Как пользоваться ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле?

Как устроена и работает система ЭРА-ГЛОНАСС

Данная статья подготовлена, чтобы ответить на часто задаваемые вопросы наших клиентов: что такое ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле и как она работает?

Государственная система ЭРА-ГЛОНАСС была разработана для того, чтобы экстренные службы получили возможность максимально быстро реагировать на автомобильные аварии и другие происшествия. Благодаря внедрению этой системы, врачи, пожарные или спасатели стали значительно быстрее получать информацию об инциденте и прибывать на место ДТП, что позволило снизить уровень смертности и травматизма.

По какому принципу работает ЭРА-ГЛОНАСС?

За информирование экстренных служб о происшествии отвечает установленное в автомобиле устройство – абонентский терминал ЭРА-ГЛОНАСС. По сути, это сотовый телефон с одним запрограммированным номером, который подключён к датчикам в автомобиле и соединен с «тревожной кнопкой»:

  • При аварии срабатывают датчики, установленные в автомобиле. Современные системы фиксируют боковые столкновения, задние и передние удары, а также перевороты транспортного средства.
  • После срабатывания датчиков терминал ЭРА-ГЛОНАСС осуществляет вызов по мобильной сети. Для таких экстренных вызовов был выделен отдельный диапазон кодов (от 941 до 949).

Важно! Срабатывание датчиков для передачи сигнала не обязательно. При необходимости эту операцию можно выполнить вручную, путем нажатия тревожной кнопки.

Если в зоне ДТП активно покрытие сразу нескольких мобильных операторов, то сигнал будет передан по наиболее устойчивому каналу.

Сигнал, который поступает от транспортного средства, попавшего в ДТП, содержит:

  • информацию о местонахождении ТС (для определения координат используется спутниковая сеть ГЛОНАСС);
  • время срабатывания датчиков/нажатия кнопки «SOS»;
  • идентификационный номер ТС (VIN);
  • сведения об аварии (количество и характер сработавших датчиков).

Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. С этой целью оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.

Если ответ отсутствует или водитель либо пассажиры обращаются с просьбой о помощи, то информация от оператора поступает в единый центр координации экстренных служб. В едином центре определяют, кого именно направить на место аварии, а также осуществляют координацию для более эффективной совместной работы экипажей скорой помощи, пожарных, спасателей и т.д.

Использование ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилиста является полностью бесплатным. Работа всех экстренных служб, выезжающих на место ДТП, оплачивается государством.

Комплектация абонентского терминала

Комплектация терминалов ЭРА-ГЛОНАСС определяется техническими регламентами, принятыми в таможенном союзе. Согласно требованиям этих регламентов, в комплект устройства должны входить:

  • кнопка для активации системы в ручном режиме;
  • навигационный модуль (GPS/ГЛОНАСС);
  • GSM-модем для передачи информации по мобильной сети;
  • переговорное устройство (микрофон + динамик);
  • индикаторный блок;
  • датчики, фиксирующие аварийную ситуацию (удар, переворот).

Также терминал комплектуется аккумулятором, обеспечивающим его автономную работу, и антенной, отвечающей за прием и передачу информации.

Размещение элементов в автомобиле определяется производителем.

Если терминал выпускается в качестве отдельного устройства, предназначенного для монтажа на авто, находящееся в эксплуатации, то основные компоненты могут собираться в едином корпусе.

Обязательная установка ЭРА-ГЛОНАСС

Основной документ, который устанавливает требования к оснащению авто терминалами ЭРА-ГЛОНАСС – техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, определяющий критерии безопасности колесных транспортных средств. Согласно требованиям этого документа, с 01.01.2017 система ЭРА-ГЛОНАСС должна устанавливаться на выпускаемые в обращение в РФ транспортные средства категорий:

  • М1 – М3;
  • N1 – N3.

Требования к оборудованию автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС

Эти требования касаются автомобилей:

  • произведенных в РФ;
  • ввезенных официальными импортерами;
  • ввезенных небольшими компаниями или частными лицами.

Исключение делается для ТС, которые пересекают границу РФ для нахождения на территории страны в течение срока, не превышающего 6 месяцев.

