том, для чего используется датчик скорости. Первая его функция очевидна: без него не может работать спидометр. Но, как я уже говорил, современные датчики намного умнее старых железяк с тросиком. Поэтому и задач у них намного больше.

Используя сигнал с ДСА, блок управления может корректировать состав топливной смеси и угол опережения зажигания. Причём он это делает не только исходя из данных скорости, но и учитывая ускорение и замедление автомобиля. За один только километр пути ДСА может передать ЭБУ до 25 тысяч сигналов (хотя обычно всё-таки количество импульсов скромнее – шесть тысяч), так что этот датчик отлично замечает все изменения скорости, а не только скорость в отдельно взятый момент. И эти данные ЭБУ постоянно использует и для коррекции смеси, и для коррекции зажигания. Это нужно не столько для обеспечения динамики, сколько для топливной экономии (хотя и для динамики тоже). Поэтому если сигнал от ДСА пропадёт, машина иногда на это может отреагировать только ростом расхода топлива. Но возможны и другие проявления смерти датчика: неровные холостые обороты или внезапные рывки или провалы при наборе скорости. Ну и никто не отменял лампу Check Engine, которая может загореться из-за ошибки ДСА.

Другая функция этого датчика – обеспечение работы некоторых систем, связанных с активной безопасностью и комфортом. Некоторые системы динамической стабилизации используют данные о скорости для адекватной работы, поэтому их ошибки могут быть тоже вызваны некорректными или отсутствующими данными от ДСА. Ну и немного реже встречаются неисправности в рулевом управлении. В этом случае датчик скорости помогает изменять усилие на руле в зависимости от скорости движения автомобиля (на высокой скорости усилие на руле должно расти, а на месте руль должен крутиться проще, например, для парковки). Так что забарахливший датчик скорости может обеспечить целый букет неизвестно откуда взявшихся «глюков».

Само собой, возникает вопрос: а как проверить датчик скорости?

Немного диагностики и грусти

Очень хорошо, если есть ошибка, которую можно считать сканером. Вроде бы, виновника «тупизны» машины можно обнаружить сразу. Но не стоит тут же бросаться менять этот датчик. Он выходит из строя редко, а вот его проводка может подвести в любой момент. Поэтому сначала надо всё же проверить именно её, особенно внимательно проверив все разъёмы (они окисляются первыми).

К сожалению, своими силами, без опыта и осциллографа, более-менее точно можно проверить только один датчик – тот, работа которого построена на эффекте Холла. Принцип проверки довольно простой: один щуп вольтметра нужно прижать к «массе» автомобиля, второй – к клемме импульсного сигнала. И при включенном зажигании заставить датчик крутиться. Это можно сделать по-разному. Кому-то удобнее снять датчик и крутить его чем-то подходящим, кто-то предпочитает поддомкратить колесо и крутить его. Тут всё по своему желанию, как хочется. Главное – найти нужные контакты. Если датчик рабочий, при его вращении будут заметны скачки напряжения. Если вольтметр на вращение не реагирует, датчик мёртв. Или вы его неправильно подсоединили к мультиметру, что тоже возможно.

Читайте также  Что такое сайлентблоки в автомобиле?

Все остальные датчики, к сожалению, таким способом проверить нельзя. А как их проверять осциллографом, рассказывать не буду. У кого осциллограф есть, он и так это знает, у кого его нет, тот не станет его покупать только ради проверки ДСА. И это правильно. Так что придётся смириться и проверять его в сервисе.

Советов по замене датчика скорости давать не буду. Они очень разные, и тут всё зависит от машины. Где-то его снять легко, а где-то придётся помучиться. Так что в любом случае надо изучать мануал по собственной машине. И совет тут будет только один: не надо пытаться подбирать похожие датчики. Ставить нужно именно тот, который стоит с завода. Даже если датчик встал на место родного как положено, а машина не возражает против «колхозного» ДСА, из-за немного других характеристик он может показывать совсем не то, что должен показывать заводской датчик. И вряд ли после такой замены машина поедет лучше. Конечно, подобрать хороший аналог от известного производителя – дело святое, но ставить что попало не надо. Выйдет себе дороже.

Как размер колес влияет на показания спидометра

Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с необходимостью замены колес. И здесь встает вполне резонный вопрос — что будет, если поставить на автомобиль элементы другого диаметра? Ответ здесь однозначный — это повлияет на многие параметры в машине, в особенности — на показания спидометра.

