Как проверить сервисную книжку автомобиля?

ExpertMax › Блог › Сервисная книжка автомобиля, история при продаже и покупке

При покупке и продаже автомобилей, огромное значение играет сервисная книга авто, ведь это часть истории автомобиля, а точнее его технического обслуживания(ТО).

И этот же документ, один из способов увеличить остаточную стоимость при продаже автомобиля.

Сервисная книжка(сервиска) значительно повышает доверие покупателей к автомобилю, и продавать автомобиль с пробегом, имея ее в наличии значительно проще.

Покупая авто с сервиской, вы покупаете обслуженный в соответствии с реальным пробегом и рекомендациями завода изготовителя авто, от которого в целом можно понять чего стоить ждать и что необходимо делать при дальнейшем обслуживании и эксплуатации.

Существует два способа ведения и вида сервисных книг: в бумажном и электронном виде.

Сервисная книга, бумажный вариант
Этот вариант ведения книги, по моему мнению, является более предпочтительным нежели ее электронная версия. бумажный вариант сервисной книжки можно получить при покупке нового автомобиля.

Из плюсов бумажной сервисной книжки стоить отметить:
— Бумажный вариант сервиски, вызывает больше доверия
— Бумажная сервисная книга всегда под рукой: у многих хранится в перчаточном ящике.
— Не большая по размеру, удобно хранить.
— В бумажной сервисной книжке, проставлены пробеги плановых ТО

Почему же так важно вести, сохранять и делать проверку сервиски, при покупке автомобиля, поговорим в этой записи.
Запись нацелена на аспекты при покупки и продаже бу автомобилей, и не касается вопросов гарантийного ремонта.

Сервисная книжка автомобиля, что это?

Выдержка из официального документа, Киа:

«В данной Сервисной книжке описаны обязательства
Дилера и Владельца автомобиля, действующие на протяжении всего срока гарантийной эксплуатации автомобиля, установленного изготовителем.
Просим Вас сохранять Сервисную книжку автомобиля.
Данная Сервисная книжка должна предъявляться Дилеру для подтверждения Вашего права
на Гарантийное Обслуживание.
При продаже автомобиля передайте Сервисную книжку следующему Владельцу.
В случае утери
Сервисной книжки, как исключение, она может быть восстановлена при документальном подтверждении
Официальным Дилером сведений, о своевременном прохождении планового
Технического Обслуживания автомобиля.»

У других марок автомобилей в сервисной книжке похожий по содержанию и смыслу текст.

Что вносится в сервисную книгу

При покупке нового автомобиля, в сервисную книжку ставится дата продажи и печать о предпродажной подготовке автомобиля:

В сервисную книжку также вносятся даты и пробеги автомобиля, исходя из которых должны* проводится регламентированные заводом изготовителем работы и проверки, конкретного автомобиля.

Когда и как часто обслуживать автомобиль, зависит не только от конкретной модели автомобиля, но и условий его эксплуатации, рекомендаций производителя.
Турбированные, дизельные двигатели, турбо дизели у каждого двигателя свои рекомендации и регламенты обслуживания.
Городская эксплуатация автомобиля в пробках, считается тяжелыми условиями.
Регламент проводимых работ, Карта прохождения ТО (технического обслуживания авто):

Также на некоторых марках автомобилей, в сервисной книжке указываются номера заказ-нарядов, в соответствующих строках. По которым также позвонив дилеру, можно проверить их на оригинальность и действительность.

«Должны проводится*» относительно написанного выше, это именно та формулировка, которая наиболее уместна. Так как дилер не вправе вас заставить проходить ТО в полном объеме. От каких-либо работ, вы вправе отказаться, а печать о пройденном ТО дилер все равно поставит.

Этим моментом пользуются нечестные на руку продавцы: заезжая на замену масла, они могут получить печать якобы о прохождении большого ТО, к примеру 60 или 90 тыс.

Электронная сервисная книжка

В последние годы получили большое распространение электронные сервисные книги.
Это защищённая единая база официальных дилеров, той или иной марки автомобиля.
В эту базу официальные дилеры вносят информацию о дате прохождении технического обслуживания, проведенных работах, их объеме, рекомендации автовладельцу по обслуживанию авто.
Доступ к полной информации может получить, только собственник автомобиля, как и распечатку работ.

Еще очень важным подтверждением реального обслуживания и пробега автомобиля, являются заказ-наряды на выполненные работы, с чеками об оплате.

Заказ наряды без чеков об оплате, также могут быть подделкой.

К сожалению, очень часто, даже обслуживания автомобиль у официального дилера марки, продавец авто, не всегда имеет, подтверждающие документы в момент показа, осмотра.
Имеется в виду, в бумажном варианте.

Также встречаются подделки печатей и заказ нарядов официальных дилеров.
Порой даже не заморачиваясь: пишут одной ручкой:
Подделка сервисной истории автомобиля:

Выяснить достоверность заказ нарядов, печатей и чеков можно позвонив официальному дилеру.
Информация о полноте выполненных работ, их стоимости- конфиденциальная.
По телефону вы сможете подтвердить только факт заезда к дилеру.