Сложности с ввозом и эксплуатацией ТС без ЭРА-ГЛОНАСС

Законодательный запрет на ввоз автомобилей, не оснащенных терминалами ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствует. Ограничения носят иной характер:

  • Любое юридическое или частное лицо может везти на территорию Российской Федерации автомобиль вне зависимости от наличия у него системы экстренного оповещения.
  • Но, согласно действующему регламенту Таможенного союза, с января 2017 года в Паспорте Транспортного средства в разделе «Особые отметки» должна присутствовать информация об установке терминала ЭРА-ГЛОНАСС.
  • Если этой информации не будет – органы, осуществляющие таможенное оформление, просто не выдадут вам ПТС.
  • Последствия очевидны: без ПТС владелец не сможет ни продать автомобиль на территории РФ, ни поставить на учет для получения номеров и дальнейшей эксплуатации.

При покупке за рубежом автомобиля без терминала ЭРА-ГЛОНАСС его приходится транспортировать на автоэвакуаторе. Эксплуатировать такой автомобиль нельзя до установки на него модуля информирования экстренных служб.

Оборудование б/у автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС

В начале 2017 года в связи с вступлением в действие новых нормативных требований ситуация с ввозом подержанных автомобилей существенно осложнилась. В регионах, активно импортирующих авто (например, в Приморье), в таможенных терминалах скопилось более полутора тысяч автомобилей.

В марте 2017 года по инициативе АО «Глонасс» была разработана упрощенная схема оборудования б/у автомобилей таможенными терминалами. Согласно этой схеме:

  1. Автовладелец приобретает терминал с обязательством монтажа на ТС.
  2. В систему вносят номер терминала, номер кузова и VIN автомобиля.
  3. Владельцу выдается СБКТС (свидетельство о том, что конструкция авто соответствует установленным требованиям к безопасности).
  4. После прохождения всех процедур по таможенному оформлению владелец получает паспорт транспортного средства.
  5. В течение установленного срока (10 суток) владелец авто должен обратиться в аккредитованную мастерскую и выполнить монтаж терминала.
  6. После этого выполняется регистрация ТС в ГИБДД.

Устройства, предназначенные для установки в подержанные транспортные средства, отличаются более простой конструкцией. В них отсутствуют датчики, фиксирующие удар или переворот авто, и автоматически сигнализирующие о ДТП: чтобы отправить сообщение экстренным службам, водителю или пассажиру придется самостоятельно нажать «тревожную кнопку». С другой стороны, владельцу автомобиля с установленным модулем нет необходимости проходить краш-тест.

Официальный интернет-сайт системы ЭРА-ГЛОНАСС содержит всю информацию, необходимую для подготовки к оборудованию ТС модулем экстренного информирования. Так, перед покупкой абонентного терминала владелец авто может ознакомиться со списком производителей, продукция которых прошла сертификацию.

Большая часть компаний представляет Российскую Федерацию, но есть в списке сертифицированных производителей и предприятия с зарубежными партнерами.

Необходимость СБКТС для получения паспорта транспортного средства

Для того чтобы получить паспорт транспортного средства (ПТС) в обязательном порядке необходимо оформление документа, свидетельствующего о безопасности конструкции авто.

Для получения СБКТС официальному автоимпортеру необходимо обратиться в сертифицированную лабораторию для проведения тестов и определения надёжности всех систем автомобиля (в том числе установленного терминала ЭРА-ГЛОНАСС и датчиков ДТП).

Если же автовладелец приобретет подержанный автомобиль, то для получения СБКТС он должен предоставить в лабораторию такие документы:

  • подтверждение оператора о том, что терминал ЭРА-ГЛОНАСС и само ТС внесены в реестр;
  • паспорт абонентского терминала;
  • обязательство об установке терминала на ТС.

Свидетельство БКТС выдается на основании этих документов, без прохождения краш-тестов.

Целесообразность покупки за рубежом ТС без ЭРА-ГЛОНАСС

На сегодняшний день ситуация с оформлением подержанных автомобилей и установкой на них терминалов службы экстренного оповещения изменилась в лучшую сторону. Появилась возможность достаточно быстро и при относительно небольших затратах оборудовать ввезенную иномарку системой ЭРА-ГЛОНАСС с тревожной кнопкой.

