Как определить срок полезного использования автомобиля?

Срок полезного использования автомобиля

Амортизация применяется не только при ведении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, но и для выяснения того, какой максимальный срок составляет эксплуатация автомобильного транспорта, и какую сумму денежных средств следует предусматривать в смете расходов на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

07 июля 2016 года Правительство Российской Федерации приняло изменения в Классификационных требованиях к основным фондам, включаемым в амортизационные фонды, вступившие в действие с наступлением 2017 года.

Данные изменения позволяют применить новые подходы к определению срока полезного использования транспортных средств легкового и грузового назначения.

От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей

Согласно принятой в Российской Федерации классификации, легковые автомобили подразделяют на пять классов. Отнесение легкового автомобиля к тому или иному классу транспортных средств происходит, в зависимости от объема его двигателя.

Так:

  • к первому классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя до 1.2 литра,
  • ко второму классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя от 1.2 до 1.8 литра,
  • к третьему классу относятся автомобили с объемом двигателя от 1.8 до 3.5 литров,
  • к четвертому классу – автомобили, у которых объем двигателя превышает 3.5 литра,
  • пятый класс представительский. Объем двигателя никакого значения не имеет.

В течение какого времени можно вернуть машину в салон?

Срок полезного использования авто по классам

Принятый с 01 января 2017 года новый классификатор делит автомобили на две амортизационные группы, которые устанавливают полезный срок их использования:

  • первый, второй и третий класс автомобилей относится к третьей амортизационной группе. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 3 до 5 лет,
  • к пятой амортизационной группе относятся легковые транспортные средства, входящие в большой и высший класс. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 7 до 10 лет,
  • транспортные средства в виде автомобилей малого класса, которые используются инвалидами для передвижения, в выше приведенную классификацию не включаются, однако, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком их полезного использования в пределах от 5 до 7 лет,
  • транспортные средства представительского класса относятся к высшему классу или классу люкс. Четких критериев для объема двигателя данные автомобили не имеют.

Первостепенное значение имеют:

  • размеры автомобиля: длина от 5 метров, ширина от 1,7 метра,
  • марка автомобиля. К ним относятся автомобили премиум-класса: BMW, Mercedes, Lexus и тому подобные.

К второстепенным показателям относятся:

  • стоимость транспортного средства,
  • вид формы кузова автомобиля,
  • быстроходные качества,
  • наличие или отсутствие бронирования,
  • условия комфортабельности.

Есть определенные транспортные средства, которые по физическим показателям относятся к категории автомобилей высшего класса, но по другим показателям не относятся к премиальным маркам. Поэтому их место в третьем или четвертом классе легковых автомобилей.

Чтобы отнести легковой автомобиль к категории транспортных средств высшего класса, получите заключение специального эксперта.

Национальная классификация отличается от европейской. Так, в отечественной классификации в качестве основного значения применяется объем двигателя. В европейской же главную роль имеет размер автомобиля.

Утилизация брошенных автомобилей.

Когда не надо платить налог при продаже автомобиля, читайте тут.

Как оформить возврат автомобиля в салон, читайте по ссылке: https://novocom.org/avtotransport/vozvrat-avtomobilya-v-avtosalon/kak-oformit-vozvrat-avtomobilya-v-salon.html

Например, национальная классификация позволяет узнать класс модели в зависимости от полного названия транспортного средства. Так, в автомобиле ВАЗ 2114 первая цифра 2 отображает класс. Следовательно, объем двигателя может быть от 1.2 до 1.8 литра. Автомобиль относится к малому или второму классу. Сухой вес составляет 900-1000 килограммов.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Как определить срок полезного использования автомобиля б/у

Особый порядок предусмотрен для определения срока и порядка проведения расчета износа в отношении транспортного средства, которое было приобретено в подержанном состоянии.

При таких условиях, срок оставшейся службы автомобиля, определенный с помощью Классификатора, уменьшите на показатель временного периода, в течение которого он подвергался эксплуатации со стороны прежнего владельца.

Время эксплуатации рассчитывается, исходя из данных технического паспорта транспортного средства, а не со слов прежнего владельца.

Что делать, если дилер долго ремонтирует машину?

