Какие бывают газовые баллоны для автомобиля?

Как выбрать газовый баллон для ГБО

Главная часть газового оборудования – это газовый баллон ГБО. Если вы решили установить ГБО в вашем авто, первым делом нужно решить вопрос, какой баллон выбрать. В этой статье мы рассмотри два типа газовых баллонов: тороидальный баллон (схожий по форме на запасное колесо) и цилиндрический баллон. Газовые баллоны для ГБО имеют огромное количество размеров, поэтому подобрать модель под Ваш автомобиль не составит труда.

Выбор баллона

При выборе газового баллона можно попросить квалифицированной помощи профессионалов монтажа газового оборудования, но не забывайте, что только вы знаете все нюансы вашего авто. Сначала нужно задуматься, как часто у вас используется багажник, и как именно. Загружен ли он у вас до отказа необходимыми вещами, или вы перевозите только аптечку, огнетушитель и запасное колесо? Оснащен ли ваш автомобиль функцией складывания задних сидений для увеличения пространства в салоне и багажном отделении?

Ответ на данные вопросы нужно получить для того, чтобы выбранный тип баллона не приносил вам неудобств и позволял использовать автомобиль с комфортом, а багажник с максимальной эффективностью.

Какой газовый баллон ГБО подойдет именно Вам? В этом состоит главный вопрос.

Что выбрать

На сегодняшний день тороидальный тип баллона устанавливается на автомобиль значительно чаще, нежели цилиндрический. Тороидальный баллон монтируется в место, предназначенное для «запаски», что несомненно удобно. Но это не является поводом того, что нужно выбирать именно его для вашего автомобиля. Давайте подробнее рассмотрим каждую разновидность газовых баллонов.

Цилиндрический баллон

Из названия становится понятно, что данный баллон имеет форму цилиндра и может быть установлен в любом месте багажника при любом кузове автомобиля. В большинстве случаев баллон устанавливают поперек автомобиля, вплотную к тыльной стороне заднего сидения.

От размеров багажника и баллона зависит, будет ли последний занимать все пространство между колесными арками, или часть багажника останется свободной. При таком варианте крепления перевозить крупногабаритные предметы сложив задние спинки сиденья, скорее всего, у вас не получится.

Цилиндрический газовый баллон ГБО так же может быть установлен вдоль автомобиля, с правой или левой стороны. Данный способ монтажа предусматривает наличие свободного места с одной стороны багажника. При данном способе крепления возможна перевозка крупногабаритных вещей если тыльная сторона задних сидений будут в сложенном виде (учитывая, что в вашей машине предусмотрена такая функция). Такой способ был популярен во времена отсутствия тороидальных баллонов.

Цилиндрический баллон также может быть вмонтирован под днищем вашего автомобиля, если конструкция и клиренс позволит такое расположение.

Если Вы устанавливаете баллон ГБО под днище автомобиля необходимо следить за его герметичностью и целостностью как самого баллона так и его креплений. Т.к. в период повышенной влажности окружающей среды (осенне-весенний период) баллон и его крепления подвергаются влиянию как реагентов (соли) так и влаги.

Цилиндрический баллон наиболее органично впишется в автомобили с кузовом седан, в которых глубокие багажники, где из-за глубины багажного отделения достаточно сложно в полном объеме его эксплуатировать. Установка цилиндрического баллона в таких багажниках наиболее эффективно позволяет использовать багажное отделение без потерь функциональности. Так же, несомненным плюсом является тот факт что после монтажа цилиндрического баллона запасное колесо и остальные необходимые предметы, которые располагаются в багажнике, остаются на своих местах.

Популярные размеры цилиндрических баллонов ГБО представлены ниже

Тороидальный баллон

Тороидальный газовый баллон ГБО – имеет форму запасного колеса. На данный момент такой тип баллона является самым распространенным, так как его монтаж вместо «запаски» не вносит особых изменений в функциональности багажного отделения автомобиля. Вам будет доступна вся площадь багажного пространства, как при сложенных сидениях, так и при сиденьях в обычном положении.

В некоторых автомобилях запасное колесо расположено под днищем автомобиля, в таком случае крепление тороидального баллона под днище также допустимо.

Из-за конструкции тороидального баллона, его вместительность, относительно цилиндрического немного меньше. Это означает, что время работы двигателя на газе при использовании такого баллона будет меньше.

В автомобилях с большим расходом топлива, и имеющим большие бензобаки от 80 литров, баллон объемом даже на 48 литров покажется незначительным, что потребует частой дозаправки. По этой причине ставить Тороидальный баллон для ГБО в такой автомобиль нецелесообразно.

Если рассматривать кроссоверы, то здесь установка Тороидального баллона может иметь несколько вариантов. В таком кузове баллон может иметь большие, нежели «запаска» размеры.

Хотя меньшее время работы на газе на данный момент не является таким уж большим недостатком, потому что сеть заправочных станций, которые заправляют газом, в наше время достаточно развита, это обеспечивает свободу передвижения, а если вдруг газ закончится, в любой момент можно переключиться на бензин.

Популярные размеры тороидальных баллонов ГБО представлены ниже

Что делать с запасным колесом

Идеального выхода из этой проблемы не существует. Возможна перевозка запаски в багажнике автомобиля в специальном чехле. Но в таком варианте свободное место багажника существенно уменьшается.