Находясь в поиске подержанного автомобиля, вопрос про сервисную книжку, стоить задавать каждому продавцу, вне зависимости от года выпуска и пробега бу автомобиля.

Даже после окончания гарантии, стоит вести сервисную книжку.
Ведь она не только поднимет доверие покупателя авто, но и позволит не забыть вам об очередном ТО.

Как определить поддельную сервисную книжку при покупке поддержанной машины

Как выявить поддельную (подложную) сервисную книжку подержанной автомашины

Автомобиль, который регулярно обслуживался у официального дилера, имеет гораздо большую стоимость на вторичном рынке, в сравнении с иными автомашинами. Это своего рода дополнительная уверенность покупателя в том, что автомобиль технически исправен, а все его детали отработают положенный им ресурс. Именно поэтому сегодня велик определенный риск на рынке столкнуться при покупке подержанного авто с поддельной сервисной книжкой или отдельными записями в ней, где могут выдать сомнительный автомобиль за удачное приобретение.

Сервисная книжка — это не только гарант того, что в автомобиле использованы и использовались лишь оригинальные запасные части и расходные материалы от именитых производителей. В этом документе все выполненные тех.работы привязаны к пробегу самого автомобиля, поэтому наличие заполненной книжки подтверждает, что пробег на автомобиле не скручен.

Как правило, даже если гарантия на автомобиль давно закончилась, то сервисная книжка является дополнительным обоснованием для чуть большей цены автомобиля. Современные уровень полиграфии и её всевозможная доступность позволяют подделывать как отдельные записи в книжке, так и весь документ целиком, и это за совсем небольшие деньги, которые многократно потом окупятся при продаже якобы официально обслуживаемого автомобиля. Поэтому покупателю необходимо очень тщательно проверять эту бумагу (документ), чтобы удостовериться в её подлинности.

Как правило, к манипуляциям с сервисной книжкой приступают только в том случае, когда имеют дело с восстановленным после серьёзной аварии автомобилем, после замены основных узлов и агрегатов на контрафактные и при занижении реального пробега. Даже в том случае, если машина ни когда не обслуживалась у официального дилера но прибывает в исправном состоянии и не имеет скрытых дефектов, наличие этой сервисной книжки (если только речь не ведётся об автомобиле бизнес-класса) не слишком повлияет на её цену. Именно поэтому при выявлении таких махинаций следует отказаться от покупки авто, даже в том случае, если продавец сделает серьёзную скидку.

1. Выясните, как выглядит сервисная книжка для конкретной модели авто. В том числе и ее внутренние страницы

Прежде всего, перед самым осмотром автомобиля необходимо выяснить у официального дилера, как выглядит сервисная книжка для данной конкретной модели автомобиля и менялась ли она в зависимости от года выпуска. Так можно обезопасить себя от покупки автомобиля с бумагами от совершенно другой машины, поскольку подделать год и марку гораздо проще, чем полностью весь документ. Особое внимание следует уделять качеству печати, самой бумаге, наличию на книжке логотипов и голографических наклеек.

После осмотра машины не поленитесь проверить по VIN номеру её историю, в том числе и за рубежом, используя для этого специализированные интернет-сервисы.

2. Свяжитесь с дилером

Следующим этапом проверки является, проверка достоверности записей в книжке. Уточните название и местоположение той организации, от имени которой выполнялись отметки, проверьте, является ли она сертифицированным сервисным центром данной автомарки и существовала ли на момент внесения записей вообще. Если организация по-прежнему существует, то можно направить им запрос на предоставление информации по конкретному автомобилю — как правило, большинство лицензированных автосервисов могут предоставить такую информацию по VIN номеру, не разглашая при этом личные данные владельца.

Если с момента последней записи прошло достаточно много времени, то велика вероятность того, что пробег на одометре авто скручен. Подобные сведения не разглашаются по телефону или электронной почте, поэтому учтите, возможно придётся посетить сервис самостоятельно либо направить официальный запрос заказным письмом, это займёт определённое время и будет стоить денег, но это вполне оправданные траты. Наиболее актуальны подобные рекомендации для дорогих автомобилей, поскольку их даже элементарное техническое обслуживание стоит очень дорого, а выявленные после покупки скрытые дефекты могут быть сопоставимы со стоимостью приобретения. Для дорогостоящего автомобиля прохождение технического обслуживания в сертифицированном сервисном центре является необходимым условием сохранения гарантии, поэтому отсутствие книжки у дорогого авто сразу же должно вызвать обоснованные сомнения.

3. Чеки, квитанции, счета- наряды

Дополнительным этапом проверки является наличие сохранившихся после обслуживания у официального дилера чеков, квитанций и счёт-нарядов. Всё это не является официальным документом, но если прежний автовладелец может предоставить хотя бы некоторые из них, то велика вероятность, что сервисная книжка подлинная.