Таким образом, если в вашем регионе есть организация, обладающая всеми необходимыми разрешениями для установки абонентских терминалов и их регистрации, вы можете планировать покупку подержанного авто за рубежом. Оборудовать его системой информирования службы спасения можно будет сразу после ввоза на территорию РФ.

Как пользоваться ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте также  Как работает esp в автомобиле?

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1530 “О некоторых вопросах создания и функционирования государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения доступа государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц и физических лиц к информации, содержащейся в государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

2. Министерству транспорта Российской Федерации, являющемуся оператором государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС»:

ввести государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее — система «ЭРА-ГЛОНАСС») в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 г.;

совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвердить типовую форму соглашения о порядке информационного взаимодействия между оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых введена в эксплуатацию система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее — система-112);

совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации утвердить порядок информационного взаимодействия между оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации введенной в эксплуатацию системы-112).

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых введена в эксплуатацию система-112, организовать:

заключение соглашения с оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» о порядке информационного взаимодействия в соответствии с типовой формой соглашения, предусмотренной пунктом 2 настоящего постановления;

проведение работ по созданию канала связи между системой «ЭРА-ГЛОНАСС» и подсистемой мониторинга системы-112, предназначенной для приема и обработки информации, поступившей от устройств вызова экстренных оперативных служб, установленных на транспортных средствах.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Правила
обеспечения доступа государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц и физических лиц к информации, содержащейся в государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС»

1. Настоящие Правила определяют порядок обеспечения доступа государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц и физических лиц к статистической информации и аналитической информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях, информация о которых была обработана в государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее соответственно — статистическая и аналитическая информация, система «ЭРА-ГЛОНАСС»), а также юридических лиц и физических лиц — к информации о координатно-временных параметрах транспортных средств, находящихся в их собственности или во владении, на момент дорожно-транспортных и иных происшествий на автомобильных дорогах в Российской Федерации, содержащейся в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее — координатно-временная информация).

2. Статистическая и аналитическая информация, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам и физическим лицам путем размещения на официальном сайте оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обновляемых не реже одного раза в квартал следующих сведений:

а) количество транспортных средств, оснащенных зарегистрированными в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» устройствами вызова экстренных оперативных служб;

б) количество случаев передачи устройствами вызова экстренных оперативных служб, установленными на транспортных средствах, информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах Российской Федерации в систему «ЭРА-ГЛОНАСС»;

в) количество случаев передачи информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах Российской Федерации из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в экстренные оперативные службы;

г) среднее время передачи информации в экстренные оперативные службы.

3. Государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами для исполнения своих полномочий может запрашиваться у оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» иная, не предусмотренная пунктом 2 настоящих Правил, информация с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Ответ на запрос такой информации предоставляется оператором в срок не более чем 15 рабочих дней с даты поступления запроса.

4. Координатно-временная информация предоставляется оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» юридическим лицам и физическим лицам путем предоставления ответов на запросы, содержащих запрашиваемую информацию.

5. Юридические лица и физические лица вправе представить запрос на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного простой электронной подписью соответствующего уполномоченного должностного лица или физического лица, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

6. Форма запроса и перечень документов, прилагаемых к запросу и необходимых для предоставления координатно-временной информации, а также форма ответа на запрос утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

7. Оператор рассматривает запрос о предоставлении координатно-временной информации и в срок не более чем 15 рабочих дней направляет ответ заявителю тем же способом, которым направлен запрос.

8. Оператор отказывает заявителю в предоставлении координатно-временной информации в случаях несоблюдения формы запроса и (или) непредоставления документов, предусмотренных в перечне, указанном в пункте 6 настоящих Правил.

9. При составлении запросов на предоставление статистической, аналитической и (или) координатно-временной информации используется государственный язык Российской Федерации.

Обзор документа

С 1 января 2015 г. решено ввести в эксплуатацию государственную автоматизированную информационную систему (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС». Оператором является Минтранс России.

