Как работает масляный фильтр в автомобиле?

Фильтр масляный: устройство и принцип работы

Система смазки двигателя внутреннего сгорания является одним из важнейших решений в устройстве ДВС. При этом циркулирующее по системе моторное масло защищает детали от сухого трения, предотвращая быстрый износ, перегрев и заклинивание.

Также масло очищает двигатель и накапливает в себе продукты естественного износа. Чтобы такие загрязнения дальше не циркулировали по системе, в систему дополнительно интегрирован так называемый масляный фильтр (oil filter).

При этом основными задачами, которые выполняют фильтры масляные, являются:

  • качественная очистка масла от механических загрязнений, улавливание мелких частиц и продуктов износа;
  • сохранение максимальной пропускной способности, чтобы не допустить критического падения давления масла в системе смазки.

С учетом таких особенностей важно знать, как работает фильтр для масла, когда менять масляные фильтра, а также какой масляный фильтр лучше выбрать для замены. Подробнее читайте в нашей статье.

Устройство масляного фильтра

Чтобы понять, где стоит масляный фильтр двигателя и как он выглядит, на подавляющем большинстве авто достаточно открыть капот и заглянуть на переднюю или боковую часть двигателя в нижней части.

Обычно фильтр очистки масла представляет собой металлическую «колбу» с внутренней резьбой и накручивается на специальный шток масляного фильтра (шток имеет наружную резьбу). В месте прилегания фильтра к двигателю также на корпусе фильтра обычно установлена резиновая прокладка.

Устройство масляного фильтра двигателя следующее:

  1. Металлический корпус. Решение конструктивно простое, корпус выполнен в виде металлической чаши, на которой выполнены грани под специальный ключ для снятия масляного фильтра. Также есть передняя «крышка» корпуса, оснащенная монтажной резьбой и несколькими отверстиями. Также на крышке закреплен уплотнитель (резиновая уплотнительная прокладка).

Обратите внимание, некоторые автомобили имеют несъемный масляный фильтр. Если точнее, корпус таких фильтров не снимается, при этом параллельно замене моторного масла в двигателе меняется только картридж масляного фильтра. При этом такие решение менее распространено по сравнению с фильтрами, которые накручиваются по резьбе на специальный шток и меняются целиком.

  1. Фильтрующий элемент масляного фильтра. Как правило, данный элемент изготовлен из специального картона, который «укреплен» при помощи синтетического волокна. В самом корпусе фильтра картон уложен «гармошкой». Это сделано для максимального увеличения площади фильтрации, так как физические размеры масляного фильтра небольшие.
  1. Перепускной и дренажный клапан масляного фильтра. Перепускной клапан нужен для того, чтобы выполнить аварийный сброс избыточного давления масла в корпусе фильтра. Если просто, рост давления в фильтре означает, что масло не может прокачиваться в должном объеме и мотор может начать испытывать масляное голодание. В этом случае фильтрация масла отодвигается на второй план, клапан осуществляет перенаправление потока смазки в обход фильтрующего элемента.

Дренажный клапан (противодренажный) необходим для того, чтобы удерживать «столб» масла в заборной магистрали уже после того, как двигатель остановлен и маслонасос не работает. В результате масло на заглушенном двигателе не стекает в поддон полностью, что позволяет сразу подать смазку в мотор после запуска силового агрегата (исключено масляное голодание в первые секунды после пуска ДВС).

Как работает маслофильтр

В целом, система смазки двигателя на большинстве моторов и принцип работы масляного фильтра не отличаются сложностью.

  • Сначала масляный насос забирает масло из поддона, после чего создает давление и подает под давлением смазку в фильтр. Моторное масло поступает в фильтр масла через периферийные отверстия, которые выполнены в передней крышке. За счет напора жидкости происходит открытие противодренажного клапана. После того, как клапан открывается, масло проникает внутрь и происходит заполнение полости корпуса.
  • Далее, под давлением смазка проходит через фильтрующий элемент (картон) и подается к центральному каналу. Пока масло проходит через фильтрующий элемент, картон удерживает мелкодисперсные частицы (по размеру до 3 мкм). При этом частицы мельче такого размера не опасны для мотора и фильтр их пропускает.