Если автомобиль был ввезён из-за рубежа, то ваша задача в чем-то даже и несколько упрощается, поскольку, используя VIN номер при помощи сервиса CarFax можно узнать многое об интересующем вас автомобиле. Для авто из США или Канады можно и вовсе заказать отчёт «AutoCheck», в котором будет скрупулезно собрана вся необходимая информация, в том числе и об обслуживании автомобиля. Конечно, еще пока распространена практика перебивки VIN, но в этом случае нужно внимательно проверять сами номерные таблички.

Читайте также  Какая заводская толщина краски на автомобиле?

Очень эффективным способом узнать реальный пробег автомобиля, если у машины один владелец, является сопоставление самих данных сервисной книжки, даже тогда, если записи возраста и пробега на нынешний день в неё давно не вносились. Так, например, первоначально техническое обслуживание выполняется строго в соответствии с определённым интервалом, о чем свидетельствуют отметки в сервисной книжке, значит, таким образом можно вычислить, сколько реально за год километров проезжал автовладелец на машине (по крайней мере, в первые три года). После чего надо разделить фактический пробег на момент продажи авто и на возраст самой машины, таким образом получить среднегодовой пробег. Если цифры существенно отличаются, то, вполне возможно, имеют место «скорректированные» показания одометра.

4. Дополнительные условия проверки сервисной книжки

Кроме того, сервисную книжку можно оценить и чисто визуально — она не должна выглядеть так, будто её заполнили в один день, интервалы между записями составляют несколько месяцев, поэтому вполне логично, что они будут выполнены разными людьми, с разным почерком и разными чернилами.

Ни один автомобиль, каким бы качественным он ни был, не застрахован от случайных поломок, поэтому наличие в документах записей, свидетельствующих о внеплановой замене той или иной детали, подтверждает достоверность сведений.

Зачастую подделкой документов грешат именно те, кто профессионально занимается перепродажей автомобилей, поэтому в простой и непринуждённой беседе можно выяснить, знает ли продавец незначительные нюансы машины, её индивидуальные особенности, и, соответственно, понять, как долго он ею реально владеет. Кроме того, по его контактным данным можно осуществить мониторинг специализированных сайтов, которые позволят выяснить, сколько машин он продал за последнее время.

Все эти способы проверки, так или иначе, не дают никакой гарантии подлинности, поскольку все их можно обойти, если подойти к вопросу фальсификации с должным вниманием. Именно поэтому крупные автопроизводители давно уже перешли к практике заполнения электронных баз данных (электронных сервисных книжек), которые в достаточной степени защищены от подделок.

При выборе автомобиля, ввезённого из Европы, стоит помнить, что торговля как заполненными, так и чистыми сервисными книжками давно уже стала прибыльным и отлаженным бизнесом как в Германии, так и в традиционных странах-импортёрах Беларуси и Польше. Более того, сама бумажная книжка официально документом не является, поэтому привлечь продавца к ответственности крайне сложно. Кроме того, подобная практика встречается не только при покупке машины у частных лиц, но и в случае приобретения таковой в официальном автосалоне в России.

Таким образом, добросовестно заполненная сервисная книжка вовсе не является залогом абсолютной технической исправности автомобиля и добросовестности продавца. Однако её наличие позволит отличить машину в приемлемом состоянии, за которой регулярно осуществлялся квалифицированный уход, от восстановленной или сильно потрепанной, за которую просят слишком высокую цену. Если же автомобиль достаточно свежий, то наличие сервисной книжки является необходимым условием для получения гарантийного обслуживания у дилера.

Электронная сервисная книжка: как пользоваться вместо бумажной

Электронная сервисная книжка автомобиля является полноценным аналогом традиционной, бумажной, только более защищенным и современным. На сегодняшний день, практически, все иностранные автоконцерны перешли на цифровой формат ведения книг технического учета. В Европе данная практика успешно применяется уже более 10 лет.

Хотите знать, что из себя представляет сервисная книжка в электронном виде? Каковы ее опции, как заказать или скачать, и, вообще, как с ней обращаться? Все ответы вы найдете ниже!

Что такое сервисная книга автомобиля?

Это документ, в котором ведется учет всех технических операций, произведенных на автомобиле в различных автосервисах.

Существует один нюанс – сведения в сервисную книжку вносят только официальные представители бренда автомобиля. Другими словами, «левые» сервисы, гаражные «дяди Васи» и ваши собственные «золотые» руки, если вы желаете вести книжку по всем правилам, придется оставить за бортом.

Раньше документ выдавали владельцу автомобиля на руки, в виде небольшого бумажного журнала. Сегодня сервисная книжка стала электронной – она хранится в интерактивной базе данных автоконцерна, доступ к которой имеют только официальные представители ДЦ и станций ТО.

