Что означает маркировка на шинах автомобиля?

Какая бывает маркировка на шинах и что она обозначает

Покупая новую резину, обязательно нужно смотреть на её маркировку, нанесённую на боковую поверхность. Она поможет приобрести самую подходящую покрышку, соответствующую всем требованиям. Маркировка автомобильных шин давно стандартизирована, и ничего сложного в ней нет. Рассмотрим расшифровку обозначений, которые могут встретиться, их несложно запомнить.

Производитель и торговая линейка

С этим сложно ошибиться – производители шин наносят своё название на видном месте. Если у них есть логотип, то он обычно тоже хорошо заметен. Производителей очень много, поэтому ориентироваться только на этот показатель не стоит, если только не нужен определённый бренд.

Кроме того, у каждого производителя обычно есть торговые марки и линейки, в рамках которых выпускаются шины с определёнными параметрами. Зная эту информацию, можно сразу выбрать нужные покрышки. Если же название линейки от конкретного производителя неизвестно, придётся подбирать по отдельным параметрам, пользуясь маркировкой и расшифровкой их обозначений.

Дата выпуска

Эта информация может иметь значение – всё-таки резиновое изделие имеет срок хранения. Производители отмечают сбоку не полную дату, а только неделю и год, чего вполне достаточно. Выглядит это, например, так – 1018. Здесь 18 – это просто номер недели с начала года, а 18 – год выпуска. Получается примерно середина мая 2018 года.

Размер

Это одна из важнейших характеристик любой шины, на что любой автолюбитель обращает внимание в первую очередь. Но, оценивая «на глазок», легко ошибиться, поэтому размеры шин надо смотреть на самих покрышках.

Например, шина с обозначением 185/75R16C имеет ширину покрышки в накачанном состоянии 185 мм. Эта ширина измеряется между её боковыми поверхностями. Число 75 – показатель, который показывает высоту профиля в процентах от ширины. Это расстояние от обода до верхней точки протектора. В нашем примере высота составит 185*0.75, то есть 138 мм.

Пример маркировки 225/45ZR17 с высотой профиля 101 мм

Буква R – индекс конструкции, который означает радиальный тип шины, от слова Radial. Это сейчас самый распространённый тип. Число после буквы R – диаметр диска в дюймах, к которому подходит эта покрышка.

Буква C в этом обозначении указывает, что покрышка усилена, и её можно использовать, например, на микроавтобусах.

То есть уже даже понимая, что обозначает маркировка типа 185/75R16, вы сможете подобрать себе резину нужной ширины, высоты, и под нужный размер дисков.

Но высота явно отмечается не всегда, поэтому надо просто знать, что в таком случае она составляет в процентах 0.8-0.82 от ширины. Если соотношение другое, то оно указывается.

Иногда возникает проблема, как правильно прочитать маркировку покрышек, произведённых в США, например, такую – 35/12.5R15. Здесь всё примерно также, только размеры указаны в дюймах, а 1 дюйм равен 25 миллиметров. Первая цифра означает полный диаметр покрышки – 35 дюймов, вторая 12.5 – ширина, тоже в дюймах. R15 означает диаметр диска в дюймах.

Максимальная нагрузка

Индекс нагрузки обозначается как Load Index, и наносится обычно рядом с предыдущими параметрами. Это шифр, который показывает, какую максимальную нагрузку может выдержать покрышка. Сами цифры эту нагрузку не выражают – это просто шифр.

Так, в нашем примере этот индекс обозначен как 104/102. Это означает, что шина способна выдержать массу в 900 кг. (индекс 104) в одиночку, а если она установлена в паре с другим колесом, то 850 кг. (индекс 102).

Допустимую нагрузку на колесо можно посчитать, если разделить полную массу автомобиля на 4, то есть по количеству колёс. Но надо помнить, что резину надо покупать с запасом по прочности – примерно в 20%, а для внедорожников – в 30%. Иначе она постоянно будет работать на пределе возможностей и не только быстро износится, но и может произойти взрыв шины при движении, а это очень опасно.

Но и слишком большой запас прочности иметь тоже не стоит, иначе такая шина будет не только дороже нужной, но и гораздо тяжелее. В итоге увеличится расход топлива и ухудшится динамика.