Министерству, в частности, поручено совместно с МЧС России утвердить типовую форму соглашения об информационном взаимодействии между оператором ГАИС и уполномоченными органами госвласти регионов, где функционирует система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по номеру «112».

Определен порядок обеспечения доступа к информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях, данные о которых были обработаны в ГАИС, о координатно-временных параметрах транспортных средств на момент происшествий на автодорогах, содержащихся в «ЭРА-ГЛОНАСС».

Сведения размещаются на сайте оператора ГАИС не реже 1 раза в квартал. Определен их состав. Например, количество транспортных средств, оснащенных зарегистрированными в «ЭРА-ГЛОНАСС» устройствами вызова экстренных оперативных служб. Иные сведения предоставляются по запросам с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Координатно-временная информация предоставляется путем ответов на запросы. Формы этих документов утверждает Минтранс России.

Новые требования установки ГЛОНАСС на транспортные средства в 2021 году

Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена спутниковая система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.

Существует ряд нормативных документов. в которых четко прописаны требования к установке аппаратуры спутниковой навигации.

В этой статье рассмотрим новое Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020г. №2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», которое заменило, утратившее силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 №153, и призвано повысить эффективность управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.

Данный закон вступит в силу 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027г.

В новое постановление внесены изменения, отсутствующие в законе №153, которые подробно разберем ниже.

Требования к оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств.

Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.

Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.

В перечень сведений о владельце транспортного средства, размещаемых в системе «ЭРА-ГЛОНАСС», включен ИНН. По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе предусмотрено оформление свидетельства в электронном виде, которое направляется на адрес электронной почты владельца транспортного средства в течение 24 часов после идентификации.

Читайте также  Как устранить сколы краски на автомобиле?

На какие транспортные средства нужно устанавливать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС в 2021 году

В обязательном порядке оснащаются следующие транспортные средства:

  • Транспортные средства категории М2, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с максимально допустимой массой до 5 тонн, например необходимо устанавливать ГЛОНАСС на автобусы
  • Транспортные средства категории М3, используемые для перевозки пассажиров, имеющих помимо места водителя, более восьми мест для сидения, с допустимой массой свыше 5 тонн.
  • Транспортные средства категории N, используемые для перевозки опасных грузов.

Таким образом, из списка исключены легковые автомобили (категория М1), а также все грузовики, кроме перевозящих опасные грузы или твердые коммунальные отходы.

Данное постановление не распространяется на следующие виды транспортных средств:

  • ТС органов внутренних дел;
  • ТС, используемые для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • ТС, используемые физическими лицами для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • ТС управления делами Президента;
  • ТС государственной охраны.

Кто имеет право устанавливать на транспортное средство систему GPS ГЛОНАСС?

Установкой аппаратуры спутниковой навигации имеют право заниматься:

  • завод-изготовитель при выпуске с конвейера нового транспортного средства;
  • в рамках предпродажной подготовки ТС дилерская компания;
  • специализированные компании, имеющие разрешение на установку данной аппаратуры, на подержанный автотранспорт.

Владелец (собственник) ТС не имеет право самостоятельно устанавливать аппаратуру спутниковой системы навигации.

Как должна осуществляться установка системы GPS ГЛОНАСС в 2021 году?

Процесс установки включает в себя:

  • монтаж терминала и тревожной кнопки;
  • присоединение оборудования к бортовым системам ТС;
  • настройку работа аппаратуры;
  • тестирование в реальных условиях работы оборудования.

Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в ней следующих данных:

  • государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка. модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства.
  • идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной многофункциональной карты абонента, содержащий профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
  • наименование юридического лица или фамилии, имя и отчество индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, ИНН налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) ТС.

В случае замены аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортном средстве или изменения информации о ТС, его владельце, собственник транспортного средства должен обеспечить передачу данных оператору системы.

При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.

В нашей компании вы можете произвести оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.

Как работает кнопка ЭРА ГЛОНАСС на авто и зачем вообще она нужна

  1. Немного о датах и Дальнем Востоке
  2. Что это такое
  3. Расположение кнопки
  4. Как это работает
  5. ЭРА это хорошо или плохо

Всем доброго времени суток! Сегодня решил поговорить о таком относительном нововведении как кнопка ГЛОНАСС. Хочу поделиться с вами некоторыми мыслями и наблюдениями.