Альтернативным вариантом постоянной перевозки запасного колеса может выступать набор для ремонта шины в случае прокола. В набор входит специальный состав, которым заполняется дыра в проколотом колесе, с последующим накачиванием с помощью компрессора, который входит в набор.

Состав герметизирует шину, и у вас будет время доехать до ближайшего автомобильного сервиса. К этому способу можно прибегнуть только когда прокол небольших размеров. Если лопнуло колесо, лопнула грыжа на колесе или образовался большой разрез, на ремонт шины рассчитывать не стоит.

Обратите внимание! Заправлять баллон ГБО можно не более чем на 80% от его номинального объема. Т.е. стандартный Тор емкостью 42 литра можно заправлять не более чем на 34 литра.

Покупать баллоны для ГБО желательно официально и с гарантией. Монтаж баллона рекомендуется осуществлять в центре обслуживания с хорошей репутацией.

Виды газовых баллонов для ГБО

От того, какой газовый баллон для авто будет использовать при монтаже ГБО, зависит многое. В первую очередь, останется ли в машине свободное пространство для хранения, удобно ли будет использовать и обслуживать оборудование в дальнейшем. Поэтому отнестись к выбору стоит с особой внимательностью.

Основные виды баллонов для ГБО

Часто специалисты рекомендуют установку цилиндрического или тороидального устройства, иногда — плоского. Каждый из них имеет особенности, достоинства и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

Тороидальный баллон

Если Вы устанавливаете ГБО на легковой автомобиль, то в 90% случаях Вам поставят его. Производятся в соответствии с международным стандартом ГОСТ ISO 11439-2014. По форме баллон напоминает автомобильное колесо. Поэтому его просто установить на место хранения запаски. Таким образом не занимается свободное пространство багажника, не нужно продумывать систему крепления ёмкости под днищем автомобиля. Снаружи установить тоже можно. Но придется приобрести более прочный образец. Различают внутренние и наружные тороидальные баллоны, с внутренней и наружной горловиной.

Другим преимуществом является вес. Толщина стенки варьируется от 2.5 до 3.5 мм. Баллон объёмом 23 литра весит 23 кг., объёмом 94л. — 42 кг. Тороидальный тип подходит только для заправки сжиженной пропан-бутановой смеси. Она отличается низкой ценой и позволяет существенно сократить расходы на топливо. Топливо под давлением он просто не выдержит. Слишком тонкие стенки.

Эти баллоны хорошо подходят для легковых автомобилей. Для более внушительных моделей авто подойдут другие типы.
Необходимо отметить, что баллоны для сжиженных газов нельзя заправлять более чем на 80%. Связано это с тем, что при повышении температуры газовая смесь расширяется, следовательно, нужно оставить свободное место на этот случай.

Установленный внутри багажника Kia Sportage тороидальный баллон

Плюсы

  • Небольшой вес.
  • Небольшой размер.
  • При установке тороидальный баллон ставится на место запасного колеса, следовательно, не занимает свободное место в багажнике.
  • При установке под днищем практически незаметен.
  • Широкий выбор. Можно подобрать размер под машину.
  • Срок службы 10 лет.

Минусы

  • Небольшой объем. Возможный литраж тороидального баллона не превышает 95 л.
  • Необходимость поиска нового места для хранения запасного колеса.
  • Нельзя заправлять более чем на 80%. Должно остаться свободное пространство на случай повышения температуры.
  • Затрудненный доступ. Чтобы проверить состояние устройства необходимо разобрать багажник.
  • В силу особенностей конструкции тороидальные баллоны используются только для сжижаемых газов. Не подходят для метана.
  • Необходимо проходить освидетельствование каждые 2 года.

Цилиндрический баллон

Производятся в соответствии с ГОСТ 33986—2016. Этот вид используется как для пропан-бутановой, так и для метановой топливной смеси. Размеры этих баллонов для ГБО почти не ограничены. У производителей можно найти надежные конструкции объемом до 200 литров. Устанавливать можно как внутри авто, так и снаружи. Последний вариант встречается чаще на больших транспортных средствах.

Баллон на 200л

Основным недостатком цилиндрического типа является вес и размер. Баллон объёмом 30л. весит 15 кг., 200л. — 65кг. Для метановых вес может доходить до 175кг. Большой вес обусловлен тем, что метан закачивается в сжатом виде под давлением 200-250 атмосфер. Соответственно предъявляются повышенные требования к прочности. Толщина стенок от 5 до 11 мм. Не должно быть сварных швов.

Тем не менее этот тип остается самым распространенным, надежным и неприхотливым в эксплуатации.

Плюсы

  • Надёжность.
  • Большой объём.
  • Срок службы от 15 до 25 лет.
  • Легкость в установке и обслуживании.
  • Универсальность. При желании можно установить такие баллоны для ГБО на УАЗ или легковое авто. Разница лишь в размере.
  • Хорошая защищенность от воздействия внешних факторов и долговечность.
Читайте также  Чем измеряют давление в шинах автомобиля?

Минусы

  • Большой вес.
  • Необходимо проверять баллон каждые 3 года (если он из углеродистой стали) или каждые 5 лет (если он из легированной стали).
  • Занимает много места как внутри, так и снаружи автомобиля.

