Что нужно для компьютерной диагностики автомобиля?

Компьютерная диагностика автомобиля своими руками и ее возможности

Проверка состояния узлов и агрегатов автомобиля — это важный процесс, позволяющий автовладельцу всегда знать о состоянии основных элементом любой машины. Поэтому у водителей иногда возникает необходимость самостоятельной диагностики. Соответственно, вопрос — как самому сделать компьютерную диагностику собственного автомобиля — для многих является актуальным. В этой статье мы ответим на него.

Для чего необходима компьютерная диагностика автомобиля?

Если вы решили произвести диагностику с помощью адаптера, вам наверняка будет интересно знать, что же даст эта процедура. В первую очередь, это возможность экономии финансовых средств и времени. Особенно, если автодиагностика проводится в тот момент, когда машина стала вести себя не правильно — делая проверку всех рабочих систем, можно получить информацию об их состоянии.

Проверка узлов транспортного средства

Все, что нужно, это просто подсоединить компьютер к диагностическому разъему и посмотреть за работой основных параметров. Если в работе тех или иных систем и узлов есть отклонения, проблема решается либо самостоятельно, либо с помощью специалистов. Если, к примеру, диагностика двигателя будет доверена специалистам, вполне возможно, что они просто возьмут с водителя деньги, продержав автомобиль несколько дней на станции в попытке найти неисправность.

Если же проводится самостоятельная диагностика авто, то вся процедура будет осуществляться быстрее и проще. У водителя есть отличная возможность своими руками выявить проблемы или хотя бы ее направления, и уже потом найти того или иного специалиста. Если же вы попытаетесь найти квалифицированного профессионала на СТО изначально, на это может потребоваться время. Тем более, что этот специалист должен разбираться в компьютерной диагностике, а сегодня таких людей не так много.

Разумеется, изучение всех тонкостей проверки транспортного средства — процесс не особо простой и на него потребуется время. Чтобы точно знать картину состояния узлов и систем, необходимо уметь расшифровать комбинации ошибок , которые будут получены в процессе (автор видео — Евгений Гордиенко).

Как все работает?

Та как же все работает? Специальное программное обеспечение для диагностики автомобиля, будь то трансмиссия, ДВС или электрика, отправляет импульс через СОМ-порт на тестер, а также контроллеру машины. Контроллер также отправляет ответный импульс. Утилита его получает, осуществляет обработку, после чего выдает результаты на дисплей компьютера.

Процедура обмена данными осуществляется по определенному протоколу. У каждого отдельного автопроизводителя этот протокол может быть собственным. Но, как правило, в большинстве случаев диагностика электрики автомобиля и прочих узлов осуществляется по протоколу ODB-2. Такой протокол имеет несколько недостатков. Во-первых, он поддерживается не всеми транспортными средствами, а во вторых — у него в целом ограниченные возможности.

Необходимо учитывать, что программное обеспечение обычно функционирует с тем или иным протоколом или определенными разновидностями. Например, для проверки транспортных средств компании VAG, которая выпускает автомобили Audi, Volkswagen, Seat, Skoda, может применяться программа VAG-COM. Данная утилита не позволяет избавиться от ошибки, с ее помощью можно только увидеть некоторые параметры, которые будут выведены на дисплей.

Обозначение контактов диагностического разъема

Руководство по проведению самостоятельной диагностики

Как сделать диагностику автоэлектрики или других узлов и агрегатов? Какие использовать приборы и параметры, как подключить автосканер в диагностический разъем с помощью кабеля, какая схема?

Что необходимо?

Чтобы диагностика автомобиля своими руками прошла успешно, вам потребуется подготовить несколько основных компонентов. В первую очередь, это специальный автомобильный адаптер. Это устройство представляет собой специальную схему, зафиксированную в пластиковом корпусе. Адаптер подключается по проводам к компьютеру, а также диагностическому выходу транспортного средства.

На сегодняшний день вариантов и производителей адаптеров огромное множество. Вне зависимости от типа и производителя, основным предназначением устройства является получение, анализирование и передача информации от проверочного разъема транспортного средства к компьютеру.

Сканер для диагностики автомобилей

Что касается компьютера, то он не обязательно должен быть наиболее современным — для проведения диагностики достаточно будет обычного ПК с минимальными параметрами. Наиболее компактным вариантом будет ноутбук. При необходимости можно использовать даже карманный компьютер, но для этого потребуется дополнительный разъем. Что касается непосредственно выбора ПК, то здесь каждый решает самостоятельно.