Несмотря на то, что ЭРА ГЛОНАСС работает в нашей стране достаточно давно, не все знают, что это такое, зачем ее устанавливают на авто и что дает наличие такой кнопки в машине.

Постоянно появляются различные новости касательно ЭРЫ, но многие из них не подкреплены ссылками на официальные источники. В итоги новости превращаются в слухи и мифы, способствующие дестабилизации в рядах автовладельцев. Попробуем с некоторыми из них разобраться, ответив на главные вопросы.

Немного о датах и Дальнем Востоке

Начнем, можно сказать, с конца, поскольку эти вопросы до сих пор остаются актуальными, и на них никак не удается получить вразумительный ответ.

Особенно это касается временного порядка установки экстренной кнопки, который распространялся на ввозимые в страну подержанные автомобили.

Среди автомобилистов и простых автолюбителей, лишь планирующих обзавестись собственным транспортным средством, бытуют разные мифы и заблуждения. Причем некоторые из них связаны с тем, что правительство не дает четких ответов на поставленные вопросы. Взять хотя бы так называемый льготный период, который должен был закончиться с 1 июля 2018 года. Ведь еще с 1 января 2017 года ввели правило, согласно которому на все автотранспортные средства в обязательном порядке должна устанавливаться ЭРА. Это касается производимых в стране и ввозимых в РФ авто.

Именно с 1 июля 2018 года должны были ввести некий постоянный порядок. Но как-то об этом забыли, поскольку при наступлении первого числа никаких нововведений не появилось. Законопроект нигде не опубликовали, порядок остался прежним.

В итоге оказалось, что льготный период был продлен еще на один год. Как вы понимаете, с июля уже 2019 года снова ничего не поменялось.

Если у вас есть более свежая и подтвержденная официально информация, обязательно напишите в комментариях.

Что же касается правил для жителей Дальнего Востока, таких городов как Владивосток, то есть действуют льготы на авто из Японии с правым рулем. Фактически правила об ЭРЕ ГЛОНАСС на них не распространяются. Это касается ввоза праворульных легковых машин, а конкретно подержанных. Жителям Дальнего Востока, а также тем, кто переселяется туда с целью постоянного жительства, можно раз в год ввозить по 1 праворульной машине, которая относится к категории М1. При этом им не требуется устанавливать в машине аппаратуру ГЛОНАСС. Наличие ЭРЫ проверяет таможня.

Ходит много слухов о том, что правила отменили, либо вовсе каждому автовладельцу, вне зависимости от года выпуска авто, придется купить и поставить себе ЭРУ. А стоимость комплекта составляет порядка 30 тысяч рублей. Но давайте отталкиваться от официальной информации.

Что это такое

Сначала хочу ответить на один из ключевых вопросов. Он касается того, обязательна или нет эта система ЭРА. Тут стоит сделать отсылку к законопроекту, согласно которому с 1 января 2017 года все именно новые машины в России должны оснащаться такой системой.

Важно учесть, что это касается не только машин, которые выпускают отечественные предприятия типа АвтоВАЗа. Закон распространяется на все автотранспортные средства, ввозимые и реализуемые на российском рынке. С ее помощью планируется ускорить реагирование различных экстренных служб при возникновении ДТП. Также это упрощает связь между водителем и спасателями, пожарными, полицией, скорой и пр. Как бы все делается на благо водителей. Но не все положительно воспринимают такое нововведение. Во многом это связано с тем, что цена на авто повышается, поскольку стоимость системы закладывается в ценник на машину.

Сам водитель видит в автомобиле только кнопку SOS, которая горит красным при активации. Вся начинка спрятана. По факту система довольно сложная, и ее установка вызывает определенные затруднения у автопроизводителей.

Система включает в себя несколько модулей. Они отвечают за то, чтобы передать экстренное сообщение в нужные службы.

Стандартная ЭРА состоит из:

  • навигационного модуля ГЛОНАСС;
  • навигационного модуля GPS;
  • модема-аналога стандартной карты SIM;
  • резервного источника питания;
  • антенны;
  • микрофона;
  • динамика;
  • защитного корпуса.