Плоский баллон

По сути, этот вариант состоит из нескольких цилиндрических. Они надежно скрепляются вместе путем сварки, образуя единую прямоугольную конструкцию. Таким образом можно не только увеличить полезный объем устройства, но и сделать его более подходящим для конкретного типа автомобиля. Занимает мало места.

Подобные баллоны найти не просто. Часто их делают на заказ, под конкретную конфигурацию. Но зато они сохраняют в себе все преимущества цилиндрических и тороидальных. Что касается недостатков, то одним из явных станет слабая распространенность и, как следствие, высокая цена газового баллона. Также ждите трудностей в дальнейшем обслуживании. Сервисный центр, специализирующийся на конструкциях этого типа можно найти не в каждом городе.

Также бывают сдвоенные, спаренные баллоны. Они достаточно распространены. Обслуживать их проще. По сути, это два скреплённых между собой цилиндрических типа. Они занимают много места и устанавливаются на крупные автомобили.

Как выбрать газовый баллон для ГБО

Наиболее часто сервисные центры предлагают установку цилиндрических емкостей компании Ловато. Этот вариант действительно можно назвать самым удачным. Хорошее качество сборки, приемлемая цена, простота в обслуживании – установить такое ГБО можно с минимальными тратами денег и на длительный срок.

Как правильно устанавливать газовые емкости?

Сам по себе процесс не сложный, но ответственный. Опытный мастер справиться с задачей за пару часов. Некоторые умельцы предпочитают сделать все сами. Но гораздо важнее не сам монтаж, а безопасность. ГБО это сложная система, которую необходимо точно настроить и отрегулировать. Вдобавок если баллон установить неправильно, то вполне может произойти утечка, прорыв газовой магистрали или же отвал ёмкости при езде (в случае установки снаружи). Дальнейшие последствия могут быть очень печальными.

Вторая проблема — это обязательная регистрация ГБО в ГИБДД. Вам в любом случае придётся проходить освидетельствование системы и ни одна нормальная компания не будет брать на себя ответственность за непонятно, как и кем установленное оборудование. Без регистрации эксплуатация транспортного средства запрещена. Водитель даже не сможет пройти ежегодный техосмотр для ОСАГО.

Компания Power-Gas предлагает установку ГБО с регистрацией в ГИБДД. Наши специалисты помогут подобрать подходящий размер тороидального или цилиндрического баллона, будь то легковой автомобиль, предназначенный для частного использования или коммерческий транспорт. И Вам не придётся переплачивать за ненужный объём или второй баллон. Обратитесь к нам уже сегодня и получите квалифицированную консультацию по монтажу ГБО.

Как быть с запаской после установки газового оборудования?

На самом деле этот вопрос не является таким уж важным. Если это единственное, что останавливает Вас от приобретения ГБО, сомнения можно откинуть. Запасное колесо в большинстве случаев можно оставить там же, в багажнике. Просто поместить его на хранение придется вертикально, а не горизонтально.

Как правильно эксплуатировать газовые емкости?

В использовании ГБО и емкостей тороидального и цилиндрического типа нет ничего сложного. При прохождении своевременных проверок и техобслуживания оно прослужит много лет, не причиняя неудобств и не нарушая безопасности. Само ГБО при этом необходимо проверять ежегодно.

Как часто нужно проверять газовые баллоны?

Тороидальные – каждые 2 года.

Цилиндрические проверяют в зависимости от материала, из которого изготовлен баллон.

Баллоны для пропан-бутана в любом случае проверяют каждые 2 года.

Срок службы

Для тороидальных он составляет 10 лет, для цилиндрических – 15-25 лет. После истечения этого срока баллон необходимо заменить на новый.

Рекомендации

Раз в месяц проверяйте, хорошо ли закреплён баллон. Это особенно важно при наружном креплении.

Нельзя оставлять автомобиль в замкнутом помещении с полностью заправленным газовой смесью баллоном.

Не заправляйте его больше, чем на 80%.

Необходимо оберегать баллоны от перегревания, коррозии и ударных нагрузок. Если ржавчина покрывает более 10% поверхности, то использовать такое устройство опасно.
Максимально разрешённая температура ни в коем случае не должны превышать 82 градусов, допускается кратковременное локальное повышение до 65.

Обратитесь в компанию Power-Gas для установки ГБО 4 поколения и последующего обслуживания конструкции. Вы сможете быть уверены в надежной работе газового оборудования и безопасности автомобиля.

Размеры и виды баллонов ГБО: как не ошибиться с выбором?

Размеры баллонов ГБО меняются в широком диапазоне и зависят от его формы. К примеру, цилиндрические емкости имеют диаметр от 29.9 до 49.8 см и вес от 14.6 до 64.5 кг. Тороидальные имеют диаметр на 60, 63 и 65 см. Высота таких изделий составляет от 20 до 27 см, а вес от 23 до 38.1 кг. Бывают и другие размеры, но рассмотренные выше пользуются наибольшим спросом. Ниже подробно поговорим о видах таких сосудов, особенностях информации на корпусе и тонкостях выбора.