Основное требование для диагностирования и выявления неисправностей — это удобство процедуры. Но всегда помните о том, что слишком длинный кабель для соединения, длина которого составит более пяти метров, использовать не актуально, так как может теряться сигнал.

Помимо этого, может возникнуть потребность снять основные параметры с транспортного средства по время езды. В этой случае наиболее оптимальным будет именно применение ноутбука. Если вам необходимо проверить и ценить наиболее важные функции, в динамике машины нет необходимости. В принципе, большая часть процедур осуществляется на холостых оборотах, более того, иногда бывает такое, что для проверки не нужно даже заводить мотор.

Если вы планируете в будущем регулярно проводить процедуру диагностики с помощью ноутбука, возможно, актуально будет приобрести подержанный компьютер и использовать его с этой целью. Тем более, что вам не нужен мощный и современный девайс — главное, чтобы он был оснащен КОМ-портом, но если его нет, то проблему можно решить покупкой переходника.

Скриншот утилиты для проверки узлов авто

Этапы компьютерной диагностики

Итак, как производится проверка своего автомобиля:

  1. В первую очередь, чтобы произвести проверку состояния всех агрегатов, механизмов и узлов, необходимо установить все нужно программное обеспечение на компьютер. Утилита выбирается в соответствии с производителем автомобиля. Рекомендуем заранее ознакомиться с отзывам автолюбителей в сети, чтобы знать, какая программа выдает наиболее точные результаты.
  2. Как сказано ранее, процесс обмена данных производится по определенному протоколу. После того, как вы установите все необходимое программное обеспечение на ноутбук или компьютер, потребуется подключить адаптер к диагностическому разъему.
  3. После того, как подключение произошло, необходимо выполнить настройку канала передачи информации своего компьютера с электронным блоком управления авто. Только после синхронизации устройств можно приступить к процедуре сканирования.
  4. Когда вы запустите программу, утилита начнет диагностику и тестирование тех или иных параметров, а также будет сравнивать их с заданными. Все полученные в ходе проверки результаты будут продемонстрированы на экране ноутбука. В том случае, если в работе узлов есть отклонения, они будут показаны на экране компьютера в виде комбинаций ошибок. Процедура проверки может осуществляться при работе двигателя на холостых оборотах, на определенной частоте оборотов либо же при выключенном двигателе.
  5. После того, как сделанная диагностика покажет результаты, можно делать и выводы. К примеру, как видно по фото диагностика авто может вовсе не выдать ошибок — это хороший исход событий. Если же проведенный этап выдал несколько комбинаций цифр и символов, то вам необходимо определить, что же означают эти коды. Имея информацию о том, какие поломки есть в вашем транспортном средстве, вы всегда сможете заранее просчитать, как вам придется потратится для ремонта и сколько времени на это нужно будет.

Проведение диагностики с помощью ноутбука

Есть неисправности, произвести ремонт которых можно своими силами. К примеру, если система показывает неисправность датчика, в первую очередь необходимо проверить его контакты и проводку. Вполне возможно, что с датчиком все в порядке, а наличие ошибки обусловлено окислением контактов или обрывом проводки. В принципе, даже поломка того или иного регулятора — не такая уж проблема, ведь заменить его вполне возможно своими силами. В том случае, если поломка будет более серьезной, есть смысл попросить помощи у специалистов.

Заключение

Итак, напоследок предлагаем вам усвоить несколько рекомендаций:

  1. Чтобы проведенный процесс диагностики был наиболее полноценным, а результаты — точными, вам нужно не только знать, как включается адаптер и как настроить программное обеспечение. Помимо этого, вы должны понимать, как работает агрегат или узел, к примеру, трансмиссия или двигатель, который подвергается проверке.
  2. Выявить неисправность и устранить ее — не совсем одно и то же. В том случае, если специалист, который проводит проверку автомобиля, рекомендует купить ту или иную деталь, необходимо точно убедиться, что это поможет. Как сказано выше, иногда проблемы могут быть обусловлены проводкой — обрывом или замыканием, поэтому замена тех или иных устройств помогает далеко не всегда.

На данный момент не обязательно подключать машину к компьютеру — есть мобильные приложения для смартфонов и адапторы к ним. Прочитать и удалить ошибки можно и с телефона.

Читайте также  Gt что это значит в автомобиле?

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Пошаговая инструкция по проверке авто»

Подробная и наглядная инструкция по диагностике приведена на видео ниже (автор видео — VD Test).

Сделать диагностику автомобиля: как ее провести самому

Немало автолюбителей могут дать ценные советы на тему того, как произвести диагностику автомобиля, не прибегая к услугам специалистов. Сделать диагностику автомобиля можно специальными приборами, это значительно сократит риски того, что при покупке машины вас обманут. А еще диагностика автомобиля самим водителем позволит вам значительно сэкономить на сервисных интервалах, динамических ошибках и многом другом.

