Что такое pcm в автомобиле?

Электронный блок управления (ЭБУ) — какие бывают, из чего состоят, как работают, где находятся

Электронный блок управления (ЭБУ) — это общий термин для любого из компьютерных модулей, которые получают данные от датчиков в автомобиле и управляют различными электрическими функциями. Можно сказать, что это компьютерные мозги автомобиля.

Электронный блок управления также называют ECU — Electronic Control Unit.

По мере того, как автомобили становятся более сложными и оснащаются бóльшим количеством датчиков и функций, на одном транспортном средстве могут быть установлены десятки различных блоков управления.

  1. Из чего состоит ЭБУ
  2. Виды ЭБУ
  3. Body Control Module (BCM)
  4. Passenger Door Module (PDM)
  5. Airbag Control Module (ACM)
  6. Electronic Vehicle Information Center (EVIC)
  7. Controller Antilock Brakes (CAB)
  8. Transmission Control Module (TCM)
  9. Sentry Key Immobilizer Module (SKIM)
  10. Heated Seat Module (HSM)
  11. Memory Seat Module (MSM)
  12. Driver Door Module (DDM)
  13. Powertrain Control Module (PCM)
  14. Sunroof Module (SM)
  15. Rain Sense Module (RSM)
  16. Adjustable Pedals Module (APM)

Из чего состоит ЭБУ

ЭБУ включает в себя:

  1. ПЗУ — постоянное запоминающее устройство, оно же ROM — read-only memory , постоянное запоминающее устройство. Здесь хранится прошивка и данные калибровочных таблиц. Прошивка представляет собой алгоритм управления.
  2. 8-битное микропроцессорное ОЗУ — оперативное запоминающее устройство, оно же RAM — random access memory, память с произвольным доступом. Здесь хранятся данные, которые в процессе работы изменяются. Это могут быть промежуточные результаты вычислений или значения, полученные от датчиков. В отличие от ПЗУ, информация в ОЗУ стирается после выключения питания контроллера.
  3. Формирователи входных сигналов. В них происходит согласование уровней входных сигналов (усиление или ослабление). Бывают формирователи аналоговых, дискретных, частотных сигналов.
  4. Формирователи выходных сигналов (драйверы). Усиливают сигнал с процессора для управления исполнительными механизмами.
  5. Аналого-цифровой преобразователь (АЦП, Analog-to-digital converter — ADC). Преобразует аналоговые сигналы в цифровые.
  6. Процессор. Производит арифметические и логические операции, управляет сигналами на исполнительные механизмы и датчики.
  7. Источник питания. Преобразует и стабилизирует напряжение с аккумулятора в +5 вольт. От него также запитаны некоторые датчики.
  8. Интерфейс ввода/вывода (input/output, I/O). Через порты ввода/вывода происходит считывание входных и отправка выходных сигналов и информации.

Виды ЭБУ

Разберем типы электронных блоков управления на примере JEEP Grand Cherokee.

Body Control Module (BCM)

Блок управления бортовой электроникой (дверные замки, стеклоподъемники, подсветка салона и т. п.). BCM крепится к блоку предохранителей с водительской стороны ниже приборной панели.

Внутри BCM есть микросхема, которая получает информацию от датчиков в автомобиле через программируемый интерфейс связи (РСI — Programmable Communication Interface).

PCI предназначен для организации обмена данными между микропроцессором и удаленными внешними устройствами.

Как работает модуль управления силовым агрегатом (PCM) на автомобиле.