Электронная книжка является главным залогом права автовладельца на гарантийные обязательства дилера. С ней он всегда сможет доказать, что вовремя проходил плановые ТО и обращался только к официалам, легко восстановит историю предыдущих ремонтов, будет четко отслеживать пробег автомобиля. Все сведения тщательно фиксируются в хронологическом порядке, с указанием точных дат, фамилий мастеров и прочих пометок.

Плюсы и минусы

Ниже мы обязательно расскажем, как проверить электронную сервисную книжку автомобиля, а сейчас, подробнее остановимся на ее преимуществах и недостатках, в сравнении с бумажным аналогом.

Достоинства:

  • Электронный документ невозможно испортить или потерять, его не нужно возить с собой. Специалисты ДЦ сами найдут в цифровой базе ваш файл и ознакомятся с необходимыми сведениями;
  • Цифровая база надежно защищена от постороннего вмешательства. Доступ к ней имеют только уполномоченные представители бренда, которые несут полную ответственность за вносимые в нее изменения. Таким образом, создается максимально прозрачная и достоверная история эксплуатации тачки, что благотворно влияет на ее стоимость при перепродаже;
  • Сохраненные ранее в электронном файле данные нельзя корректировать или удалять. Ни один мошенник больше не сможет «скрутить» пробег или «подправить» историю ремонтов.
  • Доступ к базе есть у представителей ДЦ по всему миру. Можете обращаться за ТО даже за рубежом – мастера внесут в вашу книгу нужные пометки и ознакомятся с предыдущими записями. Язык, кстати, меняется автоматически.

Недостатки:

  1. Необходимость каждый раз обращаться к официалам ощутимо бьет по карману;
  2. У собственников автомобиля больше нет полного доступа к документу. Они могут запросить распечатку, а некоторые автоконцерны разработали мобильные приложения. Однако, данные в них сильно сокращаются.

Как посмотреть?

Мы плавно подошли к главному минусу электронной системы – собственники автомобиля сегодня не знают, как посмотреть свою электронную сервисную книжку. Доступа к базе данных автоконцерна у них нет, даже в случае регистрации на официальном сайте или в мобильном приложении. После каждого ТО менеджер должен предоставить распечатку, но, по записям на различных автомобильных форумах, мы сделали вывод: было замечено, в нее попадает отнюдь не весь перечень проделанных работ.

У Hyundai, Mazda, Skoda и некоторых других брендов есть мобильные утилиты, с доступом к документу (например Мир Хендэ). Корейский дилер даже позволяет скачать электронную сервисную книжку в PDF формате. К слову, у них на сегодня самая прозрачная политика ведения сервисного учета.

Других вариантов найти электронную сервисную книжку, равно как подделать ее или просмотреть обходными путями – не существует.

Обязательно ли переходить на цифровой формат?

Вопрос устарел. Сегодня бумажные сервисные книжки просто-напросто не выдаются, поэтому вы неизбежно будете вынуждены перейти на электронные. Данный документ сейчас оформляется на каждый новый автомобиль, а при покупке туда вносится имя нового собственника.

Цифровая сервисная книжка ведется на протяжении всего срока службы автомобиля, вплоть до его утилизации. Сведения о новых владельцах обновляются, при этом, перед покупкой вы вправе запросить у продавца подробную распечатку.

К добру ли нововведение – каждый решает сам, на наш взгляд, плюсов однозначно больше!

Как определить поддельную сервисную книжку при покупке поддержанной машины

Как выявить поддельную сервисную книжку подержанной машины

Автомобиль, который регулярно обслуживался у официального дилера, имеет гораздо большую стоимость на вторичном рынке. Это своего рода дополнительная уверенность покупателя в том, что автомобиль технически исправен, а все его детали отработают положенный ресурс. Именно поэтому велик риск столкнуться с поддельной сервисной книжкой или отдельными записями в ней, с целью выдать сомнительный автомобиль за удачное приобретение.

Сервисная книжка — это не только гарант того, что в автомобиле использованы лишь оригинальные запасные части и расходные материалы от именитых производителей. В этом документе все выполненные работы привязаны к пробегу автомобиля, поэтому наличие заполненной книжки подтверждает, что пробег на автомобиле не скручен.

Как правило, даже если гарантия на автомобиль давно закончилась, сервисная книжка является дополнительным обоснованием несколько большей цены. Современные уровень полиграфии и её доступность позволяют подделать как отдельные записи, так и весь документ целиком за совсем небольшие деньги, которые многократно окупятся при продаже якобы официально обслуживаемого автомобиля, поэтому покупателю необходимо тщательно проверить эту бумагу, чтобы удостовериться в её подлинности.

Как правило, к манипуляциям с сервисной книжкой приступают только в том случае, когда вы имеете дело с восстановленным после серьёзной аварии автомобилем, после замены основных узлов и агрегатов на контрактные, при занижении реального пробега. Даже если машина не обслуживалась у официального дилера, но прибывает в исправном состоянии и не имеет скрытых дефектов, наличие сервисной книжки (если только речь не ведётся об автомобиле бизнес-класса) не слишком повлияет на её цену. Именно поэтому при выявлении махинаций от покупки следует отказаться, даже если продавец сделает серьёзную скидку.