Сразу заметим, что данные с этого прибора после установки колес другого диаметра пойдут не в пользу владельца. В практике уже есть примеры, когда водители, например, вместо штатных 14-дюймовых элементов, устанавливали колеса на 16 дюймов. После этого обращали внимание на спидометр, который показывал 60 км/ч, а на деле скорость переваливала за 80 км/ч.

Окунемся в науку. Главный вал коробки передач оснащен датчиком, который считывает частоту вращения элемента. Соединение происходит при помощи прочного тросика, который тоже может вращаться. На другой его стороне есть очень непростое устройство, которое состоит из нескольких пластин, пружин и одного магнита. Все это соединяется с приборной стрелкой. В электронных устройствах взамен тросика устанавливается электропровод, который передает все данные от вала к контроллеру.

В одном и другом варианте подсчет скорости движения осуществляется по единому принципу. Здесь в учет берутся только 2 показателя — количество оборотов и длина окружности элемента. Важный фактор — при расчете данных учитывается размер колес, который предусматривался заводом. Например, если в автомобиле рекомендуют применять колеса только на 14 дюймов, спидометр будет учитывать при подсчете только этот размер. Поэтому, при установке большего элемента, прибор начнет выдавать ложные показания. Но так ли сильно отличаются цифры?

Специалисты заверяют, что многие производители уже давно знакомы с желанием автомобилистов заменять колеса на больший размер. Устройство изначально настраивается так, чтобы в расчет бралась погрешность. После установки более крупных колес, погрешность должна приравнивать показатели. Однако, практика показывает, что спидометр врет всегда. И объясняется это тем, что кроме погрешности есть и другие факторы, влияющие на показания. Например, тот же датчик может выдавать ложные данные. Специалисты говорят, что у автомобилей с задним приводом скорость считывается более точно, чем у авто с передним приводом. Это объясняется тем, что у вторых имеется еще одна погрешность при поворотах.

Вспомним математику. Если вместо 14-дюймовых колес поставить 16-дюймовые, показания будут отклоняться примерно на 4%. Чтобы просчитать погрешность, нужно вычислить две длины — окружность прежнего и нового элемента. Это нужно делать по формуле — 3.14 * D (диаметр колеса). Диаметр колеса можно узнать путем сложения диаметра диска и высоты шин, умноженной на 2. Для получения данных о погрешности нужно найти разницу между длиной окружности новых и старых колес, затем поделить на длину окружности прежних элементов, умноженную на 100.
Например, если получилось число 3.5, это означает, что отклонения на спидометре составляют 3.5%. Если во время движения скорость на приборе стоит на 79 км/ч, фактически, она достигает 81.76 км/ч. Тот же принцип касается и пробега — стоит 1000 км, а на самом деле 1035 км.

Итог. На показания спидометра могут влиять колеса другого размера — скорость показана меньшая, то же касается и показателя пробега.

Замершая скорость. Что может показать спидометр после ДТП

Фотографии спидометров автомобилей, попавших в ДТП, часто вызывают у комментаторов закономерный вопрос: насколько корректно считать, что именно такой была скорость перед столкновением? Кто-то убежден, что это только сбивает с толку, мол, мало ли где замерла стрелка. Впрочем, иногда именно показания спидометра позволяют достоверно установить, как развивались события. Сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз рассказывают об этом необычном виде исследования.

Начать нужно, пожалуй, с того, почему после столкновения стрелка спидометра остается в фиксированном положении. Это вовсе не случайность, как можно подумать, а особенность конструкции прибора.

— Многие современные транспортные средства оборудованы приборной панелью с шаговым электродвигателем, который приводит в движение стрелку спидометра, — рассказывает Денис Наливайко, старший эксперт управления автотехнических и трасологических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз. — Сигнал приходит с узлов, с которых считывается скорость. Если после столкновения у автомобиля останавливается двигатель или разрушается аккумуляторная батарея, соответственно происходит разрыв электрической цепи питания управляющего шаговым электродвигателем модуля. В таком случае на спидометре остается зафиксированным значение, соответствующее скорости в момент удара.

По словам специалистов, поскольку стрелку спидометра приводит в движение шаговый электродвигатель, в случае отсутствия электропитания он просто не может вернуть ее в начальное положение.