Модуль управления трансмиссией является лишь одним из многих электронных блоков управления (ЭБУ), используемых в автомобилях. Некоторые современные автомобили могут иметь до 80 таких ECU.
Современные машины по праву можно назвать красавицами с мозгами. Помимо своих изящных внешних кривых и контуров, они содержат крошечные, но чрезвычайно мощные микроконтроллеры, которые обеспечивают им более чем достаточную вычислительную мощность, чтобы опозорить настольный компьютер!
Модули управления силовыми агрегатами, или PCM, как их называют, являются мозгом современных «умных» автомобилей. Они несут ответственность за управление несколькими важными функциями в двигателе автомобиля. Их правильное функционирование напрямую влияет на производительность автомобиля, и, следовательно, глубокое понимание их работы является обязательным условием.
В следующих строках мы буквально погрузимся под капот и узнаем, как можно больше о работе модулей управления силовой передачей. Давайте начнем с первого понимания, что же такое PCM.

Что такое PCM?

PCM — это встроенная система, предназначенная для управления функциями двигателя автомобиля. По сути, это небольшой компьютер, который следит за правильной работой двигателя. Теперь можно представить, что компьютер автомобиля должен быть похож, скажем, на ноутбук или настольный компьютер, который используется дома.
Однако есть три основных фактора, которые их отличают
В отличие от здоровенного персонального компьютера, PCM — это то, что мы называем системным чипом. Это означает, что вся вычислительная система, включая процессор, память и вспомогательные периферийные устройства, все сделаны достаточно маленькими, чтобы их можно было установить на одной крошечной плате или микросхеме.
Он выполняет один и тот же набор функций снова и снова, в то время как компьютеры общего назначения позволяют устанавливать программное обеспечение, которое позволяет им выполнять множество различных функций.
В компьютерах общего назначения в случае сбоя системы серьезные проблемы возникают редко. Тем не менее, PCM требуется для работы в режиме реального времени, и, следовательно, должен быть отказоустойчивым. Он отвечает за управление несколькими критическими процессами в двигателе автомобиля, и его отказ может иметь тяжелые последствия.

Работа модуля управления силовым агрегатом

Работу PCM в двигателе автомобиля, из-за отсутствия лучшего примера, можно представить, как работу паука, сидящего в центре большой паутины. Паук остается подключенным к каждой нити своей паутины и способен улавливать даже самые слабые помехи в любой из них. Точно так же PCM расположен в виртуальном центре электронной сети автомобиля. Каждая ветвь этой сети связана, по крайней мере, с одним из многочисленных датчиков, которые постоянно обеспечивают обратную связь. Используя эту обратную связь, он может точно измерить несколько различных параметров, связанных с двигателем, и внести соответствующие корректировки для их регулирования. Современные автомобильные ПКМ обычно способны обрабатывать более 100 различных параметров одновременно. Ниже приведены некоторые из многих важных процессов, которые выполняет PCM.
Он регулирует соотношение воздуха и газа, закачиваемого в цилиндры автомобиля. Это сделано для экономии топлива и повышения эффективности автомобиля. Например, когда двигатель автомобиля холодный, PCM распознает его и регулирует соотношение газа больше, чем воздух. Это учитывает более высокое сгорание, приводя к более быстрому прогреву автомобиля. Как только двигатель автомобиля прогрелся, PCM снова чувствует это и регулирует соотношение, чтобы уменьшить количество закачиваемого топлива.
Он следит за моментом зажигания свечей зажигания внутри цилиндров автомобиля. Это может заставить свечи зажигаться в более быстрой или медленной последовательности, в зависимости от нескольких различных условий. Это помогает двигателю выдавать оптимальную мощность при определенных оборотах.
PCM следит за скоростью холостого хода автомобиля. Скорость холостого хода — это скорость вращения двигателя, когда он не соединен с трансмиссией и когда педаль газа не нажата. Ожидается, что на холостом ходу двигатель будет работать плавно, а также сможет работать с вспомогательными устройствами, в том числе с кондиционером автомобиля. В зависимости от того, сколько вспомогательных устройств активно и работает, PCM повышает или понижает скорость холостого хода, чтобы двигатель работал бесперебойно.
Важной функцией, выполняемой PCM, является контроль общего состояния автомобиля. Это осуществляется с помощью ряда различных датчиков, включая датчик температуры, датчик уровня масла и жидкости, датчик воздухозаборника, датчик уровня выброса, датчик угла поворота распредвала, датчик положения дроссельной заслонки и так далее. считывается PCM и сравнивается с идеальными уровнями, хранящимися в памяти бортового компьютера. Если какое-либо из этих показаний датчика отклоняется от нормального диапазона, PCM немедленно пытается выполнить настройки, чтобы привести его в диапазон. Однако, если он не может этого сделать, он загорается индикатором «проверьте двигатель» на приборной панели автомобиля и отображает соответствующий код ошибки. Квалифицированный механик может понять этот код ошибки и позаботиться о необходимом ремонте.
Таким образом, модуль управления трансмиссией — это важное электронное устройство, расположенное внутри автомобиля, которое отвечает за бесперебойную работу своего двигателя. Наряду с этим, он также контролирует состояние автомобиля с помощью нескольких различных датчиков, обеспечивающих обратную связь и для изменения которых применяем чип тюнинг.