1. Выясните, как выглядит сервисная книжка для конкретной модели. В том числе и ее внутренние страницы

Прежде всего, ещё перед осмотром автомобиля необходимо выяснить у официального дилера, как выглядит сервисная книжка для данной конкретной модели, и менялась ли она в зависимости от года выпуска. Так можно обезопасить себя от покупки автомобиля с бумагами от совершенно другой машины, поскольку подделать год и марку гораздо проще, чем весь документ целиком. Особое внимание следует уделять качеству печати, бумаги, наличию логотипов и голографических наклеек.

Читайте также  Как проверить геометрию кузова автомобиля своими руками?

После осмотра машины не поленитесь проверить по VIN номеру её историю, в том числе и за рубежом, используя специализированные интернет-сервисы.

2. Свяжитесь с дилером

Следующим этапом проверки следует проверка достоверности записей в книжке. Уточните название и местоположение организации, от имени которой выполнялись отметки, проверьте, является ли она сертифицированным сервисным центром марки и существовала ли на момент внесения записей вообще. Если организация по-прежнему существует, можете направить им запрос на предоставление информации по конкретному автомобилю — как правило, большинство лицензированных автосервисов могут предоставить такую информацию по VIN номеру, не разглашая при этом личные данные владельца.

Если с момента последней записи прошло достаточно много времени, то велика вероятность того, что пробег на одометре скручен. Подобные сведения не разглашаются по телефону или электронной почте, поэтому, возможно, придётся посетить сервис самостоятельно, либо направить официальный запрос заказным письмом — это займёт определённое время и будет стоить денег, но это вполне оправданные траты. Наиболее актуальны подобные рекомендации для дорогих автомобилей, поскольку их даже элементарное техническое обслуживание стоит очень дорого, а выявленные после покупки скрытые дефекты могут быть сопоставимы со стоимостью приобретения. Для дорогостоящего автомобиля прохождение технического обслуживания в сертифицированном сервисном центре – необходимое условие сохранения гарантии, поэтому отсутствие книжки сразу же должно вызвать обоснованные сомнения.

3. Чеки, квитанции, счета- наряды

Дополнительным этапом проверки является наличие сохранившихся после обслуживания у официального дилера чеков, квитанций и счёт-нарядов. Всё это не является официальным документом, но если прежний автовладелец может предоставить хотя бы некоторые из них, велика вероятность того, что сервисная книжка подлинна.

Если автомобиль был ввезён из-за рубежа, то ваша задача даже несколько упрощается, поскольку используя VIN номер, с помощью сервиса CarFax можно узнать многое об интересующем вас автомобиле. Для авто из США или Канады можно и вовсе заказать отчёт «AutoCheck», в котором будет скрупулезно собрана вся необходимая информация, в том числе и об обслуживании. Конечно, распространена практика перебивки VIN, но в этом случае нужно внимательно проверять сами номерные таблички.

Очень эффективным способом узнать реальный пробег автомобиля, если владелец всего один, является сопоставление данных сервисной книжки, даже если записи в неё давно не вносились, возраста и пробега на нынешний день. Так, первоначально техническое обслуживание выполняется строго в соответствии с определённым интервалом, о чем свидетельствуют отметки в сервисной книжке, таким образом можно вычислить, сколько реально за год проезжал автовладелец (по крайней мере, в первые три года). После чего разделить фактический пробег на момент продажи на возраст машины и получить среднегодовой пробег. Если цифры существенно отличаются, то, возможно имеют место «скорректированные» показания одометра.

4. Дополнительные условия проверки сервисной книжки

Кроме того, сервисную книжку можно оценить и чисто визуально — она не должна выглядеть так, будто её заполнили в один день, интервалы между записями составляют несколько месяцев, поэтому вполне логично, что они будут выполнены разными людьми, с разным почерком и разными чернилами.

Ни один автомобиль, каким бы качественным он ни был, не застрахован от случайных поломок, поэтому наличие в документах записей, свидетельствующих о внеплановой замене той или иной детали, подтверждает достоверность сведений.

Зачастую подделкой документов грешат те, кто профессионально занимается перепродажей автомобилей, поэтому в простой и непринуждённой беседе можно выяснить, знает ли продавец незначительные нюансы машины, её индивидуальные особенности, и, соответственно, понять, как долго он ею реально владеет. Кроме того, по его контактным данным можно осуществить мониторинг специализированных сайтов, которые позволят выяснить, сколько машин он продал за последнее время.

Все эти способы проверки, так или иначе, не дают никакой гарантии подлинности, поскольку все их можно обойти, если подойти к вопросу фальсификации с должным вниманием. Именно поэтому крупные автопроизводители давно уже перешли к практике заполнения электронных баз данных (электронных сервисных книжек), которые в достаточной степени защищены от подделок.