— Разумеется, для назначения такой экспертизы требуется соблюдение ряда условий, — подчеркивает наш собеседник. — Во-первых, необходимо, чтобы приборная панель была оборудована шаговым электродвигателем. Во-вторых, в результате происшествия должно было пропасть электропитание. В-третьих, приборная панель должна была остаться неповрежденной.

Во время осмотра места происшествия следователь и эксперт обращают внимание на показания спидометра, что обязательно фиксируется. При необходимости приборная панель изымается, а впоследствии в лабораторных условиях проводится ее исследование.

— Процедура довольно простая. Изучается конструкция, обозначения, маркировки, устанавливается, есть ли повреждения (если да, то насколько критичные), и проводится разборка, — описывает алгоритм Денис Наливайко. — Затем наступает время расчетов.

В качестве примера эксперт приводит ДТП на трассе Минск — Микашевичи, которое произошло несколько лет назад. Тогда столкнулись Opel и Mercedes.

Для экспертизы была предоставлена приборная панель Mercedes. В этом автомобиле была повреждена стартерная аккумуляторная батарея, стрелка спидометра остановилась (между 120 и 125 км/ч), и это дало возможность провести такое исследование.

— Однако мы не можем оперировать примерными данными, — замечает специалист. — Первоначально определяется точное положение стрелки спидометра. В данном случае было установлено, что она находится на отметке 122,8 км/ч.

Есть одна особенность работы спидометра, о которой хорошо знают многие автомобилисты. Прибор всегда показывает значение чуть выше, чтобы не провоцировать нарушение. Это соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН, согласно которым «скорость по прибору не должна быть меньше фактической скорости транспортного средства».

Так, если автомобиль движется 80,0 км/ч, то стрелка спидометра будет показывать от 81,4 до 85,0 км/ч. И чем выше скорость, тем больше такая запланированная «погрешность».

— При экспертизе мы учитываем данный нюанс, заложенный заводом-изготовителем, — обращает внимание Денис Наливайко. — В случае с Mercedes был установлен диапазон от 108 до 122,8 км/ч. Скорость могла быть меньше, чем указано на спидометре, но исключить, что прибор показывал верное значение, все-таки нельзя.

Как говорят эксперты, при расследовании ДТП анализируется весь спектр данных — и следовая информация, и показания очевидцев, участников происшествия, и данные видеорегистратора. Исследование показаний спидометра не может считаться вырванной из контекста экспертизой.

Читайте также  Дмрв что это в автомобиле?

Похожее исследование проводилось после трагической аварии на вильнюсской трассе (официальное название — дорога М7 Минск — Ошмяны — граница Литвы). В результате столкновения микроавтобуса Chevrolet, выехавшего на встречную полосу, и Renault погибли два человека.

— Приборная панель Chevrolet была изъята и впоследствии предоставлена для исследования, — приводит материалы экспертизы Денис Наливайко. — Зафиксировано показание стрелки спидометра — 86,8 км/ч.

Несмотря на то что микроавтобус был произведен для американского рынка, на шкале были показания как в милях в час, так и в километрах в час. После всех расчетов экспертами был определен диапазон скорости, в пределах которого мог двигаться автомобиль, — от 75,3 до 86,8 км/ч.

Не работает спидометр или дергается и прыгает стрелка спидометра: фото и видео решения проблемы

Поломка приборной панели — первое, о чем вы задумаетесь

Главной неполадкой, о которой задумывается большинство водителей при отсутствии показания спидометра и одометра, является поломка самой приборной панели. Возможно, в спидометре сломались какие-то пластиковые шестерни, которые столь ненадежны, а от одометра отошло крепление разъема. Причин неполадок и вправду может быть очень много, каждая причина обладает своей особенностью проявления. Но зачастую виновником отсутствия показания спидометра не является сама приборная панель. Этот элемент может сломаться по нескольким важным причинам:

  • давно проявившаяся неполадка, которая не находила нормального решения и достаточно качественной диагностики;
  • одновременно с прекращением показа скорости и пройденных километров пропала и подсветка приборной панели;
  • провода от старости и сложных условий эксплуатации перетерлись и закоротили, создав локальное короткое замыкание;
  • в щиток приборов попала вода, электронный механизм не выдержал такого испытания и перестал нормально функционировать;
  • во время эксплуатации автомобиля от щитка приборов исходит определенный звук, схожи с жужжанием (сломались шестеренки);
  • на механических старых спидометрах нередко выходит из строя крепление тросика, идущего на панель от коробки передач.