  • Для предотвращения критического износа в результате масляного голодания перепускной клапан позволяет потоку масла поступать в систему смазки напрямую, минуя картонный фильтрующий элемент. Для разных двигателей и фильтров масла к ним, перепускной клапан настроен на срабатывание при определенном давлении.
  • После того как мотор остановлен, маслонасос прекращает работу и давление масла падает. В результате также закрывается противодренажный клапан в фильтре, так как масло больше не создает давления. При этом после закрытия клапан удерживает часть масла в корпусе фильтра, чтобы оно не стекало обратно в поддон.
  • Рекомендации

    1. Сегодня в продаже представлены различные фильтра масляные, как оригинальные, так и многочисленные аналоги для разных авто. При этом лучшие масляные фильтры – оригинал от производителя автомобиля или качественные аналоги известных брендов. Оптимально приобретать масляные фильтры и другие «расходники» только у официальных поставщиков. Дело в том, что значительная доля рынка заполнена подделками различного качества.
    2. Также важно правильно подбирать масляный фильтр для двигателя. Лучший масляный фильтр будет в полной мере соответствовать всем требованиям производителя автомобиля. Также оригинальное изделие имеет надежный и прочный корпус, качественный уплотнитель (резинку), оптимальный по составу фильтрующий элемент и точно настроенные клапана.
  • Напоследок отметим, что замена масляного фильтра должна выполняться вместе с заменой моторного масла. Увеличение интервала замены масла и/или фильтра неизбежно приведет к износу силового агрегата и заметному сокращению его планового ресурса. Также важно использовать только такие моторные масла, которые рекомендует сам производитель автомобиля. Изменение вязкости масла и ряда других характеристик может стать причиной некорректной работы системы смазки в целом и масляного фильтра двигателя в частности.
  • Принцип работы масляного фильтра

    Устройство и принцип работы масляных фильтров

    Система смазки — одна из важнейших в двигателе автомобиля. И от ее функционирования напрямую зависит ресурс мотора.

    Основные элементы

    1. Корпус. Сейчас подавляющее большинство автомобильных масляных фильтров изготавливаются в собственном металлическом корпусе. Устройство корпуса масляного фильтра довольно простое: он состоит из металлической чаши с гранями под ключ на тыльной стороне и передней крышки с монтажной резьбой и отверстиями. На крышке крепится уплотнительная резинка.
    2. Фильтрующий элемент изготавливается в основном из картона, армированного синтетическими волокнами, и укладывается в корпус «гармошкой». Подобный способ позволяет при небольшом объеме самого фильтра максимально увеличить его фильтрующую поверхность.
    3. Перепускной клапан служит для аварийного сброса избыточного давления, которое может образоваться в фильтре. Клапан перенаправляет поток масла в обход фильтрующего элемента при достижении определенного давления внутри корпуса.
    4. Противодренажный клапан удерживает масляный столб в заборной магистрали после остановки двигателя. Это предотвращает стекание смазочного материала в поддон при прекращении работы насоса и позволяет системе смазки полноценно функционировать с первых секунд после пуска.

    Принцип работы масляного фильтра

    Устройство и работа масляных фильтров довольно просты. Проследим за масляным потоком от насоса до подачи в систему после прохода фильтра.

    После забора масла из поддона насос под давлением подает его в фильтр. Масло поступает внутрь корпуса через периферийные отверстия в передней крышке. Под напором жидкости открывается противодренажный клапан. Смазка заполняет полость корпуса и под давлением просачивается от периферии через фильтрующий элемент к центральному каналу. Картон задерживает мелкодисперсные частицы размером приблизительно до 3 мкм; более мелкие засоры фильтр пропускает, но они не способны нанести значимый ущерб двигателю. После прохождения через фильтр масло подается через центральное резьбовое отверстие в систему и распределяется по участкам, требующим смазки.