Виды баллонов ГБО

При установке газобаллонного оборудования необходимо понимать, какие бывают баллоны для ГБО на авто. Они выпускаются четырех типов:

  • Тороидальные. В 90% случаев на легковые автомобили рекомендуется ставить тороидальные сосуды, которые производятся с учетом ГОСТ ISO 11439-2014. Внешне изделие имеет вид колеса для автомобиля, поэтому его часто монтируют вместо запаски или ставят снаружи. Такие емкости бывают внешними и внутренними. Размеры баллонов для ГБО под пропан для автомобиля находятся в диапазоне от 20 до 27 см по высоте. Диаметр составляет 60, 63 или 65 см, а вес от 23 до 38,1 кг. Важно понимать, что вес и литраж не соответствуют друг другу. Тороидальные варианты больше подходят для легковых машин и позволяют снизить расходы на топливо. При этом заправляются они всего на 80% от общего объема.

  • Цилиндрические. Такие типы баллонов ГБО встречаются не менее часто и соответствуют ГОСТ 33986-2016. Такой вид применяется для пропан-бутана и метана. Размеры баллонов для ГБО цилиндрические под пропан колеблются в широком диапазоне — по длине от 50.3 до 149 см. При этом диаметр может меняться в диапазоне от 29.9 до 49.8 см, а вес от 14.6 до 64.5 кг. Главным минусом таких емкостей является большой вес, что не устраивает многих автовладельцев. Это способствует более высоким требованиям по прочности.

  • Плоские. Применяются редко. По сути, они представляют собой несколько совмещенных цилиндрических емкостей, скрепленных с помощью сварки. Следовательно, размеры баллонов ГБО под метан также подбираются индивидуально и с учетом типа транспортного средства. Подобные емкости трудно отыскать в продаже. Они часто делаются под заказ и определенную конфигурацию.

Также бывают спаренные и сдвоенные сосуды. Они применяются реже, но обслуживать их проще.

Где устанавливаются баллоны

С учетом вида баллонов для ГБО под пропан или метан определяется и место установки. С этой позиции больше возможностей у грузовых автомобилей, ведь их размеры больше. Это касается и других больших авто, к примеру, пикапов, джипов и микроавтобусов. В них можно повесить тороидальный сосуд снаружи или обычный цилиндрический внутри, не доставая запаску.

Меньше выбора у седанов. Для них подходят ограниченные виды баллонов для ГБО под пропан. Чаще всего применяется тороидальная емкость, которая устанавливается вместо запускного колеса в багажном отсеке. При этом объем составляет 42-43 литра при размере 20х60 см. Благодаря такой возможности, пространство багажного отсека остается нетронутым. Для экономии пространства можно купить докатку. В таком случае можно иметь запасное колесо, но при этом не занимать место в багажнике.

Цилиндрические сосуды, применяемые для легковых автомобилей, имеют размеры от 20 до 45 см. Точный параметр определяют специалисты на СТО. При этом основное место крепления — под багажным отсеком.

Какая информация должна быть указана на баллонах

Много вопросов касается того, что должно быть указано на баллонах ГБО. Надписи наносятся на специальную бирку, которая крепится вверху корпуса. На ней указываются следующие сведения:

  1. Какое давление в баллоне ГБО — 1 МПа или около 10 атм.
  2. Испытательное давление бака в МПа.
  3. Реальный объем емкости в литрах.
  4. Заводской номер.
  5. Дата изготовления в виде «месяц, год изготовления и год очередной аттестации».
  6. Вес пустой емкости.
  7. Номинальная масса после заполнения топлива.
  8. Сведения об очередной проверке с клеймом завода и годом, до которого действует проверка.

Дополнительно производители баллонов ГБО прикладывают паспорт, в котором указывается еще более подробная информация.

Как выбрать баллон ГБО

Много вопросов касается выбора сосуда ГБО для автомобиля. Здесь необходимо учитывать несколько параметров:

  • Размеры. Важно, чтобы диаметр и другие параметры подходили под габариты транспортного средства. Это особенно важно, если емкость устанавливается вместо запаски.
  • Стоимость. Этот показатель зависит от объема и размера. Чем большие габариты имеет баллон, тем он дороже. Плюс в том, что внушительную тару придется реже заправлять, что важно для больших автомобилей. Так, баллоны на газель должны иметь размер от 80 л и более. При этом нужно учесть, что от размера машины зависит и расход горючего.
  • Вид топлива. При использовании пропан-бутана доступен любой вариант. Если планируется использование метана, давление внутри должно быть от 200 атмосфер и выше. Такие характеристики по силам только для цилиндрических вариантов.
  • Производитель. Качество баллонов ГБО зависит от разработчика. Лидерами в этой сфере считаются компании Ловато, Атикер, Диджитроник. Наиболее популярным является первый вариант.

Также необходимо учитывать плюсы и минусы разных баллонов.

К примеру, тороидальные имеют следующие преимущества:

  1. небольшие размеры и вес;
  2. возможность установки вместо запаски;
  3. незаметность;
  4. большой выбор;
  5. ресурс 10 лет.
Читайте также  Как узнать цвет салона автомобиля?

  • ограниченный объем;
  • необходимость поиска места;
  • невозможность заправки более чем на 80%;
  • проблемы с доступом;
  • возможность применения только для пропана;
  • необходимость тестирования раз в два года.

Цилиндрические имеют следующие плюсы:

  1. надежность;
  2. ресурс от 15 до 25 лет;
  3. большой объем;
  4. легкость монтажа / обслуживания;
  5. универсальность;
  6. защита от внешних факторов.