Кроме того, достоверно установить время предыдущей эксплуатации транспортного средства можно по следующим документам:

  • акт приема-передачи,
  • инвентарная карточка или ее заверенная копия.

В тех случаях, когда срок эксплуатации автомобиля прежним собственником приблизился к значению верхней границы периода, который определяется Классификацией, либо превысил ее, то новый владелец транспортного средств может определить оставшееся время эксплуатации по своему усмотрению. Однако требования, относящиеся к технике безопасности транспортного средства, должны быть соблюдены.

Так, если рассмотреть следующий пример, то выяснится:

  • учредитель внес в уставной фонд предприятия легковой автомобиль, относящийся к третьей группе Классификации. Согласно требованиям нормативных актов, срок его полезного использования составляет в границах 3-5 лет,
  • согласно переданным документам, транспортное средство пребывало в эксплуатации четыре с половиной года.

Вывод: срок эксплуатации автомобиля необходимо устанавливать по усмотрению нового собственника транспортного средства, принимая во внимание срок предыдущей эксплуатации и техническое состояние автомобиля.

В результате анализа изложенных фактических обстоятельств, юридическое лицо приняло решение – установить срок эксплуатации автомобиля, равный 36 месяцам. А это означает, что автомобиль через три года не будет ничего стоить.

Посмотрите видео. Как амортизировать купленный автомобиль:

Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации

На законодательном уровне установлено, что при покупке дорогостоящего оборудования или объектов применяется понижающий коэффициент износа.

Так, коэффициент со значением 0,5 подлежит применению:

  • в отношении легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает 600 тысяч рублей,
  • в отношении микроавтобусов с первоначальной стоимостью выше 800 тысяч рублей.

Следует иметь в виду, что такое требование установлено для ведения налогового учета. А для ведения бухгалтерского учета такое требование не является обязательным.

Кроме того, в результате применения понижающего коэффициента, предельное значение стоимости транспортного средства периодически меняется, и приходит время, когда стоимость транспортного средства становится меньше, чем установленные законом значения. Как быть в такой ситуации?

С точки зрения Министерства финансов РФ, установленный способ начисления амортизационного износа имущества не должен меняться в течение всего срока амортизации. С практической стороны, применение или неприменение коэффициента не влияет на амортизацию имущества.

Таким образом, в результате изменение лимита стоимости транспортного средства, юридическое лицо, являющееся собственником автотранспорта, может принять решение о прекращении применения понижающего коэффициента. Однако такое решение чревато судебными разбирательствами.

Чем может обернуться экономия на покупке машины?

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности,
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете

Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.

Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:

  • линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями,
  • способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора,
  • способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.

Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.

Читайте также  Штурман это кто в автомобиле?

В практической деятельности наиболее часто применяется первый и четвертый способы амортизационных отчислений. Юридическое лицо может в начале каждого года изменить применяемый способ амортизации.

Однако закон устанавливает следующее требование: если первоначально стал применяться нелинейный способ амортизационных отчислений, то перейти на другой можно только через пять лет.

Применяя амортизационные отчисления, руководствуйтесь нормами, которые прописаны в статье 259 Налогового кодекса Российской Федерации.

Посмотрите видео. Износ автомобиля и методика его расчета:

Срок полезного использования грузового и легкового автомобиля

Под сроком полезного использования автомобиля понимается период, в течение которого транспортное средство приносит экономическую выгоду. При определении этого критерия учитывается амортизация автомобиля — степень физического износа. Эти данные необходимы для налоговой и бухгалтерской отчётности. Кроме этого, расчёт амортизации позволяет определить срок эксплуатации транспортного средства, которое числится на балансе предприятия, составить смету на техническое обслуживание и ремонт.

Определение амортизационной группы легковых авто

Согласно общепринятой классификации, действующей на территории Российской Федерации, легковые автомобили делятся на 5 классов. Ключевым критерием такого подразделения является объём двигателя. Выглядит это следующим образом:

  • класс 1 — относятся машины, где объём двигателя меньше значения 1,2 литра;
  • класс 2 — объём варьируется в пределах 1,2-1,8 литра;
  • класс 3 — машины с объёмом двигателя 1,8-3,5 литра;
  • класс 4 — транспортные средства, объём двигателя которых превышает 3,5 литра;
  • класс 5 — представительские авто, объём двигателя которых не играет решающей роли.