    Читайте также  Как посмотреть реальный пробег автомобиля?

    В морозы, когда смазка загустевает, или в случае критического засорения фильтрующего элемента масло не может полноценно проходить через картон. Чтобы не возникло масляное голодание, в фильтре предусмотрен перепускной клапан. Он открывается при превышении определенного давления (для каждого двигателя этот порог индивидуален) и запускает масло в обход фильтра.

    Логика проста: лучше подать неочищенное масло к пятнам контакта, чем не подать его вообще. Проблемы с перепускным клапаном могут привести к серьезным последствиям.

    После остановки двигателя противодренажный клапан закрывается. Он удерживает масло в фильтре и не дает ему стечь в поддон, тогда сразу после пуска двигателя система смазки работает полноценно. Если же клапан пропускает масло, то затрачивается некоторое время на наполнение опустевшей системы смазкой. Поэтому при использовании некачественных фильтров после пуска двигателя некоторое время горит лампочка давления масла.

    Видео: Принцип работы масляного фильтра

    Нзначение масляного фильтра

    Моторное масло выполняет важные функции:

    • создает между гильзами цилиндров и поршнями масляную пленку, снижающую трение;
    • отводит излишек тепла;
    • снижает шумность работы двигателя;
    • очищает компоненты мотора от металлической пыли, нагара и прочего.

    Принцип работы

    Несмотря на свою простую конструкцию, масляные фильтры имеют довольно сложный принцип работы, состоящий из нескольких этапов:

    1. Моторное масло проходит через фильтрующий элемент и затем возвращается в смазочную систему.
    2. Обводной клапан пускает жидкость в обход фильтрующего элемента в случае, когда фильтр чрезмерно загрязнён. Машина начинает плохо двигаться, и это — напоминание о необходимости замены фильтра.
    3. Обратный клапан предотвращает вытечку машинного масла из резервуара при выключенном двигателе. Это очень важный момент, так как при неисправности этого механизма возникает риск утечки масла из поршневой группы. В таком случае возникает эффект сухого трения поршней. Через 3-4 секунды такой работы двигателя он попросту останавливается, так как повреждаются практически все его комплектующие. Это очень серьёзная поломка, иногда даже капитальный ремонт не способен возобновить работу мотора.

    На сегодняшний день все мировые производители выпускают масляные фильтры следующих типов:

    1. Неразборный тип. При его поломке нужно приобретать целую конструкцию.
    2. Сменный вариант. В данном случае вам не понадобится покупка нового фильтра – достаточно купить только сменный картридж (съемник масляного фильтра).

    Устройство и принцип работы масляного фильтра двигателя

    Роль масляного фильтра в системе смазки двигателя лишь ненамного меньше по значению, чем самого масла. Без фильтрации двигатель быстро придёт в негодность, причём настолько основательно, что капитальный ремонт потребуется в самом полном объёме, часто просто экономически невыгодном. Поэтому фильтр меняется с той же частотой, что и масло, а выбираются наиболее надёжные его исполнения.

    Зачем нужен фильтр в системе смазки ДВС

    Одной из функций моторного масла является его моющая способность. При этом посторонние продукты и вещества подразделяются на растворимые базовой основой масла или присадками и нерастворимые твёрдые частицы.

    Первые с помощью химических свойств продукта долгое время удерживаются в его составе (масло при этом темнеет, что не всегда является плохим признаком), а вторые в виде взвеси или гелиевой эмульсии попадают в картер, откуда закачиваются насосом и попадают в масляный фильтр.

    На выходе фильтра образуется относительно чистое масло, которое может нормально выполнять все свои функции. Без фильтра в моторе начнутся задиры и ускоренный износ поверхностей трения.