Не путайте индекс нагрузки, который обозначается специальным кодом, и максимально допустимую нагрузку, которая обозначается как Max Load. Но этот параметр обозначается сразу в килограммах или фунтах – не перепутайте. 1 фунт равен 0.45 килограмма. Единицы зависят от того, в какой стране произвели резину на авто.

Но всё это относится к обычным, стандартным шинам. Но иногда на них встречается маркировка XL. Что она значит? Так помечаются особые, усиленные покрышки, сделанные из более прочного материала или с применением дополнительных конструкций. Внешне они ничем не отличаются от обычных, но способны выдерживать повышенную нагрузку. Они используются для кроссоверов, небольших грузовиков и для плохих дорог, где износ шин больше.

Индекс скорости

В маркировке покрышек для легковых автомобилей обычно имеется еще и буква. В нашем примере она выглядит как 185/75R16 104/102S. С числами мы уже разобрались, но что обозначает буква S? Это и есть индекс скорости, которым обозначается максимальная разрешённая скорость с максимальной нагрузкой. Если эту скорость при такой нагрузке превысить, то шина может просто не выдержать.

Индекс скорости обозначается латинскими буквами. Если это F, то скорость ограничена до 80 км/ч, если J – до 100 км/ч. Буква S в нашем примере ограничивает до 180 км/ч.

В продаже встречаются шины с маркировкой ZR, и автолюбители часто не знают, что это означает. Это просто радиальная шина с допустимой скоростью эксплуатации до 240 — 300 км/ч. Хотя сейчас используется система обозначений с одной буквой, и там для этого диапазона предусмотрены буквы W (до 270 км/ч) и Y (до 300 км/ч).

Назначение

По назначению резина бывает разной, и это указывают перед размером. Встречаются такие обозначения:

  • P – легковые автомобили.
  • LT – небольшие грузовики.
  • ST – прицепы.
  • LRO – прицепы с низкой платформой.
  • T – временные варианты, применяются только для запасок.

Эти требования нужно обязательно соблюдать, так как характеристики у них сильно отличаются, и использование не по назначению не приведёт ни к чему хорошему.

Иногда на шинах встречается обозначение SUV, а на других его нет. Эта аббревиатура означает Sport Utility Vehicle, то есть такая резина предназначена для полноприводных внедорожников. Она обладает повышенной прочностью и прочими характеристиками, позволяющими работать с повышенной нагрузкой. Владельцам внедорожников нужно приобретать резину с такой меткой, но она тоже бывает разной, как по размеру, так и по сезонным ограничениям.

Сезонность

Маркировка шин для легковых автомобилей имеет и обозначения, говорящие о её назначении. Они могут отличаться у разных производителей. Например, в Европе наносят буквы M+S, что означает Mud + Snow, то есть «грязь + снег». Для Европы это зимняя резина.

Пример обозначения резины «Mud + Snow»

Встречаются и другие метки, которые могут иметь похожее значение:

  • AS – всесезонная резина.
  • AGT – тоже всесезонная
  • R+W – для зимних дорог.
  • Frost – зимняя.
  • AW — всепогодная.
  • A/T – для любой местности.
  • M/T – можно ездить по грязи.

Но не все производители наносят такие аббревиатуры. Могут встретиться рисунки в виде дождя, солнца и снежинки – на всепогодной резине, или гор и снежинок – на зимней.

Бывают и дождевые покрышки, на них может быть надпись Aquatred, Water, Rain, или просто Aqua. Иногда вместо этого сбоку изображен зонтик.

Максимальное давление

Давление, или Max Pressure, на шине обозначается в кПа, или в системе PSI – в фунтах на квадратный дюйм. Первая система общепринятая, а вторая используется только в США. Иногда этот параметр указывается в обоих системах одновременно.

Указанное давление ни в коем случае нельзя превышать.

Цветовые маркеры

На многих покрышках встречаются цветные метки, линии или надписи. Так, желтая маркировка в виде точки обозначает место, где резина самая мягкая и это самое лёгкое место – это полезная информация при бортировании и балансировке колеса.

Красная маркировка расположена напротив желтой, и это, наоборот, самое тяжёлое и плотное место. Здесь соединяются слои покрышки, и эта метка ставится на заводе.