Компьютерная диагностика автомобиля

Диагностика автомобиля компьютерным способом предполагает чтение ряда ошибок, чтобы оценить общее состояние машины при помощи опроса электрических систем.

Необходимость проведения такой диагностики обусловлена такими факторами:

  • чтобы оценить состояние автомобиля при покупке;
  • выявить причины ошибки «чек инжин»;
  • чтобы оценить масштабы проведения сервисных работ.

Чтобы провести диагностику автомобиля компьютерным способом, вам потребуются на выбор:

  • ПК;
  • нетбук;
  • ноутбук;
  • планшет;
  • смартфон;
  • портативный сканер.

Чтобы сделать такую диагностику самостоятельно, нужно знать следующее:

  • где расположен диагностический разъем в машине;
  • навыки обращения с прибором, который оснащен программным обеспечением;
  • как работать с информационными базами в интернете;
  • уметь расшифровывать коды ошибок и сокращения.

Диагностика автомобиля посредством сканера

Почти все СТО и мастерские располагают такими диагностическими приборами, как сканеры или тестеры. Чаще всего диагностику автомобилей проводят посредством:

  • сканеров кодов;
  • мотор-тестеров.

Сканер кодов диагностики представляет собой прибор на основе микропроцессора, который считает информационные коды из памяти электронного блока управления. Его для этого подключают прямо к диагностическому разъему. Сканер позволяет выполнять следующие действия:

  • расшифровать коды;
  • считывать из памяти коды ошибок;
  • классифицировать коды на текущие и установленные;
  • интерпретировать электронный блок текущих значений от датчиков;
  • активизировать некоторые элементы автомобильной системы;
  • перезаписывать в блок коэффициенты.

А вот мотор-тестер – это универсальный диагностический сканер, которым можно измерять параметры работы ДВС. Информация измеряется посредством датчиков и пробников, которые могут идти в комплекте со сканером.

Мотор-сканером можно измерять такие параметры:

  • температуру масла;
  • напряжение АКБ;
  • частоты движений коленвала;
  • генераторный и стартерный ток;
  • напряжение цепи зажигательной системы;
  • давление и разряжение впускного коллектора и т.д.

Тестеры оснащены цифровыми осциллографами, поэтому они являются высокоточными измерителями данных.

Можно ли провести диагностику автомобиля при помощи смартфона?

Нередко автолюбителя проводят проверку технического состояния автомобиля посредством планшета либо мобильного телефона, в котором присутствует специальная программа. Можете отыскать видео в Интернете, где планшет или телефон применяется как бортовой компьютер и показывает точные показатели оборотов двигателя, температуру топлива и его расход и многое другое. Эти гаджеты могут быть применены не только как датчики, но и как сканеры для полноценной диагностики автомобиля, если их подключить к специальному беспроводному устройству.

Подобный прибор нужно подключить к штатному диагностическому разъему на машине, который чаще всего расположен с левой стороны от рулевой колонки, потом посредством Bluetooth он начинает передать в ЭБУ двигателя коды ошибок и прочие данные. Помимо определения кодов ошибок, с помощью телефона можно получить полное их описание и расшифровку. А еще такой способ диагностики можно применять и на ходу автомобиля, устройство без труда будет считывать информацию с блока управления.

Итак, как же правильно провести диагностику самостоятельно при помощи того же смартфона или планшета? Все очень просто:

  • подключите к автомобильному разъему адаптер;
  • соедините его с планшетом или телефоном через «Блютуз»;
  • активируйте соответствующее ПО.

Такой способ диагностики подходит для владельцев практически всех автомобилей младше 20 лет. Что же касается марок, то так можно проводить диагностику машин «Тойота», «Киа», «Хюндай» и т.д. А вот некоторые автомобили марки ВАЗ (например, 2109) не оснащены специальным портом, тогда можно вместо адаптера использовать ДАТА-кабель. Приобрести его не составит труда, поскольку ассортимент подобных кабелей огромен. Очень важно подобрать его в зависимости от марки автомобиля. Кроме того, нюансы диагностики зависят от используемой программы.

Программы для диагностики автомобилей

Некоторые автолюбители на профильных форумах рекомендуют для диагностики применять программу Torque Pro. Ее возможности таковы:

  • с ее помощью можно мониторить все параметры автомобиля в режиме онлайн;
  • возможность проведения полной диагностики вместе с GPS-трекером , или без;
  • программа работает на платформе ОС «Андроид».