    Устройство

    В настоящее время на большинстве автомобилей применяются полнопоточные фильтры, то есть нет разделения работы на грубую и тонкую очистку.

    Крупноячеистую сетку на входе маслоприёмника считать фильтром грубой очистки можно лишь весьма условно, задержать она сможет разве что крупные обломки или куски смолистых отложений. Вся остальная грязь аккумулируется в единственном фильтрующем элементе.

    В состав типичного фильтра входит несколько функциональных деталей и узлов.

    1. Непосредственно фильтрующий элемент, уложенный в виде гофрированной шторы для обеспечения максимальной площади поверхности. Именно здесь задерживается и хранится весь мусор. Поэтому штора выполняется из специального нетканого материала определённой пористости и плотности.
    2. Байпасный (перепускной) клапан, открывающийся при предельно забитом грязью фильтрующем элементе, чтобы исключить повреждения. Он же может срабатывать из-за слишком густого масла, не успевающего фильтроваться. Это аварийный и очень нежелательный режим, мало того, что масло уйдёт в магистраль без фильтрации, оно ещё может смыть и захватить с собой уже отфильтровавшийся мусор.
    3. Антидренажный клапан. При определённой пространственной ориентации фильтра масло из него будет вытекать после остановки работы насоса. Чтобы этого не случалось, и мотор не работал первое время без давления в системе смазки, клапан перекрывает обратное вытекание из корпуса.
    4. Корпус фильтра с уплотняющими прокладками. Может быть сменным или стационарным, тогда для замены картриджа откручивается крышка.

    Сменным элементом может быть либо весь фильтр в корпусе либо только его фильтрующий картридж и прокладки. Используются обе конструкции на разных автомобилях.

    Принцип работы

    Масло забирается из картера двигателя насосом и отправляется в фильтр. Там оно проходит через сменный элемент, подвергаясь очистке. В штатном режиме сразу за фильтром по ходу масляного потока находится магистраль, откуда давление поступает ко всем смазываемым узлам.

    При отклонениях в работе или избыточном давлении и небольшом расходе возможен сброс потока через регулирующий клапан, настроенный на максимально допустимый уровень напора.

    Как часто надо менять

    Периодичность замены фильтра определяется в процессе испытаний автомобиля и закрепляется в руководстве по эксплуатации. Обычно это 10-15 тысяч километра пробега, одновременно с заменой масла. Но опыт показывает, что к такому сроку уже даже самые лучшие фильтры засоряются и работают плохо.

    Стоит сократить периодичность по маслу и фильтру примерно вдвое, так надёжность и сохранность мотора будет гарантирована.

    Как открутить

    При смене фильтра возможны два случая — когда меняется фильтр целиком или только его вставка-картридж. Во втором случае потребуется открутить крышку корпуса, затянута она обычно очень туго, следовательно, без специального ключа её с места не стронуть.

    Часто она выполнена из пластика, поэтому альтернативные способы приведут только к поломке. Спецключ приобретается отдельно или входит в состав универсального набора для разных автомобилей. Отворачивание производится стандартным воротком и проблем не представляет.

    Фильтр, заменяемый вместе с корпусом, затягивается от руки со смазыванием прокладки, то есть совсем скромным усилием. Но в конце срока службы будет откручиваться гораздо труднее.

    Скорее всего потребуется применение приспособлений:

    • универсальный съёмник для масляных фильтров раздвижного типа, надевается на корпус и отворачивается удлинителем из набора инструментов, зажимаясь на корпусе тем сильнее, чем больше прикладываемое усилие;
    • если нет съёмника, то можно открутить монтажной лопаткой, продетой в петлю текстильной стропы, обёрнутой вокруг корпуса;
    • самый «грязный» способ – тонкостенный корпус фильтра пробивается толстым шилом или отвёрткой, после чего можно применить рычаг.

    Стронуть с места фильтр можно и нанося удары молотком по зубилу в касательному к фланцу направлении. Но обычно это сложно из-за плохого доступа.