Встречается белый штамп с цифрой – это всего лишь номер принимающего контролера, и никакой полезной информации в этом нет.

Иногда встречаются цветные полосы, идущие прямо по протектору или по канавкам. Многие автолюбители почему-то считают, что так помечают заводской брак. На самом деле эти полосы наносятся на заводе для лучшего распознавания покрышек разного типа на складе, когда они сложены с штабеля. Никакой полезной информации при покупке они не дают, так как имеют случайный цвет и используются исключительно для сортировки товара.

Читайте также  Зачем выбивают катализатор в автомобиле?

Значки и буквы на шинах: расшифровка всех обозначений!

Самым крупным шрифтом на шину обычно наносят ее марку и модель. Оно и понятно: это то, на что клюет покупатель. Интересно, что те же данные в зашифрованном виде есть и на протекторе — в виде тонких цветных полос. Нужны они для того, чтобы можно было идентифицировать резину, лежащую на складе, ведь в поле зрения рабочих оказывается только ее рабочая поверхность.

Размерность шин

Размерность для многих таит загадки. Вроде бы проблем в обычной жизни нет: какие цифры указаны на боковине штатной шины, с такими нужно купить зимнюю или летнюю на замену изношенной. Но что именно они обозначают? Для примера возьмем индекс 225/50 R17 98 Н на шине Continental.

    225 — ширина протектора в миллиметрах.

Дополнительные обозначения

К названию модели шины могут быть приписаны дополнительные литеры. Например, SUV означает ориентированность на кроссоверы и внедорожники (усиленная боковина, большая грузоподъемность), С — на коммерческий транспорт (от английского cargo, «груз»). Бывает, что покрышка сварена специально для какого-либо автоконцерна и предназначена для первичной комплектации на конвейере или продажи через его официальных дилеров. Так, у компании Continental индексы А0 и R01 зарезервированы для Audi, J — для Ягуара, N0, N1, N2 — для Porsche, M0, M01 — для Мерседеса.

Нередко на покрышке ставится информация о максимальной нагрузке и максимальном давлении открытым текстом, без иносказательных кодов и пиктограмм. Ищите словосочетания Max load и Max pressure соответственно.

Набирают популярность в мире шины с усиленной боковиной, позволяющие ехать несколько десятков километров после потери давления. Обычно пишут просто Run Flat, хотя встречаются и оригинальные обозначения. Так, концерн Continental ставит на устойчивые к проколам модели маркировку SSR.

На европейских сайтах шинных компаний указана маркировка резины по уровню шума, эффективности и экологичности. Первый обозначается цифрой от 1 (тихие) до 3 (громкие). Коэффициент сцепления с влажной дорогой и коэффициент расхода топлива — это буква от А (лучший показатель) до G (худший). В России такая классификация пока не применяется.

Дата изготовления

Один из ключевых параметров — дата выпуска шины. На нее надо смотреть и при покупке нового комплекта, не говоря уже о подержанном. Больше пяти-шести лет с даты выпуска ездить на резине не рекомендуется, хотя и не запрещено ни законодательно, ни самими производителями. Дата изготовления указана четырьмя цифрами в овале. Две первые — неделя, две вторые — год. Например, 3119 обозначает «варку» 31-й недели 2019 года.

Подсказки при монтаже

С обеих сторон направленных моделей в обязательном порядке наносится слово Rotation («вращение»). Расположенная рядом с ним стрелка подскажет направление вращения колеса при движении автомобиля вперед.

Индикаторы износа

На места расположения меток критического износа протектора у шин Continental указывают литеры TWI. На летних моделях они дополнены индикаторами с метками крестика и капли. Они сигнализируют, что резина еще не достигла минимальной высоты протектора, но ее уже недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в дождь.

А еще есть индикаторы VAI на протекторе. Они нанесены симметрично в левой и правой плечевых зонах. При правильной установке колеса они меняются по мере износа резины абсолютно одинаково. Расхождения — повод заехать на стенд сход-развала. Пока технология применяется только на грузовых шинах.