Некоторые программы имеют возможность автоматически отправлять СМС с кодами ошибок, которые вы можете предоставить на СТО для ремонта автомобиля.

Если у вас старый телефон, работающий на ОС Windows Mobile, и поддерживает Java, то рекомендуем установить программу Check-Engine. Она может выполнять такие функции:

  • в режиме онлайн выводить параметры работы ДВС;
  • проводить расшифровку и удалять ошибки из памяти блока;
  • отправлять СМС-ки с кодами ошибок и неисправностей автомобиля.

Итак, как видите, при наличии всего трех составляющих (телефона или планшета, установленной специальной программы и адаптера) мы можем провести полноценную диагностику своего автомобиля.

Самостоятельно провести компьютерную диагностику машины – это не только легко, но еще и очень интересно. Вы можете только с помощью телефона выявить погрешности автомобиля при покупке и попросить сделать скидку, ссылаясь на их наличие. Кроме того, вы защитите себя от обмана при совершении сделки с подержанным авто.

Механическая диагностика автомобилей

Сделать автомобильную диагностику своими руками можно и без применения телефона и других чудес современной техники. Например, вы можете проверить автомобиль по акустическому шуму, благодаря чему вы сможете проанализировать состояние сопряжений при запущенном двигателе. При этом стоит учитывать разницу в скоростях вращения обоих валов движка. И помните, что частота вращения распредвала вдвое ниже аналогичного показателя коленвала. Неисправности могут быть двух видов:

  • неисправности в ГРМ;
  • в цилиндропоршневой группе.

Подготовка и проведение диагностики

Для начала нужно провести подготовительные мероприятия:

  • регулируется сам двигатель и его системы;
  • проверяются все навесные агрегаты;
  • проверяют крепления. Источником шума могут быть они.

Чтобы облегчить работу, разделите шумы на зоны, чтобы проще выявить источник проблемы. Подвеску автомобиля можно диагностировать с помощью стетоскопа, оснащенного механическим датчиком.

Чтобы лучше прислушаться к нужной зоне, возьмите трубку для прижатия из дерева. Послушайте сначала навеску, чтобы получить более достоверные сведения по шумам. Отключите насос ГУР, генератор или помпу, снимите ремни для крепежей. Навеску нужно внимательно прослушать в узлах трения и сравнить эти звуки с теми, которые вы слышите в новых узлах.

Автомобильный движок нужно слушать при целиком холодном или целиком прогретом состоянии и на различных оборотах. Чтобы правильно проанализировать шумы изменяйте обороты с разной динамикой. Для того чтобы определить увеличение теплового зазора в клапане, помните, что на холостых присутствует характерное таканье. Если тепловой зазор отрегулирован верным образом, то тогда источником неисправности будет неравномерный износ поверхностей, которые касаются друг друга.

Характеристика звуков

Иногда при холодном запуске двигателя может появиться стрекотание, которое прекращается при прогреве мотора. В основном это нормально, но если характерный звук не умолкает, это говорит о наличии неисправностей в плунжерной паре толкателя. Он сигнализирует об износе направляющих втулок клапанов, что подтверждается подношенными сальниками. Если звук достаточно резкий, значит, зазор между гнездом в блочной головке и толкателем крана достаточно велик. При прогревании двигателя звук медленно пропадает.

При этом этот звук не сильно опасен, а вот глухой звук, частота которого двое меньше частоты движения коленвала, говорит о том, что нужно заменить подшипники распредвала. Его хорошо слышно при прогревании мотора на холостых оборотах. Бояться не нужно, но проверьте ГРМ как можно скорее.

Если вы слышите слабый звонкий звук, то это может быть свидетельством большого зазора между поршневой юбкой и стенкой цилиндра. Это не слишком страшно, то не откладывайте ремонт надолго.

Какие звуки считаются опасными?

Особое внимание нужно обратить на звонкий стук из ЦПГ. Это может сигнализировать о поломках в сопряжении шатуна и шатунной шейки. При увеличении оборотов стук усиливается, а проходит при отключении цилиндра от системы зажигания. Если у вас дизельный мотор, то можете несколько расслабить гайку форсунки, чтобы перекрыть подачу топлива. Такая неполадка чаще всего является следствием неправильной эксплуатации автомобиля.

Читайте также  Как работает коробка вариатор на автомобиле?

Если вы слышите глухой стук, значит, имеется большой зазор в коренных подшипниках на коленчатом валу. Если он усиливается при быстром понижении мотора, значит, что давление масла находится ниже нормы, и могут быть серьезные проблемы.