Важно! Автомобили представительского класса отечественного производства имеют числовой классификатор «5», который ставится первым в номере модели. Для транспортных средств иностранного производства такая классификация не предусматривается: принадлежность авто к высшему классу определяется производителем.

Сроки полезной эксплуатации авто по классам

В соответствии с положениями статьи 258 НК , всё амортизируемое имущество подразделяется на 10 групп. Если проводить подразделение по классам, легковые автомобили подходят под критерии 2 групп:

  • 3 группа — охватывает малолитражки и авто среднего класса. Сюда входят авто 1-3 класса включительно. Сроки полезного использования установлены периодом 3-5 лет;
  • 5 группа — относится к транспортным средствам представительского класса, устанавливает срок полезной эксплуатации 7-10 лет.

Малолитражные автомобили, которые предназначены для передвижения людей с ограниченными возможностями, исключаются из общей классификации, однако период их полезного использования установлен в 5-7 лет. Это относит такие транспортные средства к 4-й амортизационной группе.

Скачать для просмотра и печати:

Авто представительского класса

Учитывая, что автомобили класса «Люкс» не определяются по критериям объёма двигателя, для них действуют другие параметры. Основными считаются 3 показателя:

  • длина — более 5 метров;
  • ширина — от 1,7 метра;
  • модель — по умолчанию к транспортным средствам представительского класса причисляются автомобили марок Mercedes, BMW, Lexus и другие авто с приставкой «премиум».

Вторичную определяющую роль играют такие параметры:

  • рыночная цена;
  • скоростные характеристики;
  • тип кузова;
  • комфортабельность салона;
  • безопасность: бронирование.

Нужно уточнить, что причислить автомобиль к представительскому классу помогает совокупность первостепенных и второстепенных признаков. Например, авто может подходить этой категории по размеру кузов и модели, но не соответствовать по вторичным показателям. В этом случае, авто включается в 3-4 амортизационную группу.

Кроме этого, российская и европейская классификации значительно отличаются. Например, на территории РФ подразделение машин идёт по объёму двигателя, в Европе ключевым параметром считается размер. Поэтому утверждение производителя, что иномарка относится именно к представительскому классу, не всегда соответствует действительности. Поэтому, чтобы отнести авто к высшей категории, необходимо экспертное заключение.

Классификация российских авто

Для определения класса отечественных автомобилей достаточно обращать внимание на номер модели: первая цифра соответствует классу. Например, ВАЗ 2109 указывает, что транспортное средство относится ко 2-му классу, обладает объёмом двигателя 1,2-1,8 литра, имеет срок полезного использования 3-5 лет.

Пример расчёта периода полезной эксплуатации

Приобретён автомобиль Suzuki в подержанном состоянии, бывший в эксплуатации полтора года. Объём двигателя машины 2,5 литра. Взяв за основу эти данные, можно без проблем рассчитать срок полезного использования. Для этого необходимо выполнить 3 простых действия:

  • определение амортизационной группы — объём двигателя указывает, что авто относится к 3 группе;
  • период полезного использования (общий) — для этой группы сроки варьируются в пределах 3-5 лет;
  • период полезного использования (оставшийся) — из общего срока вычитается период эксплуатации.

В результате, период полезной эксплуатации составит 1,5-3,5 года.

Грузовой транспорт: разделение на амортизационные группы

Здесь действуют несколько иные критерии, но в целом, срок расчёта полезного срока использования производятся по стандартной схеме.

Определение по техническим характеристикам

Для грузового автотранспорта, ключевым критерием при распределении является не объём двигателя, а показатели грузоподъёмности и технические особенности. По этому признаку грузовики разделяются на 3 группы:

  • третья группа — малотоннажные автомобили, грузоподъёмностью до 3,5 тонн;
  • четвёртая группа — не превышает 5 тонн, сюда обычно относятся авто общего назначения: самосвалы, тентованные и промтоварные фургоны, бортовые платформы, автокраны;
  • пятая группа — более 5 тонн, сюда включена тяжёлая спецтехника: седельные тягачи, гидроманипуляторы, мусоровозы.