    Виды масляных фильтров

    Способов очистки масла несколько, для обычного автомобилиста сейчас они представляют разве что теоретический интерес. Производители давно перестали удивлять разнообразием технических решений. Но на старых машинах и спецтехнике встречается всякое.

    Читайте также  Для чего нужны противотуманные фары в автомобиле?

    Центробежный

    Можно очищать жидкости путём их раскручивания в центрифуге. Твёрдые и тяжёлые частицы собираются на её наружной поверхности, не попадая куда не положено. Грубо очищать очень загрязнённый продукт так вполне допустимо, устройство применялось, например, в старых советских «Запорожцах», как первая ступень фильтрации.

    Гравитационный

    Под научным названием скрывается простой отстойник. Принцип тот же, что и в центрифуге, но вместо центробежной используется сила земного притяжения. Внизу, что немаловажно, скапливается не только грязь, но и вода. Остаётся только её удалять по мере наполнения стакана фильтра-отстойника.

    Магнитный

    Самый простой способ, работает только с ферромагнитными продуктами износа. Но при этом облегчает жизнь основному фильтру. Обычно в пробку или в специальный зажим на дне картера устанавливается мощный постоянный магнит, который и притягивает к себе опилки и стружку. Очищается при замене масла.

    Адсорбционный

    Его ещё называют механическим, хотя точно ни то, ни другое название не подходят. Адсорбция – это нечто другое. Но суть дела от этого не меняется, интуитивно понятно, как это происходит, данный способ очистки основной для массовых полнопоточных фильтров и подробно уже описан выше.

    ТОП-5 популярных производителей

    Самые лучшие фильтры производятся компанией Mann. Хотя с этим можно спорить, но в любом случае понятие рейтинга субъективно, а данная фирма будет числе лучших, не так важно на каком именно месте.

    Далее можно расположить продукцию Bosch и Sakura. Трудно сказать, что точно будет лучше, но это достойные изделия, где бы ни производились.

    Компании могут быть широко известными, и не очень. К последним относится японская JS Asakashi, чья продукция также заслуживает внимания.

    Завершить микро-рейтинг стоит отечественной продукцией «Автоагрегат» Ливны. Ассортимент невелик, но для наших автомобилей очень хорош, что подтверждается поставками на конвейеры.

    Как работает и устроен масляный фильтр. Разберем обычный автомобиль, его двигатель. Плюс подробное видео

    Масляный фильтр, это очень важная составляющая любого двигателя автомобиля. НЕ смотря, на простоту конструкции, этот элемент продлевает жизнь силового агрегата как минимум в три раза, он банально очищает масло, а также убирает (я бы сказал — аккумулирует) всю грязь из двигателя (стружку, копоть, нагар и т.д.). Но многие из нас с вами не знают — как он работает, как он устроен. Сегодня я постараюсь убрать этот пробел, расскажу «что и как», конечно же будет текстовая версия, плюс видео …

    СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

    • Типы масляных фильтров
    • Из чего устроен?
    • Как работает?
    • Можно ли не менять фильтр при смене масла?

    Если хотите масляный фильтр это печень автомобиля, именно он собирает все вредные вещества в двигателе, которые однозначно образуются в процессе работы. Если вы думаете что грязи просто не откуда браться, то вы ошибаетесь, стружка возникает в любом случае, от притирания металлических деталей, таких как – кольца поршней, вкладыши коленвала, клапана и т.д. Конечно металл очень прочный, да его еще и масло смазывает, однако микростружка все равно появляется от повышенных оборотов, нагрузки и прочего. Также от температуры масло пригорает, в масле начинает появляться грязь. Все это также отрицательно влияет на ресурс двигателя в целом.

    Стоит отметить, что если бы не было масляного фильтра, то ресурс силового агрегата, снизился бы как минимум в 2 – 3 раза.

    Так что ставить и главное вовремя менять его обязательно! ЗАПОМНИТЕ – долговечность мотора зависит от этого элемента, можно сказать напрямую.