Хлопки сигнализируют об ослаблении цепей или проблемах с цепным механизмом. Их слышно сильнее на холостых или же при резком сокращении оборотов.

Как видите, некоторые неполадки автомобиля можно выявить посредством прослушивания тех или иных зон, причем делать это не так сложно.

Однако, конечно же, компьютерная диагностика будет более полной и достоверной. Стоит добавить, что в СТО проведение компьютерной диагностики стоит небольших, но денег. А зачем их тратить, если все можно сделать самому, имея на руках лишь телефон и специальных адаптер. А сэкономленные деньги лучше потратить на себя или на автомобильные аксессуары.

Компьютерная диагностика автомобиля: что это и для чего нужно

Содержание статьи

  1. Что такое компьютерная диагностика автомобиля
  2. Как проводится компьютерная диагностика
  3. Когда и как часто нужно проходить диагностику?
  4. Плюсы прохождения диагностики
  5. Можно ли провести диагностику своими руками?

Современный автомобиль требует современных способов обслуживания. Одним из таких способов поддержания авто в отличном состоянии является компьютерная диагностика автомобиля.

В чем ее преимущества, зачем она нужна и как проводится – расскажем подробно.

Что такое компьютерная диагностика автомобиля

Современный автомобиль – это сложная система, где все взаимосвязано и управляется, контролируется электроникой. Электронные схемы присутствуют во всех узлах и механизмах: в двигателе, ходовой, трансмиссии, подвеске, тормозной системе и так далее. Самый важный элемент авто – двигатель, находится под контролем ЭСУД – электронной системы управления двигателем, которой можно управлять с помощью электронного блока управления (ЭБУ).

Множество датчиков, расположенных в важнейших частях автомобиля, помогают оперативно реагировать на сбои в работе и выявлять неисправности с помощью компьютера. Нужно ли говорить, что это значительно облегчает путь диагностики. Например, при сбое в работе двигателя, для выявления причины нужно снять или разобрать двигатель, навесное и многое другое, что требует времени и представляет собой сложный процесс. К тому же, соответственно, проведение таких работ в автосервисе стоит недешево.

Компьютерная диагностика позволяет выявить причину гораздо быстрее и проще. С ее помощью можно проверить любые механизмы, имеющие взаимодействие с ЭСУД. Это двигатель, уже названный выше, система зажигания, впрыска. Также проверяется ABS, EGR и AVCS, EPS, АКПП, подушки безопасности.

Как проводится компьютерная диагностика

Что же показывает диагностика и сколько времени занимает? Специалист оценивает работу механизмов, сравнивая с принятыми нормальными показателями. Для этого через специальный диагностический разъем к бортовой системе подключается сканер. Устройство считывает ошибки, просматривая информацию. Данные транслируются на монитор, специализированная программа расшифровывает коды и выдает конечный результат. В зависимости от множества факторов процесс может занимать от десяти минут до трех часов.

Качество зависит от уровня профессионализма специалиста и используемой аппаратуры. Обычно применяются следующие устройства:

  • Сканеры. Бывают дилерские, рассчитанные на авто определенных марок, оборудованные специализированной программой и используемые в дилерских центрах. Сканеры, созданные исключительно для одной марки, имеют высокую точность и широчайший набор функций. Такие устройства могут выявить ошибку и предложить путь устранения указать точное нахождение неисправности, вносить коррекции в программу бортового компьютера. Дилерский сканер в руках неопытного пользователя может вызвать серьезный сбой в работе авто, поэтому такую проверку доверьте профессионалам.
  • Мультимарочный сканер подходит к разным маркам, выявляет место поломки и код ошибки.
  • Портативный сканер, как правило, применяется в небольших автосервисах. Служит для определения кода и локации поломки.
  • Мотор-тестеры используются для выявления состояния системы зажигания, напряжения, цилиндров, клапанов, поршней и других механизмов.
  • Газоанализаторы, как следует из названия, изучают состав выделяемого газа, выявляя поломки мотора.

Когда и как часто нужно проходить диагностику?

Исправный автомобиль рекомендуется проверять раз в год. Профилактические осмотры помогут выявить дефекты, никак себя не проявляющие и предотвратить серьезные поломки, а также снизить вероятность аварийной ситуации.