Читайте также  Что такое компрессор в автомобиле?

АКПП Toyata Fielder NZE124

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    PCM — это что за деталь? Отдельный модуль управления коробкой или общий блок компьютера автомобиля?

    Имея три дилерских прибора концерна Тойота всех трех поколений, не знаю что такое «самодиагностика» и чего где должно мигать. И если честно и знать не хочу.

    PCM- Powertrain control module.

    Ничего так совет -после ремонта поменяешь.
    Цитируемый,вы случаем не у Ниссан-центра в гаражах под сто трудитесь? Если да,то ваша реплика мне лично о многом говорит

    Ещё добавлю: лично у меня небольшая пробуксовка коробки легко вылечилась заменой коробочного фильтра и жижки-1 банка 4 литра Т4

    Ладно, отловлю кого-нибудь с 120 короллой и попрошу воткнуть скрепку, узнаю хоть, будет мигать или нет. Потому как, если должно, но вообще не мигает, то скорее всего в электронике сначала искать надо, может коробка вообще в автономный режим ушла из-за отказа блока, потому и переключается с ударами и когда ей хочется, и поэтому же никаких миганий, ибо управлять мигалкой там вполне возможно уже нечему. И поэтому же лампочка не мигает, сообщая о аварийном режиме работы коробки, как у меня когда-то на хонде было при обрыве проводов между коробкой и блоком, тоже переключалась неадекватно и с ударами.

    За расшифровку спасибо. А материально это один блок с «компьютером» автомобиля или какая-то отдельная коробочка в машине?

    Автор,ещё проверь разъём на коробе,мог подкиснуть. У меня тож бывало коробас колбасило,особенно заднюю,потом чек стал загораться.Оказалось-банально окислился разьём

    Последний раз редактировалось Толстый боцман; 01.09.2009 в 12:31 .

    В «автономном» режиме коробка не умеет переключаться. Есть Reverse, и на D есть ОДНА передача вперед. И эта передача Не ПЕРВАЯ.

    Автор, по шинам попинай и лобовик не забудь протереть. У меня тоже колбасило, особенно иногда. Оказалось- колесо спустило. 🙂 🙂

    Hexpl0rer
    Придется вернуться почти на два года назад на этот же форум
    NZE121. Allex. Самодиагностика АКПП.

    У меня ошибки коробки не показывает. Вообще ничего. Не моргает и всё. Коробка работает вроде нормально, бывают толчки, но несистематически и объяснимо. В таком состоянии находится уже 40 т.км. Ничего не прогрессирует. Поэтому особо не заморачиваюсь. Пока. по крайней мере.

    Проблема один в один как у меня была: Коробка сломалась странно (U340E). Предварительный диагноз (без вскрытия): механический износ задней крышки. Капитальный ремонт (30-40 т.р.) или замена на контрактную (15-20 т.р.). Я выбрал второе.