При выборе автомобиля, ввезённого из Европы, стоит помнить, что торговля как заполненными, так и чистыми сервисными книжками давно уже стала прибыльным и отлаженным бизнесом как в Германии, так и в традиционных странах-импортёрах Беларуси и Польше. Более того, сама бумажная книжка официально документом не является, поэтому привлечь продавца к ответственности крайне сложно. Кроме того, подобная практика встречается не только при покупке машины у частных лиц, но и в случае приобретения в официальном автосалоне в России.

Таким образом, добросовестно заполненная сервисная книжка вовсе не является залогом абсолютной технической исправности автомобиля и добросовестности продавца. Однако её наличие позволит отличить машину в приемлемом состоянии, за которой регулярно осуществлялся квалифицированный уход, от восстановленной или сильно потрепанной, за которую просят слишком высокую цену. Если же автомобиль достаточно свежий, то наличие сервисной книжки является необходимым условием для получения гарантийного обслуживания у дилера.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Сервисные книжки стали электронными. Как с этим жить?

Автомобильные компании в России массово переходят на электронную сервисную книжку, хотя само явление не ново — автокомпании в Европе ввели такую практику еще десять лет назад. Официальные дилеры вносят туда все данные о машине при прохождении каждого обслуживания и осмотра, но многие пока еще продолжают выдавать бумажные аналоги с печатями. Те, кто полностью перешел на электронный учет, выдают клиенту только пароль для доступа в базу данных.

Электронная сервисная книжка позволяет в режиме онлайн вести всю документацию по всем выполненным сервисным работам и содержит информацию о гарантии. Таким образом, она полностью заменяет традиционную бумажную систему. Подразумевается, что вся информация об обслуживании в течение всего срока службы автомобиля будет храниться в центральной базе данных, защищенной от доступа третьих лиц.

Зайти в электронную сервисную книжку автомобиля может как владелец машины, так и представитель официального сервиса, который проводит работы. Но вносить изменения могут лишь последние. При распечатке данных проводится верификация владельца. Некоторые компании делают это через мобильный телефон посредством СМС-сообщения, кто-то просит ввести специальный код, который знает только владелец.

В большинстве официальных дилерских центров клиенту выдается распечатка отчета для его бумажной сервисной книжки. Именно так делают в России, например, Mazda и Ford. Но в случае утери этого отчета данные в любой момент можно восстановить из «облака». По запросу можно распечатать полный отчет о ТО, гарантийных и других ремонтах автомобиля. Точно так же электронная сервисная книжка несет информацию о гарантии. При этом некоторые компании вообще не выдают бумажный вариант, но готовы сделать это по просьбе клиента, как того требует законодательство.

Если владелец автомобиля сменит сервисную станцию или уедет в другой регион либо за границу, электронная сервисная книжка будет доступна в любом месте. Сервисмены увидят всю историю машины и данные обо всех ремонтных работах на языке соответствующей страны. И точно так же смогут поставить свою отметку о посещении или ремонте.

Полезной электронная сервисная книжка окажется и в случае продажи автомобиля с пробегом. Показания пробега и все сведения о произведенных работах документируются в базе данных, созданной официальным дилером или автокомпанией, что дает покупателю дополнительную уверенность в машине и повышает ее остаточную стоимость. Потенциальный покупатель может проверить достоверность и точность сервисной истории, а также пробег на момент прохождения последнего ТО. Однако все это работает только в случае, когда автомобиль обслуживается в официальном сервисе.

После окончания гарантии владельцы машин чаще всего едут в знакомый частный сервис или вовсе меняют масло своими руками, потому что это требует меньших затрат. Однако если сервис оформлен по закону, имеет все необходимые документы и печати и даже сертифицирован для проведения техосмотра, он все равно не является представителем марки.

В бумажную сервисную книжку владельцу с удовольствием проставят выполненные работы. Но в электронной сервисной книжке неофициальные сервисы не могут смотреть историю автомобиля или вносить туда данные, даже если владелец автомобиля передаст им все свои коды и пароли.

Как рассказали корреспонденту Autonews.ru в российском представительстве BMW, после того как машина перестает обслуживаться у официальных сервисов, электронная история перестает обновляться.

«У неофициальных сервисов нет доступа к электронной сервисной книжке. Некоторые научились ее взламывать. Но как только машина снова приедет в официальный сервис, вся информация от неофициалов будет стерта из электронной книжки, потому что за эти работы ответственности мы не несем. Более того, в этом случае исключается лояльность марки и возможность ремонта автомобиля по системе kulanz, когда автокомпания уже после окончания гарантии чинит автомобиль преданного клиента по доброй воле, а таких случаев у нас очень много», — рассказал представитель компании BMW в России Василий Мельников. При этом бумажную распечатку книжки, если клиент все же захочет уйти от официалов в гаражный сервис, дилер сделает.