    Типы масляных фильтров

    Стоит отметить, что на современных авто, фильтрующие элементы могут быть неодинаковы. Я сейчас не имею в виду сам принцип фильтрации, я имею в виду исполнение.

    • В металлическом отдельном корпусе, такие обычно прикручиваются к двигателю. Они имеют свой корпус, не зависимый от корпуса силового агрегата. Это самый распространенный тип.

    • Просто фильтрующий элемент или погружной фильтр. Он устанавливается в специальные «стаканы» либо как еще называют «чашки». То есть его туда погружают отсюда и название. Здесь нет своего корпуса, то есть меняется сам «картридж», который собрал грязь. Такие варианты также имеют место быть, однако они не так распространены, хотя в последнее время все больше производителей смотрят в эту сторону. Все потому что «стакан» можно сделать и пластиковый, а ведь это реально экономия.

    Какой вариант лучше, сейчас выяснять не будем, возможно будет отдельная статья, сейчас все же хочется поговорить именно – как работает фильтрующий элемент, но для начала давайте подумаем из чего он состоит.

    Из чего устроен?

    Зачастую мы видим металлический корпус, который выполнен в форме цилиндра. Верхняя часть это просто купол, а вот нижняя с мелкими отверстиями по кругу, а также с центральным под резьбу.

    Но фильтрующего элемента не видно, он находится внутри.

    Если честно то — масляный фильтрующий элемент, это очень простая конструкция, всю основную работу выполняет специальная бумага, которая и работает в качестве фильтра. Она находится внутри нашего цилиндрического корпуса, она банально там заперта.

    Также есть два клапана – антидренажный (который препятствует вытеканию масла из фильтра) и перепускной (он сбрасывает давление, когда масло холодное и не может нормально фильтроваться через бумагу).

    Вот собственно и все устройство, повторим еще раз:

    • Фильтрующий элемент, обычно это специальная бумага
    • Два клапана, перепускной и антидренажный
    • Цилиндрический, металлический корпус
    • Нижняя часть с специальными отверстиями, через которые заходит грязное масло и подается чистое, также центральное отверстие служит еще и для крепления (в нем нарезается резьба)

    Отдельно стоит упомянуть погружной вариант, там меняется только сам фильтр (то есть бумажный картридж), а также уплотнительные резинки.

    Как работает?

    Принцип работы прост. Грязное масло заходит через мелкие отверстия, которые идут по кругу, его туда закачивает масляный насос, который качает смазку из поддона двигателя. Далее оно «отгибает» антидренажный клапан и проходит в полость между бумагой и фильтрующим элементом. Стоит отметить если антидренажный клапан, не работает так как нужно, либо порвался (разрушился), у вас будет гореть лампа давления несколько секунд, на холодную. Перейдите по ссылке, в той статье мы подробно разобрали проблему.

    Если смазка горячая, то есть разогрелась от двигателя, то она начинает фильтроваться через бумагу, на бумаге остаются частички грязи, стружка и т.д.

    Если смазка холодная (особенно зимой), то ее пропускная способность падает в разы, ибо она густая и не может должным образом проходить через бумажную часть. Поэтому открывается перепускной клапан, он открывается только тогда, когда давление в фильтре вырастает выше 0,8 атмосферы. И масло проходит через него.

    После разогрева, до + 60, +80 градусов Цельсия, смазка становится жидкой и уже способна просачиваться (фильтроваться) через поверхность. Поэтому перепускной клапан закрывается, и процесс фильтрации идет по полной.

    После того как фильтрация произошла, чистое масло сбрасывается в центральное основное отверстие и уже дальше поступает в двигатель.

    Можно ли не менять фильтр при смене масла?