    Итак, узнал следующее: при самодиагностике лампочка мигать не обязана, потому у меня и не мигает.
    Сегодня на трассе появилась пробуксовка в коробке при переключении на третью передачу при движении в гору. По схеме четвертая при 90 км/ч-педать в пол-третья, с ударом, затем рост оборотов двигателя без передачи крутящего момента на колеса. Это уже совсем плохо, ездить становится сложно.
    Проверил еще раз уровень масла, долил пол-литра Т4, теперь на горячей коробке примерно на уровне MAX. Пробуксовка больше не повторяется, удары есть. Значит дело не в уровне, но уровень чуть ниже нижней отметки HOT влиял на пробуксовку, теперь её на той же горке с той же скоростью не стало.
    Через неделю придет фильтр, попробую заменить AFT, заодно посмотрю наличие стружки.

    Последний раз редактировалось Hexpl0rer; 08.09.2009 в 23:36 .

    PPM или PCM ?

    Вступление

    Когда мы пользуемся аппаратурой радиоуправления, нас всегда интересует надежность радиоуправления и его устойчивость к помехам. Наверное, все вы знаете, что аппаратура радиоуправления бывает PPM и PCM. PPM — с аналоговым принципом кодирования, PCM — с цифровым. PPM — дешевле, PCM — дороже.

    Сколько себя помню, всегда интересовался, насколько PCM-аппаратура надежнее и стоит ли доплачивать дополнительных денег за PCM-приемник. Вразумительного ответа ни в магазинах, ни у знакомых получить не удалось. Все аргументы были либо из серии «кто громче крикнет», либо сводились к конкретным примерам из жизни, что тоже не устраивало. Поэтому пришлось самостоятельно искать информацию и разбираться.

    Надо сказать, что сравнение PPM и PCM было довольно хорошо сделано на страничке http://www.aerodesign.de/peter/, поэтому тот материал и был взят за основу данной статьи. Многие излишние технические подробности были опущены, но желающие могут их посмотреть в оригинале.

    Здесь приводятся достоинства и недостатки обеих систем. А дальше вы сами сможете решить, какой аппаратурой пользоваться в каждом конкретном случае.

    Принцип PPM-кодирования

    О PPM-кодировании не писал только ленивый. Стандарт очень старый, универсальный и распространенный. Поэтому, описание будет кратким.

    В PPM-кодере каждый канал задается импульсом, длительностью от 700 до 2200 мкс. Границы могут немного варьироваться, в зависимости от конкретной модели аппаратуры. Среднему положению рулевой машинки соответствует импульс длительностью около 1500 мкс.

    Все канальные импульсы объединяются в последовательность и передаются каждые 18-20 мс. Пауза между передачей служит для синхронизации.

    Принцип PCM-кодирования

    Здесь все несколько сложнее, чем с PPM. Единый стандарт на кодирование отсутствует. Каждая фирма придумывает свой механизм кодирования данных.

    В PCM-аппаратуре, информация о каждом канале передается в виде числа. Точность, с которой задается значения сигнала, составляет от 8 до 10 разрядов. То есть, в зависимости от реализации PCM, можно будет задать 256, 512 или 1024 различных положения для ручки передатчика (ну или для рулевой машинки).

    Данные со всех каналов объединяются в последовательность, к ним добавляется синхропакет, контрольная сумма, и все это подается на модулятор. В приемнике, после детектора, сигнал поступает на микроконтроллер, который по синхропакету определяет начало фрейма данных, декодирует их, проверяет контрольную сумму и в зависимости от результата решает, что делать дальше (выдать на рулевые машинки, проигнорировать, перейти в режим failsafe и т.д.).

    Все алгоритмы PCM, существующие на сегодняшний день, используют для защиты информации только контрольную сумму. Никакой избыточности нет и в помине. Это значит, что в случае искажения можно будет определить, что данные повреждены, но восстановить ничего не получится.