Новая маркировка

В России вводится обязательная маркировка шин в целях борьбы с «серыми» поставками. Уникальный код Data Matrix обладает высокой степенью защиты и считывается через несколько слоев упаковки. Декларируется, что его невозможно подделать или скопировать, а зашитые в нем сведения считываются даже при частичном повреждении. Код может расшифровать каждый покупатель. Для этого его необходимо просканировать специальным мобильным приложением «Честный знак». После чего на экране гаджета высветятся сведения о производителе и импортере, характеристики товара, дата ввода в оборот в России.

Концерн Continental в первых рядах участвовал в тестировании технологии в России и полностью готов к ее внедрению. В течение 2019 года он вместе с сотнями других компаний из разных отраслей в нашей стране сгенерировал тысячи кодов, отрабатывая систему. Более того, в мировом масштабе у компании уже готовы решения по интегрированию в покрышки электронных чипов, позволяющих контролировать их состояние, включая степень износа.

Nissan Skyline V35 250GT › Бортжурнал › Маркировка шин:(индекс скорости, индекс нагрузки, цветные метки используемые для маркировки шины, дополнительная информация, указываемая в маркировке на боковине шины).

Пример маркировки шины: 205/55 R16 94H XL

205 – ширина профиля шины в миллиметрах. Здесь – 205 мм.
55 – высота профиля шины в процентах от его ширины. То есть в нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.

Поскольку профиль шины — это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто).

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R – указывает на конструкцию шины. В данном случае шина радиальная – по расположению нитей корда каркаса шины.

Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

94 – индекс нагрузки (он же «индекс допустимой грузоподъемности шины»).

H – индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

XL – усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

Таблица индексов скорости:

94 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо.
Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 94670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

Внимание! Индекс нагрузки указывается на одно колесо автомобиля. Для подсчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес (например, у легкового авто нужно умножать на 4).

Цветные метки используемые для маркировки шины:

Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.
На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.

Красная маркировка (красная точка на шине) — означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности — абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.
Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.

Маркировка — белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе.

Читайте также  Как покрасить крышу автомобиля своими руками?

Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее «опознавать» шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.

Дополнительная информация, указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние.
На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS — Всесезонные шины.
Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях.
Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside — ассиметричные шины. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RunFlat, RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км.
Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой.

Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure — максимально допустимое давление в шине, в кПа.

Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например, 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции.
Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).
Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.
Treadwear — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

Как узнать дату изготовления шины:

Дата изготовления шины написана в виде четырёх цифр в овале (например, 1805) — первые две цифры неделя изготовления, следующие две — год изготовления (в нашем примере апрель 2005 г).

Что значит маркировка на шинах

Маркировка автомобильной шины может очень многое рассказать о ней: о модели шины, ее размерности и индексе скорости, а также о стране-производителе и дате выпуска шины. Зная эти и другие параметры, можно смело приобретать шины, не боясь ошибиться с их выбором. Но обозначений на шине так много, что нужно уметь их правильно расшифровывать. Об этих обозначениях, а также о цветных метках и полосках на шине пойдет речь в статье.

  1. Маркировка шин и расшифровка их обозначений
  2. Данные о производителе
  3. Размерность шин и их конструкция
  4. Индекс скорости и индекс нагрузки шин
  5. Дополнительные сведения
  6. Цветные метки и полосы на шине: необходимость и значение
  7. Разноцветные метки
  8. Цветные полоски

Маркировка шин и расшифровка их обозначений

Обозначения на шинах отмечаются производителем на ее боковой части. При этом маркировка присутствует на всех покрышках. А соответствует она международному стандарту, являющемуся общепринятым. На шинах применяются следующие надписи:

  • данные о производителе;
  • размерность и конструкция шины;
  • индекс скорости и индекс нагрузки шин;
  • дополнительные сведения.

Рассмотрим маркировку шин для легковых автомобилей и их расшифровку на примере каждого параметра.

Данные о производителе

На шине обязательно должны присутствовать сведения о стране изготовления, фирме-производителе или названии бренда, дата производства, а также название модели.

Размерность шин и их конструкция

Размерность на резине может быть обозначена таким образом: 195/65 R15, где:

  • 195- ширина профиля, выражающаяся в миллиметрах;
  • 65 – высота профиля, указываемая в процентах относительно ширины профиля шины;
  • 15- диаметр обода, выражающийся в дюймах и измеряющийся от одного внутреннего края покрышки до другого;
  • R- буква обозначающая тип конструкции шины, в данном случае радиальная.