Классификация

Сроки полезного использования также соотносятся с принадлежностью грузового автомобиля к амортизационной группе. Например:

  • группа 3 — полезный срок эксплуатации 3-5 лет;
  • группа 4 — полезный период 5-7 лет;
  • группа 5 — срок 7-10 лет.

Сроки полезного использования для новых и бывших в употреблении автомобилей

Для новых автомобилей рассчитывать период полезного использования не нужно: достаточно определить принадлежность транспортного средства к амортизационной группе. С техникой б/у ситуация несколько усложняется. Здесь необходимо учитывать фактический срок эксплуатации автотранспорта предыдущим владельцем, после чего вычесть это значение из данных классификатора.

Бывают случаи, когда срок полезной эксплуатации приобретённого автомобиля приблизился к максимально допустимому значению либо превышает его. Например, компания приобрела автомобиль третьей амортизационной группы, который был в эксплуатации 4,5 года. Для этой категории авто срок эффективного применения не может превышать 5 лет. В этой ситуации новый владелец может продлить период полезного использования по своему усмотрению, основываясь на техническом состоянии транспортного средства.

Важно! Срок эксплуатации устанавливается только на основании техпаспорта.

Применение понижающих коэффициентов

Такие коэффициенты используются для ведения налоговой отчётности, для бухгалтерии предприятия они необязательны. Применяются понижающие коэффициенты для транспортных средств с первоначальной стоимостью:

  • от 600 000 рублей — для легкового автотранспорта;
  • от 800 000 рублей — для микроавтобусов.

Применение повышающих коэффициентов

Этот порядок определяется статьей 259.3 НК РФ. Здесь указано, что повышающий коэффициент механического износа применяется в случаях:

  1. Эксплуатация в условиях агрессивной среды или повышенной сменности — коэффициент 2. Агрессивной средой определяется совокупность факторов, способствующих преждевременному износу авто. Например, техника работает в токсичной среде, пожаро- и взрывоопасных зонах;
  2. В отношении техники, которая является предметом договора лизинга — коэффициент 3. Это правило не распространяется на используемые автотранспортные средства, которые относятся к категории 1-3 амортизационных групп.

Скачать для просмотра и печати:

Амортизация авто в бухгалтерском учёте

Для определения срока службы автомобиля применяется 4 способа начисления амортизации:

  1. Линейный. Здесь стоимость автомобиля, поставленного на баланс предприятия, уменьшается — снижается равными частями на протяжении срока полезного использования;
  2. Снижаемый остаток. В этом случае в расчёт принимается срок эксплуатации и применяемый коэффициент. Начисление производится ежегодно по остаточной стоимости транспортного средства. Применяется эта методика только для лизинга;
  3. Списание по количеству лет. Здесь нормативные отчисления перемножаются с текущей либо первоначальной стоимостью авто;
  4. Пропорциональный. В этом случае объём производства за расчётный период делится на предполагаемый срок полезного использования.

Наиболее простой, но далеко не самой эффективной методикой амортизационных начислений, является линейный способ. Выглядит он так: компания приобретает транспортное средство, срок службы которого составляет 10 лет за 1 000 000 рублей. Стоимость делится на срок полезной эксплуатации, в результате цена автомобиля ежегодно уменьшается на 100 000 рублей.

Важно! Если бухгалтерия изначально практикует нелинейный способ исчислений, сменить его можно только через 5 лет.

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

Автор: Т. Кочнова, к. э. н., заместитель директора Департамента бухгалтерского учета Минобрнауки РФ

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н1 сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Читайте также  Из чего состоит выхлопная система автомобиля?

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) — 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

Какой срок полезного использования автомобиля?

Если транспорт состоит в реестре основных средств предприятия, то на него каждый месяц должна начисляться амортизация.

Чтобы правильно высчитать сумму амортизации, нужно сначала посчитать срок полезного использования автотранспорта (далее по тексту – СПИ) автомобиля.

СПИ машины считается тот временной промежуток, за который автомобиль будет приносить предприятию доход. СПИ в налоговом учете и бухгалтерии высчитывается по-разному.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Входят ли автомобили в реестр основных средств?

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.

Читайте также в нашей статье, что должно содержаться в аптечке автомобилиста.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:

  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года;

Есть ли срок годности у автомобильного огнетушителя, узнайте здесь.