    Вторым нюансом PCM является то, что данные передаются несколько дольше, чем в PPM. Это легко подсчитать. Надо транслировать 8-10 каналов, по 8-10 бит на канал. Плюс контрольные суммы, служебная информация и синхропоследовательность. Итого, получается 100-160 бит. Ввиду того, что спектр излучения передатчика ограничен, длительность одного бита не может быть меньше 0.3 мс. Таким образом, на передачу полного фрейма данных (информации обо всех каналах на заданный момент времени) должно уйти 30-50 миллисекунд, против 20 у PPM. Некоторые производители аппаратуры используют различные хитрости, чтобы увеличить скорость передачи.

    Пример — PCM 1024

    Рассмотрим алгоритм PCM 1024, который используется в передатчиках Futaba. Он довольно интересен и обеспечивает относительно небольшую длительность фрейма данных.

    Каждый фрейм состоит из синхроимпульса, данных о значении каналов, служебных данных и контрольной суммы. Служебные данные несут в себе информацию о работе в режиме failsafe. При помехе, когда контрольная сумма не совпадает, данные из всего фрейма будут утеряны. Общий цикл передачи данных занимает 28.5 мс.

    Читайте также  Как поменять автомагнитолу в автомобиле?

    Чтобы уменьшить размер фрейма, для каждого сигнала поочередно передается то абсолютное значение (все 10 бит), то разностное (в виде изменения, которое занимает меньше места). Обратите внимание, что в четных фреймах абсолютные значения передаются для каналов 1, 3, 5, 7, 9, а в нечетных фреймах — для каналов 2, 4, 6, 8. При такой схеме передачи, выпадение одного фрейма не может сильно влиять на точность данных, а скорость обновления наиболее динамичных каналов остается очень высокой. Всего 14.25 мс, что даже чуть меньше чем в PPM.

    Общая ситуация со стандартами PCM и PPM

    Как уже говорилось выше, каждый производитель аппаратуры стремится реализовать свой стандарт PCM. По крупному счету, здесь прослеживается желание заработать побольше денег, нежели стремление качественно улучшить надежность связи. Тем не менее, мы с вами, как пользователи, вряд ли можем кардинально поменять ситуацию. Поэтому давайте ознакомимся с тем, что происходит, для общего развития.

    Z-PCM (512) от JR/Graupner. 8 аналоговых каналов, каждый канал может передавать 512 положений (разрядность — 9 бит). Данные передаются в 2 приема, по 4 канала в каждом пакете, защищенном контрольной суммой. Длительность передачи 1 пакета — 22 мс. Каждый пакет состоит из данных о канале 1 или 5, 2 или 6, 3 или 7, 4 или 8. Если какой-то канал остается неизменным, то передатчик автоматически заменяет его вторым каналом из пары. Таким образом, информация о наиболее динамичных каналах передается чаще. При единичной ошибке пропадают данные о 4-ех каналах.

    S-PCM (1024) от JR/Graupner. Дальнейшее развитие Z-PCM. Точность — 10 бит. Размер 1 блока данных был уменьшен и длительность теперь составляет 10.5 мс. Полный цикл передачи данных обо всех каналах состоит из 4 блоков данных и длится 44 мс. При единичной ошибке пропадают данные о 2-ух каналах.

    Simprop PCM (System 90). Используется прямой подход. Весь фрейм длится 55 мс, состоит из 6 блоков для аналоговых каналов (по 8 бит на канал) и 6 блоков для дискретных каналов (по 3 бита на канал). Каждый блок защищен своим битом четности. Не самый надежный вариант, но вполне приемлемы (с учетом того что вероятность двойных ошибок намного меньше чем вероятность одинарных).

    Robbe Futaba PCM 1024. Одно из самых любопытных решений, имеющее наибольшую скорость передачи информации по сравнению конкурирующими алгоритмами. Детали реализации были описаны в предыдущей главе.