  • большой вес и размер;
  • необходимость проверки раз в три года или пять лет (в зависимости от материала).

Плоские сосуды имею больший размер, но их придется делать на заказ. Следовательно, цена будет выше. Кроме того, возможны трудности с дальнейшим обслуживанием.

Теперь вы знаете, какие бывают размеры, какая информация указана на баллоне ГБО, и чему уделить внимание при выборе. В комментариях поделитесь своим опытом выбора такого товара и полезными советами для новичков.

Какой баллон для ГБО выбрать при переводе машины на газ

Этот вопрос является актуальным в первую очередь для владельца автомобиля. От того, какой баллон для ГБО будет установлен зависит многое.

Какой баллон для ГБО выбрать из всего их разнообразия

Сюда относятся проблемы удобства в автомобиле, дальность хода, безопасное использование газа и частота обслуживания баллона.

Какой баллон для ГБО выбрать

Емкости для хранения пропан-бутана в автомобиле разделяются по форме исполнения. Они бывают цилиндрические и тороидальные (в виде «бублика»). Первый вид применяется, как для сжиженного газа (пропан-бутана), так и для сжатого газа метана. Второй вариант используется только под пропан-бутан.

Цилиндрический или тороидальный

Здесь ключевое различие состоит в месте расположения баллонов. Емкость для газа в виде цилиндра сразу же создает две проблемы. Во-первых, она займет значительный объем багажника. Во-вторых, пропадает возможность получить эффект большого пространства при раскладке сидений.

Цилиндрический газовый баллон, установленный поперек оси движения

Полностью исключает такую возможность цилиндрический баллон, смонтированный поперек оси движения. В багажнике создается преграда, которая не дает возможности перевезти длинномерный груз. Разложить спальное место также очень проблематично. Поэтому, разбираясь, какой баллон для ГБО выбрать, это следует иметь в виду.

Несколько удачнее выглядит вариант, когда емкость устанавливается вдоль направления движения автомобиля. Закрепленная ближе к одному из бортов, она «обрезает» багажник несколько меньше (на величину диаметра баллона).

Баллон цилиндрической формы, смонтированный по ходу движения автомобиля

В обоих этих вариантах запасное колесо современной легковой машины остается на своем месте (в нише багажника).

Тороидальный баллон

Лучшим местом его расположения, как правило, является именно ниша в полу багажника, изначально предназначенная для запаски. При таком размещении газовой емкости проблемы сокращения пространства отсутствуют. Однако появляется вопрос – как перевозить резервное колесо? И это проблема в принятии решения — какой баллон для ГБО выбрать.

Здесь два выхода – располагать его в багажном отсеке или не возить вообще (по крайней мере по городу). Это вполне реально. Сегодня некоторые марки современных автомобилей не комплектуются запасками уже с завода. Взамен предлагается ремонтный комплект, чтобы доехать до сервиса. Если даже его нет, то большой проблемы такое перемещение не составляет.

Какой баллон для ГБО выбрать — емкость цилиндрической формы, установленная в нише для запасного колеса

Проколы случаются не часто и в большом городе выйти из положения при повреждении колеса не сложно. Взамен водитель получает все пространство багажника при установленном газовом баллоне.

Поэтому в вопросе, какой баллон для ГБО выбрать, получается, что тороидальная форма более удачная. Это относится для случаев размещения емкости внутри салона.

Баллоны с наружной установкой

Если баллоны монтируются вне салона автомобиля, то особой разницы в их выборе нет. Речь идет, как о грузовых машинах, так и о легковых. В таком случае более удачным станет транспорт с увеличенным дорожным просветом. Это могут быть кроссоверы или внедорожники.

Вариант монтажа баллона для пропан-бутана снаружи автомобиля под дном багажника

Размещенные под днищем багажника емкости для хранения газа и их крепления, потребуют дополнительного контроля за техническим состоянием. Это обусловлено повышенным влиянием внешних природных факторов – влажная погода, возможные повреждения от поверхности дороги.

По безопасности использования газа любые баллоны наружного размещения оснащаются всеми элементами защиты. Например, при обрыве емкости газ из нее не выйдет. Сработает скоростной клапан, входящий в состав мультиклапана. Выброс газа будет заблокирован.

Какой баллон для ГБО выбрать — размер и объем

Сегодня нет необходимости гнаться за установкой на автомобиль баллона максимальной емкости. Заправочные комплексы, как правило, вместе с бензиновыми колонками располагают установками под пропан-бутан. Поэтому эта проблема решена практически везде.

Для дальних поездок нужно следить, чтобы в бензобаке всегда был запас бензина. Тогда до заправки пропан-бутаном всегда можно будет добраться. При закачке газа обратите внимание, чтобы он соответствовал природному сезону. Это важно для исправной работы ГБО.

Какой баллон для ГБО выбрать — нужен ли такой большой размер

Разбираясь, какой баллон для ГБО применить, не следует увлекаться увеличенными размерами. Следует помнить о недостатках такого решения. Во-первых, это дополнительный вес для автомобиля. Баллон емкостью около 50 литров сам по себе весит около 20 килограммов. Закачанный газ добавит еще примерно столько же. Итого около 40 килограммов.