Такие проблемы все имеют довольно простое решение, но зачастую владельцы автомобилей принимают решение замены как минимум спидометра, как максимум — всей приборной панели. Это обходится очень дорого даже для старого отечественного авто, так как приборы всегда стоили немало. Интересно, что после выполнения всех действий по замене и установке нового спидометра или даже изготовленной на заводе панели приборов, только извлеченной из заводской упаковки, не всегда вы получите нужные результаты. Ожидаемая работа спидометра может так и не начаться по многим причинам, включая оговоренные ниже особенности.

Механический

Механические или аналоговые спидометры работают за счёт вращения гибкого вала (тросика). Трос нижней частью прикреплён к шестерне вторичного вала коробки переключения передач (КПП). Вверху гибкий вал входит в панель приборов и жёстко соединён с магнитным диском, который соосно вращается относительно металлической пластины. Под воздействием переменного магнитного потока пластина поворачивается на определённый угол вместе со стрелкой. Чем быстрей будет вращаться тросик, тем больше будет отклоняться стрелка по шкале, отмечая скорость движения автомобиля.

Неисправности аналогового спидометра и их устранение

Поломку прибора водитель заметит сразу. Стрелка спидометра не реагирует на изменение скорости движения, а зависает или не опускается на ноль при полной остановке автомобиля. Причины, вследствие которых перестал работать спидометр, могут быть разного характера.

У аналоговых приборов чаще всего выходят из строя их механические части. Чтобы узнать, почему не работает спидометр, нужно извлечь блок приборов из торпеды автомобиля. Поступают следующим образом:

  1. У разных машин крепления устроены по-разному. Клипсы нужно найти по периметру блока и отжать какой-либо неметаллической пластинкой.
  2. С тыльной стороны панели снимают контактные разъёмы.
  3. Отвинчивают гайку крепления тросика.
  4. Если гибкий вал лопнул, то его часть можно легко извлечь из кожуха. Тросик меняют на новый.
  5. Далее проверяют цельность деталей и узлы соединений.
  6. По возможности повреждённые части меняют на новые детали.
  7. Собирают скоростемер и устанавливают панель приборов в обратном порядке.
  8. Если после сборки опять не работает механический спидометр, то отремонтировать его смогут только специалисты на СТО.

Выход из строя датчика скорости в коробке передач

В большинстве автомобилей стоит один датчик скорости, который находится в коробке передач. Раньше здесь располагался определенный моторчик, который крутил трос скорости, уходящий на спидометр, а скорость его вращения зависела от частоты вращения колесных полуосей или прочих показателей. Сегодня в коробки передач устанавливают электронные датчики скорости, которые безошибочно определяют скоростной режим и передают его по системе проводом на спидометр и одометр для подсчета пройденных километров. Но на деле оказывается, что датчик легко может сломаться по таким причинам:

  • слишком длительная служба — у каждого электронного прибора есть свой срок действия, даже у самого качественного;
  • физические и механические влияния, что-то могло упасть случайно на датчик, повредить его соединения;
  • пересыхание проводов или просто отошедшие контакты, которые не дают прибору нормально работать;
  • сложные условия эксплуатации, повышенная влажность и постоянное загрязнение подкапотного пространства;
  • установка некачественного прибора, покупка неоригинального датчика скорости без нужных качеств и характеристик;
  • приобретение прибора с другими техническими характеристиками, не подходящего для вашей модели автомобиля.

Поломка датчика может сначала ознаменоваться прекращением подсчета километров на одометре, а со временем прекращением демонстрации скорости. Возможно, оба процесса произойдут одновременно. Бывают случаи, когда одометр продолжает работать, а скорость спидометр не демонстрирует. В любой случае, необходимо заменить этот датчик, чтобы получить нормальную работу спидометра. Это главная причина выхода из строя одометра и спидометра во всех автомобилях современного типа. Так что первым делом стоит проверить именно эту деталь, не заменяя без необходимости все остальные технических узлы и элементы авто.