В зависимости от того, какая это машина, располагаться система может в различных местах. Есть определенные стандарты, согласно которым установка должна осуществляться так, чтобы минимизировать вероятное повреждение при сильных ударах.

Автопроизводитель сам решает, где установить модуль, но все равно обязан придерживаться принятых стандартов.

Расположение кнопки

Вы уже поняли, что ЭРА предусматривает необходимость автопроизводителей осуществлять монтаж кнопки экстренного вызова так, чтобы водители имели возможность самостоятельно ее активировать.

Читайте также  Что такое ГРМ в автомобиле?

Есть правило, согласно которому кнопку следует разместить таким образом, чтобы при ударах и столкновениях минимизировать деформацию и повреждение самой системы. Потому тут требуется проводить дополнительные расчеты боковых и лобовых ударов. При этом должна сохраняться возможность дотянуться до кнопки, сидя на водительском кресле с пристегнутым ремнем. Кстати, ЭРА вынудила автопроизводителей повторно проводить краш-тесты, но уже в России. Даже если машина получила высший балл по Euro NCAP, это не позволит избежать повторного тестирования, необходимого для проверки устойчивости ЭРЫ.

В действительности кнопка чаще всего устанавливается в районе зеркала заднего вида, а также слева или справа относительно рулевой колонки.

Также ГОСТ предусматривает необходимость применения защитных механизмов, предотвращающих случайный вызов служб. Потому кнопка обязательно должна прикрыться с помощью откидной панели.

Как это работает

Теперь немного о том, как пользоваться системой ЭРА ГЛОНАСС. В действительности инструкция будет присутствовать в документации на машину при покупке, потому советую просто изучить это руководство и четко ему следовать.

Система работает в 2 режимах.

  • Авто. Автоматический режим срабатывает в ситуациях, когда происходит сильная авария. После столкновения система создает ВИН-код, включающий в себя информацию о машине, координаты, скорость, направление, количество пассажиров и пр. Передача этих данных происходит через мобильный Интернет любой сети, которая сейчас доступна. Само сообщение имеет небольшой вес, потому даже при плохой связи вероятность передачи информации очень высока. Когда к Интернету подключиться не удается, данные отправляются в виде смс;
  • Ручной. Тут водитель уже сам нажимает на соответствующую кнопку, что приводит к активации работы системы. При необходимости можно прямо из машины по громкой связи с помощью динамика и встроенного микрофона связаться с оператором, рассказать о происшествии, вызвать группу и пр.

При передаче информации, вне зависимости от способа, сначала оператор должен попытаться связаться с водителем. Если это удается сделать, через водителя узнается вся дополнительная информация. Когда водитель не отвечает, на место выезжает группа спасателей и скорой помощи.

Определенные вопросы может вызывать тот факт, что ЭРА узнает о количестве пассажиров в авто. Но это относительно точная информация, поскольку определяется она по числу пристегнутых ремней. Когда пассажир не пристегнут, определить факт его нахождения в транспортном средстве система не сможет.

ЭРА это хорошо или плохо

Этот вопрос хочется задать вам, наши дорогие читатели. Обязательно напишите свое мнение в комментариях.

От себя хочется добавить еще одну вещь. Официально об этом никто не говорит, но многие эксперты сходятся во мнении, что так все в итоге и будет. Речь идет об использовании ЭРЫ ГЛОНАСС как средства фиксации правонарушений в виде превышения скорости. Некоторые специалисты уверены, что уже через пару лет ГЛОНАСС будет передавать информацию в ГИБДД, а водители начнут получать письма счастья со штрафами на тех участках, где нет ни постов ГИБДД, ни камер наблюдения, ни радаров. Так это или нет, покажет время.

Всем спасибо за внимание! Обязательно подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!

Тревожная кнопка

Главным преимуществом системы «Эра-ГЛОНАСС» является оперативное реагирование экстренных служб на ДТП — в среднем на 30 процентов быстрее, чем когда об аварии сообщается по телефону. По статистике, примерно 60 процентов случаев ДТП с летальным исходом происходит из-за несвоевременного оказания медицинской помощи. Через бортовые терминалы сигнал в службы экстренной помощи поступит в течение 10 секунд, при этом сразу автоматически будут переданы точные данные о месте и степени тяжести аварии. Таким образом, пострадавшие в ДТП получат своевременную медпомощь, а число случаев травматизма в дорожных авариях уменьшится. Для сравнения: реагирование на телефонный звонок, например, в «скорую» обычно занимает 10-45 секунд, и только после этого начинается разговор с диспетчером.