Увеличивая емкость баллона до 100 литров, можно получить дополнительную нагрузку на автомобиль до сотни килограммов. Это отразится на таких параметрах машины, как динамика разгона, расход газа, дальность хода.

Особенности вентиляции баллонов

Это важный момент при выборе вида емкости. Баллоны внешнего размещения с наружной горловиной вентилируются потоком встречного воздуха. Здесь минимум проблем.

Если же емкость устанавливается внутри багажника, то вентиляция должна быть устроена специальным образом. Это делать необходимо, поскольку для газа при утечке вентиляция замкнутого пространства является основным требованием безопасности.

Бывшие в употреблении баллоны

Размышляя, какой баллон для ГБО выбрать, нужно с осторожностью подходить к ранее использовавшимся емкостям. Они предлагаются на авторазборках или иным образом. Это, скорее всего, будет стоить дешевле. Соглашаться можно только на исправные баллоны любой конструкции при наличии действующего заводского паспорта на бумажном носителе.

Выбирать баллоны из числа бывших в эксплуатации нежелательно. При необходимости следует проявлять особенное внимание к их состоянию и наличию паспорта.

Это необходимо для последующего оформления ГБО. Желательно, чтобы срок испытания емкости не был просрочен. Об этом делается запись в паспорте и оттиск на самом баллоне. Если срок очередного освидетельствования истек, его можно выполнить на специализированном сервисе. Если емкость пройдет испытания, об этом внесут запись в паспорт баллона. С этим документом можно заниматься оформлением ГБО.

Если заводского паспорта нет, то все усилия окажутся напрасными, даже при успешных результатах испытаний.

Поэтому, рассуждая, какой баллон для ГБО выбрать, нужно учесть положительные и негативные моменты имеющихся конструкций.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья депонирована и защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Какие бывают газовые баллоны для авто на пропане

Последнее обновление — 19 октября 2020 в 12:34

Одной из важных деталей автомобильного газового оборудования является баллон ГБО. Его основная функция — обеспечивать безопасность при хранении топлива, а также необходимый запас хода автомобиля. Но в то же время газовый бак ограничивает полезную вместимость и грузоподъёмность транспортного средства. Поэтому, производители выпускают пропановые баллоны разного объема, формы и размеров, что позволяет оптимально подбирать ёмкость под конкретный авто и потребности его владельца.

Виды баллонов для ГБО пропан

Давление пропана в баллоне автомобиля составляет 12-15 атмосфер. По этой причине баллоны для сжиженного нефтяного газа (СНГ/LPG), в отличии от метановых емкостей, бывают двух основных типов, которые различаются по форме:

  • тороидальная
  • цилиндрическая.

Разновидности тор баллонов

Тороидальный баллон ГБО – это компактная емкость округлой формы в виде автомобильного колеса (народное название таблетка или бублик). Состоит из двух сваренных обечаек, изготовленных из углеродистого листового металла толщиной 2.5-3.5 мм и фланца/горловины.

Существуют три основных исполнения тор баков для пропанового оборудования 1-4 поколения:

наружный тороидальный баллон, устанавливается снаружи под днищем транспортного средства, часто вместо запаски на внедорожниках и микроавтобусах. Горловина для монтажа мультиклапана на таком баллоне вварена под углом 0° и может быть расположена в верхней или нижней части сосуда.

В зависимости от конструкции, крепится такая ёмкость при помощи приваренных к ней проушин/лап, шпилькой через центральное отверстие/ия либо монтажными лентами.

Для защиты арматуры от воздействий окружающей среды, на неё одевается специальный кожух.

Внешний тор баллон бывает повышенной вместимости (полнотелый), т.е. его центральная часть также отведена под полезный объём.

Чаще всего наружные тороидальные ёмкости производятся вместимостью от 27 до 107 литров и имеют основные размеры:

  • высота 180-270 мм
  • диаметр 520-720 мм

внутренний тороидальный бак, ещё его называют баллон ГБО под запаску, монтируется в нишу багажного отсека, как правило, вместо запасного колеса. Данный тип емкостей пользуется наибольшей популярностью среди владельцев легковых автомобилей, где достаточно плоский баллон позволяет сохранить привычное пространство и функциональность багажника, а также способность трансформации заднего ряда сидений.

Фланец под мультиклапан у такого баллона имеет угол установки 30°. Так как ёмкость размещается в салоне автомобиля, для отвода избыточного давления газа за пределы машины (согласно правилам ЕЭК ООН №67-01), должен устанавливаться газоотводный патрубок и защитная герметичная крышка (обычно поставляются комплектом).

Газоотвод монтируется сквозь отверстие расположенное по центру баллона и заранее просверленное отверстие в днище багажника автомобиля. Крышка крепится поверх центра ёмкости с помощью винтов или барашковых гаек (последнее удобнее для быстрого доступа к мультиклапану).

Читайте также  Как наносить шпаклевку на кузов автомобиля?

Крепление бака осуществляется двумя болтами к кузову транспортного средства.

Размеры внутренних тороидальных баллонов для ГБО варьируются:

  • высота 180-300 мм
  • диаметр 520-720 мм.

Самые маленькие тор баки производятся объёмом 27 литров, объём больших баллонов ГБО под запаску доходит до 98 литров.