Похожая история и у марки Mercedes-Benz. «Данные документируются и хранятся в цифровом виде в глобальной системе Daimler. Но клиенту выдается распечатка цифрового сервисного отчета по желанию. Исключение — G-класс, эта модель по-прежнему поставляется с бумажной сервисной книжкой. Данные хранятся на протяжении всей жизни автомобиля и в любой момент могут быть воспроизведены. ТО, выполненное у неофициалов, не засчитывается и считается пропущенным. Неофициальные сервисы не имеют доступа к системе Daimler, взлом исключен», — объяснила Autonews.ru официальный представитель компании Mercedes-Benz в России Татьяна Фролова.

Читайте также  Как проверить настоящий пробег автомобиля?

Представитель марки добавила, что уход в неофициальный сервис может оказывать негативное влияние на решение в гарантийном периоде, а в послегарантийный период лишает клиента многих преференций. Возврат возможен только при определенных условиях, которые зависят от вида послегарантийной поддержки. Основное условие — выполнение очередного ТО в официальном сервисе, включая необходимые сервисные и ремонтные работы.

Компания Audi и все остальные бренды группы Volkswagen начали использовать электронную сервисную книжку еще до 2013 года. «Если гарантия заканчивается, мы делаем выписку всех выполненных за это время работ и отдаем ее клиенту», — рассказала представитель Audi Ксения Стрункина.

Почти все автопроизводители повторяют одно и то же: после окончания гарантии электронная книжка распечатывается (если нужно клиенту) и продолжает храниться на серверах марки. Вносить туда данные могут только официальные дилеры. И если автовладелец хочет вести честную электронную историю, которую потом можно будет показать при продаже, ему придется обслуживаться исключительно в официальных сервисах.

В компании Hyundai, например, в электронную сервисную книжку вносится не только ремонт и обслуживание, но и информация о продлении страховки. А с 1 августа бумажные версии сервисной книжки компания принципиально не выдает, и пока машина обслуживается у официалов, все данные хранятся исключительно в «облаке». Но если после гарантии клиент покидает официальный сервис, согласно закону ему бумаги все-таки выдадут по требованию.

В России процесс внедрения электронной сервисной книжки только идет. На рынке осталось немало компаний, которые еще не начали пользоваться этим сервисом. Например, Toyota продолжает выдавать бумажную версию книжки. Так же поступают и дилеры Lada, и сервисные центры Kia. Однако со временем хранить в «облаке» информацию об обслуживании начнут и они. Гаражным сервисам права вмешиваться в эти данные не дадут.

Проверка документов автомобиля

Итак, допустим, вы нашли интересный вариант, поговорили с продавцом и решили взглянуть на машину поближе. Так вот, первое, с чего стоит начать осмотр – это проверка документов автомобиля.

Подготовка к проверке документов автомобиля

Для детального осмотра документов желательно прихватить с собой лупу или микроскоп. Если у вас хорошее зрение, можно обойтись и без оптических приборов, главное – внимательно изучить документы.

Смартфон с мобильным интернетом, пригодится, если вы заранее не проверили машину и продавца по интернет-базам. Также, может понадобиться хорошее освещение – фонарик смартфона должен сгодиться.

Ну и само собой, в нужный момент напомните продавцу, чтобы он не забыл нужные документы. Давайте перечислим их:

1)Паспорт гражданина
2)ПТС и СТС
3)Сервисная книжка – даже если машина уже сошла с гарантии
4)Документ на право собственности – обычно это ДКП с предыдущим владельцем или дилером
5)Чек — если машина была куплена новой в автосалоне
6)Выписка о закрытии счета — если новая машина покупалась в кредит
7)Диагностическая карта техосмотра – машинам старше 3 лет она нужна для покупки ОСАГО и регистрации в ГИБДД

Изучаем основные документы

Первым делом нужно проверить личность продавца. Сверьте фотографию в паспорте с его лицом и убедитесь, что документ настоящий. Номер паспорта указывается на всех страницах – он должен быть везде одинаковым. Следов замены фотографии тоже быть не должно.

Далее, проверяем, что этот же человек указан в последней записи ПТС автомобиля. Нужно убедиться, что машину продает собственник, а не перекуп. Запись в ПТС должна подтверждаться печатями ГИБДД. Ну а запись без печатей – это пустышка, ее может сделать кто угодно.

Обязательно сверьте заявленные продавцом характеристики с тем, что указано в документах. Ушлые дельцы занижают возраст, завышают мощность и даже могут указывать похожую модель авто.

Обратите внимание на организацию, выдавшую ПТС – если документ выдан ГИБДД, значит перед вами дубликат ПТС. Машина с дубликатом – это повышенный риск, поэтому их лучше обходить стороной.

В принципе, ПТС может оказаться и поддельным. Поэтому внимательно изучаем бланк под лупой или микроскопом, а главное – при хорошем освещении. Что проверять:

1)Водяные знаки – должны быть отчетливо видны на просвет
2)Голограмма – под разными углами переливается всеми цветами. Надписи и рисунки должны быть четкими.