    НЕТ! Его нужно обязательно менять! Почему? ДА очень просто, за интервал в 10 – 15 000 км, масляный фильтр, достаточно сильно забивается всякими элементами загрязнения. Его поверхность просто закупоривается, если его не менять, то получается — что процесс фильтрации падает, что может привести уже через 20 000 км, к масляному голоданию мотора. А ЭТО ОЧЕНЬ ПЛОХО!

    Читайте также  ГБО что это такое в автомобиле?

    Чтобы восстановить фильтрацию должным образом, нужно сменить фильтрующий элемент, это обязательное условие запомните!

    Собственно это все, сейчас для тех кто не хочет читать видео версия статьи, полезно, смотрим.

    НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

    (13 голосов, средний: 4,54 из 5)

    Похожие новости

    Нужно ли прогревать двигатель. Перед поездкой? Разберем зиму и л.

    Датчики на инжекторный двигатель. Разберем на примере ВАЗ

    Не заводится машина. Очень подробно про стартер, а также другие .

    Устройство масляного фильтра, как часто нужно менять

    Двигатель внутреннего сгорания имеет большое количество трущихся деталей. К ним, тем или иным способом, подводится смазка для уменьшения силы трения и удаления продуктов износа, непременно образующихся во время работы. Чтобы удаленная грязь не попадала снова на детали, масло необходимо очищать, для чего применяется специальный фильтр. Устройство масляного фильтра может быть различным, однако его предназначение неизменно – постоянная очистка смазочного материала.

    Фильтр по мере эксплуатации автомобиля постепенно забивается, и его время от времени необходимо менять. Как правило, замена производится одновременно с заменой масла. Автопроизводители сами определяют периодичность замен, в зависимости от устройства двигателя и условий эксплуатации. Для современных бензиновых моторов интервал обычно составляет около 15000 км, для дизелей – вдвое меньше.

    1. Конструкция масляного фильтра
    2. Типы масляных фильтров
    3. Что такое масляная центрифуга
    4. Как часто нужно менять масляный фильтр

    Конструкция масляного фильтра

    Масляные фильтры, применяемые на легковых автомобилях, имеют схожее устройство. Внутри корпуса, имеющего форму стакана, размещен фильтрующий элемент, пружина, перепускной и обратный клапаны. Он имеет несколько входных отверстий, расположенных по периметру верхней части, и одно выходное. На выходном отверстии имеется резьба для монтажа масляного фильтра. Снаружи также располагается резиновое уплотнительное кольцо, единственная задача которого – не допустить утечки масла через соединение.

    Фильтрующий элемент обычно изготавливается из специального картона с пропиткой, который сложен гармошкой и закручен в рулон. Делается это для того, чтобы увеличить площадь рабочей поверхности, ведь чем она больше, тем качественнее очищается масло, и дольше прослужит фильтр.

    О наличии перепускного клапана в фильтре многие даже не подозревают, однако он является необходимым элементом. Он нужен для того, чтобы в определенных условиях напрямую направлять неочищенное масло в систему смазки. Например, при запуске мотора в сильный мороз, когда оно загустевает и не может пройти через фильтрующий элемент (в противном случае поток густого масла разрушит фильтр). Благодаря этому двигатель, во время работы, не останется без смазки.

    Задача обратного клапана – не допустить стекания смазывающего материала из масляной магистрали в картер заглушенного двигателя. В противном случае при следующем запуске мотор окажется без смазки, что не продлит ему жизнь. О том, как хорошо работает обратный клапан, можно судить по продолжительности горения индикатора давления масла на приборной панели, после запуска двигателя (изображение масленки). В идеале он должен гаснуть сразу же, но нормой считается время до семи секунд.

    Типы масляных фильтров

    Существует три типа масляных фильтров:

    • полнопоточный;
    • частичнопоточный;
    • комбинированный.

    Они отличаются между собой способом фильтрации.