Вместе с тем существуют тор баллоны вертикального расположения. Однако, ввиду низкого спроса и высокой цены, вертикальный бак применяется редко, но в определённых случаях помогает сохранить функционал салона авто.

Для газового оборудования 5—6 поколения производится отдельный тип баллонов. Их особенностью является горловина, сконструированная специально под арматуру с погружным насосом.

Особенности цилиндрических баков

Цилиндрический баллон ГБО имеет металлическую сварную конструкцию той же толщины (2,5-3 мм.). Угол фланца под мультиклапан может быть 0, 30, 90 градусов. Для рынка СНГ чаще всего применяются баки с горловиной 30°.

Крепится емкость на металлические кронштейны (ложемент) при помощи стальных лент, как снаружи автомобиля, так и внутри. При наружном расположении под днищем авто обеспечивается надежная защита в виде специального металлического листа. Кожух защищает бак и мультиклапан от попадания грязи, воды, соли, и прочих дорожных реагентов.

При внутреннем монтаже баллона, для отвода избыточного давления газа горловина бака оснащается вентиляционной коробкой, из которой по гофрированным трубам пропан выводится за пределы ТС.

Для наружной установки существуют емкости с вваренным защитным кожухом горловины.

Объёмы цилиндрических баков варьируются от 10 до 210 литров. Баллон минимального диаметра 200 мм, самый большой 498 мм. Также существуют двойные или спаренные цилиндрические баллоны разного или одинакового размера общей вместимостью 87, 95, 100 литров.

Баллон ГБО цилиндрической формы обладает следующими преимуществами:

  • универсальность применения, они с успехом используются как для легкового, так и для коммерческого транспорта
  • более широкая возможность выбора требуемого объема, с целью создания необходимого запаса топлива.

Из минусов, цилиндр сокращает объём багажного отделения, а при установке за спинкой заднего сидения, мешает трансформации салона.

В западных странах широко применяются прямоугольные и квадратные алюминиевые баллоны, состоящие из 2-8 ячеек. На Российском рынке подобное решение пока экзотика.

Документы на баллон

Каждая ёмкость должна иметь заводской «паспорт газового баллона колесного транспортного средства» с указанными данными:

  • обозначение бака
  • сведения об изготовителе, дате производства и серийном номере
  • технические характеристики и параметры
  • в соответствии с какими документами был изготовлен бак
  • данные о первичном испытании на прочность

Согласно правилам ЕЭК ООН 67-01, к корпусу баллона обязательно должна быть приварена маркировочная табличка, в которой нестираемым образом проставляются следующие данные:

  • фирменное название или товарный знак
  • серийный номер
  • объём (литраж)
  • размеры
  • вес пустого баллона
  • обозначение типа применяемого топлива «СНГ» (сжиженный нефтяной газ)
  • контрольное давление [кПа]
  • слова: «максимальная степень наполнения: 80%»
  • год и месяц официального утверждения
  • знак официального утверждения (для РФ «E22») с указанием номера утверждения и поправок к правилам, на основании которых оно было выдано
  • обозначение «НАСОС ВНУТРИ» и маркировка, идентифицирующая насос, если насос установлен внутри баллона (применимо к 5-6 поколению газобаллонного оборудования)
  • дата производства.

Кроме паспорта и маркировки, баллоны должны иметь действующий сертификат соответствия, без него будут сложности при регистрации ГБО.

Срок эксплуатации

Независимо от вида, срок службы баллона ГБО пропан на авто составляет 10 лет. При этом один раз в 2 года необходимо делать поверку (переосвидетельствование ёмкости).

Для обеспечения максимальной безопасности, при установке ГБО, баллоны нужно монтировать только новые. Использовать б/у емкости, особенно с истекшим сроком годности категорически не рекомендуется.

Как и какой баллон ГБО выбрать

Очевидно, что подбор газового бака для каждого транспортного средства будет индивидуальным. Однако главное при использовании газобаллонного оборудования на авто – это безопасность, поэтому общие рекомендации по выбору баллона будут такие:

  1. желательно соблюсти баланс между погоней за большим запасом хода и потерей грузоподъёмности, при этом максимально сохранив функционал, а также заводские характеристики автомобиля
  2. покупайте только новые баллоны со всей необходимой документацией (сертификат, паспорт), и свежей датой изготовления
  3. выбирайте проверенного производителя.

Заводов представляющих свою продукцию предостаточно, вот лишь часть из них:

  • STAKO (Польша)
  • TugraMakina (Турция)
  • ХАРПРОМТЕХ (Украина)
  • ОРИОН (РФ)
  • Сфера (РФ)
  • ЕМЗЛ (Россия г. Лермонтов)
  • АВТОГЕН (РФ)

Однако, лидерами ниши на Российском рынке, являются следующие производители:

  1. ООО «Балсити» (Россия)
  2. ОАО «НЗГА» (Республика Беларусь)
  3. турецкая фирма «Atiker».

Баллоны этих брендов сертифицированы, полностью соответствуют всем европейским требованиям по безопасности и качеству продукции. К тому же широкая линейка размеров и вместимости позволяет подобрать емкость практически к любому автомобилю.