Необходимо ли вычисление СПИ при определении амортизации автотранспорта?

Если автотранспорт определен на балансе предприятия как ОС, то для него в налоговом учете устанавливается амортизационная группа.

С ее помощью можно вычислить СПИ автотранспорта.

В бухучете СПИ можно вычислить и без отнесения к такой группе. Он рассчитывается на основании предположительного времени и условий работы.

Предприятие должно начислять амортизацию все время службы автотранспорта до наступления его предельной степени износа и списания.

Как рассчитывается в бухучете?

В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.

Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.

Читайте в этой статье, как получить вычет за обучение в автошколе.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:

  • предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
  • документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
  • условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.

к содержанию ↑

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.

Легковые автомобили

СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:

  • от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
  • от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
  • от трех до пяти лет – прочие легковые машины.

В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.

Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.

Автобусы

СПИ автобусов зависит от его габаритов и области использования (городской или междугородний):

  1. от семи до девяти лет – прочие типы автобусов, длина которых от 16,5 до 24 метров;
  2. от пяти до семи лет – большие автобусы длиной до 24 метров, которые следуют в черте города и между городами;
  3. от трех до пяти лет – маленькие автобусы длиной до 7,5 метров.

Для примера возьмем автобус длиной 18 метров, перевозящий пассажиров между городами.

Исходя из длины и места эксплуатации можно определить, что его амортизационная группа – 4, то есть срок его эксплуатации составляет от пяти до семи лет.

Читайте в данной статье, сколько времени действительна мед. справка для получения водительского удостоверения.

Грузовые машины

СПИ у грузовиков рассчитывается исходя из грузоподъемности и области применения автомобиля:

  • от семи до девяти лет – грузовики, масса груза которых составляет от 3,5 до 12 тонн, прицепы, полуприцепы;
  • от пяти до семи лет – самосвалы, фургоны, спецтехника;
  • от трех до пяти лет – небольшие автомобили с грузоподъемностью до 3,5 тонн.

Например, КамАЗ можно включить в группу к самосвалам.

Соответственно, его амортизационная группа – 4, то есть его СПИ находится в диапазоне от пяти до семи лет.

Специальный транспорт

В зависимости от области использования спецтехника делится на следующие группы:

  1. от семи до девяти лет – мусоровозы, гидроподъемники;
  2. от пяти до семи лет – техника коммунальных служб, катафалки, машины с нефтепродуктами или газом, техника различных служб;
  3. от трех до пяти лет – прочие спец. автомобили.

Читайте в следующей статье об отличиях срока гарантии и эксплуатации.

Например, нужно рассчитать СПИ поливомоечной машины тротуарной.

Данный вид транспорта относится к спецтехнике коммунальных служб, то есть к 4 амортизационной группе.

Его СПИ составит от пяти до семи лет.

Законодательство позволяет установить СПИ в бухгалтерском учете соответствующий сроку, определенному в налоговом учете при использовании Классификации ОС.

Это очень удобно в применении, так как одинаковый СПИ позволяет свести к минимуму расхождения в налоговой и бухгалтерской документации.

Смотрите также в этом видео, как амортизировать купленный автомобиль:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Расчет амортизации и износа автомобиля: используемые формулы

Возможные способы начисления амортизации автотранспорта

Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах.

Методики начисления амортизационного износа авто

Для расчета транспортного износа, в бухгалтерском деле используют четыре метода. Эти четыре методики делятся на линейный и нелинейные. Предприятие лично выбирает для себя более подходящий способ, и пользуется им, чтобы считать списания износа.

Начисления автомобильной амортизационной части можно рассчитать следующими вариантами:

  • линейный вариант;
  • вариант уменьшаемого остатка;
  • вариант отчисления цены, по сумме чисел лет срока полезного потребления;
  • вариант списания цены соответственно размеру продукции или услуг.

Линейный способ амортизации

Линейная методика расчета транспортного износа заключается в том, что финансы которые начисляются за износ в течении одного месяца, рассчитываются умножением начальной или восстановительной цены амортизации, конкретной для данной собственности.