    Multiplex IPD (Intelligent Pulse Decoding). Изначально, фирма Multiplex имела свой PCM-стандарт, но впоследствии от него отказалась и стала продвигать улучшенную версию PPM, которую назвали IPD. Суть заключается в использовании микроконтроллера для обработки принятого сигнала. Микроконтроллер анализирует поступающие данные и пытается свести влияние ошибок к минимуму, там где это возможно. Заодно реализуется функция failsafe.

    Поскольку нас интересует лишь надежность передачи информации, здесь опущены все технические детали реализации, чтобы не забивать вам голову. В конце концов, вам ведь надо решить, какой выбрать приемник, а не делать такие приемники своими руками. Но особо любопытные могут посмотреть исходные тексты аудиодрайвера для RC-передатчика. Он позволяет подключить передатчик через линейный вход soundblaster-а и понимает протоколы PCM 1024 и S-PCM.

    А нужен ли режим failsafe?

    Failsafe — это такой режим, когда при отсутствии сигнала с передатчика, рулевые машинки устанавливаются в заранее заданное положение. Сам по себе такой режим может быть реализован по-разному. Чаще всего такая функция встроена в приемники, содержащие внутри микроконтроллер (PCM- и IPD-приемники). Но эта функция может быть встроена и в цифровые рулевые машинки.

    Сложно сказать однозначно, что этот режим полезен, или наоборот, вреден. Как вы знаете, ситуации бывают самые разные. В одном случае failsafe сможет при помехе спасти вашу модель, а в другом — с легкостью ее угробит. И заранее тут сложно что-либо предугадать.

    Действительно однозначно удачное применение, которое приходит на ум — это модели вертолетов. Ведь часто их запускают поблизости от людей, а ротор вертолета представляет огромную опасность для жизни. Вполне может случиться, что при сильной помехе вертолет полетит в сторону толпы. И уж конечно вопросы сохранности самой модели при этом отступят на второй план. Failsafe позволит сбросить газ вертолета до минимума и уменьшит вероятность человеческих жертв. Вертолет, скорее всего, просто не долетит до людей.

    Применительно к самолетам, можно сделать общее заключение, что во многих случаях газ было бы неплохо сбросить до минимума. Обычно, есть большая разница между ситуацией, когда модель врезается в землю на холостом ходе и когда врезается на полном газе. Естественно, речь уже идет не о спасении модели, а о минимизации возможного ущерба.

    Достоинства и недостатки различных подходов

    Достоинства PPM:

    • Возможность совместной работы приемников и передатчиков различных производителей.
    • Простота реализации и дешевизна.
    • Помехи в эфире можно обнаружить на самой ранней стадии возникновения (рулевые машинки начинают подергиваться).

    Недостатки PPM:

    • Ввиду простоты протокола, обнаруживать ошибки передачи довольно проблематично.

    Достоинства PCM:

    • Точное позиционирование рулевых машинок, не зависящее от дальности и других факторов.
    • Сохранение положений сервомашинок в случае коротких помех. Это приводит к увеличению расстояния на котором рулевые машинки все еще управляются. Но надо помнить, что ценой является замедленная реакция (из-за выпадения искаженных фреймов данных), а также возможность перехода приемника в режим failsafe.
    • Возможность установить рулевые машинки в заданное положение при полном пропадании сигнала или при сильных помехах (режим failsafe).

    Недостатки PCM:

    • PCM-приемники более дорогие, по сравнению с аналогичными PPM-приемниками.
    • Ввиду более широкого спектра PCM-сигнала, избирательность по соседнему каналу немного уступает избирательности аналогичных PPM-приемников. Категорически не рекомендуется летать над передатчиком, работающем на соседнем канале. Впрочем, к PPM-приемникам это тоже относится, хотя и в чуть меньшей степени. Естественно, в обоих случаях речь идет о сравнимых приемниках (например, похожих и качественных приемниках двойного преобразования).
    • Разные производители по-разному реализуют протоколы PCM. Вследствие этого приемники и передатчики разных производителей практически никогда не могут работать вместе в режиме PCM.
    • Проверка качества приема сильно затруднена, поскольку приемник маскирует помехи (сервомашинки не дергаются, а фиксируются на месте). О наличии помех можно узнать слишком поздно (когда они настолько большие, что приемник уже переходит в режим failsafe).