Радиальная конструкция характеризуется тем, что нити корда идут от борта к борту. В случае расположения последних под углом, т.е. когда один слой нитей идет в одну сторону, а другой – в противоположную, конструкция будет иметь диагональный тип. Обозначается этот тип буквой D или вообще не имеет никакого обозначения. Буква B говорит о диагонально-опоясывающей конструкции.

Индекс скорости и индекс нагрузки шин

Индекс скорости шин указывается латинскими буквами и обозначает максимальную скорость, которую сможет выдержать шина. В таблице приведены значения индексов, соответствующие той или иной скорости.

Индекс скорости Максимальная скорость
J 100 км/ч
K 110 км/ч
L 120 км/ч
M 130 км/ч
N 140 км/ч
P 150 км/ч
Q 160 км/ч
R 170 км/ч
S 180 км/ч
T 190 км/ч
U 200 км/ч
H 210 км/ч
V 240 км/ч
VR >210 км/ч
W 270 км/ч
Y 300 км/ч
ZR >240 км/ч

Индекс нагрузки шин обозначается цифрами, каждая из которых имеет свое числовое значение. Чем оно выше, тем большую нагрузку может выдержать шина. Индекс нагрузки шин следует умножать на 4, так как нагрузка указывается только для одной шины автомобиля. Расшифровка маркировки шин по этому показателю представлена индексами в пределах значений от 60 до 129. Максимальная нагрузка в этом диапазоне колеблется от 250 до 1850 кг.

Дополнительные сведения

Существуют и другие показатели, которые указывают на ту или иную характеристику шины и могут наноситься не на все шины. К ним относятся:

  1. Маркировка камерной и бескамерной шины. Обозначается соответственно TT и TL.
  2. Обозначение сторон, на которые устанавливаются покрышки. Если есть строгое правило установки шин только на правую или левую сторону, то на них наносятся обозначения Right и Left соответственно. Для шин с ассиметричным рисунком протектора применяются надписи Outside и Inside. В первом случае боковину нужно установить с наружной стороны, а во втором – она устанавливается внутрь.
  3. Маркировка для всесезонных и зимних шин. Если на шинах имеются обозначения в виде «M+S» или «M&S», то они предназначены для эксплуатации в зимний период или в условиях грязи. Всесезонная резина маркируется как “All Season”. Рисунок снежинки говорит об ограничении эксплуатации шин только зимой.
  4. Интересно обозначается дата выпуска – тремя цифрами, которые означают номер недели (первая цифра) и год выпуска.
  5. Термостойкость автомобильной шины на больших скоростях определяется тремя классами: А, В и С – от высокого до низкого значения. Способность торможения шины на мокрой дороге обозначается как “Traction” и также имеет три класса. А степень сцепления на дороге имеет 4 класса: от наилучшего до худшего.
  6. Индикатор аквапланирования – еще один любопытный показатель, обозначающийся на протекторе значком зонтика или капли. Шины с таким рисунком предназначены для передвижения в дождливую погоду. А индикатор показывает, до какой остаточной глубины протектора шина не потеряет контакт с дорогой в связи с возникновением между ними прослойки воды.

Цветные метки и полосы на шине: необходимость и значение

Часто на шинах можно увидеть цветные точки и полоски. Как правило, эти обозначения являются служебными сведениями производителя и на качество и цену изделия не влияют.

Разноцветные метки

Разноцветные метки являются вспомогательной информацией для работников шиномонтажа. Рекомендации о наличии балансировочной метки, позволяющей собрать колесо с уменьшением величины балансировочных грузиков, содержатся в нормативных документах. Метки наносятся на боковую поверхность шины.

Различают следующие точки:

  • желтые – обозначают самое легкое место на шине, которое при монтаже должно совпадать с самым тяжелым местом на диске; в качестве обозначения может выступать желтая точка или треугольник;
  • красные – обозначают участок, где происходит соединение разных слоев покрышки – это самая тяжелая зона боковой стенки покрышки; наносятся на резину;
  • белые – это метки в виде окружности, треугольника, квадрата или ромба с цифрой внутри; цвет указывает на то, что изделие прошло контроль качества, а цифра – номер контролера, принявшего изделие.