Проблема несвоевременного приезда «скорой помощи» на место вызова действительно существует, причем по всей России. По прогнозам оператора системы «Эра-ГЛОНАСС», установка терминала в каждом автомобиле может спасать ежегодно до четырех тысяч человек. Устройства быстрого реагирования будут охватывать весь российский автопарк, включая коммерческие и грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы. И еще один плюс в системе экстренного реагирования — водителям не придется платить абонентскую плату за пользование ею.

Тем не менее вместе с плюсами навигационно-коммуникационной системы есть и существенные недостатки. Во-первых, для реализации проекта пока недостаточно развита инфраструктура, а именно — качество спутниковой связи. Например, если авария произойдет на трассе вдали от города, куда сигнал связи доходит слабо или где он вовсе отсутствует, терминал не сможет быстро передать данные в экстренные службы, а значит, и полноценно выполнять свои функции.

Во-вторых, недостатком системы, безусловно, станет повышение стоимости новых автомобилей. Чтобы они соответствовали новому техрегламенту в 2017 году, производители вынуждены выделить достаточно большие суммы. На сертификацию — порядка 13 миллионов рублей, на покупку бортовых терминалов — по четыре тысячи для каждого авто, а еще — на краш-тесты двух машин одной модели. В себестоимость каждого автомобиля будет включен определенный процент от этих расходов. Например, бренды массового и бюджетного сегментов, такие как Lada, Nissan и Subaru, будут тратить по 13,5-17,3 миллиона рублей на сертификацию и испытания одной модели. В то время как у люксовых брендов Porsche и Lamborghini издержки составят 20-45 миллионов. То есть крупнотиражные автомобили, которые продаются на российском рынке партиями более чем по 10 тысяч единиц, могут подорожать незначительно — примерно на 1-1,2 процента. С учетом стоимости бортового терминала — на 4900-9500 рублей. Но производителям премиальных или «нишевых» авто, возможно, придется увеличивать цены более чем на 1,7-11,5 процента. Прирост в стоимости будет намного существеннее — от 111 тысяч до 1,9 миллиона рублей. Более того, в 2017 году на все новые автомобили, на которых не установлены системы «Эра-ГЛОНАСС», сократится скидка по госпрограммам «Автомобиль для многодетной семьи» или «Новый автомобиль» на два процента. Таким образом правительство РФ намерено стимулировать продажи машин с установленной системой экстренного реагирования.

Еще один нюанс обязательной установки системы «Эра-ГЛОНАСС» на каждое авто — это уход с отечественного рынка некоторых малотиражных моделей. Уже к концу 2016 года в России более 26 тысяч машин и порядка 60 моделей были оснащены терминалами экстренного реагирования. Полностью пройдена сертификация у Kia, Ford, Lada. Но есть бренды, которые оказались не готовы проводить дорогостоящие краш-тесты и сертификацию для всей линейки моделей, выпускаемых на российский рынок. Производители «нишевых» автомобилей — кабриолетов, минивэнов, купе — и люксовые бренды будут вынуждены сократить поставку машин в РФ. Audi и BMW уже заявили о сокращении модельного ряда в России, под вопросом остаются Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Maserati. Ожидается, что в текущем году на российском рынке число моделей уменьшится на 100 единиц — примерно на одну треть.

Отметим, что новый техрегламент был введен именно в тот момент, когда продажи авто на рынке постоянно сокращаются — в 2015 году на 35,7 процента, в 2016-м — на 12 процентов за 11 месяцев. На мой взгляд, чтобы проект «Эра-ГЛОНАСС» имел успех и получил необходимое финансирование, следует стимулировать продажи автомобилей не только массового сегмента, но и премиум-класса, и небольших брендов. Это бы не сократило, а увеличило предложение на отечественном авторынке.