Советы профессионалов

В любом случае, выход спидометра из строя является довольно серьезной поломкой, допускать которую нельзя. Важно знать, что если в транспортном средстве один механизм функционирует неправильно, это в скором времени может призвести к неисправности другого. Не говоря уже про обычные правила дорожного движения, соблюдать которые, не имея спидометра, не каждому под силу. Следуя вышеописанной инструкции, вы легко сможете обнаружить причину неисправности и устранить ее, не обращаясь за помощью к специалистам. Однако, стоит учитывать и тот факт, что для каждой автомобильной модели существуют свои особенности как демонтажа, так и монтажа этого прибора.

Прочие причины неполадки и пути их решения

Можно найти десятки вариантов проблем, которые также вызывают неадекватную реакцию спидометра. К примеру, если в системе приборного щитка вылетела одна из десятков пластиковых шестерен, придется отвезти авто к мастеру, поскольку самостоятельно приборную панель лучше не разбирать. Также вполне может быть, что где-то в цепи электрической системы перетерся проводок, который будет крайне сложно найти, и замена датчиков скорости и панелей приборов ничего не даст. В таком случае авто необходимо предоставить на ремонт электрику, чтобы тот оценил все параметры и выполнил ремонт. Возможны и следующие причины неполадки:

  • механизм стрелки демонстрации скорости просто заклинило в определенной положении, придется выполнить ремонт спидометра;
  • после скрутки пробега на механическом спидометре произошла поломка шестеренок, перестали считаться пройденные километры;
  • при попытке сматывания пробега на электронном спидометре произошло блокирование системы, загорелся Check Engine;
  • виной всему может быть бортовой компьютер, который обрабатывает информацию от датчика и передает ее на щиток приборов;
  • нередко проблемы возникают при попытке самостоятельно изменить параметры автомобиля проведением различных работ;
  • чип-тюнинг и различные вмешательства в работу бортового компьютера могут вылезти непредсказуемыми проблемами.
Читайте также  Чем лучше почистить салон автомобиля?

Вот такие неполадки могут вызвать проблему, когда спидометр не показывает скорость и не считает километры. Так что здесь точно невозможно выделить какую-нибудь одну неполадку, которая точно бы отвечала проблеме и осталась одной из главных и самых распространенных причин поломки спидометра и одометра. Ваш автомобиль может перестать считать километры и показывать скорость даже сразу же после выезда из автосалона, и в таком случае все проблемы устранят дилеры по гарантии. Но самостоятельно разбираться с неполадкой и пытаться ее излечить своими руками не следует. Так вы сможете только навредить автомобилю и получить дополнительные поводы поездки в диагностический и ремонтный сервис. Смотрите видео с решением проблемы датчика скорости на Рено Логан:

Трос спидометра засох, как смазать, ход работы поэтапно

Для того, что бы смазать трос, вам понадобятся такие материалы и инструменты:

Что делать, если не работает спидометр

Спидометром называют прибор, показывающий скорость движения автомобиля на данный момент времени. Независимо от устройства его внешний вид выражен в виде стрелочного индикатора, хотя есть машины, где скоростной режим отражается цифрами на жидкокристаллическом экране. Неисправности этого прибора могут проявляться по-разному. Их объединяет одно, что передвигаться на таком транспорте нельзя. Доехать можно только до гаража или ближайшей СТО, чтобы выяснить, почему не работает спидометр.

Устройство

Чтобы знать, как починить спидометр, нужно понимать его устройство. На сегодняшний день у автомобилей давних лет прибор механический, а в новых моделях это уже бесконтактный электронный измеритель.

Механический

Механические или аналоговые спидометры работают за счёт вращения гибкого вала (тросика). Трос нижней частью прикреплён к шестерне вторичного вала коробки переключения передач (КПП). Вверху гибкий вал входит в панель приборов и жёстко соединён с магнитным диском, который соосно вращается относительно металлической пластины. Под воздействием переменного магнитного потока пластина поворачивается на определённый угол вместе со стрелкой. Чем быстрей будет вращаться тросик, тем больше будет отклоняться стрелка по шкале, отмечая скорость движения автомобиля.

Неисправности аналогового спидометра и их устранение

Поломку прибора водитель заметит сразу. Стрелка спидометра не реагирует на изменение скорости движения, а зависает или не опускается на ноль при полной остановке автомобиля. Причины, вследствие которых перестал работать спидометр, могут быть разного характера.