При эксплуатации шин водителям нужно обращать внимание только на желтые метки. Напротив них при монтаже следует располагать ниппель.

Цветные полоски

Разноцветные линии на шинах необходимы для быстрого распознавания модели и типоразмера конкретной шины, хранящейся в стопках на складе. Информация также необходима производителю.

Цвет полосок, их толщина и расположение зависит от страны-производителя, даты производства и других факторов.

Что означает маркировка шин и ее расшифровка для легковых автомобилей: цифры и пиктограммы

Как выглядит маркировка типоразмера шины и ее расшифровка для легковых автомобилей: ширина высота и диаметр


Боковая плоскость колеса содержит много сведений. Только все они наносятся в виде зашифрованных меток и цифр, по-другому не получается – дефицит площади. Такой важный параметр как типоразмер выражен всего семью цифрами, одной буквой и слэшем. Смысл этих знаков прост.

Допустим, мы видим на боковине покрышки надпись Р225/60R16. На литеру «Р» не обращаем внимания – это американская система, обозначающая Passenger, т.е. баллоны для легковых авто. Нас же интересует стандартная маркировка шин и ее расшифровка для легковых автомобилей, в нашем случае цифры означают следующие параметры:

  • 225 – ширина баллона от боковины до боковины. Чем больше число, тем шире резина.
  • 60 – процентное соотношение высоты профиля к ширине. Шестьдесят процентов от 225 означают, что высота этой покрышки составляет около 135 мм.

  • R – конструкция автошины с радиальным кордом. Некоторые по неопытности считают, что буква означает радиус, но это не так!
  • 16 – это диаметр обода, на который можно установить шину. Значение представлено в дюймах. Да, и это опять же не радиус.

Высокий профиль или низкий: варианты комбинаций

Наш друг Георгий не задумывается над этим вопросом – тупо меняет покрышки один к одному, и все дела. Но ему-то простительно, маркировка автошин легковых автомобилей – это не про него. Вместе с тем для любого автомобиля допускается несколько сочетаний высоты профиля покрышки с диаметром диска. Другими словами, на одну машину можно установить диски как на 15 дюймов, так и на 17″, но с различной высотой резины.

Высокопрофильные колеса более мягкие в эксплуатации, но уступают низкопрофильным в управляемости, и наоборот. Последние обычно применяют на спортивных состязаниях, когда комфорт не настолько важен, как динамика и управляемость.

Параметры дисков и шин, указанные производителем авто, соблюдать все же придется. Нарушение рекомендаций может повлечь целый ряд нежелательных последствий:

  • Новые колеса не помещаются в колесную арку, а если и помещаются, то цепляют подкрылки при повороте.
  • Увеличивается нагрузка на ступичный подшипник, что ведет к его ускоренному износу.
  • Некорректные показания спидометра по причине изменившегося диаметра колеса.


К примеру, стоят у Георгия диски на 16″ с профилем резины 60, а он планирует поставить на 18 дюймов с такими же покрышками. Можно с уверенностью сказать, что ничего у него не получится. Ему лишь стоит запомнить два простых правила:

  1. Хотим повысить управляемость – уменьшаем высоту профиля и увеличиваем диаметр диска.
  2. Хотим больше комфорта – увеличиваем высоту профиля и ставим диск меньшего диаметра.

Приведенные советы по большей части относятся к летней резине, для зимних колес условия несколько другие, но об этом в следующих публикациях. Да, смотрим обозначения на резине своего автомобиля, и не забываем про заводские инструкции.

Модель, дата производства и производитель

Многие брэнды сегодня у каждого на слуху. Маркировка с именем производителя и моделью наносятся на боковине крупным шрифтом. С этим проблем не будет, другое дело – дата выпуска.

Все мы любим свеженькое, по такому же принципу нужно выбирать и покрышки. Большинство производителей гарантируют не менее пяти лет сохранности эксплуатационных свойств. Маркировка даты реализована при помощи четырех цифр: первые две – номер недели, две последние – год выпуска.