Тревожные симптомы, свидетельствующие о поломке, требующие незамедлительного проведения процедуры, могут иметь разный характер. Наиболее распространенные:

  • Сигнализирует о нарушении двигателя повышенный расход топлива, повышение или понижение оборотов на холостом ходу, неустойчивая работа мотора. Также должны насторожить увеличение времени прогрева, потеря мощности, посторонние звуки при работе мотора.
  • Срочная диагностика подвески необходима при появлении гула, стука, других шумов при поворотах, на неровностях. Также диагностирование требуется при неравномерном износе резины, увеличении хода рулевого колеса, несвоевременном срабатывании системы АВС.
  • АКПП заявляет о неисправности посредством рывков, шумов при переключении, невозможности переключения. Симптомом сбоя также служит повышение расхода топлива и масла.
  • Появление сигнала «Check» на панели приборов.

Кроме того, проходить процедуру следует перед поездкой на большие расстояния. Такая проверка поможет вовремя определить назревающие проблемы, провести необходимый ремонт и избежать поломок в пути.

Также процедуру проводят перед приобретением подержанного авто. Многие недочеты трудно или невозможно заметить при осмотре, услуга поможет достоверно определить неполадки, как имеющиеся, так и назревающие. Опытный мастер расскажет обо всех минусах автомобиля, а вы сможете избежать покупки «кота в мешке».

Плюсы прохождения диагностики

Процедура обладает рядом неоспоримых преимуществ. В первую очередь, плюсом будет доступная стоимость услуги. Обращаясь в надежный автосервис, можно определить любую неисправность со 100% точностью, экономя время и деньги.

Профилактические проверки позволят вовремя выявить проблему, избежать неприятностей на дороге и дорогостоящего ремонта.

Плюс услуги — скорость и легкость: в некоторых случаях проверка займет не более десятка минут. Часто только компьютерная диагностика может помочь избежать сложных манипуляций, требующих снятия частей механизма.

Важна точность результата, позволяющая установить причину и место сбоя и тут же приступить к ремонту любой части авто – двигателя, коробки переключения передач, подвески и других механизмов.

Можно ли провести диагностику своими руками?

Провести профилактический осмотр возможно самостоятельно. Необходимо приобрести адаптер с разъемом OBD-II и скачать специальную диагностическую программу на компьютер, ноутбук, планшет или телефон. При покупке обратите внимание, подходит ли оборудование для марки авто.

Подключите сканер, заведите двигатель, затем программу. На экране отобразится информация о состоянии системы, коды ошибок и расшифровки.

Самостоятельная диагностика менее функциональна, чем процедура в специализированном сервисе, но подойдет как способ контроля состояния.

Mrs-1 › Блог › Компьютерная диагностика авто: для чего это нужно?

Практически все современные автомобили насыщенны разнообразными электронными системами. Это и предопределило появление, а равно востребованность такого вида диагностики как компьютерная, способной эффективно и быстро определить все основные неполадки авто. В данной статье мы обсудим, что такое компьютерная диагностика автомобиля и для чего она нужна?

Что такое компьютерная диагностика?

Компьютерная диагностика автомобиля – это процесс, при котором происходит чтение кодов возможных неисправностей на основных узлах, стирание этих кодов и последующая их коррекция. Для этого могут применяться как дилерские сканеры, так и прочие системы. К ним относятся OEM, мультифункциональные стенды, портативные ридеры. Современное диагностирующее оборудование и программное обеспечение позволяют считывать и засекать малейшие изменения в работе систем управления двигателем, трансмиссией, панели приборов и прочих.

Все текущие данные демонстрируются на одноканальном мультиметре, причем в режиме реального времени. Одновременно можно прослеживать до 4-х графиков техпараметров, выбрав наиболее удобный вид их отображения. Современные системы диагностики, которые может предоставить только лишь сертифицированный автосервис, позволяют также перекодирование параметров. Делается это с целью повышения мощностных характеристик авто — чип-тюнинга.

К примеру, часто производится перенастройка блока управления, чтобы оптимизировать его под данную комплектацию авто. Она включает в себя корректировку оборотов холостого хода или регулировки топливной системы. А, загрузив дополнительные плагины, можно перепрограммировать электронику авто под интерфейс более новых моделей данной линейки, причем тех, которые только вот-вот сойдут с конвейера. Система автоматически идентифицирует различия, не требуя выставления вручную изначальных и конечных параметров.

Как правило, компьютерная диагностика авто проводится, либо когда на панели приборов сама система диагностирует о неисправностях (загораются пиктограммы ошибок), либо когда сам автолюбитель отмечает некорректность в работе тех или иных узлов/систем, требуется удостовериться (например перед покупкой авто с пробегом) в каком действительно техническом состоянии находится транспорт. Или же, можно проводить компьютерную диагностику, как советуют специалисты, минимум один раз в год (зависит от технического состояния вашего авто).

Читайте также  Что такое карбюратор в автомобиле?