3)Надписи в заголовке, на ощупь должны быть выпуклыми и объемными.

4)Номер ПТС – находится на первой и последней страницах – им обоим нужно уделить особое внимание. Номер должен лежать сплошным слоем краски, а микролинии вокруг не должны быть повреждены.

Одновременно с ПТС проверяем свидетельство о регистрации. Вся информация в обоих документах должна совпадать. В последней записи ПТС должно быть сказано о выдаче этого СТС. Также внимательно изучаем степени защиты свидетельства: водяные знаки, голограмму, печать ГИБДД.

В обоих документах – и ПТС и СТС, обращайте внимание на «Особые отметки». Их содержимое может стать причиной проблем при регистрации. Поэтому, заключать сделку и оплачивать машину я рекомендую вам лишь после всех проверок в ГИБДД.

Как проверить сервисную книжку?

Еще одним важным документом автомобиля можно считать сервисную книжку. При покупке почти новой машины, отметки об официальном сервисе очень важны. Факт дилерской обслуги говорит о том, что на машине не экономили, а это жирный плюс. И наоборот, если у новой машины сервисная книга пуста или ее нет вообще – это плохо. Возможно, машину вообще не обслуживали и новая она только с виду, а внутри — убитая.

Для старых машин наличие сервисной книги не так критично. Но если она есть и в ней присутствуют хотя бы несколько отметок – это тоже хорошо. В России, можно сказать, принято скручивать пробег перед продажей авто, поэтому верить показаниям одометра – нельзя. В этой ситуации, сервисные отметки помогают предположить, насколько реален пробег на одометре.

Проверяя сервисную книжку нужно внимательно изучить ее первую страницу. Помимо ВИН-кода и номера двигателя проверьте дилера и дату продажи. Вся информация должна совпадать с ПТС автомобиля. Далее, нужно изучить записи о проведенных ТО, указанные пробеги и подтверждающие печати сервис-центров.

Однако, не стоит воспринимать сервисную книгу как абсолютно надежный документ. Автосалоны довольно легко подделывают ее – для этого нужна только печать официального дилера. Особенно не стоит питать иллюзий, покупая БУ машину в том автосалоне, где она, якобы обслуживалась.

Какие еще документы проверять?

Итак, если с основными документами проблем нет, то можно начинать осмотр самого автомобиля. Остальные документы – не обязательны, но если они есть, это все же хорошо. Чем больше бумажек накопилось у продавца, тем сильнее это характеризует его как педантичного, ответственного человека. Некоторые автовладельцы настолько дотошны, что хранят чеки от каждой заправки. Купить у них авто – большая удача, ведь машины у них, как правило, очень ухожены. Какие же документы может нам дополнительно предоставить продавец?

1)ДКП и Чек
Ответственный автовладелец обязательно хранит документы, подтверждающие его право собственности на автомобиль. Будет здорово, если он покажет их вам и ничего не утаит. Хорошо, если машина была куплена новой и у продавца есть чек подтверждающий наличную оплату. Значит машина была куплена за наличные, то есть риск покупки кредитного авто – крайне мал.

2)Полис КАСКО
Если продавец признается, что у него есть страховка КАСКО – постарайтесь заглянуть в полис. Дело в том, что страховка КАСКО является обязательным условием автокредита. Если в полисе выгодоприобретателем указан банк, значит машина – кредитная. Покупать такой авто можно лишь получив вместе с продавцом банковскую выписку о погашении кредита.

3)Диагностическая карта техосмотра
Как вы знаете, для регистрации в ГИБДД необходимо сначала купить полис ОСАГО. Так вот действующая диагностическая карта позволит вам сделать это сразу и без проблем. В противном случае, придется сначала пройти техосмотр. Кстати, на апрель 2020 года, техосмотр НЕ требуется проходить машинам младше 3 лет. Но госдумой уже приняты поправки и скоро этот возраст будет увеличен до 4 лет.

Продолжаем осмотр автомобиля

В итоге, проверив документы, не забудьте сверить с ними маркировку кузова. Важно убедиться, что вам дали документы именно от этого автомобиля. Обязательно проверьте все площадки с VIN-номерами на кузове автомобиля и убедитесь, что они не повреждены.

Желательно также проверить номер двигателя, но сделать это самостоятельно – довольно сложно. Во-первых, нужно знать, где находится номер на моторах этой модели, а это везде по-разному. Во-вторых, увидеть номер двигателя, обычно, можно лишь с помощью спец.инструмента – зеркала для осмотра труднодоступных мест. Так вот, все это есть у инспектора, который осматривает машины перед регистрацией, поэтому желательно заключать сделку только после всех проверок в ГИБДД.

Также не забудьте пробить машину и продавца по интернет-базам, если вы не сделали этого заранее. А далее, можно осматривать сам автомобиль – проверить кузов, салон, двигатель, ходовку и так далее. Но обо всем этом, мы с вами поговорим отдельно.