У аналоговых приборов чаще всего выходят из строя их механические части. Чтобы узнать, почему не работает спидометр, нужно извлечь блок приборов из торпеды автомобиля. Поступают следующим образом:

  1. У разных машин крепления устроены по-разному. Клипсы нужно найти по периметру блока и отжать какой-либо неметаллической пластинкой.
  2. С тыльной стороны панели снимают контактные разъёмы.
  3. Отвинчивают гайку крепления тросика.
  4. Если гибкий вал лопнул, то его часть можно легко извлечь из кожуха. Тросик меняют на новый.
  5. Далее проверяют цельность деталей и узлы соединений.
  6. По возможности повреждённые части меняют на новые детали.
  7. Собирают скоростемер и устанавливают панель приборов в обратном порядке.
  8. Если после сборки опять не работает механический спидометр, то отремонтировать его смогут только специалисты на СТО.

Электронный

В электронном спидометре измерение скорости производится бесконтактным способом. Существуют несколько вариантов действия приборов, использующих оптоэлектронный принцип, но самые распространённые скоростемеры — это измерители, построенные на эффекте Холла. Поэтому внимание большей частью уделяется именно последним приборам. В датчике скорости тросик, соединённый с ведомым валом КПП, вращает магнитный диск с вырезом или выступом (точка отсчёта). Магнит в зависимости от скорости вращения меняет интенсивность магнитного потока, что влияет на сопротивление металлического датчика под напряжением. Импульсы поступают в электронную схему спидометра, которая задаёт угол отклонения стрелки на циферблате панели приборов.

Неисправности электронного спидометра и их устранение

У электронного измерителя скорости поломки проявляются практически также, как и у механических аналогов с дополнительными нюансами. Прибор не показывает скорость, соответствующую действительности. В ином случае стрелка замирает и не опускается до нуля. Бывает, что на панели показано скачкообразное движение индикатора.

Прежде чем начать заниматься разборкой панели приборов при полном отказе скоростемера, нужно проверить целостность предохранителей, находящихся в отдельном блоке. Иногда, ремонт заканчивается банальной заменой предохранителя.

В любом случае не мешало бы знать, как проверить работоспособность электронного скоростемера. Неисправности спидометра в основном связаны с датчиком скорости (ДС). Если стрелка опустилась вниз или замерла без движения, то в первую очередь проверяют это устройство. Чтобы сделать диагностику, нужно прибор снять с машины. Для этого поступают следующим образом:

  • автомобиль загоняют на яму;
  • снизу находят ДС. На большинстве автомобилей датчики устанавливают в корпусе КПП;
  • размыкают коннектор с трёхжильным проводом;
  • накидным ключом отвинчивают крепёжный болт;
  • датчик вынимают из гнезда;
  • на ответной фишке находят три контакта, один крайний — «масса», другой — плюс (12 В). Средний контакт источник сигнала, соединённый проводом с ЭБУ;
  • мультиметром проверяют напряжение на одной из крайних клемм. Если ток отсутствует, то проверяют целостность подводящего провода и его подсоединение;
  • на центральный контакт накладывают проводом с напряжением 12 В. Если при этом стрелка начинает двигаться, то это означает поломку датчика скорости;
  • убедившись в негодности ДС, производят его замену.

Если датчик скорости оказался исправным, то все подозрения в поломке падают на электронный блок управления. В условиях гаража ремонтировать ЭБУ практически невозможно. Этот своеобразный компьютер — довольно сложное электронное устройство и дилетантам доступ к его содержимому «запрещён».

Признаком ответственности ЭБУ за поломку спидометра является загорание надписи «Check Engine». Самостоятельно выяснить конкретную причину расстройства «мозгового центра» может владелец автотранспорта, профессионально владеющий ноутбуком со специальным программным обеспечением. В противном случае лучше отказаться от попытки ремонтировать ЭБУ своими руками, а обратиться в СТО.

Заключение

При недостатке опыта есть два пути ремонта спидометра. Это обратиться за помощью к знакомому опытному автовладельцу или отогнать автомобиль на СТО. Второй вариант потребует дополнительных финансовых затрат, зато причину поломки быстро установят с помощью стационарного диагностического оборудования и вернут к жизни барахлящий прибор.

Видео по теме