Например, имеем «0907», на деле числовой код обозначает, что баллон произведен на девятой неделе 2007 года. Или проще – в феврале 2007-го.

Расшифруем маркировку индексов скорости и нагрузки на автошинах легковых автомобилей: цифры и литеры

Далеко не на каждой шине можно мчать на всех парах. Существуют предельные значения скорости, при которых резина разрушается. За этот показатель отвечает индекс скорости. Наносится он на боковину, рядом с типоразмером.

На фотографии имеем индекс 97V, где литера «V» позволяет нам ехать максимум 240 км/ч. Другими словами, производитель гарантирует сохранение всех свойств покрышки в таком скоростном режиме на протяжении нескольких часов. Варианты расшифровки индексов приведены в таблице.

Теперь узнаем допустимую нагрузку, заметьте, на одно колесо. Выбираем по таблице строку с цифирью «97», и что видим: предел грузоподъемности – 730 кг. Надо учитывать, что на автошинах легкового транспорта подобная расшифровка надписи не является решающим фактором при выборе – значения обычно даются с запасом. Другое дело грузовики и микроавтобусы, здесь этот параметр предельно важен, и его нужно учитывать.

Зимние, летние или всесезонные

Еще одна важная характеристика – сезонность. Тема достойна отдельной статьи, поскольку здесь много факторов, имеющих свои тонкости. Все перечисленные в заголовке покрышки отличаются рисунком протектора, а также свойствами и составом. Но сейчас мы говорим только о наносимых обозначениях. Самые распространенные надписи:

  • M+S (Mud+Snow) – модель разработана для эксплуатации в снег и грязь, чаще всего это зимняя или всесезонная шина.
  • R+W (Road+Winter) – зимние покрышки для зимы.
  • AS или All Seasons – всесезонная резина.
  • Frost – изделие для арктической зимы.
  • Studless – нешипованный экземпляр.
  • Studable – шипованные покрышки.
  • Studdable – протектор рассчитан на установку шипов.
  • Снежинка – для использования в зимний период.
  • Зонтик – для дождливой погоды.
  • Солнце – для сухого асфальта.
  • Туча с капельками – для мокрого покрытия.

Дополнительная информация об автомобильной резине

Зацепился глаз за кружочек с надписью, скажем, Е4? Все просто – наша покрышка прошла сертификацию по стандартам ЕСЕ в Нидерландах. Цифр может быть от 1 до 48, подробные сведения в таблице:

  • Traction – тормозные свойства, уровень их качества оценивается по убывающей тремя ступенями: A, B, C.
  • Temperature – устойчивость конструкции к высоким температурам, буквенная классификация аналогична предыдущей характеристике.
  • Treadwear – эксплуатационный ресурс шин, прошедших сертификацию в Америке. Выражается трехзначной цифрой от 140 и выше. Например, спортивные колеса будут с индексом от 140 до 220, а экошины комфорт-класса – 400-500 единиц, бывает и более.

Цветовая индикация

Разноцветные линии по окружности протектора никакой ценной инфы для покупателя не несет. Производитель делает их в логистических целях, чтобы быстро определить нужную модель в складском помещении.

А вот на боковине иногда можно встретить желтый кружок диаметром около 10 мм. Это балансировочная метка, указывающая на самое легкое место автопокрышки. При монтаже важно, чтобы она оказалась рядом с ниппелем.

Красная метка указывает на самую жесткую область шины, которая образуется вследствие соединения ее слоев в процессе изготовления. При первичной комплектации машины на заводе метку совмещают с буквой «L» на диске, или же с белой маркировкой. Осуществляя обычный шиномонтаж по ходу эксплуатации авто, учитывайте, что расшифровка красной маркировки на летней или зимней резине не имеет значения. Здесь нужно руководствоваться только желтой меткой.

И все же базовой информацией для шиномонтажника служит указатель направления вращения. Для этого есть стрелка с надписью «Rotation» или клейма Outside и Inside.

Жорик считает, что прокол – это катастрофа, и не ведает он, несчасный, о покрышках с буквами Run Flat. А ведь именно они позволяют проехать на проколотом колесе до 150 км, но передвигаться придется скромно – не более 80 км/ч.