Виды газовых баллонов ГБО

Газообразное топливо для автомобильного транспорта представляет собой углеводородное сырье в сжатом или в сжиженном состоянии. В зависимости от характера энергоемких веществ их помещают в различные виды газовых баллонов, которые могут иметь цилиндрическую или тороидальную, похожую на запасное колесо, форму. Сжатый природный газ закачивают под давлением в цилиндрические емкости. Сжиженное топливо из пропана могут помещать в баллоны обеих форм. Несмотря на растущую популярность тороидальных баллонов, по-прежнему стабильно пользуются спросом цилиндрические баллоны гбо из разных материалов.

Стальные баллоны

Для обеих углеводородных субстанций применяются стальные баллоны ГБО. Эксплуатационные характеристики, технология изготовления изделий отличаются, что объяснимо разницей показателей давления и свойств топлива.

Для сжиженного газа

Согласно ГОСТу 55085-2012 для сжиженных углеводородов в газообразном состоянии, применяемых как топливо для автомобилей, используются сварные цилиндрические сосуды без арматуры. Они рассчитаны на величину рабочего давления, достигающую 1,6 Мпа; могут эксплуатироваться в диапазоне температур от -40 до +45 °С. Возможность разрушения допускается при давлении, превышающем 3,84 МПа, при этом процесс не должен сопровождаться образованием осколков. Все основные детали: днище, обечайка, подкладные кольца делают из углеродистых или низколегированных стальных сплавов, марки которых оговорены в стандарте. При сварке выполняется обязательное глубокое протравление стыковых швов, допустимое смещение кромок строго регламентируется. В шовных соединениях не могут присутствовать никакие дефекты. Они должны строго соответствовать по форме и размерам показателям, указанным в нормативной документации.

Для сжатого газа

Автомобильные баллоны для природного газа производятся из различных материалов, и должны соответствовать ГОСТу Р 51753-2001. Они рассчитаны на рабочее давление, достигающее 40 Мпа, могут эксплуатироваться в температурном интервале от -45 до +65 °С. Стальная продукция для сжатого метана делается по бесшовной технологии с помощью вытяжки и штамповки расплавленного металла. В результате технологических процедур толщина стенки может уменьшаться не более, чем на 10 % от первоначальной величины. Такие баллоны из стали согласно ГОСТу относятся к первому типу.

Стальные баллоны для сжатого природного метана толще, тяжелее и дороже цилиндрических емкостей, предназначенных для сжиженного сырья. Большое количество автомобилистов по-прежнему считает их самыми надежными.

Металлопластиковые баллоны ГБО

Природный метан может быть закачен в баллоны, сделанные из герметичной внутренней части (лейнера) и наружного композиционного слоя на цилиндрической поверхности. Лейнер из конструкционной, легированной стали выполняет армирующую функцию, что обеспечивает надежность замкнутой емкости. Металлический каркас оплетен стеклонитями, на которых нанесены эпоксидные смолы. Глубокая пропитка волокон обеспечивает прочное сцепление полимерных компонентов с основой. Согласно стандарту ГОСТ Р 51753-2001, металлопластиковые баллоны относятся ко второму типу. Они легче стальных аналогов, также хорошо выдерживают широкий диапазон температур.

Металлокомпозитные баллоны ГБО

Для сжатого газообразного автомобильного топлива также используются металлокомпозитные баллоны. В соответствии со стандартом они относятся к третьему типу продукции, сделаны из металлической армирующей внутренней части, которая, в отличие от изделий второго типа, полностью покрыта композитом. Технология производства включает в себя пропитку металлического лейнера связующей массой. После закрепления композита заготовка подвергается термообработке, в процессе которой происходит полимеризация наружного слоя.

Композитные баллоны ГБО

Согласно ГОСТу к четвертому типу продукции относятся композитные баллоны. Лейнер у таких изделий сделан из неметаллических материалов. Сверху на всю поверхность арматуры нанесен композит, который полимеризуется при нагревании в процессе производства. В качестве арматурной основы могут использоваться следующие волокна:

  • арамидные
  • стеклянные
  • углеродные

В некоторых баллонах содержатся нити из гибридных материалов, состоящих из нескольких видов указанных волокон. Неметаллическая основа выдерживает понижение температуры до -50 °С. Композитные баллоны по понятным причинам имеют самый легкий вес, большую стоимость и удобство монтажа в автомобиль.

Вопросы при выборе

Приобретение тороидального баллона кажется заманчивым многим автовладельцам. Им нравится возможность компактного размещения емкости в багажнике или с наружной стороны машины. Не стоит забывать при этом, что средний объем тороидального баллона меньше, чем цилиндрический, а заполнять его можно только на 80 % от номинальной величины. Значит – заправляться придется значительно чаще. Если учесть дополнительные сложности с размещением запасного колеса, то многие автомобилисты склоняются к выбору привычных цилиндрических баллонов.

В продаже имеется большой ассортимент традиционных баллонов с наружным диаметром от 200 до 450 мм, объемом от 10 до 230 л. Максимальным спросом пользуются сосуды с объемом от 40 до 90 л, которые устанавливаются на автомобилях с помощью специальных креплений.

Важный фактор, влияющий на выбор — это стоимость. В зависимости от объема цилиндрический баллон может стоить:

  • первого типа – около 300 руб. за каждый литр сосуда
  • второго типа – 330
  • третьего – 360
  • четвертого – до 1000 руб. за литр

Ориентировочные цифры приведены с учетом стоимости запорной арматуры и комплекта всех креплений.