Чтобы рассчитать норму амортизации линейным способом нужно знать число месяцев полезного потребления транспорта. После чего необходимо единицу разделить на период полезного применения (считается в месяцах) и умножить на сто процентов. Полученная цифра является годовой, для расчета месячных отчислений необходимо данную величину разделить на 12.

Такой способ расчета является самым распространенным из-за его простоты. Начисления транспортного износа необходимо начинать с 1-ой даты месяца, который является последующим после месяца введения автомобиля в использование. А списываются данные износы одинаковыми объемами в течение всего срока потребления.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев). В этом случае месячная сумма амортизации – 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.

Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.

Методика уменьшаемого остатка

Самым ускоренным способом амортизации техники является методика уменьшаемого остатка, которая в начальные годы полезной эксплуатации может намного быстрее списывать движимую собственность. Это можно объяснить тем, что в начальном периоде производительность нового транспортного средства выше и со временем уменьшается в связи с его старением. Поэтому целесообразным является амортизировать автомобиль наиболее быстро в первые годы его нужного использования.

Для расчета данного способа расчета амортизации необходимы знания следующих характеристик:

  • первоначальная стоимость активов;
  • остаточная цена;
  • срок полезной эксплуатации.

Чтобы посчитать износ автотранспортного средства методом уменьшаемого остатка нужно: остаточную цену (начало года или месяца) умножить на норму износа (формула указана в линейном методе) умножить на коэффициент форсирования (данный показатель устанавливает предприятие самостоятельно) и помножить на сто процентов.

Примеры для 2021 года

Пример 1 для линейного метода:

Организация купила легковой автомобиль за 750 000 руб. Для него установлен срок полезного использования 5 лет (5*12мес. = 60 мес.).

Заполняется две строки в калькуляторе:

  • 1 — 750000;
  • 2 — 60.

Результаты онлайн вычислений:

Пример 2 по километражу:

Организация купила легковой автомобиль, для которого нормативный пробег до 250 000 км. Стоимость авто составила 350 000 руб.

В первый месяц ТС проехал 15 000 км. Рассчитаем амортизацию, которую нужно списать в первый месяц эксплуатации.

В калькуляторе заполняем три поля — 1, 2 и 4 (350000, 250000 и 15000).

Итоги онлайн вычислений:

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Группа по Классификации Срок полезного использования
III От 3 до 5
IV От 5до7
V От 7до 10

Большинство легковых автомобилей и микроавтобусы включаются в третью группу. К четвертой можно отнести легковой транспорт малого класса, а к пятой – большого и высшего класса.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.
    Для расчета используется формула: среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.
    Для проведения расчетов используется следующая формула: остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
    Для расчетов применяется следующая формула: начальная стоимость ТС * норма амортизации.

Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Как рассчитать амортизацию по основному средству линейным методом?

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Как учесть амортизацию основных средств в расходах по налогу на прибыль?

Определение срока использования для подержанных машин

В особом порядке определяется срок и порядок расчета износа по автотранспорту, приобретенному в подержанном состоянии. В таком случае срок службы машины, установленный Классификатором, можно уменьшить на то время, которое он эксплуатировался прежним владельцем.

Важное условие – этот период должен быть подтвержден документами, например техпаспортом машины. Установить время эксплуатации автомобиля предыдущим владельцем можно и по таким документам, как:

  • Акт приема-передачи;
  • Заверенная копия инвентарной карточки объекта.

Возможна ситуация, когда срок эксплуатации автотранспорта у предыдущего хозяина приближается к верхней границе периода, определенного Классификацией, либо превышает ее. В таком случае новый собственник может определить срок на свое усмотрение, опираясь на требования техники безопасности и иные критерии.

Например, легковой автомобиль, который относится к III группе в соответствии с Классификатором, получен предприятием от учредителя в качестве взноса в уставный капитал. Согласно законодательству для этой категории основных фондов установлен срок полезного использования от 3 до 5 лет. По документам на автомобиль он находился в эксплуатации 4 года 6 месяцев. Новый владелец имеет право установить срок эксплуатации по своему усмотрению с учетом времени использования объекта предыдущим владельцем и технического состояния машины. Учитывая эти критерии, организация установила срок равным 36 месяцам. Это означает, что на протяжении такого периода стоимость автомобиля будет списываться путем начисления износа.

Амортизация автомобиля.Тонкие моменты

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.