По сути, компьютерная диагностика — это очень эффективный и современный способ самой тщательной проверки электронных систем авто с целью выявления и предупреждения неисправностей. Благодаря ей удается получить правдивую информацию о текущем состоянии блоков управления, деталей и узлов автомобиля.

Как проводится компьютерная диагностика авто?

К бортовым системам, через диагностические специальные разъемы, подключают довольно сложный, с серьезным программным обеспечением сканер, который и считывает все транслируемые автомобилем коды.

Полученные коды расшифровываются специалистами, опять же с помощью специальных программ, и на основе полученной информации выносится заключение о наличие тех или иных сбоев или неполадок. Саму же компьютерную диагностику можно подразделить на целый ряд операций, среди которых:

Диагностика подвески. Требуется при обнаружении автолюбителем неравномерного износа резины, стука/гула во время резких поворотов или при движении на постоянной скорости, на неровной дороге. Так же, если отмечен снос задней или передней оси при резких поворотах, преждевременно срабатывает АВС или отмечено увеличение свободного хода рулевого колеса.

Компьютерная диагностика двигателя. Проводится, если автолюбитель стал замечать, что двигатель долго разогревается, возрос расход топлива, двигатель работает неустойчиво или плохо заводится, потерял мощность, отмечен белый или черный дым при выхлопе, присутствуют посторонние шумы, холостые обороты понижены/повышены. Во время диагностики проверяется: система впрыска; электроснабжение; измеряется компрессия.

Компьютерная диагностика АКПП. Следует проводить, если не включается одна из передач, есть заметные рывки, шумы или пробуксовка при переключении передач, увеличен расход топлива, отмечена утечка масла. При диагностике считываются коды ошибок блока управления АКПП, проводится оценка показаний датчиков температуры рабочей жидкости и положения дроссельной заслонки, а так же положение селектора АКП.

Если сравнивать компьютерную диагностику автомобиля с более традиционной, то первая скорее может рассматриваться как вершина диагностической технологии, поскольку довольно быстро и качественно позволяет обнаружить практически все неисправности и не требует особых затрат времени и сил.

Компьютерная диагностика автомобиля

Суть большинства ремонтных работ понятна без технических навыков — поврежденную деталь меняют, поцарапанный кузов полируют, мятое колесо прокатывают. С компьютерной диагностикой автомобиля все сложнее — водителю сообщают результат, не вдаваясь в нюансы процесса. Наш эксперт расскажет о том, что представляет собой эта услуга.

Когда делать компьютерную диагностику?

Электронику нужно проверять при неисправности любой системы, которой она управляет. В их число входят: двигатель, коробка передач, зажигание, впрыск топлива, нейтрализация выхлопных газов, тормоза, освещение, бортовое мультимедиа, рулевое управление и все электрические цепи. В Audi Q7, Toyota Land Cruiser Prado 150 и других премиальных автомобилях электроника управляет даже подвеской, регулируя величину дорожного просвета и уровень жесткости амортизаторов.

Верные признаки того, что вашей машине нужна компьютерная диагностика:

  • загоревшаяся лампочка Check Engine на приборной панели;
  • неровная работа мотора, шум и вибрации из-под капота;
  • рывки при переключении передач;
  • густой дым из выхлопной трубы в теплую погоду;
  • увод в сторону при торможении;
  • перегрев двигателя;
  • долгий запуск мотора;
  • быстрая разрядка аккумулятора;
  • неработающие кнопки, переключатели и сенсорные панели в салоне.

Нужно помнить, что электроника не всесильна — она не видит некоторые поломки или ошибочно считает их малозначительными. Лампочка загорается не всегда — иногда сбой удается выявить только при профессиональной компьютерной диагностике. Поэтому специалисты рекомендуют проводить процедуру хотя бы один раз в год, а лучше два — в начале зимы и лета. Компьютерную диагностику делают перед долгой поездкой, при покупке подержанного автомобиля и после длительного хранения машины.

Как проводится компьютерная диагностика?

Начиная с 2004 года во все автомобили устанавливается разъем OBD-II. К нему подключается сканер, который выявляет ошибки, считывает ключевые параметры и позволяет редактировать некоторые настройки.

Разъем есть и в некоторых автомобилях, выпущенных ранее. В США его устанавливают с 1996 года. С 1989 года использовалась менее популярная система компьютерной диагностики OBD-I, которая сейчас встречается очень редко.

Процедура начинается с проверки электрической части мультиметром. Нужно удостовериться, что все разъемы целы, аккумулятор заряжен, в сети есть достаточное напряжение и нет утечки тока. При неисправности электрики компьютерная диагностика автомобиля может давать ложные результаты. Далее опрашивается владелец машины. От него требуется минимум информации — как ведет себя авто, какие есть жалобы, что необычного в последнее время.