    Заключение

    Какие можно сделать выводы?

    • От крупных неприятностей с управлением, PCM все равно не спасает.
    • PCM помогает ликвидировать незначительные редкие помехи. Эти помехи не имеют серьезного влияния на безопасность полетов, но отсутствие незначительных и редких подергиваний сервомашинок позволяет управлять моделью более комфортно.
    • Если уровень помех не позволяет летать на PPM, то использовать PCM тоже нет смысла. Модель все равно может потерять управление в любой момент, причем, вследствие фильтрации помех в PCM, потеря управления будет очень внезапной.
    • Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда источник помех предсказуем (вроде искрового зажигания). В официальных бумагах одного из разработчиков электронного зажигания CH Ignitions фирма не рекомендует использовать режим РСМ, поскольку он маскирует помехи от зажигания и не позволяет вовремя обнаружить неполадки. В этом случае на малых расстояниях помехи парируются пропусками испорченных пакетов, а на увеличенной дистанции будет потеря аппарата. Сложно сказать насчет регулярных полетов, но проверять и обкатывать модель с искровым зажиганием действительно лучше в режиме PPM.
    Читайте также  Чем заделать дырку в крыле автомобиля?

    Запомните, что нет смысла выбирать аппаратуру по принципу PPM/PCM. Гораздо большее значение имеет качество исполнения остального радиотракта (ВЧ-модуля передатчика и приемника). Просто если приемник PCM, то он как правило всегда двойного преобразования (за исключением моделей фирмы Graupner) и с хорошими характеристиками. В общем, если у вас хорошая аппаратура с PCM — пользуйтесь ею в этом режиме. Если просто FM, но приемник двойного преобразования — тоже пользуйтесь и не расстраивайтесь.

    Эту статью не стоит рассматривать как исчерпывающее сравнение PPM и PCM, или как какой-то итог. Скорее, как серьезное начало конструктивного диалога, который можно продолжить на форуме.

    Выбираем недорогой стационарный ЦАП для домашней аудиосистемы

    Пришло время поговорить о недорогих стационарных ЦАПах для вашей домашней аудиосистемы. В двух словах скажем о каждом и постараемся выделить все их достоинства и недостатки.

    ЦАП — это устройство, которое можно определить как внешнюю звуковую карту для вашего компьютера или же как промежуточное звено между источником цифрового сигнала (например компакт-диск или сетевой плеер) и непосредственно аналоговым усилителем. Сам я подключаю ЦАП к ноутбуку через USB порт и уже к RCA выходу подсоединяю свои активные мониторы Yamaha. От звуковой карты ЦАП качественно отличается лучшим звучанием и отсутствием аналоговых входов. Микрофон и гитару к ЦАПу подключить, вообще говоря, невозможно. В остальном же одни только плюсы. По звуку — так вообще земля и небо, если говорить о ценовой категории до 200 долларов.

    Aiyima DAC-A5 Pro

    Начнем мы с решения, которое уже побывало на нашем подробном обзоре с измерениями. И не слабо так поразило меня своим звучанием за 50 баксов. По железу мы имеем ЦАП ESS ES9018Q2M, за USB отвечает свежий чип CMedia CM6642, а за выход на наушники — популярный усилитель TPA6120A2. По факту выдающий 400 мВт на 32 ома нагрузки, что весьма солидно. Дополнительной фенечкой я считаю возможность поиграться сменными операционниками на фильтре и предусилителе. Очень достойный девайс, чуть ли не лучший в свою цену.