    1. Полнопоточный масляный фильтр подключается к системе смазки последовательно, и пропускает через себя весь объем масла, какой закачивает масляный насос. Его конструкция наиболее проста. Главное преимущество – высокая скорость очистки масла, а недостаток в том, что он быстро забивается. Наибольшее внимание в таком фильтре уделяется перепускному клапану. Когда фильтр сильно засоряется, давление в нем возрастает, и клапан открывается. Таким образом, масло перестает очищаться, однако исключается перегрев мотора в результате масляного голодания.
    2. Частичнопоточный фильтр подключается к смазочной системе параллельно. Через него, в отличие от полнопоточного, проходит только часть масла. Таким образом, скорость очистки значительно уменьшается, но фильтрация проходит лучше. В целом, степень защиты силового агрегата от продуктов износа, у частичнопоточного масляного фильтра и полнопоточного одинакова. Правда, первый снижает риск резкого перепада давления вследствие критического загрязнения.
    3. Для масляного фильтра комбинированного типа характерно наличие в системе смазки и полно- и частичнопоточного фильтров. Принцип его работы следующий: через полнопоточный фильтр проходит 90 % смазки, а через частичнопоточный – оставшиеся 10 %. Такое решение позволяет добиться практически полной очистки масла, увеличения его ресурса и более надежной защиты двигателя. Применяется данный тип фильтров, как правило, на дизельных моторах грузовиков и строительной техники.

    Что такое масляная центрифуга

    Центробежный масляный фильтр, или центрифуга – это фильтр, в котором очистка масла от примесей происходит под действием центробежных сил. Его основные составляющие – ротор и ось, ввернутая в корпус фильтра нижней частью.

    Принцип его работы выглядит следующим образом. Масляный насос нагнетает масло внутрь ротора, через продольное и радиальное отверстия в оси. Далее оно, через трубки поступает в жиклеры, проходит через них с большой скоростью и бьют в крышку фильтра; реактивные силы вызывают вращение ротора. В результате примеси, содержащиеся в смазочном материале, оседают на крышке, а очищенное масло стекает в масляную магистраль.

    Применяется центробежный масляный фильтр в двигателях грузовых автомобилей и тракторов. Ранее его устанавливали и на легковые автомобили, однако впоследствии от такой практики отказались, ввиду возрастающих требований к качеству очистки моторного масла, а также из-за необходимости не реже одного раза в 2000 км удалять отложения со стенок масляного фильтра.

    Как часто нужно менять масляный фильтр

    Как упоминалось в начале статьи, то, насколько часто автомобилю требуется замена масляного фильтра и масла, устанавливают производители. При этом учитываются особенности моторов, условия эксплуатации и климат той страны, в которой используется машина. Разумеется, чем более напряженные условия работы мотора (гористая местность, сильная запыленность дорог, высокие температуры, движение по пробкам в крупных городах), тем чаще следует менять фильтр. Производители рекомендуют в таких ситуациях сокращать периодичность техобслуживания на 30 – 50%. То, как часто нужно обслуживать машину, зависит и от стиля езды – если он агрессивный, лучше менять расходные материалы с меньшими интервалами.

    Некоторые автомобилисты предпочитают их менять еще чаще, в среднем раз в 5 – 7 тысяч км, ориентируясь по цвету масла. Однако это как раз та ситуация, когда чаще – не значит лучше, потому что моторное масло к этому моменту обладает полным набором эксплуатационных свойств. То, что оно быстро темнеет, говорит не о том, что его пора менять, а лишь о хороших моющих свойствах.

    Многих автовладельцев волнует вопрос, можно ли менять фильтр без замены масла. Ответ прост: можно. Так как почти вся смазка в неработающем двигателе находится в картере, и его уровень находится ниже патрубка, на который накручивается масляный фильтр, при выполнении такой операции теряется только то, что находится в снятом фильтре (у легковых автомобилей примерно 200 мл). Если уровень масла в норме, то после замены даже не придется доливать его в мотор.

    Данную процедуру можно провести, например, если есть сомнения в качестве фильтра. Если же через 2-3 тысячи предстоит менять и масло, то лучше сделать все сразу.
    » alt=»»>