После этого к диагностическому разъему OBD-II подключается сканер. Вначале специалист проверяет записи об ошибках, позволяющие выявить наиболее серьезные проблемы. Цифры и буквы в коде неисправности позволяют уточнить место поломки. К примеру, в P0112: P — двигатель и трансмиссия, 01 — система впуска, 011 — датчик температуры воздуха, 0112 — низкая температура.

Затем проводится компьютерная диагностика по жалобам владельца авто. Грамотный специалист знает, чем может быть вызвана неисправность и какие параметры нужно проверить. Например, если автомобиль стал хуже слушаться руля, стоит обратить внимание на напряжение электроусилителя в состоянии покоя и в момент поворота.

Если нужно, диагност запускает исполнительные механизмы при помощи сканера. Проверяя работу вентилятора охлаждения, приводов стеклоочистителей, реостатов электронно-управляемой подвески и других систем, он ищет неисправное звено цепи.

Какие приборы используются при компьютерной диагностике?

Самый простой вариант — ноутбук с переходником OBD-II, который подключается к порту USB. В этом случае все зависит от программного обеспечения. Бесплатные программы для компьютерной диагностики могут только считывать ошибки. Стоимость профессиональных приложений доходит до 50–100 тысяч рублей.

Сканеры делятся на три категории:

  • у портативных моделей такой же набор функций, как у бесплатной программы — посмотреть и сбросить ошибки;
  • мультибрендовые сканеры проверяют параметры, которые есть у всех машин без исключения — объем потребляемого воздуха, напряжение генератора, положение дроссельной заслонки и другие;
  • дилерские сканеры для компьютерной диагностики работают с системами, которые используются конкретным производителем и есть в определенных моделях машин. Они дают наиболее полную информацию, но стоят дороже и продаются только авторизованным сервисным центрам.

Иногда одного сканера недостаточно для комплексной проверки состояния авто. Газоанализатор помогает проверить состояние выхлопа. Осциллограф выявляет неисправности механизма ГРМ. Мультиметры с переменным сопротивлением позволяют оценить исправность электромоторов. Сканеры с функцией логирования записывают информацию на ходу, собирая нужный мастеру массив данных.

Что выявляет компьютерная диагностика и что делать с результатами?

Компьютерная диагностика показывает 90 % неисправностей двигателя, коробки передач и бортовой электросети. В случае с подвеской можно говорить только об активных компонентах, управляемых электроникой — в бюджетных автомобилях их нет вовсе. При диагностике тормозной системы компьютерное сканирование выявляет проблемы, связанные с работой АБС и других цифровых «помощников». В рулевом управлении можно проверить состояние усилителя и рейки.

Дальнейшие действия зависят от вас. Лучше всего ремонтировать автомобиль на том же СТО, где вы делали компьютерную диагностику. Зная суть проблемы, мастер быстрее доберется до ее причины. Подробную информацию вам не предоставят, поэтому в другом сервисном центре придется объяснять все на словах, рискуя упустить важные подробности.

Можно ли сделать компьютерную диагностику самостоятельно?

Если вы собираетесь ремонтировать автомобиль своими руками или профессионально заниматься диагностикой в будущем, можно купить портативный или мультибрендовый сканер, чтобы получить нужные навыки. В остальных случаях покупка дорогостоящего устройства будет бесполезной.

Другой вариант — приобрести переходник для подключения к ноутбуку или Bluetooth-адаптер для соединения со смартфоном. В таком случае можно выбрать подходящее приложение: бесплатное — для просмотра ошибок или профессиональное — для расширенной компьютерной диагностики. Существуют и программы, которые распространяются на условиях подписки — вы платите за них только тогда, когда пользуетесь.

Компьютерная диагностика — непростая задача. Чтобы найти причину поломки, нужно знать расшифровку кодов ошибок, понимать принцип действия всех узлов и механизмов, а также знать, как связаны между собой разные параметры. Без этого данные на экране останутся бессмысленным набором цифр и букв.

Сколько стоит компьютерная диагностика?

Стоимость компьютерной диагностики — от 500 до 3 000 рублей в зависимости от марки и модели автомобиля, города и наличия акционных предложений. Многие СТО проводят бесплатную диагностику для постоянных клиентов и для тех, кто оплачивает счета на большую сумму. Профессиональная диагностика в течение 3–5 лет обходится намного дешевле, чем покупка сканера и другого оборудования для самостоятельной проверки автомобиля.