    Breeze Audio SU9

    Если же вам очень нужен блютуз, то можно обратить свое внимание на Breeze Audio SU9 на двух микросхемах AK4493. За блютуз здесь отвечает чип от Qualcomm: QCC3031 с поддержкой AptX и AptX HD. Естественно, что умеет ЦАП и в DSD. Причем аж до DSD512. В наличии дисплей и пульт дистанционного управления. Обратите внимание, что существует 2 версии устройства с USB входом и без. Я бы рекомендовал выбирать с USB.

    Breeze Audio SU7

    Тоже новинка, но уже на ES9038Q2M с поддержкой DSD и HiRes сигнала — Breeze Audio SU7. Эта машина выпускается аж в трех вариациях, в зависимости от того, что именно вам нужно и хотите ли вы сэкономить. Лучше конечно брать самый полный набор, но мало ли. В качестве USB нам предлагают XMOS XU208. А значит неминуемо будет поддержка ASIO для Windows ноутбуков. Блютуз нам встроили последней 5 версии и, как видно по фото, есть сменный операционник. Будет с чем поиграться. Пульт тоже в наличии.

    BORIZSONIC SU8

    Еще один интересный ЦАПик с поддержкой блютуз — BORIZSONIC SU8. На AK4493EQ и XMOS XU208, со всеми вытекающими из того плюшками. Конечно же есть поддержка ASIO и лучших кодеков в лице Aptx и AptX HD. Ну а мощность на наушники тут целых 700 мВт на 32 ома нагрузки. Очень, скажу я вам, нехило. Экран, пульт, оптика, коаксиал на вход — все в наличии. Тот самый ЦАП, который и у меня уже лежит в корзине.

    BORIZSONIC NXC01

    Продолжая разговор, следует упомянуть и BORIZSONIC NXC01 на ESS ES9038Q2M, с XMOS и блютуз 5 версии. Тоже, естественно, с поддержкой DSD и беспроводных кодеков Aptx и AptX HD. На наушники имеем те же 700 мВт на 32 ома нагрузки. То есть для всех тугих полноразмеров хватит. Экранчик присутствует, можно цеплять хоть к смартфону. Тоже очень классный ЦАП за свои деньги.

    ALIENTEK D8

    Интересный ЦАП со встроенным усилителем ALIENTEK D8 однозначно достоин нашего внимания. Его уже можно подключать сразу к пассивной акустике. Усилитель у него и так на борту. За USB здесь отвечает XMOS, а значит поддержка ASIO драйверов имеется. За ЦАП в ответе PCM5122. Знаю, много еще фанатов осталось у чипов подобного плана. У девайса в комплекте пульт, на корпусе — экран, а внутри — встроен эквалайзер. О чем еще можно мечтать? Есть два варианта реализации на PCM2704 и XMOS. Имеет смысл выбирать второе — более универсальный чип.

    Breeze Audio DV20A

    У Breeze Audio DV20A, на мой взгляд, вообще нет конкурентов. Это стационарный аудиоплеер. Великий и беспощадный. Купить его можно без ЦАПа, то есть он работать будет только как цифровой источник и с ЦАПами AK5595 или ES9018K2M. Опять же, есть версия с и без блютуза. Нужен он вам или нет — сами определитесь. Естественно, что данный плеер поддерживает USB жесткие диски и карты памяти до 512 Гб. включительно. Экран заявлен TFT HD, в наличии пульт и 3.5 мм. выход на наушники. Внутри стоит весьма уважаемый операционник AD827, MUS8820 или MUS8920. Играет форматы FLAC, WAV, MP3 и APE. В том числе и HiRes качества. То есть до 24 бита 192 кГц. Достоинств куча, всех не перечислить. Весьма редкий вид устройства в своей ценовой категории. Владельцы сильно хвалят.

    Вот такие устройства я подобрал для вас на этой неделе. Все, конечно, безумно интересные, а некоторые вообще так уникальны. Есть к чему присмотреться и из чего выбрать. За свои деньги это, без сомнения, просто ТОП.